Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Котова М.Б.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Розанов В.Б.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Иванова Е.И.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Александров А.А.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Ассоциация курения в семьях с самооценкой здоровья, образом и качеством жизни школьников

Авторы:

Котова М.Б., Розанов В.Б., Иванова Е.И., Александров А.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1092

Загрузок: 22


Как цитировать:

Котова М.Б., Розанов В.Б., Иванова Е.И., Александров А.А. Ассоциация курения в семьях с самооценкой здоровья, образом и качеством жизни школьников. Профилактическая медицина. 2020;23(5):85‑98.
Kotova MB, Rozanov VB, Ivanova EI, Alexandrov AA. Association of smoking in families with self-assessment health, lifestyle and quality of life in schoolchildren. Russian Journal of Preventive Medicine. 2020;23(5):85‑98. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20202305185

Рекомендуем статьи по данной теме:
Рас­простра­нен­ность фак­то­ров рис­ка раз­ви­тия сер­деч­но-со­су­дис­тых за­бо­ле­ва­ний у школь­ни­ков г. Ма­га­да­на. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(3):39-44
Зна­че­ние ком­пла­ен­са ро­ди­те­лей в ре­аби­ли­та­ции де­тей с гла­уко­мой в пос­ле­опе­ра­ци­он­ном пе­ри­оде. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(4):12-16

Курение напрямую связанно со здоровьем человека и является одной из самых распространенных вредных привычек, охвативших огромную часть населения не только нашей страны, но и всего мира. Несмотря на многочисленные усилия и активную работу различных государственных и медицинских структур, а также общественности, число курящих хотя и уменьшается, но остается достаточно высоким.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), табак уносит жизни примерно половины его потребителей и ежегодно становится причиной смерти более 8 млн человек. Около 1,2 млн смертей обусловлены воздействием вторичного табачного дыма на некурильщиков [1, 2]. В закрытых помещениях табачный дым вдыхают все находящиеся в них люди, следовательно, его вредному воздействию подвергаются как курильщики, так и некурящие. Ежегодно умирают 65 тыс. детей от болезней, ассоциируемых с воздействием вторичного табачного дыма [1, 2]. Дети, подвергающиеся воздействию табачного дыма, значительно чаще и тяжелее болеют респираторными инфекциями и хроническими отитами [3]. Основным источником табачного дыма для детей являются их родители, особенно матери. Согласно информации ВОЗ, у более чем 40% детей по крайней мере один из родителей курит [1, 2]. Результаты опроса школьников 13—15 лет в 132 странах показали, что 43,9% учащихся подвергаются воздействию вторичного табачного дыма дома [1, 2]. По данным исследования KIGGS, проведенного в Германии в 2009—2012 г., более 18% подростков подвергаются пассивному воздействию табачного дыма регулярно, более 67% — нерегулярно [4].

Факт курения родителей в семьях, и особенно в присутствии ребенка, является особо значимым показателем негативного влияния не только на здоровье, но и поведение детей в настоящем и будущем [1, 2, 4, 5]. Курение родителей и близких является серьезным фактором риска начала курения подростков. Модель поведения и социальное окружение являются главными факторами, способствующими инициации курения подростков в будущем, особенно девочек [4, 6].

И хотя эта проблема является актуальной и значимой для сохранения здоровья подрастающего поколения, информация о влиянии курения в семьях на здоровье и различные аспекты образа жизни и поведения школьников, особенно подросткового возраста, представлена в доступной отечественной литературе недостаточно.

Подростковый возраст оказывает существенное влияние на состояние здоровья, поведение и образ жизни как в настоящем, так и будущем и является наиболее уязвимым периодом для развития соматических и психологических симптомов [7, 8]. Многие формы поведения, связанные со здоровьем (пищевые привычки, физическая активность, курение, употребление алкоголя и других психоактивных веществ), формируются в этот период [5, 9]. Такие социальные факторы, как неравенство, поддержка семьи, школьное окружение, влияние сверстников также оказывают серьезное влияние на здоровье подростков [8, 10, 11]. Социальные детерминанты здоровья, состояние здоровья и связанное со здоровьем поведение в подростковом возрасте являются значимыми предикторами здоровья во взрослой жизни [5, 12].

Таким образом, подростковый возраст играет важнейшую роль в сохранении здоровья и формировании здорового образа жизни (ЗОЖ). Закладываемые в этот период знания, навыки, поведенческие привычки, привычки питания, а также психосоциальное развитие в дальнейшем сыграют немаловажную роль в сохранении здоровья.

Цель исследования — оценить ассоциации курения в семьях с самооценкой здоровья, образом и качеством жизни детей школьного возраста.

Материал и методы

Было проведено выборочное обследование учащихся 5—6 и 8—10 классов общеобразовательных школ Москвы и Мурманска. В исследовании приняли участие 785 детей (405 мальчиков и 380 девочек) в возрасте от 10 до 17 лет. В анализ были включены данные 624 школьников (321 мальчик и 303 девочки). Средний возраст детей составил 14,1±1,8 года (14,1±1,7 и 14,0±1,8 года для мальчиков и девочек соответственно). Обследование включало: осмотр врача-педиатра и врачей-специалистов (невролога, хирурга-ортопеда, офтальмолога и др.), антропометрию, измерение артериального давления и опрос по специально разработанным анкетам.

Программой исследования предусматривался опрос родителей по структурированной анкете, содержащей блок вопросов о социально-экономическом статусе семьи (образование матери, семейное положение, доход, число членов семьи, проживающих вместе с ребенком), данные о курении родителей и других членов семьи (частота курения, продолжительность, число курящих членов семьи, места курения, курение в присутствии ребенка). Уровень образования родителей был классифицирован на «высокий», «средний» и «низкий».

Анкетный опрос школьников включал вопросы, касающиеся самооценки здоровья, образа жизни, поведенческих и пищевых привычек (употребление фруктов и овощей, продуктов фастфуда, газированных напитков, мясных, рыбных продуктов, копченостей, консервов; питание в школьной столовой; регулярность завтраков), физической активности, отношения к ЗОЖ, предпочтения источников информации о ЗОЖ, взаимоотношений с близким окружением, оценки эмоционального состояния и настроения.

В настоящей работе представлены только результаты анкетирования школьников и их родителей. Все школьники младше 15 лет получили информированное согласие на обследование от родителей или их законных представителей.

По результатам анкетирования все обследованные школьники, в зависимости от отношения к курению в семьях, были разделены на 2 группы: дети из семьи, где совместно с ребенком проживают курящие родители (мать и/или отец) и родственники, и дети из семьи, где никто не курит.

