Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Гамбарян М.Г.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Мониторинг и оценка политики противодействия потреблению табака: международные практики. Часть 3. Оценка эффективности антитабачных мер: прогностические модели и методы естественного эксперимента

Авторы:

Гамбарян М.Г.

Подробнее об авторах

Просмотров: 469

Загрузок: 5


Как цитировать:

Гамбарян М.Г. Мониторинг и оценка политики противодействия потреблению табака: международные практики. Часть 3. Оценка эффективности антитабачных мер: прогностические модели и методы естественного эксперимента. Профилактическая медицина. 2023;26(8):15‑21.
Gambaryan MG. Monitoring and evaluation of tobacco control policies: international practices. Part 3. Evaluation of the effects of tobacco control measures: predictive models and natural experiment methods. Russian Journal of Preventive Medicine. 2023;26(8):15‑21. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20232608115

Введение

Для оценки эффективности реализации законодательных норм по борьбе против табака в отношении снижения распространенности курения и/или снижения заболеваемости и смертности от болезней, связанных с потреблением табака, в международной практике применяются методы математического моделирования и различные методики «естественного эксперимента». Последние основаны на сборе и анализе фактических данных о распространенности курения, заболеваемости и смертности от болезней, связанных с курением, и данных, характеризующих реализацию антитабачных законодательных мер.

Прогностические модели оценки эффективности антитабачных мер

Известным примером оценки эффектов действия антитабачных законодательных мер на распространенность курения и показатели заболеваемости и смертности в долгосрочной перспективе с помощью моделирования служит использование имитационной модели SimSmoke [1, 2], которая позволяет прогнозировать распространенность курения и смертность, связанную с курением, с течением времени и оценивать влияние антитабачной политики на эти показатели. В модели используется дискретный по времени марковский процесс первого порядка для прогнозирования роста населения в будущем через рождаемость и смертность, прогнозирования распространенности курения в будущем, с учетом инициализации, прекращения и рецидива курения. Применение модели для оценки влияния политики борьбы против табака в Миннесоте на распространенность курения и смертность, связанную с курением, позволило прогнозировать относительное снижение уровня курения на 29% с 1993 г. к 2011 г. и на 41% к 2041 г. Повышение налогов, закон о запрете курения в общественных местах, антитабачные кампании в СМИ и программы лечения для прекращения курения могут предотвратить 48 000 смертей, связанных с курением, к 2041 г. [3].

Похожие результаты получены при прогнозировании эффективности антитабачной политики в штате Мичиган (США) [4]. Модель спрогнозировала относительное снижение распространенности курения на 22% с 1993 г. к 2013 г. и на 30% к 2054 г., что можно объяснить политикой борьбы против табака. Из этих 22% сокращения распространенности курения 44% связано с повышением налогов на табачную продукцию, 28% — с запретами курения в общественных местах, 26% — с политикой оказания помощи при отказе от курения, 2% — с ограничением доступа молодежи к продажам табачных изделий. Более того, согласно прогнозам, к 2054 г. можно будет предотвратить 234 тыс. смертей, связанных с курением. При наличии дополнительных законодательных мер, согласующихся с целями MPOWER, модель прогнозирует, что к 2054 г. распространенность курения может быть дополнительно снижена на 17% с предотвращением 80 тыс. смертей по сравнению с отсутствием дополнительных мер.

