Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Гаджиев Н.Ю.

ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России

Кузнецова В.С.

ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России;
ФГБНУ «Медико-генетический научный центр им. акад. Н.П. Бочкова»

Васильев А.В.

ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России;
ФГБНУ «Медико-генетический научный центр им. акад. Н.П. Бочкова»;
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Кулаков А.А.

ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России

Лосев Ф.Ф.

ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России;
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Модели костных дефектов у кроликов, используемые для оценки эффективности костно-пластических материалов

Авторы:

Гаджиев Н.Ю., Кузнецова В.С., Васильев А.В., Кулаков А.А., Лосев Ф.Ф.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2023;102(6‑2): 55‑60

Просмотров: 304

Загрузок: 16


Как цитировать:

Гаджиев Н.Ю., Кузнецова В.С., Васильев А.В., Кулаков А.А., Лосев Ф.Ф. Модели костных дефектов у кроликов, используемые для оценки эффективности костно-пластических материалов. Стоматология. 2023;102(6‑2):55‑60.
Gadzhiev NYu, Kuznetsova VS, Vasilyev AV, Kulakov AA, Losev FF. Models of bone defects in rabbits used to evaluate the bone graft materials efficacy. Stomatology. 2023;102(6‑2):55‑60. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat202310206255

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ги­по­ти­азид как ре­гу­ля­тор объе­ма и сос­та­ва ам­ни­оти­чес­кой жид­кос­ти кроль­чих на поз­дних сро­ках бе­ре­мен­нос­ти. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(4):25-29

Для экспериментальных исследований в стоматологии и челюстно-лицевой хирургии нередко используют кроликов. Они пригодны для оценки токсичности, биологической совместимости и исследований остеогенных свойств костно-пластических материалов. По сравнению с грызунами на челюстях и черепе кроликов удается моделировать дефекты достаточно крупных размеров, а в некоторых случаях формировать несколько типов дефектов у одного животного [1]. В отличие от крупных животных кролики просты и недороги в содержании, плодовиты и достигают зрелости скелета на относительно ранних сроках развития (около 6 месяцев) [2—6].

По данным с ресурса PubMed, в период с 1992 по 2022 год по ключевым словам bone regeneration было опубликовано 56,7 тыс. научных работ. Из них 5 тыс. были посвящены регенерации кости у кроликов. По ключевым словам, rabbit scull defect и rabbit jaw defect — 1,2 тыс. и 0,3 тыс. статей соответственно (рис. 1).

Рис. 1. Результаты поиска на PubMed по запросам bone regeneration, rabbit bone regeneration, rabbit skull defect, rabbit jaw defect.

Сравнительная характеристика лабораторных кроликов

Признак

Порода

Серый великан

Советская шиншилла

Белый великан

Новозеландский белый

Вес взрослой особи, кг

4—7,5

4,5—6

4,8—5,6

4—5

Длина туловища, см

до 75

60—65

50—60

47—49

Обхват грудины, см

до 40

38—40

около 37

до 35

Длина ушей, см

15—16

12—15

до 16

до 12,5

Окрас меха

Основной — серый/серебристо-голубой, на брюхе более светлый; допускается наличие оттенков рыжины или «седины»

Серебристо-серый с голубым оттенком

Белый

Белый

Многоплодие

8—14 крольчат в помете

В среднем 7—8 крольчат в помете

7—9 крольчат в помете

В среднем 8—10 крольчат в помете

Экспериментальные модели критических дефектов

В эксперименте обычно моделируют дефекты костей критического размера. В течение всего периода жизни животного или срока проведения эксперимента критический дефект неспособен полностью заместиться костной тканью и в его центре формируется рубец. Эта особенность позволяет оценить способность исследуемых материалов, лекарств или методик обеспечить полную гистотипическую регенерацию костей. Размеры критических дефектов зависят от вида животного и их возраста. У крыс критическими считаются дефекты черепа диаметром от 4 до 5 мм, в то время как у собак они могут варьировать от 20 до 34 мм [7, 8]. У зрелых особей заживление протекает хуже и требует более длительных сроков наблюдения. В связи с этим размеры критических дефектов у молодых и зрелых особей отличаются. Так, у крыс в возрасте 11—12 нед. диаметр костного дефекта составляет 5 мм. В то время как у 22—24-недельных особей критическими являются дефекты диаметром 4 мм, которые необходимо наблюдать в течение 8 нед. В свою очередь у кроликов, по данным различных исследований, размер критического дефекта может варьировать от 6 до 15 мм [9, 10].

