Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Серова О.Ф.

ГБУЗ МО «Московский областной перинатальный центр» Минздрава Московской области

Седая Л.В.

ГБУЗ МО «Московский областной перинатальный центр» Минздрава Московской области

Тонкаль Я.В.

ГБУЗ МО «Московский областной перинатальный центр» Минздрава Московской области

Логутова Л.С.

ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии» Минздрава Московской области

Шутикова Н.В.

ГБУЗ МО «Московский областной перинатальный центр» Минздрава Московской области

Петрова А.С.

ГБУЗ МО «Московский областной перинатальный центр»

Гридчик А.Л.

ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии» Минздрава Московской области

Особенности фетоплацентарного комплекса при многоплодной беременности, осложненной внутриутробной гибелью одного из плодов

Авторы:

Серова О.Ф., Седая Л.В., Тонкаль Я.В., Логутова Л.С., Шутикова Н.В., Петрова А.С., Гридчик А.Л.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1334

Загрузок: 35


Как цитировать:

Серова О.Ф., Седая Л.В., Тонкаль Я.В., Логутова Л.С., Шутикова Н.В., Петрова А.С., Гридчик А.Л. Особенности фетоплацентарного комплекса при многоплодной беременности, осложненной внутриутробной гибелью одного из плодов. Российский вестник акушера-гинеколога. 2022;22(6):61‑67.
Serova OF, Sedaya LV, Tonkal’ YV, Logutova LS, Shutikova NV, Petrova AS, Gridchik AL. Peculiarities of the fetoplacental complex in multiple pregnancy complicated by intrauterine death of one fetus. Russian Bulletin of Obstetrician-Gynecologist. 2022;22(6):61‑67. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/rosakush20222206161

Рекомендуем статьи по данной теме:
Фак­то­ры рис­ка внут­ри­ут­роб­ной ги­бе­ли пло­да. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(2):47-52

Введение

Многоплодная беременность повышает риск неблагоприятных перинатальных исходов, поэтому до сих пор остается актуальной проблемой в акушерстве [1].

Такие осложнения, как невынашивание беременности, преждевременные роды, преэклампсия, гестационный сахарный диабет и т.д. при многоплодии встречаются в 3 раза чаще, чем при беременности одним плодом (80 и 25% соответственно) [2].

Специфическим осложнением многоплодной беременности является внутриутробная гибель одного из плодов (код МКБ-10 031.2 «продолжающаяся беременность после внутриутробной гибели одного или более одного плода»).

По данным литературы, такое осложнение встречается с частотой от 3 до 7% [3—6].

Диагноз антенатальной гибели плода правомочен, начиная с 22 нед гестации при достижении плодом массы тела 500 г согласно приказу МЗ и СР РФ №1687н от 27 декабря 2011 г. и основывается на выводах экспертов ВОЗ о том, что 22-недельный плод жизнеспособен и нуждается в реанимационной помощи и выхаживании [7].

После постановки диагноза внутриутробной гибели плода в первую очередь перед акушером-гинекологом встает задача сохранить жизнь второму плоду и снизить перинатальные риски и заболеваемость в пери- и постнатальном периодах, поэтому многоплодную беременность, осложненную внутриутробной гибелью одного плода, следует вести как беременность высокого перинатального риска [8].

В настоящее время общепризнано, что большая часть перинатальной патологии возникает в антенатальный период, а в ее происхождении ведущую роль играют структурно-функциональные нарушения, возникающие в системе мать—плацента—плод [9, 10].

Цель исследования — выявить особенности фетоплацентарного комплекса (ФПК) при многоплодной беременности, осложненной внутриутробной гибелью одного из плодов в различные сроки гестации.

Материал и методы

Для выполнения поставленных задач был проведен анализ анамнеза, особенностей течения беременности, родов и перинатальных исходов у 120 женщин, имевших многоплодную беременность двойней, родивших в 2016—2021 гг. в ГБУЗ МО «Московский областной перинатальный центр».

Критерием включения в исследование было наличие многоплодной беременности. Все беременные были разделены на две группы. Основную (1-ю) группу составили 60 беременных с многоплодной беременностью, осложнившейся внутриутробной гибелью одного из плодов в различные сроки гестации. Основная группа также была поделена на две подгруппы: подгруппу 1А составили 25 пациенток с многоплодной беременностью, у которых внутриутробная гибель одного из плодов произошла до 22 нед гестации, в подгруппу 1Б вошли 35 беременных с многоплодной беременностью, у которых внутриутробная гибель одного из плодов наступила после 22 нед гестации. Во 2-ю группу (группу сравнения) вошли 60 беременных с многоплодной беременностью, роды у которых закончились рождением двух живых новорожденных.