Статистическая обработка данных проводилась при помощи пакета программного обеспечения IBM SPSS Statistics (Версия 23.0 для Windows). Для номинальных данных определяли абсолютное число лиц в выборке (N), абсолютное число лиц в группе (n) и долю лиц от общего их числа в группе (%). Связь между категориальными переменными оценивали с использованием критерия χ2 Пирсона. Попарное сравнение пропорций по столбцам выполняли с помощью Z-критерия. Количественные данные с нормальным распределением были представлены средним арифметическим значением (M) и стандартным отклонением (SD). Сравнение групповых средних проводили с использованием двустороннего t-критерия Стьюдента для независимых выборок. За критический уровень значимости при проверке статистических гипотез принимали значение p<0,05.

Результаты и обсуждение

В результате анкетирования школьников и их родителей была получена информация по составу включенных в исследование семей. Из общего числа опрошенных 22 (3,5%) школьника не проживали с матерью и 159 (25%) — с отцом. Около 1/3 школьников имели брата и/или сестру (30 и 26,4% соответственно), т.е. в каждой третьей семье были 2 и более детей. В 128 (20%) семьях вместе с ребенком проживали бабушки и лишь в 48 (7,5%) — дедушки, в каждой десятой семье (69 (10,9%)) совместно с детьми школьного возраста проживали другие родственники (тети, дяди и пр.).

Таким образом, 1/4 детей школьного возраста, принимавших участие в исследовании, проживали в неполных семьях.

Также было проанализировано распределение членов семьи в зависимости от их отношения к курению, в группах мальчиков и девочек школьного возраста (табл. 1). Так, почти в половине семей школьников курили совместно проживающие с ними родственники, а также почти каждый второй отец и каждая пятая мать. Доля других курящих в семье родственников также была достаточно высокой. Несмотря на отсутствие статистически значимых различий, дедушки, проживающие в семьях школьников-мальчиков, значительно чаще курили, чем дедушки школьниц (46,9% против 30,4%). Вместе с тем наблюдалась и противоположная тенденция — преобладание курящих бабушек в семьях девочек по сравнению с семьями мальчиков (27,5% против 13,7%). Выявленные в настоящем исследовании данные о распространенности курения среди родителей согласуются с данными ВОЗ, которые показывают, что у более чем 40% детей один из родителей курит [1, 2]. Однако частота курения среди отцов в настоящем исследовании оказалась несколько ниже показателей курения мужчин в среднем по РФ (45,8% против 49,5%), а среди матерей — немного больше (20,5% против 14,4%) [13]. Результаты настоящего исследования совпадают с данными ранее проведенного исследования относительно распространенности курения в семьях [14].

Таблица 1. Распределение членов семьи в зависимости от их отношения к курению в группах мальчиков и девочек школьного возраста

Table 1. Distribution of family members depending on their attitude to smoking in groups of boys and girls of school age

Член семьи

Отношение к курению

Мальчики

Девочки

χ2

Вся выборка

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Мать

Да

53

18,9

58

22,2

χ2=0,899

p=0,343

111

20,5

Нет

227

81,1

203

77,8

430

79,5

Всего

280

100,0

261

100,0

541

100,0

Отец

Да

109

48,7

88

42,7

χ2=1,526

p=0,217

197

45,8

Нет

115

51,3

118

57,3

233

54,2

Всего

224

100,0

206

100,0

430

100,0

Дедушка

Да

15

46,9

7

30,4

χ2=1,507

p=0,220

22

40,0

Нет

17

53,1

16

69,6

33

60,0

Всего

32

100,0

23

100,0

55

100,0

Бабушка

Да

10

13,7

14

27,5

χ2=3,638

p=0,056

24

19,4

Нет

63

86,3

37

72,5

100

80,6

Всего

73

100,0

51

100,0

124

100,0

Брат

Да

6

6,9

10

13,9

χ2=2,128

p=0,145

16

10,1

Нет

81

93,1

62

86,1

143

89,9

Всего

87

100,0

72

100,0

159

100,0

Сестра

Да

3

4,1

3

4,5

χ2=0,012

p=0,914

6

4,3

Нет

70

95,9

64

95,5

134

95,7

Всего

73

100,0

67

100,0

140

100,0

Другие члены семьи

Да

9

29,0

13

41,9

χ2=1,127

p=0,288

22

35,5

Нет

22

71,0

18

58,1

40

64,5

Всего

31

100,0

31

100,0

62

100,0

Всего

Да

151

47,0

129

42,6

χ2=1,257

p=0,262

280

44,9

Нет

170

53,0

174

57,4

344

55,1

Всего

321

100,0

303

100,0

624

100,0

Таким образом, в семьях школьников достаточно высока доля курящих родителей (от 20,5 до 45,8%) и других совместно проживающих родственников (от 4,3 до 40%).

Серьезное опасение за здоровье детей вызывает количество курящих в семьях (см. рисунок). Так, один курящий член семьи встречался в 190 (67,9%) семьях, 2 — в 68 (24,3%), 3 — в 12 (4,3%), 4 и более курильщиков — в 10 (3,6%) семьях школьников. Несомненно, что с увеличением числа курящих негативное воздействие табачного дыма на ребенка усиливается в несколько раз, что с большой долей вероятности скажется на здоровье, развитии и поведении ребенка в дальнейшем. Эти показатели свидетельствуют о том, что курение в семьях — очень распространенная и приемлемая форма поведения, не вызывающая негативного отношения членов семьи.

Распределение семей школьников в зависимости от количества курящих в семье.

The distribution of families of students depending on the number of smokers in the family.

