Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Муканеева Д.К.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Концевая А.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Карамнова Н.С.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Драпкина О.М.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России;
ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Меры популяционной профилактики, направленные на увеличение потребления овощей и фруктов: международный опыт и перспективы внедрения в Российской Федерации

Авторы:

Муканеева Д.К., Концевая А.В., Карамнова Н.С., Драпкина О.М.

Подробнее об авторах

Журнал: Профилактическая медицина. 2020;23(6): 129‑136

Просмотров: 2590

Загрузок: 149


Как цитировать:

Муканеева Д.К., Концевая А.В., Карамнова Н.С., Драпкина О.М. Меры популяционной профилактики, направленные на увеличение потребления овощей и фруктов: международный опыт и перспективы внедрения в Российской Федерации. Профилактическая медицина. 2020;23(6):129‑136.
Mukaneeva DK, Kontsevaya AV, Karamnova NS, Drapkina OM. Population prevention measures aimed at increasing the consumption of vegetables and fruits: international experience and prospects for implementation in the Russian Federation. Russian Journal of Preventive Medicine. 2020;23(6):129‑136. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed202023061129

Рекомендуем статьи по данной теме:
Свя­зан­ная с пи­та­ни­ем го­род­ская ин­фраструк­ту­ра в трех субъек­тах Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и ее вли­яние на пот­реб­ле­ние ово­щей и фрук­тов. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(12):34-40

Введение

Овощи и фрукты являются важным компонентом здорового рациона питания. Ежедневное потребление этих продуктов в достаточном количестве способствует профилактике ожирения и алиментарно-зависимых хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), включая сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет 2-го типа и некоторые виды рака [1—3].

Недостаточное потребление овощей и фруктов является одним из десяти основных факторов риска (ФР) смертности в мире. Согласно исследованию глобального бремени болезней, около 5,2 млн смертей в мире связано с низким потреблением фруктов и овощей [4]. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 19% случаев рака желудочно-кишечного тракта, 31% случаев ишемической болезни сердца и 11% случаев инсульта ассоциированы с рассматриваемым ФР [5].

Эксперты ВОЗ, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ВОЗ/ФАО) рекомендуют к потреблению не менее 400 г, или 5 порций, фруктов и овощей ежедневно [6]. Несмотря на доказанный протективный эффект в отношении ХНИЗ, уровень потребления овощей и фруктов на душу населения в мире на 20—50% ниже минимально рекомендуемого [7]. Европейское обследование здоровья населения (Евростат 2016) сообщает, что в среднем более 1/3 взрослого населения Европейского союза (в возрасте старше 15 лет) не потребляют овощи и фрукты ежедневно [8]. Уровень потребления овощей и фруктов в России также остается ниже оптимального. По данным проспективного многоцентрового исследования «Эпидемиология сердечно-сосудистых заболеваний в регионах РФ» (ЭССЕ-РФ), недостаточное потребление овощей и фруктов выявлено у 40,3% россиян и составило 1,48±0,8 порции свежих овощей/фруктов в день [9]. Эти данные согласуются с данными Росстата за 2013 г., подтверждающими потребление овощей и фруктов ниже рекомендуемых значений на 30% [10].

На рацион питания населения оказывают влияние различные социальные и экономические факторы, включая цены на продукты питания, доход населения, продовольственный ассортимент, индивидуальные предпочтения, культурные традиции, а также географические и экологические аспекты [11, 12]. Факторы, влияющие на потребление фруктов и овощей, многочисленны и связаны друг с другом сложным образом. Как следствие, изменение моделей потребления овощей и фруктов остается проблемой, особенно на популяционном уровне. Разработка и внедрение вмешательств по улучшению рациона питания требуют глубокого понимания факторов, влияющих на питание, а содействие созданию здоровой среды питания — участия множества секторов экономики и заинтересованных сторон [13].

Увеличение потребления фруктов и овощей является приоритетом для международных организаций [14], а также национальных правительств, что привело ко многим успешно реализуемым инициативам.

Обзор и анализ эффективности мер, направленных на увеличение потребления овощей и фруктов, представляется важным в аспекте перспективы их внедрения в России.

