Необходимость периодического изучения закономерностей роста и развития детей и подростков определяется изменениями растущего детского организма и его сложным взаимодействием с социальными и биологическими факторами [1, 5].
Для оценки биологического возраста детей и подростков традиционно используют длину, массу тела и окружность грудной клетки, зубную зрелость, половую зрелость, которые сопряжены с уровнем биологической зрелости организма ребенка [2].
При оценке изучаемых показателей с позиций их информационной значимости как критериев биологического возраста установлена статистически сильная прямая связь уровня биологического развития с признаками полового созревания и связь средней степени — с числом прорезавшихся постоянных зубов, что характеризует их как ведущие информационные критерии у детей школьного возраста. Необходимость учета биологического возраста при оценке физического развития диктуется тем, что выявление детей с крайними вариантами развития способствует ранней диагностике заболеваний и состояний «предболезни» [3].
Для определения биологического возраста оценивают каждый критерий, затем суммируют результаты и относят школьника к одной из 3 групп: биологический возраст отстает от паспортного, соответствует ему или опережает его. Смена молочных зубов на постоянные (2-я дентиция) характеризует биологическое развитие организма мальчиков в возрасте от 6 до 13 лет, а девочек — от 5 до 13 лет. Прорезывание передних и боковых групп зубов (первые моляры, центральные резцы, боковые резцы и т.д.) происходит в разном возрасте, наблюдается определенная последовательность прорезывания. Зубы нижней челюсти (НЧ) развиваются несколько раньше, чем верхней челюсти (ВЧ) [4]. Отклонения от нормы сроков прорезывания зубов свидетельствуют об отклонениях в развитии не только зубочелюстной системы, но и организма в целом.
Цель исследования — проанализировать уровень биологической зрелости организма у школьников Нижнего Новгорода с учетом стоматологических критериев биологического возраста.
Материал и методы
Биологический возраст и физическое развитие школьников оценивали генерализирующим методом.
В 2012 г. обследованы 2057 школьников в возрасте от 7 до 17 лет (950 мальчиков и 1107 девочек), обучающихся в 7 общеобразовательных учреждениях Нижнего Новгорода.
Для сравнительного статистического анализа использовали материалы исследований, проведенных в 1980 г., 1992 г., 2002 г. (13 060 обследованных). При проведении антропометрического обследования применялась унифицированная антропометрическая методика. Программа обследования предусматривала измерение и анализ тотальных размеров тела, физиометрических и соматоскопических показателей, в том числе количества и степени прорезывания постоянных зубов. Показатели физического развития оценивались в соответствии с Методическими указаниями «Оценочные таблицы физического развития школьников Нижнего Новгорода» [4].
Результаты обследования заносили в унифицированную Карту изучения состояния здоровья школьника, содержащую 45 параметров, характеризующих морфофункциональное состояние физического развития.
Формирование и обработка базы данных осуществлялись в СУБД FoxPro v.6.0. Статистическая обработка и анализ данных проведены с использованием прикладных программ Biostat, Statistica v.6.0. Для решения задач исследования применили методы вариационной статистики, методы оценки достоверности результатов (критерий t-Стьюдента, χ2, непараметрические методы статистического анализа).
Результаты и обсуждение
Первый период интенсивного прорезывания постоянных зубов приходится на возраст 6—7 лет, когда прорезываются первые моляры и центральные резцы на ВЧ и НЧ, а на НЧ — еще и боковые резцы. Во 2-м периоде выраженного прорезывания зубов (у мальчиков — с 11 лет, у девочек — с 10 лет) происходит усиленное развитие клыков, первых и вторых премоляров, а у девочек — и появление второго моляра. Смена зубов у девочек происходит несколько быстрее, чем у мальчиков. У мальчиков интенсивный прирост постоянных зубов приходится на возраст 11—12 лет, у девочек — на 10—12 лет.
У ускоренно созревающих школьников (по уровню биологической зрелости) прорезывание зубов смещено на 1 год в ранний возраст, у отстающих в развитии — на 1 год в старший возраст.
Анализ динамики приоритетных критериев биологического развития школьников Нижнего Новгорода за последние 30 лет (1980—2012) выявил замедление прорезывания постоянных зубов у школьников, что является проявлением децелерации развития современных детей и подростков (см.таблицу).
От 1980 к 2012 г. среднее число прорезавшихся постоянных зубов у мальчиков и девочек всех возрастных групп снизилось. Следует отметить, что большие различия выявлены в возрастной группе 9—11 лет, в которой число прорезавшихся постоянных зубов снизилось на 1—2.
Изменения отдельных критериев биологического развития определяют динамику физического развития и созревания школьников. Анализ тенденций распределения школьников по уровню биологической зрелости показал, что как в 80-х, 90-х годах, так и в XХI столетии подавляющее большинство школьников имели биологический возраст, соответствующий паспортному (рис. 1).
Однако по сравнению с 80-ми годами к началу XХI века отмечено снижение доли мальчиков и девочек с опережающим вариантом развития и увеличение доли детей с отставанием биологического возраста от паспортного (рис. 2).
В последнее десятилетие обращает на себя внимание обратная тенденция — увеличение доли мальчиков и девочек с уровнем биологической зрелости, опережающим паспортный возраст, и снижение доли детей с отставанием от него.
Проведенный анализ убеждает в высокой информативности и чувствительности показателей развития детей и подростков. Поэтому динамику результатов функциональных, соматометрических исследований с учетом стоматологических критериев оценки биологического возраста предлагается использовать в качестве информационных показателей диагностической системы социально-гигиенического мониторинга как на региональном, так и на федеральном уровне. Полученные данные свидетельствуют о ретардации развития постоянного прикуса у современных школьников. Выявленные тенденции согласуются с данными о динамике показателей физического развития детей, являющихся критериями биологической зрелости организма.