В табл. 2 представлены места курения и частота курения среди отцов и матерей, проживающих с детьми школьного возраста. Практически одинаково высокой оказалась доля регулярно курящих отцов и матерей. Среди нерегулярно курящих в 2 раза чаще встречались женщины-матери. Как интенсивность, так и стаж курения у отцов были выше, чем у матерей (11,8 сигарет/день против 7,8 сигарет/день, p=0,025 и 18,1 года против 12,5 года, p<0,001 соответственно). К сожалению, знания о неблагоприятном воздействии курения на здоровье детей часто не останавливают родителей от курения в их присутствии. Было установлено, что в присутствии ребенка курили почти 1/2 матерей и чуть меньше отцов (см. табл. 2). Отцы, в отличие от матерей, чаще курили на улице, а матери — чаще дома. Анализ полученных данных показал, что статистически значимо чаще курили матери со средним и более низким уровнем образования (p=0,014), что соответствует данным предыдущих исследований [15]. Однако других статистически значимых корреляций между образованием матери не было выявлено ни с курением на улице, работе, дома или в присутствии ребенка. Хотя женщины с высшим образованием курили в присутствии ребенка даже чаще тех, кто не имели высшего образования (46,4% против 38,5%). Дети, ежедневно вдыхающие табачный дым курящих дома родителей, имеют целый комплекс проблем, связанных не только с нынешним здоровьем, но и с ухудшением здоровья в будущем. У детей — пассивных курильщиков также отмечалось снижение приверженности к ЗОЖ и ухудшение качества жизни [5, 16, 17]. Не вызывает сомнения, что пассивное курение связано и с психосоциальными проблемами, и поведенческими расстройствами в развитии детей [5, 16, 17]. И хотя многочисленные опросы показывают, что большинство взрослых, включая курящих, соглашаются с тем, что курение в помещениях, где живут дети, нужно ограничивать, однако лишь небольшая часть помещений, в которых живут курильщики, фактически свободна от табачного дыма [14]. Согласно J. Joffer и соавт. (2014), курение родителей и близких является серьезным фактором риска начала курения у подростков. Модель поведения и социальное окружение являются главными факторами, способствующими курению в будущем подростков, особенно девочек [6].

Таблица 2. Распределение родителей, проживающих совместно с детьми школьного возраста, по месту курения

Table 2. Distribution of parents living with schoolchildren by smoking place

Место курения

Отец

Мать

p2)

абс.

%

абс.

%

Как часто курит

0,147

Ежедневно

158

84,0

81

75,0

2—3 раза в неделю

16

8,5

16

14,8

Реже

14

7,4

11

10,2

Всего

188

100,0

108

100,0

Курит на улице

<0,001

Да

161

85,2

66

61,7

Нет

28

14,8

41

38,3

Всего

189

100,0

107

100,0

Курит на работе

0,631

Да

115

61,8

63

58,9

Нет

71

38,2

44

41,1

Всего

186

100,0

107

100,0

Курит дома

0,064

Да

71

39,7

54

50,9

Нет

108

60,3

52

49,1

Всего

179

100,0

106

100,0

Курит в присутствии ребенка

0,458

Да

75

39,3

48

43,6

Нет

116

60,7

62

56,4

Всего

191

100,0

110

100,0

Итак, среди курящих в семьях родителей высока доля регулярно курящих, при этом матери чаще курят дома, а отцы — на улице. Результаты сравнения самооценки здоровья, поведенческих привычек и образа жизни школьников, проживающих в семьях с курящими и некурящими членами семьи, представлены в табл. 3. Субъективное восприятие собственного здоровья через его самооценку — один из значимых прогностических индикаторов состояния здоровья и качества жизни индивида [11, 18, 19]. Немногочисленные исследования самооценки здоровья в подростковом возрасте показывают, что она тесно связана с общим самочувствием и психосоматическими симптомами, умеренно стабильна с течением времени и ухудшается вместе с плохим общим состоянием здоровья и рисками для здоровья [19, 20].

Таблица 3. Распределение ответов на вопросы анкеты по самооценке здоровья и образа жизни в группах мальчиков и девочек школьного возраста в семьях с курящими и некурящими членами семьи

Table 3. Distribution of answers to the questions of the questionnaire on self-assessment of health and lifestyle in groups of boys and girls of school age in families with smokers and non-smokers

Вопросы и варианты ответов

Мальчики

Девочки

Все дети

курят члены семьи

курят члены семьи

курят члены семьи

да

нет

p2)

да

нет

p2)

да

нет

p2)

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Оцени свое здоровье:

Отличное

39

27,1

46

31,9

0,298

15

12,7

32

21,2

0,160

54

20,6

78

26,5

0,166

Хорошее

80

55,6

76

52,8

75

63,6

86

57,0

155

59,2

162

54,9

Удовлетворительное

22

15,3

22

15,3

22

18,6

30

19,9

44

16,8

52

17,6

Плохое

3

2,0

0

0

6

5,1

3

2,0

9

3,4*

3

1,0

Всего

144

100,0

144

100,0

118

100,0

151

100,0

262

100,0

295

100,0

Есть ли у тебя проблемы со здоровьем?

Да

52

39,5

52

39,1

0,921

60

60,6

62

45,9

0,026

112

48,7

114

42,5

0,298

Нет

79

60,5

81

60,9

39

39,4

73

54,1 **

118

51,3

154

57,5

Всего

131

100,0

133

100,0

99

100,0

135

100,0

230

100,0

268

100,0

Сколько времени проводишь за компьютером?

Более 3 ч в день

56

38,1

43

29,1

0,396

49

40,2**

38

24,2

0,001

105

39,0***

81

26,6

0,001

2—3 ч в день

48

32,7

51

34,5

47

38,5

47

29,9

95

35,3

98

32,1

Менее 1,5 ч в день

29

19,7

31

20,9

14

11,5

34

21,7*

43

16,0

65

21,3

Менее 1 ч

13

8,8

21

14,2

10

8,2

31

19,7**

23

8,6

52

17,0**

Не пользуюсь

1

0,7

2

1,4

2

1,6

7

4,5

3

1,1

9

3,0

Всего

147

100,0

148

100,0

122

100,0

157

100,0

269

100,0

305

100,0

Сколько дней в неделю в течение часа и более занимаешься спортом, танцами или другой физической активностью?

3 раза в неделю и более

94

63,9

101

67,8

0,182

69

56,6*

65

41,4

0,042

163

60,6

166

54,2

0,084

1—2 раза в неделю

25

17,0

32

21,5

24

19,7

52

33,1*

49

18,2

84

27,5**

Несколько раз в месяц

11

7,5

6

4,0

12

9,8

11

7,0

23

8,6

17

5,6

Несколько раз в год

3

2,0

0

0

3

2,5

8

5,1

6

2,2

8

2,6

У меня не бывает такой физ. нагрузки

14

9,5

10

6,7

14

11,5

21

13,4

28

10,4

31

10,1

Всего

147

100,0

149

100,0

122

100,0

157

100,0

269

100,0

306

100,0

Занимаешься ли дополнительно музыкой, иностранным языком и др.?

