Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Воробьев А.А.

ГБУЗ города Москвы «Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом Департамента здравоохранения города Москвы»

Крайнюков П.Е.

ФКУ «Центральный военный клинический госпиталь им. П.В. Мандрыка» МО РФ

Калашников А.В.

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Салимов Д.Ш.

ФКУ «Центральный военный клинический госпиталь им. П.В. Мандрыка» МО РФ

Глушков И.В.

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Традиционное и новое в дренировании плевральной полости (аналитический обзор)

Авторы:

Воробьев А.А., Крайнюков П.Е., Калашников А.В., Салимов Д.Ш., Глушков И.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 10387

Загрузок: 303


Как цитировать:

Воробьев А.А., Крайнюков П.Е., Калашников А.В., Салимов Д.Ш., Глушков И.В. Традиционное и новое в дренировании плевральной полости (аналитический обзор). Оперативная хирургия и клиническая анатомия (Пироговский научный журнал). 2021;5(2):58‑66.
Vorobev AA, Kraynukov PE, Kalashnikov AV, Salimov DS, Glushkov IV. Traditional and new methods in the drainage of the pleural cavity (analytical review). Russian Journal of Operative Surgery and Clinical Anatomy. 2021;5(2):58‑66. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/operhirurg2021502158

Введение

В хирургическом лечении заболеваний грудной клетки установка торакостомической трубки занимает ведущую, а порой и решающую роль, являясь основным методом помощи пострадавшему и больному [1—3]. Планируя дренаж плевральной полости, прежде всего необходимо решить вопрос: что обеспечит большую надежность в лечении больного — плевральный дренаж или плевральная пункция [4, 5]? В последнее время все отчетливее видны преимущества установки дренажа плевральной полости по сравнению с пункцией плевральной полости [6]. Последняя не позволяет полностью убрать фибрин, сгустки крови, вязкое серозно-гнойное отделяемое, инородные тела. Кроме того, плевральная пункция не позволяет контролировать продолжающееся кровотечение [7]. Напротив, дренирование обладает рядом преимуществ, позволяя следующее: удалить из плевральной полости кровь, фибрин, сгустки и т.д.; расправить легкое; объективно контролировать продолжающееся внутриплевральное кровотечение [8—10].

Травмы и заболевания грудной клетки сопровождают человечество на протяжении всего существования. Первые доказательства перенесенной и пережитой травмы грудной клетки нам представляют археологи, которыми было обнаружено два скелета неандертальцев в местечке Шанидар в Ираке. У одного скелета имелись следы зажившей проникающей раны в области IX ребра, а у другого — консолидированные множественные переломы ребер [11]. К первым письменным свидетельствам попыток лечения больных с повреждениями грудной клетки можно отнести папирус, представленный мировой общественности американским археологом Эдвином Смитом в 1862 г. Его авторство датируется 3000—2500 гг. до нашей эры, периодом строительства Большой пирамиды Хеопса [12].

Самую старую ныне известную ссылку о дренировании грудной клетки можно датировать V веком до нашей эры в трудах Гиппократа (ок. 460—370 гг. до нашей эры) [13]. При эмпиеме у больного описаны попытки консервативного лечения медикаментами из растительных материалов и лечебной физкультурой, а в отсутствие улучшения состояния больного описана техника открытого дренирования эмпиемы. При применении этой техники предлагается использовать трубку из жести не только для оттока, но и для промывания подогретым вином или маслом [14]. Следующим письменным упоминанием о дренировании плевральной полости можно считать Parzival Wolfram von Eschenbach, датируемой предположительно первой четвертью XIII века, где в стихотворной форме средневековой поэзии описано лечение рыцаря с применением торакостомии трубкой [13]. В 1395 г. Guy de Chauliac, ведущий хирург Франции, завершает свою знаменитую работу «Chirurgia Magna», в которой при ранениях грудной клетки рекомендованы ежедневное закапывание в рану теплого вина или смеси меда и речной воды, ротация пациента и перевязки ран [15]. В XVI веке военный хирург Ambroise Paré внес особый вклад в лечение проникающих ранений грудной клетки попыткой установить руководящие принципы для определения открытого или закрытого метода лечения [15]. Paré считал, что рану следует оставить открытой, если в груди была кровь, потому что если она будет закрыта, кровь будет «разлагаться и вызывать лихорадку, свищ и другие осложнения» [16]. Вера в важность удаления оставшейся крови при ранении грудной клетки сохранилась в XVII и XVIII веках и привела к практике оральной аспирации — метод «сосания ран» [16]. В 1707 г. Dominique Anel описал применение серебряной трубки, прикрепленной к поршневому шприцу, который заменил человеческий рот. С помощью этого устройства хирург смог выполнить эту процедуру, и она была переименована в аспирацию [16, 17]. Затем D. Anel разработал канюлю, которая позволяла вводить катетер в плевральную полость, а не просто прикладывать ее к краям раны [16]. Несмотря на эти достижения, все еще не было единодушного мнения об оптимальном лечении ран и заболеваний органов грудной клетки [16, 18]. Так, в 1835 г., когда у личного врача Наполеона Дюпюитрена развилась эмпиема, он заявил: «Лучше смерть по воле Божьей, чем от рук хирурга» и отказался от операции [19, 20]. Спустя 12 дней так и случилось. В настоящее время торакостомия, торакоабсцессостомия применяются как этапные, органосохраняющие вмешательства у ослабленных больных [21, 22].

