Порядки оказания медицинской помощи являются документами, утверждаемыми приказами Минздрава России, обязательными для исполнения всеми медицинскими организациями, что обеспечивается нормативными правовыми актами (НПА) по вопросам контроля в сфере здравоохранения. В то же время новые вызовы сферы здравоохранения, такие как «регуляторная гильотина»1 и разработка вертикально интегрированных медицинских информационных систем по отдельным профилям медицинской помощи2, определяют необходимость гармонизации законодательства в сфере здравоохранения, в том числе действующих порядков по профилям, заболеваниям и состояниям.
Порядки оказания медицинской помощи разрабатываются по каждому профилю, а также по отдельным заболеваниям или состояниям. Федеральным законом установлены необходимые минимальные требования к содержанию порядков3. Порядок оказания медицинской помощи по каждому профилю включает в себя этапы оказания медицинской помощи, содержит правила организации деятельности медицинской организации, а также ее структурных подразделений по соответствующему профилю и описывает основные функции медицинских работников этих структурных подразделений. Порядок оказания медицинской помощи обязательно включает разделы, посвященные стандарту оснащения медицинской организации и структурных подразделений по соответствующему профилю медицинской помощи, а также рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации и ее структурных подразделений по соответствующему профилю.
Наряду с перечисленным порядок содержит иные положения, исходящие из особенностей оказания медицинской помощи по данному профилю. Сведения, относящиеся к указанным иным положениям, являются наименее структурированными и в действующих порядках оказания медицинской помощи имеют неодинаковую степень детализации.
Порядки являются одним из основных инструментов контроля качества и безопасности медицинской деятельности. В рамках государственного контроля производится проверка соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи4. До 1 января 2021 г. проверка соблюдения порядков оказания медицинской помощи также проводится в рамках ведомственного контроля5. Аналогичные мероприятия до 1 января 2021 г. проводятся в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности6. Проверка соблюдения порядков оказания медицинской помощи осуществляется в рамках проведения контроля
объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями7.
Исключительная роль порядков в организации и оказании медицинской помощи следует из процесса лицензирования медицинской деятельности, осуществляемого в соответствии с рекомендуемым штатным расписанием и стандартами оснащения медицинских организаций и их структурных подразделений, представленными в порядках. В связи с этим возможные несовершенства порядков имеют прямое влияние на кадровое и ресурсное обеспечение медицинской помощи в медицинских организациях всей страны, а следовательно, и на качество медицинской помощи.
Сегодня пересмотр и актуализация действующих порядков является одной из важных задач отечественной системы здравоохранения. Следует отметить, что с 1 января 2021 г. в рамках концепции «регуляторной гильотины» часть порядков прекращают свое действие8. Вероятно, это является первым шагом на пути к пересмотру и актуализации порядков по ряду профилей. В связи с этим является актуальной разработка типовой структуры порядков, в том числе в электронном формате, определение минимальных требований к наполнению разделов порядка. Обновленная структура порядков должна предусматривать возможность их разработки в электронном формате и внедрения в медицинские информационные системы, в том числе при автоматизации процессов контроля качества медицинской помощи. Таким образом, учитывая необходимость стандартизации процессов организации и оказания медицинской помощи, в том числе актуализации действующих порядков, сформулирована цель исследования.
Цель исследования — разработка стандартизированной формы порядков оказания медицинской помощи в Российской Федерации.
Материал и методы
В рамках исследования проведен обзор нормативных правовых актов (НПА) и литературных источников по вопросам организации оказания медицинской помощи в части порядков оказания медицинской помощи; разработана структура стандартизированной формы порядка оказания медицинской помощи; определены минимальные требования к наполнению разделов и подразделов структуры порядка, которые в целях обеспечения гармонизации порядков оказания медицинской помощи с иными НПА определялись на основании комплексного анализа положений действующих НПА в сфере здравоохранения и на основании мнений экспертов.
В рамках исследования проанализированы научно-исследовательские публикации по вопросам организации оказания медицинской помощи в Российской Федерации, размещенные в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU. Анализ НПА и документов по вопросам оказания медицинской помощи, в том числе действующих порядков оказания медицинской помощи по отдельным профилям, заболеваниям и состояниям, выполнен с использованием справочной правовой системы КонсультантПлюс.