Да

67

45,6

76

51,4

0,604

79

64,8

109

69,4

0,020

146

54,3

185

60,7

0,064

Нет

58

39,5

53

35,8

29

23,8**

19

12,1

87

32,3

72

23,6

Занимался раньше

22

15,0

19

12,8

14

11,5

29

18,5

36

13,4

48

15,7

Всего

147

100,0

148

100,0

122

100,0

157

100,0

269

100,0

305

100,0

Как часто употребляешь фрукты и овощи:

Каждый день

95

64,6

96

65,8

0,030

81

66,9

116

73,9

0,394

176

65,7

212

70,0

0,062

4—5 раз в неделю

17

11,6

31

21,2*

23

19,0

24

15,3

40

14,9

55

18,2

2—3 раза в неделю

24

16,3*

12

8,2

14

11,6

11

7,0

38

14,2**

23

7,6

Несколько раз в месяц и реже

11

7,5

7

4,8

3

2,5

6

3,8

14

5,2

13

4,3

Всего

147

100,0

146

100,0

121

100,0

157

100,0

268

100,0

303

100,0

Как часто употребляешь продукты фастфуда?

Ежедневно

6

4,1

2

1,3

0,178

2

1,6

3

1,9

0,104

8

3,0

5

1,6

0,026

Несколько раз в неделю

31

21,2

28

18,8

20

16,4*

13

8,3

51

19,0

41

13,4

Несколько раз в месяц

66

45,2

60

40,3

55

45,1

65

41,4

121

45,1

125

40,8

Несколько раз в год

43

29,5

59

39,6

45

36,9

76

48,4

88

32,8

135

44,1**

Всего

146

100,0

149

100,0

122

100,0

157

100,0

268

100,0

306

100,0

Как часто употребляешь сладкие газированные напитки?

Ежедневно

27

18,4*

13

8,8

0,049

3

2,5

4

2,5

0,403

30

11,2*

17

5,6

0,012

Несколько раз в неделю

53

36,1

56

37,8

36

29,5

38

24,2

89

33,1

94

30,8

Несколько раз в месяц

44

29,9

43

29,1

53

43,4

62

39,5

97

36,1

105

34,4

Несколько раз в год и реже

23

15,6

36

24,3

30

24,6

53

33,8

53

19,7

89

29,2**

Всего

147

100,0

148

100,0

122

100,0

157

100,0

269

100,0

305

100,0

Как часто употребляешь мясо, птицу?

1 раз в день и чаще

67

45,6

77

51,7

0,420

42

34,4

49

31,2

0,721

109

40,5

126

41,2

0,972

3—4 раза в неделю

65

44,2

64

43,0

63

51,6

79

50,3

128

47,6

143

46,7

1 раз в неделю

13

8,8

7

4,7

15

12,3

24

15,3

28

10,4

31

10,1

Не употребляю

2

1,4

1

0,7

2

1,6

5

3,2

4

1,5

6

2,0

Всего

147

100,0

149

100,0

122

100,0

157

100,0

269

100,0

306

100,0

Как часто употребляешь рыбу и рыбные продукты?

1 раз в день и чаще

6

4,1

8

5,4

0,162

7

5,7

9

5,8

0,872

13

4,9

17

5,6

0,322

3—4 раза в неделю

30

20,7

47

31,5*

22

18,0

28

18,1

52

19,5

75

24,7

1 раз в неделю

74

51,0

65

43,6

73

59,8

98

63,2

147

55,1

163

53,6

Не употребляю

35

24,1

29

19,5

20

16,4

20

12,9

55

20,6

49

16,1

Всего

145

100,0

149

100,0

122

100,0

155

100,0

267

100,0

304

100,0

Как часто употребляешь молоко и молочные продукты?

1 раз в день и чаще

75

51,7

90

60,4

0,406

54

44,3

72

46,5

0,399

129

48,3

162

53,3

0,568

3—4 раза в неделю

52

35,9

42

28,2

47

38,5

61

39,4

99

37,1

103

33,9

1 раз в неделю

13

9,0

14

9,4

17

13,9

13

8,4

30

11,2

27

8,9

Не употребляю

5

3,4

3

2,0

4

3,3

9

5,8

9

3,4

12

3,9

Всего

145

100,0

149

100,0

122

100,0

155

100,0

267

100,0

304

100,0

Употребляешь ли в пищу копчености и консервы 3 раза в неделю и чаще?

Да

53

36,6*

35

23,5

0,005

22

18,0

18

11,5

0,229

75

28,1**

53

17,4

0,005

Нет

69

47,6

99

66,4**

87

71,3

115

73,7

156

58,4

214

70,2**

Не знаю

23

15,9

15

10,1

13

10,7

23

14,7

36

13,5

38

12,5

Всего

145

100,0

149

100,0

122

100,0

156

100,0

267

100,0

305

100,0

Питаешься ли в школьной столовой?

Да

67

46,5

64

43,0

0,664

66

54,1

73

46,8

0,064

133

50,0

137

44,9

0,095

Нет

45

31,3

54

36,2

26

21,3

53

34,0*

71

26,7

107

35,1*

Иногда

32

22,2

31

20,8

30

24,6

30

19,2

62

23,3

61

20,0

Всего

144

100,0

149

100,0

122

100,0

156

100,0

266

100,0

305

100,0

Завтракаешь ли ты?

Да, ежедневно

104

71,2

118

79,2

0,311

81

66,4

116

73,9

0,110

185

69,0

234

76,5*

0,033

Только в дни, когда посещаю школу

9

6,2

6

4,0

5

4,1

6

3,8

14

5,2

12

3,9

Только в выходные дни

9

6,2

4

2,7

8

6,6*

2

1,3

17

6,3**

6

2,0

Редко

24

16,4

21

14,1

28

23,0

33

21,0

52

19,4

54

17,6

Всего

146

100,0

149

100,0

122

100,0

157

100,0

268

100,0

306

100,0

ЗОЖ для тебя — это занятия спортом, физкультурой?

Да

114

78,1

124

83,2

0,264

102

83,6

133

84,7

0,801

216

80,6

257

84,0

0,287

Нет

32

21,9

25

16,8

20

16,4

24

15,3

52

19,4

49

16,0

Всего

146

100,0

149

100,0

122

100,0

157

100,0

268

100,0

306

100,0

ЗОЖ для тебя — это правильное питание?

Да

94

64,4

109

73,2

0,104

105

86,1

127

81,4

0,300

199

74,3

236

77,4

0,383

Нет

52

35,6

40

26,8

17

13,9

29

18,6

69

25,7

69

22,6

Всего

146

100,0

149

100,0

122

100,0

156

100,0

268

100,0

305

100,0

ЗОЖ для тебя — это отсутствие вредных привычек?

