Востребованность хирургических методов лечения пациентов с патологией околоносовых пазух диктует необходимость детального изучения такой структуры, как надкостница верхнечелюстной пазухи, для которой характерны легкая травматизация и слабые регенераторные потенции, что особенно касается мукопериоста/Шнейдеровой мембраны. Отличия в функциональном аспекте надкостницы верхнечелюстной пазухи от классической надкостницы побуждают к изучению ее структурной организации.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучить особенности строения периоста передней стенки верхней челюсти у пациентов с одонтогенным верхнечелюстным синуситом.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Методом световой микроскопии с применением морфометрии изучены гистологические срезы надкостницы, полученные от мужчин в возрасте 36—60 лет. Были сформированы две группы исследования по 10 объектов в каждой. В одну группу вошел биопсионный материал, взятый с передней стенки верхнечелюстной пазухи снаружи, в другую — изнутри. Группу сравнения составил аутопсийный периост, взятый на уровне диафиза трубчатой кости (5 объектов).
РЕЗУЛЬТАТЫ
Выявлен ряд сходных и отличительных характеристик между надкостницей разных локализаций. Установлено, что все изученные отделы надкостницы имеют волокнистый слой, состоящий из пучков коллагеновых волокон. В надкостнице верхней челюсти отсутствует внутренний слой, так же как кровеносные сосуды. Наиболее выраженные различия обнаружены в периосте передней стенки верхнечелюстной пазухи со стороны слизистой оболочки. Он состоит только из одного пучка волокон, не имеет структурных связей с костью и на отдельных участках связан с помощью перпендикулярных волокон с собственной пластинкой слизистой оболочки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование наглядно продемонстрировало вариативность в строении периоста. Отсутствие структурных связей Шнейдеровой мембраны с костью и наличие участков связи ее со слизистой оболочкой позволили усомниться в существовании структуры, которую называют «надкостницей» верхнечелюстной пазухи.