Введение
В России в рамках системы здравоохранения отсутствует единая методология оценки знаний руководителей в области управления персоналом. При этом нередко эти знания отсутствуют, так как многие российские руководители не получали соответствующего дополнительного образования, их опыт ограничен реальной практикой и не имеет теоретической базы. Отчасти такое положение вещей связано с уверенностью специалистов сферы здравоохранения в специфичности управления медицинскими организациями и персоналом в них. И хотя, безусловно, подобная специфика присутствует, определяя бо́льшую ценность и актуальность отдельных компетенций в сравнении с другими сферами, на наш взгляд, было бы некорректно категорически разделять управление персоналом в здравоохранении и управление в иных организациях. При этом назначение специалистов на руководящую должность сопровождается кардинальной сменой деятельности и предполагает наличие принципиально иных компетенций, нежели те, которые ценятся у клинических врачей. Эти факты в совокупности с иными проблемами были и остаются препятствием, определяющим ограниченное увеличение эффективности работы как отдельных медицинских организаций, так и всей системы здравоохранения.
Другая сторона проблемы заключается в том, что существующие инструменты оценки руководителей, которые применяются сравнительно часто, основываются на оценке конечного результата управления (например, финансовые или целевые показатели клиники, ключевые показатели эффективности (KPI) и т.д.) или субъективных суждениях сотрудников, пациентов и самих руководителей о качестве их работы. Метод оценки компетенций, который предлагает ACHE (Американский колледж руководителей здравоохранения) основан на самооценке [1]. Инструментов оценки знаний в вопросах управления персоналом и в России, и на международном уровне как таковых нет, поскольку чаще всего они включены в финальный экзамен по специальности «менеджмент» и предполагается, что человек, занимающий руководящую должность, уже прошел все необходимые для подтверждения своей квалифицированности тесты. Это означает, что знание теоретической базы определяется на уровне обучения, которое в реалиях российского здравоохранения проходят не все руководители. Существует большое количество различных тестов знаний в области управления персоналом, которые разрабатываются и применяются частными компаниями [2]. При этом, во-первых, такие тесты не всегда охватывают весь необходимый спектр знаний, сосредоточиваясь на процессах подбора и обучения персонала. Во-вторых, подобные тесты, применяемые в сфере здравоохранения, нами не найдены вовсе. Даже в случае существования подобных методик в здравоохранении тот факт, что найти их затруднительно, говорит о незаслуженно малом внимании к столь важному вопросу.
При этом важно, что управление персоналом, как и любая другая сфера менеджмента, со временем претерпевает изменения — некоторые методики признаются устаревшими, вводятся новые. Управленцев поощряют к самообучению, но инструментов контроля этого процесса нет, соответственно, оценить актуальность знаний даже прошедших обучение руководителей не представляется возможным. При этом существующие методы оценки компетенций руководителей разнородны, потому сравнение результатов даже в пределах одной страны затруднительно.
Управление персоналом является ключевой задачей руководителя в здравоохранении, так как главный ресурс медицины — это люди. До 70% расходов в секторе здравоохранения приходится на оплату труда специалистов [3, 4]. Подход к решению этой задачи постоянно меняется с внедрением новых передовых методик, совершенствованием существующих, пересмотром правил, стандартов и подходов. В управлении персоналом медицинских организаций существует большое количество современных трендов, некоторые из них заслуживают особого внимания [5]. Однако при всей динамичности и изменчивости ряд факторов, которые влияют на эффективность руководителя и организации, остаются неизменными. Соответственно, имеет смысл говорить о некой базовой грамотности руководителей в вопросе управления персоналом.
К сожалению, необходимо констатировать, что грамотности в управлении персоналом уделяется незаслуженно мало внимания в отличие от финансовой, юридической или цифровой грамотности.
Исходя из сказанного выше, можно заключить, что проблема оценки знаний в области управления персоналом руководителей в здравоохранении остается актуальной. Особенно это очевидно в контексте работы с кадровым потенциалом сотрудников, работы с кадровым резервом, обучения и повышения квалификации руководителей, роста эффективности управления медицинскими организациями.