Да

89

61,0

98

66,2

0,349

84

68,9

105

67,3

0,784

173

64,6

203

66,8

0,576

Нет

57

39,0

50

33,8

38

31,1

51

32,7

95

35,4

101

33,2

Всего

146

100,0

148

100,0

122

100,0

156

100,0

268

100,0

304

100,0

ЗОЖ для тебя — это соблюдение режима дня?

Да

48

32,9

58

38,7

0,299

51

41,8

59

37,8

0,500

99

36,9

117

38,2

0,749

Нет

98

67,1

92

61,3

71

58,2

97

62,2

169

63,1

189

61,8

Всего

146

100,0

150

100,0

122

100,0

156

100,0

268

100,0

306

100,0

ЗОЖ для тебя — это не болеть?

Да

27

18,5

38

25,3

0,155

17

13,8

25

15,9

0,625

44

16,4

63

20,5

0,200

Нет

119

81,5

112

74,7

106

86,2

132

84,1

225

83,6

244

79,5

Всего

146

100,0

150

100,0

123

100,0

157

100,0

269

100,0

307

100,0

Слежу за здоровьем — посещаю поликлинику, когда заболею:

Да

64

43,5

68

45,0

0,795

63

51,2

83

52,9

0,784

127

47,0

151

49,0

0,633

Нет

83

56,5

83

55,0

60

48,8

74

47,1

143

53,0

157

51,0

Всего

147

100,0

151

100,0

123

100,0

157

100,0

270

100,0

308

100,0

Слежу за здоровьем — не имею вредных привычек:

Да

73

49,7

90

59,6

0,085

78

63,4

92

58,6

0,413

151

55,9

182

59,1

0,442

Нет

74

50,3

61

40,4

45

36,6

65

41,4

119

44,1

126

40,9

Всего

147

100,0

151

100,0

123

100,0

157

100,0

270

100,0

308

100,0

Слежу за здоровьем — правильно питаюсь:

Да

36

24,5

69

45,7

<0,001

36

29,3

55

35,0

0,307

72

26,7

124

40,3

0,001

Нет

111

75,5

82

54,3

87

70,7

102

65,0

198

73,3

184

59,7

Всего

147

100,0

151

100,0

123

100,0

157

100,0

270

100,0

308

100,0

Слежу за здоровьем — вовремя ложусь спать:

Да

17

11,6

33

21,9

0,017

16

13,0

21

13,4

0,928

33

12,2

54

17,5

0,075

Нет

130

88,4

118

78,1

107

87,0

136

86,6

237

87,8

254

82,5

Всего

147

100,0

151

100,0

123

100,0

157

100,0

270

100,0

308

100,0

Слежу за здоровьем — занимаюсь физкультурой, спортом:

Да

79

53,7

92

60,9

0,210

75

61,0

86

54,8

0,298

154

57,0

178

57,8

0,855

Нет

68

46,3

59

39,1

48

39,0

71

45,2

116

43,0

130

42,2

Всего

147

100,0

151

100,0

123

100,0

157

100,0

270

100,0

308

100,0

Слежу за здоровьем — за моим здоровьем следят родители:

Да

20

13,6

40

26,5

0,006

22

17,9

35

22,3

0,363

42

15,6

75

24,4

0,009

Нет

127

86,4

111

73,5

101

82,1

122

77,7

228

84,4

233

75,6

Всего

147

100,0

151

100,0

123

100,0

157

100,0

270

100,0

308

100,0

Слежу за здоровьем — посещаю ЦЗ:

Да

3

2,0

8

5,3

0,136

4

3,3

9

5,7

0,328

7

2,6

17

5,5

0,078

Нет

144

98,0

143

94,7

119

96,7

148

94,3

263

97,4

291

94,5

Всего

147

100,0

151

100,0

123

100,0

157

100,0

270

100,0

308

100,0

Информацию о ЗОЖ хотел бы получать от врача:

Да

48

32,7

40

26,5

0,244

37

30,3

51

32,5

0,701

85

31,6

91

29,5

0,593

Нет

99

67,3

111

73,5

85

69,7

106

67,5

184

68,4

217

70,5

Всего

147

100,0

151

100,0

122

100,0

157

100,0

269

100,0

308

100,0

Информацию о ЗОЖ хотел бы получать на специальных занятиях в школе:

Да

31

21,1

33

21,9

0,872

28

23,0

37

23,6

0,904

59

21,9

70

22,7

0,819

Нет

116

78,9

118

78,1

94

77,0

120

76,4

210

78,1

238

77,3

Всего

147

100,0

151

100,0

122

100,0

157

100,0

269

100,0

308

100,0

Информацию о ЗОЖ хотел бы получать при общении с родителями:

Да

28

19,0

40

26,5

0,126

32

26,2

35

22,3

0,445

60

22,3

75

24,4

0,563

Нет

119

81,0

111

73,5

90

73,8

122

77,7

209

77,7

233

75,6

Всего

147

100,0

151

100,0

122

100,0

157

100,0

269

100,0

308

100,0

Информацию о ЗОЖ хотел бы получать из Интернета:

Да

39

26,5

32

21,2

0,279

31

25,4

26

16,6

0,069

70

26,0

58

18,8

0,038

Нет

108

73,5

119

78,8

91

74,6

131

83,4

199

74,0

250

81,2

Всего

147

100,0

151

100,0

122

100,0

157

100,0

269

100,0

308

100,0

Информацию о ЗОЖ хотел бы получать из специальной литературы:

Да

11

7,5

19

12,6

0,144

19

15,6

16

10,2

0,178

30

11,2

35

11,4

0,936

Нет

136

92,5

132

87,4

103

84,4

141

89,8

239

88,8

273

88,6

Всего

147

100,0

151

100,0

122

100,0

157

100,0

269

100,0

308

100,0

Часто ли у тебя бывает плохое настроение без видимых причин?

Часто

18

12,2

10

6,6

0,172

23

18,9

29

18,5

0,985

41

15,2

39

12,7

0,542

Иногда

87

59,2

84

55,6

74

60,7

96

61,1

161

59,9

180

58,4

Не бывает

34

23,1

49

32,5

21

17,2

28

17,8

55

20,4

77

25,0

Не знаю

8

5,4

8

5,3

4

3,3

4

2,5

12

4,5

12

3,9

Всего

147

100,0

151

100,0

122

100,0

157

100,0

269

100,0

308

100,0

Верно ли, что твоя жизнь не хуже, чем у остальных твоих сверстников?

