Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Драпкина О.М.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России;
ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Масленникова Г.Я.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Кутишенко Н.П.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Шепель Р.Н.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Надлежащее управление регистрацией лекарственных средств для обеспечения всеобщего охвата услугами здравоохранения

Авторы:

Драпкина О.М., Масленникова Г.Я., Кутишенко Н.П., Шепель Р.Н.

Подробнее об авторах

Просмотров: 916

Загрузок: 40


Как цитировать:

Драпкина О.М., Масленникова Г.Я., Кутишенко Н.П., Шепель Р.Н. Надлежащее управление регистрацией лекарственных средств для обеспечения всеобщего охвата услугами здравоохранения. Профилактическая медицина. 2022;25(12):7‑13.
Drapkina OM, Maslennikova GYa, Kutishenko NP, Shepel RN. Drug good registration management to ensure the universal health coverage. Russian Journal of Preventive Medicine. 2022;25(12):7‑13. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed2022251217

Рекомендуем статьи по данной теме:
Бри­гад­ная фор­ма ор­га­ни­за­ции тру­да на вра­чеб­ном учас­тке как пер­спек­тив­ное нап­рав­ле­ние со­вер­шенство­ва­ния пер­вич­ной ме­ди­ко-са­ни­тар­ной по­мо­щи. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(11):7-13
Ме­то­до­ло­ги­чес­кие под­хо­ды к изу­че­нию уров­ня раз­ви­тия пер­вич­ной ме­ди­ко-са­ни­тар­ной по­мо­щи в ми­ре. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(11):14-21
Про­фи­лак­ти­ка хро­ни­чес­ких не­ин­фек­ци­он­ных за­бо­ле­ва­ний в эпо­ху циф­ро­вой ме­ди­ци­ны — роль сред­не­го ме­ди­цин­ско­го пер­со­на­ла. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(11):45-52
От­но­ше­ние учас­тко­вых вра­чей, ме­ди­цин­ских сес­тер и па­ци­ен­тов к ор­га­ни­за­ци­он­ной мо­де­ли ока­за­ния ПМСП с пе­ре­рас­пре­де­ле­ни­ем фун­кций. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(2):7-14
Ком­плексный под­ход при тер­ри­то­ри­аль­ном пла­ни­ро­ва­нии пер­вич­ной ме­ди­ко-са­ни­тар­ной по­мо­щи. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):7-11
Оцен­ка зна­ний и на­вы­ков ме­ди­цин­ских ра­бот­ни­ков, ока­зы­ва­ющих пер­вич­ную ме­ди­ко-са­ни­тар­ную по­мощь, в об­лас­ти ди­аг­нос­ти­ки и ле­че­ния ос­тро­го цис­ти­та в со­от­ветствии с сов­ре­мен­ны­ми кли­ни­чес­ки­ми ре­ко­мен­да­ци­ями. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):23-31
Проб­ле­мы адап­та­ции мо­ло­дых вра­чей в пе­ри­од на­ча­ла тру­до­вой де­ятель­нос­ти в пер­вич­ном зве­не здра­во­ох­ра­не­ния. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(8):13-18
Вклад мо­биль­ных ме­ди­цин­ских бри­гад в про­ве­де­ние дис­пан­се­ри­за­ции взрос­ло­го на­се­ле­ния в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(9):7-15
Ре­ги­ональ­ные осо­бен­нос­ти слу­ча­ев гос­пи­та­ли­за­ции и ам­бу­ла­тор­ных об­ра­ще­ний за ме­ди­цин­ской по­мощью взрос­ло­го на­се­ле­ния с ус­та­нов­лен­ной хро­ни­чес­кой обструк­тив­ной бо­лез­нью лег­ких. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2024;(2):48-60

