Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Груша Я.О.

НИИ глазных болезней РАМН, Москва

Караян А.С.

ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии» ФМБА России, Москва, Россия

Коробков Г.И.

Российский научный центр хирургии им. акад. Б.В. Петровского, Москва, Россия;
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Данилов С.С.

ФГБУ "НИИ глазных болезней РАМН"

Устранение посттравматических дефектов глазницы с применением костных аутотрансплантатов

Авторы:

Груша Я.О., Караян А.С., Коробков Г.И., Данилов С.С.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2019;98(1): 38‑44

Просмотров: 649

Загрузок: 17


Как цитировать:

Груша Я.О., Караян А.С., Коробков Г.И., Данилов С.С. Устранение посттравматических дефектов глазницы с применением костных аутотрансплантатов. Стоматология. 2019;98(1):38‑44.
Grusha IaO, Karayan AS, Korobkov GI, Danilov SS. Posttraumatic orbital defect correction with bone autografts. Stomatology. 2019;98(1):38‑44. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat20199801138

Рекомендуем статьи по данной теме:
Осо­бен­нос­ти ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи по про­фи­лю «че­люс­тно-ли­це­вая хи­рур­гия» в Юж­ном фе­де­раль­ном ок­ру­ге Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(1):23-30
Ос­лож­не­ния тран­сна­заль­ной эн­дос­ко­пи­чес­кой де­ком­прес­сии ор­би­ты при эн­док­рин­ной оф­таль­мо­па­тии. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(3):63-68
Миас­те­ния, глаз­ная фор­ма. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(9):116-120
По­ра­же­ние ор­га­на зре­ния при син­дро­ме Пар­ри—Ром­бер­га. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(6):144-150

Повреждения глазницы являются одной из наиболее распространенных травм средней зоны лица. Основные причины повреждения глазницы — последствия дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и криминальная травма [1, 2]. Проблема диагностики и лечения пациентов с травмой средней зоны лица, осложненной дефектами и деформациями стенок глазницы, остается актуальной. Прежде всего это обусловлено высокой функциональной и эстетической значимостью данной области. Тяжелые травмы глазницы широко распространены и чаще встречаются в течение первых 4 декад жизни людей трудоспособного возраста. Проблема осложняется также высокой частотой развития серьезных посттравматических эстетических нарушений и возникновением функциональных расстройств, приводящих зачастую к инвалидности в молодом возрасте.

Как известно, наиболее часто диагностируются переломы нижней и внутренней стенок глазницы. В ряде случаев деформация глазницы может сопровождаться компрессией мышц, сосудистых и нервных структур, дислокацией глазного яблока назад и вниз [3—5]. Ранняя диагностика позволяет оптимизировать результаты лечения и минимизировать степень посттравматической деформации.

Развитие различных направлений реконструктивной хирургии (челюстно-лицевой хирургии, пластической хирургии, офтальмохирургии, нейрохирургии и т. д.) способствовало появлению разных подходов к устранению посттравматических дефектов и деформаций стенок глазницы. На сегодняшний день нет единого концептуального подхода к оперативному лечению повреждений глазницы и, в частности, к устранению энофтальма. Для выработки оптимальных подходов к лечению этого контингента больных необходим междисциплинарный подход.

Хорошо известны методики устранения посттравматических дефектов и деформаций стенок глазницы костными аутотрансплантатами [6, 7]. Однако в литературе есть единичные работы, посвященные исследованиям зрительных функций после таких операций [8]. В настоящее время остается открытым вопрос о выявлении офтальмологической симптоматики и ее динамике в послеоперационном периоде при устранении посттравматических дефектов и деформаций глазницы свободными костными аутотрансплантатами мембранозного происхождения у пациентов с тяжелыми сочетанными повреждениями различных черепно-лицевых комплексов, а также оценка косметических результатов реконструктивных вмешательств.

В ряде отечественных клиник (Российский научный центр хирургии — РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского, Федеральный научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России и др.) внедрены разработанные нами методы устранения посттравматических (формирующихся и сформированных) деформаций стенок орбиты с использованием костных аутотрансплантатов мембранозного происхождения в сочетании с интраоперационной гиперкоррекцией объема мягких тканей глазницы смесью из аутокостной стружки.

