ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выполнить комплексный анализ системы организации и оплаты проведения молекулярно-генетических исследований (МГИ) с целью диагностики шести наиболее распространенных злокачественных новообразований (ЗНО) в отдельных субъектах Российской Федерации и предложить направления повышения ее эффективности.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Сформирован перечень МГИ, указанных в актуальных на момент исследования версиях клинических рекомендаций по шести наиболее распространенным ЗНО: ЗНО бронхов и легкого (С34), рак молочной железы (С50), рак яичников (С56), рак предстательной железы (С61), рак поджелудочной железы (С25), хронический лимфоцитарный лейкоз (С91.1). Сведения о запланированных объемах выполнения МГИ и установленных тарифах извлечены из территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг., а также из тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) 8 субъектов Российской Федерации (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Новосибирская область, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область). Проведены анкетирование и структурированное интервью 8 экспертов из включенных в исследование субъектов Российской Федерации (руководителей, заведующих или сотрудников клинико-диагностических лабораторий, патолого-анатомических отделений) на предмет оценки фактического обеспечения МГИ пациентов с отдельными ЗНО, экспертного анализа системы организации и оплаты МГИ и предложений по ее совершенствованию.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В 8 субъектах Российской Федерации за счет средств ОМС выполняется в амбулаторных условиях широкий спектр МГИ, соответствующий клиническим рекомендациям. Наибольшее число тестов проводится с целью диагностики ЗНО бронхов и легкого, рака молочной железы и рака яичников. Объемы, устанавливаемые в регионах на выполнение МГИ в амбулаторных условиях, соответствуют федеральным нормативам или превышают их. В некоторых регионах, имеющих хорошо оснащенные лаборатории с достаточной мощностью, проводится выполнение МГИ для других субъектов Российской Федерации, при этом количество таких исследований составляет от 30% до 60% от всех исследований, выполняемых в регионе, а оплата осуществляется по межтерриториальным и/или по межучрежденческим расчетам. Отмечается существенная межтерриториальная дифференциация в размере установленных тарифов на одни и те же МГИ, что может быть обусловлено используемыми реагентами, расходными материалами, оборудованием. Повышение эффективности системы организации и оплаты МГИ в онкологии, по мнению экспертов, может быть связано как с законодательными и организационными инициативами федерального уровня (утверждение правил проведения МГИ, разработка на федеральном уровне единой методики расчета тарифов ОМС на амбулаторные МГИ, утверждение новой Номенклатуры медицинских услуг, внедрение процедуры ускоренной регистрации реактивов и расходных материалов), так и с управленческими решениями на уровне отдельных регионов (увеличение объемов выполнения МГИ в амбулаторных условиях, расширение перечня тарифов ОМС на выполнение МГИ, ежегодная индексация тарифов и их соответствие фактически понесенным расходам).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комплексный анализ данных из 8 субъектов Российской Федерации показал, что при наличии достижений сохраняются проблемы в организации проведения и оплате молекулярно-генетических исследований, для решения которых необходима реализация ряда мероприятий по унификации подходов к выполнению таких исследований и их тарификации как на федеральном, так и на региональном уровне.