Введение

Важность и необходимость обеспечения всеобщего охвата услугами здравоохранения (ВОУЗ) для достижения целей устойчивого развития к 2030 г., определенных Организацией Объединенных Наций (ООН), отражены в политической декларации 3-го совещания высокого уровня, принятой на Генеральной Ассамблее ООН в 2019 г., и все государства — члены ООН подтвердили свою приверженность выполнению обязательств по данному стратегическому направлению [1—4]. Исторически ВОУЗ основывается на Уставе (Конституции) ВОЗ, принятой на Международной конференции по здравоохранению, проходившей в 1946 г. в Нью-Йорке [5]. В Уставе записано: «Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав любого человека, независимо от расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения». С таким определением права человека на здоровье согласуется и цель ВОУЗ, которая представлена следующими положениями [3]:

— равенство в доступе: медицинских услуги должны получать все, кто в них нуждается, а не только те, кто может за них заплатить;

— достаточное качество: медицинские услуги должны быть достаточно хорошими, чтобы улучшить здоровье тех, кто их получает;

— отсутствие неоправданного финансового риска: стоимость использования медицинских услуг не должна подвергать людей риску финансового ущерба.

Одна из основных задач ВОУЗ — дальнейшее развитие, совершенствование и укрепление первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) [2, 3]. В Алма-Атинской декларации 1978 г. определена роль ПМСП как ключа к достижению глобальной цели «Здоровье для всех» и обеспечению ВОУЗ [6]. На всех этапах оказания медицинской помощи населению в рамках ПМСП как основного механизма обеспечения ВОУЗ необходимо проводить эффективные мероприятия, включающие три профилактические стратегии: популяционную, высокого риска и вторичной профилактики [7—13]. Предполагается, что масштаб (или уровень) охвата населения может быть различным в зависимости от целей и задач профилактического вмешательства: персонализированный, целевой/групповой, локальный/местный, региональный, национальный, транснациональный или глобальный. Профилактические мероприятия с учетом всех профилактических стратегий важны для любой медицинской ситуации, независимо от причин болезней или патологических состояний (неинфекционные (НИЗ) и инфекционные заболевания (ИЗ), вирусные, паразитарные, психосоматические, нейродегенеративные заболевания и др.) [12—14].

На 75-й Всемирной ассамблее здравоохранения, прошедшей 22—28 мая 2022 г. в Женеве (Швейцария), заявлено, что одним из приоритетных направлений работы ВОЗ станет поддержка стран в укреплении, переориентации и создании эффективной ПМСП для обеспечения ВОУЗ [15—17]. Такой выбор приоритета обоснован текущими и прогнозируемыми демографическими тенденциями, а также внезапным появлением пандемических вспышек вирусных инфекций, бремя медицинских вмешательств и контроля которых ложится в первую очередь на ПМСП. Так, начиная с середины XX столетия наблюдаются национальные, региональные и глобальные тенденции к увеличению продолжительности жизни населения, обусловленные в первую очередь повышением качества оказания медицинской помощи больным с НИЗ, что приводит к росту числа таких больных, полиморбидности и коморбидности, а также частоты нейродегенеративных заболеваний и психосоматической патологии [14]. Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) 2019—2020 гг., к борьбе с которой на начальном этапе не были готовы системы здравоохранения, сопровождалась высокой летальностью [18—22]. Поэтому укрепление, переориентация и создание эффективной ПМСП должны способствовать совершенствованию оказания помощи всем больным (с отдельными НИЗ и ИЗ, с полиморбидными и коморбидными состояниями), не только в рамках определенных групп болезней, таких как НИЗ, инфекционные и вирусные, психосоматические и нейродегенеративные заболевания, но и при комбинациях НИЗ с инфекционными и/или вирусными заболеваниями [14—17]. Трансформация и укрепление ПМСП могут сопровождаться более широким использованием странами и регионами качественных, эффективных и безопасных существующих лекарственных средств (ЛС) и вакцин, а также разработкой новых препаратов.

