Введение
Овощи и фрукты являются важным компонентом здорового рациона питания. Ежедневное потребление этих продуктов в достаточном количестве способствует профилактике ожирения и алиментарно-зависимых хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), включая сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет 2-го типа и некоторые виды рака [1—3].
Недостаточное потребление овощей и фруктов является одним из десяти основных факторов риска (ФР) смертности в мире. Согласно исследованию глобального бремени болезней, около 5,2 млн смертей в мире связано с низким потреблением фруктов и овощей [4]. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 19% случаев рака желудочно-кишечного тракта, 31% случаев ишемической болезни сердца и 11% случаев инсульта ассоциированы с рассматриваемым ФР [5].
Эксперты ВОЗ, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ВОЗ/ФАО) рекомендуют к потреблению не менее 400 г, или 5 порций, фруктов и овощей ежедневно [6]. Несмотря на доказанный протективный эффект в отношении ХНИЗ, уровень потребления овощей и фруктов на душу населения в мире на 20—50% ниже минимально рекомендуемого [7]. Европейское обследование здоровья населения (Евростат 2016) сообщает, что в среднем более 1/3 взрослого населения Европейского союза (в возрасте старше 15 лет) не потребляют овощи и фрукты ежедневно [8]. Уровень потребления овощей и фруктов в России также остается ниже оптимального. По данным проспективного многоцентрового исследования «Эпидемиология сердечно-сосудистых заболеваний в регионах РФ» (ЭССЕ-РФ), недостаточное потребление овощей и фруктов выявлено у 40,3% россиян и составило 1,48±0,8 порции свежих овощей/фруктов в день [9]. Эти данные согласуются с данными Росстата за 2013 г., подтверждающими потребление овощей и фруктов ниже рекомендуемых значений на 30% [10].
На рацион питания населения оказывают влияние различные социальные и экономические факторы, включая цены на продукты питания, доход населения, продовольственный ассортимент, индивидуальные предпочтения, культурные традиции, а также географические и экологические аспекты [11, 12]. Факторы, влияющие на потребление фруктов и овощей, многочисленны и связаны друг с другом сложным образом. Как следствие, изменение моделей потребления овощей и фруктов остается проблемой, особенно на популяционном уровне. Разработка и внедрение вмешательств по улучшению рациона питания требуют глубокого понимания факторов, влияющих на питание, а содействие созданию здоровой среды питания — участия множества секторов экономики и заинтересованных сторон [13].
Увеличение потребления фруктов и овощей является приоритетом для международных организаций [14], а также национальных правительств, что привело ко многим успешно реализуемым инициативам.
Обзор и анализ эффективности мер, направленных на увеличение потребления овощей и фруктов, представляется важным в аспекте перспективы их внедрения в России.
Цель исследования — провести аналитический обзор исследований и рекомендаций международной практики по реализации мер популяционной профилактики, направленных на увеличение потребления овощей и фруктов, и выделить комплекс мер с доказанной эффективностью и потенциалом их внедрения в РФ.
Материал и методы
Выполнены поиск и анализ данных литературы в научных базах PubMed, Science Citation Index, Scopus, Cochrane Database of Systematic Reviews, The Campbell Collaboration Library of Systematic Reviews, WHO, Directory of Open Access Journals.
Критерии включения исследований в обзор
Тип исследований. В обзор были включены систематические и несистематические исследования популяционных мер, касающихся увеличения потребления овощей и фруктов населением, включая оценку уровня продаж и ежедневного потребления, повышение осведомленности населения в этом вопросе с анализом эффективности реализуемых мер. Были включены как эмпирические исследования (с представлением первичных данных), так и исследования с моделированием (с использованием вторичных данных для прогнозирования результатов в отношении здоровья). Были также просмотрены библиографические списки и выполнен поиск цитируемых источников.
Участники исследований. Проводился анализ данных исследований с участием взрослого и детского населения обоего пола, свободно проживающего в различных регионах и странах (общая популяция).
