Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Мельниченко Ю.М.

Белорусский государственный медицинский университет, Минск, Республика Беларусь

Мехтиев Р.С.

УО «Белорусский государственный медицинский университет», Минск, Республика Беларусь

Кабак С.Л.

Белорусский государственный медицинский университет, Минск, Республика Беларусь

Саврасова Н.А.

Белорусский государственный медицинский университет, Минск, Республика Беларусь

Топография септ верхнечелюстной пазухи по данным конусно-лучевой компьютерной томографии

Авторы:

Мельниченко Ю.М., Мехтиев Р.С., Кабак С.Л., Саврасова Н.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2020;99(3): 52‑56

Просмотров: 16083

Загрузок: 314


Как цитировать:

Мельниченко Ю.М., Мехтиев Р.С., Кабак С.Л., Саврасова Н.А. Топография септ верхнечелюстной пазухи по данным конусно-лучевой компьютерной томографии. Стоматология. 2020;99(3):52‑56.
Melnichenko YuM, Mehtiev RS, Kabak SL, Savrasova NA. Topography of maxillary sinus septa according to cone beam computed tomography data. Stomatology. 2020;99(3):52‑56. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat20209903152

Рекомендуем статьи по данной теме:
Аутот­рансплан­та­ция зу­ба как аль­тер­на­ти­ва ден­таль­ной им­план­та­ции. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(3):59-66
Воз­мож­нос­ти циф­ро­во­го сто­ма­то­ло­ги­чес­ко­го под­хо­да в ре­аби­ли­та­ции па­ци­ен­та пос­ле хи­рур­ги­чес­ко­го ле­че­ния од­нос­то­рон­не­го ан­ки­ло­за ви­соч­но-ниж­не­че­люс­тно­го сус­та­ва ме­то­дом то­мии мы­щел­ка. Сто­ма­то­ло­гия. 2025;(1):9-16
Пер­вый опыт при­ме­не­ния аутот­рансплан­та­та из ши­ро­кой фас­ции бед­ра при ус­тра­не­нии оро­ан­траль­ных сви­щей. Сто­ма­то­ло­гия. 2025;(1):17-22
Ме­то­ды ак­тив­но­го дре­ни­ро­ва­ния вер­хне­че­люс­тной па­зу­хи. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(3):57-63
Мор­фо­ло­ги­чес­кие осо­бен­нос­ти пе­ри­ос­та пе­ред­ней стен­ки вер­хней че­люс­ти у па­ци­ен­тов с одон­то­ген­ным вер­хне­че­люс­тным си­ну­си­том. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2024;(3):174-180
Ре­зуль­та­ты при­ме­не­ния эн­дос­ко­па 90 гра­ду­сов при уда­ле­нии ино­род­ных и гриб­ко­вых тел из труд­но­дос­туп­ных от­де­лов вер­хне­че­люс­тной па­зу­хи. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2025;(1):27-35

Перегородки (септы) верхнечелюстной пазухи представляют собой костные гребни, выступающие в ее просвет на высоту 2,5 мм и более [1]. По данным литературы, септы встречаются внутри 14—58% пазух у 21,6—69% людей [2—4]. Чаще всего они локализуются в области дна верхнечелюстной пазухи на уровне первого и второго моляров [5]. По происхождению выделяют первичные, связанные с развитием верхней челюсти, и вторичные септы, возникающие при потере зубов [3]. Высота септ варьирует в широком диапазоне. Нередко костные гребни ограничивают в нижних отделах пазухи множественные углубления, так называемые альвеолярные бухты. Некоторые септы делят пазуху на практически полностью обособленные части [6, 7]. По ориентации выделяют вертикальные (корональные и сагиттальные) и горизонтальные септы [4, 5, 8]. Корональные септы лежат во фронтальной плоскости (В. Pommer и соавт. [10] назвали такие костные перегородки трансверзальными септами) [3, 5, 9]. Сагиттальные септы ориентированы в переднезаднем направлении (рис. 1).

Рис. 1. Септы на фронтальном (а) и сагиттальном (б) срезах верхней челюсти (схема по [11]).
1 — сагиттальная септа; 2 — корональная септа; 3 — горизонтальная септа.


