Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Салагай О.О.

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Антонов Н.С.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Сахарова Г.М.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Анализ структуры и динамики потребления табака и никотинсодержащей продукции в Российской Федерации в 2019—2022 гг.

Авторы:

Салагай О.О., Антонов Н.С., Сахарова Г.М.

Подробнее об авторах

Просмотров: 7928

Загрузок: 564


Как цитировать:

Салагай О.О., Антонов Н.С., Сахарова Г.М. Анализ структуры и динамики потребления табака и никотинсодержащей продукции в Российской Федерации в 2019—2022 гг.. Профилактическая медицина. 2022;25(9):15‑23.
Salagay OO, Antonov NS, Sakharova GM. Analysis of the structure and dynamics of consumption of tobacco and nicotine-containing products in the Russian Federation in 2019—2022. Russian Journal of Preventive Medicine. 2022;25(9):15‑23. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20222509115

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ана­лиз фак­то­ров, свя­зан­ных с пот­реб­ле­ни­ем элек­трон­ных си­га­рет на­се­ле­ни­ем в воз­рас­те 18—35 лет. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(3):32-38
Сов­ре­мен­ные проб­ле­мы ту­бер­ку­ле­за лег­ких и са­хар­но­го ди­абе­та на фо­не пот­реб­ле­ния та­ба­ка в ми­ре и Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):97-102
Поис­ко­вые зап­ро­сы в се­ти Ин­тер­нет по те­ма­ти­ке пот­реб­ле­ния та­ба­ка и ни­ко­ти­на: ана­лиз ди­на­ми­ки в 2010—2022 гг.. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):7-11
Рас­простра­нен­ность ку­ре­ния сре­ди сту­ден­тов ме­ди­цин­ско­го ву­за. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):29-35
Ана­лиз фи­зи­чес­кой и це­но­вой дос­туп­нос­ти та­ба­ка и та­бач­ной про­дук­ции в трех субъек­тах Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2023;(4):42-51

Введение

В последнее десятилетие в Российской Федерации наблюдается устойчивое ежегодное снижение потребления табачной продукции [1]. Это явилось результатом последовательной государственной антитабачной политики, значимыми этапами которой стало принятие в 2013 г. основного федерального антитабачного закона и внесение в него изменений в 2015 и 2020 г. [2, 3]. В Федеральном законе от 23 февраля 2013 г. «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (ФЗ №15-ФЗ) предусмотрен комплекс мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака и никотина [4]. В нем заложен принцип непрерывности и последовательности их реализации. В результате эффективного внедрения ФЗ №15-ФЗ распространенность курения табака в Российской Федерации существенно снизилась, составив среди взрослого населения в 2009 г. 39,5%, в 2020 г. 21,5%, в 2021 г. 20,4% [4]. В результате снижения курения табака стала снижаться заболеваемость населения неинфекционными заболеваниями, ассоциированными с табаком. Так, в Российской Федерации в 2013 г. заболеваемость хроническим бронхитом составляла 402,6 на 100 тыс. населения, в 2017 г. — 313,8 на 100 тыс. населения [5]. Выявлено снижение уровня госпитализаций по поводу инфаркта миокарда и стенокардии в Российской Федерации, связанное с внедрением ФЗ №15-ФЗ [6].

Появление в 2011 г. электронных средств доставки никотина, а в 2015 г. электронных средств нагревания табака существенно расширило рынок и круг потребителей табачных и никотинсодержащих изделий [7]. Новые никотинсодержащие изделия являются особенно привлекательными для молодежи за счет разнообразия вкусовых и ароматических добавок [8]. Анализ распространенности потребления данной продукции среди населения различных возрастных групп выявил, что их основными потребителями являются молодые люди в возрасте до 30 лет [7].

Введение в 2020 г. законодательных норм регулирования никотинсодержащей продукции наравне с табачной продукцией является эффективной политикой борьбы с распространением употребления данной продукции. Однако для выработки оптимальных стратегий борьбы необходимо отслеживать масштабы и характер их употребления, оперативно получая ежегодную статистическую информацию. Это позволит быстро оценивать динамику табачной и никотиновой эпидемии, выявлять новые тенденции в потреблении табачной и никотинсодержащей продукции (табак/никотин) и корректировать внедрение антитабачных мер с целью повышения их эффективности. В связи с этим в 2019 г. в Российской Федерации начато проведение Интернет-опросов для анализа динамики структуры потребления табачной и никотинсодержащей продукции и уровня осведомленности населения о мерах, направленных на снижение распространенности потребления табака и никотина.