Эффективное управление регистрацией лекарственных средств и вакцин как основа укрепления первичной медико-санитарной помощи

Одним из важных аспектов осуществления профилактических мероприятий в рамках ПМСП, которые позволят реализовать принципы ВОУЗ и, соответственно, достичь цели устойчивого развития ООН к 2030 г., является обеспечение доступа всех к эффективным лекарственным препаратам и вакцинам, изделиям медицинского назначения [2, 3, 16]. Эффективное управление регистрацией существующих или новых ЛС и вакцин на национальном, региональном и глобальном уровнях является одним из основных механизмов обеспечения качественными и безопасными ЛС и вакцинами населения в рамках оказания ПМСП и достижения ВОУЗ. В связи с этим важно понять логистику эффективной регистрации ЛС и вакцин на национальном, региональном и глобальном уровнях, а также овладеть методами использования такой логистики для достижения ВОУЗ в части обеспечения всего населения качественными продуктами терапевтической направленности. Алгоритм эффективного управления регистрацией (Good Registration Management — GRM) ЛС в надлежащих органах прописан в национальных и международных стратегических концептуальных документах [23—26]. Данный алгоритм эффективного управления регистрацией ЛС представляет собой надлежащие практики (или процессы) представления документов по конкретному лекарственному препарату (Good Submission Practices — GSubPs) и экспертизу (проверку, рассмотрение) этих документов (Good Review Practices — GRevPs) [25, 26].

Надлежащие практики представления документов по лекарственному препарату (GSubPs)

Целью надлежащих практик представления документов по лекарственному средству (НПП ЛС) GSubPs является повышение качества процесса регистрации эффективных и безопасных ЛС и вакцин, а также доступа пациентов к таким медицинским продуктам [23 — 26].

Задачи GSubPs:

— разработка инструментов составления регистрационного досье заявки и ее подачи;

— проведение образовательных мероприятий для кандидатов-заявителей, сотрудников, проверяющих и принимающих заявки учреждений;

— постоянное совершенствование методики составления, оценки и представления регистрационного досье заявки и, соответственно, обновление стратегического документа «Надлежащие практики представления документов по лекарственным препаратам» независимо от места его разработки — страны или региона.

Повышение качества и эффективности процесса регистрации ЛС напрямую связано с процессом подготовки и представления регистрационного досье заявки. Процесс подготовки регистрационного досье заявки состоит из двух основных этапов: первый — написание отчетов об исследованиях по ЛС или вакцине, включая резюме; второй — составление и сборка самого досье заявки. При оформлении регистрационного досье заявки ЛС заявители должны придерживаться определенного формата и включать в документ необходимую информацию в соответствии с процедурами и инструкциями, предоставляемыми каждым органом власти [23—25]. Заявители после предварительной консультации с проверяющими органами определяют формат досье заявки, процесс, способ подачи (бумажная копия или электронное досье заявки, презентация онлайн или отправка по почте), а также дату ее подачи [25].

Первый этап подготовки досье заявки на регистрацию ЛС — написание и представление отчетов об исследованиях ЛС или вакцины, включая резюме, является основным для специалистов здравоохранения. Отчеты представляются в виде отдельных документов и согласно последовательности, указанной в «Целевом профиле препарата» (ЦПП) (Target Product Profile) [25]. В документах по ЦПП обязательно должны быть отражены следующие позиции:

— убедительное научное обоснование актуальности выбора ЛС или вакцины;

— процесс получения надежных данных о ЛС или вакцине, начиная от ранней стадии обнаружения, изучения и метода получения (химическая формула, выявленная в процессе синтеза, или биологический субстрат (биосимиляр), полученный на основе клеток живых организмов);

— все этапы лабораторного, доклинического и клинического испытания (все фазы), их соответствие современным нормативными стандартам, руководящим принципам и положениям;

— надежные научные доказательства пользы и риска применения ЛС или вакцины;

— область применения, дозы, режим и способ приема, побочные действия и совместимость с другими лекарственными препаратами и т.д.

