ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучить результативность имплантационного протезирования протяженными металлокерамическими конструкциями с каркасом из золотоплатинового сплава у пожилых пациентов.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
В исследование включали пациентов с полной и/или частичной потерей зубов и декомпенсированным зубным рядом. В 2007—2008 гг. внедрено 354 имплантата 27 пациентам. Наложен 51 протяженный (608 звеньев) имплантационный металлокерамический протез с каркасом из золотоплатинового сплава. Возраст пациентов составил 61,31±5,08 года. Для оценки результативности протезирования использованы индексные критерии Mombelli (mBI[modified Sulcus Bleeding Index]). Индекс налета определяли с помощью модифицированной методики Löe и Silness. Состояние периимплантатной кости (ΔMBL) определяли по серии панорамных цифровых ортопантомограмм. Для оценки состояния здоровья полости рта у пожилых использован гериатрический индекс оценки состояния полости рта — GOHAI.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Металлокерамические протяженные имплантационные протезы с каркасом из золотоплатинового сплава, опирающиеся на достаточное и оптимальное количество имплантатов (6—8), показали высокую сохраняемость (100%) через 15 лет. Убыль кости (ΔMBL) через 15 лет составила —1,44±1,27 мм. Сохраняемость имплантатов составила 99,4%. Оценки по шкале GOHAI были выше у пациентов после ортопедической реабилитации (от 52,7±7,1 до 54,1±8,4 балла; p<0,001).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Спустя 15 лет все конструкции имели механические дефекты, которые при этом позволяли пользоваться ими без ограничений. Несмотря на то что винтовая фиксация протяженных имплантационных протезов была связана с механическими осложнениями, тем не менее позволяла своевременно проводить хирургические вмешательства и купировать развитие воспалительных осложнений. Таким образом, оснований к снятию металлокерамических и замене на новые имплантационные протезы мы не усматриваем даже по прошествии 15-летнего периода эксплуатации. Одновременно с этим нужно учитывать снижение возможности к проведению индивидуальной гигиены рта пожилыми пациентами, а также возможные ограничения к самостоятельному посещению стоматолога или стоматологического гигиениста.