Согласно современным представлениям, развитие воспалительных заболеваний пародонта (ВЗП) является следствием повреждающего влияния зубной бляшки, сопровождается повышением сосудисто-тканевой проницаемости, нарушением микроциркуляции тканей десны, дисбалансом в системе свободнорадикального окисления липидов и приводящее к характерной деструкции тканей пародонта на фоне иммунологических нарушений организма больного [2, 3, 6].
Введение в комплексное лечение заболеваний пародонта лекарственных препаратов, обладающих широким спектром фармакологической активности и способных влиять на основные механизмы патогенеза воспаления, имеет большое практическое значение.
В поисках новых лекарственных веществ исследователи все чаще обращаются к сесквитерпеновым лактонам — обширной группе природных соединений, обладающих широким спектром терапевтического действия: антимикробного, противоракового, антиоксидантного, противовоспалительного, цитотоксического, кардиотонического, аналгезирующего, спазмолитического, гипогликемического, гипотензивного, антивирусного, противогрибкового и др. [1, 5].
На сегодняшний день известны структуры свыше 6 000 сесквитерпеновых лактонов, а наибольшее их количество выделено из цветковых растений — семейства Asteraceae (Compositae). Одним из богатых источников этих веществ является полынь горькая (Artemisia absinthium L.) [5, 8].
Установлена способность партенолида (partenolide, сесквитерпеновые лактоны) и tetramethoxyhydroxyflavone (р7f), содержащихся в лекарственных травах семейства Аsteraceae (Compositae), останавливать резорбцию костной ткани, индуцированную липополисахаридами микроорганизмов [10, 12]. В основе действия лежит супрессия ядерного фактора транскрипции каппа Б (NFκB), сопровождающаяся угнетением остеокластогенеза и активацией апоптоза остеокластов, на фоне снижения уровня простагландина Е2, который совместно с другими медиаторами и модуляторам воспаления активирует остеокласты и управляет резорбцией костной ткани [11]. Простагландины ПГЕ1, ПГЕ2 и ПГ12 обладают мощным сосудорасширяющим действием и потенцируют отек, вызванный гистамином и брадикинином, усиливающим проницаемость стенок сосудов при воспалении [2—4].
Официальные рекомендации по использованию препарата вида полыни Artemisia absinthium L. фиксируют только 1—2 ведущих эффекта, что в значительной степени сужает ее лечебный диапазон применения [8].
Цель исследования — повышение эффективности лечения воспалительных заболеваний пародонта введением в комплекс лечебных мероприятий аппликаций 5% раствора фитопрепарата Artemisia absinthium L.
Материал и методы
Обследованы 29 пациентов с начальными признаками воспаления в тканях пародонта в возрасте от 18 до 35 лет без выраженной соматической патологии до и через 14 сут после завершения курса лечения.
Всем пациентам проводили стандартное стоматологическое обследование, включающее сбор анамнеза и осмотр полости рта. Для оценки пародонтального статуса использовали индекс кровоточивости Мюлеманна — SBI (H. Mihlemann, 1971) в модификации Коула (I. Cowell, 1975) и индекс РМА, модифицированный С. Parma (1960). Для оценки гигиенического состояния полости рта применялся упрощенный индекс OHI-S по Greene-Vermillion (1964). Изучение состояния микроциркуляции тканей пародонта было выполнено методом лазерной допплеровской флоуметрии (ЛДФ) с использованием компьютеризированного лазерного анализатора капиллярного кровотока ЛАКК-02 (НИИ «Лазма», Россия). При стандартном анализе ЛДФ-грамм вычисляли уровень кровотока — М, интенсивность кровотока — σ и коэффициент вариации — Kv (Е.К. Кречина, 1996).
Для исследования смешанной слюны использовался иммуноферментный метод, который проводился с помощью стандартного набора PGE2 Immunoassay и реактивов фирмы «R&D Systems» (США). Для исследования содержания PGE2 проводили сбор смешанной слюны натощак, без стимуляции, путем сплевывания в пробирку в течение 5 мин до и через 14 сут после проведенного лечения. Пробирки с образцами до начала исследования хранили при t= –30 °С. Полученную слюну после однократного размораживания центрифугировали в течение 15 мин при 3000 об/мин и в супернатанте слюны определяли PGE2 в нг/мл. В качестве контроля была исследована смешанная слюна 8 здоровых волонтеров (3 женщины и 5 мужчин) в возрасте от 18 до 35 лет, не имеющих признаков воспаления тканей пародонта. Обследование пациентов проводили до начала лечения и через 14 сут после курса лечения.
Согласно проведенному обследованию, у 15 пациентов был диагностирован хронический катаральный гингивит (ХКГ), у 14 человек — хронический генерализованный пародонтит легкой степени (ХГПлс). В зависимости от вида лечения пациентов с ВЗП разделили на 2 группы: контрольная и основная.
