Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Трегубов В.Н.

ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России, ул. Трубецкая, 8, стр. 2, Москва, 119991, Российская Федерация

Кузнецова М.Ю.

Кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва

Орлова А.А.

ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России, ул. Трубецкая, 8, стр. 2, Москва, 119991, Российская Федерация

Особенности подготовки врачей-стоматологов по общественному здоровью и здравоохранению в соответствии с положениями профессионального стандарта

Авторы:

Трегубов В.Н., Кузнецова М.Ю., Орлова А.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2018;97(6): 10‑12

Просмотров: 540

Загрузок: 4


Как цитировать:

Трегубов В.Н., Кузнецова М.Ю., Орлова А.А. Особенности подготовки врачей-стоматологов по общественному здоровью и здравоохранению в соответствии с положениями профессионального стандарта. Стоматология. 2018;97(6):10‑12.
Tregubov VN, Kuznetsova MJu, Orlova AA. Training of dentists in public healthcare in accordance with professional standards. Stomatology. 2018;97(6):10‑12. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat20189706110

Рекомендуем статьи по данной теме:
Теоре­ти­чес­кие ас­пек­ты стра­те­ги­чес­ко­го пла­ни­ро­ва­ния в сто­ма­то­ло­гии. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2023;(2):3-7
Ана­лиз ин­фор­ми­ро­ван­нос­ти на­се­ле­ния о скри­нин­ге ра­ка. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(6):38-42

С целью обеспечения доступности стоматологической помощи населению и повышения ее качества с 2016 г. к осуществлению самостоятельной практической деятельности в Российской Федерации допускаются лица, получившие высшее образование по основным профессиональным образовательным программам в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности «Стоматология» (уровень специалитета) и успешно прошедшие первичную аккредитацию специалиста [1—5].

Перечень знаний, умений и трудовых действий, которыми должны владеть выпускники образовательных организаций для прохождения первичной аккредитации специалиста, в процессе самостоятельной практической деятельности, в случае получения или подтверждения квалификационной категории и при подготовке к периодической аккредитации, определяется соответствующим профессиональным стандартом, который, согласно ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.01 № 197-ФЗ (ред. от 27.11.17), является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной трудовой функции. Иными словами, профессиональный стандарт — это эталонный образ той или иной профессии, сочетающий в себе требования к образованию, навыкам и опыту работы, которые работодатель должен применять к своим работникам [6, 7].

Приказом Министверства труда России от 10.05.16 № 227н «Об утверждении профессионального стандарта “Врач-стоматолог”» установлено, что данные специалисты должны владеть не только профильными, но и иными трудовыми функциями, в том числе по общественному здоровью и здравоохранению.

Цель исследования — провести сравнительный анализ трудовых функций по общественному здоровью и здравоохранению, изложенных в профессиональном стандарте 02.005 «Врач-стоматолог», и возможность их освоения по учебникам и национальным руководствам соответствующего профиля, изданным с 2010 г.

Материал и методы

Изучение содержания основной литературы по общественному здоровью и здравоохранению, рекомендованной основными профессиональными образовательными программами высшего образования — программами специалитета по специальности «Стоматология», и их соответствия требованиям профессионального стандарта «врач-стоматолог» осуществлялось с помощью аналитического метода. Научное обоснование заключения по результатам исследования проводилось с помощью логического и гипотетического методов.

Результаты и обсуждение

Как показали результаты анализа трудовых функций профессионального стандарта «врач-стоматолог», перечень изложенных в них знаний, умений, трудовых действий и других характеристик, относящихся к общественному здоровью и здравоохранению, для их качественного освоения может быть систематизирован следующим образом: законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья и нормативные правовые акты, определяющие деятельность медицинских организаций; общие вопросы организации медицинской помощи населению; составление плана работы и отчета о работе врача-стоматолога; особенности ведения медицинской документации и порядок ее заполнения; международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем; стандарты и системы управления качеством медицинских (стоматологических) услуг; анализ качества оказания медицинской помощи; контроль (оценка) качества оказания медицинской помощи; оценка физического развития и функционального состояния организма пациента; принципы диспансерного наблюдения различных категорий пациентов и групп населения; принципы проведения экспертизы временной нетрудоспособности; правила выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность; организация госпитализации пациентов для лечения в стационарных условиях; основные критерии здорового образа жизни и методы его формирования; социально-гигиенические и медицинские аспекты алкоголизма, наркоманий, токсикоманий, основные принципы их профилактики; формы и методы санитарно-гигиенического просвещения населения и медицинских работников; основные гигиенические мероприятия оздоровительного характера, способствующие укреплению здоровья и профилактике заболеваний; формирование у пациентов (их родственников/законных представителей) мотивации к ведению здорового образа жизни и отказу от вредных привычек; формирование у пациентов (их родственников/законных представителей) позитивного поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья; проведение санитарно-гигиенического просвещения среди пациентов (их родственников/законных представителей) и медицинских работников с целью формирования здорового образа жизни; должностные обязанности медицинских работников в медицинских организациях; руководство медицинскими работниками, занимающими должности среднего и младшего медицинского персонала; контроль выполнения медицинскими работниками, занимающими должности среднего и младшего медицинского персонала, врачебных назначений; анализ основных медико-статистических показателей (заболеваемость, инвалидность, смертность, летальность) населения обслуживаемой территории; работа в информационно-аналитических системах (единой государственной информационной системе здравоохранения); предоставление медико-статистических показателей в установленном порядке; обучение по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации; самообразование, в том числе использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары); участие в конгрессах, конференциях, мастер-классах; оформление документов для получения или подтверждения квалификационной категории; соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их родственниками/законными представителями), коллегами; соблюдение врачебной тайны; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности.

