Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Гилёва К.С.

ФГОУ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России, Москва, Россия

Иванова Е.Д.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России, Москва, Россия

Реверсивный перфорантный субментальный лоскут для устранения мягкотканных дефектов лица

Авторы:

Гилёва К.С., Иванова Е.Д.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2020;99(3): 41‑46

Просмотров: 2609

Загрузок: 49

Как цитировать:

Гилёва К.С., Иванова Е.Д. Реверсивный перфорантный субментальный лоскут для устранения мягкотканных дефектов лица. Стоматология. 2020;99(3):41‑46.
Gileva KS, Ivanova ED. Reverse perforator submental flap for closing soft tissue defects. Stomatology. 2020;99(3):41‑46. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat20209903141

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ре­конструк­ция де­фек­тов твер­дой моз­го­вой обо­лоч­ки пос­ле уда­ле­ния кра­ниоор­би­таль­ных ме­нин­ги­ом. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2023;(2):76-84

Рост числа пациентов с ограниченными мягкотканными дефектами средней и нижней зон лица в результате травм, огнестрельных ранений, осложнений раневого процесса, врожденных дефектов, постонкологических и ятрогенных последствий обусловливает необходимость полноценного анатомического и функционального восстановления утраченных структур [1—3].

Основной проблемой при устранении таких дефектов является выбор донорского участка, критериями которого служат оптимальное расположение, малый донорский ущерб и качественные характеристики структуры тканей, отвечающие эстетическим и функциональным требованиям [4—6]. В литературе описано большое количество техник забора самых разнообразных комплексов тканей с различных областей тела и изучены преимущества и недостатки используемых донорских зон [1, 3, 6, 7].

В связи с постоянным развитием челюстно-лицевой хирургии повышаются функциональные и эстетические требования к выполнению хирургических операций, постоянно идут разработки все более инновационных методов устранения дефектов челюстно-лицевой области [8, 9]. Применение перфорантных лоскутов за последние два десятилетия стало значительным прорывом в реконструктивной хирургии лица с возможностью забора первично тонких лоскутов без дополнительной коррекции [8—10].

Лоскуты на перфорантных сосудах, исследование которых началось в 1989 г. работами I. Koshima и S. Soeda [11], отвечают большинству требований, предъявляемых к современным аутотрансплантатам, а именно: закрытие дефекта в реципиентной области наиболее подходящими по текстуре, толщине и цвету донорскими тканями при наименьшей травматичности донорской зоны и ускоренных сроках заживления ран и периода реабилитации [10].

Так, в реконструктивной хирургии лица одной из перспективных донорских зон является верхняя треть шеи, а именно субментальная область, дающая возможность вариантного забора толщины и объема тканей [12—14]. Наиболее часто в зарубежной практике субментальный лоскут применяется как регионарный для восстановления внутриротовых, оро- и гипофарингеальных дефектов, реконструкции нижней зоны лица [15—17].

Нами проанализированы результаты ранее проведенных зарубежных и отечественных работ, в которых выявлено, что достоинствами этого метода пластики являются близость донорской зоны к дефекту, возможность заимствования значительного по площади, но небольшого по толщине кожно-мышечного или мышечного лоскута, обладающего высокой мобильностью для ротации, растяжения и перемещения, но незначительной длиной ножки [4, 18—20].

В 2017 г. была опубликована научная работа по успешному применению кожно-мышечного подподбородочного лоскута на проксимальной сосудистой ножке в классическом варианте [19]. Применение данного лоскута ограничено длиной и углом ротации сосудистой ножки.

В поисках технических возможностей хирургического удлинения сосудистой ножки лоскута нами был разработан метод применения реверсивного кровотока в субментальном лоскуте на дистальной сосудистой ножке. В ранних публикациях нами были изучены особенности топографо-анатомических аспектов забора перфорантного субментального лоскута [21].

Цель исследования — повысить эффективность и безопасность хирургического лечения у пациентов с ограниченными мягкотканными дефектами путем использования субментального перфорантного лоскута с реверсивным кровотоком.

Материал и методы

В период с 2015 по 2019 г. в клинике ЦНИИС и ЧЛХ прооперированы 5 пациентов в возрасте от 41 года до 62 лет с дефектами лица различных локализаций (дефекты брови, верхней губы, скуловой и височной областей, околоушно-жевательной области. Во всех случаях был применен реверсивный перфорантный субментальный лоскут.

В контексте нашей работы особенность забора лоскута приобретает клиническую значимость за счет первично тонкого лоскута на перфорантных сосудах и использования реверсивного кровотока в лоскуте с целью удлинения сосудистой ножки и создания оптимальной дуги ротации.