На моделях дефектов черепных костей изучают свойства костно-пластических материалов. Дефекты орбиты, верхней и нижней челюсти моделируют ситуации дефицита тканей, которые возникают в результате воспалительных заболеваний челюстей, а также травм и оперативных вмешательств по поводу удаления новообразований.

Их создают с применением трепанов и алмазных боров (круглые, фиссурные), которые позволяют сформировать дефекты различной формы и исключают травму окружающих мягких тканей [9, 10]. Длительность экспериментов по оценке регенерации критических дефектов черепа у кроликов составляет от 1 до 24 нед. Наиболее часто животных выводят из эксперимента на 12—16-й неделе и оценивают свойства регенерата с помощью гистологических и морфометрических методов [11].

Дефекты верхней челюсти

Дефекты, формируемые в области верхней челюсти, позволяют изучать свойства материалов для костной пластики и моделировать ситуации атрофии костной ткани, требующие проведения операции синус-лифтинга с одномоментной или отсроченной имплантацией. Методики их выполнения представлены ниже.

Модель критического дефекта тела верхней челюсти

Дефект формируют в области беззубого участка между резцами и молярами верхней челюсти. Проводят линейный разрез на 1,5—2 мм выше края альвеолярного отростка верхней челюсти. Отслаивают полнослойный слизисто-надкостничный лоскут, кость скелетируют. Затем при помощи бора с обильным орошением физиологическим раствором формируют дефект 6×6 мм. Полученные дефекты заполняют исследуемым материалом. Слизисто-надкостничный лоскут укладывают на место и фиксируют шовным материалом [12] (рис. 2).

Рис. 2. Дефект тела верхней челюсти.

Модели синус-лифтинга верхнечелюстной пазухи

Внутриротовой способ. Проводят линейный разрез слизистой оболочки по переходной складке. Слизисто-надкостничный лоскут отслаивают при помощи распатора в проекции клыковой ямки. Кость скелетируют. При помощи боров формируют костное окно в передней стенке синуса. Мембрану верхнечелюстного синуса отслаивают и приподнимают. В сформированное пространство укладывают материал. Проводят репозицию и фиксацию лоскута шовным материалом [13, 14] (рис. 3).

Рис. 3. Модель внутриротового синус-лифтинга.

Внеротовой способ. По срединно-сагиттальной линии на носовой кости проводят разрез и отслаивают полнослойный кожно-надкостничный лоскут для визуализации боковой стенки пазухи. Далее при помощи бора формируют костное окно и приподнимают мембрану синуса. В сформированное пространство укладывают исследуемый материал, после чего проводят репозицию и фиксацию лоскута шовным материалом [15, 16] (рис. 4).

Рис. 4. Модель внеротового синус-лифтинга.

Модель отрытого синус-лифтинга с одномоментной установкой дентального имплантата

Операционное поле располагается на 20 мм кпереди от линии нософронтального шва, и на 10 мм латеральнее слева и справа от средней линии. Разрез проводят вдоль сагиттальной срединной линии носовой кости, полученный лоскут, включая кожу и надкостницу, отслаивают и приподнимают. Окна верхнечелюстной пазухи с наружным диаметром 3 мм и внутренним диаметром 2,3 мм создают при помощи трепанационных боров. После удаления сформированного фрагмента кости мембрану верхнечелюстной пазухи приподнимают на 10 мм с помощью кюрет, затем костное окно расширяют с помощью сверла диаметром 3,5 мм. Имплантат устанавливают с помощью динамометрического ключа с последующей установкой винта-заглушки. После установки имплантата лоскут укладывают на место и фиксируют швами [17] (рис. 5).

Рис. 5. Модель отрытого синус-лифтинга с установкой дентального имплантата.

Дефекты нижней челюсти

Дефекты тела и угла нижней челюсти имитируют ситуации, возникающие в результате воспалительных заболеваний челюстей, а также травм и оперативных вмешательств по поводу удаления новообразований.

Модель критического дефекта тела нижней челюсти

Проводят кожный разрез на 0,5 мм выше нижнего края нижней челюсти в проекции беззубого участка. Мышечный слой расслаивают тупо, кость скелетируют и выполняют однокортикальную остеотомию объемом 15 мм длиной и 5 мм шириной в беззубом пространстве между резцами и первым моляром при помощи дентальных боров при обильном орошении физиологическим раствором. В подготовленное реципиентное ложе укладывают материал или аутотрансплантат. В качестве донорской зоны могут выступать противоположный край нижней челюсти, область вертела бедра нижней конечности либо область верхней части края гребня подвздошной кости. Затем разрез послойно зашивают [18] (рис. 6).