Меры вмешательства. Методика поиска литературы основывалась на перечне мер с доказанной эффективностью (в том числе рекомендованных ВОЗ) по следующим категориям: экономические меры, налоги, субсидии; информационные кампании в средствах массовой информации (СМИ) и образование населения; изменение среды, инфраструктуры; маркировка и информация для потребителя, запрет и другие законодательные меры [11].
Стратегия поиска. Стратегия поиска состояла из двух комбинаций ключевых слов. Первая была посвящена компонентам питания: фрукты, овощи, рациональное питание или эквиваленты (fruit, vegetables, healthy diet or equivalents of these terms). Вторая строка поиска была сосредоточена на вмешательствах, включая субсидии, информационные кампании в СМИ, рабочие места, школы, общество, систему питания, цепочку поставок продуктов питания, торговлю продуктами питания, инвестиции в продовольствие, законодательство, регулирование или эквиваленты (subsidies, campaigns, marketing, advertisement, workplace, community, food system, food supply chain, food trade, food investment, legislation, regulation or equivalents of these terms).
Основные критерии оценки (исходы):
1) изменение поведения (уровень продаж/потребления);
2) динамика заболеваемости (по обращаемости);
3) динамика смертности (смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, смертность от всех причин, смертность от злокачественных новообразований).
Проведен анализ текущей ситуации с внедрением мер по увеличению потребления овощей и фруктов в РФ в сопоставлении с международными рекомендациями, выделен комплекс мер с потенциалом внедрения в РФ.
Результаты
В обзоре рассмотрены меры популяционной профилактики, направленные на увеличение потребления овощей и фруктов, примеры внедрения этих мер и их эффективность в ряде стран.
Информационно-коммуникационные кампании. Основным подходом стимулирования здорового питания на популяционном уровне на протяжении многих лет является мотивирование и образование населения. К этой категории мер относят национальные рекомендации по рациональному питанию, информационно-коммуникационные кампании через СМИ с использованием различных средств (печать, радио, интернет), направленные на увеличение или ограничение потребления определенных продуктов, образовательные кампании в супермаркетах/магазинах для стимулирования приобретения продуктов питания, школьные программы, ориентированные на здоровое питание.
Одним из примеров эффективных стратегий, реализуемых на национальном уровне для увеличения потребления фруктов и овощей среди населения, является кампания «5 в день».
Американская кампания «5 в день», проведенная в 1991 г., привела к увеличению доли взрослого населения США, потребляющего по меньшей мере 5 порций фруктов и овощей в день, а также к повышению средних показателей национального потребления с 3,75 до 3,98 порции в день (p=0,007). [15]. За время проведения кампании возросла осведомленность населения о пользе фруктов и овощей для здоровья. Другая кампания в СМИ США (1995), осуществляемая в течение 6 мес посредством информационных рассылок в сети Интернет, привела к увеличению потребления фруктов и овощей с 3,4 до 4,1 порции в день (p<0,002) [16].
Проведение австралийской кампании «2 фрукта и 5 овощей каждый день» в период с 1992 по 1994 г. привело к увеличению потребления фруктов с 1,5 до 1,7 в день (p<0,05) и овощей с 2,6 до 3,1 порции в день (p<0,001) среди взрослого населения [17]. Эта кампания состояла из рекламных роликов на телевидении в течение 3 нед в 1992 и 1993 гг. и 1 нед в 1994 г., а также дополнительной печатной продукции и радиорекламы. Полный эффект от проведения кампании наблюдался в течение 1-го года реализации программы и сохранялся без дальнейшего увеличения в последующие годы [17].
По данным метаанализа 5 рандомизированных и нерандомизированных исследований, выполненных в США, Новой Зеландии и Австралии, проведение кампаний в СМИ связано с увеличением потребления фруктов и овощей в среднем на 0,25 (95% ДИ 0,15—0,35) порции в день [18].
