Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Кравцова Т.Ю.

ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России

Заривчацкий М.Ф.

ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России

Желобов В.Г.

ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России

Блинов С.А.

ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России

Бачева М.В.

ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России

Профилактическая медицина — концептуальные проблемы образовательной деятельности

Авторы:

Кравцова Т.Ю., Заривчацкий М.Ф., Желобов В.Г., Блинов С.А., Бачева М.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 697

Загрузок: 24


Как цитировать:

Кравцова Т.Ю., Заривчацкий М.Ф., Желобов В.Г., Блинов С.А., Бачева М.В. Профилактическая медицина — концептуальные проблемы образовательной деятельности. Профилактическая медицина. 2020;23(4):36‑40.
Kravtsova TYu, Zarivchatsky MF, Zhelobov VG, Blinov SA, Bacheva MV. Preventive medicine — conceptual problems of educational activity. Russian Journal of Preventive Medicine. 2020;23(4):36‑40. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20202304136

Рекомендуем статьи по данной теме:
Мо­дель по­се­ти­те­лей цен­тра здо­ровья от­но­си­тель­но при­вер­жен­нос­ти здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни и уров­ню лич­ной от­ветствен­нос­ти за здо­ровье. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):59-63
Ас­со­ци­ация кли­ни­чес­ких осо­бен­нос­тей и ме­та­бо­ли­чес­ких на­ру­ше­ний с по­ве­ден­чес­ки­ми и пси­хо­ло­ги­чес­ки­ми фак­то­ра­ми у жи­те­лей Твер­ско­го ре­ги­она. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(5):41-48
Мар­ке­тинг про­дук­тов пи­та­ния и на­пит­ков на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и за ру­бе­жом. (За­ко­но­да­тель­ные ас­пек­ты). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(5):116-120
Ре­гиСтр мнОгоп­роФИль­но­го ме­ди­цин­ско­го ценТра (СОФИТ): ос­нов­ные за­да­чи, опыт соз­да­ния и пер­вые ре­зуль­та­ты. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(6):46-54
Пси­хо­эмо­ци­ональ­ный стресс как фак­тор рис­ка раз­ви­тия хро­ни­чес­ких не­ин­фек­ци­он­ных за­бо­ле­ва­ний. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(8):114-120
Ана­лиз тру­дов Н.А. Се­маш­ко о са­ни­тар­ном прос­ве­ще­нии на­се­ле­ния. (К 150-ле­тию со дня рож­де­ния). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(9):125-130
Ана­лиз ре­сур­сов струк­тур ме­ди­цин­ской про­фи­лак­ти­ки. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(11):22-28
Циф­ро­вые тех­но­ло­гии в кор­по­ра­тив­ных прог­рам­мах ук­реп­ле­ния здо­ровья: меж­ду­на­род­ный и оте­чес­твен­ный опыт. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(11):116-121
Ре­зуль­та­ты ан­ке­ти­ро­ва­ния хи­рур­гов по об­щим воп­ро­сам и ос­но­вам бе­зо­пас­нос­ти в элек­тро­хи­рур­гии. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2023;(2):39-45
Ор­ди­на­ту­ра — ос­но­во­по­ла­га­ющий этап про­фес­си­ональ­ной под­го­тов­ки ото­ри­но­ла­рин­го­ло­га. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(2):93-98

Сегодняшний врач первичного звена — это специалист, который в своем интеллектуальном багаже интегрирует не только медицинские знания, но и экономику, социологию и психологию. Будущий врач должен помнить, что истинный профессионал продолжает постоянно совершенствовать свои умения и практические навыки, однако медицинское образование не всегда успевает за практикой. Компетентностный подход в образовании, несмотря на его плюсы и минусы, позволяет более четко понять студенту-медику, что его будет ожидать по окончании вуза, и быстрее приспособиться как социально, так и профессионально к будущему [1, 2].