Цель исследования — определение вариантов местоположения, ориентации и протяженности первичных костных перегородок (септ) верхнечелюстной пазухи.

Материал и методы

Проанализированы данные конусно-лучевой компьютерной томографии (КЛКТ) 100 пациентов, обращавшихся за помощью в стоматологические поликлиники Минска за период с 2012 по 2019 г. Средний возраст пациентов 37,6±15,4 года. Критериями включения в исследование были: 1) наличие премоляров и не менее 2 моляров на верхней челюсти; 2) отсутствие оперативных вмешательств в области верхнечелюстной пазухи и альвеолярного отростка верхней челюсти.

Рентгенологическое исследование было выполнено на аппаратах ProMax 3D Max («Planmeca Oy», Финляндия) в программе Planmeca Romexis и Galileos GAX5 («Sirona Dental Systems», Германия) в программе GALILEOS Viewer по стандартным программам для визуализации верхней челюсти.

Традиционная методика изучения томографических срезов в окне мультипланарной реконструкции дополнялась анализом изображений в произвольно построенных реформатах (скорректированных срезах), ориентированных соответственно обнаруженной септе, а также с использованием опции объемного рендеринга.

Наиболее информативными с точки зрения обнаружения вертикальных септ были аксиальные и сагиттальные срезы. Горизонтальные костные перегородки достоверно визуализировались на фронтальных и сагиттальных срезах. Использование произвольно построенных срезов было обусловлено тем, что положение септ, особенно верхних отделов синуса, редко соответствовало стандартным плоскостям.

Результаты и обсуждение

При изучении сканов КЛКТ септы обнаружены у 37,2% пациентов (45,6% верхнечелюстных пазух). В одной пазухе число септ разной протяженности и направления варьировало от 1 до 4. В большинстве случаев септы обнаруживались с двух сторон и располагались симметрично (чаще корональные). Септы чаще выступали в полость пазухи на высоту от 2—3 до 8—14 мм. Ни одна из обнаруженных перегородок не образовывала полностью изолированные камеры в верхнечелюстной пазухе.

В 94,7% случаев костные перегородки ориентировались в медиально-латеральном направлении (корональные). Такие септы обычно имели небольшую высоту и располагались в области нижней стенки пазухи на уровне корней моляров и премоляров (рис. 2).

Рис. 2. 3D-реконструкция стенок верхнечелюстной пазухи; вид сверху. КЛКТ.
1 — полость носа; 2 — носослезный канал; 3 — передняя стенка верхнечелюстной пазухи; 4 — корональные септы нижней стенки; 5 — сагиттальная септа.


Реже обнаруживались вертикальные костные перегородки, которые ориентировались в переднезаднем направлении (сагиттальные септы) (рис. 3). Они составили 3,9% от общего числа септ.

Рис. 3. Сагиттальная септа на фронтальном скорректированном (а), сагиттальном скорректированном (б) и аксиальном (в) срезах. КЛКТ.


Очень редко (1,4%) костные перегородки располагались в горизонтальной плоскости и выступали в полость синуса на небольшое расстояние (рис. 4).

Рис. 4. Горизонтальная септа на фронтальном (а), сагиттальном (б) и аксиальном (в) срезах (стрелка). КЛКТ.
1 — полость носа; 2 — носослезный канал; 3 — твердое небо.


В проанализированной выборке только корональные септы имели большую высоту, разделяя верхнечелюстную пазуху на переднюю и заднюю части (рис. 5). Следует отметить, что отображение вертикальной костной перегородки на фронтальном срезе в виде линейной поперечной тени обусловлено несовпадением стандартной плоскости с ходом септы: как видно на сагиттальном срезе, плоскость септы отклоняется в переднезаднем направлении, причем у некоторых пациентов степень отклонения септы от стандартной плоскости на разных уровнях могла быть выражена в различной степени.

Рис. 5. Полная корональная перегородка на фронтальном (а), аксиальном (б) и сагиттальном (в) срезах (стрелка). КЛКТ.
1 — подглазничный канал; 2 — глазница; 3 — носовые раковины.


Септы в верхних отделах пазухи располагались косо трансверзально и, как правило, были связаны с подглазничным каналом (рис. 6).