Цель исследования — изучить тенденции в структуре потребления табачной и никотинсодержащей продукции населением различных возрастных групп, мужчинами и женщинами в Российской Федерации в период 2019—2022 гг.

Материал и методы

Анализ динамики структуры потребления табачной и никотинсодержащей продукции (табак/никотин) осуществлен по результатам онлайн-опросов общественного мнения «Об осведомленности населения о мерах по снижению распространенности потребления табачной продукции», которые проводятся ежегодно в январе-феврале, начиная с 2019 г.

Во всех опросах использован один и тот же опросник, который разработан и валидизирован при подготовке опроса 2019 г. [7]. В связи с введением в 2020 г. новых законодательных норм, устанавливающих одинаковое регулирование никотинсодержащей и табачной продукции, в 2021 г. в опросник добавлены вопросы о никотинсодержащей продукции.

В соответствии с целями исследования опросник содержит 6 разделов: социально-демографический блок; блок вопросов о потреблении табачной и никотинсодержащей продукции; блок вопросов об осведомленности о мерах, направленных на ограничение потребления табачной и никотинсодержащей продукции; блок вопросов об антитабачной рекламе; блок вопросов об ответственности за нарушение антитабачного законодательства; блок вопросов, посвященных обороту табачной и никотинсодержащей продукции. Всего опросник содержит 26 вопросов.

В ходе исследования проведен анализ данных опросов респондентов по следующим показателям:

1) потребление табачной и/или никотинсодержащей продукции в зависимости от пола и возраста;

2) потребление различных видов табачных и никотинсодержащих изделий, а также их комбинаций;

3) причины начала употребления никотинсодержащей продукции;

4) информированность респондентов о законодательных мерах, направленных на ограничение потребления никотинсодержащей продукции.

В данном исследовании проанализированы результаты опроса 2022 г. и проведена оценка динамики показателей по результатам опросов 2019—2022 гг. При анализе динамики структуры потребления в 2019—2022 гг. проведено сравнение долей респондентов, давших одинаковые ответы на вопросы о потреблении табачной и никотинсодержащей продукции, в том числе среди мужчин и женщин, а также в возрастных группах 19—29, 30—39, 40—49 и 50—59 лет. Для оценки трендов и прогноза динамики потребления продукции использовали метод линейной аппроксимации с расчетом критерия достоверности R2. Прогноз, представленный в данном исследовании, сделан для ситуации, при которой сохраняется текущий уровень принятия и внедрения мер, направленных на снижение потребления табака/никотина.

Опросник размещен в социальных сетях, в том числе в ВКонтакте и Одноклассники. В опросе 2019 г. принял участие 3181 респондент, среди которых было 64% мужчин и 36% женщин, в опросе 2020 г. — 1281 (35% мужчин и 65% женщин) и в 2021 г. — 1053 (28% мужчин и 72% женщин), в 2022 г. — 1026 (28% мужчин и 72% женщин) [9]. В связи с тем, что опросы проводились среди пользователей социальных сетей, возрастной и половой состав респондентов отражал общую картину популярности социальных сетей среди пользователей Интернета. В опросе в 2022 г. приняли участие респонденты из 53 регионов Российской Федерации. Респонденты распределились следующим образом в различных возрастных группах: 18 лет и младше — 5,8%, 19—29 лет — 29,6%, 30—39 лет — 25,7%, 40—49 лет — 23,3%, 50—59 лет — 12,1%, 60—69 лет — 3,1%, 70 лет и старше — 0,4%. В связи с малочисленностью группы респондентов в возрасте 70 лет и старше статистические оценки для этой группы не проводились.

Результаты

Потребление табачных и/или никотинсодержащих изделий, 2022 г.