В рамках национального проекта «Здравоохранение» ожидается увеличение продолжительности жизни к 2024 г. до 78 лет, к 2030 г. — до 80 [3]. В связи с этим представлены различные приоритетные проекты, к которым относятся направления «Формирование здорового образа жизни» («Укрепление общественного здоровья») и «Демография».

Проведение профилактических мероприятий среди населения в настоящее время требует мотивированного обучения студентов-медиков; создания актуальных и адаптированных моделей для усвоения, формирования и закрепления знаний, практических умений и навыков профилактического консультирования, изучения вклада каждого фактора риска (ФР) в развитии хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) для сохранения активного долголетия пациентов [4]. Актуальность представленной проблемы определила цель настоящего исследования.

Цель исследования — оптимизация образовательной деятельности в разделе преподавания профилактической медицины для совершенствования медицинской помощи населению.

Материал и методы

Настоящее исследование включало серию анкетирования студентов, студентов-выпускников, ординаторов 2-го года обучения, врачей терапевтического профиля, главных врачей и заместителей главных врачей поликлиник и стационаров:

I. Анкетирование 18 терапевтов и заведующих терапевтических отделений стационаров во время производственной практики студентов. Анкетирование включало следующие вопросы и варианты ответов:

1. Оцените, пожалуйста, как ведет себя студент-практикант ПГМУ по отношению к вашей медицинской организации. Варианты ответов:

— выполняет только свои должностные обязанности, отказывается выполнять дополнительные поручения;

— готов жертвовать своими личными интересами для блага медицинской организации (учреждения), при необходимости задерживается после работы, с энтузиазмом выполняет дополнительные обязанност;

— связывает свои профессиональные интересы с долговременной работой в медицинской организации (учреждении).

2. Намерены ли вы в будущем предоставлять работу выпускникам университета:

— Да, потому что...

— Нет, потому что...

II. Анкетирование 112 главных врачей и/или заместителей главных врачей амбулаторно-поликлинических учреждений и стационаров. Анкета включала сведения об уровне теоретической и практической подготовки, коммуникативных качествах, дисциплины и исполнительности, уровне корпоративной культуры выпускников, удовлетворенности дополнительными знаниями и умениями; оценка проводилась по 10-балльной системе [5].

III. Анкетирование 354 студентов-выпускников и 128 ординаторов 2-го года обучения по вопросам трудоустройства по оригинальному опроснику, включавшему 20 вопросов, в том числе:

— место предполагаемого трудоустройства для «нецелевиков» (если есть, укажите);

— нуждаетесь ли в помощи в трудоустройстве (да/нет);

— ваша специальность (для интернов, ординаторов, аспирантов);

— укажите желаемый район трудоустройства (город, район Пермского края, другая территориальная субъединица РФ);

— предполагаемый размер заработной оплаты труда;

— потребность в жилье (квартира, компенсация по съему жилья, «подъемные» на приобретение жилья).

IV. Анкетирование 167 студентов 6-го курса и 25 молодых врачей-терапевтов по вопросам диспансерного наблюдения и значимости факторов риска ХНИЗ. Была использована анкета, разработанная в ФГБОУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России [6, 7]. Анкета состояла из четырех разделов и содержала 18 вопросов. Раздел «Общая информация» включал сведения о возрасте, поле, дополнительной трудовой деятельности респондента. Раздел «Данные личного анамнеза и информированности о личном здоровье» содержал вопросы о наличии у респондентов ХНИЗ и ФР. Раздел о личном прохождения выпускником очередной диспансеризации включал сведения о факте прохождения респондентом диспансеризации, отношении к диспансеризации и группе здоровья респондента. Четвертый раздел был посвящен профессиональной профилактической практике студентов или деятельности врачей и включал сведения об участии опрашиваемого в диспансеризации, профилактических осмотрах во время производственной практики, отношении пациентов к профилактическим осмотрам. Вопрос раздела «Нужно ли вам получить больше знаний и навыков по оказанию медицинской помощи?» содержал ряд подпунктов: при гиподинамии, табакокурении, избыточной массе тела и нерациональном питании, употреблении алкоголя, стрессе. И заключал анкету вопрос «Считаете ли вы необходимым для своей семьи прохождение диспансерного наблюдения?»

