Введение
Неинфекционные заболевания (НИЗ), включая сердечно-сосудистые заболевания, рак, хронические респираторные заболевания и диабет, в настоящее время являются ведущими причинами смертности во всем мире, от которых ежегодно умирают около 41 млн человек [1]. Злокачественные новообразования (ЗНО) являются серьезной проблемой в здравоохранении. В Российской Федерации в 2021 г. показатель заболеваемости ЗНО составил 397,9 на 100 тыс. населения, по сравнению с 2020 г. наблюдается рост на 4,8%, а за 10-летний период прирост составил 12,1%; впервые в жизни выявлено 580,4 тыс. случаев ЗНО, что на 4,4% больше, чем в 2020 г. В структуре заболеваемости у мужчин преобладают опухоли трахеи, бронхов, легкого (16,4%), предстательной железы (15,1%); у женщин — рак молочной железы (22,1%). Смертность населения России от ЗНО составляет 191,3 на 100 тыс. населения [2] и занимает второе место в структуре смертности (14,8%) [3]. В России численность лиц 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами по причине ЗНО, составила в 2020 г. 16,9 на 10 тыс. человек; ЗНО заняли 1-е место, опередив по этому показателю болезни системы кровообращения (14,4 на 10 тыс.) и болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (2,9 на 10 тыс. — на 3-м месте) [4]. Борьба с онкозаболеваниями является одним из приоритетов государственной политики в сфере здравоохранения, на реализацию которого выделено 969 млрд руб., что составляет 56,2% от всего бюджета Национального проекта «Здравоохранение» (1725,7 млрд руб.). Целевым показателем проекта является снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, с 199,9 случая на 100 тыс. населения до 185,0 случая на 100 тыс. населения в 2024 г. [5].
Употребление алкоголя признано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) одним из ведущих поведенческих факторов риска развития НИЗ [6], в том числе рака и смерти от рака. С употреблением алкоголя связаны 13,9% случаев смерти от рака людей в возрасте 30—34 лет [7] и 4,1% всех новых случаев рака, при этом на долю мужчин приходилось 76,7% всех случаев рака [8]. Потребление алкоголя даже в минимальном количестве, менее 10—15 г в день, приводит к повышенному риску развития рака молочной железы [9]. Кроме того, употребление алкоголя также является фактором риска для курения, что связано с более сильным влиянием на рак, чем употребление одного из этих продуктов по отдельности [10].
Механизмы, с помощью которых алкоголь вызывает канцерогенез, включают измененное метилирование ДНК, окислительный стресс и взаимодействие с метаболизмом ретиноидов. Канцерогенному действию этанола могут способствовать сигнальные молекулы, такие как ацетальдегид, активные формы кислорода, матриксные металлопротеиназы, Е-кадгерины и различные транскрипционные факторы. Этанол стимулирует инвазию рака, что связано с повышением уровня матриксных металлопротеиназ; активирует фактор роста эндотелия сосудов и экспрессию маркеров эпителиально-мезенхимального перехода, которые играют важную роль в развитии рака и метастазировании. Этот ксенобиотик вызывает миграцию и инвазию клеток рака посредством активации митоген-активируемой протеинкиназы p38 и c-Jun N-концевой киназы. Этанол активирует ядерный фактор транскрипции и увеличивает транскрипцию генов, активирующих нуклеарный фактор каппа B [11]. Метаболит этанола ацетальдегид может вызывать повреждение ДНК и блокировать синтез и восстановление ДНК; этанол и ацетальдегид могут нарушать метилирование ДНК. Этанол также вызывает воспаление и окислительный стресс, что приводит к перекисному окислению липидов, повреждению ДНК, снижению уровня фолиевой кислоты [12].
Международное агентство по изучению рака (IARC) расценивает алкогольные напитки как канцероген с достаточными доказательствами для следующих локализаций рака: ротовая полость, глотка, гортань, пищевод, верхние отделы пищеварительного тракта, печень, желчные протоки, ободочная кишка и молочная железа у женщин и с предполагаемыми доказательствами для рака желудка, легких и рака поджелудочной железы [13].