На этапе предоперационной подготовки пациентам выполняли ультразвуковое дуплексное сканирование с цветовым картированием сосудов из бассейна лицевой артерии, компьютерную томографию с ангиографией сосудов лица и шеи в артериальную фазу для определения ангиоархитектоники перфорантных сосудов, отходящих от субментальной артерии (рис. 1). Проводили планирование и проецирование мест выхода перфорантных сосудов на кожу для дальнейшей оценки толщины и возможного уровня забора трансплантата (рис. 2). Интраоперационно осуществляли контроль адекватности реверсивного кровотока при помощи наложения сосудистой клипсы на проксимальный конец артерии с оценкой клинической картины и капиллярной реакции в тканях лоскута.

Рис. 1. Этап предоперационного планирования.
На компьютерной томограмме стрелками указаны: ПС — мышечный перфорантный сосуд; СМА — субментальная артерия; ЛА — лицевая артерия; черной прямой линией отмечена срединная линия согласно костным ориентирам.


Рис. 2. Предоперационная разметка дизайна и границ лоскута, определение хода сосудов и мест выхода перфорантных сосудов.
Стрелками отмечены: ПС — мышечный перфорантный сосуд; СМА — субментальная артерия; ДЛА — дистальная часть лицевой артерии; ПЛА — проксимальная часть лицевой артерии.


Результаты

Успешно разработан и усовершенствован способ применения реверсивного перфорантного субментального лоскута при замещении мягкотканных дефектов челюстно-лицевой области.

Техника забора перфорантного субментального лоскута на реверсивном кровотоке. Выбрана антероретроградная техника забора лоскута для контролируемой визуализации сосудистой ножки и кожных перфорантов.

Интраоперационно первым этапом осуществляли доступ к лицевой артерии и месту отхождения субментальной, выполняли подготовку сосудов для формирования сосудистой ножки перфорантного кожно-фасциально-мышечного субментального лоскута. Выполняют разрез кожи и подкожной жировой клетчатки по нижнелатеральному контуру разметки в зоне забора кожной площадки. Ориентиром служат угол и тело нижней челюсти, отступив 2,5—3 см от края и 1,5—2 см кпереди от угла. Для доступа к лицевой артерии выполняют ретракцию поднижнечелюстной слюнной железы. Диссекцию мягких тканей проводят вглубь и латеральнее, выделяя лицевую артерию и вену. Затем разрез кожи продлевается по нанесенной ранее разметке. Тупым и острым путем ткани кожно-мышечного лоскута отслаивают от окружающих тканей, формируя лоскут, включающий кожу, подкожную жировую клетчатку, поверхностную фасцию и подкожную мышцу шеи.

Диссекцию осуществляют до тех пор, пока в ране не визуализируется отмеченный на этапе предоперационного планирования перфорантный сосуд, выходящий из толщи двубрюшной мышцы. Выполняют расслаивание волокон мышцы и выделение перфорантного сосуда, отходящего от субментальной артерии.

Сформированный комплекс тканей на перфорантных сосудах и субментальной артерии поднимают до уровня отхождения субментальной артерии от лицевой артерии. Перед лигированием проксимального конца лицевой артерии выполняют пробу с клипсой. На 0,5 см ниже места отхождения субментальной артерии накладывают сосудистую клипсу и в течение 5 мин контролируют капиллярную реакцию, цвет лоскута и кровоточивость подкожной жировой клетчатки. При положительных результатах перфузии лоскута клипсу удаляют и проксимальный конец лицевой артерии и вены прошивают с пересечением (рис. 3).

Рис. 3. Места отсечения ЛА и ЛВ (черные линии).
FA — лицевая артерия (ЛА); FV — лицевая вена (ЛВ); SG — поднижнечелюстная железа; SMA — субментальная артерия; SBV — субментальная вена; MD — двубрюшная мышца.


Вторым этапом выделяют дистальную часть лицевой артерии в подкожном тоннеле по протяжению выше места отхождения субментальной артерии, т.е. ход лицевой артерии на лицо с отсечением лицевых ветвей. Длина сосудистой ножки составляет 7±2 см. Забор осевого перфорантного кожно-фасциально-мышечного субментального лоскута осуществляют на верхней сосудистой ножке с реверсивным током крови. Затем при помощи ротации по или против часовой стрелки перемещают лоскут через ранее сформированный подкожный тоннель в область воспринимающего ложа (рис. 4).

Рис. 4. Схематическое изображение техники забора лоскута.


Сосудистая ножка субментального лоскута без перекрута и перегиба имеет продольное направление с ламинарным током крови.