Цель исследования — провести аналитический обзор исследований и рекомендаций международной практики по реализации мер популяционной профилактики, направленных на увеличение потребления овощей и фруктов, и выделить комплекс мер с доказанной эффективностью и потенциалом их внедрения в РФ.

Материал и методы

Выполнены поиск и анализ данных литературы в научных базах PubMed, Science Citation Index, Scopus, Cochrane Database of Systematic Reviews, The Campbell Collaboration Library of Systematic Reviews, WHO, Directory of Open Access Journals.

Критерии включения исследований в обзор

Тип исследований. В обзор были включены систематические и несистематические исследования популяционных мер, касающихся увеличения потребления овощей и фруктов населением, включая оценку уровня продаж и ежедневного потребления, повышение осведомленности населения в этом вопросе с анализом эффективности реализуемых мер. Были включены как эмпирические исследования (с представлением первичных данных), так и исследования с моделированием (с использованием вторичных данных для прогнозирования результатов в отношении здоровья). Были также просмотрены библиографические списки и выполнен поиск цитируемых источников.

Участники исследований. Проводился анализ данных исследований с участием взрослого и детского населения обоего пола, свободно проживающего в различных регионах и странах (общая популяция).

Меры вмешательства. Методика поиска литературы основывалась на перечне мер с доказанной эффективностью (в том числе рекомендованных ВОЗ) по следующим категориям: экономические меры, налоги, субсидии; информационные кампании в средствах массовой информации (СМИ) и образование населения; изменение среды, инфраструктуры; маркировка и информация для потребителя, запрет и другие законодательные меры [11].

Стратегия поиска. Стратегия поиска состояла из двух комбинаций ключевых слов. Первая была посвящена компонентам питания: фрукты, овощи, рациональное питание или эквиваленты (fruit, vegetables, healthy diet or equivalents of these terms). Вторая строка поиска была сосредоточена на вмешательствах, включая субсидии, информационные кампании в СМИ, рабочие места, школы, общество, систему питания, цепочку поставок продуктов питания, торговлю продуктами питания, инвестиции в продовольствие, законодательство, регулирование или эквиваленты (subsidies, campaigns, marketing, advertisement, workplace, community, food system, food supply chain, food trade, food investment, legislation, regulation or equivalents of these terms).

Основные критерии оценки (исходы):

1) изменение поведения (уровень продаж/потребления);

2) динамика заболеваемости (по обращаемости);

3) динамика смертности (смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, смертность от всех причин, смертность от злокачественных новообразований).

Проведен анализ текущей ситуации с внедрением мер по увеличению потребления овощей и фруктов в РФ в сопоставлении с международными рекомендациями, выделен комплекс мер с потенциалом внедрения в РФ.

Результаты

В обзоре рассмотрены меры популяционной профилактики, направленные на увеличение потребления овощей и фруктов, примеры внедрения этих мер и их эффективность в ряде стран.

Информационно-коммуникационные кампании. Основным подходом стимулирования здорового питания на популяционном уровне на протяжении многих лет является мотивирование и образование населения. К этой категории мер относят национальные рекомендации по рациональному питанию, информационно-коммуникационные кампании через СМИ с использованием различных средств (печать, радио, интернет), направленные на увеличение или ограничение потребления определенных продуктов, образовательные кампании в супермаркетах/магазинах для стимулирования приобретения продуктов питания, школьные программы, ориентированные на здоровое питание.

Одним из примеров эффективных стратегий, реализуемых на национальном уровне для увеличения потребления фруктов и овощей среди населения, является кампания «5 в день».

Американская кампания «5 в день», проведенная в 1991 г., привела к увеличению доли взрослого населения США, потребляющего по меньшей мере 5 порций фруктов и овощей в день, а также к повышению средних показателей национального потребления с 3,75 до 3,98 порции в день (p=0,007). [15]. За время проведения кампании возросла осведомленность населения о пользе фруктов и овощей для здоровья. Другая кампания в СМИ США (1995), осуществляемая в течение 6 мес посредством информационных рассылок в сети Интернет, привела к увеличению потребления фруктов и овощей с 3,4 до 4,1 порции в день (p<0,002) [16].