Стандартизированная форма порядка оказания медицинской помощи разработана на основании анализа структуры и состава действующих порядков, утвержденных Минздравом России, а также на основании анализа требований действующего законодательства.
В целях последующей интеграции порядков оказания медицинской помощи с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), в том числе с вертикально интегрированной медицинской информационной системой (ВИМИС) по каждому профилю оказания медицинской помощи, разработанная стандартизированная форма порядка оказания медицинской помощи представлена в виде документа формата Microsoft Word с интерактивным содержанием. Электронная форма включает в себя соответствующие разделы порядка, каждый из которых разделен на соответствующие подразделы. Все подразделы связаны с помощью гиперссылок с соответствующими рекомендациями по заполнению. Рекомендации по заполнению подразделов содержат краткую информацию об их информационном наполнении, в том числе гиперссылки на другие НПА, гиперссылки на перечни и классификаторы, указания на необходимость стандартизации и унификации ряда положений, изложенных в порядках оказания медицинской помощи, конкретные примеры вопросов, которые предлагаются к освещению в рамках разработки порядков оказания медицинской помощи по профилям.
Результаты
Обзор литературных источников и нормативных правовых актов по вопросам организации оказания медицинской помощи
Закрепление статуса порядков оказания медицинской помощи при принятии Федерального закона от 21.11.11 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №323-ФЗ) в целом оценивается экспертами как позитивное и важное явление, поскольку порядки оказания медицинской помощи призваны обеспечить комплексный подход к организации оказания отдельных видов медицинской помощи по каждому профилю [1]. Порядки оказания медицинской помощи рассматриваются как инструмент реализации и защиты прав и интересов граждан в сфере охраны здоровья, в том числе в части реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи [1].
Высказывается мнение о том, что наиболее актуальной проблемой нормативного правового регулирования в здравоохранении является низкий уровень соблюдения медицинскими работниками и руководителями медицинских организаций обязательных для исполнения правовых норм в данной сфере, в частности низкий уровень выполнения требований, изложенных в порядках оказания медицинской помощи [2].
Требования к соблюдению медицинскими организациями порядков признаются основным достижением базового законодательства в сфере здравоохранения [3]. По данным территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзора) по Ростовской области, в 2013 г. при проведении плановых и внеплановых проверок в 97% медицинских организаций субъекта РФ выявлены нарушения, при этом нарушения в части несоблюдения порядков оказания медицинской помощи выявлены в 79% медицинских организаций [4]. Наиболее частыми нарушениями являлись несоответствие медицинских организаций стандартам оснащения, заложенным в порядках (66% медицинских организаций), несоблюдение квалификационных требований к медицинским работникам (21% медицинских организаций) и несоблюдение штатных нормативов (10% медицинских организаций) [4]. Таким образом, на примере Ростовской области показан недостаточный уровень внедрения порядков в медицинских организациях субъекта.
Некоторые эксперты считают проблему внедрения порядков и стандартов медицинской помощи в реальную практику одной из важнейших задач российского здравоохранения [5]. Порядок рассматривается как алгоритм оказания медицинской помощи, отражающий ее этапность, а также необходимый уровень квалификации медицинских работников и необходимый уровень материально-технического обеспечения [5]. Считается, что процесс внедрения порядков в систему здравоохранения до сих пор не завершен, так как до настоящего времени в большинстве медицинских организаций не реализованы штатное расписание и материально-техническое обеспечение, заложенные в действующих порядках, что обусловлено недостатком финансирования, дефицитом кадров, а также несовершенством самих порядков оказания медицинской помощи [5—7].
В качестве объективной информации об уровне внедрения порядков целесообразно рассмотреть опыт Росздравнадзора. Суммарно в 2013 г. Росздравнадзором проведено около 4 тысяч проверок соблюдения порядков оказания медицинской помощи. Выявлены следующие виды нарушений: в 32% случаев — нарушения стандартов оснащения, в 15,4% — несоблюдение требований к штатному расписанию, в 7,4% — нарушения требований к организации деятельности медицинской организации [3]. Отмечена взаимосвязь выявленных нарушений с жалобами на качество оказания медицинской помощи со стороны граждан [3].