Потребление алкоголя растет во всем мире [14], в том числе в Российской Федерации, где в 2022 г. продажи крепкого алкоголя выросли на 7,5% по сравнению с предыдущим годом [15]. Розничная продажа алкогольной продукции на душу населения в 2022 г. составила 6,4 л этанола, что выше целевого показателя на 0,18 л [16].
Уровень розничных продаж алкоголя является косвенным индикатором алкогольных проблем; эти показатели неодинаковы в различных регионах Российской Федерации [17]. Несмотря на наличие большого объема исследований по изучению взаимосвязи употребления алкоголя и развития заболеваний, авторами не обнаружены исследования, посвященные поиску корреляции между объемами употребления алкоголя в различных регионах Российской Федерации и показателями заболеваемости и смертности от онкологических заболеваний в этих регионах.
Цель исследования — оценить связь объема розничных продаж алкоголя и показателей заболеваемости и смертности от ЗНО взрослого населения в регионах Российской Федерации.
Материал и методы
Нами использованы официальные статистические данные Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, в частности раздел Сведения о розничных продажах алкогольной продукции на душу населения (в литрах этанола) (по субъектам Российской Федерации) [17]. Выполнен поиск официальных статистических данных о заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований в различных субъектах России по данным Росстата и сборника «Злокачественные новообразования в России в 2020 году» [4, 18]. В анализ включены статистические показатели всех субъектов Российской Федерации. Полученные данные внесены в таблицу в формате Excel.
Статистический анализ выполнен в программе ExcelStat с применением методов математической статистики. Корреляцию между показателем розничных продаж алкоголя и показателями заболеваемости и смертности по каждому заболеванию высчитывали с использованием коэффициента корреляции r. Для проверки силы значимости корреляции объема розничных продаж алкоголя и заболеваемости и смертности от ЗНО использовалась линейная регрессия, в качестве переменной-предиктора применен показатель розничных продаж алкоголя, а в качестве переменной ответа — показатели заболеваемости и смертности от ЗНО в соответствующих регионах. Сравнение значений показателей заболеваемости и смертности в 1-м квартиле объемов розничных продаж алкоголя со значениями этих же показателей во 2-м, 3-м и 4-м квартилях осуществляли с использованием непараметрического метода — U-критерия Манна—Уитни. Вычисление отношения шансов (ОШ) и 95% доверительного интервала (ДИ) проводили с использованием программы Excel по формулам:
ОШ = (A×D)/(B×C)(1)
95% ДИ для ОШ = [e^(ln(OR) – 1,96×SE(ln(OR))), e^(ln(OR) + 1,96×SE(ln(OR)))] (2)
На всех этапах статистического анализа указывали значение статистической вероятности (p), критический уровень которого равен 0,05.
Результаты
Средний объем розничных продаж алкогольной продукции составил 6,5±2,3 л чистого алкоголя на душу населения. Минимальные объемы розничных продаж алкоголя зарегистрированы в Чеченской Республике (0,1 л чистого этанола на душу населения), Республике Ингушетия (0,2 л), Кабардино-Балкарской Республике (0,8 л), Республике Дагестан (0,9 л). Наибольшее количество розничных продаж алкоголя отмечалось в северных и восточных регионах страны — в Магаданской области (10,8 л), Республике Коми (10,8 л), Сахалинской области (11,3 л).
Показатель первичной заболеваемости новообразованиями в регионах Российской Федерации составил от 1,9 до 18,1 случая на 1 тыс. населения, в среднем 9,6±2,8 случая на 1 тыс. населения. Показатель первичной заболеваемости новообразованиями в 5 регионах с минимальным объемом розничных продаж (от 0 до 1 л, среднее значение 0,6±0,4 л на душу населения) составил 4,0±1,3 случая на 1 тыс. населения, в то время как в 5 регионах с максимальным объемом розничных продаж алкоголя (от 10,0 до 11,3 л, в среднем 10,6±0,5 л на душу населения) этот показатель был в 2,7 раза больше — 10,6±2,9 случая на 1 тыс. населения (p<0,001). Показатель в 1-м квартиле объемов розничных продаж алкоголя отличались от показателей в остальных квартилях: при сравнении показателя в 1-м квартиле (7,6±3,2 случая на 1 тыс. населения) с показателем в 4-м квартиле (10,7±2,7 случая на 1 тыс. населения) ОШ=1,409 (95% ДИ 0,554—3,582), p<0,01; при сравнении с показателем в 3-м квартиле (10,5±2,2 случая на 1 тыс. населения) ОШ=1,4 (95% ДИ 0,541—3,526), p<0,01; при сравнении с показателем во 2-м квартиле (9,6±2,0 случая на 1 тыс. населения) ОШ=1,265 (95% ДИ 0,487—3,286), p<0,01. Минимальный показатель заболеваемости ЗНО наблюдался при объеме розничных продаж менее 2 л на душу населения.
