Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Берсенева Е.А.

ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора;
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Умнов С.В.

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Чудина Ю.А.

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы» Минобрнауки России

Агамов З.Х.

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко» Минобрнауки России

Кудрина В.Г.

ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России

Оценка грамотности руководителей медицинских организаций в вопросах управления персоналом

Авторы:

Берсенева Е.А., Умнов С.В., Чудина Ю.А., Агамов З.Х., Кудрина В.Г.

Подробнее об авторах

Журнал: Профилактическая медицина. 2023;26(12): 19‑26

Просмотров: 377

Загрузок: 26


Как цитировать:

Берсенева Е.А., Умнов С.В., Чудина Ю.А., Агамов З.Х., Кудрина В.Г. Оценка грамотности руководителей медицинских организаций в вопросах управления персоналом. Профилактическая медицина. 2023;26(12):19‑26.
Berseneva EA, Umnov SV, Chudina YuA, Agamov ZKh, Kudrina VG. Assessment of medical organizations managers in personnel management literacy. Russian Journal of Preventive Medicine. 2023;26(12):19‑26. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20232612119

Рекомендуем статьи по данной теме:
Оцен­ка ра­бо­ты за­ве­ду­ющих от­де­ле­ни­ями, дан­ная ру­ко­во­ди­те­ля­ми ме­ди­цин­ских ор­га­ни­за­ций. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):51-58
Бес­сим­птом­ная ги­пе­ру­ри­ке­мия: оче­вид­ное, спор­ное, ги­по­те­ти­чес­кое. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(7):103-109
Теоре­ти­чес­кие ас­пек­ты стра­те­ги­чес­ко­го пла­ни­ро­ва­ния в сто­ма­то­ло­гии. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2023;(2):3-7
Сов­ре­мен­ные под­хо­ды к оп­ре­де­ле­нию де­ятель­нос­ти в здра­во­ох­ра­не­нии и нап­рав­ле­ния ис­поль­зо­ва­ния в ней ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий (сис­те­ма­ти­чес­кий об­зор). Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2023;(2):50-58
Кад­ро­вый ре­сурс в сис­те­ме здра­во­ох­ра­не­ния. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2023;(2):59-66
Пос­тко­вид­ный син­дром в прак­ти­ке нев­ро­ло­га. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(7):124-129

Введение

В России в рамках системы здравоохранения отсутствует единая методология оценки знаний руководителей в области управления персоналом. При этом нередко эти знания отсутствуют, так как многие российские руководители не получали соответствующего дополнительного образования, их опыт ограничен реальной практикой и не имеет теоретической базы. Отчасти такое положение вещей связано с уверенностью специалистов сферы здравоохранения в специфичности управления медицинскими организациями и персоналом в них. И хотя, безусловно, подобная специфика присутствует, определяя бо́льшую ценность и актуальность отдельных компетенций в сравнении с другими сферами, на наш взгляд, было бы некорректно категорически разделять управление персоналом в здравоохранении и управление в иных организациях. При этом назначение специалистов на руководящую должность сопровождается кардинальной сменой деятельности и предполагает наличие принципиально иных компетенций, нежели те, которые ценятся у клинических врачей. Эти факты в совокупности с иными проблемами были и остаются препятствием, определяющим ограниченное увеличение эффективности работы как отдельных медицинских организаций, так и всей системы здравоохранения.

Другая сторона проблемы заключается в том, что существующие инструменты оценки руководителей, которые применяются сравнительно часто, основываются на оценке конечного результата управления (например, финансовые или целевые показатели клиники, ключевые показатели эффективности (KPI) и т.д.) или субъективных суждениях сотрудников, пациентов и самих руководителей о качестве их работы. Метод оценки компетенций, который предлагает ACHE (Американский колледж руководителей здравоохранения) основан на самооценке [1]. Инструментов оценки знаний в вопросах управления персоналом и в России, и на международном уровне как таковых нет, поскольку чаще всего они включены в финальный экзамен по специальности «менеджмент» и предполагается, что человек, занимающий руководящую должность, уже прошел все необходимые для подтверждения своей квалифицированности тесты. Это означает, что знание теоретической базы определяется на уровне обучения, которое в реалиях российского здравоохранения проходят не все руководители. Существует большое количество различных тестов знаний в области управления персоналом, которые разрабатываются и применяются частными компаниями [2]. При этом, во-первых, такие тесты не всегда охватывают весь необходимый спектр знаний, сосредоточиваясь на процессах подбора и обучения персонала. Во-вторых, подобные тесты, применяемые в сфере здравоохранения, нами не найдены вовсе. Даже в случае существования подобных методик в здравоохранении тот факт, что найти их затруднительно, говорит о незаслуженно малом внимании к столь важному вопросу.