Опрос 2022 г. показал, что уровни потребления табака/никотина различались среди мужчин и женщин, а также среди респондентов различных возрастных групп. Табак/никотин употребляли 54,6% мужчин и 36% женщин. Потребление табака/никотина в различных возрастных группах мужчин и женщин представлено на рис. 1. Уровень употребления табака/никотина среди респондентов-мужчин старше 19 лет практически не изменился в различных возрастных группах и составил от 60 до 67% респондентов. Уровень потребления табака/никотина среди респондентов женского пола существенно зависел от возраста. Доля респондентов женского пола, употребляющих табак/никотин, была наибольшей (48,9%) в возрастной группе 19—29 лет, почти 34% в возрастной группе 30—49 лет и 21,1% в возрастной группе 50—59 лет.

Рис. 1. Распределение респондентов, употребляющих табак/никотин, в зависимости от возраста и пола (2022 г.).

Потребление различных видов табачных и никотинсодержащих изделий, а также их комбинаций, 2022 г.

Опрос 2022 г. выявил различия в употреблении табачных и никотинсодержащих продуктов среди потребителей разного возраста и пола (табл. 1). Среди потребителей всех возрастов (54,8%), а также мужчин (53,3%) и женщин (55,8%) наиболее распространенным является употребление курительного табака. Наибольший уровень его употребления (75,1%) наблюдался среди респондентов в возрасте 40—49 лет, наименьший (43,8%) — среди молодежи 19—29 лет. В 2022 г. 29,8% респондентов сообщили об употреблении электронных средств доставки никотина и 28,6% — средств нагревания табака. Уровень употребления электронных сигарет среди потребителей разных возрастов существенно различался: наибольшим (50,1%) он был в возрастной группе 19—29 лет, затем снижался до 6,3% в возрастной группе 40—49 лет, а в возрастной группе 50—59 лет снова увеличивался до 12,5%. Таким образом, данные свидетельствуют о том, что молодежь до 30 лет является основным потребителем электронных сигарет. С возрастом предпочтения и вкусы меняются, и респонденты в возрасте 40—49 лет переходят к употреблению курительного табака. В возрасте 50—59 лет потребители задумываются над отказом от курения и могут под воздействием рекламы табачных компаний использовать для этого электронные сигареты. Возможно, поэтому уровень употребления электронных сигарет в этой возрастной группе увеличился, а курительного табака — снизился. Тем не менее доля потребителей табака/никотина с возрастом не изменилась, а даже немного увеличилась — с 62,5% в возрасте 19—29 лет до 66,7% в возрасте 40—49 лет (см. рис. 1). Потребление кальяна и электронных средств нагревания табака более распространено среди молодых потребителей (53,2 и 29,8% в возрасте 19—29 лет соответственно), чем среди старших возрастных групп (37,5 и 12,5% в возрасте 50—59 лет соответственно). Употребление курительного табака, кальяна и электронных средств нагревания табака среди мужчин и женщин было на одном уровне, а электронные сигареты мужчины использовали в 2 раза чаще, чем женщины. Употребление бездымного табака отметили только мужчины в возрасте 19—29 лет.

Таблица 1. Распределение потребителей табака по употреблению различных видов табачной и никотинсодержащей продукции в зависимости от возраста и пола (2022 г.)

Изделие

Все респонденты — потребители табака/никотина (%)

Возраст, годы (%)

Пол (%)

19—29

30—39

40—49

50—59

мужчины

женщины

Курительный табак (сигареты, сигары, сигариллы, сигары, трубки, самокрутки)

54,8

43,8

59,1

75,1

50,0

53,3

55,8

Бездымный табак

1,2

3,1

0

0

0

3,3

0

Кальян, в том числе без табака

32

53,2

40,8

6,3

37,5

33,3

31,7

Электронные сигареты, вейпы, содержащие никотин

29,8

50,1

18,0

6,3

12,5

43,3

22,5

Электронные средства нагревания табака (iQOS,glo)

28,6

28,2

36,3

31,3

12,5

30,0

27,9

Опрос показал, что пользователи либо используют только один вид табачной или никотинсодержащей продукции (одиночное употребление), либо употребляют несколько продуктов (комбинированное употребление). В табл. 2 представлено процентное распределение респондентов в зависимости от употребления различных табачных или никотинсодержащих изделий или их комбинации, пола и возраста в 2022 г.