Очевидно, что ценность имеет не только понимание руководителями теоретических аспектов управления персоналом, но и способность применить знания на практике, поэтому грамотность не должна рассматриваться в отрыве от реальной деятельности. Следует отметить, что лишь немногие руководители медицинских организаций прошли дополнительное обучение, у подавляющего большинства знания в сфере управления персоналом фрагментарны при отсутствующем целостном понимании указанных выше процессов и их взаимосвязи.
Цель исследования — протестировать руководителей на предмет грамотности в управлении персоналом и провести сравнительный анализ успеваемости руководителей в зависимости от различных характеристик (пол, возраст, трудовой стаж и т.п.).
Материал и методы
Характеристика выборки (испытуемые). Всего опрошены 186 добровольцев, среди которых 47 мужчин и 139 женщин, являющихся сотрудниками медицинских организаций. Выборка отражает распределение сотрудников медицинских организаций России по половому признаку. Согласно статистике, доля женщин-врачей в медицинских организациях составляет более 70%, доля женщин — средних медицинских работников — 95% [6].
Среди опрошенных 137 человек с высшим образованием и 49 человек со средним образованием. Большинство участников опроса имели отношение к управлению медицинской организацией.
Процедура тестирования. Тестирование проводилось в онлайн-формате, добровольцы отвечали на вопросы, выбирая определенный вариант ответа. Время заполнения теста было ограничено 30 минутами, для того чтобы проверить уровень остаточных знаний, непосредственно имеющихся у опрашиваемых, и исключить использование ими внешних источников информации.
Описание теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом» (ГРУП-теста). Тест разработан для оценки грамотности руководителей в вопросах управления персоналом, авторы С.В. Умнов, Е.А. Берсенева, Д.А. Подольский.
Тест позволяет выявить зоны развития руководителя и определить приоритетные темы для обучения в сферах управления персоналом. Результаты тестирования могут быть использованы при составлении индивидуальных планов развития руководителей или кандидатов на руководящие должности в организации.
Тест включает 79 вопросов, сгруппированных по следующим темам в сфере управления персоналом:
— система управления персоналом;
— обеспечение персоналом;
— оптимизация условий труда;
— развитие кадрового потенциала;
— управление внутренней средой;
— оценка деятельности сотрудников.
Темы для группировки соответствуют структуре описания, а также отражают содержание рекомендаций по контролю качества и безопасности медицинской деятельности, представленных в монографии [7] и рекомендациях Росздравнадзора по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности [8].
Обработка результатов. Результаты тестирования сведены в общую т аблицу, далее вычислены доли (%) правильных ответов по всему тесту в целом и по каждой теме отдельно, а также в зависимости от пола, возраста, уровня образования, наличия повышения квалификации в области управления персоналом, продолжительности общего трудового стажа и стажа управленческой работы. Для выявления статистически значимых различий между группами использовали критерий Стьюдента (t) для двух независимых выборок и критерий Краскела—Уоллиса (H) для нескольких независимых выборок. Статистически значимыми считали различия, уровень значимости которых не превышал 0,05.
Результаты
На основе результатов тестирования всех опрошенных вычисляли доли (%) правильных ответов в целом по всему ГРУП-тесту и отдельно по каждой теме в сфере управления персоналом.
Первоначально показано, что доля правильных ответов по ГРУП-тесту по всей выборке в среднем не превышает 32%. Средний уровень знаний для всех опрошенных по разным темам варьирует от 25% до 43% (рисунок). Это указывает на то, что в целом грамотность руководителей медицинских организаций в вопросах управления персоналом не превышает 50%.
Доля правильных ответов, усредненная по всем опрошенным, в целом по тесту «Грамотность руководителей в управлении персоналом» и отдельно по каждой теме.
В данном исследовании приняли участие женщины и мужчины, при этом женщин было в 3 раза больше. С целью выявления грамотности руководителей в зависимости от пола всех участников тестирования разделили на две группы: группу мужчин (47 человек) и группу женщин (139 человек), а затем сравнили долю правильных ответов по ГРУП-тесту в этих группах (табл. 1). Из табл. 1 видно, что женщинам по всем направлениям в управлении персоналом принадлежит бóльшая доля правильных ответов по сравнению с мужчинами. Статистически значимые различия обнаружены по всему тесту в целом и по следующим темам: «обеспечение персоналом», «формирование и развитие кадрового потенциала», «управление внутренней средой и социальной политикой медицинской организации».