Применение модели в Германии [5] показало, что при реализации комплекса антитабачных мер распространенность курения в течение первых нескольких лет может быть снижена примерно на 22,0% по сравнению с существующим уровнем и на 37,9% для мужчин и 40,5% женщин — за 30 лет. К 2040 г. только за этот год можно будет предотвратить 39 548 смертей. Без более жесткой политики в Германии в течение следующих 30 лет будут насчитываться 700 тыс. дополнительных смертей, связанных с курением. В Нидерландах показано, что с помощью комплексной антитабачной политики, рекомендованной MPOWER, распространенность курения может быть снижена на 21% в первый год, увеличиваясь до 35% в следующие 20 лет и почти до 40% — в следующие 30 лет [6]. К 2040 г. за год можно будет предотвратить 7706 смертей одним только ужесточением мер антитабачной политики. Без эффективной политики борьбы против табака в период с 2011 по 2040 г. почти 1 млн смертей произойдут из-за болезней, связанных с курением. Из этого числа можно спасти 145 тыс. человек с помощью комплексного пакета мер по борьбе против табака. В Италии показано, что можно добиться значительного сокращения распространенности курения и преждевременной смертности за счет повышения цен на табак, проведения широкомасштабных кампаний в средствах массовой информации, комплексных программ помощи в отказе от курения, строгих предупреждений о вреде для здоровья на пачках табачных изделий, более строгих запретов на курение в общественных местах и запретов на рекламу, а также законов, ограничивающих доступ молодежи к табачным изделиям [7]. При комплексном подходе распространенность курения может быть снижена на 12% вскоре после применения мер антитабачной политики, до 30% в следующие 20 лет и на 34% в 2040 г. Без эффективной антитабачной политики к 2040 г. в общей сложности почти 300 тыс. жизней будут преждевременно потеряны из-за курения.

В Российской Федерации применение модели SimSmoke показало, что повышение налогов на сигареты до 70% от розничной цены, более строгие законы о запрете курения в общественных местах, широкомасштабные антитабачные кампании в СМИ и комплексные программы организации и оказания помощи в отказе от курения — все это эффективные меры по снижению распространенности курения и преждевременных смертей, связанных с курением [8]. Применение модели показало, что при более строгом наборе антитабачных мер, по сравнению с тенденцией статус-кво, распространенность курения могла быть снижена на 30% к 2020 г. с прогнозируемым сокращением на 50% к 2055 г. Это составляет 2 684 994 предотвращенных случаев преждевременной смерти у мужчин и 1 011 985 у женщин за период 2015—2055 гг.

Оценка эффективности антитабачных мер методами «естественного эксперимента»

Оценка эффективности антитабачных законодательных мер с помощью методов «естественного эксперимента» позволяет с большей долей достоверности судить о долгосрочных результатах реализации антитабачной политики, так как в основе этих методов лежат реальные данные, изучаемые в динамике в течение времени. К методам «естественного эксперимента», применяемым для оценки эффективности антитабачной политики в разных странах, относятся метод прерванных временных рядов (Interrupted time series — ITS) и метод с использованием «синтетического контроля» (Synthetic control methods — SCM).

Оценка эффективности антитабачных мер методом прерванных временных рядов

Исследования, направленные на оценку эффективности антитабачных законов в разных странах, в основном нацелены на изучение динамики конкретных показателей здоровья до и после внедрения законодательных мер, в частности изучение госпитальной заболеваемости отдельными острыми сердечно-сосудистыми и респираторными заболеваниями, наиболее связанными с воздействием табачного дыма. Результаты этих исследований, проведенных в разные годы в разных странах, показывают, что антитабачные законодательные меры, например, запрет курения в общественных местах, могут способствовать снижению возникновения острых сердечно-сосудистых событий [9—12]. В разных исследованиях есть указания на разную степень эффективности антитабачных законодательных мер в отношении снижения сердечно-сосудистой заболеваемости. Эффект варьирует в диапазоне от 0 до 70%, и различия объясняются вариациями выборки, продолжительностью наблюдения, различиями распространенности активного и пассивного курения в исследуемых популяциях, методологическими аспектами [12—14]. F. Barone-Adesi и соавт. показали снижение госпитальной заболеваемости инфарктом миокарда на 4% непосредственно после внедрения закона о запрете курения в общественных местах в Италии [12]. Примечательно, что во всех указанных выше исследованиях проанализировано воздействие законодательного запрета курения в общественных местах на уровень госпитализаций по поводу острых сердечно-сосудистых событий. Так, S. Khuder и соавт. анализируя данные о госпитализации по поводу острых коронарных заболеваний до и после введения закона, запрещающего курение на рабочих и в общественных местах в 2002 г. в Боулинг-Грин (штат Огайо, США), показали уменьшение случаев коронарных болезней на 39% через 1 год и на 47% через 3 года после введения запрета [15]. P. Herman и соавт., изучив влияние запрета курения в общественных местах в мае 2007 г. в штате Аризона на уровень ежемесячных госпитализаций по поводу острого инфаркта миокарда (ОИМ), стенокардии, острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) и бронхиальной астмы, показали статистически значимое сокращение госпитализаций по поводу ОИМ (13%), стенокардии (33%), ОНМК (14%) и бронхиальной астмы (22%) [16]. Динамика уровня госпитализаций была наиболее выраженной в тех округах штата, где не было ранее предшествующих закону ограничений курения. H.R. Juster и соавт. выявили снижение показателей госпитализации в 2004 г. по поводу ОИМ на 8% в результате запрета на курение в общественных местах в штате Нью Йорк, введенного в 2003 г. Исследования R.P. Sargent и соавт., изучавших количество случаев госпитализации по поводу ОИМ после введения запрета курения в изолированном городе Хелена (штат Монтана), где 5 июня 2002 г. введен запрет курения в общественных местах и отменен 3 декабря 2002 г., показали, что за период действия закона отмечено снижение ежемесячных случаев госпитализации по поводу ОИМ на 40% по сравнению с аналогичным периодом до запрета курения и после отмены запрета курения в этом городе [18].