Второй этап подготовки досье заявки на регистрацию ЛС — составление и сборка досье заявки на регистрацию ЛС. Основные принципы:

— соответствие современным нормативным требованиям, основанным на международных стандартах;

— представление структуры ЛС в соответствующем формате, приемлемом для проверяющих органов;

— обеспечение надежности, качества, целостности и прозрачности информации и данных (исходных и заключительных), включая их источники;

— осуществление эффективных и действенных внутренних и внешних коммуникаций с экспертами организаций-заявителей и с представителями проверяющих органов на протяжении всего процесса разработки ЛС или вакцины и их регистрации, которые важны для успешного управления процессами планирования, представления и своевременной проверки содержания, формата и вида досье заявки [26].

Экспертные, согласовательные, договорные и образовательные коммуникации могут не только гарантировать успешную подачу заявки в соответствующие структуры для утверждения, но и обеспечить скорый, беспрепятственный процесс регистрации ЛС.

В руководстве по НПП ЛС определены требования к формату, структуре (разделы) и содержанию досье заявки [25]. Досье заявки обязательно должно содержать: контрольный список представляемых документов; глоссарий; отчеты о каждом этапе проведенных доклинических и клинических исследований, включенных в ЦПП, и резюме; ссылки на шаблон стандартного формата; подборку разделов; таблицу временно`й шкалы, или диаграмму Ганта, включающую дату подачи заявки и ее согласование с заявителем или заявителями; определение роли и ответственности каждого лица/стороны в управлении всем процессом подготовки заявки. Кроме того, важно придерживаться определенного стиля изложения текстов и представления графиков [26].

Подготовка досье заявки крупной организацией или в результате международного сотрудничества между несколькими организациями, например местными филиалами и штаб-квартирами, спонсорами и партнерами по совместному развитию, компаниями-инициаторами и лицензиатами, как правило, осуществляется путем совместной работы заинтересованных сторон. В таком случае формируется команда подачи заявок, состоящая из клинических, неклинических экспертов и экспертов по качеству, статистиков, специалистов, ответственных за написание текста заявки, сотрудников регулирующих органов, менеджеров проектов и других заинтересованных сторон, которые совместно работают над представлением заявки [24]. При этом роли и обязанности каждого участника должны быть определены заранее.

Надлежащие практики экспертизы документов по лекарственному препарату или вакцине (Good Review Practices — GRevPs)

Надлежащие практики экспертизы (НПЭ) документов по лекарственному препарату или вакцине (Good Review Practices — GRevPs) — это обоснованно лучшие практики, связанные с оценкой формата и содержания представленных обзоров по ЛС и вакцинам [24, 26, 27—31]. В различных источниках отражены основные позиции НПЭ, реализуемые на национальном и региональном уровнях: цель, методы использования практики рецензирования, важность постоянной оценки и совершенствования ее методов, соблюдение обязательств и последовательности процесса рецензирования. Цель НПЭ — содействие в достижении своевременности, предсказуемости, последовательности, прозрачности, ясности, эффективности и высокого качества информации и обзоров, представленных в досье заявки. Ключевыми принципами НПЭ являются: сбалансированность; возможность оценки текстов на предмет наличия фактических данных, определения проблем и путей их решения; критический анализ; доказательность и высокая адаптивность.

Область внедрения практики экспертизы — применение инструментов экспертизы и проведение учебных мероприятий для осуществляющих этот процесс лиц. Постоянное совершенствование НПЭ подразумевает систематическую оценку качества этого процесса и частичное или полное обновление нормативных документов.

Процесс экспертизы состоит из следующих компонентов:

— управление процессом экспертизы проекта и его качества (проведение стандартных операционных процедур, включая этапы рецензирования);

— проведение экспертизы (определение стратегии рецензирования по ключевым элементам, выполнение непосредственно процесса рецензирования);

— проверка персонала (опыт, компетенции и образование персонала, наличие у персонала критического мышления);

— наличие коммуникационных связей и общения (внутриведомственных и межучрежденческих, с заявителями / внешними партнерами / обществом и общественными организациями).

Внутренние процессы, которые могут помочь обеспечить эффективную, последовательную и результативную экспертизу, предполагают следующие мероприятия [27]:

— регулярные совещания, позволяющие учитывать мнения рецензентов;

— экспертная оценка с участием содокладчика или осуществляемая в процессе совещания группы;

— внутренний экспертный обзор;

— внешний экспертный обзор;

— участие высшего руководства.

