Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Путь В.А.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Солодкий В.Г.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Решетов И.В.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» (Сеченовский университет) Минздрава России

Ильичев Е.А.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Подставнев В.Г.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Имплантат-протезная реабилитация пациентки с обширным дефектом челюстно-лицевой области

Авторы:

Путь В.А., Солодкий В.Г., Решетов И.В., Ильичев Е.А., Подставнев В.Г.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2020;99(5): 87‑91

Просмотров: 989

Загрузок: 34


Как цитировать:

Путь В.А., Солодкий В.Г., Решетов И.В., Ильичев Е.А., Подставнев В.Г. Имплантат-протезная реабилитация пациентки с обширным дефектом челюстно-лицевой области. Стоматология. 2020;99(5):87‑91.
Put’ VA, Solodkiy VG, Reshetov IV, Il’ichev EA, Podstavnev VG. Implant-prosthetic rehabilitation of a patient with an extensive maxillofacial defect. Stomatology. 2020;99(5):87‑91. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat20209905187

Сочетанные челюстно-лицевые дефекты, захватывающие не только область верхней или нижней челюсти, но и другие участки лица, чаще всего являются следствием операций по поводу онкологических заболеваний и, как правило, сопровождаются тяжелыми расстройствами функции речи, жевания, глотания и дыхания [1]. Степень эстетических и функциональных нарушений при обширных дефектах лица определяют значительные функциональные расстройства: нарушение зрения в случае отсутствия глаза и дефекты глазницы, нарушение дыхания при дефекте носа. При дефектах щеки и мягких тканей приротовой области нарушаются функции жевания и речи, возникает обезвоживание организма из-за постоянного слюнотечения, появляется мацерация кожи выделяющейся слюной [2]. Однако на первый план при дефектах лица, несомненно, выступает эстетический недостаток. В реконструктивной костно-пластической хирургии при проведении обширного спектра онкологических операций в челюстно-лицевой области специалисты сталкиваются как с недостатком костной и мягких тканей, так и с проблемой их дискредитации вследствие ранее проведенного лечения [3—5]. Наиболее сложными для лечения являются комбинированные дефекты. Основные трудности специалистов, пользующихся традиционными стандартными методиками забора лоскутов и обработки кости — нестабильность получаемого результата, дополнительная травма, в том числе термическая, при работе с вращающимся инструментарием, дополнительная травма окружающих мягких тканей за счет вынужденного увеличения операционного доступа. Все эти факторы влияют на заживление тканей в челюстно-лицевой области, особенно у людей со значительными по объему хирургическими вмешательствами [6—8]. Это всегда необходимо учитывать при планировании повторных хирургических вмешательств и, в первую очередь, при проведении дентальной и челюстно-лицевой имплантации. Междисциплинарный и многоэтапный процесс реабилитации таких пациентов требует проведения максимально малоинвазивных и в то же время значительных по объему имплантологических мероприятий, при которых ключевыми факторами успешного решения задач являются цифровое проектирование и прототипирование конечного результата лечения [7—11]. Такой подход также позволяет ускорить сроки реабилитации и снизить стоимость лечения. При-оритет отдается одноэтапной имплантации и интраоперационному непосредственному протезированию [12—15].

Цель исследования — провести имплантат-протезную реабилитацию пациентки с обширным постонкологическим дефектом средней и верхней зоны лица, используя возможности современного цифрового проектирования и прототипирования.

Материал и методы

В клинику в октябре 2015 г. обратилась пациентка Ш., 1957 года рождения с целью получения помощи при закрытии обширного постонкологического дефекта лица. Основные жалобы пациентки на невозможность полноценного приема пищи, разговора, даже с имеющимся обтуратором, который, по сути, замещает верхнюю челюсть. Обтуратор не стабилен из-за отсутствия фиксации в имеющемся дефекте. По данным анамнеза, в 1987 г. пациентка прооперирована по поводу аденокистозной карциномы решетчатого лабиринта, курсовая суммарная очаговая доза (СОД) составила 60 Гр. Операция по удалению злокачественной опухоли по поводу рецидива в 1992 г. Проведена курсовая СОД — 30 Гр. В 2001 г. по поводу рецидива проведена операция Мура. Послеоперационная курсовая СОД — 60 Гр. В 2002 г. проводилась пластика правой половины лица свободным васкуляризированным левосторонним лучевым лоскутом, осложнилась тромбозом височного анастомоза с последующим некрозом лоскута. Спустя 2 мес проведена повторная пластика дефекта правой половины лица правосторонним лучевым лоскутом, на 6-е сутки после аррозивного кровотечения лоскут был утерян. Через 1 мес проводилась пластика дефекта пекторальным лоскутом, вновь некроз, и вновь лоскут был утерян. В период с 2002 по 2015 г. пациентка находилась под наблюдением онкологов и трижды была прооперирована по поводу локальных рецидивов опухолевого процесса. На верхней челюсти слева имеются зубы 26, 27, за которые фиксируется кламмер обтуратора (рис. 1). После консилиума специалистов и принятия решения по поводу реабилитационных мероприятий проведено проектирование и прототипирование конструкции — опорного элемента для верхнечелюстного протеза и лицевой маски.

Рис. 1. Состояние до лечения.

Протокол проектирования и прототипирования включает совмещение в одном проекте:

1. Состояние твердых и мягких тканей полости рта.

2. Данные ортопедического планирования — wax up.

3. Данные рентгенологического компьютерного исследования.

4. Наиболее вероятные места расположения имплантатов.

