Развитие имплантологических методов значительно изменило современную ортопедическую стоматологию. То, во что сложно было поверить в середине ХХ века, стало рабочей реальностью современной стоматологии. Средние и большие дефекты перестали быть уделом только пластиночного протезирования [1]. Однако, как свидетельствует медицинская статистика, частичные съемные протезы изготавливаются в среднем в 22—29% случаев у пациентов, которые обращаются за стоматологической ортопедической помощью [2]. Особенно часто невозможность использования имплантологических методов объясняется индивидуальной непереносимостью металла несъемной ортопедической конструкции. При этом пациенту изготавливают один из видов частичного пластиночного протеза: акриловый, бюгельный или нейлоновый.
При протезировании съемными протезами очень сложно различить процессы адаптации к протезу, ошибки при протезировании и непереносимость собственно материала протеза. Известно, что при съемном протезировании жевательное давление передается либо только через слизистую оболочку протезного ложа (частичные съемные протезы), либо через опорные зубы и слизистую оболочку (бюгельный протез) [3]. Именно исследование морфологических изменений при съемном протезировании эпителия, контактирующего с базисами пластиночных протезов, актуально для определения показаний и особенностей протезирования частичными пластиночными протезами при индивидуальной непереносимости основных дентальных материалов.
В последние годы широкую распространенность в медицинской практике приобрели пластиночные протезы с нейлоновым базисом [4—5]. Благодаря обладанию высокой биоиндифферентностью нейлоновые протезы часто используют при индивидуальной непереносимости стоматологических конструкционных материалов.
Цель исследования — изучить динамику морфологических изменений эпителиальных тканей у лиц, страдающих непереносимостью материалов съемных зубных протезов и пользующихся нейлоновыми частичными съемными протезами.
Материал и методы
Лабораторные исследования проводили у пациентов с нейлоновыми протезами (n=66) в разные сроки пользования протезами — 5, 30 дней после фиксации. Группа контроля — пациенты с удовлетворительными результатами лечения (n=31), репрезентативная группа — пациенты с жалобами на пользование протезами после наложения протезов или их фиксации (n=35).
Мазок-соскоб получали не ранее чем через 2 ч после еды. Полость рта предварительно не полоскали. Соскоб получали при помощи стандартной одноразовой фолькмановской ложки, которой с легким нажатием проводили по внутренней поверхности щек, по переходной складке и со дна полости рта. Полученные препараты окрашивали гематоксилином и эозином с последующим изучением под световым микроскопом.
При микроскопическом исследовании оценивали визуальную массу клеток, наличие нейтрофилов и лейкоцитов. Поскольку эпителий слизистой полости рта относится к многослойному плоскому эпителию, мы в 10 полях зрения определяли не менее 100 клеток на предмет их зрелости. Критериями зрелости были размер ядра, его соотношение с цитоплазмой, наличие и выраженность рисунка хроматина. Поверхностные клетки эпителия характеризовались однородной умеренно окрашиваемой цитоплазмой и маленьким плотным однородным ядром, расположенным в центре. Клетки промежуточного слоя характеризовались крупными размерами, однородной умеренно окрашенной цитоплазмой, крупным сочным, центрально расположенным ядром. Оно часто имеет однородную структуру, отдельные — демонстрируют гранулярно-волокнистый рисунок хроматина. Наконец, клетки парабазального слоя характеризуются малыми размерами тела, крупным ядром, занимающим значительную часть клетки. Ядро сочное, обычно однородной структуры.
Результаты и обсуждение
При протезировании нейлоновыми протезами у лиц, которые не предъявляли жалоб на качество протезирования, определялись незначительное количество эпителиоцитов, одиночные разрушенные эпителиоциты, незначительное количество нейтрофилов и лимфоцитов (рис. 1).
Динамика состояния эпителия слизистой оболочки у пациентов с нейлоновыми протезами, удовлетворенных качеством протезирования, представлена в табл. 1.
По сравнению с аналогичными результатами исследований у больных с акриловыми протезами очевидна более сглаженная динамика количества промежуточных клеток, которые на протяжении адаптации практически возвращаются к уровню перед протезированием (рис. 2).
Эти результаты и сравнительный анализ подтверждают ранее доказанные утверждения, что съемные протезы, выполненные из термопластов, оказывают значительно менее пагубное воздействие на мягкие ткани полости рта.
При изучении воздействия нейлоновых протезов на эпителий у лиц с симптомами непереносимости отмечена тенденция к стабильному снижению показателя поверхностных клеток. Причем она сохраняется на протяжении от первого исследования (через 7 дней) и до 60 сут исследования (табл. 2).
Следует также отметить повышение уровня парабазальных клеток, чего не наблюдали ни в одном ранее проводимом исследовании.
Заключение
Морфологические изменения эпителия слизистой полости рта при протезировании нейлоновыми протезами незначительны по сравнению с изменениями, возникающими при протезировании съемными акриловыми протезами.
По нашему мнению, явления, которые мы наблюдаем при изучении непереносимости нейлоновых протезов, связаны не с материалом протезов, а с особенностями воздействия термопластического базиса на подлежащие ткани.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.