При этом важно, что управление персоналом, как и любая другая сфера менеджмента, со временем претерпевает изменения — некоторые методики признаются устаревшими, вводятся новые. Управленцев поощряют к самообучению, но инструментов контроля этого процесса нет, соответственно, оценить актуальность знаний даже прошедших обучение руководителей не представляется возможным. При этом существующие методы оценки компетенций руководителей разнородны, потому сравнение результатов даже в пределах одной страны затруднительно.

Управление персоналом является ключевой задачей руководителя в здравоохранении, так как главный ресурс медицины — это люди. До 70% расходов в секторе здравоохранения приходится на оплату труда специалистов [3, 4]. Подход к решению этой задачи постоянно меняется с внедрением новых передовых методик, совершенствованием существующих, пересмотром правил, стандартов и подходов. В управлении персоналом медицинских организаций существует большое количество современных трендов, некоторые из них заслуживают особого внимания [5]. Однако при всей динамичности и изменчивости ряд факторов, которые влияют на эффективность руководителя и организации, остаются неизменными. Соответственно, имеет смысл говорить о некой базовой грамотности руководителей в вопросе управления персоналом.

К сожалению, необходимо констатировать, что грамотности в управлении персоналом уделяется незаслуженно мало внимания в отличие от финансовой, юридической или цифровой грамотности.

Исходя из сказанного выше, можно заключить, что проблема оценки знаний в области управления персоналом руководителей в здравоохранении остается актуальной. Особенно это очевидно в контексте работы с кадровым потенциалом сотрудников, работы с кадровым резервом, обучения и повышения квалификации руководителей, роста эффективности управления медицинскими организациями.

Очевидно, что ценность имеет не только понимание руководителями теоретических аспектов управления персоналом, но и способность применить знания на практике, поэтому грамотность не должна рассматриваться в отрыве от реальной деятельности. Следует отметить, что лишь немногие руководители медицинских организаций прошли дополнительное обучение, у подавляющего большинства знания в сфере управления персоналом фрагментарны при отсутствующем целостном понимании указанных выше процессов и их взаимосвязи.

Цель исследования — протестировать руководителей на предмет грамотности в управлении персоналом и провести сравнительный анализ успеваемости руководителей в зависимости от различных характеристик (пол, возраст, трудовой стаж и т.п.).

Материал и методы

Характеристика выборки (испытуемые). Всего опрошены 186 добровольцев, среди которых 47 мужчин и 139 женщин, являющихся сотрудниками медицинских организаций. Выборка отражает распределение сотрудников медицинских организаций России по половому признаку. Согласно статистике, доля женщин-врачей в медицинских организациях составляет более 70%, доля женщин — средних медицинских работников — 95% [6].

Среди опрошенных 137 человек с высшим образованием и 49 человек со средним образованием. Большинство участников опроса имели отношение к управлению медицинской организацией.

Процедура тестирования. Тестирование проводилось в онлайн-формате, добровольцы отвечали на вопросы, выбирая определенный вариант ответа. Время заполнения теста было ограничено 30 минутами, для того чтобы проверить уровень остаточных знаний, непосредственно имеющихся у опрашиваемых, и исключить использование ими внешних источников информации.

Описание теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом» (ГРУП-теста). Тест разработан для оценки грамотности руководителей в вопросах управления персоналом, авторы С.В. Умнов, Е.А. Берсенева, Д.А. Подольский.

Тест позволяет выявить зоны развития руководителя и определить приоритетные темы для обучения в сферах управления персоналом. Результаты тестирования могут быть использованы при составлении индивидуальных планов развития руководителей или кандидатов на руководящие должности в организации.