Выявлена статистически значимая положительная корреляция между объемами розничных продаж алкоголя и заболеваемостью новообразованиями (p<0,0001), коэффициент корреляции r=0,532. Зависимость между этими показателями описывается логарифмическим уравнением:
y=2,3091ln(x)+5,7712; R2=0,387 (3)
График зависимости между объемом розничных продаж алкоголя в регионах Российской Федерации и показателем первичной заболеваемости новообразованиями на 1 тыс. населения в этих регионах в 2020 г. представлен на рис. 1.
Рис. 1. Зависимость между объемом розничных продаж алкоголя и показателем первичной заболеваемости злокачественными новообразованиями на 1 тыс. населения в регионах Российской Федерации в 2020 г.
На рис. 1—4: ЗНО — злокачественные новообразования.
Показатель численности пациентов, состоящих на учете со ЗНО в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) регионов, составил от 943,2 до 3655,9, в среднем 2626,8±617,9 случая на 1 млн населения, при этом в 5 регионах с минимальным объемом розничных продаж (0,6±0,4 л на душу населения) он составил 1575,1±688,8 случая на 1 млн населения, в то время как в 5 регионах с максимальным объемом розничных продаж алкоголя (10,6±0,5 л на душу населения) этот показатель был в 1,7 раза больше — 2717,1±443,4 случая на 1 млн населения (p<0,01). При сравнении показателя в 1-м квартиле (2294,1±805,8 случая на 1 млн населения) и в 3-м квартиле (2867,9±376,2 случая на 1 млн населения) ОШ=1,251 (95% ДИ 1,184—1,321), p<0,05. Минимальный показатель количества пациентов со ЗНО, состоящих на учете, наблюдался при объеме розничных продаж приблизительно менее 2 л на душу населения.
Выявлена статистически значимая положительная корреляция между объемами розничных продаж алкоголя и числом пациентов со ЗНО, состоящих на учете в ЛПУ (p=0,001), коэффициент корреляции r=0,350. Зависимость между этими параметрами описывается логарифмическим уравнением:
у=441,71ln(х)+1922,5; R2=0,323(4)
График зависимости между объемом розничных продаж алкоголя в регионах Российской Федерации и показателем численности больных ЗНО, состоящих на учете в ЛПУ, на 1 млн населения в этих регионах в 2020 г. представлен на рис. 2.
Рис. 2. Зависимость между объемом розничных продаж алкоголя и показателем численности пациентов на 100 тыс. населения, состоящих на учете со злокачественными новообразованиями в лечебно-профилактических учреждениях в 2020 г.
Показатель смертности от ЗНО в регионах составил от 48,5 до 253,8, в среднем 199,0±48,9 случая на 100 тыс. населения, в 5 регионах с минимальным объемом розничных продаж алкоголя — 94,2±38,1 случая на 100 тыс. населения, а в 5 регионах с максимальным объемом розничных продаж алкоголя смертность от ЗНО была в 2,2 раза выше — 208,1±28,9 случая на 100 тыс. населения (p<0,001). При сравнении показателя смертности от ЗНО в 1-м квартиле (160,7±54,7 случая на 100 тыс. населения) с показателем во 2-м квартиле (203,7±38,2 случая на 100 тыс. населения) ОШ=1,268 (95% ДИ 1,031—1,560), p<0,01; при сравнении с показателем в 3-м квартиле (212,5±33,2 на 100 тыс. населения) ОШ=1,323 (95% ДИ 1,078—1,624), p<0,01; при сравнении с показателем в 4-м квартиле (200,6±39,9 на 100 тыс. населения) ОШ=1,249 (95% ДИ 1,015—1,537), p<0,01. Минимальный показатель смертности от ЗНО наблюдался при объеме розничных продаж менее 2 л на душу населения.