Важным аспектом является использование современных технологий в рамках информационно-коммуникационных кампаний. Для повышения потребления овощей и фруктов в мире широко применяются такие инструменты, как мобильные приложения. В недавнем исследовании в США осуществлялась оценка эффективности и применимости вмешательства с использованием мобильного приложения (Txt4HappyKids) для стимулирования потребления овощей и фруктов среди семей с детьми. В течение 11 нед родители получали два сообщения в неделю о пользе овощей и фруктов для детей. Как показывают результаты, 92% участников давали больше фруктов и овощей своему ребенку, 86% пытались придерживаться более здорового рациона, 85% пробовали разные способы приготовления фруктов и овощей, 81% были лучше осведомлены о продуктах, которые потребляет их ребенок [19].
В австралийском исследовании [20] была проведена оценка мобильного приложения VegEze, направленного на увеличение потребления овощей среди взрослого населения. Получены результаты опроса 5062 участников. Среднее увеличение потребления овощей составило 0,48 порции — с 3,06 порции в начале исследования до 3,54 порции через 21 день (p<0,001). Также увеличилось разнообразие потребляемых овощей на 0,35 в день (p<0,001). В то же время не было выявлено изменений в потреблении и разнообразии овощей с 21-го по 90-й день наблюдения.
В другом рандомизированном контролируемом исследовании [21] изучалась эффективность мобильного приложения для стимулирования потребления овощей и фруктов в течение 6 мес. В исследовании приняли участие 146 респондентов (возраст 40—58 лет). Потребление овощей и фруктов напрямую было связано с грамотностью населения в отношении здоровья. Более высокое потребление овощей было обнаружено у участников с высокой грамотностью в отношении вопроса здорового питания после воздействия вмешательства по сравнению с контролем (p=0,07 и p=0,004 соответственно).
Также в нескольких исследованиях оценивалось воздействие текстовых сообщений в качестве стратегии по увеличению потребления овощей и фруктов среди подростков. В исследовании V. Carfora и соавт. [22] приняли участие 1065 человек (возраст 14—19 лет). В течение 2-недельного периода участники ежедневно получали мобильные сообщения о пользе и необходимости потребления овощей и фруктов. По результатам исследования, 59,5% респондентов значительно увеличили потребление этих продуктов. В исследовании A. Gustafson и соавт. [23] приняли участие 8 сельских школ США. По результатам 8-недельного вмешательства школьники интервенционной группы увеличили потребление овощей и фруктов на 1,28 (95% ДИ 1,11—1,48) порции в день по сравнению с контрольной группой.
Также есть опыт коммуникационных кампаний, проводимых в супермаркетах. Специальные меры, включающие мотивационные плакаты, привели к увеличению покупок овощей и фруктов на 6% [24].
Результаты вышеописанных исследований показывают, что целенаправленные кампании в СМИ, ориентированные на популяризацию здорового питания и увеличение потребления овощей и фруктов, способствуют более здоровому профилю питания населения. Однако для внедрения этой стратегии существует ряд ограничений или барьеров. Использование современных и относительно недорогих технологий, таких как мобильные приложения и социальные сети, является, вероятно, самой оправданной и экономически целесообразной стратегией.
Экономические меры. Цена является одним из важных факторов для потребителя при выборе продуктов питания. Исследования показывают, что целевые налоги и субсидии могут повлиять на решение потребителя и стимулировать выбор здорового питания. Эффект от ценовой интервенции выражен сильнее в группах населения с низким доходом [25—27].
К экономическим мерам, которые могут привести к увеличению потребления овощей и фруктов, относятся: субсидии, направленные на снижение цены для потребителя; изменение субсидирования сельского хозяйства для стимулирования выращивания овощей/фруктов; краткосрочные доплаты на рабочем месте для стимулирования рационального питания; финансовые меры поддержки строительства супермаркетов и магазинов там, где их недостаточно; прямые однократные выплаты для снижения массы тела и улучшения питания; налоговые льготы для работодателей, реализующих программы укрепления здоровья на рабочем месте с элементами питания и физической активности.
