В последние годы отмечено увеличение числа больных, страдающих сахарным диабетом 2-го типа (СД2) [1, 2]. У этих пациентов практически в 100% случаев отмечаются воспалительные заболевания пародонта [3], а также хронические периапикальные очаги одонтогенной инфекции [4, 5]. Повышение качества жизни и стоматологической помощи таким больным активно обсуждается в связи с серьезными медицинскими и социальными последствиями этого заболевания [6].
Исследованиями клиницистов, в том числе врачей-стоматологов, установлено, что совокупность всех факторов, обусловленных действием СД2, а именно поражение сердечно-сосудистой системы, нейро-, ретино- и нефропатологии, а также имеющиеся нарушения обмена веществ, трофики тканей, сдвиги в функциональном состоянии внутренних органов и систем организма прямо и косвенно влияют на состав слюны, местный иммунитет и микрофлору полости рта [7, 8]. Все это способствует более тяжелому течению воспалительных заболеваний полости рта, а также часто осложняет заживление послеоперационных ран инфекционно-воспалительным процессом [9].
В отделения хирургической стоматологии амбулаторно-поликлинических лечебно-профилактических учреждений часто обращаются пациенты, нуждающиеся в удалении зубов по поводу хронического или обострившегося хронического периодонтита, пародонтита или другой патологии зубов [10, 11]. При этом у лиц, страдающих СД2, раны в полости рта, образовавшиеся после удаления зубов, часто осложняются альвеолитом, что приводит к необходимости повторного посещения врача-стоматолога и нередко сопровождается потерей трудоспособности [12—14].
В литературе отмечается, что после удаления зуба альвеолиты у пациентов, страдающих СД2, возникают более чем в половине клинических наблюдений. Они могут сопровождаться выраженным болевым синдромом и плохо поддаются лечению несмотря на использование современного инструментария и местного обезболивания [15]. Поэтому поиск путей профилактики инфекционно-воспалительных осложнений после удаления зуба у лиц, страдающих СД2, является актуальным.
В настоящее время на отечественном фармацевтическом рынке появился новый ранозаживляющий препарат мультинаправленного действия Аргакол (патент № 2354389 RU, регистрационное удостоверение №ФСР 2010/08285 от 09.03.16, авторы: Г.Е. Афиногенов и др.). Это биодеградируемый гидрогель, который образует на поверхности раны эластичную водо- и воздухопроницаемую пленку, легко удаляемую водой или физиологическим раствором. В состав Аргакола, согласно инструкции производителя, входят: гидролизат коллагена, натриевая соль альгиновой кислоты, антисептики с различными механизмами действия (катапол, диоксидин, повиаргол), а также гипохлорит натрия, глицерин, а в качестве консервантов — нипагин и нипазол. Проведенные клинические исследования показали его высокую эффективность в различных областях хирургии [16, 17].
Цель исследования: разработать способ профилактики инфекционно-воспалительных осложнений, возникающих после операции удаления зуба у лиц, страдающих СД2, а также оценить его эффективность.
Материал и методы
Проведено клиническое исследование с участием 62 пациентов — 21 (33,87%) мужчина и 41 (66,13%) женщина в возрасте от 28 до 65 лет, страдающих СД2 и нуждающихся в хирургической санации полости рта. Операция удаления зуба была выполнена всем пациентам по общепринятой методике. В зависимости от ухода за лункой непосредственно после удаления зуба пациенты разделены на две группы: основную и контрольную. В контрольную группу вошли 25 человек (9 мужчин и 16 женщин), у которых были удалены 25 зубов. Слизистая оболочка над лункой удаленного зуба при необходимости сближалась путем накладывания на нее швов. После удаления зуба у пациентов этой группы на лунку на 15—20 мин накладывали стерильный марлевый шарик. Для профилактики возникновения альвеолита в контрольной группе лунка заживала под «кровяным» сгустком. В основную группу вошли 37 человек — 12 мужчин и 25 женщин, у которых было удалено 37 зубов. По показаниям слизистая оболочка над лункой удаленного зуба сближалась путем наложения швов. Для профилактики возникновения альвеолита в основной группе пациентов использовали биодеградируемый гидрогель Аргакол, который выдавливали из тюбика и наносили на кровяной сгусток, располагающийся в лунке удаленного зуба, шпателем, обеспечивая полное закрытие поверхности кровяного сгустка тонким слоем препарата (до 1 мм). Обычно пленка над поверхностью лунки удаленного зуба образовывалась за 3—7 мин. Марлевым шариком лунку удаленного зуба у пациентов основной группы не накрывали.