Таблица 2. Распределение потребителей табака по употреблению различных видов табачной и никотинсодержащей продукции или их комбинаций в зависимости от пола и возраста (2022 г.)

Изделие

Все респонденты (%)

Возраст, годы (%)

Пол (%)

19—29

30—39

40—49

50—59

мужчины

женщины

Только курительный табак (сигареты, сигары, сигариллы, сигары, трубки, самокрутки)

35,7

18,8

36,4

62,5

37,5

30,0

38,9

Только бездымный табак

0

0

0

0

0

0

0

Только кальян, в том числе без табака

10,7

12,5

13,6

0

25,0

6,7

13,0

Только электронные сигареты, вейпы, содержащие никотин

7,1

9,4

13,6

0

12,5

10,0

5,6

Только электронные средства нагревания табака (iQOS,glo)

11,9

6,3

4,5

24,9

12,5

6,7

14,8

Различные комбинации

34,6

53,0

31,9

12,6

12,5

46,6

27,7

Как видно из табл. 2, 35,7% респондентов с одиночным употреблением табака/никотина использовали курительный табак, 10,7% — кальяны, 11,9% — электронные средства нагревания табака и 7,1% — электронные сигареты, вейпы, содержащие никотин. Одиночного употребления бездымных форм табака не было. С возрастом доля респондентов, употребляющих только курительный табак, увеличивалась (18,8% в возрасте 19—29 лет, 62,5% в возрасте 40—49 лет). Доля мужчин, потребляющих только курительный табак, немного ниже, чем доля женщин (30,0 и 38,9% соответственно). Среди женщин одиночное употребление кальяна наблюдалось в 2 раза чаще, чем среди мужчин. Уровень одиночного употребления электронных сигарет с возрастом практически не менялся. Мужчины в 2 раза чаще употребляли только электронные сигареты по сравнению с женщинами. Употребление только электронных средств нагревания табака с возрастом увеличивалось. Возможно, респонденты в возрасте старше 50 лет, использовавшие электронные средства нагревания табака для отказа от курения табака, в дальнейшем переходили на их постоянное использование вместо курительного табака. Это подтверждается тем, что доля потребителей табака/никотина в возрасте 50—59 лет не изменилась по сравнению с возрастной группой 40—49 лет, т.е. снижения распространенности потребления табака/никотина среди респондентов не наблюдалось. Респонденты в возрасте 19—29 лет в 2 раза чаще употребляли электронные сигареты, вейпы, чем электронные средства нагревания табака.

Каждый 3-й (34,6%) из респондентов, потребляющих табак/никотин, в 2022 г. использовал комбинацию из нескольких табачных и никотинсодержащих продуктов. Такое курительное поведение наиболее характерно для молодежи, и его доля с возрастом существенно снижалась (53% в возрасте 19—29, 12,5% в возрасте 50—59 лет). Мужчины предпочитали комбинированное употребление продукции в 1,7 раза чаще, чем женщины (46,6 и 27,7% соответственно). Для формирования эффективных профилактических программ важным является анализ наиболее популярных комбинаций продукции для мужчин и женщин, а также разных возрастных групп. В табл. 3 приведены наиболее популярные комбинации в зависимости от пола и возраста респондентов. Потребители табака/никотина использовали, как правило, комбинации из двух продуктов, одним из которых являлся курительный табак или кальян, а вторым — электронные сигареты, вейпы или электронные средства нагревания табака. Только респонденты в возрасте 19—29 лет отмечали, что они употребляли 3 различных вида и более табачной и никотинсодержащей продукции.

Таблица 3. Популярные комбинации различных видов табачной и никотинсодержащей продукции в зависимости от пола и возраста (2022 г.)

