Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Стародубов В.И.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Кобякова О.С.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Деев И.А.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Миргородская О.В.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Поликарпов А.В.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет);
ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Отечественный и зарубежный опыт внедрения МКБ-11: проблемы и возможные решения

Авторы:

Стародубов В.И., Кобякова О.С., Деев И.А., Миргородская О.В., Поликарпов А.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1132

Загрузок: 66


Как цитировать:

Стародубов В.И., Кобякова О.С., Деев И.А., Миргородская О.В., Поликарпов А.В. Отечественный и зарубежный опыт внедрения МКБ-11: проблемы и возможные решения. Профилактическая медицина. 2023;26(7):21‑29.
Starodubov VI, Kobyakova OS, Deev IA, Mirgorodskaya OV, Polikarpov AV. Domestic and foreign experience of the ICD-11 implementation: problems and possible solutions. Russian Journal of Preventive Medicine. 2023;26(7):21‑29. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20232607121

Рекомендуем статьи по данной теме:
К воп­ро­су о воз­мож­нос­ти при­ме­не­ния инъек­ци­он­ной кар­бок­си­те­ра­пии в ком­плексном ле­че­нии па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­кой болью. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(3):63-68

Введение

Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, (МКБ) является мировым стандартом в области сбора медицинских данных, ведения клинической документации и статистического учета для всех общих эпидемиологических целей, в том числе исследований в области здравоохранения, для целей управления здравоохранением, включая поддержку принятия решений, планирование услуг, распределение ресурсов, возмещение расходов, управление качеством и безопасностью и многое другое.

В соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), МКБ — «это инструмент для регистрации, отчетности и группировки состояний и факторов, влияющих на здоровье» человека, одна из трех справочных классификаций Семейства международных классификаций ВОЗ (ВОЗ-СМК), разработанных для согласованного описания различных аспектов здоровья населения и системы здравоохранения [1]. Помимо МКБ, в справочные классификации ВОЗ-СМК входят Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья и Международная классификация медицинских вмешательств.

«Цель МКБ — обеспечить возможность систематической регистрации, анализа, интерпретации и сравнения данных о смертности и заболеваемости, собранных в разных странах или регионах и в разное время» для обеспечения достоверности статистических данных в здравоохранении, методологического единства и международной сопоставимости статистических данных о заболеваемости и смертности населения [1]. МКБ используется для перевода диагнозов заболеваний и других проблем, связанных со здоровьем, в буквенно-цифровые коды, что позволяет хранить, извлекать и анализировать данные.

ВОЗ объявила 1 января 2022 г. об официальном вступлении в силу МКБ одиннадцатого пересмотра (МКБ-11) [2]. В Российской Федерации в настоящее время действует МКБ десятого пересмотра (МКБ-10).

Цель исследования — изучить отечественный и зарубежный опыт внедрения и использования международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, в рамках перехода Российской Федерации к использованию МКБ-11.

Материал и методы

Материалами исследования явились отечественные и зарубежные научные публикации, а также нормативные правовые документы по вопросам внедрения и использования МКБ, в том числе МКБ-11, из справочной правовой системы КонсультантПлюс. В качестве методов исследования использованы методы изучения и обобщения опыта, аналитический, описательный.

Результаты

В настоящее время вопросы внедрения и перехода к применению МКБ-11 во всем мире вызывают интерес различных кругов профессионального сообщества.

История развития МКБ с начала XVIII века и по настоящее время довольно подробно изложена в руководствах по МКБ и многих зарубежных и отечественных научных публикациях. Более 150 стран мира используют МКБ, прежде всего, для регистрации смертности населения, как основного показателя состояния здоровья. Десятая версия классификации, действующая в России на настоящий момент, является самой длительно существующей (более 30 лет), наиболее используемой из МКБ в мире и переведена более чем на 40 языков [3].

Основываясь на данные источников информации, можно отметить, что внедрение МКБ, переход к применению ее очередного пересмотра в СССР и в постсоветский период осуществлялся постепенно, не всегда последовательно и централизованно, но бесценный опыт этого процесса несомненно полезен и может быть использован на текущем этапе перехода страны к использованию классификации одиннадцатого пересмотра.