Пункционное лечение было предложено в 1873 г. Boerhaave [цит. по 21]. Его дальнейшее развитие шло по пути создания пункционных игл с клапанным механизмом (рис. 1).

Рис. 1. Декомпрессионная игла для устранения напряженного пневмоторакса.

Однако при применении данного метода лечения выявлен ряд отрицательных моментов: недостаточная длина иглы, неправильное место установки, при попадании крови в иглу просвет ее забивался [23, 24]. При спонтанном пневмотораксе недостаточный диаметр иглы (0,8 мм) не всегда позволял быстро и эффективно справиться с напряженным пневмотораксом [25]. Другим недостатком являлось то, что режущий край иглы при наличии спаек плевры во время слепого введения вызывал повреждение легкого с последующей утечкой воздуха.

В 1968 г. H. Heimlich запатентовал флотирующий Heimlich клапан [26—29]. Клапан выполнен в виде резинового рукава в пластиковом корпусе, расположенного таким образом, что при прохождении через него воздуха рукав открывается и пропускает воздух, при этом препятствует его движению в обратном направлении. Таким образом антирефлюксный клапан (рис. 2) предотвращает обратный отток жидкости и воздуха к пациенту.

Рис. 2. Клапан антирефлюксный (Heimlich).

К преимуществам такого метода можно отнести миниинвазивность, простоту использования, мобильность больного (раненого), использование метода на догоспитальном этапе и в амбулаторном лечении [27, 30—32]. К недостаткам метода относятся трудности при эвакуации больших объемов жидкости, высокая вероятность развития эмфиземы, отсутствие возможности определения объема воздуха [33—36].

Другим устройством, предназначенным для оперативного и безболезненного дренирования плевральной полости, является торакальный троакар-катетер, который представляет собой катетер с одним либо несколькими отверстиями на дистальном конце, надетый на металлический троакар (рис. 3) [37, 38]. Он изготовлен из медицинского полихлорвинила, препятствующего тромбообразованию и окклюзии просвета. Катетер имеет маркировку, что обеспечивает точное расположение, наличие рентгеноконтрастной полоски облегчает послеоперационный контроль положения катетера [39—41].

Рис. 3. Торакальный троакар-катетер.

К недостаткам можно отнести маленькую площадь режущей каймы. Это требует применения больших физических усилий при введении троакара, что чревато неконтролируемым проникновением в плевральную полость и повреждением внутренних органов [42, 43]. Набор для плеврального дренирования по Сельдингеру (Seldinger) представляет собой катетер по форме «свиного хвостика» [44]. Показан в случае гемопневмоторакса, гидроторакса с экссудатом низкой вязкости. Однако и это устройство тоже имеет ряд недостатков: многокомпонентность приводит к потере времени при сборке, небольшой диаметр — к окклюзии дренажа и невозможности эвакуировать вязкий плевральный выпот.

Первое описание пассивно-гравитационного дренирования с применением «водяного замка» можно датировать 1873 г., когда G. Playfair [45] использовал его при лечении ребенка с эмпиемой [46—48]. В 1875 г. Gotthard Bulau [цит. по 50] описал использование сифонного подводного дренажа для лечения эмпиемы как альтернативу стандартной резекции ребра и открытого дренирования [50—56]. В основе этого метода лежит дренирование по принципу сифона: содержимое плевральной полости по дренажу за счет сил гравитации отходит в емкость, расположенную ниже плоскости легкого (рис. 4) [57—59]. К недостаткам метода относится то, что стеклянная бутылка не только является емкостью для плеврального экссудата, но и служит одновременно «водяным замком», что может привести к забросу содержимого из емкости в дренируемую полость. Так, в 20-х годах XX века H. Lilienthal [60] стал использовать двухкамерную систему (рис. 5) для лечения больных после резекции легкого [61, 62].

Рис. 4. Плевральное дренирование однокамерной системой с «водяным замком».

Рис. 5. Плевральное дренирование двухкамерной системой.

Двухкамерная система позволила разделить емкость для сбора жидкости и емкость, служащую гидравлическим замком. Современная трехкамерная система (рис. 6) была впервые описана B. Howe в 1952 г. [63]. Трехкамерная система позволяет поддерживать отрицательное давление на постоянном уровне вне зависимости от объема плеврального отделяемого и проводить постоянный мониторинг уровня давления [64]. К недостаткам всех систем можно отнести громоздкость и, как следствие, немобильность больного, зависимость от расположения тела пациента, громкое «пузырение» при активном сбросе воздуха [65—68].