Анализ систематических обзоров эффективности мер ценовой политики с целью улучшения рациона питания показал, что субсидии для потребителя в размере от 10 до 30% приводят к увеличению потребления овощей и фруктов [28]. Тем не менее предоставление субсидий остается недостаточно внедренной мерой во многих странах. В ряде случаев наблюдают увеличение потребление овощей и фруктов на фоне реализации налоговых мер в отношении продуктов нерационального питания, таких как сладкие напитки [29]. Повышение цены на продукты с высоким содержанием добавленных сахаров, соли и насыщенных жиров (фастфуд, сахаросодержащие напитки) приводит к сокращению потребления и частичному их замещению продуктами, цена которых не меняется. Увеличение цены на фастфуд на 10% ассоциировалось с повышением вероятности регулярного потребления овощей и фруктов на 3%, снижением индекса масса тела на 0,4 кг/м2, а ожирения — на 5,9% [30].
Реальных исследований экономических мер стимулирования потребления овощей и фруктов относительно немного. Так, в настоящее время в Канаде проводится рандомизированное контролируемое исследование [31] по оценке влияния программы предоставления населению с низким уровнем дохода купонов на покупку овощей и фруктов на фермерских рынках. Экспериментальная группа, состоящая из 132 человек, получит 16 купонов стоимостью C$21/купон в течение 10—15 нед с оценкой результата вмешательства в сравнении с контрольной группой по окончании и через 16 нед после окончания программы.
В другом рандомизированном контролируемом исследовании проведена оценка эффективности предоставления 30% скидки на покупку овощей и фруктов в рамках программы SNAP (программа дополнительной финансовой поддержки на приобретение продуктов питания для семей с низким доходом) через 4—6 мес и 9—11 мес после вмешательства. Потребление овощей и фруктов увеличилось в среднем на 0,24 (95% ДИ 0,13—0,34) порции в день [32].
В Дании было проведено исследование влияния двух вмешательств — в двух крупных супермаркетах в течение 3 мес 2012 г., направленных на стимулирование продажи овощей и фруктов: это 20% скидка в сочетании с улучшенным распределением на полках или только улучшенное распределение на полках [33]. Оценка вмешательств проводилась с использованием данных о продажах в супермаркетах по сравнению с контролем. За период ценовой интервенции («Пространство+цена») индекс продаж свежих овощей увеличился на 22,2% (p=0,001) по сравнению с контролем. Продажа общего количества фруктов и овощей (свежих, замороженных, сушеных и консервированных) увеличилась на 15,3% (p=0,01) по сравнению с контролем. Улучшение распределения овощей и фруктов на полках на уровень продаж этих продуктов не повлияло. Эффект замещения продуктами, не рекомендованными для здорового питания, также не выявлен.
Высокая стоимость фруктов и овощей может стать препятствием для здорового питания, особенно среди семей с детьми с низким доходом. В исследовании A. Moran и соавт. [34] изучили влияние программы финансового стимулирования для увеличения покупки овощей и фруктов для семей с низким доходом. По сравнению с контролем участники программы увеличили еженедельные расходы на эти продукты на 27%. Не было никаких изменений в закупках продуктов, не рекомендованных для здорового питания. В рандомизированном контролируемом исследовании [35] изучали влияние предоставления 25% скидки на покупку фруктов и овощей в интернет-супермаркете. Используемая мера была эффективной по сравнению с контролем (увеличение потребления на 984 г в неделю, p=0,03) и не привела к увеличению расходов на категорию продуктов нездорового рациона питания.