Материал и методы

В исследование вошли 69 пациентов (39 мужчин и 30 женщин) в возрасте от 14 до 54 лет (средний возраст 28,7 года). В зависимости от выраженности переломов глазницы были сформированы следующие группы пациентов: 1-я группа — 21 пациент с изолированными деформациями внутренней или нижней стенок глазницы; 2-я группа — 48 пациентов со сложной комбинированной травмой глазницы (скулоглазничного, скулоносо-глазничного комплекса) с посттравматическими дефектами и (или) деформациями стенок глазницы, осложненными эно-, гипофтальмом. Все пациенты оперированы в РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского.

У пациентов была односторонняя или двусторонняя тупая травма орбиты с вовлечением эстетически значимых отделов средней зоны лица и деформацией костных стенок орбиты по данным компьютерной томографии. Длительность наблюдения после операции на орбите не менее 6 мес.

Причинами травм глазницы у пациентов 1-й группы явились: криминальная травма (14 пациентов — 67% случаев), бытовая травма (7 пациентов — 33%), у пациентов 2-й группы — ДТП (28 пациентов — 58% случаев), криминальная травма (16 пациентов — 34% случаев), бытовая и спортивная травма (по 2 пациента — 4% случаев). Давность полученных повреждений у пациентов обеих групп составляла от 1 мес до 14 лет (в среднем 6,7 мес).

Всем пациентам выполняли мультиспиральную компьютерную томографию черепа до и после хирургического лечения на ранних (7-е сутки) и поздних (0,5—1 года) сроках на аппарате Toshiba Aquilion (система спирального сканирования, толщина среза — 1 мм и интервал реконструкции — 1 мм). Офтальмологическое обследование до операции, а также через 6 и 12 мес проводили на базе НИИ глазных болезней. Всем пациентам проводили визометрию, тонометрию, биомикроскопию, офтальмоскопию, исследование цветового зрения с помощью таблиц Ishihara. Аксиальное положение глаза в орбите определяли с помощью экзофтальмометра Hertel или орбитометра Naugle. Измерение вертикального размера глазных щелей (PFr) проводили с помощью линейки. Для оценки положения нижнего века измеряли дистанцию от светового рефлекса роговицы до края нижнего века (MRD2) и дистанцию от нижнего лимба до края нижнего века (MLD2). Подвижность глаз оценивали в 9 положениях взора. Ограничение подвижности глаза измеряли в баллах (от 1 до 3). Характер и размер зоны бинокулярного двоения оценивали с помощью сферопериметра Гольдмана и обработки полученных данных в компьютерной программе «ДиплоТарг». Пациентам с тяжелой черепно-мозговой травмой проводили статическую компьютерную периметрию, с односторонней травмой — цветовое допплеровское картирование (ЦДК), что позволило определить состояние кровотока в сосудах глазницы и глазного яблока: регистрировали спектр, а также систолическую (Vsyst) и диастолическую (Vdiast) скорость кровотока, индекс резистентности (RI).

У 3 пациентов 1-й группы и у 5 — 2-й на дооперационном этапе были отмечены субконъюнктивальные кровоизлияния. На всех сроках обследования не зарегистрировано ни одного случая подъема внутриглазного давления, превышающего среднестатистические значения (Ро ≤21,1 мм рт.ст.).

Медиана значений энофтальма у пациентов обеих групп составила 3 мм (рис. 1, а),

Рис. 1. Диаграмма различия показателей энофтальма (а) и гипофтальма (б) у пациентов 1-й и 2-й групп в предоперационном периоде.
величина гипофтальма у пациентов 1-й группы — 2 мм, у пациентов 2-й группы — 2,5 мм (см. рис. 1, б). При первичном осмотре у пациентов обеих групп выявлено снижение подвижности глазного яблока на стороне травмы. Медиана значений ограничения активных движений глаза в сумме по всем меридианам на стороне травмы в каждой группе составила 4 балла. Зарегистрированное на дооперационном этапе бинокулярное двоение у пациентов 1-й группы охватывало зону от 28 до 100% (медиана значений 51%) площади бинокулярного поля взора, во 2-й группе разброс значений составил от 14 до 100% (медиана 67%) (рис. 2).
Рис. 2. Показатели ограничения подвижности (а) и площади диплопии (б) у пациентов 1-й и 2-й групп в предоперационном периоде.