Росздравнадзор в ходе проведения проверок в рамках государственного контроля не проводит анализ степени востребованности оборудования, закупаемого в соответствии с требованиями порядков по соответствующим профилям9. Сообщается о случаях, в которых при недостаточной эффективности использования (в том числе из-за отсутствия показаний к применению) уже имеющегося оборудования Росздравнадзор выносит предписание о приобретении медицинской организацией дополнительного оборудования в соответствии с требованиями порядка, например, по профилю «стоматология» [8]. Представители стоматологического экспертного сообщества считают, что необходимы пересмотр и совершенствование порядка оказания медицинской помощи по профилю «стоматология», в том числе пересмотр требований к оснащению медицинских организаций [8].
Таким образом, наибольшее внимание экспертного сообщества привлечено к таким структурным элементам порядков, как стандарты оснащения и рекомендуемые штатные нормативы медицинских организаций и их структурных подразделений. В то же время указанные структурные элементы представляют наиболее конкретизированные сведения, в том числе в соответствии с номенклатурой медицинских и фармацевтических работников10.
С одной стороны, этапы оказания медицинской помощи и иные сведения, включаемые в действующие порядки в соответствии с требованиями к их структуре, представляют для исследователей минимальный интерес ввиду недостаточной проработки данных разделов. С другой стороны, этапность оказания медицинской помощи, лежащая в основе маршрутизации пациентов, и конкретизация особенностей оказания медицинской помощи являются необходимым условием организации и оказания медицинской помощи, отвечающей всем требованиям к ее качеству.
Разработка стандартизированной формы (шаблона) порядка оказания медицинской помощи
В соответствии со статьей 37 Федерального закона №323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в том числе на основании положений об оказании медицинской помощи по ее видам, в связи с чем в ходе разработки стандартизированной формы порядка оказания медицинской помощи определены основные разделы, необходимые для описания структуры оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи по профилю, заболеванию или состоянию:
— первичная доврачебная медико-санитарная помощь;
— первичная врачебная медико-санитарная помощь;
— первичная специализированная медико-санитарная помощь;
— специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
— скорая медицинская помощь;
— паллиативная медицинская помощь.
Каждый из указанных разделов содержит структурированные сведения в виде типового перечня подразделов, включающих отсылочные нормы и стандартизированную информацию об особенностях оказания медицинской помощи по профилю, заболеванию или состоянию. По каждому подразделу приведены рекомендации по заполнению с указанием источников сведений и НПА. В таблице приведены типовой перечень подразделов и соответствующие рекомендации по предоставлению в них сведений.
В разработанной стандартизированной форме порядка впервые предложен раздел «Основные понятия», содержащий термины и определения, применяемые при разработке порядка по профилю, заболеванию и состоянию (заболеваниям и состояниям). Кроме того, впервые в структуре порядка выделены новые приложения, такие как регламент диспансерного наблюдения при оказании медицинской помощи по профилю, регламент информационного взаимодействия при оказании медицинской помощи, а также перечень видов лицензий на осуществление медицинской деятельности по смежным профилям медицинской помощи, необходимых для оказания медицинской помощи по рассматриваемому профилю (комплексность медицинской помощи).
Регламент диспансерного наблюдения рекомендован к введению в структуру порядков оказания медицинской помощи как обязательный в целях снижения нагрузки на систему здравоохранения путем сокращения числа госпитализаций из-за декомпенсаций заболеваний или из-за возникновения осложнений. В данном разделе необходимо описывать принципы формирования групп диспансерного наблюдения по рассматриваемому профилю; категории граждан, подлежащих диспансерному наблюдению; правила организации диспансерного наблюдения по рассматриваемому профилю; условия постановки на диспансерное наблюдение и снятия с него; периодичность необходимого обследования пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц (по рассматриваемому профилю); обязанности врача, осуществляющего диспансерное наблюдение (по рассматриваемому профилю). Несмотря на наличие действующего НПА по вопросам диспансерного наблюдения взрослого населения11, целесообразна его детализация или представление регламента диспансерного наблюдения в форме отдельного приложения к порядку в связи с недостаточным охватом указанным НПА как заболеваний и состояний, так и специальностей медицинских работников.