Эффективность проверки достоверности научного содержания отчетов исследований и резюме, представленных в досье заявки, может быть повышена за счет экспертной оценки, выполняемой компетентной третьей стороной [26, 27]. Следует учитывать, что каждый регулирующий орган может затребовать отличающиеся от других типы документов в соответствии с требованиями определенного региона или страны. Требования могут включать: изменение формы заявки и маркировки, запрос о письме-разрешении на проведение исследования, заявление о патенте, сертификаты, выданные компетентным органом, и т.д.

Международные практики и перспективы эффективного управления регистрацией лекарственных препаратов и вакцин

Первые положения основных принципов эффективного управления регистрацией ЛС (планирование, представление и своевременная экспертиза содержания, формата и вида) для регионального или глобального применения обсуждались в 2012 г. на Международной конференции органов по регулированию лекарственных препаратов (International Conference of Drug Regulatory Authorities — ICDRA) ВОЗ [28]. Подобные конференции проводятся с 1980 г. и являются платформой для встреч и обсуждений, укрепления сотрудничества и достижения консенсуса в определении приоритетных действий в области национального, международного регулирования производства и обращения ЛС, вакцин и других препаратов терапевтической направленности для государств — членов ВОЗ, профильных организаций1, представителей национальных, региональных и глобальных регулирующих органов (Regulatory Authorities — RAs) из Австралии, Канады, Китая, Японии, Республики Корея, Саудовской Аравии, Сингапура, США [28].

В рамках регионального или глобального международного сотрудничества по разработке, представлению и регистрации досье заявки между профильными экспертами создаются условия для внутренних и внешних эффективных коммуникаций, которые могут способствовать скорой и успешной подаче заявки и беспрепятственному процессу регистрации терапевтических средств [26].

В настоящее время в рамках сотрудничества между несколькими организациями, учреждениями и странами (региональный и глобальный уровни) разработаны и используются рекомендации, представленные в документе «Нормы и стандарты для фармацевтических препаратов. Технические стандарты и спецификации», принятые Комитетом экспертов ВОЗ по спецификациям на фармацевтические препараты в октябре 2014 г. и опубликованные в 2015 г. [26, 27, 31, 32]. Такие нормы и стандарты проверки нормативных актов отражают согласованные, признанные на международном уровне технические указания, стандарты и прогрессивную практику нормативных требований к процедуре экспертизы ЛС. В то же время, несмотря на наличие международного базового стандарта надлежащих практик регистрации ЛС, которым пользуются многие страны, разрешена и адаптация на страновом уровне, при которой заявителям регистрации ЛС и вакцин разрешено создавать собственные стандартные операционные процедуры таких практик в отдельной организации с учетом конкретных условий и требований в стране [24, 26, 27].

Заключение

Целью обеспечения всеобщего охвата услугами здравоохранения и достижения целей устойчивого развития ООН к 2030 г. является выполнение и соблюдение базового положения Устава ВОЗ — права человека на здоровье: равенство доступа всех к качественным медицинским услугам, которые улучшают здоровье человека, без рисков финансового ущерба [3, 5]. Дальнейшее развитие, совершенствование и создание эффективной первичной медико-санитарной помощи является основой достижения всеобщего охвата услугами здравоохранения [15—17]. В то же время создание эффективной первичной медико-санитарной помощи может быть достигнуто при достаточном финансировании всей системы здравоохранения и его эффективном использовании, а также при обеспечении соответственно ее потребностям структурным и кадровым потенциалом, техническим и диагностическим оборудованием, профилактическими технологиями с использованием эффективных и безопасных лекарственных средств, вакцин и изделий медицинского назначения [14, 32].