В дореволюционной России в XX веке функционировали одновременно две номенклатуры болезней и причин смерти, одна из которых использовалась для официальной отчетности (Номенклатура медицинского департамента Министерства внутренних дел, отменена в 1918 г.), другая, разработанная земскими врачами, применялась практическим сообществом (утверждена в 1899 г. VII Пироговским съездом врачей, отменена в 1924 г.) [4, 5]. На смену вступила в действие новая классификация причин смерти, разработанная в 1922 г. на этиологическом принципе, близком к Международной классификации болезней и причин смерти 3-го пересмотра 1920 г. Классификация, утвержденная в 1924 г., состояла из 4 разделов, включая болезни, связанные с процессом воспроизводства населения; болезни с установленной внешней этиологией; болезни, внешняя этиология которых недостаточно изучена; недостаточно определенные болезни и причины смерти. Всего за время существования СССР сменилось 7 действующих номенклатур, в том числе 4 в послевоенное время [5].

В 1929 г. впервые представители Советского Союза участвовали в работе над «Международной номенклатурой и классификацией причин смерти» четвертого пересмотра, но впоследствии не присоединились к документу, а пересматривали и модифицировали советскую номенклатуру, которая в модификациях 1939 и 1952 гг. уже сочетала принцип этиологии и анатомо-физиологический принцип, приближаясь тем самым к международным классификациям [4, 5].

Следует отметить, что в 1948 г. в рамках первой Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ) на ВОЗ возложены обязанности по совершенствованию классификации, в том числе в части ее расширения путем включения несмертельных заболеваний и травм. В результате классификация пересмотров с шестого по девятый озаглавлена как «Международная классификация болезней, травм и причин смерти» — МКБ [1]. Помимо этого, в рамках ВАЗ рекомендовано принять комплексную программу международного сотрудничества в области здравоохранения, создать национальные комитеты по статистике естественного движения населения и здравоохранения, которые могли бы служить связующим звеном с ВОЗ.

С развитием международных отношений СССР возникла необходимость межстранового сопоставления статистических данных по заболеваемости и смертности [5], в связи с чем приказом Министра здравоохранения СССР от 29 июля 1963 г. №348 с 1 января 1965 г. в медико-санитарных учреждениях СССР (в год утверждения ВАЗ МКБ восьмого пересмотра) впервые введена в адаптированном варианте МКБ седьмого пересмотра (МКБ-VII) в соответствии с теоретическими установками советской науки [6]. Данный вариант представлен кратким трехзначным кодом из арабских цифр, дополнительными рубриками для классификации мертворожденных, промежуточным списком (А) для классификации болезней, травм и причин смерти, кратким списком причин смерти (Б) и кратким алфавитным списком важнейших заболеваний, травм и причин смерти, состоявшим из 17 классов и 999 рубрик [7]. Последний класс «Травмы и отравления» имел независимую друг от друга двойную кодировку и дополнялся буквенными кодами «Е» (по причинам травм) и «Н» (по видам травм), которые можно было применять и вместе, и раздельно.

В 1967 г. на базе Всесоюзного НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением имени Н.А. Семашко организован Сотрудничающий центр ВОЗ по развитию Семейства международных классификаций [8].

Через 5 лет в СССР использовалась уже МКБ-VIII (пересмотр 1965 г.) [9], а еще через 10 лет МКБ-IX (пересмотр 1975 г.) [10—13] также в адаптированных вариантах. МКБ-VIII также включала 17 классов и 999 рубрик, а в ее основу положен уже ряд принципов в зависимости от классов: этиологии, патогенеза, локализации, особых возрастных или физиологических состояний; все неточно обозначенные состояния и отдельные симптомы отнесены в отдельный класс. Более или менее значимым изменениям подверглись все разделы. При этом разработка ряда дополнительных классификаций, которые либо вошли в состав общего руководства, либо имели относительно самостоятельное значение, обеспечивала методическое единство статистических разработок по изучению заболеваемости населения в комплексе с данными, характеризующими различные виды медицинской помощи отдельным группам населения и пациентов. Следует отметить, что классификация девятого пересмотра, несмотря на внесенные в нее изменения, строилась на тех же принципах, что и МКБ-VIII [10, 11, 13].

