Курение напрямую связанно со здоровьем человека и является одной из самых распространенных вредных привычек, охвативших огромную часть населения не только нашей страны, но и всего мира. Несмотря на многочисленные усилия и активную работу различных государственных и медицинских структур, а также общественности, число курящих хотя и уменьшается, но остается достаточно высоким.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), табак уносит жизни примерно половины его потребителей и ежегодно становится причиной смерти более 8 млн человек. Около 1,2 млн смертей обусловлены воздействием вторичного табачного дыма на некурильщиков [1, 2]. В закрытых помещениях табачный дым вдыхают все находящиеся в них люди, следовательно, его вредному воздействию подвергаются как курильщики, так и некурящие. Ежегодно умирают 65 тыс. детей от болезней, ассоциируемых с воздействием вторичного табачного дыма [1, 2]. Дети, подвергающиеся воздействию табачного дыма, значительно чаще и тяжелее болеют респираторными инфекциями и хроническими отитами [3]. Основным источником табачного дыма для детей являются их родители, особенно матери. Согласно информации ВОЗ, у более чем 40% детей по крайней мере один из родителей курит [1, 2]. Результаты опроса школьников 13—15 лет в 132 странах показали, что 43,9% учащихся подвергаются воздействию вторичного табачного дыма дома [1, 2]. По данным исследования KIGGS, проведенного в Германии в 2009—2012 г., более 18% подростков подвергаются пассивному воздействию табачного дыма регулярно, более 67% — нерегулярно [4].
Факт курения родителей в семьях, и особенно в присутствии ребенка, является особо значимым показателем негативного влияния не только на здоровье, но и поведение детей в настоящем и будущем [1, 2, 4, 5]. Курение родителей и близких является серьезным фактором риска начала курения подростков. Модель поведения и социальное окружение являются главными факторами, способствующими инициации курения подростков в будущем, особенно девочек [4, 6].
И хотя эта проблема является актуальной и значимой для сохранения здоровья подрастающего поколения, информация о влиянии курения в семьях на здоровье и различные аспекты образа жизни и поведения школьников, особенно подросткового возраста, представлена в доступной отечественной литературе недостаточно.
Подростковый возраст оказывает существенное влияние на состояние здоровья, поведение и образ жизни как в настоящем, так и будущем и является наиболее уязвимым периодом для развития соматических и психологических симптомов [7, 8]. Многие формы поведения, связанные со здоровьем (пищевые привычки, физическая активность, курение, употребление алкоголя и других психоактивных веществ), формируются в этот период [5, 9]. Такие социальные факторы, как неравенство, поддержка семьи, школьное окружение, влияние сверстников также оказывают серьезное влияние на здоровье подростков [8, 10, 11]. Социальные детерминанты здоровья, состояние здоровья и связанное со здоровьем поведение в подростковом возрасте являются значимыми предикторами здоровья во взрослой жизни [5, 12].
Таким образом, подростковый возраст играет важнейшую роль в сохранении здоровья и формировании здорового образа жизни (ЗОЖ). Закладываемые в этот период знания, навыки, поведенческие привычки, привычки питания, а также психосоциальное развитие в дальнейшем сыграют немаловажную роль в сохранении здоровья.
Цель исследования — оценить ассоциации курения в семьях с самооценкой здоровья, образом и качеством жизни детей школьного возраста.
Материал и методы
Было проведено выборочное обследование учащихся 5—6 и 8—10 классов общеобразовательных школ Москвы и Мурманска. В исследовании приняли участие 785 детей (405 мальчиков и 380 девочек) в возрасте от 10 до 17 лет. В анализ были включены данные 624 школьников (321 мальчик и 303 девочки). Средний возраст детей составил 14,1±1,8 года (14,1±1,7 и 14,0±1,8 года для мальчиков и девочек соответственно). Обследование включало: осмотр врача-педиатра и врачей-специалистов (невролога, хирурга-ортопеда, офтальмолога и др.), антропометрию, измерение артериального давления и опрос по специально разработанным анкетам.
Программой исследования предусматривался опрос родителей по структурированной анкете, содержащей блок вопросов о социально-экономическом статусе семьи (образование матери, семейное положение, доход, число членов семьи, проживающих вместе с ребенком), данные о курении родителей и других членов семьи (частота курения, продолжительность, число курящих членов семьи, места курения, курение в присутствии ребенка). Уровень образования родителей был классифицирован на «высокий», «средний» и «низкий».
Анкетный опрос школьников включал вопросы, касающиеся самооценки здоровья, образа жизни, поведенческих и пищевых привычек (употребление фруктов и овощей, продуктов фастфуда, газированных напитков, мясных, рыбных продуктов, копченостей, консервов; питание в школьной столовой; регулярность завтраков), физической активности, отношения к ЗОЖ, предпочтения источников информации о ЗОЖ, взаимоотношений с близким окружением, оценки эмоционального состояния и настроения.
В настоящей работе представлены только результаты анкетирования школьников и их родителей. Все школьники младше 15 лет получили информированное согласие на обследование от родителей или их законных представителей.
По результатам анкетирования все обследованные школьники, в зависимости от отношения к курению в семьях, были разделены на 2 группы: дети из семьи, где совместно с ребенком проживают курящие родители (мать и/или отец) и родственники, и дети из семьи, где никто не курит.
Статистическая обработка данных проводилась при помощи пакета программного обеспечения IBM SPSS Statistics (Версия 23.0 для Windows). Для номинальных данных определяли абсолютное число лиц в выборке (N), абсолютное число лиц в группе (n) и долю лиц от общего их числа в группе (%). Связь между категориальными переменными оценивали с использованием критерия χ2 Пирсона. Попарное сравнение пропорций по столбцам выполняли с помощью Z-критерия. Количественные данные с нормальным распределением были представлены средним арифметическим значением (M) и стандартным отклонением (SD). Сравнение групповых средних проводили с использованием двустороннего t-критерия Стьюдента для независимых выборок. За критический уровень значимости при проверке статистических гипотез принимали значение p<0,05.
Результаты и обсуждение
В результате анкетирования школьников и их родителей была получена информация по составу включенных в исследование семей. Из общего числа опрошенных 22 (3,5%) школьника не проживали с матерью и 159 (25%) — с отцом. Около 1/3 школьников имели брата и/или сестру (30 и 26,4% соответственно), т.е. в каждой третьей семье были 2 и более детей. В 128 (20%) семьях вместе с ребенком проживали бабушки и лишь в 48 (7,5%) — дедушки, в каждой десятой семье (69 (10,9%)) совместно с детьми школьного возраста проживали другие родственники (тети, дяди и пр.).
Таким образом, 1/4 детей школьного возраста, принимавших участие в исследовании, проживали в неполных семьях.
Также было проанализировано распределение членов семьи в зависимости от их отношения к курению, в группах мальчиков и девочек школьного возраста (табл. 1). Так, почти в половине семей школьников курили совместно проживающие с ними родственники, а также почти каждый второй отец и каждая пятая мать. Доля других курящих в семье родственников также была достаточно высокой. Несмотря на отсутствие статистически значимых различий, дедушки, проживающие в семьях школьников-мальчиков, значительно чаще курили, чем дедушки школьниц (46,9% против 30,4%). Вместе с тем наблюдалась и противоположная тенденция — преобладание курящих бабушек в семьях девочек по сравнению с семьями мальчиков (27,5% против 13,7%). Выявленные в настоящем исследовании данные о распространенности курения среди родителей согласуются с данными ВОЗ, которые показывают, что у более чем 40% детей один из родителей курит [1, 2]. Однако частота курения среди отцов в настоящем исследовании оказалась несколько ниже показателей курения мужчин в среднем по РФ (45,8% против 49,5%), а среди матерей — немного больше (20,5% против 14,4%) [13]. Результаты настоящего исследования совпадают с данными ранее проведенного исследования относительно распространенности курения в семьях [14].