Критериями исключения были многоплодная беременность двойней после редукции эмбрионов, многоплодная беременность более чем двумя плодами, двойни с врожденными пороками развития одного или обоих плодов.

Проводили анализ данных первичной медицинской документации, результатов исследования с помощью лабораторных и инструментальных методов.

Оценку состояния ФПК осуществляли с помощью следующих методов:

— анализ анамнестических данных беременных, особенностей течения данной беременности;

— общеклинический, биохимический анализы крови, гемостазиограмма;

— ультразвуковое исследование на аппаратах GE Voluson E8 (США), Phillips Affiniti 50 (Голландия), Mindray DC-8 (КНР);

— допплерометрический метод (оценивали угол-независимые показатели кривой скоростей кровотока — пульсационный индекс и индекс резистентности в сосудах мать—плацента—плод, включающих маточные артерии, артерию пуповины, среднемозговую артерию у плода);

— кардиотокография;

— патоморфологическое исследование плацент.

Результаты исследования были обработаны статистически: определяли средние величины вариационного ряда, применяли метод с вычислением t-критерия по Стьюденту—Фишеру и критерия достоверности выявленных различий (p<0,05). Статистическая обработка данных проведена с использованием программы IBM SPSS Statistic, версия 23.0.

Результаты и обсуждение

Установлено, что средний возраст женщин в подгруппе 1А составил 33,4±4,7 года, при этом 46% (12 женщин) находились в позднем репродуктивном возрасте (старше 35 лет). В подгруппе 1Б средний возраст беременных был 31,2±3,9 года, доля пациенток позднего репродуктивного возраста составила 40% (14 женщин).

Во 2-й группе средний возраст пациенток существенно не различался и составил 31,6±4,7 года, однако доля беременных позднего репродуктивного возраста была почти в 2 раза меньше — 20,3% (12 женщин). Согласно современным представлениям у женщин позднего репродуктивного возраста риск развития акушерско-гинекологической патологии, в том числе риск внутриутробной гибели плода был выше в 4—7 раз [11].

Масса тела пациенток в подгруппе 1А колебалась от 53 до 108 кг, средняя масса составила 82,07±2,3 кг. Среди женщин подгруппы 1А 38,4% (10 женщин) были с ожирением II—III степени, имели индекс массы тела (ИМТ) более 30 кг/м2. В подгруппе 1Б масса тела пациенток составляла от 50 до 86 кг, средняя масса была равна 68,77±2,5 кг, доля женщин с ожирением II—III степени составила 20% (7 женщин). Исходя из этих данных, среди женщин с многоплодной беременностью, осложненной антенатальной гибелью одного плода, достоверно чаще встречались беременные старше 35 лет, а также страдавшие ожирением (ИМТ более 30 кг/м2), p<0,05. Во 2-й группе (группе сравнения) масса тела пациенток колебалась от 63 до 98 кг, средняя масса составила 66,9±4,1 кг. Самый низкий процент женщин, страдавших ожирением (ИМТ >30 кг/м2), был во 2-й группе и составил 13,6 (8 женщин).

По данным современных исследований, у пациенток с изначально избыточной массой тела и ожирением повышается риск развития всех акушерских осложнений, таких как угроза прерывания в I триместре, угроза преждевременных родов, задержка роста плода, развитие гестационного сахарного диабета и др. [12].

Нами не обнаружено достоверных различий по частоте развития экстрагенитальных заболеваний у женщин, вошедших в исследование. Различные экстрагенитальные заболевания (анемия, тромбофилия, гипертония, сахарный диабет, болезни щитовидной железы, желудочно-кишечного тракта и бронхолегочной системы и т.д.) имели 33% (n=8) беременных из подгруппы 1А, 29% (n=10) — из подгруппы1Б. В группе сравнения экстрагенитальными заболеваниями страдали 21% (n=13) беременных.

По нашим данным, задержка роста плода достоверно чаще наблюдалась в группе сравнения (у беременных с многоплодной беременностью и живыми плодами), в то время как в подгруппе 1А (гибель одного плода до 22 нед беременности) была наименьшей (рис. 1).

Рис. 1. Распространенность задержки роста плода по данным УЗИ в обследованных группах (p<0,01 — различия между подгруппой 1А и 2-й группой).

Это, вероятно, объясняется тем, что при гибели одного из плодов в ранние сроки беременность выжившим плодом протекает как одноплодная и, соответственно, функция ФПК в большинстве наблюдений не страдает. Редукцию умерших плодов не проводили в связи с высоким риском самопроизвольного прерывания беременности.