Таблица 1. Доли правильных ответов в группах мужчин и женщин по шкалам теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом», %
Шкала теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом» | Группа | Показатель значимости различий | |||
мужчины (n=47) | женщины (n=139) | ||||
M±m | t | p | |||
1 | Система управления персоналом | 22,2±4 | 25,5±2 | –1,43 | 0,154 |
2 | Обеспечение персоналом | 27,1±4 | 32,2±2 | –2,09 | 0,038* |
3 | Обеспечение и оптимизация условий труда | 39,1±7 | 44,8±3 | –1,55 | 0,123 |
4 | Формирование и развитие кадрового потенциала | 26,1±4 | 31,8±3 | –2,23 | 0,027* |
5 | Управление внутренней средой и социальной политикой медицинской организации | 30,6±5 | 37,7±3 | –2,27 | 0,025* |
6 | Оценка деятельности сотрудников | 29,5±5 | 33,1±3 | –1,21 | 0,226 |
7 | Общая оценка грамотности руководителей в вопросах управления персоналом | 28,3±4 | 33,2±2 | –2,49 | 0,014* |
Примечание. В табл. 1—6: данные представлены в виде средней величины и стандартной ошибки средней (М±m); * — значения с уровнем значимости p<0,05; t — значения критерия Стьюдента; p — уровень его значимости; n — количество человек в группах.
Для выявления возрастных особенностей результатов прохождения ГРУП-теста всю выборку (186 человек) разделили на восемь возрастных групп. Разделение на группы основано на трех принципах. Первый принцип заключается в представлении о том, что до 30 лет сотрудники медицинской организации, как правило, не занимают управленческие должности. Второй принцип учитывает общепринятую возрастную периодизацию, связанную с выделением пятилетних периодов, являющихся минимальными временными промежутками, в которых возможны динамические изменения профессиональных компетенций. Третий принцип опирается на статистический критерий, учитывающий количество человек в каждой возрастной группе, которое не должно быть менее 10.
Таким образом, в 1-ю группу вошли опрошенные в возрасте до 30 лет (12 человек), 2-я группа сформирована из участников в возрасте 31—35 лет (30 человек), 3-я группа — из участников в возрасте 36—40 лет (27 человек), 4-я группа — из участников в возрасте 41—45 лет (33 человека), 5-я группа — из участников в возрасте 46—50 лет (27 человек), 6-я группа — из участников в возрасте 51—55 лет (26 человек), 7-я группа — из участников в возрасте 56—60 лет (18 человек), 8-я группа — из участников в возрасте старше 61 года (13 человек).
При сравнении возрастных групп значимых различий между ними не было ни по тесту в целом, ни по отдельным темам в сфере управления персоналом (табл. 2). В табл. 2 представлены доли правильных ответов, данных участниками разных возрастных групп. В целом по всем вопросам теста наибольшая доля правильных ответов обнаружена в 4-й группе (41—45 лет). По разным темам набольшее количество правильных ответов выявлено в разных возрастных группах.