Контрольную группу составили 15 пациентов, в том числе 8 пациентов с ХКГ и 7 человек с ХГПлс. Пациентам данной группы проведена профессиональная гигиена полости рта с помощью ультразвукового аппарата Varios 750 LUX (NSK, Япония), зоноспецифических кюрет Лангера, системы Air Flow, полировочных щеток и паст. Всем обследованным давались рекомендации, проводилось обучение индивидуальной гигиене полости рта, с обязательным введением в повседневный уход средств интердентальной гигиены. Санировали полость рта. Медикаментозную терапию фитопрепаратами в данной группе не проводили.
В основную группу входили 14 пациентов, в том числе 7 человек с ХКГ и 7 пациентов с ХГПлс. Пациентам основной группы, кроме описанных гигиенических мероприятий, в комплексном лечении ВЗП применялся 5% водный раствор фитопрепарата Artemisia absinthium L., в виде аппликаций. Рекомендуемое время экспозиции 20 мин. Для удобства нанесения препарата использовались аппликационные ложки одноразового применения. Курс лечения продолжался в течение 14 дней. Пациенты с ВЗП были обследованы перед началом лечения и через 14 дней с момента окончания курса лечения.
Результаты и обсуждение
В основной группе после проведения аппликаций 5% водного раствора Artemisia absinthium L. при клиническом обследовании уже на 4-й день у пациентов с ХКГ и на 8-й день с ХГПлс наблюдали значительное уменьшение признаков воспаления в тканях пародонта. К концу 2-недельного курса лечения у этих пациентов полностью отсутствовали клинические симптомы воспаления, что подтверждалось показателями стоматологических индексов ОHI-S, РМА и SBI. Индекс ОHI-S у пациентов с ВЗП основной группы снизился в среднем на 70,8% от исходных показателей. Индекс РМА уменьшился в среднем на 66,4%, индекс SBI после лечения находился в пределах значений здорового пародонта.
При обследовании пациентов контрольной группы с ВЗП, которые не использовали медикаментозного лечения, через 14 дней после окончания курса лечения индексы ОHI-S, РМА и SBI снизились в среднем на 52—58% от исходных показателей, но не достигли значений индексов в основной группе.
При анализе динамики показателей микроциркуляции по данным ЛДФ в основной группе у пациентов с ХКГ после проведенного курса лечения отмечали улучшение кровотока в тканях пародонта (табл. 1). Показатель микроциркуляции (М) вырос на 30%, что свидетельствовало о нормализации уровня перфузии тканей кровью. Показатель среднеквадратичного отклонения (σ) увеличился на 18%, что характеризовало повышение колеблемости потока эритроцитов в микрососудах и активизацию тканевого кровотока. У пациентов основной группы с ХГПлс после проведенного курса лечения отмечалось увеличение показателей кровотока (М) на 22%, который достигал значений нормы. Устойчивую тенденцию имело повышение активности кровотока (σ) на 40%. Этот сдвиг обусловлен, преимущественно, снятием воспалительных явлений в тканях пародонта, улучшением перфузии тканей кровью и вазомоторной активности микрососудов.
По данным ЛДФ в контрольной группе при ВЗП сразу после курса профессиональной гигиены выявлена положительная динамика параметров микроциркуляции: уровень тканевого кровотока (М) повысился на 23% (ХКГ) и на 11% при ХГПлс, но их значения не достигали нормы. Показатель колеблемости потока эритроцитов в микрососудах (σ) увеличился на 13% (ХКГ) и на 29% при ХГПлс, но оставался ниже показателей основной группы и уровня показателей интактного пародонта.
При исследовании смешанной слюны установлено: включение в комплексную терапию воспалительных заболеваний пародонта аппликаций фитопрепарата Artemisia absinthium L. сопровождалось достоверным, более значительным снижением содержания простагландинов Е2 в смешанной слюне, приближаясь к значениям здорового пародонта (0,75±0,07 нг/мл). В контрольных группах пациентов с ХКГ и ХГПлс уровень PGE2 в смешанной слюне после курса лечения был выше, чем в основных группах (табл. 2).
Анализ полученных данных показал, что комплексное лечение ВЗП с применением аппликаций 5% водного раствора Artemisia absinthium L. способствует: снижению содержания простагландинов Е2 в смешанной слюне, купированию явлений воспаления в более короткие сроки, а также улучшает кровоснабжение тканей пародонта за счет нормализации тканевого кровообращения. Таким образом, аппликации фитопрепарата Artemisia absinthium L. могут быть рекомендованы в комплексной терапии воспалительных заболеваний пародонта.