S. Stallings-Smith и соавт. продемонстрировали снижение смертности от ишемической болезни сердца (ИБС) на 26%, от ОНМК — на 32%, от хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) — на 38%, и от всех причин — на 13% непосредственно после введения в марте 2009 г. запрета на курение в общественных местах в Ирландии, что авторы связывают, главным образом, с сокращением пассивного курения [19]. E. Cronin и соавт. показали снижение уровня госпитализаций по поводу острого коронарного синдрома (ОКС) в результате запрета курения в Ирландии на 12% в первый год после введения запрета и еще на 13% в последующие годы [20].

A. Naiman и соавт. выявили снижение показателей госпитализации по поводу острых коронарных болезней (ОИМ, стенокардия, ОНМК) на 39%, и по поводу заболеваний дыхательной системы (бронхиальная астма, ХОБЛ, пневмония или бронхит) на 33% после введения в действие запрета на курение в общественных местах в Торонто (Канада) [21]. Исследование, проведенное K. Gaudreau и соавт. в Канаде, показало снижение количества госпитализаций по поводу ОИМ непосредственно после введения запрета на курение в общественных местах 1 июня 2003 г. на 13,6% по сравнению с периодом до запрета курения и увеличение этого показателя до 23,9% в декабре 2008 г., а также незначительное снижение показателей госпитализации по поводу стенокардии, ОНМК и ХОБЛ [22]. Исследования, проведенные G. Cesaroni и соавт., по оценке эффективности итальянского закона, запрещающего курение во всех закрытых общественных местах с января 2005 г., показали статистически значимое снижение частоты ОКС среди населения Рима, преимущественно у мужчин в возрасте 35—64 лет: на 11,2% и в возрасте 65—74 лет — на 7,9% [23]. В возрастной категории 75 лет и старше эффекта не было, что, по мнению авторов, связано с более низкой посещаемостью общественных заведений лицами старшего возраста. F. Barone-Adesi и соавт., изучавшие краткосрочные эффекты итальянского закона о запрете курения в Пьемонте (Северная Италия), продемонстрировали сокращение случаев госпитализации по поводу ОИМ на 11% непосредственно после введения запрета курения по сравнению с периодом до запрета. В другом исследовании, также с применением метода прерванных временных рядов, авторы выявили [12] снижение уровня госпитализации по поводу ОКС на 4% у лиц в возрасте до 70 лет по всей Италии, а исследования A. Gasparrini и соавт. показали сокращение количества случаев ОИМ на 5,4% в Тоскане (Италия) после введения итальянского антитабачного закона [25]. Метод прерванных временных рядов с использованием регрессии Пуассона применялся T. Christensen и соавт., которые исследовали госпитальную заболеваемость по поводу ОИМ в Дании за период 5 лет до и 2 года после запрета курения в общественных местах [9]. Продемонстрировано сокращение количества госпитализаций на 11% с появлением начального эффекта уже за год до введения запрета курения 15 августа 2007 г., что авторы связывают с реализацией общенационального запрета на использование трансжиров в еде в 2004 г. Метод с регрессией Пуассона применяли J.P. Pell и соавт. [14], выявившие сокращение количества госпитализаций по поводу ОКС в Шотландии на 17% после введения антитабачного законодательства, в Англии — сокращение количества госпитализаций по поводу ОИМ после введения запрета курения в общественных местах на 2,4% [26]; в г. Крайстчерч (Новая Зеландия) отмечено сокращение случаев госпитализации по поводу ОИМ на 5% после введения антитабачного закона с наибольшим эффектом в возрастной группе 55—74 года (на 9%) и среди никогда не куривших (на 13%) [27]. Ретроспективный анализ реестра всех госпитализаций по поводу ОИМ в Финляндии, проведенный J. Sipilä и соавт., показал, что после запрета курения в общественных местах количество случаев ОИМ уменьшилось на 6,3% [28].