Статистический анализ данных был выполнен с использованием пакетов программ Biostat (Россия), Statistica 6.0 (StatSoft Inc., США), реализованные на базе IBM PC-совместимого компьютера. В связи с тем, что в исследовании использовалось анкетирование, анализ был проведен в основном методом описательной статистики. При нормальном распределении признака результаты описаны в виде среднего арифметического значения (М) и стандартного квадратичного отклонения (σ). Сравнение несвязанных групп по качественным признакам проведено с использованием z-критерия.

Результаты

Представляется важным решение одновременно нескольких концептуальных проблем преподавания профилактической медицины:

1. Мотивационная составляющая (отношение к будущей профессии) — не только материальная, но и духовная; адекватное отношение к карьерному росту; понимание значимости личностного участия в усвоении знаний.

Был проведен анализ анкетирования 18 врачей терапевтического профиля на базах производственной практики Перми и Пермского края (ПК). На вопрос «Оцените, как ведет себя студент-практикант Университета по отношению к вашей медицинской организации» 4 (22,22%) врача ответили, что студент выполняет только свои должностные обязанности, отказывается выполнять дополнительные поручения; 7 (38,89%) врачей ответили, что студент готов жертвовать своими личными интересами для блага медицинской организации; 7 врачей (38,89%) указали, что студент связывает свои профессиональные интересы с долговременной работой в медицинской организации.

На вопрос «Намерены ли вы в будущем предоставлять работу выпускникам Университета?» 10 (55,55%) из 18 врачей ответили положительно; 1 (5,56%) врач ответить затруднился; 1 (5,56%) врач указал, что данный вопрос находится «не в его компетенции»; 6 (33,33%) врачей отметили, что практиканты не проявляют рвения к работе.

2. Построение учебного процесса с максимальным приближением к практике. В рамках заседания комиссии по содействию трудоустройству выпускников по специальности «Лечебное дело» приняли участие 57 работодателей, которые оценили теоретическую и практическую подготовку выпускников в 6 баллов из 10 (см. таблицу). Коммуникативные качества выпускников, а также уровень корпоративной культуры работодатели оценили также в 6 баллов. Однако при относительно высоких средних показателях следует отметить, что 1/3 анкетируемых уровень коммуникативных качеств выпускников оценили как низкий.

В работе комиссии по специальности «Педиатрия» приняли участие 38 работодателей, которые оценили теоретическую и практическую подготовку выпускников в 7 баллов (см. таблицу). Коммуникативные качества выпускников, а также уровень корпоративной культуры работодатели оценили также высоко — в 7 баллов. Однако при относительно высоких средних показателях следует отметить, что каждый четвертый анкетируемый указал на низкий уровень коммуникативных качеств выпускников и нежелание к самообразованию.

В работе комиссии по специальности «Стоматология» приняли участие 17 работодателей, которые отметили высокий уровень теоретический, практической подготовки стоматологов. По результатам анкетирования работодателей самые высокие оценки подготовки и корпоративной культуры получили выпускники именно стоматологического факультета (см. таблицу).

Анкета оценки удовлетворенности работодателей выпускниками Университета

Показатель, баллы

Факультет

лечебный (n=57)

педиатрический (n=38)

стоматологический (n=17)