Тест включает 79 вопросов, сгруппированных по следующим темам в сфере управления персоналом:

— система управления персоналом;

— обеспечение персоналом;

— оптимизация условий труда;

— развитие кадрового потенциала;

— управление внутренней средой;

— оценка деятельности сотрудников.

Темы для группировки соответствуют структуре описания, а также отражают содержание рекомендаций по контролю качества и безопасности медицинской деятельности, представленных в монографии [7] и рекомендациях Росздравнадзора по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности [8].

Обработка результатов. Результаты тестирования сведены в общую т аблицу, далее вычислены доли (%) правильных ответов по всему тесту в целом и по каждой теме отдельно, а также в зависимости от пола, возраста, уровня образования, наличия повышения квалификации в области управления персоналом, продолжительности общего трудового стажа и стажа управленческой работы. Для выявления статистически значимых различий между группами использовали критерий Стьюдента (t) для двух независимых выборок и критерий Краскела—Уоллиса (H) для нескольких независимых выборок. Статистически значимыми считали различия, уровень значимости которых не превышал 0,05.

Результаты

На основе результатов тестирования всех опрошенных вычисляли доли (%) правильных ответов в целом по всему ГРУП-тесту и отдельно по каждой теме в сфере управления персоналом.

Первоначально показано, что доля правильных ответов по ГРУП-тесту по всей выборке в среднем не превышает 32%. Средний уровень знаний для всех опрошенных по разным темам варьирует от 25% до 43% (рисунок). Это указывает на то, что в целом грамотность руководителей медицинских организаций в вопросах управления персоналом не превышает 50%.

Доля правильных ответов, усредненная по всем опрошенным, в целом по тесту «Грамотность руководителей в управлении персоналом» и отдельно по каждой теме.

В данном исследовании приняли участие женщины и мужчины, при этом женщин было в 3 раза больше. С целью выявления грамотности руководителей в зависимости от пола всех участников тестирования разделили на две группы: группу мужчин (47 человек) и группу женщин (139 человек), а затем сравнили долю правильных ответов по ГРУП-тесту в этих группах (табл. 1). Из табл. 1 видно, что женщинам по всем направлениям в управлении персоналом принадлежит бóльшая доля правильных ответов по сравнению с мужчинами. Статистически значимые различия обнаружены по всему тесту в целом и по следующим темам: «обеспечение персоналом», «формирование и развитие кадрового потенциала», «управление внутренней средой и социальной политикой медицинской организации».

Таблица 1. Доли правильных ответов в группах мужчин и женщин по шкалам теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом», %

Шкала теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом»

Группа

Показатель значимости различий

мужчины (n=47)

женщины (n=139)

M±m

t

p

1

Система управления персоналом

22,2±4

25,5±2

–1,43

0,154

2

Обеспечение персоналом

27,1±4

32,2±2

–2,09

0,038*

3

Обеспечение и оптимизация условий труда

39,1±7

44,8±3

–1,55

0,123

4

Формирование и развитие кадрового потенциала

26,1±4

31,8±3

–2,23

0,027*

5

Управление внутренней средой и социальной политикой медицинской организации

30,6±5

37,7±3

–2,27

0,025*

6

Оценка деятельности сотрудников

29,5±5

33,1±3

–1,21

0,226

7

Общая оценка грамотности руководителей в вопросах управления персоналом

28,3±4

33,2±2

–2,49

0,014*

Примечание. В табл. 1—6: данные представлены в виде средней величины и стандартной ошибки средней (М±m); * — значения с уровнем значимости p<0,05; t — значения критерия Стьюдента; p — уровень его значимости; n — количество человек в группах.

Для выявления возрастных особенностей результатов прохождения ГРУП-теста всю выборку (186 человек) разделили на восемь возрастных групп. Разделение на группы основано на трех принципах. Первый принцип заключается в представлении о том, что до 30 лет сотрудники медицинской организации, как правило, не занимают управленческие должности. Второй принцип учитывает общепринятую возрастную периодизацию, связанную с выделением пятилетних периодов, являющихся минимальными временными промежутками, в которых возможны динамические изменения профессиональных компетенций. Третий принцип опирается на статистический критерий, учитывающий количество человек в каждой возрастной группе, которое не должно быть менее 10.