В США была проведена социально-экономическая оценка воздействия выписки рецептов на «здоровую еду», а также частичное возмещение затрат в рамках медицинского страхования Medicare и Medicaid [36]. При использовании репрезентативных данных методом моделирования получен эффект от введения двух возможных сценариев: 1) 30% субсидия на овощи и фрукты; 2) 30% субсидия на широкий спектр продуктов здорового питания, включая овощи, фрукты, орехи, рыбопродукты, растительные масла и др. (стимул к здоровому питанию). При введении 30% субсидии на овощи и фрукты эффект возмещения затрат заключался в предотвращении 2,28 млн сердечно-сосудистых событий и экономии $40 млрд за счет снижения затрат системы здравоохранения. Также 30% субсидия на широкий спектр продуктов здорового питания позволила бы предотвратить 3,9 млн сердечно-сосудистых событий и 0,12 млн случаев сахарного диабета. Экономический эффект от внедрения указанной меры составил $100 млрд за счет снижения затрат системы здравоохранения. Обе программы показали экономическую эффективность с точки зрения затрат системы здравоохранения $18,184/QALY для первой инициативы и $13,194/QALY для второй.
В конечном итоге ценовые интервенции способствуют профилактике ожирения [37] и алиментарно-зависимых ХНИЗ и тем самым снижению затрат системы здравоохранения [38].
Изменение среды и инфраструктуры. Эффективные стратегии в отношении увеличения потребления овощей и фруктов включают повышение доступности магазинов, супермаркетов, фермерских рынков и других точек продаж этих продуктов.
В ряде стран проанализирована связь потребления овощей и фруктов с плотностью размещения магазинов по продаже этой продукции и уровнем дохода жителей [39, 40]. Потребление овощей и фруктов ассоциировано с плотностью точек их продаж, с плотностью точек продаж фастфуда, плотностью размещения продуктовых магазинов. Большая плотность ресторанов по сравнению с магазинами ассоциировалась с меньшей распространенностью ожирения (28,6% против 31,2%, p<0,001) и большей вероятностью потребления овощей и фруктов в достаточном количестве (25,2% против 23,1%, p<0,001) [39].
Подходы по улучшению школьного питания. К мерам оздоровления профиля питания школьников с доказанной эффективностью относятся: обучение учащихся вопросам здорового питания, практические занятия по садоводству, доступность бесплатных овощей и фруктов в школах, многокомпонентные вмешательства, направленные на улучшение характера питания и повышение физической активности детей, в том числе образовательные программы, доступность здоровых продуктов/напитков в школьных кафетериях и торговых автоматах.
С 2009 г. начала действовать общеевропейская схема предоставления фруктов и овощей школьникам [41]. Это долгосрочная программа, предоставляющая фрукты и овощи бесплатно, поощряющая детей сделать потребление фруктов и овощей частью своего образа жизни.
В правилах школьного питания стран — членов ЕС указывается конкретное количество фруктов и овощей, которые должны быть предоставлены во время обеда. Например, австрийская школьная продовольственная политика рекомендует, чтобы детям предоставлялось не менее 10 кусочков фруктов (как минимум 3 разных варианта) [42].
R. Micha и соавт. [43] провели систематический обзор и метаанализ рандомизированных исследований, оценивающих влияние политики по улучшению школьного питания на пищевое поведение детей и метаболические показатели. В анализ было включено 91 исследование (55 в США/Канаде, 36 в Европе/Новой Зеландии) по оценке бесплатного предоставления полезных для здоровья продуктов/напитков (39 исследований), введения стандартов на продукты/напитки (29 исследований) и стандартов школьного питания (39 исследований); (в ряде исследований оценивали многокомпонентные вмешательства; 16 исследований оценивали влияние бесплатного предоставления фруктов и овощей в школьных кафетериях и столовых на потребление в течение в среднем 15,4 мес наблюдения. Потребление овощей и фруктов увеличилось на 0,28 порции в сутки (95% ДИ 0,17—0,40). В 4 исследованиях оценивалось влияние бесплатного предоставления овощей и фруктов на массу тела детей (наблюдение в течение 26,8 мес). Значительного изменения массы тела не было выявлено. В одном исследовании представлены данные об устойчивости потребления овощей и фруктов после введения меры на потребление как в школе, так и вне школы [44]. Политика внедрения стандартов школьного питания также оказалась эффективной в отношении потребления овощей и фруктов. При введении в меню школьного питания стандарта (минимум один фрукт и овощ в день) потребление фруктов увеличилось на 0,76 порции в день (n=2; 95% ДИ 0,37—1,16 порции в день) без значительного увеличения потребления овощей (n=2; 0,30 (95% ДИ –0,001—0,59) порции в день). Кроме того, школьники при выборе отдавали предпочтение фруктам, а не овощам [45].