На рис. 1 представлено распределение зубов, после удаления которых возник альвеолит у пациентов контрольной и основной групп.
Показаниями к удалению зубов у пациентов, страдающих СД2, в контрольной и основной группах были: хронический периодонтит, обострение хронического периодонтита, хронический пародонтит, хронический пародонтит в стадии абсцедирования, а также острый гнойный периостит челюстей (рис. 2).
Оценку эффективности предложенного способа профилактики возникновения альвеолита оценивали по частоте встречаемости данного осложнения у лиц основной и контрольной групп, а также по тяжести течения возникшего альвеолита [11].
Полученный в результате клинического исследования цифровой материал обработан на персональном компьютере с использованием специализированного пакета для статистического анализа — Statistica for Windows v. 6.0. Различия между сравниваемыми группами считались достоверными при р≤0,05. Случаи, когда значения вероятности показателя р находились в диапазоне 0,05—0,10, расценивали как «наличие тенденции».
Результаты и обсуждение
В ходе клинического исследования была установлена частота встречаемости альвеолита в контрольной и основной группах (рис. 3). Так, в контрольной группе осложнения в виде альвеолита возникли у 17 (68,0%) пациентов. При этом чаще встречались средние и тяжелые формы течения альвеолита (рис. 4). У лиц основной группы осложнения в виде альвеолита возникали реже, чем в контрольной группе (р≤0,05), а именно у 11 (29,73%) пациентов. При этом чаще встречались легкие формы течения альвеолита (см. рис. 4).
У лиц контрольной группы среднее число посещений врача-стоматолога для лечения альвеолита и средний срок нетрудоспособности, который требовался 11 (64,71%) пациентам, были 2,4±0,23 и 2,17±0,33 сут соответственно, в то время как у пациентов основной группы, среди которых нетрудоспособны были некоторое время только 2 (18,18%) человека, аналогичные показатели составили 0,72±0,34 посещения и 1,08±0,27 сут соответственно (рис. 5). Следует также отметить, что опробуемый биодеградируемый гидрогель Аргакол при использовании его для сохранения целостности кровяного сгустка в лунке удаленного зуба у лиц, страдающих СД2, проявлял не только бактерицидные, но и гемостатические, противовоспалительные и ранозаживляющие свойства, которые можно было четко определять при визуальном осмотре лунки удаленного зуба по состоянию слизистой оболочки в области ее краев, а также степени сохранности кровяного сгустка.
Заключение
Анализ результатов проведенного клинического исследования позволяет заключить, что разработанный способ профилактики возникновения альвеолита после операции удаления зуба у лиц, страдающих СД2, с использованием биодеградируемого гидрогеля Аргакол достаточно эффективен, так как позволил на 38,27% снизить частоту возникновения альвеолита после экстракции зубов. Достоверно отмечено, что в группе пациентов, применявших гидрогель Аргакол, возникающие альвеолиты чаще (63,6%) протекали в легкой степени тяжести по сравнению с контрольной группой, где чаще выявлены альвеолиты средней (47,1%) и тяжелой (35,3%) степени тяжести. Учитывая положительный лечебный эффект от применения разработанного способа и простоту выполнения, следует рекомендовать его использование в клинической практике врачей хирургов-стоматологов и челюстно-лицевых хирургов при операциях удаления зуба для защиты кровяного сгустка у лиц, страдающих СД2 типа.
Все авторы в равной степени принимали участие в подготовке материала.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.