Таким образом, в 1-ю группу вошли опрошенные в возрасте до 30 лет (12 человек), 2-я группа сформирована из участников в возрасте 31—35 лет (30 человек), 3-я группа — из участников в возрасте 36—40 лет (27 человек), 4-я группа — из участников в возрасте 41—45 лет (33 человека), 5-я группа — из участников в возрасте 46—50 лет (27 человек), 6-я группа — из участников в возрасте 51—55 лет (26 человек), 7-я группа — из участников в возрасте 56—60 лет (18 человек), 8-я группа — из участников в возрасте старше 61 года (13 человек).

При сравнении возрастных групп значимых различий между ними не было ни по тесту в целом, ни по отдельным темам в сфере управления персоналом (табл. 2). В табл. 2 представлены доли правильных ответов, данных участниками разных возрастных групп. В целом по всем вопросам теста наибольшая доля правильных ответов обнаружена в 4-й группе (41—45 лет). По разным темам набольшее количество правильных ответов выявлено в разных возрастных группах.

Таблица 2. Доли правильных ответов в разных возрастных группах по шкалам теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом», %

Шкала теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом»

Группа

Показатель значимости различий

до 30 лет (n=12)

31—35 лет (n=30)

36—40 лет (n=27)

41—45 лет (n=33)

46—50 лет (n=27)

51—55 лет (n=26)

56—60 лет (n=18)

более 61 года (n=13)

M±m

H

p

1

Система управления персоналом

30,6±9

23,1±6

23,5±6

24,7±3

27,2±6

23,4±5

23,2±6

24,3±8

3,49

0,836

2

Обеспечение персоналом

32,1±9

30,2±5

30,4±7

32,1±5

32,0±5

30,6±5

30,0±6

28,8±9

1,52

0,982

3

Обеспечение и оптимизация условий труда

35,4±13

47,1±9

40,3±9

45,1±6

45,4±9

42,3±9

42,8±10

42,7±10

2,85

0,899

4

Формирование и развитие кадрового потенциала

28,3±8

30,4±5

30,4±6

31,9±5

31,1±6

31,0±6

27,0±8

30,6±8

1,7

0,974

5

Управление внутренней средой и социальной политикой медицинской организации

32,5±10

32,7±6

37,0±7

38,8±6

33,0±7

36,2±5

37,9±10

40,0±13

3,17

0,869

6

Оценка деятельности сотрудников

28,6±10

33,3±7

36,5±6

30,7±5

32,0±6

31,3±7

28,2±10

35,7±10

4,1

0,769

7

Общая оценка грамотности руководителей

30,9±7

31,7±5

32,3±5

32,9±3

32,6±4

31,6±4

30,4±6

32,5±8

1,36

0,987

Примечание. H — значения критерия Краскела—Уоллиса.

По теме «система управления персоналом» бóльшая доля правильных ответов отмечена в 1-й группе (до 30 лет). Участники 1-й (до 30 лет) и 4-й (41—45 лет) групп набрали равное наибольшее количество баллов по теме «обеспечение персоналом». Участники 2-й группы (31—35 лет) лучше всех ориентируются в вопросах обеспечения и оптимизации условий труда. По вопросам формирования и развития кадрового потенциала бóльшую успеваемость показали участники 4-й группы (41—45 лет). В вопросах управления внутренней средой и социальной политикой медицинской организации лучше всего разбираются участники 8-й группы (старше 61 года). По теме «оценка деятельности сотрудников» наибольшая доля правильных ответов была у участников 3-й группы (36—40 лет).

Для проверки предположения о возможном влиянии уровня образования на грамотность в вопросах управления персоналом всех опрошенных разделили на две группы. В одну группу вошли профессионалы с высшим образованием (137 человек), другую группу составили медицинские работники со средним образованием (49 человек). Данные по группам с разным уровнем образования представлены в табл. 3. При сравнительном анализе не выявлены значимые различия между этими группами. Однако сравнение долей правильных ответов позволило говорить о том, что по всему тесту в целом и почти по всем темам (кроме одной) медицинские работники со средним образованием набрали больше баллов. И только по теме «система управления персоналом» лучше отвечали профессионалы с высшим образованием.