По данным допплерометрии, во II и III триместрах беременности умеренные нарушения кровотока в фетоплацентарной системе (нарушения маточно-плацентарного кровотока — МПК) — стадия IА гемодинамических нарушений и нарушения плодово-плацентарного кровотока (ППК) — гемодинамические нарушения IIБ, II—III стадии чаще регистрировались у беременных подгруппы 1Б (рис. 2).

Рис. 2. Гемодинамические нарушения в системе фетоплацентарного комплекса по результатам допплерометрии в обследованных группах (различия между подгруппами 1Б и 1А и 2-й группой достоверны, p<0,01).

При анализе результатов кардиотокографии у пациенток в обследуемых группах выявлено, что признаки страдания плода достоверно чаще определялись в подгруппе 1Б и составили 21,8% (8 беременных), в то время как в подгруппе 1А встречались всего в 2% (1 беременная), а в группе сравнения — в 6% (4 беременных; p<0,01).

Структура осложнений плацентарного комплекса по данным УЗИ в обследуемых группах представлена в таблице.

Структура осложнений плацентарного комплекса по данным УЗИ в обследованных группах

Осложнение

Подгруппа 1А

(n=25)

абс. (%)

Подгруппа 1Б

(n=35)

абс. (%)

2-я группа

(n=60)

абс. (%)

p

Низкая плацентация

4 (16,2)

5 (14,3)

10 (16,3)

p1>0,05

p2>0,05

p3>0,05

Неполное предлежание плаценты

1 (4)

3 (8,6)

3 (5)

p1>0,05

p2>0,05

p3>0,05

Полное предлежание плаценты

0

1 (2,8)

0

p1>0,05

p2>0,05

p3>0,05

Гиперплазия плаценты

1 (4)

0

2 (3,3)

p1>0,05

p2>0,05

p3>0,05

Гипоплазия плаценты

1 (4)

5 (14,2)

9 (15)

p1>0,05

p2>0,05

p3>0,05

Патология околоплодных оболочек, маловодие, многоводие

4 (16)

13 (38,4)

11 (18,4)

p1<0,05

p2<0,05

p3>0,05

Патология пуповины (аномалии длины, краевое и оболочечное прикрепление к плаценте, единственная артерия пуповины)

1 (4)

3 (8,5)

1 (1,7)

p1>0,05

p2<0,05

p3>0,05

Примечание. p2 — сравнение подгрупп 1А и 1Б; p2 — сравнение подгруппы 1Б и 2-й группы, p3 — сравнение подгруппы 1А и 2-й группы.

Наибольшая частота развития осложнений в области плацентарного комплекса наблюдалась у беременных подгруппы 1Б: у них в 2 раза чаще, чем в других группах, выявлялись нарушения объема амниотической жидкости в виде много- и маловодия, которые составили 38,4% (13 беременных). Аномалии пуповины (абсолютная короткость, краевое и оболочечное прикрепление пуповины к плаценте, аплазия одной из пупочных артерий, гипер- и гипоизвитая пуповина) у беременных с внутриутробной гибелью одного из плодов в сроке более 22 нед гестации встречались в 2 раза чаще, чем в подгруппе 1А, и в 5 раз чаще, чем в группе сравнения.

Полученные результаты согласуются с данными литературы о роли патологии пуповины и околоплодных оболочек в развитии гестационных осложнений. В 7,7—21,4% наблюдений они служат причиной асфиксии новорожденного, в 1,7—4,3% — антенатальной гибели плода, в 1,5—1,6% — постнатальной смертности [13].

Гистологическое исследование плацент показало, что чаще всего в плацентарной ткани обнаруживались признаки хронической плацентарной недостаточности во всех группах. В подгруппе 1А распространенность данного осложнения составила 59,1% (15 плацент) и незначительно отличалась от таковой в подгруппе 1Б — 69,4% (24 плаценты) и во 2-й группе — 55,4% (33 плаценты) (рис. 3).

Рис. 3. Морфологические изменения в плацентах по результатам гистологического исследования в обследованных группах.

ФПН — фетоплацентарная недостаточность.

При морфологическом исследовании плацент выявлялись структурные изменения, связанные с расстройствами кровообращения, инволютивно-дистрофическими изменениями, а также компенсаторными процессами. Среди патоморфологических изменений отмечалось уменьшение количества кровеносных сосудов в стволовых и терминальных ворсинах, фибриноидное перерождение эпителия ворсин, стромы и стенок сосудов, отложение фибрина со стороны межворсинчатого пространства, уменьшение его объема, коллагенизация стромы, множественные инфаркты, увеличение симпластических почек с признаками дистрофии, морфологическая незрелость ворсин хориона, преобладание промежуточных ворсин. В материнской части плаценты наряду с полнокровными артериями выявлялись спазмированные с утолщенными стенками. Отмечался отек трофобласта. Степень выраженности этих изменений отличалась в биоптатах плацент сравниваемых групп. Наибольшая выраженность морфологических изменений в плацентах была в подгруппе 1Б.

