Кариес временных зубов, или кариес раннего детского возраста, представляет все большую проблему во всем мире из-за высокой и постоянно растущей распространенности и интенсивности [1]. В России масштабные эпидемиологические исследования кариеса временных зубов не проводились, но у 6-летних детей, проживающих в городе Москве, распространенность его достигает 70% [2].
Как и кариес постоянных зубов, кариес временных зубов является полиэтиологическим заболеванием, ведущую роль в развитии которого играют особенности питания и гигиены рта. Однако известно, что на структуру эмали временных зубов, а также постоянных резцов и первых моляров оказывают особенности течения беременности и родов [3]. Можно предположить, что перинатальные осложнения за счет влияния на формирование твердых тканей зубов могут увеличивать риски кариеса временных зубов. Некоторые ранее проведенные исследования указывают на правильность подобного подхода, так как выявляют корреляции между гестозом, гипоксией плода, угрозой прерывания беременности, а также преждевременными родами и распространенностью и интенсивностью кариеса временных зубов [4—8]. Однако результаты исследований в отношении многих других перинатальных факторов (способ родоразрешения, вес плода при рождении) неоднозначны и требуют дополнительных исследований.
Цель исследования — выявление факторов риска кариеса временных зубов, связанных с особенностями беременности и родоразрешения (осложнения беременности, вид и сроки родоразрешения, перинатальные осложнения, рост и вес ребенка при рождении).
Материал и методы
В исследование вошли 165 соматически здоровых детей (80 мальчиков и 85 девочек) в возрасте 3—6 лет, осмотренных в детских садах г. Химки. Матери детей заполняли анкету, направленную на выявление вышеуказанных факторов. Данная анкета содержала также вопросы, касающиеся более традиционных этиологических факторов развития кариеса зубов: общего состояния здоровья ребенка, характера питания и гигиены рта. Полученные данные обработаны статистически (ПО Statistica 13.0), и с помощью метода логистической регрессии выделен «удельный вес» перинатальных факторов в возникновении кариеса. Статистическую обработку для представления результатов выполняли стандартными параметрическими и непараметрическими методами. Для сравнения групп использован точный критерий Фишера и критерий кси-квадрат. Различия считались статистически значимыми при p<0,05 (95% ДИ).
Результаты и обсуждение
Из 165 детей 89 (54,0%) имели кариес временных зубов. Статистически достоверных различий по распространенности кариеса в зависимости от пола детей не получено (p=0,7), однако имелась тенденция к большему числу пораженных зубов у мальчиков (рис. 1). Как интенсивность, так и распространенность кариеса увеличивались с возрастом (рис. 2, 3). При этом уже у 3-летних детей распространенность и медиана интенсивности кариеса составила 41,2% и 1,2 зуба, а к 6 годам они увеличились до 64,8% и 3,5 зуба соответственно. 20 из 89 детей с кариесом имели 8 и более пораженных зубов, а у 12 из них было удалено от 1 до 9 зубов. Все этого свидетельствует об агрессивности кариозного процесса у детей 3—6 лет, и это при оптимальном содержании фторидов в питьевой воде (1,5 мг/л). Эти данные полностью согласуются с данными Л.П. Кисельниковой и соавт., получивших сходные цифры при эпидемиологических осмотрах детей того же возраста в Москве [2].
Рис. 1. Медиана количества пораженных кариесом зубов у детей 3—6 лет в зависимости от пола.
Fig. 1. Sex-distribution of dmft median in 3—6 years old children living in Khimki.
Рис. 2. Частота кариеса временных зубов у детей 3—6 лет.
Fig. 2. ECC prevalence in in 3—6 years old children living in Khimki.
Рис. 3. Количество пораженных зубов у детей 3—6 лет.
Fig. 3. Dmft median in 3—6 years old children living in Khimki.
Матери 15 из 165 детей отметили осложнения во время беременности, среди которых наиболее часто встречалась угроза прерывания (7 случаев), а также преэклампсия (4 случая), поздний гестоз (3 случая). Точный критерий Фишера показал достоверную связь между наличием у ребенка кариеса и осложнениями во время беременности: кариес имели 78,6% детей от осложненной беременности и 51,7% родившихся при нормальном ее течении (p<0,05). Количество пораженных зубов в группе родившихся от осложненной беременности также было достоверно выше — медиана 4,3 зуба против 2,5 зуба в группе выношенных при отсутствии осложнений (рис. 4).
Рис. 4. Количество пораженных зубов в группах детей, появившихся в результате осложненных и неосложненных беременностей.
Fig. 4. Dmft in groups of children born from complicated and normal course pregnancies.
Среди 165 детей 113 (68,5%) были рождены через естественные родовые пути и 52 (31,5%) путем кесарева сечения. При этом у последних кариес обнаруживался чаще, чем у рожденных естественных путем (62,8 против 49,6% соответственно). Данная корреляция становилась статистически достоверной к 6 годам (p=0,02). Среди 6-летних детей нами также отмечена достоверная зависимость между способом родоразрешения и количеством пораженных временных зубов (p<0,05, рис. 5).
Рис. 5. Количество пораженных зубов в группах детей с разными способами родоразрешения.
Fig. 5. Number of affected teeth considering mode of delivery.