В доступных источниках литературы нормативные документы по внедрению МКБ восьмого и девятого пересмотров на территории РСФСР и союзных республик не найдены. Вместе с этим в качестве примеров использования классификаций в практике здравоохранения и применения в нормативных актах может служить ряд указаний по кодированию причин смерти по краткой номенклатуре причин смерти 1981 г., основанной на МКБ-IX, методических рекомендаций по проведению диспансеризации детского населения в части кодирования перечней состояний и заболеваний, по сопоставлению классификаций болезней, травм и причин смерти седьмого, восьмого и девятого пересмотров, утвержденные Минздравом РСФСР, приказы Минздрава России по пересмотру годовых статистических отчетных форм и др. [12, 14—17].

Ряд научных публикаций, утверждение приказа Минздрава России от 04.12.96 №398 «О кодировании (шифровке) причин смерти в медицинской документации» свидетельствуют о существовании проблем в отечественной практике кодирования причин смерти, в том числе ее децентрализации и наличии региональных различий, недостаточной проверке и коррекции кодов причин смерти в рамках регионов, несмотря на инструкции Минздрава СССР и Госкомстата о необходимости продолжения работы по усилению качества кодирования информации в соответствии с правилами МКБ, и актуализируют необходимость перехода страны на МКБ следующего пересмотра [17]. Нельзя не отметить также тот факт, что в адаптированных версиях МКБ, в том числе девятого пересмотра, число рубрик было значительно меньше, чем в англоязычной версии МКБ, а также то, что перевод данных о причинах смерти с бумажных носителей в цифровой формат в рамках компьютеризации был введен в 1988 г. Госкомстатом СССР.

Дальнейший этап внедрения МКБ на территории Российской Федерации — это «Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем» десятого пересмотра (МКБ-10). После ее одобрения на 43-й сессии ВАЗ в мае 1990 г., начиная с 1992 г. разработаны и утверждены нормативные документы по переходу страны на новый пересмотр, в соответствии с которыми разработана Государственная программа, определен оргкомитет и создан план основных мероприятий по обеспечению такого перехода [18—23].

В результате на начало 1999 г. реализован комплекс мероприятий по переходу страны к применению МКБ-10 [24], который включал проведение инструктивно-методических совещаний, всероссийских семинаров с международным участием, семинаров для специалистов стран СНГ, пересмотр нормативной базы и подготовку ряда методических материалов, в том числе в части медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти с учетом международных требований, по кодированию заболеваний, травм и причин смерти, инструкций в части перехода и использования МКБ-10, пилотного внедрения нового пересмотра.

За полгода до внедрения МКБ-10 Минздравсоцразвития России выпустил первую инструкцию по ее использованию, которая по настоящее время в соответствии с вносимыми в классификацию изменениями дополнялась и расширялась рядом методических пособий, научных публикаций и разработок [25—27].

Резюмируя опыт внедрения МКБ-10 в мире, эксперты ВОЗ на рабочем совещании в 2019 г. [28] выделили ряд общих проблем, связанных с внедрением, обновлением, поддержкой и распространением классификации, и оказывающих определенное влияние на статистику заболеваемости и смертности населения. В странах с высоким доходом это проблемы разрастания модификаций МКБ-10, создание национальных словарей и правил кодирования на основании своих потребностей в статистической отчетности, зачастую добавление подробной информации и перевод МКБ из простой статистической основы в клиническую классификацию для статистического использования, что приводит к недостаточной сопоставимости международных данных, дублированию усилий, наращиванию сложности национальных словарей и правил. Это, в свою очередь, приводит к потере точности информации о заболеваемости в странах, которые характеризуются наиболее высоким грузом заболеваемости — так называемый информационный парадокс. Для стран с низким и средним уровнем доходов характерно отсроченное, неполное, недостаточное внедрение классификации.

