Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Берестенко Е.Д.

Кафедра медико-биологических дисциплин факультета естественных наук, физической культуры и туризма Тульского государ­ственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого

Желтиков А.А.

Кафедра медико-биологических дисциплин факультета естественных наук, физической культуры и туризма Тульского государ­ственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого

Григорьев Ю.И.

Кафедра медико-биологических дисциплин факультета естественных наук, физической культуры и туризма Тульского государ­ственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого

Савотина О.А.

Кафедра медико-биологических дисциплин факультета естественных наук, физической культуры и туризма Тульского государ­ственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого

Самосохранительное поведение студенток педагогического университета

Авторы:

Берестенко Е.Д., Желтиков А.А., Григорьев Ю.И., Савотина О.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 360

Загрузок: 5


Как цитировать:

Берестенко Е.Д., Желтиков А.А., Григорьев Ю.И., Савотина О.А. Самосохранительное поведение студенток педагогического университета. Профилактическая медицина. 2012;15(2):50‑52.
Berestenko ED, Zheltikov AA, Grigor'ev IuI, Savotina OA. Self-preservation behavior in pedagogical students. Russian Journal of Preventive Medicine. 2012;15(2):50‑52. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Оцен­ка сос­то­яния здо­ровья сту­ден­тов стар­ших кур­сов фар­ма­цев­ти­чес­ко­го фа­куль­те­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(1):57-62
Осо­бен­нос­ти ожи­ре­ния у мо­ло­дых лю­дей. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):109-115

В условиях демографического кризиса и низкой продолжительности жизни в России одной из актуальных задач является сохранение здоровья населения, в первую очередь — молодого поколения. Долгое время в обществе было принято считать, что проблемами здоровья должны заниматься преимущественно медицинские службы, ориентированные на диагностику и лечение. Однако с учетом того, что наибольшую эффективность на единицу затраченных средств дает именно профилактика, основной акцент в настоящее время переносится на ответственность людей за сохранение и улучшение своего здоровья. Большая часть молодых людей понимает, что здоровье является приоритетной ценностью, однако практические шаги по его сохранению предпринимают немногие. Под самосохранительным поведением понимается система действий, направленных на формирование и сохранение здоровья, снижение заболеваемости и увеличение продолжительности жизни.

Нежелание себя ограничивать и вредные привычки, которые характерны для большей части молодых людей, рассматриваются как результат влияния сложившихся стереотипов поведения, специфического социокультурного окружения, негласных норм и недекларируемых ценностей в молодежной среде. С одной стороны, декларируется мода на здоровье и здоровый образ жизни, а с другой — уменьшается внимание к формированию ориентации на здоровый образ жизни в семье, учреждениях образования и здравоохранения [2]. Хуже всего, что подобное поведение закрепляется с детства. Отмечено, что это обусловлено недостаточным вниманием родителей к воспитанию у детей навыков здорового образа жизни из-за низкого уровня их информированности. У родителей нет заинтересованности в знаниях по вопросам воспитания здорового ребенка в результате редких профилактических консультаций у педиатров и неполного доверия к ним как к специалистам [4]. В результате у молодежи часто отмечается противоречие между оценкой своего отношения к здоровью и поведенческим аспектом. Люди представляют, какие меры необходимо предпринимать для сохранения и поддержания здоровья, и их мнение вполне соответствует социальным нормам, однако имеющиеся представления не приводят к выбору позитивного типа поведения, который был бы направлен на сохранение здоровья [3]. Основными проблемами также являются недостаток информированности по вопросам интимных отношений, свободные взгляды на добрачные половые связи, низкие репродуктивные установки, рискованные формы сексуального поведения [1].

Тульская область по концентрации промышленных и энергетических предприятий на 1 км2 ее площади среди всех областей Центрального федерального округа уступает только столичному региону. Проблемы области отягощает также то, что регион входит в число территорий, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Влияние неблагоприятных экологических факторов на состояние здоровья населения отмечается многими исследователями, поэтому привитие навыков самосохранительного поведения является актуальным в существующих условиях.