Таблица 1. Распределение членов семьи в зависимости от их отношения к курению в группах мальчиков и девочек школьного возраста
Table 1. Distribution of family members depending on their attitude to smoking in groups of boys and girls of school age
Член семьи | Отношение к курению | Мальчики | Девочки | χ2 | Вся выборка | |||
абс. | % | абс. | % | абс. | % | |||
Мать | Да | 53 | 18,9 | 58 | 22,2 | χ2=0,899 p=0,343 | 111 | 20,5 |
Нет | 227 | 81,1 | 203 | 77,8 | 430 | 79,5 | ||
Всего | 280 | 100,0 | 261 | 100,0 | 541 | 100,0 | ||
Отец | Да | 109 | 48,7 | 88 | 42,7 | χ2=1,526 p=0,217 | 197 | 45,8 |
Нет | 115 | 51,3 | 118 | 57,3 | 233 | 54,2 | ||
Всего | 224 | 100,0 | 206 | 100,0 | 430 | 100,0 | ||
Дедушка | Да | 15 | 46,9 | 7 | 30,4 | χ2=1,507 p=0,220 | 22 | 40,0 |
Нет | 17 | 53,1 | 16 | 69,6 | 33 | 60,0 | ||
Всего | 32 | 100,0 | 23 | 100,0 | 55 | 100,0 | ||
Бабушка | Да | 10 | 13,7 | 14 | 27,5 | χ2=3,638 p=0,056 | 24 | 19,4 |
Нет | 63 | 86,3 | 37 | 72,5 | 100 | 80,6 | ||
Всего | 73 | 100,0 | 51 | 100,0 | 124 | 100,0 | ||
Брат | Да | 6 | 6,9 | 10 | 13,9 | χ2=2,128 p=0,145 | 16 | 10,1 |
Нет | 81 | 93,1 | 62 | 86,1 | 143 | 89,9 | ||
Всего | 87 | 100,0 | 72 | 100,0 | 159 | 100,0 | ||
Сестра | Да | 3 | 4,1 | 3 | 4,5 | χ2=0,012 p=0,914 | 6 | 4,3 |
Нет | 70 | 95,9 | 64 | 95,5 | 134 | 95,7 | ||
Всего | 73 | 100,0 | 67 | 100,0 | 140 | 100,0 | ||
Другие члены семьи | Да | 9 | 29,0 | 13 | 41,9 | χ2=1,127 p=0,288 | 22 | 35,5 |
Нет | 22 | 71,0 | 18 | 58,1 | 40 | 64,5 | ||
Всего | 31 | 100,0 | 31 | 100,0 | 62 | 100,0 | ||
Всего | Да | 151 | 47,0 | 129 | 42,6 | χ2=1,257 p=0,262 | 280 | 44,9 |
Нет | 170 | 53,0 | 174 | 57,4 | 344 | 55,1 | ||
Всего | 321 | 100,0 | 303 | 100,0 | 624 | 100,0 |
Таким образом, в семьях школьников достаточно высока доля курящих родителей (от 20,5 до 45,8%) и других совместно проживающих родственников (от 4,3 до 40%).
Серьезное опасение за здоровье детей вызывает количество курящих в семьях (см. рисунок). Так, один курящий член семьи встречался в 190 (67,9%) семьях, 2 — в 68 (24,3%), 3 — в 12 (4,3%), 4 и более курильщиков — в 10 (3,6%) семьях школьников. Несомненно, что с увеличением числа курящих негативное воздействие табачного дыма на ребенка усиливается в несколько раз, что с большой долей вероятности скажется на здоровье, развитии и поведении ребенка в дальнейшем. Эти показатели свидетельствуют о том, что курение в семьях — очень распространенная и приемлемая форма поведения, не вызывающая негативного отношения членов семьи.
Распределение семей школьников в зависимости от количества курящих в семье.
The distribution of families of students depending on the number of smokers in the family.
В табл. 2 представлены места курения и частота курения среди отцов и матерей, проживающих с детьми школьного возраста. Практически одинаково высокой оказалась доля регулярно курящих отцов и матерей. Среди нерегулярно курящих в 2 раза чаще встречались женщины-матери. Как интенсивность, так и стаж курения у отцов были выше, чем у матерей (11,8 сигарет/день против 7,8 сигарет/день, p=0,025 и 18,1 года против 12,5 года, p<0,001 соответственно). К сожалению, знания о неблагоприятном воздействии курения на здоровье детей часто не останавливают родителей от курения в их присутствии. Было установлено, что в присутствии ребенка курили почти 1/2 матерей и чуть меньше отцов (см. табл. 2). Отцы, в отличие от матерей, чаще курили на улице, а матери — чаще дома. Анализ полученных данных показал, что статистически значимо чаще курили матери со средним и более низким уровнем образования (p=0,014), что соответствует данным предыдущих исследований [15]. Однако других статистически значимых корреляций между образованием матери не было выявлено ни с курением на улице, работе, дома или в присутствии ребенка. Хотя женщины с высшим образованием курили в присутствии ребенка даже чаще тех, кто не имели высшего образования (46,4% против 38,5%). Дети, ежедневно вдыхающие табачный дым курящих дома родителей, имеют целый комплекс проблем, связанных не только с нынешним здоровьем, но и с ухудшением здоровья в будущем. У детей — пассивных курильщиков также отмечалось снижение приверженности к ЗОЖ и ухудшение качества жизни [5, 16, 17]. Не вызывает сомнения, что пассивное курение связано и с психосоциальными проблемами, и поведенческими расстройствами в развитии детей [5, 16, 17]. И хотя многочисленные опросы показывают, что большинство взрослых, включая курящих, соглашаются с тем, что курение в помещениях, где живут дети, нужно ограничивать, однако лишь небольшая часть помещений, в которых живут курильщики, фактически свободна от табачного дыма [14]. Согласно J. Joffer и соавт. (2014), курение родителей и близких является серьезным фактором риска начала курения у подростков. Модель поведения и социальное окружение являются главными факторами, способствующими курению в будущем подростков, особенно девочек [6].
Таблица 2. Распределение родителей, проживающих совместно с детьми школьного возраста, по месту курения
Table 2. Distribution of parents living with schoolchildren by smoking place
Место курения |
Отец |
Мать |
p (χ2) |
||
абс. |
% |
абс. |
% |
||
Как часто курит |
0,147 |
||||
Ежедневно |
158 |
84,0 |
81 |
75,0 |
|
2—3 раза в неделю |
16 |
8,5 |
16 |
14,8 |
|
Реже |
14 |
7,4 |
11 |
10,2 |
|
Всего |
188 |
100,0 |
108 |
100,0 |
|
Курит на улице |
<0,001 |
||||
Да |
161 |
85,2 |
66 |
61,7 |
|
Нет |
28 |
14,8 |
41 |
38,3 |
|
Всего |
189 |
100,0 |
107 |
100,0 |
|
Курит на работе |
0,631 |
||||
Да |
115 |
61,8 |
63 |
58,9 |
|
Нет |
71 |
38,2 |
44 |
41,1 |
|
Всего |
186 |
100,0 |
107 |
100,0 |
|
Курит дома |
0,064 |
||||
Да |
71 |
39,7 |
54 |
50,9 |
|
Нет |
108 |
60,3 |
52 |
49,1 |
|
Всего |
179 |
100,0 |
106 |
100,0 |
|
Курит в присутствии ребенка |
0,458 |
||||
Да |
75 |
39,3 |
48 |
43,6 |
|
Нет |
116 |
60,7 |
62 |
56,4 |
|
Всего |
191 |
100,0 |
110 |
100,0 |
Итак, среди курящих в семьях родителей высока доля регулярно курящих, при этом матери чаще курят дома, а отцы — на улице. Результаты сравнения самооценки здоровья, поведенческих привычек и образа жизни школьников, проживающих в семьях с курящими и некурящими членами семьи, представлены в табл. 3. Субъективное восприятие собственного здоровья через его самооценку — один из значимых прогностических индикаторов состояния здоровья и качества жизни индивида [11, 18, 19]. Немногочисленные исследования самооценки здоровья в подростковом возрасте показывают, что она тесно связана с общим самочувствием и психосоматическими симптомами, умеренно стабильна с течением времени и ухудшается вместе с плохим общим состоянием здоровья и рисками для здоровья [19, 20].