Рис. 6. 3D-реконструкция стенок верхнечелюстных пазух; вид сверху. Септы, связанные с подглазничным каналом. КЛКТ.
1 — подглазничный канал; 2 — носослезный канал; 3 — передняя стенка верхнечелюстной пазухи; 4 — полость носа. КЛКТ.


У одного пациента с одной стороны в нижних отделах пазухи было обнаружено несколько септ, имеющих различное направление, при этом их свободные концы контактировали друг с другом (рис. 7).

Рис. 7. Сагиттальная (1) и корональная (2) септы на аксиальном (а), фронтальном (б) и сагиттальном (б) срезах. КЛКТ.


Наличие септ, по всей видимости, является вариантом нормы для верхнечелюстной пазухи. Причины появления костных перегородок давно дискутируются в научной литературе, но остаются до конца неясными. В 1910 г. А. Underwood [2] предположил, что причиной их появления служит перестройка костной ткани при прорезывании зубов верхней челюсти. В 1930 г. Н. Neivert [11, 12] выдвинул гипотезу о том, что септы образуются при формировании в эмбриогенезе нескольких выпячиваний слизистой оболочки полости носа в направлении закладки тела верхней челюсти. В последующем костные промежутки между полостями не рассасываются на различном протяжении.

G. Krennmair и соавт. [3] разделили септы верхнечелюстной пазухи на первичные и вторичные. По мнению этих авторов, первичные септы возникают в процессе развития верхней челюсти, а вторичные появляются в результате атрофии альвеолярной кости, связанной с потерей зубов. Резорбция костной ткани ведет к потере ее объема в вертикальном направлении и прогрессирующей пневматизации тела верхней челюсти. Из-за неодинаковой выраженности атрофии альвеолярного отростка в разных его отделах между двумя зонами интенсивной резорбции альвеолярной кости в верхнечелюстной пазухе формируются костные возвышения.

В настоящем исследовании большинство обнаруженных септ располагались медиолатерально, что соответствует результатам исследований других авторов [3, 9, 10].

По данным литературы, полные септы, разделяющие пазуху на части, являются редкой находкой [10]. Практически все септы, обнаруженные нами, выступали в просвет синуса на небольшую высоту — неполные септы. Только в 3 случаях были обнаружены костные перегородки, соединяющие верхнюю и нижнюю стенки пазухи и разделяющие ее полость на передний и задний отделы, широко сообщающиеся друг с другом. Следует отметить, что у одного пациента аналогичная вертикальная перегородка полностью ограничивала воздушную камеру, которая дренировалась в полость носа и поэтому была нами идентифицирована как крупная задняя ячейка решетчатой кости.

Считается, что высокие септы нарушают мукоцилиарный дренаж, что может способствовать развитию синусита [1, 13].

Септы в верхних отделах верхнечелюстных пазух, которые были ориентированы косо трансверзально и направлялись к ее медиальной стенке, содержали в своем составе подглазничный канал. А. Yenigun и соавт. [14] рассматривают протрузию подглазничного канала в верхнечелюстную пазуху как один из вариантов его хода и обнаружили ее в 25% случаев.

Согласно данным J. van den Bergh и соавт. [15] септы, расположенные в области дна верхнечелюстной пазухи, функционируют в качестве несущих опор, на которые передается механическая нагрузка, возникающая при жевании. С возрастом в связи с потерей зубов эти септы исчезают.

Заключение

Таким образом, в большинстве случаев септы располагаются вертикально в области дна верхнечелюстной пазухи, выступая в ее полость на небольшую высоту. Место локализации таких костных перегородок необходимо учитывать при проведении открытого синус-лифтинга в связи с возможным развитием осложнений. Так, наличие костных септ в области нижней стенки пазухи увеличивает риск перфорации ее слизистой оболочки во время операции. В то же время наличие костного возвышения в зоне имплантации позволяет вставить имплантат непосредственно в основание септы [16], что требует дальнейшего исследования морфологии септ, в том числе толщины их основания.

Можно предположить, что наличие септ в верхних и задних отделах верхнечелюстной пазухи служит дополнительным препятствием для мукоцилиарного клиренса.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.