Группа респондентов

Комбинация табачной и никотинсодержащей продукции

Женщины

Кальян, в том числе без табака + электронные сигареты, вейпы, содержащие никотин

Курительный табак (сигареты, сигары, сигариллы, трубки, самокрутки) + кальян, в том числе без табака

Мужчины

Курительный табак (сигареты, сигары, сигариллы, трубки, самокрутки) + электронные средства нагревания табака

Кальян, в том числе без табака + электронные сигареты, вейпы, содержащие никотин

19—29 лет

Кальян, в том числе без табака + электронные сигареты, вейпы, содержащие никотин

Курительный табак (сигареты, сигары, сигариллы, трубки, самокрутки) + кальян, в том числе без табака + электронные сигареты, вейпы, содержащие никотин

30—39 лет

Курительный табак (сигареты, сигары, сигариллы, трубки, самокрутки) + электронные средства нагревания табака

40—49 лет

Курительный табак (сигареты, сигары, сигариллы, трубки, самокрутки) + электронные средства нагревания табака или электронные сигареты, вейпы, содержащие никотин

Динамика потребления различных видов табачных и никотинсодержащих изделий в 2019—2022 гг.

Динамика употребления респондентами различных видов табачной и никотинсодержащей продукции в 2019—2022 гг. представлена в табл. 4.

Таблица 4. Распределение респондентов, потребляющих табак/никотин, в зависимости от употребления различных видов табачной и никотинсодержащей продукции (2021—2022 гг.)

Вид табачной и никотинсодержащей продукции

Год

2019

2020

2021

2022

Курительный табак (сигареты, сигары, сигариллы, трубки, самокрутки), %

72,7

57,6

71,3

54,8

Жевательный (ротовой) табак (снюс, насвай), %

1,5

4,63

1,1

0

Нюхательный табак, %

1,3

1,2

1,1

1,2

Кальян, в том числе без табака, %

9,4

33,8

21,3

32

Электронные сигареты, вейпы, содержащие никотин, %

7,7

14,4

10,4

29,8

Электронные средства нагревания табака (iQOS, glo), %

7,4

19,8

17

28,6

В 2019—2022 гг. появилась тенденция к снижению уровня употребления курительного табака. Самым распространенным продуктом, употребляемым в 2019—2022 гг., был курительный табак, включая сигареты, сигары, сигариллы, трубки и самокрутки. Ежегодно от 50 до 75% респондентов, употребляющих табак/никотин, указывали, что они использовали курительный табак.

Употребление бездымного табака в Российской Федерации традиционно низкое. В период наблюдения доля его потребителей колебалась от 1 до 4%. В 2022 г. потребление жевательного табака составило 0%, а нюхательного — 1,2%. Возросшая в 2020 г. доля потребителей кальяна остается в 2020—2022 г. на уровне около 30%. Доля потребителей кальяна в 2022 г. по сравнению с 2019 г. увеличилась в 2,5 раза. Таким образом, в период 2019—2022 гг. выявилась тенденция к росту потребления кальяна.

В 2022 г. существенно выросли доли потребителей электронных средств нагревания табака и электронных сигарет (28,6 и 29,8% соответственно). Доля потребителей электронных сигарет и электронных средств нагревания табака в 2022 г. по сравнению с 2019 г. увеличилась в 3 раза. Таким образом, потребление электронных средств нагревания табака и электронных сигарет, вейпов, содержащих никотин, в 2019—2022 гг. имеет тенденцию к увеличению. Рассчитаны тренды потребления курительного табака, электронных сигарет и вейпов, электронных средств нагревания табака, кальяна, которые представлены на рис. 2.

Рис. 2. Тренды потребления курительного табака, электронных сигарет и вейпов, электронных средств нагревания табака, кальяна (2019—2022 гг.).

Тренд снижения потребления курительного табака имел умеренную статистическую значимость (достоверность аппроксимации R2=0,3143) так же, как и тренд возрастания потребления кальяна (R2=0,419), и, возможно, они сохранятся в будущем. Тренд увеличения потребления электронных средств нагревания табака имел высокую статистическую значимость (достоверность аппроксимации R2=0,8078), что, вероятно, сохранится в дальнейшем. Тренд потребления электронных сигарет также был статистически значимым (достоверность апроксимации R2=0,6634) и также, возможно, сохранится в дальнейшем.

Таким образом, в период 2019—2022 гг. наблюдается снижение потребления курительного табака, включая сигареты, сигары, сигариллы, трубки и самокрутки, тем не менее он остается наиболее распространенным употребляемым продуктом. Потребляют жевательный и нюхательный табак около 1% респондентов. Сохраняется тенденция к увеличению потребления кальяна, в том числе без табака, электронных средств нагревания табака и электронных сигарет, вейпов, содержащих никотин.