Цель исследования — оценка самосохранительного поведения студенток, рожденных и постоянно проживающих на территории Тульской области. В связи с этим поставлены задачи, решение которых направлено на оценку распространенности вредных привычек среди девушек и выяснение особенности репродуктивного поведения в данной когорте населения.

Материал и методы

Обследованы 279 студенток очной формы обучения IV курса Тульского педагогического университета в возрасте 20—22 лет. Для проведения исследования была сформирована сплошная выборка, в которую вошли все студентки IV курса ТГПУ им. Л.Н. Толстого, рожденные в Тульской области и до момента поступления в университет проживавшие на ее территории. Для идентификации членов выборки использованы списки групп студентов. Исследование имело ретроспективный характер и включало анкетирование с помощью унифицированной анкеты-опросника, в которую вошли вопросы, касающиеся репродуктивного поведения девушек и наличия у них вредных привычек.

Результаты и обсуждение

Считают себя информированными по проблемам половой жизни 80,64% опрошенных. В пополнении своих знаний по этим вопросам нуждались 35,48% опрошенных. Большинство девушек (41,58%) получили такие сведения из СМИ. На момент анкетирования 71,68% студенток не были девственницами. У 61,29% имевших половую связь девушек это были контакты со сверстниками. Чаще всего начало половых отношений приходилось на период 17—18 лет, однако были единичные ответы с указанием возраста 14—15 лет. В данной выборке возраст начала половой жизни был в среднем равен 17,5 годам (рис. 1).

Рисунок 1. Возраст первого полового контакта (положительные ответы).

Подавляющее большинство девушек (80%) в качестве причины вступления в половой контакт назвали любовь, 12% — половое влечение, а в 6% случаев в качестве мотива было указано любопытство. Чаще всего это был любимый человек (82%) или хороший знакомый (6%), однако в 5% случаев это был случайный партнер.

В большинстве случаев у пары имелась разница в возрасте: партнер был старше на 1—3 года у 22% студенток, на 4 года и более — у 32% опрошенных, в 4% случаев девушки были старше. Только в 30% случаев студентками был указан один половой партнер, в 17% случаев — 3—4 человека. До 1 раза в неделю контакты возникают у 29,39% девушек, более 1 раза в неделю — у 36,92%.

В проводимых в учебных заведениях беседах о половом воспитании и заболеваниях, передающихся половым путем (ЗППП), участвовали 43,01% девушек. Однако их осведомленность о путях заражения ЗППП оказалась довольно низкой. Так, 73,84% опрошенных не знают, что незащищенный секс может привести к заражению, хотя в качестве защиты от данной группы болезней 66,31% студенток назвали презерватив. Как следствие, 10% имевших половые контакты, или 7,17% от общего числа принявших участие в анкетировании девушек, лечились от инфекций, передающихся половым путем. На заражение ЗППП указали 7,88% всех респонденток, или 11% имевших половые контакты. В то же время 5,74% и 8% соответственно затруднились ответить на этот вопрос. Не заставил задуматься о собственной безопасности даже тот факт, что 3,58% опрошенных имеют среди знакомых людей, у которых выявлены заболевания, вызванные ВИЧ, а 67,39% респонденток затруднились ответить на этот вопрос.

Несколько более оптимистично выглядит ситуация с планированием беременности, хотя результативность действий студенток в этом направлении вызывает вопросы. На постоянное применение контрацептивов указали 73,5% имевших половые контакты; «от случая к случаю» их используют 10% таких девушек. Наиболее эффективным средством предохранения от нежелательной беременности студентки считают презерватив (73,83%); его использовали в 63% случаев. На втором месте по эффективности (14,69%), по мнению студенток, стоят гормональные контрацептивы, которые применяли 11,5%. Из них у каждой десятой девушки была незапланированная беременность, причем у всех забеременевших она закончилась абортом. Возраст возникновения незапланированной беременности указали не все, но чаще всего это случалось в 17—20 лет. На то, что среди сверстников есть те, кто сделал аборт, указали 5,38% студенток, в то же время этот вопрос вызвал трудности с ответом у 87,81% опрошенных.