Абсолютное большинство детей, вошедших в исследование, были рождены в срок между 38-й и 40-й неделями гестации. Число отклонений от нормы было слишком незначительным (рис. 6) для обнаружения достоверной зависимости, определяющей риски кариеса. Однако надо отметить, что кариес имелся у 10 из 13 детей, родившихся преждевременно, а у 3 из них составлял 10 зубов и более.
Рис. 6. Сроки рождения детей, вошедших в исследование.
Fig. 6. Terms of delivery of children involved in the study.
Помимо преждевременных родов в качестве перинатальных осложнений учитывалась гипоксия в родах, вызванная различными факторами (обвитие пуповиной, предлежание плаценты, длительный безводный промежуток и т.п.). Эти осложнения отмечены у 24 из 165 матерей (14,5%). Достоверной зависимости между данными факторами, частотой возникновения и интенсивностью кариеса получено не было (p=0,65). Также не установлено связи между ростом, весом ребенка при рождении (рис. 7) и риском кариеса. Лишь дети с низкой и экстремально низкой массой тела всегда имели кариес, но данный признак был связан со значительной недоношенностью. Этот факт в совокупности с крайне высокой распространенностью кариеса у недоношенных детей, выявленной в нашем исследовании, свидетельствует о необходимости проведения дополнительных исследований в данном направлении с большим числом участников.
Рис. 7. Распределение роста (а) и веса (б) детей при рождении.
Fig. 7. Distribution of height (a) and weight (b) at birth.
Влияние осложнений беременности на риски кариеса зубов закономерно, так как многие из них сопряжены с гипоксией плода и ухудшают условия минерализации эмали временных зубов [5—8].
Значительно менее очевидно влияние на риски кариеса способа родоразрешения. Наше исследование обнаружило статистически достоверное увеличение как распространенности, так и интенсивности кариеса временных зубов у детей, рожденных с помощью кесарева сечения. Среди исследователей, ранее оценивавших возможную корреляцию способа родоразрешения и рисков кариеса, нет согласованности в результатах. Так, в исследованиях K. Boustedt и соавт. (2018) и T. Sridevi и соавт. (2018) соответствующая корреляционная связь обнаружена [9, 10], но в то же время популяционное исследование E. Brandquist и соавт. (2017) с участием более 9000 детей ее не выявило [11]. В исследовании M. Barfod и соавт. (2012) не получено связи между способом родоразрешения и распространенностью кариеса, но у детей, рожденных с помощью кесарева сечения, обнаружена значимо более высокая интенсивность кариеса [12]. Возможно, подобные разногласия связаны с возрастом детей, вошедших в исследование. Наше исследование показало, что статистически достоверная разница как в распространенности, так и в интенсивности кариеса возникает лишь к 6 годам, а в оба исследования, не показавшие данной связи, вошли 3-летние дети. Интересно отметить также, что исследования E. Brandquist и соавт. (2017) и M. Barfod и соавт. (2012) проведены среди скандинавский детей, у которых распространенность кариеса значительно ниже, чем в российской популяции (6 и 8% против 41% соответственно). Наше исследование, включающее детей и старше 3 лет, свидетельствует в пользу того, что кесарево сечение является фактором риска кариеса временных зубов.
Предпринимались попытки объяснить более интенсивное течение кариозного процесса у детей, рожденных с помощью кесарева течения, особенностями формирования у них микрофлоры рта, однако однозначных результатов пока не получено [13, 14].
Еще менее согласованы данные исследований, изучающих влияние веса детей при рождении на риски кариеса временных зубов [6—8, 15]. Почти все исследователи сходятся лишь в одном — риск кариеса повышен у детей с экстремально низкой массой тела при рождении (менее 1000 г) [6—8], однако есть данные, что и высокий вес (более 4000 г) также является негативным фактором.
Наше исследование не выявило статистически достоверной зависимости между весом ребенка при рождении и риском кариеса временных зубов. Это связано с малым числом наблюдений, отклонявшихся от физиологической нормы, но при этом все дети с низкой (менее 2500 г) массой тела при рождении имели кариес зубов. Фактор веса очевидно ассоциирован с недоношенностью — надо отметить, что кариес имелся у 10 из 13 детей, родившихся преждевременно, а у 3 из них кп составлял 10 зубов и более, однако число наблюдений также было слишком мало для получения статистически достоверной корреляции.
Заключение
Данные настоящего исследования показали, что осложненное течение беременности и родоразрешение кесаревым сечением являются факторами риска кариеса временных зубов. Относительно слабость корреляционных связей, хотя и отвечающих критерию достоверности (p от 0,02 до 0,049), свидетельствует о том, что эти факторы, не являясь ведущими в этиологии кариеса, тем не менее повышают риск его возникновения, а также усугубляют интенсивность кариозного процесса. Недоношенность и низкий вес тела при рождении встречаются значительно реже, чем осложненное течение беременности и родоразрешение кесаревым сечением, но эти дети в нашем исследовании почти всегда имели кариес временных зубов, и невозможность выявить статистически достоверную зависимость связана, по всей вероятности, с малым числом наблюдений. Необходимы дополнительные исследования по изучению данных факторов риска.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflict of interests.