Интерес представляет анализ динамики одиночного и комплексного употребления табачной и никотинсодержащей продукции, которая для периода 2021—2022 гг. представлена на рис. 3. Доля потребителей табака/никотина, употребляющих только курительный табак, в 2022 г. снизилась. Почти в 2 раза увеличилось одиночное употребление электронных сигарет и в 3 раза возросла доля потребителей, комбинирующих различные виды табачной и никотинсодержащей продукции. Комбинированное употребление возросло во всех возрастных группах респондентов, но наибольший рост выявлен среди молодежи в возрасте 19—29 лет (27,3% в 2021 г., 53% в 2022 г.) и 30—39 лет (11,5% в 2021 г. и 31,9% в 2022 г.). Таким образом, наличие на рынке большого разнообразия табачных и никотинсодержащих продуктов приводит к росту их комплексного употребления.

Рис. 3. Динамика доли респондентов, потребляющих табак/никотин, в зависимости от вида потребляемой табачной и никотинсодержащей продукции и их комбинаций (2021—2022 гг.).

Причины начала употребления никотинсодержащей продукции по данным 2022 г.

Основной тенденцией в структуре потребления табачной и никотинсодержащей продукции, выявленной в 2022 г., стало существенное увеличение доли потребителей электронных сигарет и электронных средств нагревания табака. Анализ причин, которые побудили респондентов начать употреблять эти продукты, представлен в табл. 5.

Таблица 5. Распределение респондентов, употребляющих электронные сигареты, в зависимости от причины начала их употребления (2022 г.)

Причина начала употребления электронных сигарет, вейпов, электронных средств нагревания табака

Доля респондентов, %

Возможность употреблять электронные сигареты (в том числе iQOS, glo) везде, где употребление обычной табачной продукции запрещено

27,8

Затрудняюсь ответить

24,1

Желание отказаться от обычной табачной продукции

22,2

Утверждение, что электронные сигареты менее вредны, чем обычная табачная продукция

20,4

Другое

14,8

Дизайн электронных сигарет

9,3

Курят друзья, знакомые

9,3

Реклама электронных сигарет

5,6

Модно и является элементом современного стиля

3,7

Известные люди тоже употребляют электронные сигареты, включая вейпы, iQOS и glo

3,7

Так, 27,8% респондентов отметили возможность употреблять электронные сигареты везде, где употребление обычной табачной продукции запрещено. Большое влияние на начало употребления электронных сигарет оказало широко распространяемое производителями этой продукции утверждение, что они менее вредны, чем табачная продукция (20,4%), и что их можно использовать как средство для отказа от табака (22,2%). Среди других причин наиболее часто респонденты указывали приятный вкус и отсутствие мусора в процессе употребления, в отличие от обычных сигарет. Мода и употребление электронных сигарет известными людьми явились редкими причинами начала употребления электронных сигарет. Около 25% респондентов ответили, что они не могут определить причину начала употребления электронных сигарет. Видимо, на их выбор оказало комплексное воздействие перечисленных причин.

Динамика информированности респондентов о законодательных мерах, направленных на ограничение потребления никотинсодержащей продукции, в 2021—2022 гг.

В 2020 г. внесены изменения в Федеральный закон №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», которые ввели полный запрет на употребление электронных средств доставки никотина и электронных средств нагревания табака во всех общественных местах, где также запрещено курение табака. Несмотря на это, самой распространенной причиной начала употребления этих изделий респондентами названа возможность их употреблять в общественных местах, в которых курение запрещено. Опросы 2021 и 2022 гг. выявили достаточно низкий уровень осведомленности респондентов о данной законодательной норме (табл. 6). В 2022 г. около 60% всех респондентов знали о запрете употребления электронных сигарет в медицинских и образовательных учреждениях, городском транспорте и менее 50% — о запрете в других общественных местах. Среди потребителей табака/никотина осведомленность была ниже, чем среди всех респондентов.

Таблица 6. Осведомленность респондентов об общественных местах, в которых употребление электронных средств доставки никотина и средств нагревания табака запрещено (2021—2022 гг.)