Проведение австралийской кампании «2 фрукта и 5 овощей каждый день» в период с 1992 по 1994 г. привело к увеличению потребления фруктов с 1,5 до 1,7 в день (p<0,05) и овощей с 2,6 до 3,1 порции в день (p<0,001) среди взрослого населения [17]. Эта кампания состояла из рекламных роликов на телевидении в течение 3 нед в 1992 и 1993 гг. и 1 нед в 1994 г., а также дополнительной печатной продукции и радиорекламы. Полный эффект от проведения кампании наблюдался в течение 1-го года реализации программы и сохранялся без дальнейшего увеличения в последующие годы [17].

По данным метаанализа 5 рандомизированных и нерандомизированных исследований, выполненных в США, Новой Зеландии и Австралии, проведение кампаний в СМИ связано с увеличением потребления фруктов и овощей в среднем на 0,25 (95% ДИ 0,15—0,35) порции в день [18].

Важным аспектом является использование современных технологий в рамках информационно-коммуникационных кампаний. Для повышения потребления овощей и фруктов в мире широко применяются такие инструменты, как мобильные приложения. В недавнем исследовании в США осуществлялась оценка эффективности и применимости вмешательства с использованием мобильного приложения (Txt4HappyKids) для стимулирования потребления овощей и фруктов среди семей с детьми. В течение 11 нед родители получали два сообщения в неделю о пользе овощей и фруктов для детей. Как показывают результаты, 92% участников давали больше фруктов и овощей своему ребенку, 86% пытались придерживаться более здорового рациона, 85% пробовали разные способы приготовления фруктов и овощей, 81% были лучше осведомлены о продуктах, которые потребляет их ребенок [19].

В австралийском исследовании [20] была проведена оценка мобильного приложения VegEze, направленного на увеличение потребления овощей среди взрослого населения. Получены результаты опроса 5062 участников. Среднее увеличение потребления овощей составило 0,48 порции — с 3,06 порции в начале исследования до 3,54 порции через 21 день (p<0,001). Также увеличилось разнообразие потребляемых овощей на 0,35 в день (p<0,001). В то же время не было выявлено изменений в потреблении и разнообразии овощей с 21-го по 90-й день наблюдения.

В другом рандомизированном контролируемом исследовании [21] изучалась эффективность мобильного приложения для стимулирования потребления овощей и фруктов в течение 6 мес. В исследовании приняли участие 146 респондентов (возраст 40—58 лет). Потребление овощей и фруктов напрямую было связано с грамотностью населения в отношении здоровья. Более высокое потребление овощей было обнаружено у участников с высокой грамотностью в отношении вопроса здорового питания после воздействия вмешательства по сравнению с контролем (p=0,07 и p=0,004 соответственно).

Также в нескольких исследованиях оценивалось воздействие текстовых сообщений в качестве стратегии по увеличению потребления овощей и фруктов среди подростков. В исследовании V. Carfora и соавт. [22] приняли участие 1065 человек (возраст 14—19 лет). В течение 2-недельного периода участники ежедневно получали мобильные сообщения о пользе и необходимости потребления овощей и фруктов. По результатам исследования, 59,5% респондентов значительно увеличили потребление этих продуктов. В исследовании A. Gustafson и соавт. [23] приняли участие 8 сельских школ США. По результатам 8-недельного вмешательства школьники интервенционной группы увеличили потребление овощей и фруктов на 1,28 (95% ДИ 1,11—1,48) порции в день по сравнению с контрольной группой.

Также есть опыт коммуникационных кампаний, проводимых в супермаркетах. Специальные меры, включающие мотивационные плакаты, привели к увеличению покупок овощей и фруктов на 6% [24].

Результаты вышеописанных исследований показывают, что целенаправленные кампании в СМИ, ориентированные на популяризацию здорового питания и увеличение потребления овощей и фруктов, способствуют более здоровому профилю питания населения. Однако для внедрения этой стратегии существует ряд ограничений или барьеров. Использование современных и относительно недорогих технологий, таких как мобильные приложения и социальные сети, является, вероятно, самой оправданной и экономически целесообразной стратегией.