Применение методики прерванных временных рядов позволяет определять изменения в заболеваемости и смертности от отдельных заболеваний относительно введения в действие законов, даже когда законы внедряются в нескольких этапов. Например, в Бельгии законодательство по борьбе с курением введено в два этапа: с 2006 г. запрет курения распространялся на общественные места и на большинство рабочих мест, и с января 2007 г. — на курение в барах и ресторанах. B. Cox и соавт. выявили снижение смертности от ОИМ сразу после введения первого пакета мер (запрет на курение на рабочих местах) среди лиц в возрасте старше 30 лет, с наибольшим снижением среди женщин моложе 60 лет — 33,8%, с наименьшим среди мужчин — 13,1% [11]. Изучение эффективности антитабачных законов в отношении снижения госпитальной заболеваемости и смертности от отдельных сердечно-сосудистых и респираторных болезней в Швейцарии с помощью метода прерванных временных рядов показало наиболее значительное сокращение количества госпитализаций и уровня смертности в кантонах с более строгими запретами курения [29—31]. Похожие результаты получены и за пределами Европы: в Уругвае выявлено снижение госпитализации по поводу ОИМ после введения запрета на курение во всех закрытых общественных местах, рабочих местах, в ресторанах и барах на 22% [32]; в Сантьяго (Чили) — резкое, немедленное снижение случаев заболеваемости и смертности от ОИМ на 7,8% [33]; в Сан-Паулу (Бразилия) — снижение уровня смертности от ОИМ на 11,9% в первые 17 месяцев после принятия закона и снижение случаев госпитализации на 5,4% в первые 3 месяца после запрета курения [34].

В России метод прерванных временных рядов применялся в наших исследованиях для оценки эффективности реализации норм Федерального закона от 23 февраля 2013 г. №15-ФЗ «Об охране здоровья населения от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака и иной никотинсодержащей продукции» (Закон) на динамику уровня госпитализаций ряда острых сердечно-сосудистых и бронхолегочных заболеваний в целом по Российской Федерации и по отдельным ее субъектам [35—38]. В частности, выявлено (после внедрения Закона по сравнению с периодом до его внедрения) снижение уровня госпитализаций стенокардией на 16,6% (RR=0,829, p=0,001); инфарктом миокарда на 3,5% (RR=0,962, p=0,019), пневмониями — на 14,3% (RR=0,88, p=0,011) [36].

Результаты обзора свидетельствуют о том, что в мире накоплен богатый опыт по оценке влияния антитабачных законов на показатели заболеваемости и смертности от этих болезней методом прерванных временных рядов, а метод можно использовать для оценки эффективности новых законодательных инициатив.

Оценка эффективности антитабачных законодательных мер с помощью метода «синтетического контроля»

Изучение эффективности внедрения законодательных мер, таких как запреты на курение в общественных местах [14, 26, 39] или мер по борьбе с загрязнением воздуха [40, 41], в отношении заболеваемости и смертности населения показывает, что для получения убедительных доказательств эффективности этих мер простые дизайны исследований могут быть использованы только в случаях, когда политические меры применяются одномоментно в отношении всего населения сразу и приводят к значительным изменениям, возникающим непосредственно сразу после воздействия, которые можно измерить с использованием регулярно собираемых данных. Однако часто для того, чтобы доказать наличие причинно-следственных связей между воздействием законодательных мер и возникшими изменениями, необходимо учитывать множество сопутствующих факторов и применять более сложные модели анализа.