Уровень теоретической подготовки

6

7,6

8

Уровень практической подготовки

6

7,2

6

Коммуникативные качества выпускников

6,5

7,4

9

Дисциплина и исполнительность выпускников

7

8

8

Уровень корпоративной культуры выпускников

6

6

9

Удовлетворенность дополнительными знаниями и умениями

6

6,7

7

3. Отношение с социумом, формирование коммуникативных навыков, активной жизненной позиции, этических и деонтологических норм. На момент анкетирования по специальности «Лечебное дело» закончили обучение 207 студентов, в том числе 92 обучавшихся в рамках целевого приема, 15 выпускников обучались по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Работать по специальности готовы были все 100% выпускников лечебного факультета, из них 85% нуждались в помощи в трудоустройстве, 95% планировали поступать в ординатуру, 22% готовы были выехать из Перми в ПК. Ожидаемая заработная плата составила 15—252 тыс. руб. Получить квартиры планировали 51% студентов 6-го курса лечебного факультета. «Подъемные» на получение жилья ожидали 40% выпускников. По программе «Земский доктор» хотели работать 45% студентов.

По специальности «Педиатрия» на момент проведения опроса закончили обучение 77 (100%) студентов, из них по целевому набору — 15 (19,5%), по контрактному — 4 (5,2%). Предполагали обучение в ординатуре 51 (66,2%) выпускников, 84% нуждались в помощи в трудоустройстве, 30% готовы были выехать в ПК. Ожидаемая заработная плата составила 20—100 тыс. руб. Получить квартиры планировали 55% выпускников. «Подъемные» на получение жилья ожидали 56% педиатров. По программе «Земский доктор» хотели работать 41% студентов.

По специальности «Стоматология» были анкетированы 70 выпускников, из них по бюджету обучались 18 (26%) студентов, по целевому приему — 8 (11%), по контракту — 44 (63%). Нуждались в помощи в трудоустройстве 32 (53%) выпускников, готовы были выехать в ПК 10% старшекурсников. Ожидаемая заработная плата составила 20—120 тыс. руб. Получить квартиры планировали 56% студентов 5-го курса стоматологического факультета. «Подъемные» на получение жилья ожидали 41% выпускников. По программе «Земский доктор» планировали работать 22% студентов.

Заканчивали обучение в ординатуре 128 респондентов, за счет бюджетных ассигнований — 83, в том числе 28 выпускников, обучавшихся в рамках целевого приема, 45 выпускников обучались по договорам об оказании платных образовательных услуг. Все ординаторы собирались трудоустроиться по специальности. Около 1/2 выпускников-ординаторов нуждались в помощи в трудоустройстве, 20—50% в зависимости от специальности готовы были выехать в ПК. Ожидаемая заработная плата была определена как 15—100 тыс. руб. Получить квартиры планировали 20—70% выпускников. «Подъемные» на получение жилья ожидали 14—75% респондентов. По программе «Земский доктор» планировали работать 25—82% ординаторов.

4. Готовность и отношение будущих врачей первичного звена здравоохранения к профилактике ХНИЗ и коррекции основных ФР их развития для совершенствования медицинской помощи населению. Было проведено анкетирование 167 российских студентов 6-го курса лечебного факультета (65,2% от всего курса) в возрасте 23,19±0,89 года, из них 131 (78,9%) девушка и 36 (21,1%) юношей. Работу с учебой совмещали 67 (40,36%) респондентов, средний стаж составил 1,97±0,85 года. В анкетировании также приняли участие 25 молодых врачей-терапевтов первичного звена в возрасте 24,82±0,64 года: 17 (68%) девушек и 8 (32%) юношей, стаж работы составил от 3 до 12 мес.

При анализе анкет было выявлено, что 44 (26,5%) студента из 167 имели ХНИЗ; у 143 (86,14%) были отмечены ФР: у 122 (73,49%) — с преобладанием хронического стресса, у 93 (73,49%) — нерационального питания. Остальные ФР (гиподинамия, табакокурение, избыточная масса тела, употребление алкоголя) были отмечены реже — от 16,27 до 18,67%.