Экономические меры. Цена является одним из важных факторов для потребителя при выборе продуктов питания. Исследования показывают, что целевые налоги и субсидии могут повлиять на решение потребителя и стимулировать выбор здорового питания. Эффект от ценовой интервенции выражен сильнее в группах населения с низким доходом [25—27].

К экономическим мерам, которые могут привести к увеличению потребления овощей и фруктов, относятся: субсидии, направленные на снижение цены для потребителя; изменение субсидирования сельского хозяйства для стимулирования выращивания овощей/фруктов; краткосрочные доплаты на рабочем месте для стимулирования рационального питания; финансовые меры поддержки строительства супермаркетов и магазинов там, где их недостаточно; прямые однократные выплаты для снижения массы тела и улучшения питания; налоговые льготы для работодателей, реализующих программы укрепления здоровья на рабочем месте с элементами питания и физической активности.

Анализ систематических обзоров эффективности мер ценовой политики с целью улучшения рациона питания показал, что субсидии для потребителя в размере от 10 до 30% приводят к увеличению потребления овощей и фруктов [28]. Тем не менее предоставление субсидий остается недостаточно внедренной мерой во многих странах. В ряде случаев наблюдают увеличение потребление овощей и фруктов на фоне реализации налоговых мер в отношении продуктов нерационального питания, таких как сладкие напитки [29]. Повышение цены на продукты с высоким содержанием добавленных сахаров, соли и насыщенных жиров (фастфуд, сахаросодержащие напитки) приводит к сокращению потребления и частичному их замещению продуктами, цена которых не меняется. Увеличение цены на фастфуд на 10% ассоциировалось с повышением вероятности регулярного потребления овощей и фруктов на 3%, снижением индекса масса тела на 0,4 кг/м2, а ожирения — на 5,9% [30].

Реальных исследований экономических мер стимулирования потребления овощей и фруктов относительно немного. Так, в настоящее время в Канаде проводится рандомизированное контролируемое исследование [31] по оценке влияния программы предоставления населению с низким уровнем дохода купонов на покупку овощей и фруктов на фермерских рынках. Экспериментальная группа, состоящая из 132 человек, получит 16 купонов стоимостью C$21/купон в течение 10—15 нед с оценкой результата вмешательства в сравнении с контрольной группой по окончании и через 16 нед после окончания программы.

В другом рандомизированном контролируемом исследовании проведена оценка эффективности предоставления 30% скидки на покупку овощей и фруктов в рамках программы SNAP (программа дополнительной финансовой поддержки на приобретение продуктов питания для семей с низким доходом) через 4—6 мес и 9—11 мес после вмешательства. Потребление овощей и фруктов увеличилось в среднем на 0,24 (95% ДИ 0,13—0,34) порции в день [32].

В Дании было проведено исследование влияния двух вмешательств — в двух крупных супермаркетах в течение 3 мес 2012 г., направленных на стимулирование продажи овощей и фруктов: это 20% скидка в сочетании с улучшенным распределением на полках или только улучшенное распределение на полках [33]. Оценка вмешательств проводилась с использованием данных о продажах в супермаркетах по сравнению с контролем. За период ценовой интервенции («Пространство+цена») индекс продаж свежих овощей увеличился на 22,2% (p=0,001) по сравнению с контролем. Продажа общего количества фруктов и овощей (свежих, замороженных, сушеных и консервированных) увеличилась на 15,3% (p=0,01) по сравнению с контролем. Улучшение распределения овощей и фруктов на полках на уровень продаж этих продуктов не повлияло. Эффект замещения продуктами, не рекомендованными для здорового питания, также не выявлен.

Высокая стоимость фруктов и овощей может стать препятствием для здорового питания, особенно среди семей с детьми с низким доходом. В исследовании A. Moran и соавт. [34] изучили влияние программы финансового стимулирования для увеличения покупки овощей и фруктов для семей с низким доходом. По сравнению с контролем участники программы увеличили еженедельные расходы на эти продукты на 27%. Не было никаких изменений в закупках продуктов, не рекомендованных для здорового питания. В рандомизированном контролируемом исследовании [35] изучали влияние предоставления 25% скидки на покупку фруктов и овощей в интернет-супермаркете. Используемая мера была эффективной по сравнению с контролем (увеличение потребления на 984 г в неделю, p=0,03) и не привела к увеличению расходов на категорию продуктов нездорового рациона питания.