Выявлена статистически значимая положительная корреляция между объемами розничных продаж алкоголя и смертностью от ЗНО (p<0,0001), коэффициент корреляции r=0,432. Зависимость между объемом розничных продаж алкоголя и смертностью от ЗНО описывается логарифмическим уравнением:
y=40,85ln(x)+129,6; R2=0,5016 (5)
График зависимости между объемом розничных продаж алкоголя и показателем смертности от злокачественных новообразований на 100 тыс. населения в регионах Российской Федерации в 2020 г. представлен на рис. 3.
Рис. 3. Зависимость между объемом розничных продаж алкоголя и показателем смертности от злокачественных новообразований на 100 тыс. населения в 2020 г.
Численность лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами по причине ЗНО, в субъектах Российской Федерации в 2020 г. составила от 5,1 до 25,1, средний показатель 16,9 на 10 тыс. населения соответствующего возраста. Данный показатель в 5 регионах с минимальным объемом розничных продаж алкоголя составил 8,5±3,2 на 10 тыс. населения, в то время как в 5 регионах с максимальным объемом розничных продаж алкоголя он был в 1,57 раза больше — 13,4±2,6 на 10 тыс. населения. При сравнении показателя в 1-м квартиле (15,5±5,4 на 10 тыс. населения) с показателем во 2-м квартиле (18,4±3,4 на 10 тыс. населения) ОШ=1,188 (95% ДИ 0,605—2,335), p<0,05; при сравнении с показателем в 3-м квартиле (17,9±3,4 на 10 тыс. населения) ОШ=1,153 (95% ДИ 0,584—2,277), p<0,05; при сравнении с показателем в 4-м квартиле (14,5±4,6 на 10 тыс. населения) различия статистически незначимы. Минимальный показатель инвалидности по причине ЗНО наблюдался при объеме розничных продаж менее 2 л на душу населения.
Зависимость между объемом розничных продаж алкоголя и инвалидностью по причине ЗНО описывается логарифмическим уравнением:
y=2,2641ln(x)+12,878; R2=0,1505(6)
График зависимости между объемом розничных продаж алкоголя и численностью лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами по причине ЗНО, на 10 тыс. населения соответствующего возраста по субъектам Российской Федерации в 2020 г. представлен на рис. 4.
Рис. 4. Зависимость между объемом розничных продаж алкоголя и численностью лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами по причине злокачественных новообразований, на 10 тыс. населения соответствующего возраста в 2020 г.
Обсуждение
Объемы розничных продаж алкоголя значительно различались в регионах Российской Федерации — с максимальным уровнем продаж в северных и дальневосточных регионах и минимальным потреблением в кавказских республиках. При анализе алкогольного рынка за 2022 г. прослеживалась такая же закономерность с увеличением объемов потребления алкоголя на 3,7%, с 6,18 до 6,41 л на душу населения [17]. Аналогичное распределение потребления алкогольной продукции по регионам выявлено и в другом исследовании, в котором в группу регионов с высоким уровнем алкогольного благополучия вошли преимущественно субъекты Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, тогда как неблагополучная группа регионов представлена главным образом Дальневосточным, Поволжским и Северо-Западным федеральными округами [19].
Сопоставив показатели объемов розничных продаж алкоголя в субъектах Российской Федерации, с одной стороны, и показатели первичной заболеваемости, числа больных, состоящих на учете в ЛПУ, численности лиц, впервые признанных инвалидами по причине ЗНО, и смертности от ЗНО в этих регионах в 2020 г. по данным официальной статистики, с другой стороны, мы получили статистически значимую прямую корреляционную зависимость между этими показателями.
Наиболее сильная статистически значимая положительная корреляция наблюдалась между объемами продаж алкоголя и смертностью от ЗНО: r=0,432, R2=0,5016, p<0,0001; при этом минимальный показатель смертности от ЗНО наблюдался при объеме розничных продаж менее 2 л на душу населения.