По данным анкетирования, только 91 (54,82%) студент прошел диспансеризацию. Низкий показатель диспансерного наблюдения, выявленный в процессе опроса, возможно, объясняется тем, что помимо диспансеризации студенты проходят предварительные медицинские осмотры перед производственной практикой и при поступлении на работу, а также периодические медицинские осмотры в процессе работы. Так, 1-ю группу здоровья отметил у себя 71 (42,77%) респондент, 2-ю — 32 (19,28%), 3-ю «а» — 7 (4,22%); не знал свою группу здоровья 31 (18,67%) студент, 25 (15,06%) опрошенных определили свою группу неправильно. При этом выяснилось, что 27 (16,27%) студентов не верят в результаты диспансеризации, 41 (24,69%) респондентов не считает диспансеризацию для себя необходимой.

В процедуре диспансеризации принимали участие 144 (86,75%) из 167 опрошенных. Только 45 (27,11%) студентов считали, что пациенты с интересом и вниманием воспринимают информацию профилактического консультирования, 99 (59,64%; z=5,869; p<0,001) студентов отметили положительное отношение пациентов к профилактическому консультированию, индивидуальной беседе о ФР. Пациентов с сердечно-сосудистой патологией по вопросам профилактики и устранению у них модифицируемых ФР консультировали 106 (63,83%) респондентов.

Потребность в повышении профессиональных знаний и навыков по коррекции отдельных ФР испытывали 107 (64,46%) опрошенных, не нуждались в дополнительных знаниях о ФР — 41 (24,7%), не ответили на вопрос — 18 (10,84%) респондентов. Необходимо подчеркнуть, что 15 (36,58%) анкетируемых из 41, которые ответили, что не нуждаются в улучшении своих знаний о ФР и профилактическом консультировании, неправильно определили или не знали свою группу здоровья. Остальные отметили, что хотели бы расширить свои знания о значении таких ФР, как: гиподинамия — 74 (45,49%), табакокурение — 70 (42,17%), нерациональное питание — 88 (53,01%), злоупотребление алкоголем — 71 (42,77%), профилактика хронического стресса — 109 (65,66%). На заключительный вопрос анкеты «Считаете ли вы необходимым для своей семьи прохождение диспансерного наблюдения?» 141 (84,94%) респондент ответил утвердительно, 7 (4,22%) — отрицательно, 14 (8,43%) с ответом затруднились, 4 (2,41%) — не ответили.

Сравнительный анализ результатов анкетирования между 67 работающими и 99 неработающими студентами выявил значимую разницу ответов лишь на два вопроса: «Считаете ли вы, что пациенты с интересом и вниманием воспринимают информацию профилактического консультирования?» (67,16 и 34,34% соответственно; z=4,04; p<0,001), а также «Консультировали ли вы пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями по имеющимся у них ФР?» (67,16 и 34,34% соответственно; z=2,36; p=0,01).

Существенных различий между результатами анкетирования выпускников-шестикурсников и молодых терапевтов выявлено не было.

Заключение

Усовершенствование образовательной деятельности в разделе преподавания профилактической медицины требует концептуального подхода для решения стратегических проблем и определения перспективных направлений подготовки будущего врача к практической деятельности.

На основании проведенного анкетирования предложены следующие приоритетные решения в этой сфере:

1. Усилить аспекты профориентационной работы в процессе всего обучения в Университете, особенно на предвыпускных и выпускных курсах. Активно привлекать работодателей в учебный процесс.

2. Усилить акценты преподавания биоэтики и медицинской психологии, возможно, за счет создания дисциплин по выбору на старших курсах.

3. Обратить пристальное внимание на формирование коммуникативных навыков студентов и понимание значимости личностного участия в усвоении знаний.

4. Активно готовить будущих врачей первичного звена здравоохранения в профилактике ХНИЗ и коррекции основных ФР их развития для совершенствования медицинской помощи населению.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — Т.Ю. Кравцова, М.Ф. Заривчацкий, С.А. Блинов; сбор и обработка материалов — Т.Ю. Кравцова, М.В. Бачева; статистическая обработка материалов — Т.Ю. Кравцова, С.А. Блинов; написание текста — Т.Ю. Кравцова, В.Г. Желобов, С.А. Блинов; редактирование — М.Ф. Заривчацкий.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflict of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.