Наибольший эффект в увеличении потребления овощей и фруктов показали многокомпонентные вмешательства, включающие бесплатное предоставление овощей и фруктов, обучение школьников и практические занятия по садоводству [46]. В 12-недельном пилотном исследовании [47] приняли участие 93 школьника 4—6 классов. Еженедельные мероприятия включали в себя приготовление фруктовых и овощных блюд, работу в саду, образовательные мероприятия по стимулированию потребления овощей и фруктов. Вмешательство привело к значимому увеличению потребления фруктов и овощей (p<0,001).
Кроме того, для получения значимого эффекта от внедрения мер важна их продолжительность. Программы, работающие не менее одного года, являются наиболее эффективными [48].
Важное значение имеет вовлечение родителей, поскольку поощрение и доступность фруктов и овощей дома являются факторами, влияющими на потребление детьми [49].
Анализ ситуации в Российской Федерации и выделение мер с потенциалом внедрения в Российской Федерации
Потребление овощей и фруктов. По итогам Выборочного исследования рациона питания населения, проведенного Федеральной службой государственной статистики в 2018 г. [51], существенно уменьшилось потребление овощей, бахчевых, а также фруктов и ягод по сравнению с 2013 г. [50]. Женщины в 2018 г. потребляли на 21% меньше овощей, чем в 2013 г.: 98,5 кг на душу населения в год в 2013 г., 78,1 кг — в 2018 г.; мужчины — на 17%: 116,7 кг в 2013 г., 97,2 кг в 2018 г. У женщин снижение потребления фруктов и ягод за 5 лет составило 7% (с 83,1 кг в 2013 г. до 77,5 кг в 2018 г.), а у мужчин — 8% (с 72,1 кг в 2013 г. до 66,4 кг в 2018 г.). Однако частота потребления этих продуктов увеличилась. Исследование показало, что 75,6% населения потребляют овощи ежедневно или несколько раз в неделю (по сравнению с 60,9% в 2013 г.), а 60,3% населения потребляют несколько раз в неделю свежие фрукты (по сравнению с 57% в 2013 г.).
Рацион питания населения зависит от уровня благосостояния населения. Население с более высоким уровнем благосостояния в целом больше потребляет овощей и фруктов. Существует прямая взаимосвязь между среднедушевыми доходами населения и потреблением овощей, фруктов и ягод.
Регламентирующие документы. В целях укрепления здоровья населения Министерством здравоохранения РФ утверждены Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающие современным требованиям здорового питания, согласно которым среднесуточная норма потребления сырьевых овощей и фруктов на человека составляет 675,5 г в день, что укладывается в рекомендацию ВОЗ — 400 г в день. [52].
Федеральным законом РФ от 03.12.12 №227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» установлен объем потребления овощей и фруктов для населения разных возрастных групп. Так, среднесуточные нормы потребления сырьевых овощей и фруктов для лиц трудоспособного возраста составляют 478,3 г, для пенсионеров — 391,8 г, для детей — 631,8 г [53].
Кроме того, учеными ФГБНУ «НИИ питания» разработаны рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов для организации питания детей разных возрастных групп в организованных коллективах [54]. Так, рекомендуемое среднесуточное количество овощей и фруктов (сырьевых) составляет 300 г для детей 1—3 лет, 360 г — 3—7 лет, 465 г — 7—11 лет, 505 г — 11—18 лет.