Это привело к созданию новых современных устройств, применяющих принцип трехкамерной системы в едином блоке, в котором объединены 3 основные камеры: собирающая, «водяного замка» и вакуумного контроля (рис. 7) [69—72].

Рис. 6. Плевральное дренирование трехкамерной системой.

Рис. 7. Схема портативной системы дренирования грудной клетки.

Собирающая камера, к которой подключен плевральный дренаж, градуирована и откалибрована, что облегчает контроль за объемом отделяемого. Средняя камера выполняет роль антирефлюксного клапана в камере «водяного замка». Третья камера также заполнена водой и предназначена для контроля давления. Однако для эффективной работы подобные дренажные системы нуждаются в надежной вертикальной фиксации и постоянном контроле уровня жидкости (испарение во второй и третьей камерах) [73, 74]. Поэтому нашли свое применение в торакальной хирургии системы с сухим дренированием плевральной полости (drysuction). Современные системы устанавливают высокие стандарты лечения в торакальной хирургии, позволяют создать надежное и контролируемое отрицательное давление в грудной полости [75, 76]. Наличие цифровых дисплеев дают возможность осуществлять мониторинг в реальном времени, а также следить за динамикой процесса посредством суточных графических изображений [77—79]. Эти системы контролируют динамику утечки воздуха и объема жидкости, что делает возможным медицинскому персоналу принимать объективно обоснованные и своевременные решения при дренировании плевральной полости [80—82]. Все это позволяет получить ряд преимуществ: 1) непрерывность аспирации вне зависимости от местоположения и пространственного ориентирования пациента (отсутствие зависимости от водяного замка, который заменен на запорный клапан, препятствующий обратному поступлению воздуха в грудную клетку); 2) легкость в использовании и возможность обслуживания средним и младшим медицинским персоналом; 3) повышение комфорта пациента, сокращение сроков пребывания больного в стационаре; 4) точный контроль, фиксирование точных показаний и ключевых параметров лечения [83—87].

К недостатками многочисленных устройств для устранения угрожающих жизни последствий травм и ранений грудной клетки относятся их невысокая эффективность, сложность использования и большая продолжительность в осуществлении манипуляций (многоэтапность) [88—91].

Коллективом авторов был опробован способ одновременного дренирования пневмо- и гидроторакса с созданием устройства для одновременного дренирования пневмо- и гидроторакса (способ одновременного дренирования пневмо- и гидроторакса и устройство для одновременного дренирования пневмогидроторакса) (№2709131 от 16.12.19. Приоритет от 12.03.19; рис. 8) [91].

Рис. 8. Двухпросветный троакар-адаптер для дренирования плевральной полости.

Двухпросветный троакар-адаптер выполнен из инертного материала, имеет форму усеченного корпуса, с наружной стороны имеется бортик-ограничитель шириной 5 мм, предупреждающий чрезмерно глубокое погружение троакара-адаптера, тем самым минимизируя вероятность повреждения органов грудной клетки. В троакаре выполнены два направляющих отверстия 7—10 мм, позволяющие без технических сложностей проведение дренажей. Выходное отверстие левого канала изогнуто в поперечной плоскости вверх с радиусом искривления 19°, соответственно правый канал изогнут вниз также с радиусом искривления 19°, и на конце, обращенном к плевральной полости, каналы открываются на противоположных торцах троакара-адаптера для придания направления движения дренажей: левого — вверх, правого — вниз.

Торакоцентез выполняют в положении больного на спине. После обработки операционного поля в условиях анестезии по верхнему краю V ребра осуществляется разрез по средней подмышечной линии [92, 93]. При помощи инструмента мягкие ткани пятого межреберья тупо разводят, в плевральную полость вводят троакар-адаптер до упора бортика-ограничителя в кожу. Расположение входных отверстий должно быть параллельно ребрам. Во входные отверстия вводят трубки до ощущения сопротивления, что указывает на правильное расположение дренажей: нижнего — в плевральном синусе, верхнего — в области купола плевральной полости. После установки дренажей корпус троакара-адаптера извлекают, операционный доступ ушивают, дренажи фиксируют лигатурами от кожных швов. Затем налаживают систему активной или пассивной аспирации плевральной полости. Через предложенное устройство возможна стимуляция внутриплеврального адгезиогенеза [94].

С целью контроля правильности положения дренажей и полноты эвакуации патологического содержимого обязательно выполняется обзорная рентгенография груди. Достоинством этого метода является возможность выполнения одномоментного дренирования верхнего и нижнего этажей плевральной полости с топографо-анатомическим позиционированием дренажей в условиях неотложной помощи. Троакар-адаптер позволяет выполнить торакоцентез в условиях ургентной хирургии в стационарах без привлечения специалистов торакальной хирургии, в военно-полевой хирургии.

Несмотря на тысячелетнюю историю дренирования плевральной полости, глубокого понимания физиологии и патологии легких, освоения принципов эвакуации гноя, крови, воздуха и жидкости из плевральной полости, все еще остается актуальным вопрос дальнейшего изучения, совершенствования методов и оборудования для лечения больных с патологическим содержимым в плевральной полости [95, 96].

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.