Да, такая же

90

61,6

82

54,3

0,191

75

61,5

79

50,3

0,204

165

61,6*

161

52,3

0,037

Хуже, чем у остальных

12

8,2

7

4,6

4

3,3

6

3,8

16

6,0

13

4,2

Лучше, чем у остальных

25

17,1

37

24,5

20

16,4

41

26,1

45

16,8

78

25,3**

Затрудняюсь ответить

19

13,0

25

16,6

23

18,9

31

19,7

42

15,7

56

18,2

Всего

146

100,0

151

100,0

122

100,0

157

100,0

268

100,0

308

100,0

Будущее представляется тебе довольно беспросветным?

Да, часто

24

22,0

14

12,6

0,065

20

21,5

22

19,6

0,742

44

21,8

36

16,1

0,239

Нет, с будущим все хорошо

85

78,0

97

87,4

73

78,5

90

80,4

158

78,2

187

83,9

Всего

109

100,0

111

100,0

193

100,0

112

100,0

202

100,0

223

100,0

Создается впечатление, что тебя никто не понимает?

Да

34

23,3

28

18,5

0,592

36

29,5

43

27,4

0,668

70

26,1

71

23,1

0,663

Нет, я нахожу общий язык со всеми

85

58,2

92

60,9

51

41,8

74

47,1

136

50,7

166

53,9

Не знаю

27

18,5

31

20,5

35

28,7

40

25,5

62

23,1

71

23,1

Всего

146

100,0

151

100,0

122

100,0

157

100,0

268

100,0

308

100,0

Твои отношения с родителями:

Хорошие, доверительные

95

65,1

104

68,9

0,648

80

65,6

109

69,4

0,772

175

65,3

213

69,2

0,531

Нормальные

46

31,5

44

29,1

37

30,3

43

27,4

83

31,0

87

28,2

Плохие, напряженные

5

3,4

3

2,0

5

4,1

5

3,2

10

3,7

8

2,6

Всего

146

100,0

151

100,0

122

100,0

157

100,0

268

100,0

308

100,0

Твои отношения с учителями:

Хорошие, доверительные

44

30,3

65

43,0*

0,038

47

38,5

72

45,9

0,324

91

34,1

137

44,5**

0,018

Нормальные

97

66,9

85

56,3

69

56,6

81

51,6

166

62,2*

166

53,9

Плохие, напряженные

4

2,8

1

0,7

6

4,9

4

2,5

10

3,7

5

1,6

Всего

145

100,0

151

100,0

122

100,0

157

100,0

267

100,0

308

100,0

0,180

Твои отношения с одноклассниками:

Хорошие, доверительные

94

65,3

98

65,8

0,088

80

65,6

109

69,4

0,755

174

65,4

207

67,6

Нормальные

48

33,3

42

28,2

40

32,8

45

28,7

88

33,1

87

28,4

Плохие, напряженные

2

1,4

9

6,0*

2

1,6

3

1,9

4

1,5

12

3,9

Всего

144

100,0

149

100,0

122

100,0

157

100,0

266

100,0

306

100,0

Примечание. * — p<0,05; ** — p<0,01; *** — p<0,001.

Note. * — p<0,05; ** — p<0,01; *** — p<0,001.