Таблица 2. Доли правильных ответов в разных возрастных группах по шкалам теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом», %
Шкала теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом» | Группа | Показатель значимости различий | |||||||||
до 30 лет (n=12) | 31—35 лет (n=30) | 36—40 лет (n=27) | 41—45 лет (n=33) | 46—50 лет (n=27) | 51—55 лет (n=26) | 56—60 лет (n=18) | более 61 года (n=13) | ||||
M±m | H | p | |||||||||
1 | Система управления персоналом | 30,6±9 | 23,1±6 | 23,5±6 | 24,7±3 | 27,2±6 | 23,4±5 | 23,2±6 | 24,3±8 | 3,49 | 0,836 |
2 | Обеспечение персоналом | 32,1±9 | 30,2±5 | 30,4±7 | 32,1±5 | 32,0±5 | 30,6±5 | 30,0±6 | 28,8±9 | 1,52 | 0,982 |
3 | Обеспечение и оптимизация условий труда | 35,4±13 | 47,1±9 | 40,3±9 | 45,1±6 | 45,4±9 | 42,3±9 | 42,8±10 | 42,7±10 | 2,85 | 0,899 |
4 | Формирование и развитие кадрового потенциала | 28,3±8 | 30,4±5 | 30,4±6 | 31,9±5 | 31,1±6 | 31,0±6 | 27,0±8 | 30,6±8 | 1,7 | 0,974 |
5 | Управление внутренней средой и социальной политикой медицинской организации | 32,5±10 | 32,7±6 | 37,0±7 | 38,8±6 | 33,0±7 | 36,2±5 | 37,9±10 | 40,0±13 | 3,17 | 0,869 |
6 | Оценка деятельности сотрудников | 28,6±10 | 33,3±7 | 36,5±6 | 30,7±5 | 32,0±6 | 31,3±7 | 28,2±10 | 35,7±10 | 4,1 | 0,769 |
7 | Общая оценка грамотности руководителей | 30,9±7 | 31,7±5 | 32,3±5 | 32,9±3 | 32,6±4 | 31,6±4 | 30,4±6 | 32,5±8 | 1,36 | 0,987 |
Примечание. H — значения критерия Краскела—Уоллиса.
По теме «система управления персоналом» бóльшая доля правильных ответов отмечена в 1-й группе (до 30 лет). Участники 1-й (до 30 лет) и 4-й (41—45 лет) групп набрали равное наибольшее количество баллов по теме «обеспечение персоналом». Участники 2-й группы (31—35 лет) лучше всех ориентируются в вопросах обеспечения и оптимизации условий труда. По вопросам формирования и развития кадрового потенциала бóльшую успеваемость показали участники 4-й группы (41—45 лет). В вопросах управления внутренней средой и социальной политикой медицинской организации лучше всего разбираются участники 8-й группы (старше 61 года). По теме «оценка деятельности сотрудников» наибольшая доля правильных ответов была у участников 3-й группы (36—40 лет).
Для проверки предположения о возможном влиянии уровня образования на грамотность в вопросах управления персоналом всех опрошенных разделили на две группы. В одну группу вошли профессионалы с высшим образованием (137 человек), другую группу составили медицинские работники со средним образованием (49 человек). Данные по группам с разным уровнем образования представлены в табл. 3. При сравнительном анализе не выявлены значимые различия между этими группами. Однако сравнение долей правильных ответов позволило говорить о том, что по всему тесту в целом и почти по всем темам (кроме одной) медицинские работники со средним образованием набрали больше баллов. И только по теме «система управления персоналом» лучше отвечали профессионалы с высшим образованием.
Таблица 3. Доли правильных ответов в группах с высшим и средним образованием по шкалам теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом», %
Шкала теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом» | Группа | Показатель значимости различий | |||
высшее образование (n=137) | среднее образование (n=49) | ||||
M±m | t | p | |||
1 | Система управления персоналом | 24,9±2 | 24,0±3 | 0,391 | 0,696 |
2 | Обеспечение персоналом | 30,7±2 | 31,3±4 | –0,249 | 0,804 |
3 | Обеспечение и оптимизация условий труда | 43,2±4 | 43,9±6 | –0,198 | 0,843 |
4 | Формирование и развитие кадрового потенциала | 29,8±3 | 32,0±4 | –0,833 | 0,406 |
5 | Управление внутренней средой и социальной политикой медицинской организации | 35,3±3 | 37,6±5 | –0,714 | 0,476 |
6 | Оценка деятельности сотрудников | 31,5±3 | 34,1±4 | –0,892 | 0,374 |
7 | Общая оценка грамотности руководителей в вопросах управления персоналом | 31,6±2 | 32,9±3 | –0,620 | 0,536 |
Все опрошенные также разделены на работников, имеющих дополнительное образование в сфере управления персоналом (95 человек), и работников без дополнительного образования (91 человек). На основе критерия Стьюдента (t) и уровня его значимости не выявлены статистически значимые различия между группами с дополнительным образованием и без него (табл. 4). Однако сравнение долей правильных ответов позволило выявить различия между этими группами. Группа респондентов, имеющих дополнительное образование в сфере управления персоналом, лучше справилась с ГРУП-тестом в целом и по всем темам, кроме одной. Только по теме «обеспечение персоналом» лучшие результаты показала группа без дополнительного образования в сфере управления персоналом.