В США была проведена социально-экономическая оценка воздействия выписки рецептов на «здоровую еду», а также частичное возмещение затрат в рамках медицинского страхования Medicare и Medicaid [36]. При использовании репрезентативных данных методом моделирования получен эффект от введения двух возможных сценариев: 1) 30% субсидия на овощи и фрукты; 2) 30% субсидия на широкий спектр продуктов здорового питания, включая овощи, фрукты, орехи, рыбопродукты, растительные масла и др. (стимул к здоровому питанию). При введении 30% субсидии на овощи и фрукты эффект возмещения затрат заключался в предотвращении 2,28 млн сердечно-сосудистых событий и экономии $40 млрд за счет снижения затрат системы здравоохранения. Также 30% субсидия на широкий спектр продуктов здорового питания позволила бы предотвратить 3,9 млн сердечно-сосудистых событий и 0,12 млн случаев сахарного диабета. Экономический эффект от внедрения указанной меры составил $100 млрд за счет снижения затрат системы здравоохранения. Обе программы показали экономическую эффективность с точки зрения затрат системы здравоохранения $18,184/QALY для первой инициативы и $13,194/QALY для второй.

В конечном итоге ценовые интервенции способствуют профилактике ожирения [37] и алиментарно-зависимых ХНИЗ и тем самым снижению затрат системы здравоохранения [38].

Изменение среды и инфраструктуры. Эффективные стратегии в отношении увеличения потребления овощей и фруктов включают повышение доступности магазинов, супермаркетов, фермерских рынков и других точек продаж этих продуктов.

В ряде стран проанализирована связь потребления овощей и фруктов с плотностью размещения магазинов по продаже этой продукции и уровнем дохода жителей [39, 40]. Потребление овощей и фруктов ассоциировано с плотностью точек их продаж, с плотностью точек продаж фастфуда, плотностью размещения продуктовых магазинов. Большая плотность ресторанов по сравнению с магазинами ассоциировалась с меньшей распространенностью ожирения (28,6% против 31,2%, p<0,001) и большей вероятностью потребления овощей и фруктов в достаточном количестве (25,2% против 23,1%, p<0,001) [39].

Подходы по улучшению школьного питания. К мерам оздоровления профиля питания школьников с доказанной эффективностью относятся: обучение учащихся вопросам здорового питания, практические занятия по садоводству, доступность бесплатных овощей и фруктов в школах, многокомпонентные вмешательства, направленные на улучшение характера питания и повышение физической активности детей, в том числе образовательные программы, доступность здоровых продуктов/напитков в школьных кафетериях и торговых автоматах.

С 2009 г. начала действовать общеевропейская схема предоставления фруктов и овощей школьникам [41]. Это долгосрочная программа, предоставляющая фрукты и овощи бесплатно, поощряющая детей сделать потребление фруктов и овощей частью своего образа жизни.

В правилах школьного питания стран — членов ЕС указывается конкретное количество фруктов и овощей, которые должны быть предоставлены во время обеда. Например, австрийская школьная продовольственная политика рекомендует, чтобы детям предоставлялось не менее 10 кусочков фруктов (как минимум 3 разных варианта) [42].