В регламенте информационного взаимодействия при оказании медицинской помощи следует указывать сведения об особенностях форм первичной медицинской документации, форм и бланков для целей организации медицинской помощи, регламентов ведения регистров, требований к информационным системам в здравоохранении. В настоящее время стандартизация данного раздела возможна лишь частично из-за отсутствия ряда НПА, однако впоследствии, при запуске ЕГИСЗ, все перечисленные сведения будут интегрированы в ЕГИСЗ и предстанут в виде отсылочной нормы.
По вопросам комплексности оказания медицинской помощи по данному профилю соответствующее приложение к порядку должно содержать сведения о лицензиях на оказание работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность по иным профилям медицинской помощи, определенным разработчиками порядка как смежные. При этом на усмотрение разработчиков допускается часть работ (услуг) обеспечить в одной медицинской организации, а часть, например диагностические исследования, консультации узких специалистов, обеспечить в сторонних медицинских организациях, в том числе на договорной основе.
Для разработки порядков оказания медицинской помощи в соответствии со стандартизированной формой (шаблоном) необходимы:
— проведение анализа НПА, регламентирующих вопросы оказания медицинской помощи в целях определения единообразных подходов к организации медицинской помощи и формирования справочников (положения об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, требования к размещению медицинских организаций, программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи). Так, например, в действующих НПА отсутствуют понятия «этап оказания медицинской помощи» и «уровень оказания медицинской помощи»;
— проведение анализа существующих и разработка необходимых НПА, регламентирующих правила проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных диагностических исследований;
— проведение анализа НПА, регламентирующих классификации в сфере здравоохранения (номенклатура медицинских организаций, номенклатура профилей медицинской помощи, номенклатура коечного фонда по профилям медицинской помощи, номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, номенклатура медицинских услуг, номенклатурная классификация медицинских изделий по видам и так далее);
— разработка отсутствующих справочников в целях единообразного применения понятий в разных порядках оказания медицинской помощи (номенклатура подразделений и помещений медицинских организаций, перечни показаний для направления на консультации, показаний для госпитализации, для установления диспансерного наблюдения, перечень методов лечения и многое другое).
Обсуждение
Согласно статье 37 Федерального закона 323-ФЗ12, структура и содержание порядков определены только в общих чертах, без конкретизации, при этом в отличие от клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи в отношении порядков отсутствуют подзаконные акты по вопросам регламентации их разработки. В литературе не обнаружены публикации по вопросам регламентации разработки, определения структуры и состава сведений, включаемых в порядки. Фактически это означает, что актуализация и разработка порядков определяются только сложившейся практикой среди разработчиков, следовательно, инструмент стандартизации данного процесса имеет большое значение. Учитывая, что в действующем законодательстве отсутствуют НПА и документы, устанавливающие требования к структуре и содержанию порядков, представленная стандартизированная форма может быть использована в качестве основы для разработки подобных требований на законодательном уровне. В свою очередь, представленная в литературе [5—8] критика отдельных порядков оказания медицинской помощи и их структурных элементов дополнительно подчеркивает необходимость стандартизации и структурирования сведений, включаемых в порядки.
Представленная стандартизированная форма порядка оказания медицинской помощи имеет ряд характерных особенностей, определяющих предпосылки для применения ее для целей цифровизации. Каждый вид или подвид медицинской помощи описан в виде отдельного блока, содержащего информацию в структурированном виде. Структура всех разделов, содержащих типовые перечни сведений, и приложения к порядку созданы с учетом требований к стандартизации сведений, в том числе на основании классификаторов и справочников, как уже включенных в нормативную справочную информацию Минздрава России, так и тех, которые необходимо разработать. При этом отдельные виды медицинской помощи могут не указываться в порядке оказания медицинской помощи — на усмотрение его разработчиков. Так, например, в действующем порядке оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия»13 отсутствует высокотехнологичная медицинская помощь, что может быть также отражено в стандартизированной форме порядка. Кроме того, к особенностям стандартизированной формы относится обязательное применение отсылочных норм во всех случаях, где это возможно, в том числе в части сроков ожидания медицинской помощи. В то же время к ограничениям представленного подхода к стандартизации порядков следует отнести отсутствие ряда справочников и классификаторов в сфере здравоохранения, что ограничивает возможности структурирования и детализации сведений, в том числе в части этапов оказания медицинской помощи и некоторых частных вопросов организации лечебно-диагностических процессов.