Общественные места

2021 г.

2022 г.

все респонденты (%)

респонденты, употребляющие табак/никотин (%)

все респонденты,%

респонденты, употребляющие табак/никотин (%)

Места общественного питания (рестораны, бары, кафе, ночные клубы и др.)

45,3

38,3

50,5

50,0

Детские площадки

53,6

55,3

53,4

50,0

Медицинские учреждения

55,6

54,3

58,7

51,2

Подъезды многоквартирных домов

39,6

42,6

43,2

34,5

Образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты и др.)

57,3

56,4

61,7

56,0

Стадионы и спортивные площадки

37,3

37,2

40,8

42,9

Городской общественный транспорт

51,9

48,3

60,7

54,8

Поезда дальнего следования

43,9

45,7

48,1

46,4

Везде разрешено

9,4

11,7

10,7

16,7

Затрудняюсь ответить

25,9

25,5

19,9

17,9

По сравнению с 2021 г., в 2022 г. уровень осведомленности потребителей табака/никотина практически не увеличился, кроме знаний о запрете в местах общественного питания (38,3% в 2021 г., 50,0% в 2022 г.), в городском общественном транспорте (48,3% в 2021 г., 54,8% в 2022 г.) и на стадионах и спортивных площадках (37,2% в 2021 г., 42,9% в 2022 г.). Возможно, что в перечисленных общественных местах осуществляется более строгий контроль за соблюдением запретов. Например, в 2022 г. уровень знаний потребителей табака/никотина о запрете употребления электронных сигарет в подъездах многоквартирных домов, в которых контроль за соблюдением запрета практически отсутствует, снизился (42,6% в 2021 г., 34,5% в 2022 г.). Кроме того, в 2022 г. в 1,5 раза выросла доля потребителей табака/никотина, которые считали, что употребление электронных сигарет разрешено везде (11,7% в 2021 г/, 16,7% в 2022 г.). Таким образом, в течение 2 лет после введения в силу эффективных мер, направленных на снижение потребления никотинсодержащей продукции, выявлялась низкая осведомленность респондентов об общественных местах, в которых ее употребление запрещено. Возможно, для некоторых потребителей это могло стать причиной перехода к использованию электронных сигарет.

Обсуждение

В течение периода наблюдения 2019—2022 гг. выявлен стабильный тренд уменьшения потребления курительного табака с замедлением темпа его снижения в 2020—2022 гг. Полученные данные согласуются с результатами «Выборочного наблюдения состояния здоровья населения», которое проводил Росстат в 2019—2021 гг. [10]. По данным Росстата, распространенность потребления курительного табака среди взрослого населения Российской Федерации в 2019 г. составляла 24,2%, в 2020 г. — 21,5%, в 2021 г. — 20,4%. Такие изменения в 2020—2021 гг. на фоне роста в 2022 г. доли потребителей никотинсодержащей продукции могут привести к смене тренда распространенности употребления табачной и никотинсодержащей продукции со стабильного снижения в 2019—2022 гг. в сторону увеличения. Рост произошел за счет увеличения в 1,5—2 раза использования среди потребителей табака/никотина электронных сигарет, вейпов, содержащих никотин, а также электронных средств нагревания табака. Особенно существенное (в 2—3 раза) увеличение происходит среди респондентов молодого (до 30 лет) возраста. Возможно, это связано с активным продвижением товара на рынке со стороны компаний, производящих и реализующих электронные средства доставки никотина и нагревания табака. Так, по данным 2ГИС и «Яндекс.Бизнес», в 2019—2021 гг. в России количество торговых точек по продаже электронных сигарет, в том числе одноразовых вейпов, выросло в 2 раза [11]. В 2019 г. в России было 2,6 тыс. таких магазинов, в 2020 г. — 3,1 тыс. и в 2021 г. — 5,2 тыс. Тем не менее самым распространенным употребляемым продуктом в течение всего исследуемого периода 2019—2022 г. оставался курительный табак, включая сигареты, сигары, сигариллы, трубки. На постоянном уровне в последние 3 года оставалось употребление кальяна.

