Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Ушаков Р.В.

ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России;
ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России, Москва, Российская Федерация

Герасимова Т.П.

Российская медицинская академия непрерывного последипломного образования, Москва, Россия

Механизмы тканевой деструкции при пародонтите

Авторы:

Ушаков Р.В., Герасимова Т.П.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2017;96(4): 63‑66

Просмотров: 1529

Загрузок: 65


Как цитировать:

Ушаков Р.В., Герасимова Т.П. Механизмы тканевой деструкции при пародонтите. Стоматология. 2017;96(4):63‑66.
Ushakov RV, Gerasimova TP. Mechanisms of tissue destruction in periodontal disease. Stomatology. 2017;96(4):63‑66. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat201796463-66

Рекомендуем статьи по данной теме:
Про­фи­лак­ти­ка вос­па­ле­ния тка­ней па­ро­дон­та при мо­де­ли­ро­ва­нии мик­рог­ра­ви­та­ции. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(6-2):23-28
Эво­лю­ци­он­ные тен­ден­ции из­ме­не­ния мик­ро­эле­мен­тно­го сос­та­ва эма­ли, по­вер­хностных сло­ев ден­ти­на, це­мен­та зу­бов че­ло­ве­ка в Се­ве­ро-За­пад­ном ре­ги­оне Си­би­ри в нор­ме и при па­то­ло­гии в X—XX ве­ках. Сто­ма­то­ло­гия. 2025;(1):5-8
Ви­та­мин D и его роль в за­бо­ле­ва­ни­ях по­лос­ти рта. Сто­ма­то­ло­гия. 2025;(1):81-86
Фун­кци­ональ­ные ок­клю­зи­он­ные кон­так­ты зу­бов у боль­ных па­ро­дон­ти­том. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2025;(1):11-17

Механизмы тканевой деструкции при пародонтите. ЛПС — липополисахариды микробной стенки; ММП — металлопротеиназа; IL — интерлейкин; TNF-α — фактор некроза опухоли-α; АФК — активные формы кислорода; Pg — простагландин; RANKL — лиганд-рецептор активатора ядерного фактора каппа B; OPG — остеопротегерин.

Развитие хронического генерализованного пародонтита (ХГП) связано не только с присутствием и количественным ростом пародонтопатогенных микроорганизмов, но и с особенностями иммунологического статуса организма, а также с наличием системных заболеваний [1, 2]. При ХГП наблюдается прогрессирующая деструкция соединительной и костной тканей пародонта [1, 4—7]. В этот процесс вовлечены микробные клетки, различные типы клеток организма, многочисленные субстанции и молекулы. Цепочки их взаимодействий тесно связаны между собой (см. схему).

Цель данной статьи — осветить основные патогенетические механизмы, лежащие в основе тканевой деструкции.

S. Socransky сформулировал понятие о наиболее устойчивых пародонтальных микробных комплексах в зависимости от уровня агрессивности, обозначив их как красный, зеленый, желтый, пурпурный и оранжевый [1]. Наибольшее повреждающее действие на пародонт оказывают представители красного комплекса: Aggregatibacter actinomycetemcomitans, Porphyromonas gingivalis, Tannerella forsythia [8]. Факторы вирулентности обеспечивают бактериям способность к быстрому размножению в межклеточных пространствах, а также к внутриклеточной инвазии путем эндоцитоза [2, 8]. Установлено, что P. gingivalis может распространяться от клетки к клетке, минуя межклеточные пространства, и, таким образом, избегать гуморального иммунного ответа [9]. Пародонтопатогены продуцируют многочисленные пептидазы, которые разрушают тканевые белки, что обеспечивает микроорганизмам ресурс питательных веществ, необходимых для их жизнедеятельности [1, 2]. Начавшаяся деструкция зубодесневого соединения приводит к формированию пародонтального кармана. При этом возрастает объем бактериальной биопленки, в ее составе происходит активный сдвиг в пользу анаэробных видов, которые обладают наибольшей патогенностью [2, 8].