Таблица 3. Распределение ответов на вопросы анкеты по самооценке здоровья и образа жизни в группах мальчиков и девочек школьного возраста в семьях с курящими и некурящими членами семьи
Table 3. Distribution of answers to the questions of the questionnaire on self-assessment of health and lifestyle in groups of boys and girls of school age in families with smokers and non-smokers
Вопросы и варианты ответов | Мальчики | Девочки | Все дети | ||||||||||||
курят члены семьи | курят члены семьи | курят члены семьи | |||||||||||||
да | нет | p (χ2) | да | нет | p (χ2) | да | нет | p (χ2) | |||||||
абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс. | % | ||||
Оцени свое здоровье: | |||||||||||||||
Отличное | 39 | 27,1 | 46 | 31,9 | 0,298 | 15 | 12,7 | 32 | 21,2 | 0,160 | 54 | 20,6 | 78 | 26,5 | 0,166 |
Хорошее | 80 | 55,6 | 76 | 52,8 | 75 | 63,6 | 86 | 57,0 | 155 | 59,2 | 162 | 54,9 | |||
Удовлетворительное | 22 | 15,3 | 22 | 15,3 | 22 | 18,6 | 30 | 19,9 | 44 | 16,8 | 52 | 17,6 | |||
Плохое | 3 | 2,0 | 0 | 0 | 6 | 5,1 | 3 | 2,0 | 9 | 3,4* | 3 | 1,0 | |||
Всего | 144 | 100,0 | 144 | 100,0 | 118 | 100,0 | 151 | 100,0 | 262 | 100,0 | 295 | 100,0 | |||
Есть ли у тебя проблемы со здоровьем? | |||||||||||||||
Да | 52 | 39,5 | 52 | 39,1 | 0,921 | 60 | 60,6 | 62 | 45,9 | 0,026 | 112 | 48,7 | 114 | 42,5 | 0,298 |
Нет | 79 | 60,5 | 81 | 60,9 | 39 | 39,4 | 73 | 54,1 ** | 118 | 51,3 | 154 | 57,5 | |||
Всего | 131 | 100,0 | 133 | 100,0 | 99 | 100,0 | 135 | 100,0 | 230 | 100,0 | 268 | 100,0 | |||
Сколько времени проводишь за компьютером? | |||||||||||||||
Более 3 ч в день | 56 | 38,1 | 43 | 29,1 | 0,396 | 49 | 40,2** | 38 | 24,2 | 0,001 | 105 | 39,0*** | 81 | 26,6 | 0,001 |
2—3 ч в день | 48 | 32,7 | 51 | 34,5 | 47 | 38,5 | 47 | 29,9 | 95 | 35,3 | 98 | 32,1 | |||
Менее 1,5 ч в день | 29 | 19,7 | 31 | 20,9 | 14 | 11,5 | 34 | 21,7* | 43 | 16,0 | 65 | 21,3 | |||
Менее 1 ч | 13 | 8,8 | 21 | 14,2 | 10 | 8,2 | 31 | 19,7** | 23 | 8,6 | 52 | 17,0** | |||
Не пользуюсь | 1 | 0,7 | 2 | 1,4 | 2 | 1,6 | 7 | 4,5 | 3 | 1,1 | 9 | 3,0 | |||
Всего | 147 | 100,0 | 148 | 100,0 | 122 | 100,0 | 157 | 100,0 | 269 | 100,0 | 305 | 100,0 | |||
Сколько дней в неделю в течение часа и более занимаешься спортом, танцами или другой физической активностью? | |||||||||||||||
3 раза в неделю и более | 94 | 63,9 | 101 | 67,8 | 0,182 | 69 | 56,6* | 65 | 41,4 | 0,042 | 163 | 60,6 | 166 | 54,2 | 0,084 |
1—2 раза в неделю | 25 | 17,0 | 32 | 21,5 | 24 | 19,7 | 52 | 33,1* | 49 | 18,2 | 84 | 27,5** | |||
Несколько раз в месяц | 11 | 7,5 | 6 | 4,0 | 12 | 9,8 | 11 | 7,0 | 23 | 8,6 | 17 | 5,6 | |||
Несколько раз в год | 3 | 2,0 | 0 | 0 | 3 | 2,5 | 8 | 5,1 | 6 | 2,2 | 8 | 2,6 | |||
У меня не бывает такой физ. нагрузки | 14 | 9,5 | 10 | 6,7 | 14 | 11,5 | 21 | 13,4 | 28 | 10,4 | 31 | 10,1 | |||
Всего | 147 | 100,0 | 149 | 100,0 | 122 | 100,0 | 157 | 100,0 | 269 | 100,0 | 306 | 100,0 | |||
Занимаешься ли дополнительно музыкой, иностранным языком и др.? | |||||||||||||||
Да | 67 | 45,6 | 76 | 51,4 | 0,604 | 79 | 64,8 | 109 | 69,4 | 0,020 | 146 | 54,3 | 185 | 60,7 | 0,064 |
Нет | 58 | 39,5 | 53 | 35,8 | 29 | 23,8** | 19 | 12,1 | 87 | 32,3 | 72 | 23,6 | |||
Занимался раньше | 22 | 15,0 | 19 | 12,8 | 14 | 11,5 | 29 | 18,5 | 36 | 13,4 | 48 | 15,7 | |||
Всего | 147 | 100,0 | 148 | 100,0 | 122 | 100,0 | 157 | 100,0 | 269 | 100,0 | 305 | 100,0 | |||
Как часто употребляешь фрукты и овощи: | |||||||||||||||
Каждый день | 95 | 64,6 | 96 | 65,8 | 0,030 | 81 | 66,9 | 116 | 73,9 | 0,394 | 176 | 65,7 | 212 | 70,0 | 0,062 |
4—5 раз в неделю | 17 | 11,6 | 31 | 21,2* | 23 | 19,0 | 24 | 15,3 | 40 | 14,9 | 55 | 18,2 | |||
2—3 раза в неделю | 24 | 16,3* | 12 | 8,2 | 14 | 11,6 | 11 | 7,0 | 38 | 14,2** | 23 | 7,6 | |||
Несколько раз в месяц и реже | 11 | 7,5 | 7 | 4,8 | 3 | 2,5 | 6 | 3,8 | 14 | 5,2 | 13 | 4,3 | |||
Всего | 147 | 100,0 | 146 | 100,0 | 121 | 100,0 | 157 | 100,0 | 268 | 100,0 | 303 | 100,0 | |||
Как часто употребляешь продукты фастфуда? | |||||||||||||||
Ежедневно | 6 | 4,1 | 2 | 1,3 | 0,178 | 2 | 1,6 | 3 | 1,9 | 0,104 | 8 | 3,0 | 5 | 1,6 | 0,026 |
Несколько раз в неделю | 31 | 21,2 | 28 | 18,8 | 20 | 16,4* | 13 | 8,3 | 51 | 19,0 | 41 | 13,4 | |||
Несколько раз в месяц | 66 | 45,2 | 60 | 40,3 | 55 | 45,1 | 65 | 41,4 | 121 | 45,1 | 125 | 40,8 | |||
Несколько раз в год | 43 | 29,5 | 59 | 39,6 | 45 | 36,9 | 76 | 48,4 | 88 | 32,8 | 135 | 44,1** | |||