В настоящем исследовании преобладающее большинство школьников, независимо от наличия курильщиков в семье, оценили свое здоровье на «отлично» — 132 (23,6%), на «хорошо» — 317 (57,05%.). Тем не менее 1/5 часть школьников, т.е. 108 (19,9%) детей, охарактеризовали свое здоровье как «удовлетворительное» и «плохое», что значительно отличается от исследований, проведенных среди перуанских, пакистанских и канадских подростков, по данным которых около 1/3 опрошенных оценивали свое здоровье как «плохое» и «удовлетворительное» (32,5, 29 и 30% соответственно), и согласуется с результатами исследований подросткового контингента Норвегии, Бразилии и США [8—10, 18, 19]. В группе девочек, имеющих в семье курильщиков, чаще встречались положительные ответы на вопрос о наличии проблем со здоровьем — 60 (60,6%) против 62 (45,9%) (p=0,026), что указывает на ассоциацию между курением в семье и проблемами со здоровьем у девочек. Согласно исследованиям, проведенным в других странах, субъективные жалобы на здоровье более распространены среди девочек и подростков старшего возраста и могут перерастать в более серьезные проблемы со здоровьем в зрелом возрасте [9, 12, 21]. В частоте большинства показателей (см. табл. 3), характеризующих образ жизни школьников, статистически значимых различий между курящими и некурящими группами выявлено не было, за исключением того, что девочки, проживающие в семьях с курящими родственниками, чаще проводили время за компьютером (более 3 ч в день), но реже занимались дополнительно музыкой, иностранными языками и рисованием. На дефицит физической активности школьников указывают многие исследования, проведенные в последнее время по всему миру. Все больше детей тратят свободное временя на просмотр телевизора, игры на персональных компьютерах или «брожение» по сети Интернет, что негативно сказывается на здоровье подрастающего поколения, проявляясь в различных физических проблемах или психологических жалобах [6, 22, 23]. Результаты настоящего исследования показали, что интенсивной физической активностью 3 раза в неделю и более (спорт, танцы и др.) предпочитали заниматься больше 1/2 (57,2%) школьников. Однако такие нагрузки заметно чаще отмечались у девочек из курящих семей, а более редкие занятия (1—2 раза в неделю) наблюдались в группе девочек из семей, где никто не курит. Основываясь на том, что питание играет огромную роль в сохранении и укреплении здоровья человека, большой раздел анкеты был посвящен рациону питания школьников. В целом не было выявлено статистически значимых различий между группами с курящими и некурящими членами семьи в частоте потребления школьниками основных продуктов питания (мясо, молоко и фрукты) (см. табл. 3). Почти 80% детей потребляли мясо, молоко и фрукты 3 раза в неделю и более, а рыбу — только 27,5%. В некурящих семьях, по сравнению с курящими, большее число мальчиков получали овощи и фрукты (p<0,05). Напротив, в курящих семьях в целом было больше школьников, и мальчиков в частности, которые употребляли копченые продукты и консервы более 3 раз в неделю (28,1% против 17,4%, p=0,005 и 36,6% против 23,5%, p=0,005), а также сладкие газированные напитки (11,2% против 5,6%, p=0,012 и 18,4% против 8,8%, p=0,049). При попарном сравнении доля девочек, употребляющих продукты фастфуда несколько раз в неделю, была в 2 раза больше в семьях с курящими родственниками (16,4% против 8,3%, p<0,05) при статистически незначимом критерии множественного сравнения — χ2 (p=0,104). В этом случае выявленные различия, возможно, были обусловлены другими факторами, не связанными с курением в семье. В силу того, что формирование пищевых привычек и культуры питания детей закладывается в семье, пищевые предпочтения подростков — это особенности семейного рациона. Исследования характера питания курящих указывают на более низкое потребление ими овощей и фруктов. Недостаток фруктов и овощей в рационе питания детей авторы некоторых публикаций связывают с низким потреблением этих продуктов курящими родителями [24, 25]. Более того, негативное влияние никотина на вкусовые рецепторы, способствующее ослаблению вкусовых ощущений, также приводит к изменению рациона питания курящего, тем самым увеличивая потребление копченостей, консервированных продуктов, колбасных изделий, соли и, таким образом, усиливая вкус потребляемых продуктов питания. Следовательно, курящие родители сами формируют нездоровые пищевые привычки у детей в семье, исходя из собственных пищевых предпочтений [25]. Во многом особенности пищевого поведения школьников, проживающих в курящих семьях, аналогичны пищевым привычкам уже курящих подростков, для которых характерно более редкое присутствие в рационе питания овощей и фруктов и частое потребление блюд «уличной еды» — фастфуда и сладких газированных напитков [26]. Выявленная в настоящем исследовании тенденция более редкого посещения школьной столовой девочками из некурящих семей, возможно, указывает на их предпочтение домашней еды питанию не только в школьной столовой, но и, возможно, в любых предприятиях общественного питания. A. Watts и соавт. (2015) показали, что ориентация на домашнюю еду важна для обес-печения более здорового питания, особенно среди подростков с избыточной массой тела и ожирением [27]. Нечастое посещение школьной столовой, кроме того, может свидетельствовать об ухудшении предлагаемого в школьных столовых ассортимента, его небольшом разнообразии, а также об отсутствии знаний и привычек правильного и здорового питания у школьников. Следует отметить более сформированные навыки здорового питания и пищевого поведения в некурящих семьях (см. табл. 3). Было установлено, что в этих семьях дети чаще завтракали ежедневно. В курящих семьях школьники в большинстве случаев завтракали только в выходные дни. Регулярность завтрака — это значимая часть здорового питания, и его отсутствие, по данным некоторых исследователей, связано с риском развития избыточной массы тела, курения, девиантного поведения, а также снижения академической успеваемости [5, 12]. Осведомленность школьников о ЗОЖ, их поведение в соответствии с представлениями о ЗОЖ и предпочтительность источников информирования о ЗОЖ также представлены в табл. 3. Разницы между школьниками двух групп в понимании принципов ЗОЖ выявлено не было. Однако толкование принципов ЗОЖ не согласуется с активностью, направленной на сохранение здоровья школьниками. Так, в понимании ЗОЖ более 80% школьников поставили на первое место спорт и физическую активность, на второе — правильное питание (76%), на третье — отсутствие вредных привычек (65,7%). Однако реальность несколько иная. Только 58% школьников занимались спортом, 57% не имели вредных привычек и почти 1/2 (48%) посещали поликлиники, когда заболевали. Лишь 1/3 школьников следовала рекомендациям здорового питания, и каждый пятый ответил, что за его здоровьем следят родители. Своевременный отход ко сну подтвердили не более 15% детей. Однако самое непопулярное поведение в отношении здоровья — посещение центров здоровья (4%). Во всей выборке школьники, проживающие в курящих семьях, реже следовали принципам ЗОЖ в области питания и режима сна, их родители менее внимательно относились к здоровью детей. Наибольшее доверие вызывает информация, полученная от врачей и от родителей (см. табл. 3). Тем не менее Интернет оказывается более желанным источником получения информации о ЗОЖ для всех школьников из курящих семей. По данным исследования, проведенного среди школьников и их родителей в Москве, 97% родителей обсуждают вопросы охраны здоровья и ЗОЖ с детьми, однако зачастую их знаний оказывается недостаточно для грамотного разъяснения детям многих вопросов, связанных со здоровьем [28]. В настоящем исследовании была предпринята попытка оценить социально-психологические различия школьников, проживающих в курящих и некурящих семьях, поскольку в подростковом возрасте на здоровье серьезно влияют социальные факторы, в том числе неравенство в доходах, поддержка семьи, школьная среда и влияние сверстников [6, 21]. Так, мальчики из курящих семей реже характеризовали свои отношения с учителями как «хорошие, доверительные» (см. табл. 3). Среди девочек статистически значимых различий между группами отмечено не было. Чаще соглашались с вопросом «Верно ли, что твоя жизнь не хуже, чем у остальных твоих сверстников?» дети из курящих семей, а школьники, проживающие в некурящих семьях, указывали, что у них жизнь «лучше, чем у остальных».

Таким образом, девочки в семьях с курящими членами семьи чаще имеют проблемы со здоровьем, дольше проводят время за компьютером, но чаще занимаются спортом и другими видами физической активности, а мальчики реже следят за своим здоровьем и реже имеют доверительные отношения с учителями. В семьях с курящими родственниками как среди девочек, так и мальчиков чаще отмечаются элементы нерационального пищевого поведения — более высокая частота потребления консервов и копченостей, сладких газированных напитков, меньше фруктов и овощей и более редкие ежедневные завтраки.