Cемействo toll-рецепторов, которые находятся на поверхности эпителиоцитов и других клеток, отвечает за распознавание специфических паттернов, молекулярных последовательностей, свойственных бактериальным клеткам, и запуск механизмов иммунного ответа [1, 2, 11]. В норме toll-рецепторы адаптированы к постоянному присутствию микроорганизмов, находящихся в состоянии симбиоза, и не реагируют на них. При переходе же микробного сообщества к дисбиозу, изменения структуры микробных клеток toll-рецепторов активируются и разворачивают воспалительный ответ [1]. Начинается усиленная продукция провоспалительных цитокинов.

Эти молекулы представляют собой полипептиды или гликопротеины и секретируются как иммунными, так и другими типами клеток (Т-лимфоцитами и макрофагами, а также фибробластами, эпителиальными клетками, эндотелиоцитами) [11]. Благодаря высокой биологической активности цитокины действуют в очень низких, пикомолярных концентрациях, взаимодействуя со специфическими рецепторами на поверхности клеток-мишеней. Например, лейкотоксин A. actinomycetemcomitans вызывает повышенную секрецию интерлейкинов (ИЛ)-1β макрофагами. Интересно, что и на поверхности микроба имеются рецепторы к ИЛ-1β, что предполагает дальнейшее взаимодействие с воспалительным ответом организма [10]. ИЛ-1 способен усиливать собственную продукцию рядом клеток, что способствует быстрому росту его уровня. Многие неиммунные типы клеток (кератиноциты, фибробласты) повышают продукцию ИЛ-1β и фактора некроза опухоли-α (ФНО-α) в ответ на воздействие не только микробного агента, но и под влиянием других цитокинов [2]. На самых ранних этапах развития воспаления ИЛ-1 и ФНО-α стимулируют миграцию лейкоцитов в очаг. Вторичный их эффект проявляется в результате индукции синтеза провоспалительного цитокина ИЛ-6, который потенцирует воспалительный ответ [12]. Все вышеперечисленные цитокины активируют синтез эйкозаноидов, матриксных металлопротеиназ (ММП), активных форм кислорода в тканях [6, 11, 12].

Иммунный ответ ведет к местной тканевой деструкции и как результат к системному распространению липополисахаридов (ЛПС), что у пациентов с гиперреактивностью длительно поддерживает воспалительный ответ. При этом в очаг воспаления привлекаются системно активированные иммунные клетки. Уровень провоспалительных цитокинов в десневой жидкости коррелирует с концентрацией микробных ЛПС в плазме крови и клиническими проявлениями пародонтита [3, 23, 24].

Центральным звеном в механизмах костной деструкции является взаимосвязь между клетками, обеспечивающими процесс ремоделирования костной ткани, который постоянно протекает в организме. При физиологическом его течении поддерживается тонкий баланс между костной резорбцией и остеосинтезом [4, 6]. В эти механизмы вовлечены различные типы клеток. Остеобласты ответственны за синтез белков костного матрикса, в процессе формирования кости они могут оставаться замурованными в остеоиде и в дальнейшем дифференцироваться в остеоциты или подвергаться апоптозу. Остеоциты — наиболее многочисленная популяция клеток костной ткани, они поддерживают ионный состав, регулируют процесс ремоделирования кости, влияя на функции как остеобластов, так и остеокластов [6].

В последние годы значительный прогресс в понимании механизмов остеокластогенеза был достигнут благодаря открытию лиганд-рецептора активатора ядерного фактора каппа В (NFϰB ligand, или RANKL). Остеобласты продуцируют 2 цитокина, необходимых для остеокластогенеза: макрофагальный колониестимулирующий фактор и NFϰB ligand (RANKL). Связывание RANKL с рецепторами RANK на поверхности одноядерных предшественников остеокластов приводит к инициированию процесса их слияния в зрелые гигантские многоядерные клетки. Остеобласты секретируют и остеопротегерин (OPG) — гликопротеин, который препятствует связыванию RANKL с RANK и тем самым осуществляет обратную регуляцию этого процесса [4, 6]. Согласно данным A. Kassem, не только остеобласты, но и другие типы клеток, фибробласты и лейкоциты также вносят свой вклад в образование RANKL [7]. Уровень RANKL и соотношение RANKL/OPG возрастают локально и системно при пародонтите.