Всего | 146 | 100,0 | 149 | 100,0 | 122 | 100,0 | 157 | 100,0 | 268 | 100,0 | 306 | 100,0 | |||
Как часто употребляешь сладкие газированные напитки? | |||||||||||||||
Ежедневно | 27 | 18,4* | 13 | 8,8 | 0,049 | 3 | 2,5 | 4 | 2,5 | 0,403 | 30 | 11,2* | 17 | 5,6 | 0,012 |
Несколько раз в неделю | 53 | 36,1 | 56 | 37,8 | 36 | 29,5 | 38 | 24,2 | 89 | 33,1 | 94 | 30,8 | |||
Несколько раз в месяц | 44 | 29,9 | 43 | 29,1 | 53 | 43,4 | 62 | 39,5 | 97 | 36,1 | 105 | 34,4 | |||
Несколько раз в год и реже | 23 | 15,6 | 36 | 24,3 | 30 | 24,6 | 53 | 33,8 | 53 | 19,7 | 89 | 29,2** | |||
Всего | 147 | 100,0 | 148 | 100,0 | 122 | 100,0 | 157 | 100,0 | 269 | 100,0 | 305 | 100,0 | |||
Как часто употребляешь мясо, птицу? | |||||||||||||||
1 раз в день и чаще | 67 | 45,6 | 77 | 51,7 | 0,420 | 42 | 34,4 | 49 | 31,2 | 0,721 | 109 | 40,5 | 126 | 41,2 | 0,972 |
3—4 раза в неделю | 65 | 44,2 | 64 | 43,0 | 63 | 51,6 | 79 | 50,3 | 128 | 47,6 | 143 | 46,7 | |||
1 раз в неделю | 13 | 8,8 | 7 | 4,7 | 15 | 12,3 | 24 | 15,3 | 28 | 10,4 | 31 | 10,1 | |||
Не употребляю | 2 | 1,4 | 1 | 0,7 | 2 | 1,6 | 5 | 3,2 | 4 | 1,5 | 6 | 2,0 | |||
Всего | 147 | 100,0 | 149 | 100,0 | 122 | 100,0 | 157 | 100,0 | 269 | 100,0 | 306 | 100,0 | |||
Как часто употребляешь рыбу и рыбные продукты? | |||||||||||||||
1 раз в день и чаще | 6 | 4,1 | 8 | 5,4 | 0,162 | 7 | 5,7 | 9 | 5,8 | 0,872 | 13 | 4,9 | 17 | 5,6 | 0,322 |
3—4 раза в неделю | 30 | 20,7 | 47 | 31,5* | 22 | 18,0 | 28 | 18,1 | 52 | 19,5 | 75 | 24,7 | |||
1 раз в неделю | 74 | 51,0 | 65 | 43,6 | 73 | 59,8 | 98 | 63,2 | 147 | 55,1 | 163 | 53,6 | |||
Не употребляю | 35 | 24,1 | 29 | 19,5 | 20 | 16,4 | 20 | 12,9 | 55 | 20,6 | 49 | 16,1 | |||
Всего | 145 | 100,0 | 149 | 100,0 | 122 | 100,0 | 155 | 100,0 | 267 | 100,0 | 304 | 100,0 | |||
Как часто употребляешь молоко и молочные продукты? | |||||||||||||||
1 раз в день и чаще | 75 | 51,7 | 90 | 60,4 | 0,406 | 54 | 44,3 | 72 | 46,5 | 0,399 | 129 | 48,3 | 162 | 53,3 | 0,568 |
3—4 раза в неделю | 52 | 35,9 | 42 | 28,2 | 47 | 38,5 | 61 | 39,4 | 99 | 37,1 | 103 | 33,9 | |||
1 раз в неделю | 13 | 9,0 | 14 | 9,4 | 17 | 13,9 | 13 | 8,4 | 30 | 11,2 | 27 | 8,9 | |||
Не употребляю | 5 | 3,4 | 3 | 2,0 | 4 | 3,3 | 9 | 5,8 | 9 | 3,4 | 12 | 3,9 | |||
Всего | 145 | 100,0 | 149 | 100,0 | 122 | 100,0 | 155 | 100,0 | 267 | 100,0 | 304 | 100,0 | |||
Употребляешь ли в пищу копчености и консервы 3 раза в неделю и чаще? | |||||||||||||||
Да | 53 | 36,6* | 35 | 23,5 | 0,005 | 22 | 18,0 | 18 | 11,5 | 0,229 | 75 | 28,1** | 53 | 17,4 | 0,005 |
Нет | 69 | 47,6 | 99 | 66,4** | 87 | 71,3 | 115 | 73,7 | 156 | 58,4 | 214 | 70,2** | |||
Не знаю | 23 | 15,9 | 15 | 10,1 | 13 | 10,7 | 23 | 14,7 | 36 | 13,5 | 38 | 12,5 | |||
Всего | 145 | 100,0 | 149 | 100,0 | 122 | 100,0 | 156 | 100,0 | 267 | 100,0 | 305 | 100,0 | |||
Питаешься ли в школьной столовой? | |||||||||||||||
Да | 67 | 46,5 | 64 | 43,0 | 0,664 | 66 | 54,1 | 73 | 46,8 | 0,064 | 133 | 50,0 | 137 | 44,9 | 0,095 |
Нет | 45 | 31,3 | 54 | 36,2 | 26 | 21,3 | 53 | 34,0* | 71 | 26,7 | 107 | 35,1* | |||
Иногда | 32 | 22,2 | 31 | 20,8 | 30 | 24,6 | 30 | 19,2 | 62 | 23,3 | 61 | 20,0 | |||
Всего | 144 | 100,0 | 149 | 100,0 | 122 | 100,0 | 156 | 100,0 | 266 | 100,0 | 305 | 100,0 | |||
Завтракаешь ли ты? | |||||||||||||||
Да, ежедневно | 104 | 71,2 | 118 | 79,2 | 0,311 | 81 | 66,4 | 116 | 73,9 | 0,110 | 185 | 69,0 | 234 | 76,5* | 0,033 |
Только в дни, когда посещаю школу | 9 | 6,2 | 6 | 4,0 | 5 | 4,1 | 6 | 3,8 | 14 | 5,2 | 12 | 3,9 | |||
Только в выходные дни | 9 | 6,2 | 4 | 2,7 | 8 | 6,6* | 2 | 1,3 | 17 | 6,3** | 6 | 2,0 | |||
Редко | 24 | 16,4 | 21 | 14,1 | 28 | 23,0 | 33 | 21,0 | 52 | 19,4 | 54 | 17,6 | |||
Всего | 146 | 100,0 | 149 | 100,0 | 122 | 100,0 | 157 | 100,0 | 268 | 100,0 | 306 | 100,0 | |||
ЗОЖ для тебя — это занятия спортом, физкультурой? | |||||||||||||||
Да | 114 | 78,1 | 124 | 83,2 | 0,264 | 102 | 83,6 | 133 | 84,7 | 0,801 | 216 | 80,6 | 257 | 84,0 | 0,287 |
Нет | 32 | 21,9 | 25 | 16,8 | 20 | 16,4 | 24 | 15,3 | 52 | 19,4 | 49 | 16,0 | |||
Всего | 146 | 100,0 | 149 | 100,0 | 122 | 100,0 | 157 | 100,0 | 268 | 100,0 | 306 | 100,0 | |||
ЗОЖ для тебя — это правильное питание? | |||||||||||||||
Да | 94 | 64,4 | 109 | 73,2 | 0,104 | 105 | 86,1 | 127 | 81,4 | 0,300 | 199 | 74,3 | 236 | 77,4 | 0,383 |
Нет | 52 | 35,6 | 40 | 26,8 | 17 | 13,9 | 29 | 18,6 | 69 | 25,7 | 69 | 22,6 | |||