Следует отметить, что использование печатного издания МКБ как информационного продукта определяет соответствующие трудности и задержки интеграции МКБ в электронные медицинские записи медицинских информационных систем и других программных продуктов, увеличивает время развития этих продуктов и систем в рыночном сегменте. Несистемный, на локальном уровне, перевод МКБ ведет к потере терминологической согласованности, колоссальным временным затратам, и тем самым, несмотря на дорогостоящее экспертное обучение, ошибкам кодирования. В то же время пользователи МКБ в локальных информационных системах не делают усилий по приобретению литературы по МКБ-10, что также ведет к потере данных в рамках международного сопоставления [29].

Опыт внедрения МКБ-10 на территории Российской Федерации в 90-х годах прошлого столетия показал, что процесс перехода к применению классификации нового пересмотра требует комплексного подхода в части модернизации нормативных документов различного уровня, приведения к единому терминологическому пространству с учетом мнения ведущих научных учреждений Российской Федерации и стран, использующих русскоязычную версию, имплементацию классификации в законодательство Российской Федерации, а также подготовку специалистов.

Таким образом, необходимость перехода мирового медицинского сообщества к применению МКБ-11 обусловлена тем, что на фоне повсеместной цифровизации и информатизации, в том числе здравоохранения, прогресс, достигнутый в науке и медицине за последние десятилетия, приводил к потере уникальности рубрик, которые не всегда имели терминологические аналоги в классификации, при этом внесение изменений в МКБ-10 в рамках 31 обновления, опубликованного к настоящему времени на сайте ВОЗ, ограничено ее структурой, и требовались более длительная разработка и обсуждение многих вопросов с группами экспертов [29, 30]. В то же время разрастались модификации МКБ-10, создавались национальные словари и правила кодирования, не обогащавшие международные индексы и правила, а обновления и распространение МКБ-10 в формате отдельных текстовых файлов на основе руководства приводили к неполному и несвоевременному внедрению обновлений классификации (рис. 1).

Рис. 1. Предпосылки для разработки и перехода к применению МКБ-11.

Все это определило направления следующего пересмотра классификации: создать новейшую классификацию, отражающую текущую практику и медицинские понятия таким образом, чтобы она была совместима с современными информационными системами при сохранении простоты структуры для кодирования данных с очень высокой степенью детализации, с возможностью своевременной необходимой актуализации классификации, позволяя получать максимально точные и полезные данные.

Процесс разработки и перехода к пересмотру классификации проходил в несколько этапов (рис. 2).

Рис. 2. Процесс разработки и перехода к применению МКБ-11.

Следует отметить, что процесс разработки и перехода к использованию МКБ 11-го пересмотра впервые изначально открыт для участия всех заинтересованных сторон. Группа по классификационной работе ВОЗ получила через свою онлайн-платформу предложения от сотен специалистов из более чем 270 учреждений в 99 странах, направленные на устранение несоответствий в содержании классификации, которые возникли на предыдущем этапе ее пересмотра, на обеспечение согласованности общей структуры, ее практической применимости и использования в цифровой среде [31]. Изменения и нововведения в МКБ-11 по сравнению с классификацией девятого пересмотра подробно изложены в третьем разделе «Руководства по МКБ-11» [1].

На подготовку новой версии МКБ ушло более 10 лет. Впервые ВОЗ опубликовала МКБ-11 и руководство по применению 18 июня 2018 г. для предоставления возможности государствам-членам ВОЗ подготовиться к ее внедрению на уровне практического здравоохранения и при необходимости перевести [31].

В мае 2019 г. 72-я сессия ВАЗ резолюцией WHA72.15 [32] утвердила МКБ-11, которая официально в мире вступила в силу 1 января 2022 г. [2]. Внедрение и использование последнего пересмотра МКБ, как на национальном, так и на международном уровне, во всех государствах-членах юридически закреплено в Международных правилах ВОЗ по номенклатуре и подтверждается пересмотрами МКБ, принятыми ВАЗ.