Согласно T. Crotti и соавт. [13], повышенный уровень RANKL играет важную роль в развитии асептической убыли костной ткани вокруг имплантатов. Уровень OPG при периимплантите практически не изменяется.

Мутации, нарушающие синтез RANK, RANKL и OPG, вызывают развитие заболеваний костной системы [14]. По данным J. Cao, с возрастом продукция RANKL и макрофагального стимулирующего фактора повышается, а OPG снижается, что приводит к усилению процесса формирования остеокластов [15].

Важная роль в тканевой деструкции при пародонтите принадлежит так называемым малым медиаторам: матриксным металлопротеиназам (ММП), простагландинам (ПГ), лейкотриенам (ЛТ), свободным радикалам.

Ферменты семейства ММП синтезируются фибробластами, остеобластами, клетками эндотелия, макрофагами. По механизму действия они являются коллагеназами и желатиназами и ответственны за протеолитическую деградацию компонентов межклеточного матрикса в процессе физиологического ремоделирования костной ткани. ММП секретируются в виде неактивных проэнзимов, которые активируются в тканях под действием микробных факторов вирулентности (в том числе гингипаинов P. gingivalis, ферментов Treponema denticola [2]). Кроме того, в процессе выполнения нейтрофилами своей защитной функции, состоящей в фагоцитозе микробных клеток, с содержимым лизосом в ткани попадают и ферменты нейтрофильного происхождения: сериновые протеазы, эластаза, катепсин G. Баланс между локальными эндогенными ингибиторами (тканевые ингибиторы металлопротеиназ, α1-антитрипсин, α2-макроглобулин) и протеолитическими ферментами в тканях при ХГП смещен в пользу последних, что вносит значительный вклад в деструкцию тканей.

В результате активации индуцированной циклооксигеназы (ЦОГ2) при воспалении увеличивается продукция ПГЕ2, и одновременно образуются EP4-рецепторы к нему на остеобластах [16]. Снижается синтез противовоспалительных ПГJ2 и ПГD2, ингибирующих синтез NFκB [17]. Имеется прямая зависимость между содержанием цитокинов и ПГ в ротовой жидкости.

ЛТВ4 — липидный медиатор, образующийся при участии фермента 5-липооксигеназы. Он является мощным хемоаттрактантом и стимулятором для полиморфно-ядерных лейкоцитов. Концентрация ЛТB4 в слюне пациентов с пародонтитом значительно выше, чем при гингивите, она снижается после пародонтальной терапии и позитивно коррелирует с уровнем зубоальвеолярного прикрепления и интенсивностью убыли костной ткани [18].

Низкие концентрации активных форм кислорода (АФК) необходимы для нормальных физиологических процессов: они выполняют антимикробную функцию, стимулируют рост фибробластов и эпителиоцитов [19]. Увеличение синтеза провоспалительных цитокинов, сосудистые нарушения и гипоксия тканей, «респираторный взрыв» в нейтрофилах приводят к повышению активности свободнорадикального окисления в тканях пародонта c массированным образованием АФК [12]. Мишенями для их повреждающего действия становятся все компоненты клеток: фосфолипиды мембран, белки, нуклеиновые кислоты. Уровень АФК зависит не от тяжести, а от активности воспалительного процесса [1].