Текущая ситуация по реализации мер, направленных на увеличение потребления овощей и фруктов в России
В настоящее время в рамках национального проекта «Демография» действует федеральный проект «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» (2019—2024 гг.) [55].
Законодательные меры. Федеральным законом РФ от 02.08.19 №268-ФЗ [56] были утверждены поправки в Налоговый кодекс РФ, согласно которым ставка налога на добавленную стоимость для плодово-ягодной продукции снижается до 10%, а ставка на пальмовое масло увеличивается до 20%. Установление пониженной ставки НДС при реализации плодово-ягодной продукции позволит отечественным производителям увеличить объемы оборотных средств и направить их на закладку новых садов и на обеспечение технологий для наращивания объемов производства продукции садоводства. Пониженная ставка НДС применяется как при реализации фруктов и ягод российского производства, так и при поставках импортной продукции.
В 2004 г. льготная ставка налога на добавленную стоимость была установлена для овощей (включая картофель).
Информационно-коммуникационные кампании. В рамках реализации национального приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни и профилактика заболеваний в РФ» разработаны и внедрены информационные материалы по увеличению потребления овощей и фруктов «Получай «5» каждый день» для наружной рекламы (рекламные щиты, информационные плакаты), плакатов для медицинских учреждений, отделений и кабинетов медицинской профилактики, центров здоровья. Рекламные ролики появились на 6 федеральных ТВ-каналах и радио РФ, в интернет-пространстве и на официальном портале о здоровом образе жизни (https://takzdorovo.ru) [57].
Корпоративные программы. Министерством здравоохранения РФ в рамках реализации федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» утверждены корпоративные модельные программы «Укрепление здоровья работающих», в которых описаны подходы и рекомендации по формированию рациона здорового питания на рабочем месте [58]. Практики корпоративных программ включают введение информационной маркировки для меню «Здоровое питание», обеспечение выбора продуктов и блюд для формирования рациона здорового питания на всех площадках и мероприятиях компании, обучение сотрудников компании и работников предприятия общественного питания, расположенного на территории компании, основам рациона здорового питания и др.
С 2013 г. регулярно проводятся диспансеризация и профилактические осмотры взрослого населения России [59]. На заключительном этапе каждый пациент проходит углубленное профилактическое консультирование в кабинете медицинской профилактики, в объем которого входит беседа о рационе здорового питания и необходимости регулярного потребления овощей и фруктов.
Заключение
Потребление овощей и фруктов является значимым протективным фактором, снижающим риск развития ХНИЗ и смертности от этих заболеваний. Проведенный анализ международного опыта позволил выявить меры популяционной профилактики с доказанной эффективностью и потенциалом внедрения в РФ. Информационно-коммуникационные кампании с использованием современных способов и средств коммуникации, таких как мобильные приложения и социальные сети, способствуют мотивации населения в целом и целевых групп, кроме того, они могут быть дешевле, чем кампании в традиционных СМИ. Из экономических мер достижением является установление льготной ставки НДС на овощи и плодово-ягодные культуры, однако имеется необходимость во внедрении целевых субсидий, направленных на потребителей, особенно на слои населения с низким доходом и семьи с детьми. Питание в школах также может быть усовершенствовано с позиции международного опыта предоставления бесплатных овощей и фруктов и увеличения их доли в приготовленных блюдах.
Внедрение мер популяционной профилактики, направленных на увеличение потребления овощей и фруктов, является эффективным инструментом укрепления общественного здоровья.
Участие авторов: концепция и дизайн — А.В. Концевая; сбор и обработка материала — Д.К. Муканеева, А.В. Концевая; написание текста — Д.К. Муканеева, А.В. Концевая, Н.С. Карамнова; редактирование — А.В. Концевая, Н.С. Карамнова, О.М. Драпкина.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.