На завершающем этапе при оценке глубины дефекта безопасно выполняют истончение между поверхностными и глубокими жировыми дольками подкожной жировой клетчатки, оставляя жировую манжетку вокруг перфорантного сосуда (до 0,5 см).

У всех 5 прооперированных пациентов нарушение кровоснабжения при пересечении проксимального участка лицевой артерии не выявлено.

В результате динамического наблюдения во всех клинических случаях отмечается полная жизнеспособность лоскута, цвет и текстура совпадают с окружающими тканями, без признаков трофических нарушений и ишемии. Рост волос на лоскуте у пациентов мужского пола начинался на 10-е сутки после оперативного вмешательства. В донорской области визуализируется нормотрофический, нормохомный, линейный рубец, ограничения движения шеи не выявлялись. Явлений временного паралича не замечено. Венозная недостаточность в течение 4 сут наблюдалась в 1 клиническом случае, купирована консервативно. В 1 клиническом случае на 5-е сутки отмечена гематома в донорской области за счет преждевременного удаления дренажей, успешно эвакуирована.

Клинические примеры

Случай 1.

Пациентка О., 41 года, поступила с жалобами на дефект и деформацию верхней губы и красной каймы слева. Травма получена в результате поломки турбинного стоматологического наконечника при удалении инородных тел из нижнечелюстного канала, произошел отрыв фрагмента губы и контактный ожог II—IIIАБ степени верхней губы, с образованием дефекта размерами 2×2,5 см (рис. 5). На предоперационном этапе пациентке было предложено несколько вариантов хирургического лечения, желание пациентки — восстановить целостность тканей верхней губы без дополнительных разрезов на лице. Было принято решение устранить дефект реверсивным перфорантным субментальным лоскутом (рис. 6, 7).

Рис. 5. Вид дефекта.


Рис. 6. Интраоперационно сформированный дефект.


Рис. 7. Этап позиционирования сформированного перфорантного субментального лоскута.


В данном клиническом случае был проведен дизайн границ лоскута согласно границам ангиосома и проецирования мест выхода перфорантных сосудов на кожу (см. рис. 2), выполнен забор лоскута по описанной выше методике с включением перфорантных сосудов, размер кожной площадки составлял 2,5×4 см, толщина лоскута 0,5 см, длина сосудистой ножки 9 см.

Постоперационный период протекал без особенностей, осложнений не было, швы сняты на 10-е сутки, заживление первичным натяжением. Проводилась антибактериальная, антикоагуляционная, десенсибилизирующая терапия. С целью уменьшения послеоперационного отека и улучшения микроциркуляции в послеоперационной области был проведен курс физиотерапии — 5 сеансов магнитотерапии (рис. 8).

Рис. 8. Вид пациентки до и после (на 10-е сутки после снятия швов) операции.


Случай 2.

Пациент В., 50 лет, поступил с жалобами на наличие пигментного невуса в околоушно-жевательной области слева, отсутствие волосяного покрова в области новообразования. Отмечает появление новообразования 10 лет назад. Рост в последние 5 лет не наблюдался. Лечение не проводилось. При осмотре в околоушно-жевательной области слева определяется пигментный невус неправильной формы, безболезненный при пальпации, размером 4,0×3,5 см, не выступающий над поверхностью кожи, без волосяного покрова. Было принято решение устранить дефект субментальным лоскутом на верхней сосудистой ножке. В данном клиническом случае был выполнен забор лоскута по описанному выше методу с включением перфорантных сосудов согласно границам ангиосома, размер кожной площадки составлял 5×6 см, толщина лоскута 0,5 см, длина сосудистой ножки 10 см.

В постоперационном периоде на 5-е сутки в донорской области (подподбородочной и в области передней поверхности шеи) отмечалась гематома. При пальпации определялись явления флюктуации в этой зоне. Гематома успешно эвакуирована. Швы сняты на 10-е сутки, заживление первичным натяжением. Проводилась антибактериальная, антикоагуляционная, десенсибилизирующая терапия. С целью уменьшения послеоперационного отека и для улучшения микроциркуляции в послеоперационной области был проведен курс физиотерапии — 5 сеансов магнитотерапии (рис. 9). В результате операции удален пигментный невус, восстановлен рост бороды в данной области.

Рис. 9. Пациент до и после (через 3 нед) операции.


Заключение

Сочетание таких факторов, как возможность одноэтапной реконструкции, первичного закрытия дефекта с минимальной деформацией донорской зоны, сокращение времени оперативного вмешательства, быстрая реабилитация пациента, отсутствие излишнего объема тканей лоскута и возможность создания лицевых изгибов являются аргументами в пользу выбора перфорантного субментального лоскута с использованием реверсивного кровотока в ряду альтернативных мягкотканных реконструкций.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflict of interests.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.