Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Дракина О.В.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Васильев Ю.Л.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Дыдыкин С.С.

ФГАОУ ВО «Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Крючко П.В.

ФГАОУ ВО «Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

Кытько О.В.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России»

Мейланова Р.Д.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Чиликов В.В.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Бегунова А.К.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Наделяева И.И.

ФГБНУ «Российский научный центр хирургии им. акад. Б.В. Петровского» Минобрнауки России

Брыкин Г.В.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Вавилова О.С.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Герасименко М.В.

ФГАОУ ВО «Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

Лиджиева Э.А.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Вергара Башкатова М.Н.

ФГАОУ ВО «Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

Каштанов А.Д.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Молоток Е.В.

ФГАОУ ВО «Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

Опыт внедрения высокотехнологичных хирургических видеоэндоскопических навыков в симуляционное обучение студента, ординатора и врача-хирурга

Авторы:

Дракина О.В., Васильев Ю.Л., Дыдыкин С.С., Крючко П.В., Кытько О.В., Мейланова Р.Д., Чиликов В.В., Бегунова А.К., Наделяева И.И., Брыкин Г.В., Вавилова О.С., Герасименко М.В., Лиджиева Э.А., Вергара Башкатова М.Н., Каштанов А.Д., Молоток Е.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1615

Загрузок: 32


Как цитировать:

Дракина О.В., Васильев Ю.Л., Дыдыкин С.С., и др. Опыт внедрения высокотехнологичных хирургических видеоэндоскопических навыков в симуляционное обучение студента, ординатора и врача-хирурга. Оперативная хирургия и клиническая анатомия (Пироговский научный журнал). 2022;6(4):10‑15.
Drakina OV, Vasil’ev YuL, Dydykin SS, et al. Multifunctional video endoscopic surgery training simulator for students, residents and surgeons. Russian Journal of Operative Surgery and Clinical Anatomy. 2022;6(4):10‑15. (In Russ., In Engl.)
https://doi.org/10.17116/operhirurg2022604110

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ис­поль­зо­ва­ние фрук­тов как мо­де­ли для ими­та­ции ре­аль­ных ус­ло­вий при обу­че­нии сту­ден­тов ба­зо­вым ма­ну­аль­ным хи­рур­ги­чес­ким на­вы­кам. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия (Пи­ро­гов­ский на­уч­ный жур­нал). 2024;(2):12-18

Введение

Хирургия на наших глазах превращается в виртуально-роботизированную, поэтому обучение хирурга эндовидеохирургическим навыкам в мире начинается уже на студенческой скамье — только так можно обеспечить высокий уровень их освоения: чем моложе человек, тем он легче обучаем новым методикам.

В Первом МГМУ им. И.М. Сеченова впервые сложилась, апробирована, успешно реализуется на практике и предлагается нами для всех медицинских вузов модель непрерывного обучения будущих врачей хирургического профиля практическим эндоскопическим умениям и навыкам на вузовском и послевузовском этапах [1, 2]. Нам впервые удалось объединить в единое целое этапы обучения на практике «со студенческой скамьи».

Существующие учебные центры медицинских вузов и фирм, выпускающих эндохирургический инструментарий и оборудование, являются стартовыми площадками для специалистов хирургического профиля, осваивающих новые технологии, методики, операции или повышающих квалификацию. Однако в рамках данных структур не существует системы отбора, самоотбора и подготовки студента, выбравшего хирургический профиль, по эндохирургическим навыкам.

Эндохирургические методики — хирургические технологии (не специальности), которыми в XXI веке владеют все высококвалифицированные хирурги, и студент, интересующийся хирургией, должен начинать осваивать их по возможности раньше, чтобы оценить свои желания и возможности. Развитие хирургических навыков за пределами операционной направлено на улучшение техники и последующую безопасность пациентов. В мировом медицинском образовании наметилась тенденция к началу обучения студентов высокотехнологичным хирургическим технологиям преимущественно на имитационных моделях [3—5]. Установлен положительный долгосрочный эффект виртуального обучения на мануальные и когнитивные навыки, что может служить полезным и экономически эффективным инструментом в хирургическом образовании [6, 7].

Цель исследования — оценка возможности использования хирургического симулятора «Зарница» в освоении обучающимися высокотехнологичных хирургических видеоэндоскопических навыков.

Материал и методы

Сведения о результатах освоения обучающимися с использованием симулятора «Зарница» высокотехнологичных хирургических видеоэндоскопических навыков получены при опросе 62 школьников медицинских классов Москвы, 32 студентов-кружковцев, выбравших хирургический профиль подготовки на додипломном этапе, и ординаторов, 31 молодого врача-хирурга.