Согласно современным представлениям плацентарная недостаточность относится к самым распространенным синдромам в акушерстве. Возникающие морфофункциональные патологические изменения в плаценте лежат в основе внутриутробной гипоксии, задержки роста и развития плода, антенатальной гибели, синдрома потери плода, а также нарушений состояния новорожденного в раннем нео- и постнатальном периодах [13—17].

Морфологически воспалительные изменения в последах были представлены хориоамнионитом, базальным децидуитом, интервеллузитом. Достоверно чаще хориоамнионит выявлялся в плацентах беременных подгруппы 1Б — 31,4% (11 беременных), что почти в 4 раза чаще, чем в подгруппе 1А — 8% (2 беременных) и в 2 раза чаще, чем в группе сравнения — 15% (9 беременных).

Воспалительные изменения в плаценте играют немаловажную роль в формировании вторичной фетоплацентарной недостаточности [14, 18—20].

Всего родились 180 детей. Наиболее неблагоприятные перинатальные исходы, по нашим данным, были в подгруппе беременных 1Б с многоплодной беременностью и гибелью плода после 22 нед гестации. Из этой группы 84,4% беременных были родоразрешены путем экстренного кесарева сечения, в то время как в подгруппе 1А и 2-й группе преобладали самопроизвольные роды (46 и 30,1% соответственно).

Доля преждевременных родов в подгруппе 1Б была существенно выше, чем в подгруппе 1А и группе сравнения, и составила 93,7% (33 беременные), во 2-й группе доля преждевременных родов была существенно ниже и составила 45,4% (27 беременных), в подгруппе 1А преобладали роды в сроке более 37 нед гестации — 54,8% (14 беременных).

Дети в состоянии тяжелой асфиксии (1—3 балла по шкале Апгар) достоверно чаще рождались в подгруппе 1Б (p<0,05), в то время как в подгруппе 1А и группе сравнения преобладали дети с оценкой 8—9 баллов по шкале Апгар на 1-й и 5-й минутах. Средняя масса тела новорожденных подгруппы 1А составила 2277,1±589,6 г, во 2-й группе — 2144,3±592,3 г, в то время как в подгруппе 1Б — 1418,9±592,3 г.

Наиболее частыми осложнениями у новорожденных во всех группах были дыхательные расстройства в виде респираторного дистресс-синдрома и пневмонии. Причем, достоверно чаще они встречались у новорожденных матерей подгруппы 1Б и составили 75% (27 новорожденных), в то время как в подгруппе 1А и группе сравнения частота этих осложнений была в 2 раза меньше (30,7 и 33,3% соответственно).

Обращала внимание высокая частота поражения ЦНС у новорожденных, родившихся у пациенток подгруппы1Б — 75,0% (27 новорожденных) детей имели гипоксически-ишемические изменения головного мозга различной степени тяжести, что более чем в 2 раза превышает таковые в подгруппе 1А и 2-й группе (31,7 и 26,5% соответственно).

Менее благоприятные перинатальные исходы в подгруппе 1Б были обусловлены в том числе высокой частотой преждевременных родов.

Заключение

Частым осложнением у женщин с многоплодной беременностью и внутриутробной гибелью одного из плодов является плацентарная недостаточность, которая приводит к задержке роста плода и может стать причиной его антенатальной гибели.

У женщин с многоплодной беременностью, осложненной антенатальной гибелью плода, нарушения плодово-плацентарного кровообращения преобладают над маточно-плацентарными нарушениями.

При антенатальной гибели плода у женщин с многоплодной беременностью отмечается высокая частота воспалительных изменений в плаценте.

С целью профилактики антенатальной гибели плода при многоплодной беременности необходимы ранняя диагностика и адекватное лечение фетоплацентарной недостаточности.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — О.Ф. Серова, Л.В. Седая

Сбор и обработка материала — Я.В. Тонкаль, А.С. Петрова

Статистическая обработка — Я.В. Тонкаль, Н.В. Шутикова

Написание текста — Я.В. Тонкаль, Н.В. Шутикова

Редактирование — О.Ф. Серова, Л.В. Седая, Л.С. Логутова, А.Л. Гридчик

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Participation of authors:

The concept and design of the study — O.F. Serova, L.V. Sedaya

Collection and processing of material — Ya.V. Tonkal’, A.S. Petrova

Statistical processing — Ya.V. Tonkal’, N.V. Shutikova

Writing the text — Ya.V. Tonkal’, N.V. Shutikova

Editing — O.F. Serova, L.V. Sedaya, L.S. Logutova, A.L. Gridchik

Authors declare lack of the conflicts of interests.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.