Всего | 146 | 100,0 | 149 | 100,0 | 122 | 100,0 | 156 | 100,0 | 268 | 100,0 | 305 | 100,0 | |||
ЗОЖ для тебя — это отсутствие вредных привычек? | |||||||||||||||
Да | 89 | 61,0 | 98 | 66,2 | 0,349 | 84 | 68,9 | 105 | 67,3 | 0,784 | 173 | 64,6 | 203 | 66,8 | 0,576 |
Нет | 57 | 39,0 | 50 | 33,8 | 38 | 31,1 | 51 | 32,7 | 95 | 35,4 | 101 | 33,2 | |||
Всего | 146 | 100,0 | 148 | 100,0 | 122 | 100,0 | 156 | 100,0 | 268 | 100,0 | 304 | 100,0 | |||
ЗОЖ для тебя — это соблюдение режима дня? | |||||||||||||||
Да | 48 | 32,9 | 58 | 38,7 | 0,299 | 51 | 41,8 | 59 | 37,8 | 0,500 | 99 | 36,9 | 117 | 38,2 | 0,749 |
Нет | 98 | 67,1 | 92 | 61,3 | 71 | 58,2 | 97 | 62,2 | 169 | 63,1 | 189 | 61,8 | |||
Всего | 146 | 100,0 | 150 | 100,0 | 122 | 100,0 | 156 | 100,0 | 268 | 100,0 | 306 | 100,0 | |||
ЗОЖ для тебя — это не болеть? | |||||||||||||||
Да | 27 | 18,5 | 38 | 25,3 | 0,155 | 17 | 13,8 | 25 | 15,9 | 0,625 | 44 | 16,4 | 63 | 20,5 | 0,200 |
Нет | 119 | 81,5 | 112 | 74,7 | 106 | 86,2 | 132 | 84,1 | 225 | 83,6 | 244 | 79,5 | |||
Всего | 146 | 100,0 | 150 | 100,0 | 123 | 100,0 | 157 | 100,0 | 269 | 100,0 | 307 | 100,0 | |||
Слежу за здоровьем — посещаю поликлинику, когда заболею: | |||||||||||||||
Да | 64 | 43,5 | 68 | 45,0 | 0,795 | 63 | 51,2 | 83 | 52,9 | 0,784 | 127 | 47,0 | 151 | 49,0 | 0,633 |
Нет | 83 | 56,5 | 83 | 55,0 | 60 | 48,8 | 74 | 47,1 | 143 | 53,0 | 157 | 51,0 | |||
Всего | 147 | 100,0 | 151 | 100,0 | 123 | 100,0 | 157 | 100,0 | 270 | 100,0 | 308 | 100,0 | |||
Слежу за здоровьем — не имею вредных привычек: | |||||||||||||||
Да | 73 | 49,7 | 90 | 59,6 | 0,085 | 78 | 63,4 | 92 | 58,6 | 0,413 | 151 | 55,9 | 182 | 59,1 | 0,442 |
Нет | 74 | 50,3 | 61 | 40,4 | 45 | 36,6 | 65 | 41,4 | 119 | 44,1 | 126 | 40,9 | |||
Всего | 147 | 100,0 | 151 | 100,0 | 123 | 100,0 | 157 | 100,0 | 270 | 100,0 | 308 | 100,0 | |||
Слежу за здоровьем — правильно питаюсь: | |||||||||||||||
Да | 36 | 24,5 | 69 | 45,7 | <0,001 | 36 | 29,3 | 55 | 35,0 | 0,307 | 72 | 26,7 | 124 | 40,3 | 0,001 |
Нет | 111 | 75,5 | 82 | 54,3 | 87 | 70,7 | 102 | 65,0 | 198 | 73,3 | 184 | 59,7 | |||
Всего | 147 | 100,0 | 151 | 100,0 | 123 | 100,0 | 157 | 100,0 | 270 | 100,0 | 308 | 100,0 | |||
Слежу за здоровьем — вовремя ложусь спать: | |||||||||||||||
Да | 17 | 11,6 | 33 | 21,9 | 0,017 | 16 | 13,0 | 21 | 13,4 | 0,928 | 33 | 12,2 | 54 | 17,5 | 0,075 |
Нет | 130 | 88,4 | 118 | 78,1 | 107 | 87,0 | 136 | 86,6 | 237 | 87,8 | 254 | 82,5 | |||
Всего | 147 | 100,0 | 151 | 100,0 | 123 | 100,0 | 157 | 100,0 | 270 | 100,0 | 308 | 100,0 | |||
Слежу за здоровьем — занимаюсь физкультурой, спортом: | |||||||||||||||
Да | 79 | 53,7 | 92 | 60,9 | 0,210 | 75 | 61,0 | 86 | 54,8 | 0,298 | 154 | 57,0 | 178 | 57,8 | 0,855 |
Нет | 68 | 46,3 | 59 | 39,1 | 48 | 39,0 | 71 | 45,2 | 116 | 43,0 | 130 | 42,2 | |||
Всего | 147 | 100,0 | 151 | 100,0 | 123 | 100,0 | 157 | 100,0 | 270 | 100,0 | 308 | 100,0 | |||
Слежу за здоровьем — за моим здоровьем следят родители: | |||||||||||||||
Да | 20 | 13,6 | 40 | 26,5 | 0,006 | 22 | 17,9 | 35 | 22,3 | 0,363 | 42 | 15,6 | 75 | 24,4 | 0,009 |
Нет | 127 | 86,4 | 111 | 73,5 | 101 | 82,1 | 122 | 77,7 | 228 | 84,4 | 233 | 75,6 | |||
Всего | 147 | 100,0 | 151 | 100,0 | 123 | 100,0 | 157 | 100,0 | 270 | 100,0 | 308 | 100,0 | |||
Слежу за здоровьем — посещаю ЦЗ: | |||||||||||||||
Да | 3 | 2,0 | 8 | 5,3 | 0,136 | 4 | 3,3 | 9 | 5,7 | 0,328 | 7 | 2,6 | 17 | 5,5 | 0,078 |
Нет | 144 | 98,0 | 143 | 94,7 | 119 | 96,7 | 148 | 94,3 | 263 | 97,4 | 291 | 94,5 | |||
Всего | 147 | 100,0 | 151 | 100,0 | 123 | 100,0 | 157 | 100,0 | 270 | 100,0 | 308 | 100,0 | |||
Информацию о ЗОЖ хотел бы получать от врача: | |||||||||||||||
Да | 48 | 32,7 | 40 | 26,5 | 0,244 | 37 | 30,3 | 51 | 32,5 | 0,701 | 85 | 31,6 | 91 | 29,5 | 0,593 |
Нет | 99 | 67,3 | 111 | 73,5 | 85 | 69,7 | 106 | 67,5 | 184 | 68,4 | 217 | 70,5 | |||
Всего | 147 | 100,0 | 151 | 100,0 | 122 | 100,0 | 157 | 100,0 | 269 | 100,0 | 308 | 100,0 | |||
Информацию о ЗОЖ хотел бы получать на специальных занятиях в школе: | |||||||||||||||
Да | 31 | 21,1 | 33 | 21,9 | 0,872 | 28 | 23,0 | 37 | 23,6 | 0,904 | 59 | 21,9 | 70 | 22,7 | 0,819 |
Нет | 116 | 78,9 | 118 | 78,1 | 94 | 77,0 | 120 | 76,4 | 210 | 78,1 | 238 | 77,3 | |||
Всего | 147 | 100,0 | 151 | 100,0 | 122 | 100,0 | 157 | 100,0 | 269 | 100,0 | 308 | 100,0 | |||
Информацию о ЗОЖ хотел бы получать при общении с родителями: | |||||||||||||||