Необходимо подчеркнуть, что в разработанной стандартизированной форме порядка структура приложений по вопросам правил организации деятельности структурных подразделений, рекомендуемых штатных нормативов и стандартов оснащения сохранена в привычном виде так, как это представлено в действующих порядках оказания медицинской помощи. Исходя из изложенного, очевидно, что разработка и актуализация порядков оказания медицинской помощи в соответствии с представленной стандартизированной формой не требуют внесения изменений в действующие НПА.
Таблица. Типовой перечень подразделов и рекомендации по представлению сведений об организации оказания медицинской помощи
Наименование подраздела | Рекомендации по заполнению подраздела |
Условия оказания медицинской помощи в рамках ее вида | В данном подразделе необходимо перечислить возможные условия оказания медицинской помощи по рассматриваемому профилю (амбулаторные условия, условия дневного стационара, стационарные условия) в разрезе форм медицинской помощи (экстренная, неотложная, плановая) |
Регламент обращения и/или направления пациента в целях оказания медицинской помощи в рамках ее вида | В данном подразделе необходимо определить перечень медицинских работников14, которые могут направить пациента для оказания данного вида медицинской помощи в зависимости от условий оказания медицинской помощи, а также указать возможность самостоятельного обращения пациента за медицинской помощью. Стандартизация данного подраздела обеспечивается действующим законодательством |
Сроки ожидания медицинской помощи в рамках ее вида | При заполнении данного подраздела необходимо установить сроки ожидания получения пациентом данного вида медицинской помощи в соответствии с требованиями Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи15 (далее — Программа) в виде отсылочной нормы. Дополнительно в данном подразделе могут быть конкретизированы сроки, которые не отражены в Программе (например, срок направления на молекулярно-генетические исследования после гистологической верификации при оказании медицинской помощи по профилю «онкология») |
Условия направления пациента в целях оказания медицинской помощи в рамках ее вида | В данном подразделе указываются общие показания к оказанию рассматриваемого вида медицинской помощи по профилю в разрезе возможных условий оказания медицинской помощи с учетом клинических рекомендаций для определения показаний для направления в рамках профиля медицинской помощи, заболевания и состояния (декомпенсация, нетипичное течение и т.д.). При этом для целей стандартизации необходимо создание справочника типовых показаний для направления пациента |
Кадры, оказывающие медицинскую помощь в рамках ее вида | При заполнении данного подраздела указываются перечень медицинских работников, обладающих необходимыми навыками и компетенциями для оказания рассматриваемого вида медицинской помощи по данному профилю, а также перечень медицинских работников смежных специальностей, наделенных правом оказания медицинской помощи в особых обстоятельствах, например в случае оказания медицинской помощи в экстренной/неотложной формах. Стандартизация данного раздела обеспечивается действующим законодательством16 |
Объем оказания медицинской помощи в рамках ее вида | В данном подразделе указываются общие функции медицинских работников по профилактике, диагностике, лечению и медицинской реабилитации в разрезе условий оказания медицинской помощи без дублирования функций соответствующих структурных подразделений медицинской организации. Указывается конкретизация компетенций, перечисленных в профессиональных стандартах по соответствующей специальности. При этом для целей стандартизации необходимо создание справочника типовых компетенций медицинских работников на основании профессиональных стандартов с учетом клинических рекомендаций |
Медицинские организации и/или структурные подразделения медицинских организаций, оказывающие медицинскую помощь по профилю в рамках ее вида | В данном подразделе указывается перечень типов медицинских организаций и их структурных подразделений в соответствии с действующим законодательством17, в которых предусмотрена возможность оказания рассматриваемого вида медицинской помощи по профилю. При этом для целей стандартизации необходимо создание гармонизированного справочника номенклатуры структурных подразделений медицинских организаций и номенклатуры медицинских организаций |
Виды медицинской помощи, для получения которых может быть направлен пациент | При заполнении данного подраздела необходимо указывать перечень возможных видов медицинской помощи, для получения которых может быть направлен пациент после оказания медицинской помощи в рамках рассматриваемого ее вида. При этом для целей стандартизации необходимо создание справочника типовых показаний к направлению пациента для оказания других видов медицинской помощи, устанавливающего соответствия между различными видами медицинской помощи и различными профилями медицинской помощи |