Исследование показало, что в процессе подготовки студентов наиболее часто в качестве основной литературы для освоения компетенций по общественному здоровью и здравоохранению рекомендуются учебники, изданные Н.В. Полуниной и соавт. (2010), Ю.П. Лисицыным (2010), О.П. Щепиным и В.А. Медик (2011), В.А. Миняевым и соавт. (2012), В.А. Медик и В.К. Юрьевым (2012), В.З. Кучеренко и соавт. (2013), Ю.П. Лисицыным и Г.Э. Улумбековой (2015), Н.И. Вишняковым и соавт. (2016), В.А. Медик и В.К. Юрьевым (2016), а также Национальное руководство по данной дисциплине под редакцией В.И. Стародобова и соавт. (2014).

Установлено, что в данных изданиях наиболее полно освещены следующие темы, которые предусмотрены профессиональным стандартом «врач-стоматолог»: законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья и нормативные правовые акты, определяющие деятельность медицинских организаций; общие вопросы организации медицинской помощи населению; международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем; стандарты и системы управления качеством медицинских услуг; принципы диспансерного наблюдения различных категорий пациентов и населения; принципы проведения экспертизы временной нетрудоспособности; основные критерии здорового образа жизни и методы его формирования.

Практически не нашли отражения вопросы, касающиеся порядка составления плана работы и отчета о выполненной работе; проведения врачом-стоматологом санитарно-гигиенического просвещения с целью формирования у пациентов (их родственников/законных представителей) мотивации к ведению здорового образа жизни и отказу от вредных привычек, а также позитивного поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья; должностные обязанности медицинских работников в медицинских организациях; руководство медицинскими работниками, занимающими должности среднего и младшего медицинского персонала; работа в информационно-аналитических системах (единой государственной информационной системе здравоохранения).

Остальные трудовые функции по общественному здоровью и здравоохранению в перечисленных учебных изданиях раскрыты, но имеют теоретическую направленность и предназначены в большей степени для подготовки руководителей отрасли.

Поиск дополнительной информации по общественному здоровью и здравоохранению в учебниках по стоматологии, изданных Ю.А. Медведевым и соавт. (2016), В.В. Афанасьевым и соавт. (2018), и Национальном руководстве по терапевтической стоматологии под редакцией Л.А. Дмитриевой и Ю.М. Максимовского (2015) не дал ожидаемых результатов, так как в них в основном освещены лечебно-диагностические мероприятия и порядок работы с медицинской документацией.

Необходимо отметить, что трудовые функции по общественному здоровью и здравоохранению для врачей-стоматологов в большей степени нашли отражение в учебниках, изданных в 2018 г.: «Организация медицинской помощи в Российской Федерации» под редакцией В.А. Решетникова, «Общественное здоровье и здравоохранение» В.А. Медика и «Здравоохранение и общественное здоровье» под редакцией Г.Н. Царик.

Безусловно, изложенный материал не может претендовать на исчерпывающий анализ, так как в ряде образовательных организаций при подготовке врачей-стоматологов используются и другие учебники, и разработаны учебные и учебно-методические пособия по рассмотренной теме. Однако уже в настоящее время следует учесть требования профессионального стандарта «врач-стоматолог» для разработки основных направлений по оптимизации профессиональной подготовки данных специалистов.

Как следует из представленного материала, внедрение в деятельность здравоохранения профессиональных стандартов — важное направление модернизации отрасли. Предусмотренные профессиональными стандартами трудовые функции должны быть учтены при формировании единой базы оценочных средств системы аккредитации специалистов, оптимизации оценочных средств для получения или подтверждения квалификационных категорий, переработке должностных инструкций врачей-стоматологов, актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, переиздании учебников и учебных пособий. На ближайшую перспективу при подготовке врачей-стоматологов по общественному здоровью и здравоохранению целесообразно использовать учебники, изданные в 2018 г.: «Организация медицинской помощи в Российской Федерации» под редакцией В.А. Решетникова, «Общественное здоровье и здравоохранение» В.А. Медика и «Здравоохранение и общественное здоровье» под редакцией Г.Н. Царик.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Трегубов Валерий Николаевич — д.м.н., проф., зам. директора методического центра аккредитации специалистов, профессор
кафедры общественного здоровья и здравоохранения медико-профилактического факультета ФГАОУ ВО «Первый МГМУ
им. И.М. Сеченова» Минздрава России; https://orcid.org/0000-0003-4588-7226; тел.: +7(495)622-9808

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.