Особенности подготовки врачей-стоматологов по общественному здоровью и здравоохранению в соответствии с положениями профессионального стандарта

Авторы:
  • В. Н. Трегубов
    Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва, Россия
  • М. Ю. Кузнецова
    Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва, Россия
  • А. А. Орлова
    Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва, Россия
Журнал: Стоматология. 2018;97(6): 10-12
Просмотрено: 1115 Скачано: 21

С целью обеспечения доступности стоматологической помощи населению и повышения ее качества с 2016 г. к осуществлению самостоятельной практической деятельности в Российской Федерации допускаются лица, получившие высшее образование по основным профессиональным образовательным программам в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по специальности «Стоматология» (уровень специалитета) и успешно прошедшие первичную аккредитацию специалиста [1—5].

Перечень знаний, умений и трудовых действий, которыми должны владеть выпускники образовательных организаций для прохождения первичной аккредитации специалиста, в процессе самостоятельной практической деятельности, в случае получения или подтверждения квалификационной категории и при подготовке к периодической аккредитации, определяется соответствующим профессиональным стандартом, который, согласно ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.01 № 197-ФЗ (ред. от 27.11.17), является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной трудовой функции. Иными словами, профессиональный стандарт — это эталонный образ той или иной профессии, сочетающий в себе требования к образованию, навыкам и опыту работы, которые работодатель должен применять к своим работникам [6, 7].

Приказом Министверства труда России от 10.05.16 № 227н «Об утверждении профессионального стандарта “Врач-стоматолог”» установлено, что данные специалисты должны владеть не только профильными, но и иными трудовыми функциями, в том числе по общественному здоровью и здравоохранению.

Цель исследования — провести сравнительный анализ трудовых функций по общественному здоровью и здравоохранению, изложенных в профессиональном стандарте 02.005 «Врач-стоматолог», и возможность их освоения по учебникам и национальным руководствам соответствующего профиля, изданным с 2010 г.

Материал и методы

Изучение содержания основной литературы по общественному здоровью и здравоохранению, рекомендованной основными профессиональными образовательными программами высшего образования — программами специалитета по специальности «Стоматология», и их соответствия требованиям профессионального стандарта «врач-стоматолог» осуществлялось с помощью аналитического метода. Научное обоснование заключения по результатам исследования проводилось с помощью логического и гипотетического методов.

Результаты и обсуждение

Как показали результаты анализа трудовых функций профессионального стандарта «врач-стоматолог», перечень изложенных в них знаний, умений, трудовых действий и других характеристик, относящихся к общественному здоровью и здравоохранению, для их качественного освоения может быть систематизирован следующим образом: законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья и нормативные правовые акты, определяющие деятельность медицинских организаций; общие вопросы организации медицинской помощи населению; составление плана работы и отчета о работе врача-стоматолога; особенности ведения медицинской документации и порядок ее заполнения; международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем; стандарты и системы управления качеством медицинских (стоматологических) услуг; анализ качества оказания медицинской помощи; контроль (оценка) качества оказания медицинской помощи; оценка физического развития и функционального состояния организма пациента; принципы диспансерного наблюдения различных категорий пациентов и групп населения; принципы проведения экспертизы временной нетрудоспособности; правила выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность; организация госпитализации пациентов для лечения в стационарных условиях; основные критерии здорового образа жизни и методы его формирования; социально-гигиенические и медицинские аспекты алкоголизма, наркоманий, токсикоманий, основные принципы их профилактики; формы и методы санитарно-гигиенического просвещения населения и медицинских работников; основные гигиенические мероприятия оздоровительного характера, способствующие укреплению здоровья и профилактике заболеваний; формирование у пациентов (их родственников/законных представителей) мотивации к ведению здорового образа жизни и отказу от вредных привычек; формирование у пациентов (их родственников/законных представителей) позитивного поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья; проведение санитарно-гигиенического просвещения среди пациентов (их родственников/законных представителей) и медицинских работников с целью формирования здорового образа жизни; должностные обязанности медицинских работников в медицинских организациях; руководство медицинскими работниками, занимающими должности среднего и младшего медицинского персонала; контроль выполнения медицинскими работниками, занимающими должности среднего и младшего медицинского персонала, врачебных назначений; анализ основных медико-статистических показателей (заболеваемость, инвалидность, смертность, летальность) населения обслуживаемой территории; работа в информационно-аналитических системах (единой государственной информационной системе здравоохранения); предоставление медико-статистических показателей в установленном порядке; обучение по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации; самообразование, в том числе использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары); участие в конгрессах, конференциях, мастер-классах; оформление документов для получения или подтверждения квалификационной категории; соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их родственниками/законными представителями), коллегами; соблюдение врачебной тайны; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности.

Исследование показало, что в процессе подготовки студентов наиболее часто в качестве основной литературы для освоения компетенций по общественному здоровью и здравоохранению рекомендуются учебники, изданные Н.В. Полуниной и соавт. (2010), Ю.П. Лисицыным (2010), О.П. Щепиным и В.А. Медик (2011), В.А. Миняевым и соавт. (2012), В.А. Медик и В.К. Юрьевым (2012), В.З. Кучеренко и соавт. (2013), Ю.П. Лисицыным и Г.Э. Улумбековой (2015), Н.И. Вишняковым и соавт. (2016), В.А. Медик и В.К. Юрьевым (2016), а также Национальное руководство по данной дисциплине под редакцией В.И. Стародобова и соавт. (2014).

