Правильность вновь созданных форм - вот ключ к разгадке гармонии! Интересно отметить, что еще на рубеже XIX-XX веков в Западной Европе были созданы общества, члены которых уделяли огромное внимание гармонии форм. Это были люди, принадлежавшие к различным профессиям: архитекторы, скульпторы, художники, строители, инженеры. Известно, что в переводе с греческого термин «гармония» рассматривается как эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой. Кусочек скульптурной глины начинает оживать, когда из неоформленного объекта формируется нежный силуэт ребенка или мужественный профиль воина. Именно гармония форм занимает ведущее место в понятии красоты.
Гармония цвета как будто бы уходит на дальний план. Казалось бы, кусочек глины, который имеет совершенно определенную однородную структуру, единый цвет - что в нем особенного, чем он может привлечь к себе взор обывателя? Как происходит удивительное чудо ваяния, в какой момент нашего деяния объект, с которым мы занимаемся, становится одушевленным?
Безусловно, изначально задаются габаритные очертания предмета, затем расставляются приоритеты по отношению целого к частному, далее прорисовывается микрорельеф поверхностей. Чем больше дифференцируется поверхность, тем в большей степени мы получаем отраженные лучи света от нее. Кусочек глины оживает в руках скульптора, когда процесс дифференциации поверхностей завершен. Очевидно расшлифовка поверхностей, процесс отражения видимого света от множества различных граней, переплетенных между собой, дает нам возможность увидеть красоту вновь созданного объекта. Этим премудростям мастерства учат студентов в высших учебных заведениях, на художественно-графических факультетах, но, к сожалению, процесс восстановления гармонии остается тайной для врачей-стоматологов. А ведь именно в XXI веке, владея современными технологиями, члены профессионального стоматологического сообщества могут позволить себе создавать гармонию форм зубочелюстного аппарата и приблизиться к эстетической стоматологии. Право «увидеть, осознать и воспроизвести гармонию форм зубов, зубных рядов» в настоящее время принадлежит как врачам-стоматологам, так и их коллегам, зубным техникам.
Природа удивительна и неповторима! Изначально зуб как орган сотворен таким образом, что на площади незначительных размеров располагается огромное количество борозд, углублений, ложбинок, впадин, щелей и множество других морфологических образований. Есть гармония форм, созданная природой. Можно себе представить, как высоко при этом дифференцируется поверхность зубов. Чем больше степень дифференциации поверхности, тем объемнее рабочая поверхность зуба, тем лучше жевательная эффективность зубочелюстного аппарата, тем быстрее идет процесс формирования пищевого комка. Дети мгновенно пережевывают, перетирают жесткую, грубоволокнистую пищу, не прилагая усилий, в дальнейшем все системы человеческого организма функционируют в достойном режиме, желудочно-кишечный тракт принимает на себя хорошо механически переработанный пищевой комок. С годами изнашиваются поверхности зубов, процесс переработки пищи затрудняется, пищевой комок проглатывается механически недостаточно обработанным, после чего возникает серия проблем на различных уровнях, нарушаются процессы функционирования многих органов и систем.
К сожалению, в адрес стоматологов высказывается немало упреков, которые не всегда безосновательны, а восстановление утраченных тканей не выдерживает никакой критики. Демонстрируется клинический случай, где восстановленная ранее коронковая часть зуба 36 не соответствует ни по форме, ни по цвету моляру нижней челюсти.
В клинику терапевтической стоматологии обратился пациент с жалобами на задержку пищи в межзубном промежутке в области зубов 35, 36, а также на эстетический дефект коронковой части зуба 36 (рис. 1, 2).
Из анамнеза заболевания выяснено, что в 2011 г. произведена реставрация коронковой части зуба 36 прямым методом композиционным материалом. При объективном обследовании отмечается несоответствие формы и цвета первого моляра нижней челюсти своей групповой принадлежности.
Диагноз: зуб 36 - дефект реставрации, хронический периодонтит, зуб 35 - кариес дентина.
На рис. 3 и 4
Далее полностью удаляется композиционный материал в области зуба 36, дистальный канал готовится под световолоконный штифт LuxaPost («DMG»), который в дальнейшем фиксируется на материал двойного отверждения Luxa Core Z («DMG»), формируется культя зуба (рис. 5, 6).
Культя зуба покрывается временной коронкой Protemp Crown («3М ESPE») (рис. 7, 8).
После получения разборной гипсовой модели приступаем к работе с гипсовым штампиком зуба 36 (рис. 9).
По периметру уступа наносится материал Filtek Flow («3М ESPE») для обеспечения плотного контакта будущей реставрации с тканями зуба (рис. 10).
Далее тонким слоем композитного материала проводится облицовка гипсового штампика опакового оттенка (рис. 11).
Для укрепления будущей конструкции используется лента GlasSpan («GlasSpan Inc.»), в которую оборачивается полученный композитный колпачок (рис. 12-14).
На полученный композитный колпачок наносится пломбировочный материал, задаются габаритные очертания будущей реставрации, формируется экватор, вершины основных бугорков (рис. 15, 16).
Моделируется жевательная поверхность (рис. 17, 18).
Моделирование коронковой части зуба 36 проводится по модульным технологиям реставрации зубов (Л.М. Ломиашвили, 2004) (рис. 19, 20).
Для придания естественности реставрации используется цветокорректор (см. рис. 18). Периметр полученной реставрации полируется с использованием системы Sof-Lex («3М ESPE») (рис. 21).
Микроконтурирование и полировка жевательной поверхности для финишной обработки осуществляются борами (SS White) различной конфигурации (рис. 22).
Перед окончательной фиксацией реставрации зуба 36 проводится лечение зуба 35. Для контроля качества препарирования твердых тканей зуба 35 использовалась методика Life-D.T., «SoproLife» (Acteon) (рис. 23-28).
Рис. 29, 30
Таким образом, реконструкция зубов является достаточно важным звеном в цепи восстановления функционально-физиологического взаимодействия органов и тканей полости рта. Владея современными технологиями, а также знаниями и умениями в области реконструктивной терапии врачи-стоматологи должны восстанавливать утраченные ткани зубов в гармоничном режиме, возобновляя индивидуальность форм, задуманных природой.