R. Micha и соавт. [43] провели систематический обзор и метаанализ рандомизированных исследований, оценивающих влияние политики по улучшению школьного питания на пищевое поведение детей и метаболические показатели. В анализ было включено 91 исследование (55 в США/Канаде, 36 в Европе/Новой Зеландии) по оценке бесплатного предоставления полезных для здоровья продуктов/напитков (39 исследований), введения стандартов на продукты/напитки (29 исследований) и стандартов школьного питания (39 исследований); (в ряде исследований оценивали многокомпонентные вмешательства; 16 исследований оценивали влияние бесплатного предоставления фруктов и овощей в школьных кафетериях и столовых на потребление в течение в среднем 15,4 мес наблюдения. Потребление овощей и фруктов увеличилось на 0,28 порции в сутки (95% ДИ 0,17—0,40). В 4 исследованиях оценивалось влияние бесплатного предоставления овощей и фруктов на массу тела детей (наблюдение в течение 26,8 мес). Значительного изменения массы тела не было выявлено. В одном исследовании представлены данные об устойчивости потребления овощей и фруктов после введения меры на потребление как в школе, так и вне школы [44]. Политика внедрения стандартов школьного питания также оказалась эффективной в отношении потребления овощей и фруктов. При введении в меню школьного питания стандарта (минимум один фрукт и овощ в день) потребление фруктов увеличилось на 0,76 порции в день (n=2; 95% ДИ 0,37—1,16 порции в день) без значительного увеличения потребления овощей (n=2; 0,30 (95% ДИ –0,001—0,59) порции в день). Кроме того, школьники при выборе отдавали предпочтение фруктам, а не овощам [45].

Наибольший эффект в увеличении потребления овощей и фруктов показали многокомпонентные вмешательства, включающие бесплатное предоставление овощей и фруктов, обучение школьников и практические занятия по садоводству [46]. В 12-недельном пилотном исследовании [47] приняли участие 93 школьника 4—6 классов. Еженедельные мероприятия включали в себя приготовление фруктовых и овощных блюд, работу в саду, образовательные мероприятия по стимулированию потребления овощей и фруктов. Вмешательство привело к значимому увеличению потребления фруктов и овощей (p<0,001).

Кроме того, для получения значимого эффекта от внедрения мер важна их продолжительность. Программы, работающие не менее одного года, являются наиболее эффективными [48].

Важное значение имеет вовлечение родителей, поскольку поощрение и доступность фруктов и овощей дома являются факторами, влияющими на потребление детьми [49].

Анализ ситуации в Российской Федерации и выделение мер с потенциалом внедрения в Российской Федерации

Потребление овощей и фруктов. По итогам Выборочного исследования рациона питания населения, проведенного Федеральной службой государственной статистики в 2018 г. [51], существенно уменьшилось потребление овощей, бахчевых, а также фруктов и ягод по сравнению с 2013 г. [50]. Женщины в 2018 г. потребляли на 21% меньше овощей, чем в 2013 г.: 98,5 кг на душу населения в год в 2013 г., 78,1 кг — в 2018 г.; мужчины — на 17%: 116,7 кг в 2013 г., 97,2 кг в 2018 г. У женщин снижение потребления фруктов и ягод за 5 лет составило 7% (с 83,1 кг в 2013 г. до 77,5 кг в 2018 г.), а у мужчин — 8% (с 72,1 кг в 2013 г. до 66,4 кг в 2018 г.). Однако частота потребления этих продуктов увеличилась. Исследование показало, что 75,6% населения потребляют овощи ежедневно или несколько раз в неделю (по сравнению с 60,9% в 2013 г.), а 60,3% населения потребляют несколько раз в неделю свежие фрукты (по сравнению с 57% в 2013 г.).

Рацион питания населения зависит от уровня благосостояния населения. Население с более высоким уровнем благосостояния в целом больше потребляет овощей и фруктов. Существует прямая взаимосвязь между среднедушевыми доходами населения и потреблением овощей, фруктов и ягод.

Регламентирующие документы. В целях укрепления здоровья населения Министерством здравоохранения РФ утверждены Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающие современным требованиям здорового питания, согласно которым среднесуточная норма потребления сырьевых овощей и фруктов на человека составляет 675,5 г в день, что укладывается в рекомендацию ВОЗ — 400 г в день. [52].

Федеральным законом РФ от 03.12.12 №227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» установлен объем потребления овощей и фруктов для населения разных возрастных групп. Так, среднесуточные нормы потребления сырьевых овощей и фруктов для лиц трудоспособного возраста составляют 478,3 г, для пенсионеров — 391,8 г, для детей — 631,8 г [53].