Да | 28 | 19,0 | 40 | 26,5 | 0,126 | 32 | 26,2 | 35 | 22,3 | 0,445 | 60 | 22,3 | 75 | 24,4 | 0,563 |
Нет | 119 | 81,0 | 111 | 73,5 | 90 | 73,8 | 122 | 77,7 | 209 | 77,7 | 233 | 75,6 | |||
Всего | 147 | 100,0 | 151 | 100,0 | 122 | 100,0 | 157 | 100,0 | 269 | 100,0 | 308 | 100,0 | |||
Информацию о ЗОЖ хотел бы получать из Интернета: | |||||||||||||||
Да | 39 | 26,5 | 32 | 21,2 | 0,279 | 31 | 25,4 | 26 | 16,6 | 0,069 | 70 | 26,0 | 58 | 18,8 | 0,038 |
Нет | 108 | 73,5 | 119 | 78,8 | 91 | 74,6 | 131 | 83,4 | 199 | 74,0 | 250 | 81,2 | |||
Всего | 147 | 100,0 | 151 | 100,0 | 122 | 100,0 | 157 | 100,0 | 269 | 100,0 | 308 | 100,0 | |||
Информацию о ЗОЖ хотел бы получать из специальной литературы: | |||||||||||||||
Да | 11 | 7,5 | 19 | 12,6 | 0,144 | 19 | 15,6 | 16 | 10,2 | 0,178 | 30 | 11,2 | 35 | 11,4 | 0,936 |
Нет | 136 | 92,5 | 132 | 87,4 | 103 | 84,4 | 141 | 89,8 | 239 | 88,8 | 273 | 88,6 | |||
Всего | 147 | 100,0 | 151 | 100,0 | 122 | 100,0 | 157 | 100,0 | 269 | 100,0 | 308 | 100,0 | |||
Часто ли у тебя бывает плохое настроение без видимых причин? | |||||||||||||||
Часто | 18 | 12,2 | 10 | 6,6 | 0,172 | 23 | 18,9 | 29 | 18,5 | 0,985 | 41 | 15,2 | 39 | 12,7 | 0,542 |
Иногда | 87 | 59,2 | 84 | 55,6 | 74 | 60,7 | 96 | 61,1 | 161 | 59,9 | 180 | 58,4 | |||
Не бывает | 34 | 23,1 | 49 | 32,5 | 21 | 17,2 | 28 | 17,8 | 55 | 20,4 | 77 | 25,0 | |||
Не знаю | 8 | 5,4 | 8 | 5,3 | 4 | 3,3 | 4 | 2,5 | 12 | 4,5 | 12 | 3,9 | |||
Всего | 147 | 100,0 | 151 | 100,0 | 122 | 100,0 | 157 | 100,0 | 269 | 100,0 | 308 | 100,0 | |||
Верно ли, что твоя жизнь не хуже, чем у остальных твоих сверстников? | |||||||||||||||
Да, такая же | 90 | 61,6 | 82 | 54,3 | 0,191 | 75 | 61,5 | 79 | 50,3 | 0,204 | 165 | 61,6* | 161 | 52,3 | 0,037 |
Хуже, чем у остальных | 12 | 8,2 | 7 | 4,6 | 4 | 3,3 | 6 | 3,8 | 16 | 6,0 | 13 | 4,2 | |||
Лучше, чем у остальных | 25 | 17,1 | 37 | 24,5 | 20 | 16,4 | 41 | 26,1 | 45 | 16,8 | 78 | 25,3** | |||
Затрудняюсь ответить | 19 | 13,0 | 25 | 16,6 | 23 | 18,9 | 31 | 19,7 | 42 | 15,7 | 56 | 18,2 | |||
Всего | 146 | 100,0 | 151 | 100,0 | 122 | 100,0 | 157 | 100,0 | 268 | 100,0 | 308 | 100,0 | |||
Будущее представляется тебе довольно беспросветным? | |||||||||||||||
Да, часто | 24 | 22,0 | 14 | 12,6 | 0,065 | 20 | 21,5 | 22 | 19,6 | 0,742 | 44 | 21,8 | 36 | 16,1 | 0,239 |
Нет, с будущим все хорошо | 85 | 78,0 | 97 | 87,4 | 73 | 78,5 | 90 | 80,4 | 158 | 78,2 | 187 | 83,9 | |||
Всего | 109 | 100,0 | 111 | 100,0 | 193 | 100,0 | 112 | 100,0 | 202 | 100,0 | 223 | 100,0 | |||
Создается впечатление, что тебя никто не понимает? | |||||||||||||||
Да | 34 | 23,3 | 28 | 18,5 | 0,592 | 36 | 29,5 | 43 | 27,4 | 0,668 | 70 | 26,1 | 71 | 23,1 | 0,663 |
Нет, я нахожу общий язык со всеми | 85 | 58,2 | 92 | 60,9 | 51 | 41,8 | 74 | 47,1 | 136 | 50,7 | 166 | 53,9 | |||
Не знаю | 27 | 18,5 | 31 | 20,5 | 35 | 28,7 | 40 | 25,5 | 62 | 23,1 | 71 | 23,1 | |||
Всего | 146 | 100,0 | 151 | 100,0 | 122 | 100,0 | 157 | 100,0 | 268 | 100,0 | 308 | 100,0 | |||
Твои отношения с родителями: | |||||||||||||||
Хорошие, доверительные | 95 | 65,1 | 104 | 68,9 | 0,648 | 80 | 65,6 | 109 | 69,4 | 0,772 | 175 | 65,3 | 213 | 69,2 | 0,531 |
Нормальные | 46 | 31,5 | 44 | 29,1 | 37 | 30,3 | 43 | 27,4 | 83 | 31,0 | 87 | 28,2 | |||
Плохие, напряженные | 5 | 3,4 | 3 | 2,0 | 5 | 4,1 | 5 | 3,2 | 10 | 3,7 | 8 | 2,6 | |||
Всего | 146 | 100,0 | 151 | 100,0 | 122 | 100,0 | 157 | 100,0 | 268 | 100,0 | 308 | 100,0 | |||
Твои отношения с учителями: | |||||||||||||||
Хорошие, доверительные | 44 | 30,3 | 65 | 43,0* | 0,038 | 47 | 38,5 | 72 | 45,9 | 0,324 | 91 | 34,1 | 137 | 44,5** | 0,018 |
Нормальные | 97 | 66,9 | 85 | 56,3 | 69 | 56,6 | 81 | 51,6 | 166 | 62,2* | 166 | 53,9 | |||
Плохие, напряженные | 4 | 2,8 | 1 | 0,7 | 6 | 4,9 | 4 | 2,5 | 10 | 3,7 | 5 | 1,6 | |||
Всего | 145 | 100,0 | 151 | 100,0 | 122 | 100,0 | 157 | 100,0 | 267 | 100,0 | 308 | 100,0 | 0,180 | ||
Твои отношения с одноклассниками: | |||||||||||||||
Хорошие, доверительные | 94 | 65,3 | 98 | 65,8 | 0,088 | 80 | 65,6 | 109 | 69,4 | 0,755 | 174 | 65,4 | 207 | 67,6 | |
Нормальные | 48 | 33,3 | 42 | 28,2 | 40 | 32,8 | 45 | 28,7 | 88 | 33,1 | 87 | 28,4 | |||
Плохие, напряженные | 2 | 1,4 | 9 | 6,0* | 2 | 1,6 | 3 | 1,9 | 4 | 1,5 | 12 | 3,9 | |||
Всего | 144 | 100,0 | 149 | 100,0 | 122 | 100,0 | 157 | 100,0 | 266 | 100,0 | 306 | 100,0 |
Примечание. * — p<0,05; ** — p<0,01; *** — p<0,001.
Note. * — p<0,05; ** — p<0,01; *** — p<0,001.