На вопрос об отношении студенток к курению положительно ответили 13,97% опрошенных. Просматриваются два пика начала курения — в 14 и 16 лет (рис. 2).

Рисунок 2. Возраст начала курения в когорте опрошенных студенток (положительные ответы).
Среди опрошенных девушек после 20 лет начала курения не выявлено. Подавляющее большинство курящих студенток (76,9%) выкуривает в день 1—2 сигареты, по одному человеку — 1—2 пачки в день. Осведомленность о вреде, который приносит такая вредная привычка, как курение, достаточно велика — 79,57% респонденток. В качестве причины начала курения в основном назывались «нравится», «из любопытства», «интересно», в одном случае девушка «хотела похудеть».

Анализ результатов анкетирования показал, что 94,98% опрошенных студенток употребляют спиртные напитки, при этом на первое место они поставили пиво, которое пьет каждая употребляющая алкоголь студентка. На втором месте (32,52% употребляющих алкоголь) — водка. Традиционно считающееся «женским» напитком шампанское пьют лишь 1,94% респонденток; никто из опрошенных не употребляет вино. Один раз в день употребляют алкоголь 42,23% опрошенных, раз в неделю — 33%, пьют «по праздникам» — 17,98% респонденток. Несколько раз в день употребляют спиртные напитки 1,94% студенток. Подавляющее большинство девушек употребляет в день от 0,25 л (63,63%) до 0,5 л (17,47%) пива, однако находятся и такие, кто может выпить в день до 3—5 л этого напитка (1,94%).

Очень тревожным выглядит тот факт, что 15,41% девушек отметили, что они принимали наркотики, однако детально оценить ситуацию не представилось возможным, так как на вопрос о характере употребляемых наркотических средств в большинстве случаев ответов получено не было, и все указавшие, что употребляли наркотики, заявили, что это произошло более 1 мес назад. Достоверность ответов в данном случае вызывает сомнение, так как они были однотипны.

Таким образом, результаты проведенного социологического исследования свидетельствуют, что несмотря на проведение в учебных заведениях лекций, бесед о половой жизни и вопросах контрацепции, вредных привычках и их влиянии на состояние здоровья человека, в большинстве случаев в качестве источника информации они практически не воспринимаются. Только 0,72% опрошенных указали, что такие сведения получены на специальных занятиях. В основном знания черпаются из СМИ и от друзей, что, вполне естественно, накладывает отпечаток на их характер. В результате, признавая себя недостаточно информированными (12,90%), почти 1/3 опрошенных заявляют, что нуждаются в пополнении знаний по вопросам взаимоотношения полов.

К 21—22 годам большинство девушек имели опыт половых отношений, причем в основном это были связи с юношами старше по возрасту. Судя по всему, у большинства половые контакты имеют достаточно свободный характер, так как 70% вступивших в половые отношения признали, что имели более одного партнера, причем почти у каждой шестой девушки их было 5 и более.

У большинства студенток половые контакты имеют регулярный характер, однако не все уделяют внимание профилактике заражения инфекциями, передающимися половым путем. В результате затруднились ответить на вопрос о том, было ли заражение ЗППП, 5,74% имевших половые контакты. Каждая десятая студентка из этой группы ответила, что лечилась от ЗППП, а о заражении заявили 11% имевших контакты. Даже если полагаться только на достоверность ответов на данный вопрос, можно предположить, что, подозревая о возможности заражения, не каждая девушка обращается за медицинской помощью. Следует отметить, что на заданный вопрос о том, где проводилось лечение ЗППП, ответов практически не было получено, т.е. у части заболевших регистрируется неадекватная реакция на заражение, проявляющаяся в самолечении или в отсутствии каких-либо действий. Возраст, в котором произошло заражение, указали очень немногие, но это было и в 15, и в 17, и в 18 лет. Сведения о защите от ЗППП достаточно неточные и неполные. Так, 23,3% респонденток затруднились ответить на вопрос, защищает ли презерватив от данной группы болезней. В то же время 16,49% опрошенных утверждают, что таким свойством обладают гормональные препараты.