Первый этап обучения высокотехнологичным эндоскопическим технологиям проводится на эндоскопическом тренажере производства «Зарница» (см. рисунок) на базе кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии, второй этап — с использованием тренажеров (LapMentor и др.) на базе ЦНПО.

Отработка лапароскопических хирургических навыков студентами на симуляторе «Зарница».

Студенту предлагаются предварительный дидактический видеоматериал с комментариями и объяснением задач, подробный инструктаж до и в процессе выполнения задания, набор упражнений для отработки самых разнообразных навыков, идущих «от простого к сложному»:

1. Управление видеокамерой как с торцевой, так и со скошенной оптикой. Отработка навыков введения инструмента, визуального «захвата» цели, удержание цели в поле зрения. Управление инструментами.

2. Отработка манипуляций с тканями: ретракция ткани для создания правильной экспозиции, сохранение тканей, рассечение, клипирование.

3. Освоение мануальных навыков формирования экстракорпоральных узлов и петель.

4. Основы наложения швов. Ориентация иглы перед выполнением стежка, выполнение стежка, завершение стежка. Формирование и затягивание интракорпорального узла.

Одновременно студенты-кружковцы приступают к выполнению комплекса упражнений на виртуальном тренажере для освоения базового уровня эндовидеохирургических практических навыков и умений. В процессе работы на тренажерах и симуляторах студент-кружковец может утвердиться в своем решении выбора хирургии в качестве будущей специальности и убедиться в обладании способностями к выполнению мануальных действий.

В ходе опроса учитывали такие позиции, как качество изображения рабочего поля и задержка видео, освещенность рабочего поля, степень подвижности инструментов через порты, качество предоставляемых инструментов, качество предоставляемых моделей для выполнения манипуляций, возможность стойки удобно оперировать, эргономику симулятора и возможность стойки позволять полностью осваивать эндовидеохирургические навыки. Результаты обработаны с применением пакетов программ IBM SPSS Statistics 26 [rus] и Microsoft Excel 2016.

Результаты

Вследствие значительного неравенства групп респондентов, имеющих разный академический статус, во избежание различий при помощи программных средств IBM SPSS Statistics 26 [rus] был проведен случайный отбор 33 наблюдений из категории «школьники» из переменной «академического статуса» для уравновешивания категорий сравнения. Полученную выборку составили 127 респондентов, результаты которых оценивали с помощью анализа совместного распределения частот с применением статистики χ2 Пирсона (см. таблицу).

Описание собранных данных на общей выборке (n=155)

Оценка параметра

Абс. число

%

Качества изображения

удовлетворительно

17

11

хорошо

53

34,2

отлично

85

54,8

Задержки видеоизображения

задержки нет

88

56,8

незначительная задержка

48

31

значительная задержка

19

12,3

Освещенности рабочего поля

необходимо дополнительное освещение

13

8,4

освещение недостаточное

10

6,5

освещение достаточное

132

85,2

Степени подвижности инструментов через порты

неудовлетворительно

12

7,7

удовлетворительно

33

21,3

хорошо

61

39,4

отлично

49

31,6

Качества предоставляемых инструментов

удовлетворительно

8

5,2

хорошо

57

36,8

отлично

90

58,1

Качества предоставляемых моделей для выполнения манипуляций

удовлетворительно

7

4,5

хорошо

48

31

отлично

100

64,5

Возможности стойки позволять максимально удобно оперировать

не позволяет удобно оперировать

16

10,3

не позволяет оперировать в полной мере

38

24,5

позволяет оперировать максимально удобно

101

65,2

Эргономики симулятора (студенты 2-го курса не участвовали в связи с отсутствием опыта работы)

не эргономичен

4

2,6

необходима регулировка наклона экрана

38

24,5

вертикального перемещения достаточно

80

51,6

Возможности стойки позволять полностью осваивать эндовидеохирургические навыки

спектр навыков очень ограничен

14

9

позволяет освоить лишь некоторые навыки

62

40

позволяет полностью освоить навыки

78

50,3

Обобщенные результаты показывают, что оценка «отлично» наиболее часто встречалась у школьников, студентов 2-го курса и кружковцев с ординаторами, чаще остальных групп оценку «отлично» получали школьники. Это связано с недостаточным личным опытом работы как на различных симуляторах, так и в клинике. При этом показательными являются оценки практикующих врачей и ординаторов. Так, последние чаще отмечали незначительную задержку изображения и реже — отсутствие задержки относительно других групп, они также чаще других групп отмечали значительную задержку; врачи чаще остальных групп отмечали недостаточность освещения (25,8%), врачи с кружковцами и ординаторами чаще других отмечали необходимость дополнительного освещения (13,3 и 22,6% соответственно).