Еще одной важной составляющей прогрессирования тканевой деструкции и невозможности физиологического разрешения воспаления при ХГП является нарушение процесса апоптоза гранулоцитов. При своевременном разрешении воспаления нейтрофилы, которые выполнили свою функцию как фагоциты в ответ на локальные противовоспалительные медиаторы (ИЛ-10, липоксины, резолвины), должны подвергаться запрограммированной гибели. Мембраны их остаются интактными, и содержимое клеток, которое может быть токсичным, не повреждает ткани. Погибшие нейтрофилы выполняют функцию резервуаров, унося с собой провоспалительные цитокины и уменьшая их концентрацию в очаге воспаления. Макрофаги осуществляют эффероцитоз — процесс фагоцитоза нейтрофилов и удаление их из ткани без дополнительной стимуляции выработки цитокинов, что позволяет ткани регенерировать. При ХГП нарушение процесса апоптоза и (или) замедленный эффероцитоз способствуют прогрессированию тканевой деструкции [20].

Воспалительный процесс своевременно не разрешается, если причинный фактор не устранен или способен модулировать воспалительный ответ [2]. И то, и другое имеет место при ХГП. Внутриклеточная инвазия пародонтопатогенов, а также механизмы генетической изменчивости позволяют им уклоняться от защитных сил организма, делают более резистентными к действию антибиотиков [8], определяют невозможность их полного механического удаления. Способность патогенных бактерий влиять на ход воспалительного ответа настраивает его на продолжительное течение с прогрессирующей деструкцией тканей. К примеру, лейкотоксин A. actinomycetemcomitans вызывает лизис иммунных клеток — Т- и В-лимфоцитов, нейтрофилов, макрофагов [10]. P. gingivalis, T. forsythia, Tr. denticola, Pr. intermedia способны взаимодействовать с комплементом разными путями, ингибируя или стимулируя его [21].

Системные заболевания, ассоциированные с ХГП, влияют на ход деструктивных процессов в тканях. Повышение уровня провоспалительных цитокинов при диабете ведет к усилению остеокластогенеза. При этом резко повышается апоптоз остеобластов, что делает практически невозможным процесс формирования новой кости. Тщательный контроль уровня глюкозы снижает тяжесть пародонтита [2]. Курение нарушает функции и активность нейтрофилов, в том числе секрецию ими эластазы и АФК [2]. При ревматоидном артрите, ассоциированном с пародонтитом, наблюдается более выраженная потеря околосуставной костной ткани [7].

W. Sexton и соавт. [23] на основе проведенных исследований сделали вывод, что последовательность биомаркеров активной деструкции в порядке убывания их достоверности выглядит так: ММП8>OPG>ИЛ-1β. Недостаток OPG как маркера заключается в том, что он отражает активность остеокластов, которая в данный конкретный момент может отсутствовать. ИЛ-1β может быть обнаружен как при гингивите, так и при пародонтите, так что его чувствительность к деструктивным изменениям в тканях может быть недостаточной [21]. Имеются также данные о других молекулярных маркерах в десневой жидкости: увеличение количества арахидоновой кислоты в сравнении с количеством эйкозатриеновой и докозапентаеновой кислот, повышенный уровень ПГE2 [18], сниженное соотношение прекурсоров противовоспалительных липидных медиаторов к провоспалительным [22], повышение активности эластазы [2], наличие поперечно-связанного полипептида коллагена 1-го типа [25], присутствие маркеров оксидативного стресса [5].

Суммируя все вышесказанное, можно прийти к следующему заключению. Под воздействием пародонтопатогенной микрофлоры в тканях десны инициируется местный воспалительный ответ, включающий миграцию иммунных клеток, массированный синтез цитокинов, липидных медиаторов, секрецию протеолитических ферментов и АФК, активацию остеокластов. Защитные механизмы организма, призванные бороться с повреждающим агентом, одновременно ответственны и за прогрессирование заболевания, что приводит к деструкции собственных тканей. Сложность лечения пародонтита обусловлена многосторонними взаимодействиями микробной биопленки и воспалительного ответа организма-хозяина, влиянием системных заболеваний и индивидуальных особенностей реактивности, предрасполагающих к прогрессированию заболевания.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.