Основной причиной начала употребления электронных сигарет респонденты назвали возможность их использовать в общественных местах, в которых курение традиционного табака запрещено с 2014 г. Несмотря на то что в конце 2020 г. введен запрет на использование электронных средств доставки никотина и электронных средств нагревания табака во всех общественных местах, в которых запрещено курение табака, опросы, проведенные в 2021 г. и 2022 г., выявили низкий уровень осведомленности респондентов об этом запрете. Только каждый 2-й из респондентов, употребляющих табак/никотин, знал об этой законодательной норме в 2021 г. В 2022 г. осведомленность практически не увеличилась, что, видимо, привело к ошибочному представлению потребителей табака о возможности использовать электронные сигареты для преодоления запрета курения табака. Вероятно, низкая осведомленность респондентов связана с недостаточным уровнем информирования населения о новых законодательных мерах, а также с открытой продажей электронных сигарет и их рекламированием. Второй по распространенности причиной начала употребления электронных сигарет потребители назвали желание отказаться от традиционного табака, а также утверждение, что электронные сигареты менее вредны, чем табак. Возможно, это связано с возросшим в последние 2 года рекламированием электронных сигарет со стороны их производителей и распространителей как менее вредной альтернативы курительного табака на фоне недостаточного информирования населения о вреде их употребления и доступной медицинской помощи с целью отказа от употребления табака.

Новой тенденцией в 2022 г. стал троекратный рост комбинированного употребления различных видов табачной и никотинсодержащей продукции. Наиболее популярными среди как мужчин, так и женщин были комбинации электронных сигарет или электронных средств нагревания табака с курительным табаком или кальяном. Среди респондентов младше 29 лет наиболее популярна комбинация курительного табака, кальяна и электронных сигарет. Возможно, это явилось результатом многообразия табачной и никотинсодержащей продукции, представленной на рынке, желания попробовать их различные виды. Кроме того, электронные сигареты все еще широко рекламируются, а кальянные заведения остаются достаточно распространенными. По данным сервиса 2ГИС, в 2018—2020 гг. количество кальянных в городах-миллионниках России выросло на 130%, до 2,5 тыс. точек. Самая заметная динамика наблюдалась в Москве, где количество кальянных увеличилось в 2 раза, достигнув 853 к началу 2020 г. [12]. Респонденты старше 40 лет употребляли в основном комбинацию курительного табака с электронными средствами нагревания табака. Видимо, это стало результатом попыток прекратить употреблять табак с помощью электронных средств нагревания табака, которые осуществлялись под действием рекламы табачных компаний. В результате из-за неэффективности электронных сигарет как средства для полного отказа от табака потребители переходили на использование комбинации этих продуктов.

Заключение

В течение 2019—2022 гг. наблюдается стойкий тренд снижения употребления курительного табака, включая сигареты, сигары, сигариллы, трубки и самокрутки. Однако в 2021—2022 г. увеличилось употребление электронных сигарет, вейпов, содержащих никотин, а также электронных средств нагревания табака. Основной негативной тенденцией в 2022 г. стал резкий рост комбинированного употребления табачной и никотинсодержащей продукции, особенно среди молодежи. Наиболее популярной комбинацией у молодежи является употребление курительного табака, электронных сигарет, вейпов и кальяна.

Исследование выявило низкую информированность респондентов о действующих законодательных мерах, направленных на снижение потребления никотинсодержащей продукции. Это ведет к неверным представлениям о безопасности данной продукции и может способствовать росту ее потребления.

Таким образом, ежегодное проведение онлайн-опросов общественного мнения является эффективным инструментом для оценки существующих и выявления новых тенденций в потреблении табачной и никотинсодержащей продукции. Основные выводы мониторинга в 2019—2022 гг. связаны с необходимостью дальнейшего усиления мер по ограничению продажи и рекламирования этой продукции, повышению эффективности информирования населения о вреде для здоровья и законодательных нормах регулирования табачной и никотинсодержащей продукции, а также контроля за исполнением принятых законодательных мер.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — О.О. Салагай, Н.С. Антонов, Г.М. Сахарова; обработка материала, написание текста — О.О. Салагай, Н.С. Антонов, Г.М. Сахарова; редактирование — О.О. Салагай.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.