Таблица 3. Доли правильных ответов в группах с высшим и средним образованием по шкалам теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом», %

Шкала теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом»

Группа

Показатель значимости различий

высшее образование (n=137)

среднее образование (n=49)

M±m

t

p

1

Система управления персоналом

24,9±2

24,0±3

0,391

0,696

2

Обеспечение персоналом

30,7±2

31,3±4

–0,249

0,804

3

Обеспечение и оптимизация условий труда

43,2±4

43,9±6

–0,198

0,843

4

Формирование и развитие кадрового потенциала

29,8±3

32,0±4

–0,833

0,406

5

Управление внутренней средой и социальной политикой медицинской организации

35,3±3

37,6±5

–0,714

0,476

6

Оценка деятельности сотрудников

31,5±3

34,1±4

–0,892

0,374

7

Общая оценка грамотности руководителей в вопросах управления персоналом

31,6±2

32,9±3

–0,620

0,536

Все опрошенные также разделены на работников, имеющих дополнительное образование в сфере управления персоналом (95 человек), и работников без дополнительного образования (91 человек). На основе критерия Стьюдента (t) и уровня его значимости не выявлены статистически значимые различия между группами с дополнительным образованием и без него (табл. 4). Однако сравнение долей правильных ответов позволило выявить различия между этими группами. Группа респондентов, имеющих дополнительное образование в сфере управления персоналом, лучше справилась с ГРУП-тестом в целом и по всем темам, кроме одной. Только по теме «обеспечение персоналом» лучшие результаты показала группа без дополнительного образования в сфере управления персоналом.

Таблица 4. Доли правильных ответов в группах имеющих дополнительное образование в сфере управления персоналом и не имеющих такового по шкалам теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом», %

Шкала теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом»

Группа

Показатель значимости различий

есть дополнительное образование (n=95)

нет дополнительного образования (n=91)

M±m

t

p

1

Система управления персоналом

26,1±3

23,1±3

1,521

0,130

2

Обеспечение персоналом

30,7±3

31,1±3

–0,196

0,845

3

Обеспечение и оптимизация условий труда

44,7±4

41,9±5

0,887

0,376

4

Формирование и развитие кадрового потенциала

31,8±3

28,9±3

1,261

0,209

5

Управление внутренней средой и социальной политикой медицинской организации

37,4±4

34,4±4

1,086

0,279

6

Оценка деятельности сотрудников

34,1±3

30,2±4

1,489

0,138

7

Общая оценка грамотности руководителей в вопросах управления персоналом

33,1±2

30,8±3

1,278

0,203

Важно было также определить различия в грамотности управления персоналом у опрошенных с разной продолжительностью общего трудового стажа. Для выявления таких различий все медицинские работники были разделены на восемь групп в зависимости от общего стажа работы (табл. 5). Разделение на группы основывалось на двух принципах. Во-первых, учитывали пятилетние периоды общего стажа, во-вторых, ориентировались на количество человек в группе, которое должно быть не менее 10.

Таблица 5. Доли правильных ответов в группах с разной продолжительностью общего стажа по шкалам теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом», %

Шкала теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом»

Группа

Показатель значимости различий

до 5 лет (n=13)

6—10 лет (n=24)

11—15 лет (n=26)

16—20 лет (n=26)

21—25 лет (n=32)

26—30 лет (n=28)

31—35 лет (n=11)

36 лет

и более (n=28)