Применение методов естественного эксперимента с целью моделирования эффекта разных здравоохранных практик часто требует сравнения подвергшихся и не подвергшихся воздействию вмешательства групп населения в качестве группы контроля (или подвергшихся в меньшей или большей степени) для определения эффекта вмешательства [42].

Метод «синтетического контроля» (Synthetic control methods SCM) впервые был предложен A. Abadie и J. Gardeazabal [43] для оценки влияния терроризма на экономику в стране басков в Испании и получил развитие в работах A. Abadie и соавт. [44], изучавших влияние закона о налогах на табачные изделия в 1988 г. в Калифорнии. Метод широко применен для оценки эффективности здравоохранных вмешательств среди населения одного региона в сравнении его с контрольной группой, состоящей из совокупного населения соседних регионов, в которых не применялись аналогичные вмешательства, но по всем характеристикам схожих с группой вмешательства [45]. Примеры, насчитывающие более 40 исследований [45], в частности включают изучение влияния политики запрета трансжиров на смертность от сердечно-сосудистых болезней в Дании [46], влияния повышения налогов на сахарсодержащие напитки на изменения индекса массы тела в США [47], влияния законодательного регулирования времени продаж алкоголя на уровень дорожных происшествий в Англии и Уэльсе [48] и др. В частности, A. Abadie и соавт. [44] изучали влияние закона о налогах на табачные изделия в 1988 г. в Калифорнии — крупномасштабной антитабачной программы (Proposition 99) — на уровень потребления табака в этом штате. Авторами показано, что после введения в Калифорнии закона о налогах на табачные изделия в 1988 г. потребление табака заметно сократилось по сравнению с гипотетической Калифорнией (если бы не были введены антитабачные законы) методом синтетического контроля, использующим совокупность из соседних штатов, в которых не были применены антитабачные законы. По оценкам авторов, к 2000 г. годовые продажи сигарет на душу населения в Калифорнии были примерно на 26 пачек ниже по сравнению с контролем — в отсутствие закона Proposition 99. G. Chelwa и соавт. получили аналогичные результаты, изучая влияние последовательного повышения с 1994 г. акцизного налога на сигареты в Южной Африке до уровня 50% (1997—2003 гг.) и 52% (после 2004 г.) от их средней розничной цены и запретных мер на рекламу табачной продукции и на курение в общественных местах, введенных 2001 г., на сокращение потребления табака [49]. Используя метод синтетического контроля — создания синтетической Южной Африки как средневзвешенного значения из совокупности стран, похожих на Южную Африку, но не принимавших широкомасштабных мер по борьбе против табака в период с 1990 по 2004 г., авторы показали, что к 2004 г. потребление сигарет на душу населения в ЮАР было на 36% ниже, чем было бы в отсутствие антитабачных мер.