Установлено, что в данных изданиях наиболее полно освещены следующие темы, которые предусмотрены профессиональным стандартом «врач-стоматолог»: законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья и нормативные правовые акты, определяющие деятельность медицинских организаций; общие вопросы организации медицинской помощи населению; международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем; стандарты и системы управления качеством медицинских услуг; принципы диспансерного наблюдения различных категорий пациентов и населения; принципы проведения экспертизы временной нетрудоспособности; основные критерии здорового образа жизни и методы его формирования.

Практически не нашли отражения вопросы, касающиеся порядка составления плана работы и отчета о выполненной работе; проведения врачом-стоматологом санитарно-гигиенического просвещения с целью формирования у пациентов (их родственников/законных представителей) мотивации к ведению здорового образа жизни и отказу от вредных привычек, а также позитивного поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья; должностные обязанности медицинских работников в медицинских организациях; руководство медицинскими работниками, занимающими должности среднего и младшего медицинского персонала; работа в информационно-аналитических системах (единой государственной информационной системе здравоохранения).

Остальные трудовые функции по общественному здоровью и здравоохранению в перечисленных учебных изданиях раскрыты, но имеют теоретическую направленность и предназначены в большей степени для подготовки руководителей отрасли.

Поиск дополнительной информации по общественному здоровью и здравоохранению в учебниках по стоматологии, изданных Ю.А. Медведевым и соавт. (2016), В.В. Афанасьевым и соавт. (2018), и Национальном руководстве по терапевтической стоматологии под редакцией Л.А. Дмитриевой и Ю.М. Максимовского (2015) не дал ожидаемых результатов, так как в них в основном освещены лечебно-диагностические мероприятия и порядок работы с медицинской документацией.

Необходимо отметить, что трудовые функции по общественному здоровью и здравоохранению для врачей-стоматологов в большей степени нашли отражение в учебниках, изданных в 2018 г.: «Организация медицинской помощи в Российской Федерации» под редакцией В.А. Решетникова, «Общественное здоровье и здравоохранение» В.А. Медика и «Здравоохранение и общественное здоровье» под редакцией Г.Н. Царик.

Безусловно, изложенный материал не может претендовать на исчерпывающий анализ, так как в ряде образовательных организаций при подготовке врачей-стоматологов используются и другие учебники, и разработаны учебные и учебно-методические пособия по рассмотренной теме. Однако уже в настоящее время следует учесть требования профессионального стандарта «врач-стоматолог» для разработки основных направлений по оптимизации профессиональной подготовки данных специалистов.

Как следует из представленного материала, внедрение в деятельность здравоохранения профессиональных стандартов — важное направление модернизации отрасли. Предусмотренные профессиональными стандартами трудовые функции должны быть учтены при формировании единой базы оценочных средств системы аккредитации специалистов, оптимизации оценочных средств для получения или подтверждения квалификационных категорий, переработке должностных инструкций врачей-стоматологов, актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, переиздании учебников и учебных пособий. На ближайшую перспективу при подготовке врачей-стоматологов по общественному здоровью и здравоохранению целесообразно использовать учебники, изданные в 2018 г.: «Организация медицинской помощи в Российской Федерации» под редакцией В.А. Решетникова, «Общественное здоровье и здравоохранение» В.А. Медика и «Здравоохранение и общественное здоровье» под редакцией Г.Н. Царик.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Трегубов Валерий Николаевич — д.м.н., проф., зам. директора методического центра аккредитации специалистов, профессор
кафедры общественного здоровья и здравоохранения медико-профилактического факультета ФГАОУ ВО «Первый МГМУ
им. И.М. Сеченова» Минздрава России; https://orcid.org/0000-0003-4588-7226; тел.: +7(495)622-9808

Список литературы:

  1. Свистунов А.А., Сизова Ж.М., Трегубов В.Н. Аккредитация специалиста здравоохранения как стартовая площадка непрерывного медицинского образования. Анестезиология и реаниматология. 2016;61(4):253-256.
  2. Севбитов А.В., Адмакин О.И., Митин Н.Е., Васильев Ю.Л., Гришин М.И. Особенности использования симуляторов 3 и 4 уровней при первичной аккредитации выпускников по специальности «Стоматология». Наука молодых — Eruditio Juvenium. 2016;3:77-83. Ссылка активна на 25.02.18. http://naukamolod.rzgmu.ru/art/242
  3. Сизова Ж.М., Трегубов В.Н., Малахова Т.Н. Актуальные вопросы подготовки врачей-стоматологов к аккредитации специалистов. Стоматология. 2017;96(2):66-69. https://doi.org/10.17116/stomat201796266-69
  4. Стоматология. Организация стоматологической помощи и анатомия зубов. Под ред. Севбитова А.В., Адмакина О.И. Ростов-на-Дону: Феникс; 2015.
  5. Трегубов В.Н., Решетников В.А., Эккерт Н.В., Фанда В.В. Управление изменениями в процессе перехода здравоохранения от сертификации к аккредитации медицинских работников. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017;2:92-96.
  6. Стенищева А.А. Профстандарт: отличительные особенности и механизм адаптации. Gaudeamus Igitur. 2016;4:84-86.
  7. Серебренникова М.С., Фатеева Н.Б., Петрякова С.В. Актуальность и механизм внедрения профессиональных стандартов. Аграрный вестник Урала. 2017;155(1):95-98. Ссылка действительна на 25.02.18. http://avu.usaca.ru/ru/issues/104/articles/2330