Необходимые для внедрения и перехода на МКБ-11 процессы и примерные сроки эксперты ВОЗ определили в своем руководстве [31], различая при этом необходимые временные периоды для стран, в которых внедрена МКБ предыдущих пересмотров (переходный период), и стран, не использующих МКБ, а значит ее внедряющих. Для стран, использующих МКБ, ожидается, что переходный период продлится 2—3 года, однако может варьировать до 5 лет в зависимости от сложности и масштабности национальной информационной инфраструктуры, инфраструктуры здравоохранения, а также от потребности в переводе и специалистах. Переходный период предусматривает этап «двойного кодирования» с МКБ-10 на МКБ-11 и его анализ, т.е. до полного внедрения МКБ-11 необходимо поддерживать в актуальном состоянии существующую классификационную систему и предусмотреть ее параллельную работу с новым пересмотром МКБ, по крайней мере, в течение 18 месяцев.

В странах, не использующих ранние версии МКБ, внедрение классификации может произойти в ускоренные сроки из-за отсутствия необходимости согласовывать или заменять существующие нормативные и инфраструктурные компоненты, то есть за 1—2 года.

В рамках перехода к использованию МКБ-11 в 2017 г. Панамериканская организация здравоохранения (ПАОЗ) в сотрудничестве с ВОЗ провела в 15 странах серию исследований по самооценке состояния систем здравоохранения для определения требований по переходу от МКБ-10 к МКБ-11. Результаты этой самооценки сгруппированы и представлены в Приложении 1 к Руководству в виде примерного плана, содержащего 5 этапов, со сроком реализации 2 года [31]. При этом, по мнению экспертов ВОЗ [31], переход к новой системе классификации сопряжен как с проблемами сопротивления изменениям, так и с потенциальными возможностями. Долгосрочная выгода от перехода заключается в способности более детально и достоверно, в соответствии с современными клиническими представлениями определять тенденции в состоянии здоровья населения на макроуровне и локальных уровнях, в сокращении накладных расходов в клинических условиях. А участвуя в переходе на раннем этапе, особенно на этапах пилотирования и тестирования, системы здравоохранения стран смогут лучше выявлять проблемы и свои потребности, предупреждать сбои и вносить изменения в подходы к управлению процессом внедрения и перехода.

В помощь странам ВОЗ в своем Руководстве приводит рекомендации, которые могут быть использованы при переходе к использованию МКБ-11 (рис. 3) [31].

Рис. 3. Рекомендации ВОЗ по переходу к применению МКБ-11, 2019 г.

Позднее во всех странах Американского региона проведено централизованное пилотное тестирование МКБ-11 с использованием английского языка, версии браузера МКБ-11 и учебных материалов, в том числе сценариев программирования. Результаты из 28 стран и отзывы 600 участников, оценивавших систему с применением 61 065 кодов МКБ-11, использованы для последующей адаптации внедрения МКБ-11 в этих странах [28].

Ряд стран региона Восточного Средиземноморья (Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Тунис) приняли активное участие во внедрении МКБ-11 после ее адаптации на 72-й сессии ВАЗ [28]. Ключевые выводы, которые сделаны по результатам пилотных исследований, отражают два фактора, от которых зависит успешное продвижение МКБ-11: использовалась ли предыдущая версия классификации и степень внедрения классификации в национальную информационную систему здравоохранения.

В результате проведенной серии пилотных испытаний и стратегии смягчения последствий перехода к классификации нового пересмотра в некоторых странах экспертами ВОЗ выделен ряд факторов, определяющих ее успешное внедрение, и проблем, сопровождающих этот процесс [28].

Так, факторами, влияющими на успех внедрения МКБ-11, являются:

— высокая степень приверженности заинтересованных сторон на уровне страны;

— создание рабочей группы для наблюдения за ходом реализации мероприятий по внедрению МКБ-11;

— проведение самооценки архитектуры информационных систем и технической обеспеченности медицинских организаций для обеспечения корректной интеграции;

— информационное взаимодействие в соответствии с требованиями по защите информации и подготовке технического персонала;

— разработка и тестирование прототипов системы;

— предоставление обратной связи от пользователей до полного внедрения/перехода;

— разработка комплексного плана обучения для всего персонала [28].