В работе Е.В. Потехиной и М.В. Фаминской приводится «оценка действенности принятого Закона о запрете курения в общественных местах на уровень курения в России методом синтетического контроля, который хорошо себя проявил в эконометрических исследованиях [50]. С помощью SCM проанализирована динамика основных социальных показателей, связанных с указанным Законом, и путем сравнения этих показателей с показателями «синтетической» страны, в которой такой закон не принят, проведен анализ влияния на выбранные показатели именно принятого Закона. Показатели «синтетической» страны строятся на основе международных баз данных по тем странам, в которых аналогичный закон не принят. Анализ метода синтетического контроля показал, что применение показателей 40 стран, в которых не введен аналогичный закон, позволило составить модель по ключевым показателям и выявило влияние «антитабачного» закона на эти показатели [50]. Для таких показателей, как доля курящих и увеличение рождаемости, предполагаемый эффект оказался несущественным, из чего следует, что Закон способствовал усилению имеющейся до его введения тенденции. Наибольший эффект от принятия Закона отмечен для таких показателей, как смертность и число больных раком легких. Поскольку оба показателя взаимосвязаны, то уменьшение одного показателя повлекло существенное уменьшение другого показателя [50]. Однако в данном случае модель не учитывала различия социально-экономических характеристик анализируемых стран — а они значительные, — характеристик здоровья и факторов риска, потенциально влияющих на исследуемые показатели, не учитывала разность систем здравоохранения и не делала поправок относительно этих показателей. Эффективность действия российского Закона в отношении снижения госпитальной заболеваемости и смертности от болезней системы кровообращения и, в частности ИБС, показаны и в наших исследованиях [51]. Представлены тенденции более выраженного снижения госпитальной заболеваемости и стандартизованного коэффициента смертности (СКС) от болезней системы кровообращения и ИБС в России после вступления в силу антитабачного закона по сравнению с «синтетической» моделью России из совокупности 21 страны ЕВРО ВОЗ, с менее жестким, чем в России законодательным регулированием табака. Согласно полученным результатам, показатели госпитальной заболеваемости и смертности от ИБС демонстрировали схожие тенденции до принятия антитабачных законодательных мер и расходящиеся тенденции после их внедрения: со снижением трендов госпитальной заболеваемости в противоположность трендам «синтетического контроля». Аналогично тренды стандартизованной смертности от ИБС в России после принятия Закона демонстрировали более выраженное снижение по сравнению с трендами «синтетического контроля». Полученные результаты оценки методом синтетического контроля показывают, что комплексные законодательные меры по регулированию табака в России могут способствовать снижению госпитальной заболеваемости болезней системы кровообращения, включая ИБС, и смертности от этих болезней при сравнении с синтетической моделью России (без внедрения комплексных антитабачных мер), представляющей совокупность стран с менее жесткими законами в отношении регулирования табака.

Из сказанного выше следует, что эффективность антитабачных законодательств в отношении снижения потребления табака, а также заболеваемости и смертности от отдельных сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний можно измерить с помощью методов естественного эксперимента, в частности, применения метода прерванных временных рядов (ITS) и метода синтетического контроля (SCM).

Заключение

Эффективная реализация политических и законодательных мер, направленных на противодействие потреблению табака, способствуют снижению распространенности курения среди населения, а также снижению заболеваемости и смертности от респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний уже после первого года внедрения этих мер и в долгосрочной перспективе. С первых лет вступления в силу РКБТ ВОЗ и ее ратификации странами-участницами в мире накоплен солидный опыт оценки внедрения основных положений Конвенции и мер MPOWER. Международные практики мониторинга и оценки антитабачных политических мер включают методы, использующие статистику ВОЗ, методы, основанные на популяционных исследованиях, а также методы, использующие прогностические модели и методологии естественных экспериментов. Анализ этого многогранного и разнопланового опыта указывает на то, что для достижения целей политики по противодействию потреблению табака необходимы механизмы мониторинга и оценки реализации антитабачных норм и оценки их эффективности, и служит основанием для разработки и применения этих механизмов.

Результаты анализа международных практик по мониторингу и оценке политики противодействия потреблению табака легли в основу разработки системы мониторинга и оценки реализации антитабачной политики в Российской Федерации, направленной на изучение исполнения антитабачных законов, их эффективности в отношении динамики распространенности курения и вклада в снижении заболеваемости и смертности от болезней, связанных с курением на федеральном и региональном уровнях. Разработанная нами на основании данного анализа с использованием релевантных методик система позволила оценить реализацию мер российского закона по противодействию потреблению табака в субъектах Российской Федерации, а также оценить их эффективность относительно полноты исполнения мер закона по охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака и никотина, что отражено в наших публикациях. Система рекомендована для использования в законотворческой деятельности органов законодательной власти и органов исполнительной власти в целях усовершенствования мер Федерального закона от 23 февраля 2013г. №15-ФЗ «Об охране здоровья населения от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака и иной никотинсодержащей продукции» и механизмов их реализации, для принятия эффективных управленческих решений, направленных на снижение потребления табака, заболеваемости и смертности от болезней, связанных с табаком, никотинсодержащей продукции, представляющей угрозу для потребителя и антитабачной политики в стране.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.