Таблица 4. Доли правильных ответов в группах имеющих дополнительное образование в сфере управления персоналом и не имеющих такового по шкалам теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом», %
Шкала теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом» | Группа | Показатель значимости различий | |||
есть дополнительное образование (n=95) | нет дополнительного образования (n=91) | ||||
M±m | t | p | |||
1 | Система управления персоналом | 26,1±3 | 23,1±3 | 1,521 | 0,130 |
2 | Обеспечение персоналом | 30,7±3 | 31,1±3 | –0,196 | 0,845 |
3 | Обеспечение и оптимизация условий труда | 44,7±4 | 41,9±5 | 0,887 | 0,376 |
4 | Формирование и развитие кадрового потенциала | 31,8±3 | 28,9±3 | 1,261 | 0,209 |
5 | Управление внутренней средой и социальной политикой медицинской организации | 37,4±4 | 34,4±4 | 1,086 | 0,279 |
6 | Оценка деятельности сотрудников | 34,1±3 | 30,2±4 | 1,489 | 0,138 |
7 | Общая оценка грамотности руководителей в вопросах управления персоналом | 33,1±2 | 30,8±3 | 1,278 | 0,203 |
Важно было также определить различия в грамотности управления персоналом у опрошенных с разной продолжительностью общего трудового стажа. Для выявления таких различий все медицинские работники были разделены на восемь групп в зависимости от общего стажа работы (табл. 5). Разделение на группы основывалось на двух принципах. Во-первых, учитывали пятилетние периоды общего стажа, во-вторых, ориентировались на количество человек в группе, которое должно быть не менее 10.
Таблица 5. Доли правильных ответов в группах с разной продолжительностью общего стажа по шкалам теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом», %
Шкала теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом» | Группа | Показатель значимости различий | |||||||||
до 5 лет (n=13) | 6—10 лет (n=24) | 11—15 лет (n=26) | 16—20 лет (n=26) | 21—25 лет (n=32) | 26—30 лет (n=28) | 31—35 лет (n=11) | 36 лет и более (n=28) | ||||
M±m | H | p | |||||||||
1 | Система управления персоналом | 28,0±9 | 21,2±6 | 27,9±6 | 21,8±5 | 25,5±4 | 27,1±6 | 20,5±4 | 24,1±5 | 8,5 | 0,290 |
2 | Обеспечение персоналом | 28,2±8 | 25,6±6 | 38,3±5 | 27,5±6 | 32,7±5 | 34,5±5 | 27,7±8 | 28,4±5 | 18,68 | 0,009* |
3 | Обеспечение и оптимизация условий труда | 31,8±11 | 43,8±11 | 50,5±6 | 36,1±8 | 49,2±7 | 43,8±10 | 37,5±11 | 42,9±7 | 8,51 | 0,290 |
4 | Формирование и развитие кадрового потенциала | 27,9±6 | 25,6±7 | 35,6±5 | 29,2±6 | 31,9±6 | 33,8±6 | 26,1±8 | 28,3±6 | 11,6 | 0,115 |
5 | Управление внутренней средой и социальной политикой медицинской организации | 31,8±9 | 28,3±8 | 40,5±6 | 33,8±7 | 38,1±7 | 40,4±8 | 32,7±9 | 36,1±8 | 10,1 | 0,183 |
6 | Оценка деятельности сотрудников | 29,2±9 | 28,0±8 | 42,0±6 | 30,5±6 | 32,6±5 | 29,8±7 | 30,5±10 | 31,9±8 | 12,08 | 0,098 |
7 | Общая оценка грамотности руководителей | 29,1±6 | 27,5±6 | 38,4±4 | 29,2±4 | 33,8±3 | 34,1±5 | 28,4±3 | 30,8±5 | 16,83 | 0,019* |
В 1-ю группу вошли работники с общим стажем менее 5 лет, их оказалось 13 человек, 2-я группа представлена работниками со стажем от 6 до 10 лет (24 человека), 3-я группа — со стажем 11—15 лет (26 человек), 4-я группа — со стажем 16—20 лет (26 человек), 5-я группа — со стажем 21—25 лет (32 человека), 6-я группа — со стажем 26—30 лет (28 человек), 7-я группа — со стажем 31—35 лет (11 человек), 8-ю группу составили 28 медицинских работников с общим стажем 36 лет и более.