Результатом успешного CAD-CAM-планирования является согласие пациента на предлагаемый план лечения и получение хирургического шаблона.

Получены модели зубных рядов, оцифрованы, зафиксированы прикусные взаимоотношения, данные оцифрованы. Изготовлены прототипы отсутствующих зубов с рентген-метками, данные оцифрованы. Выполнена конусно-лучевая компьютерная томография с прототипами зубов, получены DICOM-файлы. Проведено цифровое планирование, получен проект с виртуально установленными имплантатами. Подготовлен хирургический протокол операции, методом цифровой печати изготовлен прототип лицевой маски. При диагностическом обследовании выявлен рецидив опухолевого процесса в области сохранившейся части носа со стороны дефекта. Принято решение о резекции сохранившейся части носа с целью удаления опухоли. Это вызвало необходимость внести изменения в проект реабилитации. Первоначально в область верхней челюсти слева установлены параллельно 2 транс-скуловых имплантата Zygomatic 55 размерами 4,3×45 и 4,3×50 мм. Выполнено удаление сохранившихся мягких тканей носа. Получена высокая первичная стабильность имплантатов свыше 60 N/см2 (рис. 2). Спустя 4 мес были изготовлены рентгеноконтрастный прототип и шаблон, фиксирующийся на края дефекта, установленные имплантаты (рис. 3). Проведена мультиспиральная компьютерная томография без прототипа и непосредственно с прототипом для совмещения в программном комплексе зон установки имплантатов. В клинике произведена адаптация прототипа в дефекте с достижением жесткой фиксации на тканях челюстно-лицевой области. Затем периорбитально в зону имеющейся кости установлено 7 одноэтапных имплантатов Radix-iCort по шаблону чрескожно (рис. 4, 5). Адаптация (проверка и припасовка) пластиковой имплантат-протезной конструкции в дефекте проведена под седацией в условиях стационара (рис. 6). Выполнено повторное сканирование 3D-прототипа, и DICOM-файлы отправлены в компанию для проведения металлической основы. В дефекте зафиксирована конструкция с помощью винтов к установленным имплантатам. Изготовлен протез-обтуратор, замещающий верхнюю челюсть с магнитной фиксацией и опорой на имплантат-протезную конструкцию (рис. 7). Пациентка направлена в лабораторию анапластологии для изготовления протеза маски, закрывающей дефект.

Рис. 2. Внешний вид пациентки после удаления сохранившихся мягких тканей носа и установки чресскуловых имплантатов.

Рис. 3. Операционный шаблон жестко зафиксирован в области дефекта с опорой на установленные чресскуловые имплантаты и окружающие ткани.

Рис. 4. В зоне дефекта установлены 7 одноэтапных имплантатов.

Рис. 5. Конусно-лучевая компьютерная томограмма зоны имплантации.

Рис. 6. Адаптирован прототип пластиковой имплантат-протезной конструкции в дефекте.

Рис. 7. Протез-обтуратор, замещающий верхнюю челюсть с магнитной фиксацией и опорой на имплантат-протезную конструкцию.

Результаты

На этапах установки получена высокая 45 N/см2 и более первичная стабильность одноэтапных имплантатов в участках кости лицевого скелета, ограничивающих дефект. В первую очередь это было достигнуто за счет изготовленного операционного шаблона с титановыми втулками-направляющими и плотной кости I типа в зоне установки имплантатов, а также оригинальной конструкции имплантатов с агрессивной резьбой. Трехмерная конструкция — опорный элемент обтуратора и лицевой маски — получена методом аддитивных технологий-селективного лазерного спекания из медицинской нержавеющей стали. Фиксация верхнечелюстного протеза-обтуратора осуществляется за счет ретенции на опорных фрезерованных элементах и за счет магнитов. На заключительном этапе имплантат протезной реабилитации пациентки с использованием протоколов чресскуловой и немедленной имплантации удалось восстановить функцию жевания, глотания и речи у пациентки с обширным дефектом челюстно-лицевой области. В настоящее время пациентка находится под наблюдением по месту жительства, запланировано перепротезирование с целью улучшения фиксации и стабилизации протеза-обтуратора.

Заключение

Существует необходимость минимизировать объем хирургического вмешательства по установке имплантатов в зоне дискредитированных тканей после многократных хирургических и лучевых вмешательств. После перенесенных пациенткой 13 оперативных вмешательств, 4-х реконструктивных операций и 3-кратного курса облучения области обширного дефекта лица рассчитывать на остеоинтеграцию установленных имплантатов не представляется возможным. Поэтому конструкция установлена на механически стабильные одноэтапные имплантаты в зоне дефекта с винтовой ортопедической платформой и остеоинтегрированные чресскуловые имплантаты в противоположной от дефекта зоне. Лечение дефектов и деформаций дефектов челюстно-лицевой области строятся на профилактических принципах предсказуемости и персонализации лечения. Алгоритмом такого лечения являются: цифровая диагностика, виртуальное проектирование и прототипирование окончательного результата лечения. Методика базируется на использовании результатов цифровой диагностики, подбора материалов для 3D-прототипирования каркаса, замещающего дефект и служащего опорным элементом для фиксации и стабилизации протеза обтуратора и лицевой маски. Наиболее сложным и ответственным элементом лечения является точное соблюдение этапов и контрольных элементов хирургических и ортопедических протоколов, установка имплантатов и контроль функциональной нагрузки. В данном клиническом случае одноэтапная имплантация и протоколы интраоперационного немедленного протезирования являются ключевыми факторами успешной имплантат-протезной реабилитации пациентки.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflict of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.