M±m

H

p

1

Система управления персоналом

28,0±9

21,2±6

27,9±6

21,8±5

25,5±4

27,1±6

20,5±4

24,1±5

8,5

0,290

2

Обеспечение персоналом

28,2±8

25,6±6

38,3±5

27,5±6

32,7±5

34,5±5

27,7±8

28,4±5

18,68

0,009*

3

Обеспечение и оптимизация условий труда

31,8±11

43,8±11

50,5±6

36,1±8

49,2±7

43,8±10

37,5±11

42,9±7

8,51

0,290

4

Формирование и развитие кадрового потенциала

27,9±6

25,6±7

35,6±5

29,2±6

31,9±6

33,8±6

26,1±8

28,3±6

11,6

0,115

5

Управление внутренней средой и социальной политикой медицинской организации

31,8±9

28,3±8

40,5±6

33,8±7

38,1±7

40,4±8

32,7±9

36,1±8

10,1

0,183

6

Оценка деятельности сотрудников

29,2±9

28,0±8

42,0±6

30,5±6

32,6±5

29,8±7

30,5±10

31,9±8

12,08

0,098

7

Общая оценка грамотности руководителей

29,1±6

27,5±6

38,4±4

29,2±4

33,8±3

34,1±5

28,4±3

30,8±5

16,83

0,019*

В 1-ю группу вошли работники с общим стажем менее 5 лет, их оказалось 13 человек, 2-я группа представлена работниками со стажем от 6 до 10 лет (24 человека), 3-я группа — со стажем 11—15 лет (26 человек), 4-я группа — со стажем 16—20 лет (26 человек), 5-я группа — со стажем 21—25 лет (32 человека), 6-я группа — со стажем 26—30 лет (28 человек), 7-я группа — со стажем 31—35 лет (11 человек), 8-ю группу составили 28 медицинских работников с общим стажем 36 лет и более.

Статистически значимые различия обнаружены по всему ГРУП-тесту и по теме «обеспечение персоналом» между 2-й группой (6—10 лет) и 3-й группой (11—15 лет), различающимися общим стажем работы. При этом в 3-й группе уровень грамотности в управлении персоналом по всему тесту и по теме «обеспечение персоналом» статистически значимо выше, чем во 2-й группе (p=0,037). Между другими группами статистически значимых различий не обнаружено.

Сравнительный анализ групп с разным общим стажем работы показал, что по всему ГРУП-тесту и по всем темам, кроме одной, наибольшая доля правильных ответов отмечена в 3-й группе (11—15 лет) по сравнению со всеми другими группами. Только по теме «система управления персоналом» наибольшая доля правильных ответов получена в 1-й группе (до 5 лет), оценки которой тем не менее статистически незначимо отличаются от оценок других групп.

Для выявления различий в успешности решения ГРУП-теста в зависимости от управленческого стажа всех опрошенных разделили на шесть групп (табл. 6). Принципы разделения на группы использовали те же, что и при разделении на группы по продолжительности общего трудового стажа. В 1-ю группу включены 80 медицинских работников, управленческий стаж которых составлял менее 5 лет включительно, в эту же группу вошли также работники, не имеющие управленческого опыта. Во 2-ю группу включены 42 человека со стажем управленческой работы от 6 до 10 лет, 3-я группа состоит из работников с управленческим стажем 11—15 лет (26 человек), 4-я группа — из работников с управленческим стажем 16—20 лет (17 человек), 5-я группа — из работников с управленческим стажем 21—25 лет (12 человек), 6-я группа — из работников с управленческим стажем 26 лет и более (11 человек).

Таблица 6. Доли правильных ответов в группах с разной продолжительностью управленческого стажа по шкалам теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом», %

Шкала теста «Грамотность руководителей в управлении персоналом»

Группа

Показатель значимости различий

менее 5 лет (n=80)

6—10 лет (n=42)

11—15 лет (n=26)

16—20 лет (n=17)

21—25 лет (n=12)

26 лет и более (n=11)