В настоящем исследовании преобладающее большинство школьников, независимо от наличия курильщиков в семье, оценили свое здоровье на «отлично» — 132 (23,6%), на «хорошо» — 317 (57,05%.). Тем не менее 1/5 часть школьников, т.е. 108 (19,9%) детей, охарактеризовали свое здоровье как «удовлетворительное» и «плохое», что значительно отличается от исследований, проведенных среди перуанских, пакистанских и канадских подростков, по данным которых около 1/3 опрошенных оценивали свое здоровье как «плохое» и «удовлетворительное» (32,5, 29 и 30% соответственно), и согласуется с результатами исследований подросткового контингента Норвегии, Бразилии и США [8—10, 18, 19]. В группе девочек, имеющих в семье курильщиков, чаще встречались положительные ответы на вопрос о наличии проблем со здоровьем — 60 (60,6%) против 62 (45,9%) (p=0,026), что указывает на ассоциацию между курением в семье и проблемами со здоровьем у девочек. Согласно исследованиям, проведенным в других странах, субъективные жалобы на здоровье более распространены среди девочек и подростков старшего возраста и могут перерастать в более серьезные проблемы со здоровьем в зрелом возрасте [9, 12, 21]. В частоте большинства показателей (см. табл. 3), характеризующих образ жизни школьников, статистически значимых различий между курящими и некурящими группами выявлено не было, за исключением того, что девочки, проживающие в семьях с курящими родственниками, чаще проводили время за компьютером (более 3 ч в день), но реже занимались дополнительно музыкой, иностранными языками и рисованием. На дефицит физической активности школьников указывают многие исследования, проведенные в последнее время по всему миру. Все больше детей тратят свободное временя на просмотр телевизора, игры на персональных компьютерах или «брожение» по сети Интернет, что негативно сказывается на здоровье подрастающего поколения, проявляясь в различных физических проблемах или психологических жалобах [6, 22, 23]. Результаты настоящего исследования показали, что интенсивной физической активностью 3 раза в неделю и более (спорт, танцы и др.) предпочитали заниматься больше 1/2 (57,2%) школьников. Однако такие нагрузки заметно чаще отмечались у девочек из курящих семей, а более редкие занятия (1—2 раза в неделю) наблюдались в группе девочек из семей, где никто не курит. Основываясь на том, что питание играет огромную роль в сохранении и укреплении здоровья человека, большой раздел анкеты был посвящен рациону питания школьников. В целом не было выявлено статистически значимых различий между группами с курящими и некурящими членами семьи в частоте потребления школьниками основных продуктов питания (мясо, молоко и фрукты) (см. табл. 3). Почти 80% детей потребляли мясо, молоко и фрукты 3 раза в неделю и более, а рыбу — только 27,5%. В некурящих семьях, по сравнению с курящими, большее число мальчиков получали овощи и фрукты (p<0,05). Напротив, в курящих семьях в целом было больше школьников, и мальчиков в частности, которые употребляли копченые продукты и консервы более 3 раз в неделю (28,1% против 17,4%, p=0,005 и 36,6% против 23,5%, p=0,005), а также сладкие газированные напитки (11,2% против 5,6%, p=0,012 и 18,4% против 8,8%, p=0,049). При попарном сравнении доля девочек, употребляющих продукты фастфуда несколько раз в неделю, была в 2 раза больше в семьях с курящими родственниками (16,4% против 8,3%, p<0,05) при статистически незначимом критерии множественного сравнения — χ2 (p=0,104). В этом случае выявленные различия, возможно, были обусловлены другими факторами, не связанными с курением в семье. В силу того, что формирование пищевых привычек и культуры питания детей закладывается в семье, пищевые предпочтения подростков — это особенности семейного рациона. Исследования характера питания курящих указывают на более низкое потребление ими овощей и фруктов. Недостаток фруктов и овощей в рационе питания детей авторы некоторых публикаций связывают с низким потреблением этих продуктов курящими родителями [24, 25]. Более того, негативное влияние никотина на вкусовые рецепторы, способствующее ослаблению вкусовых ощущений, также приводит к изменению рациона питания курящего, тем самым увеличивая потребление копченостей, консервированных продуктов, колбасных изделий, соли и, таким образом, усиливая вкус потребляемых продуктов питания. Следовательно, курящие родители сами формируют нездоровые пищевые привычки у детей в семье, исходя из собственных пищевых предпочтений [25]. Во многом особенности пищевого поведения школьников, проживающих в курящих семьях, аналогичны пищевым привычкам уже курящих подростков, для которых характерно более редкое присутствие в рационе питания овощей и фруктов и частое потребление блюд «уличной еды» — фастфуда и сладких газированных напитков [26]. Выявленная в настоящем исследовании тенденция более редкого посещения школьной столовой девочками из некурящих семей, возможно, указывает на их предпочтение домашней еды питанию не только в школьной столовой, но и, возможно, в любых предприятиях общественного питания. A. Watts и соавт. (2015) показали, что ориентация на домашнюю еду важна для обес-печения более здорового питания, особенно среди подростков с избыточной массой тела и ожирением [27]. Нечастое посещение школьной столовой, кроме того, может свидетельствовать об ухудшении предлагаемого в школьных столовых ассортимента, его небольшом разнообразии, а также об отсутствии знаний и привычек правильного и здорового питания у школьников. Следует отметить более сформированные навыки здорового питания и пищевого поведения в некурящих семьях (см. табл. 3). Было установлено, что в этих семьях дети чаще завтракали ежедневно. В курящих семьях школьники в большинстве случаев завтракали только в выходные дни. Регулярность завтрака — это значимая часть здорового питания, и его отсутствие, по данным некоторых исследователей, связано с риском развития избыточной массы тела, курения, девиантного поведения, а также снижения академической успеваемости [5, 12]. Осведомленность школьников о ЗОЖ, их поведение в соответствии с представлениями о ЗОЖ и предпочтительность источников информирования о ЗОЖ также представлены в табл. 3. Разницы между школьниками двух групп в понимании принципов ЗОЖ выявлено не было. Однако толкование принципов ЗОЖ не согласуется с активностью, направленной на сохранение здоровья школьниками. Так, в понимании ЗОЖ более 80% школьников поставили на первое место спорт и физическую активность, на второе — правильное питание (76%), на третье — отсутствие вредных привычек (65,7%). Однако реальность несколько иная. Только 58% школьников занимались спортом, 57% не имели вредных привычек и почти 1/2 (48%) посещали поликлиники, когда заболевали. Лишь 1/3 школьников следовала рекомендациям здорового питания, и каждый пятый ответил, что за его здоровьем следят родители. Своевременный отход ко сну подтвердили не более 15% детей. Однако самое непопулярное поведение в отношении здоровья — посещение центров здоровья (4%). Во всей выборке школьники, проживающие в курящих семьях, реже следовали принципам ЗОЖ в области питания и режима сна, их родители менее внимательно относились к здоровью детей. Наибольшее доверие вызывает информация, полученная от врачей и от родителей (см. табл. 3). Тем не менее Интернет оказывается более желанным источником получения информации о ЗОЖ для всех школьников из курящих семей. По данным исследования, проведенного среди школьников и их родителей в Москве, 97% родителей обсуждают вопросы охраны здоровья и ЗОЖ с детьми, однако зачастую их знаний оказывается недостаточно для грамотного разъяснения детям многих вопросов, связанных со здоровьем [28]. В настоящем исследовании была предпринята попытка оценить социально-психологические различия школьников, проживающих в курящих и некурящих семьях, поскольку в подростковом возрасте на здоровье серьезно влияют социальные факторы, в том числе неравенство в доходах, поддержка семьи, школьная среда и влияние сверстников [6, 21]. Так, мальчики из курящих семей реже характеризовали свои отношения с учителями как «хорошие, доверительные» (см. табл. 3). Среди девочек статистически значимых различий между группами отмечено не было. Чаще соглашались с вопросом «Верно ли, что твоя жизнь не хуже, чем у остальных твоих сверстников?» дети из курящих семей, а школьники, проживающие в некурящих семьях, указывали, что у них жизнь «лучше, чем у остальных».