Статистически значимые различия обнаружены по всему ГРУП-тесту и по теме «обеспечение персоналом» между 2-й группой (6—10 лет) и 3-й группой (11—15 лет), различающимися общим стажем работы. При этом в 3-й группе уровень грамотности в управлении персоналом по всему тесту и по теме «обеспечение персоналом» статистически значимо выше, чем во 2-й группе (p=0,037). Между другими группами статистически значимых различий не обнаружено.
Сравнительный анализ групп с разным общим стажем работы показал, что по всему ГРУП-тесту и по всем темам, кроме одной, наибольшая доля правильных ответов отмечена в 3-й группе (11—15 лет) по сравнению со всеми другими группами. Только по теме «система управления персоналом» наибольшая доля правильных ответов получена в 1-й группе (до 5 лет), оценки которой тем не менее статистически незначимо отличаются от оценок других групп.
Для выявления различий в успешности решения ГРУП-теста в зависимости от управленческого стажа всех опрошенных разделили на шесть групп (табл. 6). Принципы разделения на группы использовали те же, что и при разделении на группы по продолжительности общего трудового стажа. В 1-ю группу включены 80 медицинских работников, управленческий стаж которых составлял менее 5 лет включительно, в эту же группу вошли также работники, не имеющие управленческого опыта. Во 2-ю группу включены 42 человека со стажем управленческой работы от 6 до 10 лет, 3-я группа состоит из работников с управленческим стажем 11—15 лет (26 человек), 4-я группа — из работников с управленческим стажем 16—20 лет (17 человек), 5-я группа — из работников с управленческим стажем 21—25 лет (12 человек), 6-я группа — из работников с управленческим стажем 26 лет и более (11 человек).
Таблица 6. Доли правильных ответов в группах с разной продолжительностью управленческого стажа по шкалам теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом», %
Шкала теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом» | Группа | Показатель значимости различий | |||||||
менее 5 лет (n=80) | 6—10 лет (n=42) | 11—15 лет (n=26) | 16—20 лет (n=17) | 21—25 лет (n=12) | 26 лет и более (n=11) | ||||
M±m | H | p | |||||||
1 | Система управления персоналом | 24,4±3 | 23,2±4 | 27,9±5 | 26,0±7 | 24,2±7 | 22,7±10 | 3,05 | 0,693 |
2 | Обеспечение персоналом | 30,1±3 | 32,4±4 | 31,0±5 | 30,6±6 | 30,0±10 | 32,3±9 | 1,03 | 0,960 |
3 | Обеспечение и оптимизация условий труда | 41,3±5 | 46,7±7 | 45,7±8 | 45,6±11 | 37,5±9 | 42,0±15 | 3,67 | 0,598 |
4 | Формирование и развитие кадрового потенциала | 31,6±3 | 28,6±5 | 31,5±6 | 27,1±7 | 30,9±7 | 30,3±11 | 2,65 | 0,754 |
5 | Управление внутренней средой и социальной политикой медицинской организации | 33,9±4 | 35,0±5 | 43,5±7 | 30,6±9 | 40,0±12 | 40,0±12 | 7,59 | 0,180 |
6 | Оценка деятельности сотрудников | 32,7±4 | 32,0±5 | 34,6±6 | 25,6±8 | 28,6±11 | 37,0±14 | 4,08 | 0,539 |
7 | Общая оценка грамотности руководителей | 31,6±3 | 32,0±3 | 34,3±4 | 29,9±6 | 31,1±8 | 33,3±10 | 2,61 | 0,760 |
Предположение о том, что уровень грамотности определяется продолжительностью управленческого стажа, не подтвердилось. При сравнении групп с разным стажем управления статистически значимых различий не было. Более детальный сравнительный анализ показал, что в целом по всему ГРУП-тесту наибольшая доля правильных ответов выявлена в 3-й группе (11—15 лет), так же как по темам «система управления персоналом» и «управление внутренней средой и социальной политикой медицинской организации». Участники 2-й группы (6—10 лет) набрали большее количество баллов по темам «обеспечение персоналом» и «обеспечение и оптимизация условий труда». Участники 1-й группы (менее 5 лет) лучше всех отвечали на вопросы по теме «формирование и развитие кадрового потенциала». Тема «оценка деятельности сотрудников» лучше всего освоена участниками 6-й группы (более 26 лет).