Современная и прогнозируемая демографическая ситуация, изменения в структуре заболеваемости и смертности, обусловленные пандемическими вспышками вирусных и инфекционных заболеваний, ростом частоты неинфекционных заболеваний, полиморбидности и коморбидности, свидетельствуют о необходимости переориентации, совершенствования и создания мобильной системы здравоохранения. Реализация этих процессов повысит востребованность в эффективных лекарственных средствах [14—22]. В настоящее время происходят локальные, региональные и глобальные изменения, которые должны сопровождаться обновлением и адаптацией стратегических документов по представлению и экспертизе лекарственных средств. Изменения, с которыми сталкиваются регулирующие органы, ответственные за контроль регистрации и использования лекарственных средств и вакцин, следующие: глобализация и расширение зоны свободной торговли и рынка, развитие передовых технологий лечения, улучшение и усложнение продуктов диагностики и контроля в здравоохранении, уточнение профиля продукта, а также его обновление, широкое использование цифровых технологий и прочее [31, 33]. Так, 20 октября 2022 г. в Федеральный закон №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» [33] внесены дополнения в части розничной торговли «Требования к проведению эксперимента по осуществлению розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, отпускаемыми по рецепту на лекарственный препарат, дистанционным способом» [34]. Следует также отметить, что в стратегическом документе «Целевой профиль препарата» важно представлять раздел с описанием данных о чистоте, количестве и видах субстанций, дополнительно входящих в состав лекарственного средства или вакцины, которые также могут влиять на эффективность и безопасность этих препаратов. Известно, что дополнительные субстанции (вспомогательные вещества) играют роль защиты (консервантов) при хранении и транспортировке лекарственного агента (химической формулы/молекулы, биологической субстанции оригинальных препаратов, дженериков или биосимиляров), а также обеспечивают соответствующую форму и объем лекарственного препарата (таблетка, капсула, жидкость и прочее), удобные для его приема. Кроме того, дополнительные субстанции обеспечивают биодоступность лекарственного препарата, участвуют в его доставке к целевым органам и клеткам организма, взаимодействуя с клеточными мембранами, осуществляя трансмембранный перенос и внутриклеточные связи.

В документе «Нормы и стандарты. Надлежащая практика экспертизы: руководящие принципы для национальных и региональных регулирующих органов» отмечено: «Экспертиза медицинской продукции — это та часть сложной междисциплинарной оценки данных о продукте, которая формирует научную основу для принятия нормативных решений о выдаче разрешений на маркетинг и позволяет гарантировать, что продукты, представленные на одобрение регулирующих органов, соответствуют научным и доказательным стандартам безопасности, эффективности и качества» [27, 31]. Последнее обсуждение научных и доказательных стандартов эффективности, безопасности и качества медицинской продукции состоялось 25 апреля — 2 мая 2022 г. в рамках 56-го Совещания комитета экспертов ВОЗ по спецификации фармацевтических препаратов [35]. Основой разработки и осуществления мер по предотвращению изготовления и распространения контрафактных лекарственных средств может стать конвенция MEDICRIME — первый международный правовой документ о борьбе с фальсификацией медицинских продуктов, связанной с угрозой общественному здоровью. Конвенция MEDICRIME предложена Советом Европы, к ней присоединились, подписали или ратифицировали ее многие страны, в том числе Российская Федерация [36].

Участие авторов: концепция и дизайн исследования, сбор и анализ материала, написание текста — Г.Я. Масленникова; редактирование — О.М. Драпкина, Г.Я. Масленникова, Н.П. Кутишенко, Р.Н. Шепель.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

1 Профильные организации: руководящий комитет по гармонизации регулирования Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (Asia-Pacific Economic Cooperation (APEC) Regulatory Harmonization Steering Committee (RHSC)), Центр инноваций в области науки о регулировании (Centre for Innovation in Regulatory Science — CIRS), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (Association of South-East Asian Nations — ASEAN), Международная ассоциация выпускников Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (Food and Drug Administration Alumni Association International — FDAAA), Международный совет по согласованию технических требований к фармацевтическим препаратам для использования человеком (International Council on Harmonization — ICH), Международный форум регуляторов медицинского оборудования (International Medical Device Regulators Forum — IMDRF).

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.