Кроме того, учеными ФГБНУ «НИИ питания» разработаны рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов для организации питания детей разных возрастных групп в организованных коллективах [54]. Так, рекомендуемое среднесуточное количество овощей и фруктов (сырьевых) составляет 300 г для детей 1—3 лет, 360 г — 3—7 лет, 465 г — 7—11 лет, 505 г — 11—18 лет.

Текущая ситуация по реализации мер, направленных на увеличение потребления овощей и фруктов в России

В настоящее время в рамках национального проекта «Демография» действует федеральный проект «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» (2019—2024 гг.) [55].

Законодательные меры. Федеральным законом РФ от 02.08.19 №268-ФЗ [56] были утверждены поправки в Налоговый кодекс РФ, согласно которым ставка налога на добавленную стоимость для плодово-ягодной продукции снижается до 10%, а ставка на пальмовое масло увеличивается до 20%. Установление пониженной ставки НДС при реализации плодово-ягодной продукции позволит отечественным производителям увеличить объемы оборотных средств и направить их на закладку новых садов и на обеспечение технологий для наращивания объемов производства продукции садоводства. Пониженная ставка НДС применяется как при реализации фруктов и ягод российского производства, так и при поставках импортной продукции.

В 2004 г. льготная ставка налога на добавленную стоимость была установлена для овощей (включая картофель).

Информационно-коммуникационные кампании. В рамках реализации национального приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни и профилактика заболеваний в РФ» разработаны и внедрены информационные материалы по увеличению потребления овощей и фруктов «Получай «5» каждый день» для наружной рекламы (рекламные щиты, информационные плакаты), плакатов для медицинских учреждений, отделений и кабинетов медицинской профилактики, центров здоровья. Рекламные ролики появились на 6 федеральных ТВ-каналах и радио РФ, в интернет-пространстве и на официальном портале о здоровом образе жизни (https://takzdorovo.ru) [57].

Корпоративные программы. Министерством здравоохранения РФ в рамках реализации федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» утверждены корпоративные модельные программы «Укрепление здоровья работающих», в которых описаны подходы и рекомендации по формированию рациона здорового питания на рабочем месте [58]. Практики корпоративных программ включают введение информационной маркировки для меню «Здоровое питание», обеспечение выбора продуктов и блюд для формирования рациона здорового питания на всех площадках и мероприятиях компании, обучение сотрудников компании и работников предприятия общественного питания, расположенного на территории компании, основам рациона здорового питания и др.

С 2013 г. регулярно проводятся диспансеризация и профилактические осмотры взрослого населения России [59]. На заключительном этапе каждый пациент проходит углубленное профилактическое консультирование в кабинете медицинской профилактики, в объем которого входит беседа о рационе здорового питания и необходимости регулярного потребления овощей и фруктов.

Заключение

Потребление овощей и фруктов является значимым протективным фактором, снижающим риск развития ХНИЗ и смертности от этих заболеваний. Проведенный анализ международного опыта позволил выявить меры популяционной профилактики с доказанной эффективностью и потенциалом внедрения в РФ. Информационно-коммуникационные кампании с использованием современных способов и средств коммуникации, таких как мобильные приложения и социальные сети, способствуют мотивации населения в целом и целевых групп, кроме того, они могут быть дешевле, чем кампании в традиционных СМИ. Из экономических мер достижением является установление льготной ставки НДС на овощи и плодово-ягодные культуры, однако имеется необходимость во внедрении целевых субсидий, направленных на потребителей, особенно на слои населения с низким доходом и семьи с детьми. Питание в школах также может быть усовершенствовано с позиции международного опыта предоставления бесплатных овощей и фруктов и увеличения их доли в приготовленных блюдах.

Внедрение мер популяционной профилактики, направленных на увеличение потребления овощей и фруктов, является эффективным инструментом укрепления общественного здоровья.

Участие авторов: концепция и дизайн — А.В. Концевая; сбор и обработка материала — Д.К. Муканеева, А.В. Концевая; написание текста — Д.К. Муканеева, А.В. Концевая, Н.С. Карамнова; редактирование — А.В. Концевая, Н.С. Карамнова, О.М. Драпкина.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.