Сроки направления пациента в целях оказания медицинской помощи | В данном подразделе необходимо конкретизировать сроки направления пациента для оказания медицинской помощи по прочим ее видам. Указанные сроки должны соответствовать требованиям, установленным Программой18, в том числе в виде отсылочных норм. В данном подразделе могут быть конкретизированы сроки, которые не урегулированы в Программе (например, предельный срок ожидания высокотехнологичной медицинской помощи при определенных заболеваниях и состояниях (группах заболеваний и состояний)) |
Заключение
Разработка порядков оказания медицинской помощи в соответствии со стандартизированной формой (шаблоном) позволит:
— унифицировать процесс разработки, а также структуру и содержание самих порядков оказания медицинской помощи;
— «оцифровать» порядки оказания медицинской помощи в целях их последующей интеграции с ЕГИСЗ, в том числе с ВИМИС по каждому профилю оказания медицинской помощи;
— обеспечить полный объем сведений в порядке оказания медицинской помощи по каждому профилю, включая подходы к оказанию медицинской помощи по профилю на уровне первичного звена здравоохранения и конкретизацию маршрутизации пациента в зависимости от состояния пациента, отсутствующих в настоящее время в большинстве порядков оказания медицинской помощи;
— обеспечить преемственность клинических рекомендаций и порядков оказания медицинской помощи в части:
обеспечить достаточность коечного фонда и кадрового потенциала, исходя из сведений об эпидемиологии заболеваний и состояний в клинических рекомендациях;
обеспечить достаточность методов диагностики (в случае если методы диагностики есть в клинических рекомендациях, то в составе медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь по профилю, должны быть соответствующие диагностические подразделения);
обеспечить достаточность методов лечения (в случае если методы лечения есть в клинических рекомендациях, то в порядке оказания медицинской помощи должно быть перечислено соответствующее оборудование).
Разработка и актуализация порядков оказания медицинской помощи в соответствии со стандартизированной формой (шаблоном) в цифровом формате требует совместной работы экспертов-методологов с профильными специалистами, а также предполагает регулярную актуализацию порядков в соответствии с изменениями в ходе обновления клинических рекомендаций.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflict of interest.
1Поручение Правительства Российской Федерации от 30.01.19 №ДМ-П36-608 «О решениях, направленных на совершенствование нормативно-правового регулирования контрольно-надзорных функций».
2Приказ Минздрава России от 19.06.19 г. №429 «О создании комиссии и рабочей группы Министерства здравоохранения Российской Федерации по вопросам создания и внедрения вертикально-интегрированных медицинских информационных систем».
3Федеральный закон от 21.11.11 №323-ФЗ (ред. от 08.06.20) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (часть 2, статья 37).
4Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.12 №1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности».
5Приказ Минздрава России от 21.12.12 №1340н «Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности».
6Приказ Минздрава России от 07.06.19 №381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности».
7Приказ ФФОМС от 28.02.19 №36 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию».
8Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.20 №868 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти».
9Приказ Минздравсоцразвития России от 07.12.11 №1496н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях».
10Приказ Минздрава России от 20.12.12 №1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».
11Приказ Минздрава России от 20.12.12 №1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».
12Федеральный закон от 21.11.11 №323-ФЗ (ред. от 08.06.20) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статья 37).
13Приказ Минздрава России от 29.01.16 №38н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия».
14Приказ Минздрава России от 20.12.12 №1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».
15Федеральный закон от 21.11.11 №323-ФЗ (ред. от 08.06.20) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статья 37).
16Приказ Минздрава России от 20.12.12 №1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».
17Приказ Минздрава России от 06.08.13 №529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций».
18Федеральный закон от 21.11.11 №323-ФЗ (ред. от 08.06.20) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статья 80).