Наиболее критически отнеслись практикующие специалисты к оценке «степень подвижности инструментов через порты» — как «удовлетворительно» относительно других групп и практически не ставили оценку «отлично». При этом кружковцы, ординаторы и врачи наиболее часто (>50%) оценивали качество предоставляемых инструментов как «хорошо» относительно других групп.

Анализ качества предоставляемых моделей для выполнения манипуляций практикующими врачами был оценен как «хорошо» относительно других групп (58,1%), однако на то, что стойка не позволяет оперировать в полной мере, указали 45,2% респондентов. Несмотря на это, студенты-кружковцы, ординаторы и врачи наиболее часто (чаще врачи — 74,2%) отмечали, что стойка позволяет освоить лишь некоторые эндовидеохирургические навыки, и наиболее редко эти группы отмечали, что стойка позволяет полностью освоить эндовидеохирургические навыки.

Обсуждение

По данным J. Kaulfuss и соавт. [6], которые проводили сходное исследование среди ординаторов, последние могут успешно пройти программы повышения квалификации в области малоинвазивной хирургии. Авторы определяют необходимыми дальнейшие исследования, чтобы оценить целесообразность начала хирургического обучения будущих резидентов на более раннем этапе их карьеры, что согласуется с нашей концепцией.

Неотъемлемой частью освоения эндоскопических навыков является теоретическая подготовка, которая реализуется в проведении мастер-классов ведущими специалистами, телемостов кафедра—операционная, где студент может увидеть применение освоенных им навыков в условиях реальной операционной. Цель обучения клинического ординатора, часто бывшего студента-кружковца, — мануальная и психологическая подготовка к самостоятельному выполнению эндовидеохирургических манипуляций. Отработка основных этапов операции на виртуальном симуляторе «Зарница» и затем LAPMentor и других позволяет ординатору под контролем специальной компьютерной программы достичь высокого уровня точности выполняемых оперативных манипуляций. В результате снижается частота интраоперационных ошибок, совершаемых ординатором на первых операциях. В отличие от студента, клинический ординатор может применить навыки, отработанные на тренажере, в условиях реальной операции.

В результате сравнения традиционного обучения и лапароскопической техники D. Athanasiadis и соавт. (2021) [8] показали, что программа углубленного обучения лапароскопическому наложению швов еще больше повышает качество мануальных навыков у новичков. Эти результаты подтверждают необходимость включения углубленного обучения на лапароскопических стойках в существующие учебные программы по навыкам.

Наши данные подтверждаются результатами исследования [9], в котором показано, что слушатели могут значительно улучшить свои оперативные навыки за короткое время с помощью хирургического симуляционного обучения.

Конечно, следует отметить, что лапароскопические тренажеры следует применять с разумной последовательностью в образовательной траектории [10, 11]. Вовлечение различных групп обучающихся уместно после того, как пройдены базовые предметы морфологического блока или в ходе изучения практических навыков по дисциплине «оперативная хирургия и топографическая анатомия». При этом внимание производителей следует направить на соблюдение принципов эргономики и адаптации тренажера к реальным условиям, чтобы обучающийся, проходя разные уровни подготовки, был нацелен на применение настоящих техник, которые были воссозданы в симуляционных классах [11—13].

Наши данные показывают, что применение лапароскопического тренажера («Зарница») уместно при обучении высокотехнологичным хирургическим видеоэндоскопическим навыкам как студента, так и ординатора и врача-хирурга.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — О.В. Дракина, Ю.Л. Васильев, С.С. Дыдыкин, П.В. Крючко, О.В. Кытько, Р.Д. Мейланова, В.В. Чиликов, И.И. Наделяева

Сбор и обработка материала — А.К. Бегунова, Г.В. Брыкин, О.С. Вавилова, М.В. Герасименко, Э.А. Лиджиева, М.Н. Вергара Башкатова, А.Д. Каштанов, Е.В. Молоток

Написание текста — Ю.Л. Васильев, С.С. Дыдыкин

Редактирование — О.В. Дракина, Ю.Л. Васильев, С.С. Дыдыкин, И.И. Наделяева

Participation of authors:

Concept and design of the study — O.V. Drakina, Yu.L. Vasil’ev, S.S. Dydykin, P.V. Kryucko, O.V. Kytko, R.J. Meilanova, V.V. Chilikov, I.I. Nadelyaeva

Data collection and processing — A.K. Begunova, G.V. Brykin, O.S. Vavilova, M.V. Gerasimenko, E.A. Lidzhieva, M.N. Vergara Bashkatova, A.D. Kashtanov, E.V. Molotok

Text writing — Yu.L. Vasil’ev, S.S. Dydykin

Editing — O.V. Drakina, Yu.L. Vasil’ev, S.S. Dydykin, I.I. Nadelyaeva

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.