В 3 случаях пациенты отмечали снижение зрения, возникшее после травмы. Средняя острота зрения с наилучшей коррекцией у пациентов 1-й группы до операции составила 0,93±0,11, во 2-й группе — 0,89±0,17.

В предоперационном периоде у 4 пациентов 1-й группы и у 8 — 2-й выявлены не связанные с полученной травмой дистрофические изменения сетчатки на периферии глазного дна; контузионные отеки и кровоизлияния сетчатки зафиксированы у 3 пациентов в каждой группе; периферические разрывы с локальной отслойкой сетчатки, требующие незамедлительного офтальмологического лечения, отмечены у 1 пациента 1-й группы и у 2 — 2-й. У пациентов 2-й группы выявлен 1 случай травматического макулярного отверстия и 2 случая разрыва хориоидеи (табл. 1).

Таблица 1. Результаты обследования пациентов 1-й и 2-й групп в предоперационном периоде

В табл. 2 приведены

Таблица 2. Эстетические и функциональные параметры до оперативного лечения пациентов обеих групп Примечание. n — число случаев; Ме — медиана; min — минимальное значение; max — максимальное значение; Q1 — нижний квартиль; Q3 — верхний квартиль.
сводные данные обследования пациентов обеих групп до реконструктивного вмешательства.

У всех пациентов применяли метод устранения дефектов и деформаций стенок глазницы с помощью костных аутотрансплантатов мембранозного происхождения с интраоперационной гиперкоррекцией дефицита объема мягкотканного компонента глазницы смесью из костной стружки, обогащенной аутоплазмой крови. Для устранения дефекта и деформации стенок глазницы, а также скуло-верхнечелюстного контрфорса с теменной области свода черепа осуществляли забор расщепленного теменного аутотрансплантата или расщепленных нижнечелюстных аутотрансплантатов ветви и (или) подбородочного симфиза, которые тщательно моделировали по форме и размеру фрезами и укладывали в область дефекта и (или) деформации стенок глазницы. Дефицит объема мягкотканного компонента глазницы восполняли с помощью смеси из костной стружки и цельной крови. Для получения стружки в специальной костной мельнице перемалывали костные фрагменты, оставшиеся при моделировании трансплантата дна глазницы. При недостаточном объеме для получения костной стружки дополнительно использовали фрагмент теменной кости. Костную стружку и аутоплазму смешивали в пропорции 3:2. Полученную пластичную массу укладывали между костным трансплантатом, замещающим поврежденную нижнеглазничную стенку, и стенкой глазницы. Во всех случаях посттравматической деформации скулоглазничного и скулоносо-глазничного комплеска восстанавливали горизонтальную профилеровку глазной щели путем медиальной трансназальной и латеральной кантопексии.

Результаты и обсуждение

В послеоперационном периоде отмечено улучшение остроты зрения: в 1-й группе с 0,93±0,11 до 0,98±0,05, во 2-й — с 0,89±0,17 до 0,94±0,11. Через 6 и 12 мес изменений параметров цветоощущения зарегистрировано не было.

В результате проведения реконструктивной операции на орбите косметически значимый энофтальм скорригирован во всех случаях. На сроке 6 мес после оперативного вмешательства отмечали небольшую гиперкоррекцию вертикального положения глаза. Медиана значений энофтальма у пациентов 1-й группы на данном сроке составила 0,5 мм, а гипофтальма — 1 мм (гиперофтальм) (табл. 3).