Анализ результатов сравнения самооценки здоровья, поведенческих привычек и образа жизни школьников, проживающих в семьях с курящими и некурящими матерями, показал, что в семьях с курящими матерями проблемы со здоровьем у девочек встречались чаще по сравнению с семьями, где матери не курят (67,4% против 46,7%, p=0,014), а у школьников во всей выборке была выявлена лишь тенденция к различию этого показателя (56,0% против 43,4%, p=0,078). В семьях с курящей матерью, по сравнению с семьями, где мать не курит, большее число школьников проводили время за компьютером и гаджетами — свыше 3 ч в день (49,5% против 31,2%, p<0,001). Значимых различий в других анализируемых показателях из перечня, представленного в табл. 3, которые характеризуют образ жизни школьников в группах с различным статусом курения матери в семье, обнаружить не удалось. С учетом того, что пищевые привычки формируются с детства и ведущая роль в этом принадлежит матери, было проанализировано питание школьников в семьях с различным статусом курения матери. Статистически значимых различий выявлено не было, за исключением употребления копченостей, консервов и рыбы, и изделий из нее. В частности, результаты исследования показали, что в семьях, где курит мать, школьники, независимо от пола, чаще употребляют консервы и копченые продукты (34,0% против 19,4%, p<0,001) и значительно реже — рыбу и изделия из нее (13,6% против 26,1%, p<0,001). Ряд авторов также отмечали, что отношение матерей к еде оказывает серьезное влияние на пищевые предпочтения детей не только в младшем, но и в подростковом возрасте [5, 26, 29]. Кроме того, в настоящем исследовании было установлено, что в семьях, где мать курит, по сравнению с семьями с некурящими матерями, значительно меньшее число детей школьного возраста регулярно завтракают (64,1% против 74,5%, p=0,036). Поскольку при множественном сравнении критерий χ2 оказался статистически незначимым (p=0,125), то можно предположить, что выявленные различия напрямую не связаны с курением матери и, по всей видимости, обусловлены недостаточным количеством наблюдений или такими факторами, как отсутствие семейных традиций совместного приема пищи, дефицит утреннего времени у матерей. Возможно также, что курящие матери зачастую рассчитывают на питание ребенка в столовой, что подтверждается тенденцией более частого посещения столовой школьниками из семей с курящей матерью (55,6% против 45,2%, p=0,061). По данным японского исследования, «любовь к домашнему питанию» связана с заботой матери о рационе и здоровье своих детей [12]. У значительно большего числа школьников из семей с некурящей матерью наблюдаются отсутствие вредных привычек (63,3% против 48,5%, p=0,006), правильное питание (34,9% против 23,3%, p=0,026) и соблюдение режима сна (16,4% против 7,8%, p=0,027). Анализ ассоциации между курением матери в семье и социально-психологическим и эмоциональным состоянием школьников показал, что большинство подростков из семей, где курит мать, отмечали «частое плохое настроение» (22,5% против 11,4%, p=0,002), а жизнь они оценивали «хуже, чем у остальных» (8,9% против 3,6%, p=0,037). Ощущение взаимопонимания было более присуще школьникам, проживающим с некурящей матерью (56,0% против 41,6%, p<0,01), а отношения с учителями (42,3% против 23,0%, p<0,001), родителями (70,0% против 57,4%, p=0,01) и одноклассниками (71,0% против 54,0%, p<0,001) такие школьники описывали как «хорошие и доверительные». Психосоциальные факторы, эмоциональный фон, знания и поведение, связанные со здоровьем, а также социальное неблагополучие серьезно влияют на здоровье и качество жизни школьника-подростка [22].

Итак, в семьях, где мать курит, у детей чаще возникают проблемы со здоровьем, школьники больше времени проводят за компьютером, реже придерживаются принципов ЗОЖ, а также имеют проблемы в отношениях с близкими и депрессивное настроение. Необходимо также отметить более значимую роль курения матери в начале курения детей в будущем [30].

Сравнительный анализ самооценки здоровья не выявил статистически значимых различий между группами школьников с курящими и некурящими отцами в семьях. Между тем девочки и школьники в целом из семей с курящими отцами чаще отдавали предпочтение регулярным физическим нагрузкам (61,4% против 34,6%, p=0,007) и (63,2% против 48,8%, p=0,027). Более физически активная форма проведения досуга (регулярные занятия спортом) школьниками из курящих семей, по-видимому, подспудно защищает их от пассивного курения и снижает вероятность закуривания в будущем. Такой факт также подтверждается в исследовании, проведенном среди шведских подростков [6]. В настоящем исследовании показано, что доля мальчиков и школьников в целом, употребляющих консервы и копчености более 3 раз в день, статистически значимо больше в семьях, где курит отец (41,2% против 21,66%, p<0,001 и 29,3% против 16,3%, p=0,002). На вопрос «Как ты следишь за своим здоровьем?» мальчики и школьники в целом из семей, где отец не курит, чаще отвечали, что правильно питаются (44,1% против 26,9%, p=0,01 и 38,3% против 28,5%, p=0,04). Следует отметить, что курение отца в семье ассоциируется с меньшим вниманием к здоровью мальчиков со стороны родителей (12,5% против 22,5%, p=0,05). По другим исследованным показателям статистически значимых различий между школьниками из семей с курящими и некурящими отцами обнаружить не удалось.

Следовательно, курение отца в семье ассоциируется с нерациональным питанием в группе мальчиков при более попустительском отношении к здоровью со стороны родителей.

Заключение

Результаты проведенного исследования показали, что доля семей, в которых проживают дети школьного возраста совместно с курящими родителями и другими членами семьи, составляет 44,9%. При этом родители, особенно матери, часто курят дома в присутствии ребенка.

Школьники, проживающие в семьях, где курят родители и другие члены семьи, чаще имеют проблемы со здоровьем, больше времени проводят за компьютером, имеют менее разнообразный досуг, реже придерживаются принципов ЗОЖ, а также у них возникают проблемы в отношениях с близкими и в эмоциональном плане.

Курение родителей в семьях оказывает негативное влияние на пищевое поведение детей, формируя нарушения пищевого поведения с более высоким потреблением консервов и копченостей, сладких газированных напитков, меньшим содержанием в рационе питания фруктов и овощей и более редкими ежедневными завтраками.

Курение родителей — фактор риска инициации курения подростков, а выявленные более частые регулярные занятия спортом школьников, проживающих в курящих семьях, возможно, действуют как защитный механизм от пассивного курения в семьях и снижают вероятность закуривания в будущем.

Курение в семье оказывает негативное влияние на образ и качество жизни школьников, их здоровье, психоэмоциональное состояние, поведение, формирование навыков ЗОЖ.

Результаты исследования свидетельствуют о недостаточной информированности родителей (особенно матерей) в области сохранения и укрепления здоровья их детей.

Профилактические мероприятия должны быть направлены на прекращение курения в семье и предотвращение начала курения детей и подростков, повышение информированности детей школьного возраста и их родителей о негативном влиянии курения на здоровье человека, усиление мотивации к сохранению и укреплению здоровья, а также формированию навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — М.Б. Котова, В.Б. Розанов; сбор и обработка материала — М.Б. Котова, В.Б. Розанов, Е.И. Иванова; статистическая обработка — В.Б. Розанов; написание текста — М.Б. Котова; редактирование — В.Б. Розанов, А.А. Александров.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflict of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.