Введение
Течение сифилиса подразумевает смену периодов развития заболевания [1], каждый из которых характеризуется свойственной ему клинической картиной, показаниями серологических тестов, степенью эпидемической опасности [2]. Для ранних периодов сифилиса характерны специфические клинические проявления [3], хорошо известные практическим врачам, однако полиморфизм клинических проявлений может стать источником диагностических ошибок [4]. У пациентов с хроническими дерматозами в анамнезе проявления сифилиса могут имитировать стадию обострения дерматоза [5]. Диагностика у таких пациентов должна быть комплексной и включать в себя сбор анамнестических данных, подтверждающих наличие хронического дерматоза, сбор полового анамнеза, обследование половых контактов, результаты серологических тестов и сведения о клиническом эффекте от проведенного лечения [6].
Применение методов лабораторного и клинического обследования позволяют врачу предположить специфический характер поражения [7].
Цель работы — обратить внимание врачей на клинический полиморфизм проявлений вторичного периода сифилиса, особенно у пациентов, страдающих хроническими кожными заболеваниями.
Приводим наблюдение.
Пациент М., 1992 года рождения, обратился в ЦОСМП МНПЦДК в январе 2019 г. с жалобами на зудящие высыпания на коже туловища и конечностей, возникшие 1,5 мес назад без видимых причин. В анамнезе хроническая экзема, последнее обострение около года назад. В детстве — атопический дерматит, не проявляется с 15-летнего возраста, ВИЧ-инфекция с 2016 г.
Представлена выписка от дерматолога частного медицинского центра с диагнозом: хроническая экзема. Стадия обострения. По этому поводу проведено следующее лечение: раствор дипроспана 2 мл внутримышечно, однократно, антигистаминные, десенсибилизирующие препараты. Наружно кортикостероидные мази. На фоне лечения положительной динамики не отмечено. Пациент направлен в центральный отдел специализированной медицинской помощи МНПЦДК для консультации, уточнения диагноза, определения тактики ведения.
На момент осмотра кожный процесс носит распространенный, симметричный, островоспалительный характер. На коже туловища, конечностей эритематозно-сквамозные сливные очаги с серозными чешуйками на поверхности. Дермографизм красный (рис. 1). Половые органы развиты правильно по мужскому типу, паховые лимфатические узлы не увеличены. Выделений из мочеиспускательного канала нет, наружное отверстие мочеиспускательного канала, перианальная область без особенностей. На волосистой части головы волосяной покров сохранен, волосы не повреждены. Слизистая оболочка полости рта свободна от высыпаний.
Рис. 1. Пациент М. до начала антибиотикотерапии.
С учетом данных анамнеза, результатов клинического осмотра предположен диагноз: экзема? Рекомендована госпитализация в стационарное отделение филиала Клиники им. В.Г. Короленко для дообследования, уточнения диагноза и лечения.
На догоспитальном этапе выполнено скрининговое исследование на сифилис.
Результаты исследований: 11.01.19 РМП 4+ 1/64, РПГА 4+ 1/655360, ИФА IgM отр., IgG положит. к/п 9,4. При исследовании соскоба на грибковую инфекцию патогенные грибы не обнаружены. В клиническом и биохимическом анализах крови отклонений показателей от нормы не выявлено.
Из анамнеза заболевания: пациент в октябре 2017 г. лечился по поводу раннего скрытого сифилиса в частном медицинском центре, на клинико-серологическом контроле не состоял. Самостоятельно в августе 2018 г. сдал кровь на серореакции: РМП отр., РПГА 1/2560, ИФА IgM отр., IgG положит. к/п 2,57. Не женат, постоянного полового партнера нет. Отмечает периодические половые контакты с малознакомыми женщинами. Контакты не всегда защищенные презервативом.
Рекомендована консультация в центре снятия с учета по сифилису для проведения ликворологического исследования, от которого пациент отказался. Назначено специфическое лечение цефтриаксоном по 1 мл 1 раз в день внутримышечно, ежедневно, 20 дней.
После 1-й инъекции отметил повышение температуры тела до 38,10C, озноб. На фоне проведения противосифилитического лечения цефтриаксоном кожный процесс разрешился до пятен вторичной гиперпигментации (рис. 2), зуд прекратился.
Рис. 2. Пациент М. после окончания курса антибиотикотерапии.
Заключение
Представлен случай вторичного сифилиса кожи и слизистых оболочек у ВИЧ-инфицированного пациента с атопическим дерматитом и хронической экземой с клиническими проявлениями сифилиса — экземоподобными сифилидами, что является редким явлением и в данной ситуации привело к несвоевременной диагностике специфического процесса у пациента с хроническим дерматозом.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.