Таблица 3. Результаты хирургического лечения пациентов 1-й группы Примечание. Здесь и в табл. 4 приведены медианы значений, в скобках указаны нижний и верхний квартили.
У пациентов 2-й группы указанные показатели также составили: 0,5 мм энофтальм и 1 мм гиперофтальм. Через 1 год после операции медиана значений энофтальма и гипофтальма составили соответственно 1 и –0,5 мм в 1-й группе и 1 и –0,5 мм во 2-й (табл. 4).
Таблица 4. Результаты хирургического лечения пациентов 2-й группы

У пациентов 1-й группы через 6 мес выявлена тенденция к уменьшению площади бинокулярного двоения, которая продолжилась до конца срока наблюдения (рис. 3, а).

Рис. 3. Показатели площади диплопии в разные сроки наблюдения пациентов 1-й (а) и 2-й (б) групп.
Во 2-й группе через 6 мес после оперативного вмешательства отмечено умеренное снижение подвижности глаза по сравнению с предоперационными показателями, что также отразилось на увеличении площади бинокулярного двоения. Через 12 мес после операции наблюдали уменьшение зоны диплопии до 29% (медиана) от площади бинокулярного взора (см. рис. 3, б).

Медианы значений вертикального размера глазной щели (PFr) пациентов 1-й группы через 6 и 12 мес составляли 10 мм. Через 6 мес после оперативного вмешательства лагофтальм от 0,5 до 4,5 мм выявлен у 17 пациентов 1-й группы и у 18 — 2-й. Через 1 год после операции лагофтальм наблюдали у 15 пациентов 1-й группы и у 15 — 2-й. На этом сроке медиана значений составила 1 мм в обеих группах. У пациентов обеих групп отмечалось увеличение показателя MLD2, свидетельствовавшее о возникновении рубцовой ретракции нижнего века в послеоперационном периоде. При сравнении результатов в динамике отмечена тенденция к нормализации данного показателя, более выраженная у пациентов 1-й группы (рис. 4, а,

Рис. 4. Показатели ретракции нижнего века (MLD2) в разные сроки наблюдения пациентов 1-й (а) и 2-й (б) групп.
б).

По результатам ЦДК глаза и орбит у 18 пациентов обеих групп на дооперационном этапе не выявлено значимой разницы в показателях гемодинамики. Не отмечено также достоверной разницы в изменениях этих показателей у пациентов 1-й и 2-й групп в послеоперационном периоде. Реконструкция стенок глазницы костными аутотрансплантатами мембранозного происхождения с устранением дислокации глазного яблока сопровождалась увеличением скорости кровотока в глазной артерии с 32,72±7,42 до 38,66±5,40 см/с, в задних коротких цилиарных артериях — с 12,44±3,1 см/с до 13,69±3,57 см/с, что указывает на улучшение гемодинамики в сосудах глазного яблока в сроки до 1 года после операции. Отмечено также повышение показателей диастолической скорости кровотока (рис. 5).

Рис 5. Изменения значимых показателей кровотока глазницы до и после реконструкции в разные сроки.

Результаты хирургического лечения пациентов 1-й группы представлены в табл. 3, 2-й группы — в табл. 4.

Предложенный алгоритм офтальмологического обследования выявил, что примененная хирургическая методика реконструкции стенок глазницы позволяет получить хорошие функциональные и эстетические результаты. Отмечено, что коррекция более тяжелых посттравматических деформаций орбиты (пациенты 2-й группы) сопровождается ухудшением подвижности глаза в послеоперационном периоде и увеличением площади бинокулярного двоения, которые регистрируются в течение 6 мес после операции с дальнейшей положительной динамикой этих параметров в последующие 6 мес. Подтверждено влияние субцилиарного доступа при реконструкции нижней стенки орбиты на возникновение рубцовой ретракции нижнего века. Результаты данной работы показали, что коррекция скулоглазничных переломов с постановкой костных аутотрансплантатов сопровождается улучшением гемодинамики в сосудах глазного яблока в сроки до 1 года после оперативного лечения.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Сведения об авторах

Груша Ярослав Олегович — д.м.н., проф. каф. глазных болезней Первого МГМУ им. И.М. Сеченова; e-mail: info@eyeacademy.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.