Аналогичные данные получены и в других масштабных исследованиях, например в перекрестном популяционном национальном исследовании питания menuCH в Швейцарии (2014—2015 гг., n=2057), в котором определены статистически значимые ассоциации потребления алкоголя со смертностью от всех видов рака (отношение коэффициентов (RR) в диапазоне от 1,01 до 1,07), выявлена пространственная автокорреляция на уровне округов Швейцарии для смертности от всех видов рака [20]. По данным ВОЗ, в Европе в 2018 г. употребление алкоголя стало причиной почти 92 000 случаев смерти от рака [21]. Аналогичная зависимость смертности и объема потребления алкоголя прослеживалась и на протяжении недавнего исторического прошлого России, когда наблюдалось значительное снижение смертности во время антиалкогольной кампании в 80-х годах XX века до 1997 г. и на протяжении 2005—2013 гг., когда в стране проводились активные мероприятия по ограничению потребления алкоголя [22]; наблюдалась сильная связь между производством этилового спирта и смертностью в Российской Федерации (r>0,9; R2=0,81) [23].
В нашем исследовании показана прямая корреляционная зависимость между употреблением населением алкогольных напитков и заболеваемостью новообразованиями (r=0,376), а также числом лиц, состоящих на учете в ЛПУ по поводу ЗНО (r=0,323); минимальные показатели наблюдались при объеме розничных продаж менее 2 л на душу населения. Наше исследование в целом показало положительную корреляционную зависимость между объемом розничных продаж алкоголя и количеством больных, впервые вышедших на инвалидность по причине ЗНО. Однако в регионах, находящихся в 4-м квартиле по объемам потребления алкоголя, такая зависимость не прослеживалась. Возможные объяснения этому могут быть в том, что 3 региона из этого квартиля с минимальными значениями показателей (7,7, 8,2 и 8,3 на 10 тыс. населения) — это дальневосточные регионы страны с крайне низкой плотностью населения и суровыми климатическими условиями, где ведется работа вахтовым методом, и возможно, что вахтовики являются основными потребителями алкогольной продукции. Вероятным вариантом объяснения может быть также и то, что у ряда больных опухоль выявляется в запущенной стадии и это определяет высокую летальность в данной группе пациентов. Эти вопросы следует изучить в дальнейшем.
Полученные нами данные соответствуют мировым тенденциям. По данным ВОЗ, в Европе употребление алкоголя явилось причиной 180 000 случаев рака [21]. По оценкам, 4,1% всех новых случаев рака в мире в 2020 г. связаны с употреблением алкоголя [24]. В исследовании, включающем 184 418 женщин в постменопаузе, рак молочной железы был статистически значимо связан с приемом алкоголя, даже в случае его умеренного количества; заболеваемость повышалась при увеличении дозы алкоголя [25].
Алкогольные напитки классифицированы Международным агентством по изучению рака как канцерогенные для человека (группа 1) [26]. Большинство данных свидетельствуют о том, что оптимальным уровнем потребления алкоголя для большинства демографических групп является нулевое потребление алкоголя и что «не существует порога потребления алкоголя, ниже которого риск развития рака не возрастает» [27]. В рекомендациях по профилактике рака указано, что в целях предотвращения рака лучше алкоголь не употреблять [28].
Здоровый образ жизни, в том числе ограничение употребления алкоголя, может предотвратить развитие онкологических заболеваний: метаанализ проспективных когортных исследований с 1,9 млн участников при сравнении лиц с самым здоровым и наименее здоровым образом жизни показал снижение рисков вновь возникшего рака — 0,71 (0,66—0,76) и смертности от рака — 0,48 (0,42—0,54) (30 исследований с 1,8 млн участников). Здоровый образ жизни связан со значительным снижением риска онкологической заболеваемости и смертности, поэтому ему следует отдавать приоритет в профилактике рака [29].
В то же время вызывает озабоченность низкая осведомленность населения о канцерогенном эффекте алкогольных напитков. Так, по данным национального исследования «Здоровая Ирландия» с участием 7498 человек, только 21% опрошенных правильно определили связь употребления алкоголя с раком молочной железы [30]; в Великобритании только 12,9% из 2100 респондентов без подсказки назвали рак потенциальным последствием употребления алкоголя [31].