Выводы
В целом грамотность руководителей медицинских организаций в вопросах управления персоналом можно охарактеризовать как невысокую. Вероятные причины низких результатов — отсутствие тематического обучения и недостаточное внимание к вопросам управления персоналом со стороны руководителей медицинских организаций.
Руководители со средним медицинским образованием продемонстрировали более высокие результаты по сравнению с респондентами, имеющими высшее образование. Исходя из полученных нами результатов, можно предположить, что высшее образование само по себе не дает преимуществ в знании вопросов управления персоналом. Возможно, более высокие результаты связаны с большей вовлеченностью руководителей среднего медицинского персонала в управление, так как текучесть среднего медицинского персонала, его потребности в адаптации, удержании и мотивации в целом выше по сравнению с врачами. Руководители, получившие дополнительное образование в сфере менеджмента и управления персоналом, показали более высокие результаты. Это косвенно может свидетельствовать о важности дополнительного обучения руководителей в сфере здравоохранения.
В группе «молодых» руководителей по общему и управленческому стажу результаты по большинству тем управления персоналом ниже, чем у более опытных коллег. Лучшие результаты наблюдаются в группе руководителей с общим стажем работы 11—15 лет.
Женщины-руководители показали более высокие результаты по сравнению с мужчинами-руководителями. Возможно, это связано с большей вовлеченностью женщин-руководителей в решение вопросов управления персоналом.
Руководители хуже всего разбираются в вопросах теории управления персоналом (блок вопросов «система управления персоналом»). Самые высокие результаты руководители продемонстрировали в знании темы «обеспечение и оптимизация условий труда». Возможно, это связано с фокусом руководителей на решении вопросов мотивации и удержания персонала в условиях дефицита квалифицированных кадров в современных условиях в Российской Федерации. Из полученных данных можно заключить, что существует связь уровня грамотности в вопросах управления с общим опытом работы. Самые высокие оценки в среднем получены в группе со стажем 11—15 лет. Можно предположить, что с дальнейшим ростом стажа внимание к некоторым аспектам управления снижается.
Следует обратить внимание на тот факт, что система здравоохранения в последние десятилетия претерпевала значительные изменения. В связи с этим требуется дополнительно проанализировать взаимосвязь уровня знаний в вопросах управления персоналом и влияния социально-культурных факторов. Исторический, экономический и культурный контекст мог оказать значительное влияние на систему ценностей и мотивационную составляющую. По результатам нашего исследования более высокие результаты тестирования отслеживаются у руководителей, чье становление в профессии происходило в нашей стране в конце 90-х годов XX века — первом десятилетии XXI века. Кроме того, важно оценить связь низких результатов тестирования с недостаточной зрелостью руководителей в профессиональном плане или с предпенсионным возрастом — эти периоды жизни связаны со сдвигом системы ценностей и могут оказывать влияние на заинтересованность руководителей в управлении и обучении.
Результаты исследования и сделанные нами выводы демонстрируют перспективность и важность изучения данной темы для здравоохранения. Описанные выше предположения и гипотезы должны быть изучены дополнительно.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — Е.А. Берсенева, С.В. Умнов; сбор и обработка материала — С.В. Умнов; статистическая обработка — Ю.А. Чудина; написание текста — С.В. Умнов, Ю.А. Чудина; редактирование — З.Х. Агамов, В.Г. Кудрина.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.