Ключевыми проблемами, с которыми столкнулись страны в рамках перехода к применению МКБ-11, была необходимость обучить большое количество врачей, проблемы развития и модернизации информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечения информационного взаимодействия [28].

Переход российского здравоохранения к применению МКБ-11 представляет собой сложный многоступенчатый процесс. Министерство здравоохранения Российской Федерации в составе делегации Российской Федерации на 72-й сессии ВАЗ вместе с другими государствами-членами ВОЗ выразило готовность способствовать ВОЗ в адаптации перевода на русский язык и внедрении МКБ-11 на территории Российской Федерации [32].

С учетом международного опыта внедрения МКБ-11 и рекомендаций ВОЗ по реализации новой версии в рамках поручения Правительства Российской Федерации в апреле 2021 г. создана Межведомственная рабочая группа по внедрению МКБ-11 на территории страны [33]. В последующем разработан план мероприятий по внедрению МКБ-11 на территории Российской Федерации в период 2021—2024 гг., утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2021 г. №2900-р [34].

План мероприятий определяет период перехода 4 года и разделен на 5 направлений в соответствии, с одной стороны, с особенностями МКБ-11, в том числе с учетом ее электронного формата, а с другой стороны, с устройством и функционированием правовой системы и системы здравоохранения Российской Федерации, и по своим направлениям коррелирует с предлагаемым ВОЗ планом перехода на МКБ-11 [31].

На настоящий момент проделала огромная работа по переходу Российской Федерации на МКБ-11. Под руководством Минздрава России на базе ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России создана рабочая группа по взаимодействию специалистов, ответственных за технический перевод МКБ-11, со штаб-квартирой ВОЗ, организован Федеральный консультативно-методический центр по переходу на МКБ-11. В рамках работы организованы 23 экспертные группы, которые составили около 400 ведущих специалистов национальных медицинских исследовательских центров и других подведомственных организаций Минздрава России, ФМБА России, Минтруда России. Под председательством главных внештатных специалистов Минздрава России проведен технический перевод классификации на русский язык и его адаптация к терминологии российского здравоохранения. Создана межгосударственная рабочая группа экспертов стран СНГ по вопросам согласования единого терминологического пространства МКБ-11. Сформированы и утверждены Минздравом России перечни учетной и отчетной медицинской документации, осуществляется гармонизация нормативно-справочной информации федерального реестра Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, опубликованы пререлизы отдельных классов МКБ-11, разработаны программы подготовки специалистов по кодированию заболеваний и причин смерти на территории Российской Федерации на основе МКБ-11.

Планом мероприятий распоряжения Правительства №2900-р предусмотрены также мероприятия по анализу и пересмотру правовых актов с учетом перехода к применению МКБ-11, развитию ЕГИСЗ в рамках локализации МКБ-11 в российском пространстве информационного взаимодействия [34].

Заключение

МКБ-11 как мировой стандарт в области сбора медицинских данных, ведения клинической документации и статистического учета разработана с учетом современных научных знаний для использования в электронном формате.

Отечественный и зарубежный опыт внедрения и использования МКБ, в том числе результаты исследований в рамках пилотного внедрения версии 11-го пересмотра в ряде стран, показал, что процесс продвижения МКБ-11 в Российской Федерации и других странах требует глобального подхода к реализации крупного комплекса организационных мероприятий и решению возникающих проблем с учетом мнений всех заинтересованных сторон, несмотря на многоплановые страновые различия, для обеспечения достоверности статистических данных в здравоохранении, методологического единства и международной сопоставимости статистических данных о заболеваемости и смертности населения.

Процесс перехода к реализации МКБ-11 особенно зависит от вовлечения заинтересованных сторон, необходимости перевода классификации, сложности инфраструктуры системы здравоохранения и национальных информационных систем.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — А.В. Поликарпов, В.И. Стародубов, О.С. Кобякова, И.А. Деев, О.В. Миргородская; сбор и обработка материала — О.В. Миргородская, А.В. Поликарпов; написание текста — О.В. Миргородская, А.В. Поликарпов; редактирование — А.В. Поликарпов, В.И. Стародубов, О.С. Кобякова, И.А. Деев.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.