Познания о контрацепции также достаточно скудны, а подчас и не отвечают современным требованиям — 9,67% студенток считают наиболее надежным средством предотвращения нежелательной беременности прерванный половой акт, в то же время комбинированный метод как наиболее эффективный назвали только 0,71% опрошенных. Как результат — незапланированные беременности и аборты. Вынашивать незапланированного ребенка не стал никто.

В среднем курит каждая шестая студентка, правда, в большинстве случаев курение имеет скорее декоративный характер, поскольку количество сигарет, выкуриваемых за день, невелико. Однако тревожит тот факт, что именно курение является индикатором установки на самосохранение или саморазрушение. Курение и употребление алкоголя проецируется на сексуальное поведение, имеющее ненормативный характер. Так, курящие девушки считают приемлемыми для себя ненормативные сексуальные отношения в несколько раз чаще, чем их некурящие однокурсники [5].

Очень велико количество девушек, употребляющих спиртные напитки, причем в ряде случаев приходится говорить уже о «пивном алкоголизме». Все девушки, употребляющие алкоголь, отметили, что употребляют пиво, причем иногда в очень больших количествах — свыше 3—5 л в день. Более 40% опрошенных употребляют спиртные напитки каждый день. Однако только 10,39% из них заявили, что не знают о негативном влиянии алкоголя на репродуктивную функцию. Таким образом, можно констатировать полную победу грамотной и умной рекламы над попытками сформировать здоровый образ жизни у будущих матерей.

Очень серьезной выглядит ситуация с употреблением наркотических препаратов. Об употреблении наркотиков заявила каждая шестая девушка. Скорее всего, реальное состояние дел выглядит еще тревожнее, так как из ответов студенток создалось впечатление о недостаточной их искренности, и при ответах, судя по всему, имеет место частичное умалчивание информации об употреблении наркотиков. С учетом того факта, что опрашивались студентки IV курса педагогического университета, которые через год будут работать в школе и передавать свои знания и опыт подрастающему поколению, ситуацию можно признать катастрофической.

В заключение следует отметить, что формирование самосохранительного поведения у молодежи, прежде всего, будущих учителей, является важнейшей задачей, и на решение ее должны быть направлены усилия высшей школы. Молодые люди должны быть хорошо осведомлены о факторах риска развития заболеваний и о тех последствиях, к которым они могут привести. Необходимо, чтобы юноши и девушки сами задумались об охране собственного здоровья и здоровье своих близких. Для этого необходимо больше внимания уделять пропаганде здорового образа жизни, привитию в молодежной среде «моды на здоровье». В настоящее время люди не приучены заботиться о своем здоровье, отвечать за него. В лучшем случае преобладает мнение, что забота о здоровье лежит на врачах и медицинских сестрах. Осознание понятия здоровья как высшей ценности, осознание собственной ответственности за свое здоровье способно переломить ситуацию, поэтому большая роль ложится на открываемые в нашей области центры здоровья. Листовки с информацией о факторах риска наиболее распространенных заболеваний, в частности сердечно-сосудистых, информационные бюллетени, лекции и беседы, проводимые в рамках работы этих центров, могли бы помочь формированию самосохранительного поведения молодежи.

Особую роль в пропаганде здоровья могут сыграть СМИ и Интернет. Сюда, в частности, можно отнести теле- и радиопрограммы, сайты, посвященные различным аспектам здорового образа жизни, пропаганде здорового питания, физической активности. В качестве примера можно привести сайт takzdorovo.ru, созданный в рамках программы «Здоровая Россия».

Такие вопросы, как сохранение и улучшение состояния здоровья, должны прочно войти в жизнь молодежи, в том числе и будущих специалистов — школьных педагогов. Это будет способствовать решению одной из приоритетных задач нашего государства — улучшению уровня и качества жизни населения.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.