Рис. 6. Критический дефект тела нижней челюсти.

Модель критического дефекта угла нижней челюсти

Наружный разрез производят в области угла нижней челюсти. После отслаивания сухожилия жевательных мышц обнажают участок кости края, угла и ветви нижней челюсти. При помощи фрез с постоянным водяным охлаждением с обеих сторон создают полнокостный дефект размером 8×8 мм. Мягкие ткани укладывают на место, рану ушивают [19, 20] (рис. 7).

Рис. 7. Критический дефект угла нижней челюсти.

Модель экстракционной лунки

Зубы у кроликов имеют длинную анатомическую коронку и не имеют истинных корней. Кортикальная пластинка, окружающая пришеечную часть резцов, очень тонкая и легко надламывается, поэтому экстракция зуба проводится строго по ходу изгиба зуба. Поскольку внутриротовой доступ к жевательным зубам кроликов затруднен, то для удаления моляров и премоляров, проходящих практически на всю длину тела нижней челюсти, обычно используют наружный доступ [21—23]. Следует отметить способность кроликов к повторному формированию зуба в случае неполного отрыва и удаления пульпы [24]. При выполнении модели эту особенность нужно учитывать.

Дефект орбиты

Дефекты орбиты моделируют ситуации, возникающие в результате травм лица или вмешательств с костной резекцией, связанных с удалением новообразований в области глазницы.

Модель критического дефекта нижнего края орбиты

Пальпаторно определяют нижний край орбиты. Дуговой разрез длиной 1—1,5 см проводят на 0,5 мм ниже нижнего века, рассекают кожу и подкожную клетчатку, стягивают лоскут когтистыми крючками, тупо обнажают и рассекают надкостницу. Орбитальную кость скелетируют. С помощью штангенциркуля отмеряют 1 см за пределами нижнего орбитального обода и удаляют кость щипцами Rongeurs, формируя костный дефект [25, 26]. Лоскут укладывают на место, фиксируют швами (рис. 8).

Рис. 8. Дефект нижнего края орбиты.

Дефекты свода черепа

Дефекты свода черепа обычно используют для простой оценки базовых свойств костно-пластических материалов. Их главным достоинством является простота методики выполнения. Простая конфигурация также упрощает морфометрию и получение результата.

Модель критического дефекта теменной кости

Хирургический доступ осуществляют путем сагиттального разреза кожи и надкостницы в лобно-теменной области. Длина разреза от 1,5 до 3,0 см. Отслаивают кожно-надкостничный лоскут, кость скелетируют, визуализируют сагиттальный шов. Кровоточащие сосуды при необходимости перевязывают. Форма и размер критического дефекта произвольные (в зависимости от целей и характера исследования). Дефект создают полной толщины, без повреждения твердой мозговой оболочки. Полученный критический дефект заполняют костно-пластическим материалом. Лоскут укладывают на место, фиксируют швами [27—33] (рис. 9).

Рис. 9. Дефект лобной кости.

Модель критического дефекта лобной кости с синус-лифтингом

С помощью хирургического скальпеля выполняют U-образный дуговой разрез. Формируют и отслаивают комбинированный (кожно-надкостничный) либо послойный лоскут. Лобную кость скелетируют. При помощи боров или трепанов в передней стенке лобной кости кролика формируют билатеральное или одиночное костное окно. Затем слизистую оболочку фронтального синуса отслаивают и приподнимают с помощью кюрет для синус-лифтинга. В сформированное пространство укладывают материал, восстанавливают костное окно. Лоскут мобилизуют и укладывают на место, фиксируют швами [34—37] (рис. 10).

Рис. 10. Дефект теменной кости.

Заключение

Число экспериментальных исследований, посвященных особенностям регенерации костной ткани у кроликов, непрерывно растет. Для их проведения на территории России и в странах СНГ используют такие породы, как серый великан, советская шиншилла, белый великан и новозеландский белый. Критические дефекты кроликов диаметром от 6 до 15 мм и глубиной до 5 мм сопоставимы с протяженными дефектами костей черепа у человека. Они позволяют моделировать ситуации дефицита костной ткани, возникающие в результате травм, воспалительных заболеваний, удаления новообразований и могут быть использованы для экспериментальных исследований в стоматологии и челюстно-лицевой хирургии прежде всего для исследований костно-пластических материалов.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.