Известно, что алкогольные напитки вместе с табачными изделиями и нездоровыми продуктами питания связаны с НИЗ, в том числе ЗНО, однако следует признать, что борьба с этими неблагоприятными факторами сопряжена со значительными трудностями, так как транснациональные корпорации в отраслях по производству и продвижению нездоровых продуктов действуют на различных уровнях (местном, региональном и глобальном) и обладают большой экономической мощью, позволяющей влиять на политические процессы [32]. Корпорации используют различные стратегии для получения максимальной прибыли за счет здоровья, включая изощренные маркетинговые методы, вмешательство в политические процессы, искажение результатов исследований и фактических данных, инициативы корпоративной социальной ответственности и ряд других. Поэтому единственными жизнеспособными политическими инструментами в борьбе со злоупотреблением алкоголем и, следовательно, с заболеваемостью НИЗ, в том числе онкологическими заболеваниями, являются действия правительства, в частности регулирование и законодательство в этой сфере [33], при этом следует помнить, что ограничительные меры могут привести к увеличению самогоноварения.
Снижение чрезмерного потребления алкоголя в настоящее время становится одним из основных направлений профилактических действий и стратегий по борьбе с онкологическими заболеваниями и другими НИЗ. ВОЗ разработала «Глобальный план действий по борьбе с алкоголем на 2022—2030 годы», ставящий цель добиться к 2030 г. относительного сокращения потребления алкоголя на душу населения минимум на 20%. Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья» предусматривает в числе прочего снижение потребления алкоголя. В национальном руководстве «Профилактика хронических неинфекционных заболеваний в Российской Федерации» отмечается, что для уменьшения бремени НИЗ и снижения рисков этих заболеваний необходим межведомственный комплексный подход, включающий также систему образования, культуру, средства массовой информации, финансы, торговлю и другие сектора. В рамках популяционной стратегии вмешательства по сокращению потребления алкоголя предусмотрено регулирование физической доступности алкогольных напитков, в том числе ограничения на плотность торговых точек, время и место продаж, минимальный разрешенный возраст для покупки; ограничения и запреты на рекламу и продвижение алкогольных напитков; маркировка алкоголя предупреждениями о вредном воздействии алкоголя на здоровье; просветительские информационные кампании для повышения осведомленности об опасных последствиях употребления алкоголя; налоги и минимальные цены на алкогольные напитки; принятие управленческой политики; планирование расположения и плотности точек продажи алкоголя и других заведений общественного питания [34].
Ограничения исследования. Мы проанализировали доступную нам в сети Интернет официальную статистическую информацию в разрезе регионов Российской Федерации, отражающую объемы розничной продажи алкоголя и заболеваемость и смертность населения от онкологических заболеваний. Кроме того, рост смертности в 2020 г. мог быть частично связан с эпидемией COVID-19. Для получения более объективной информации о последствиях потребления алкоголя для здоровья необходимы дальнейшие исследования, включающие анализ показателей в динамике за несколько лет, а также опрос больных со злокачественными новообразованиями с целью выявления факторов риска их развития, в частности употребления алкоголя.
Заключение
Исходя их результатов проведенного исследования, считаем, что снижение объема розничных продаж алкоголя менее 2 л на душу населения могло бы внести существенный вклад в снижение заболеваемости и смертности от онкологических заболеваний в Российской Федерации, а также способствовать повышению ожидаемой продолжительности жизни россиян до 78 лет. С этой целью считаем целесообразным повысить грамотность населения в вопросах связи употребления алкоголя и развития злокачественных новообразований посредством проведения информационной кампании. Предлагаем принять меры по ограничению доступности алкоголя во времени, в пространстве и экономически, включая повышение акцизов на алкоголь, поддержку трезвеннического движения, профилактическую работу с молодежью и школьниками, ограничение продажи алкоголя в выходные и праздничные дни, увеличении времени запрета на продажу с алкоголя с 20:00 до 11:00. Считаем важным также запретить продажу алкогольной продукции с содержанием этанола более 15% в продуктовых магазинах и вынести ее в отдельные специализированные магазины, которые не должны иметь ярких вывесок и должны располагаться на достаточном расстоянии от жилых домов, учебных заведений и детских учреждений. Могут быть рассмотрены способы поощрения здорового образа жизни для снижения риска онкологических заболеваний.
Благодарности. Благодарю студенток 6-го курса медицинского института ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» (Сыктывкар, Россия) Ксению Валерьевну Гоппе и Анну Николаевну Евсееву за помощь в поиске статистического материала.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.