M±m

H

p

1

Система управления персоналом

24,4±3

23,2±4

27,9±5

26,0±7

24,2±7

22,7±10

3,05

0,693

2

Обеспечение персоналом

30,1±3

32,4±4

31,0±5

30,6±6

30,0±10

32,3±9

1,03

0,960

3

Обеспечение и оптимизация условий труда

41,3±5

46,7±7

45,7±8

45,6±11

37,5±9

42,0±15

3,67

0,598

4

Формирование и развитие кадрового потенциала

31,6±3

28,6±5

31,5±6

27,1±7

30,9±7

30,3±11

2,65

0,754

5

Управление внутренней средой и социальной политикой медицинской организации

33,9±4

35,0±5

43,5±7

30,6±9

40,0±12

40,0±12

7,59

0,180

6

Оценка деятельности сотрудников

32,7±4

32,0±5

34,6±6

25,6±8

28,6±11

37,0±14

4,08

0,539

7

Общая оценка грамотности руководителей

31,6±3

32,0±3

34,3±4

29,9±6

31,1±8

33,3±10

2,61

0,760

Предположение о том, что уровень грамотности определяется продолжительностью управленческого стажа, не подтвердилось. При сравнении групп с разным стажем управления статистически значимых различий не было. Более детальный сравнительный анализ показал, что в целом по всему ГРУП-тесту наибольшая доля правильных ответов выявлена в 3-й группе (11—15 лет), так же как по темам «система управления персоналом» и «управление внутренней средой и социальной политикой медицинской организации». Участники 2-й группы (6—10 лет) набрали большее количество баллов по темам «обеспечение персоналом» и «обеспечение и оптимизация условий труда». Участники 1-й группы (менее 5 лет) лучше всех отвечали на вопросы по теме «формирование и развитие кадрового потенциала». Тема «оценка деятельности сотрудников» лучше всего освоена участниками 6-й группы (более 26 лет).

Выводы

В целом грамотность руководителей медицинских организаций в вопросах управления персоналом можно охарактеризовать как невысокую. Вероятные причины низких результатов — отсутствие тематического обучения и недостаточное внимание к вопросам управления персоналом со стороны руководителей медицинских организаций.

Руководители со средним медицинским образованием продемонстрировали более высокие результаты по сравнению с респондентами, имеющими высшее образование. Исходя из полученных нами результатов, можно предположить, что высшее образование само по себе не дает преимуществ в знании вопросов управления персоналом. Возможно, более высокие результаты связаны с большей вовлеченностью руководителей среднего медицинского персонала в управление, так как текучесть среднего медицинского персонала, его потребности в адаптации, удержании и мотивации в целом выше по сравнению с врачами. Руководители, получившие дополнительное образование в сфере менеджмента и управления персоналом, показали более высокие результаты. Это косвенно может свидетельствовать о важности дополнительного обучения руководителей в сфере здравоохранения.

В группе «молодых» руководителей по общему и управленческому стажу результаты по большинству тем управления персоналом ниже, чем у более опытных коллег. Лучшие результаты наблюдаются в группе руководителей с общим стажем работы 11—15 лет.

Женщины-руководители показали более высокие результаты по сравнению с мужчинами-руководителями. Возможно, это связано с большей вовлеченностью женщин-руководителей в решение вопросов управления персоналом.

Руководители хуже всего разбираются в вопросах теории управления персоналом (блок вопросов «система управления персоналом»). Самые высокие результаты руководители продемонстрировали в знании темы «обеспечение и оптимизация условий труда». Возможно, это связано с фокусом руководителей на решении вопросов мотивации и удержания персонала в условиях дефицита квалифицированных кадров в современных условиях в Российской Федерации. Из полученных данных можно заключить, что существует связь уровня грамотности в вопросах управления с общим опытом работы. Самые высокие оценки в среднем получены в группе со стажем 11—15 лет. Можно предположить, что с дальнейшим ростом стажа внимание к некоторым аспектам управления снижается.

Следует обратить внимание на тот факт, что система здравоохранения в последние десятилетия претерпевала значительные изменения. В связи с этим требуется дополнительно проанализировать взаимосвязь уровня знаний в вопросах управления персоналом и влияния социально-культурных факторов. Исторический, экономический и культурный контекст мог оказать значительное влияние на систему ценностей и мотивационную составляющую. По результатам нашего исследования более высокие результаты тестирования отслеживаются у руководителей, чье становление в профессии происходило в нашей стране в конце 90-х годов XX века — первом десятилетии XXI века. Кроме того, важно оценить связь низких результатов тестирования с недостаточной зрелостью руководителей в профессиональном плане или с предпенсионным возрастом — эти периоды жизни связаны со сдвигом системы ценностей и могут оказывать влияние на заинтересованность руководителей в управлении и обучении.

Результаты исследования и сделанные нами выводы демонстрируют перспективность и важность изучения данной темы для здравоохранения. Описанные выше предположения и гипотезы должны быть изучены дополнительно.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — Е.А. Берсенева, С.В. Умнов; сбор и обработка материала — С.В. Умнов; статистическая обработка — Ю.А. Чудина; написание текста — С.В. Умнов, Ю.А. Чудина; редактирование — З.Х. Агамов, В.Г. Кудрина.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.