Таким образом, девочки в семьях с курящими членами семьи чаще имеют проблемы со здоровьем, дольше проводят время за компьютером, но чаще занимаются спортом и другими видами физической активности, а мальчики реже следят за своим здоровьем и реже имеют доверительные отношения с учителями. В семьях с курящими родственниками как среди девочек, так и мальчиков чаще отмечаются элементы нерационального пищевого поведения — более высокая частота потребления консервов и копченостей, сладких газированных напитков, меньше фруктов и овощей и более редкие ежедневные завтраки.
Анализ результатов сравнения самооценки здоровья, поведенческих привычек и образа жизни школьников, проживающих в семьях с курящими и некурящими матерями, показал, что в семьях с курящими матерями проблемы со здоровьем у девочек встречались чаще по сравнению с семьями, где матери не курят (67,4% против 46,7%, p=0,014), а у школьников во всей выборке была выявлена лишь тенденция к различию этого показателя (56,0% против 43,4%, p=0,078). В семьях с курящей матерью, по сравнению с семьями, где мать не курит, большее число школьников проводили время за компьютером и гаджетами — свыше 3 ч в день (49,5% против 31,2%, p<0,001). Значимых различий в других анализируемых показателях из перечня, представленного в табл. 3, которые характеризуют образ жизни школьников в группах с различным статусом курения матери в семье, обнаружить не удалось. С учетом того, что пищевые привычки формируются с детства и ведущая роль в этом принадлежит матери, было проанализировано питание школьников в семьях с различным статусом курения матери. Статистически значимых различий выявлено не было, за исключением употребления копченостей, консервов и рыбы, и изделий из нее. В частности, результаты исследования показали, что в семьях, где курит мать, школьники, независимо от пола, чаще употребляют консервы и копченые продукты (34,0% против 19,4%, p<0,001) и значительно реже — рыбу и изделия из нее (13,6% против 26,1%, p<0,001). Ряд авторов также отмечали, что отношение матерей к еде оказывает серьезное влияние на пищевые предпочтения детей не только в младшем, но и в подростковом возрасте [5, 26, 29]. Кроме того, в настоящем исследовании было установлено, что в семьях, где мать курит, по сравнению с семьями с некурящими матерями, значительно меньшее число детей школьного возраста регулярно завтракают (64,1% против 74,5%, p=0,036). Поскольку при множественном сравнении критерий χ2 оказался статистически незначимым (p=0,125), то можно предположить, что выявленные различия напрямую не связаны с курением матери и, по всей видимости, обусловлены недостаточным количеством наблюдений или такими факторами, как отсутствие семейных традиций совместного приема пищи, дефицит утреннего времени у матерей. Возможно также, что курящие матери зачастую рассчитывают на питание ребенка в столовой, что подтверждается тенденцией более частого посещения столовой школьниками из семей с курящей матерью (55,6% против 45,2%, p=0,061). По данным японского исследования, «любовь к домашнему питанию» связана с заботой матери о рационе и здоровье своих детей [12]. У значительно большего числа школьников из семей с некурящей матерью наблюдаются отсутствие вредных привычек (63,3% против 48,5%, p=0,006), правильное питание (34,9% против 23,3%, p=0,026) и соблюдение режима сна (16,4% против 7,8%, p=0,027). Анализ ассоциации между курением матери в семье и социально-психологическим и эмоциональным состоянием школьников показал, что большинство подростков из семей, где курит мать, отмечали «частое плохое настроение» (22,5% против 11,4%, p=0,002), а жизнь они оценивали «хуже, чем у остальных» (8,9% против 3,6%, p=0,037). Ощущение взаимопонимания было более присуще школьникам, проживающим с некурящей матерью (56,0% против 41,6%, p<0,01), а отношения с учителями (42,3% против 23,0%, p<0,001), родителями (70,0% против 57,4%, p=0,01) и одноклассниками (71,0% против 54,0%, p<0,001) такие школьники описывали как «хорошие и доверительные». Психосоциальные факторы, эмоциональный фон, знания и поведение, связанные со здоровьем, а также социальное неблагополучие серьезно влияют на здоровье и качество жизни школьника-подростка [22].
Итак, в семьях, где мать курит, у детей чаще возникают проблемы со здоровьем, школьники больше времени проводят за компьютером, реже придерживаются принципов ЗОЖ, а также имеют проблемы в отношениях с близкими и депрессивное настроение. Необходимо также отметить более значимую роль курения матери в начале курения детей в будущем [30].
Сравнительный анализ самооценки здоровья не выявил статистически значимых различий между группами школьников с курящими и некурящими отцами в семьях. Между тем девочки и школьники в целом из семей с курящими отцами чаще отдавали предпочтение регулярным физическим нагрузкам (61,4% против 34,6%, p=0,007) и (63,2% против 48,8%, p=0,027). Более физически активная форма проведения досуга (регулярные занятия спортом) школьниками из курящих семей, по-видимому, подспудно защищает их от пассивного курения и снижает вероятность закуривания в будущем. Такой факт также подтверждается в исследовании, проведенном среди шведских подростков [6]. В настоящем исследовании показано, что доля мальчиков и школьников в целом, употребляющих консервы и копчености более 3 раз в день, статистически значимо больше в семьях, где курит отец (41,2% против 21,66%, p<0,001 и 29,3% против 16,3%, p=0,002). На вопрос «Как ты следишь за своим здоровьем?» мальчики и школьники в целом из семей, где отец не курит, чаще отвечали, что правильно питаются (44,1% против 26,9%, p=0,01 и 38,3% против 28,5%, p=0,04). Следует отметить, что курение отца в семье ассоциируется с меньшим вниманием к здоровью мальчиков со стороны родителей (12,5% против 22,5%, p=0,05). По другим исследованным показателям статистически значимых различий между школьниками из семей с курящими и некурящими отцами обнаружить не удалось.
Следовательно, курение отца в семье ассоциируется с нерациональным питанием в группе мальчиков при более попустительском отношении к здоровью со стороны родителей.
Заключение
Результаты проведенного исследования показали, что доля семей, в которых проживают дети школьного возраста совместно с курящими родителями и другими членами семьи, составляет 44,9%. При этом родители, особенно матери, часто курят дома в присутствии ребенка.
Школьники, проживающие в семьях, где курят родители и другие члены семьи, чаще имеют проблемы со здоровьем, больше времени проводят за компьютером, имеют менее разнообразный досуг, реже придерживаются принципов ЗОЖ, а также у них возникают проблемы в отношениях с близкими и в эмоциональном плане.
Курение родителей в семьях оказывает негативное влияние на пищевое поведение детей, формируя нарушения пищевого поведения с более высоким потреблением консервов и копченостей, сладких газированных напитков, меньшим содержанием в рационе питания фруктов и овощей и более редкими ежедневными завтраками.
Курение родителей — фактор риска инициации курения подростков, а выявленные более частые регулярные занятия спортом школьников, проживающих в курящих семьях, возможно, действуют как защитный механизм от пассивного курения в семьях и снижают вероятность закуривания в будущем.
Курение в семье оказывает негативное влияние на образ и качество жизни школьников, их здоровье, психоэмоциональное состояние, поведение, формирование навыков ЗОЖ.
Результаты исследования свидетельствуют о недостаточной информированности родителей (особенно матерей) в области сохранения и укрепления здоровья их детей.
Профилактические мероприятия должны быть направлены на прекращение курения в семье и предотвращение начала курения детей и подростков, повышение информированности детей школьного возраста и их родителей о негативном влиянии курения на здоровье человека, усиление мотивации к сохранению и укреплению здоровья, а также формированию навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — М.Б. Котова, В.Б. Розанов; сбор и обработка материала — М.Б. Котова, В.Б. Розанов, Е.И. Иванова; статистическая обработка — В.Б. Розанов; написание текста — М.Б. Котова; редактирование — В.Б. Розанов, А.А. Александров.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflict of interest.