Моделирование как универсальный метод научного познания подразумевает одну из форм отражения действительности и представляет собой исследование характеристик познаваемых объектов на моделях [1, 2]. Для реконструкции обстоятельств происшествия по следам моделирование широко применяется отечественными и зарубежными судебными медиками при производстве экспертиз [3-6]. Практика последнего десятилетия показывает, что следственные органы все чаще назначают проведение такого рода экспертиз. По нашему мнению, этот факт объясняется тем, что именно ситуационные экспертизы отвечают требованиям доказательной медицины. На современном этапе представить работу любого специалиста в области судебной медицины без компьютера весьма затруднительно. Использование тех или иных программ позволяет рассчитать давность наступления смерти, выполнить антропологические исследования, оценить результаты проведенного химического, спектрального молекулярно-генетического исследования и т.д. По данным Forensicmag.com, в США разработана специализированная программа, позволяющая облегчить работу специалиста при реконструкции той или иной травмы.
Цель исследования - ввиду отсутствия отечественных программ, специализированных под задачи судебной медицины и криминалистики, проверить возможность моделирования в программах Autodesk 3ds Max и MicroSmith Poser.
Материал и методы
Выбор программ Autodesk 3ds Max и MicroSmith Poser обусловлен следующим:
- программа MicroSmith Poser имеет широкий набор трехмерных манекенов людей (в том числе скелетов), возможно придание необходимой позы манекену;
- программа Autodesk 3ds Max представляет широкий набор опций для создания помещений, обстановки, интерьера и т.д. - всего, что необходимо для виртуальной реконструкции места происшествия. Неоспоримое достоинство 3ds Max - возможность введения точных исходных данных (метрические характеристики объектов);
- совместимость данных программных продуктов между собой упрощает работу эксперта;
- воссозданная картина места происшествия обеспечивает наглядность и доступную визуализацию любого плана.
Результаты и обсуждение
На основании проведенного анализа и оценки программ Autodesk 3ds Max и MicroSmith Poser нами предложена следующая методика реконструкции:
1. Воссоздают трехмерную модель помещения. Для этого используют данные, полученные в ходе стандартных следственных действий: осмотра места происшествия и места обнаружения трупа, следственного эксперимента, показа, демонстрации и т.д. Реконструкция места происшествия может быть абсолютно точной, либо неполной, либо частичной, что соответствует требованиям, предъявляемым к моделям: точность и достоверность модели выбирает самостоятельно экспериментатор или исследователь.
2. В виртуальную среду воссозданной обстановки помещают манекен, соответствующий по антропометрическим данным субъекту происшествия.
3. На манекене и окружающих предметах размечают следы (повреждения от пуль, следы крови и т.д.). Расставляя траектории полета огнестрельных снарядов, направления движения брызг, потеков крови, воссоздают источник кровотечения в пространстве.
4. Моделируют возможные варианты расположения и действий пострадавшего и иных лиц, участников криминального события.
5. В распоряжение органов следствия предоставляют наиболее обоснованный вариант(ы). В выводах отмечают, что в случае появления у следствия новых или уточняющих фактов при проведении дополнительной судебно-медицинской экспертизы имеется возможность более точной реконструкции обстоятельств происшествия.
Приведенные научные представления можно проиллюстрировать на примере из нашей экспертной практики.
«...В квартире в дверном проеме кухни на полу был обнаружен труп гр. Н. с признаками насильственной смерти. На месте происшествия обнаружено штатное оружие гр. Н. - пистолет-пулемет, а также стреляная гильза и пуля калибра 9 мм. Поскольку у гр. Н. было обнаружено сквозное огнестрельное ранение головы (выстрел произведен в рот), следствием были выдвинуты две версии: первая - убийство гр. Н. неизвестным лицом, вторая - самоубийство гр. Н. ...».
Следствием перед экспертами был поставлен вопрос: «При каких обстоятельствах гр. Н. были причинены повреждения?»
Из протокола осмотра места происшествия известно: «...Труп гр. Н. лежит на правом боку ... На полу вокруг головы трупа лужа подсохшей темно-красной крови на участке 1,2×0,8 м ... Рядом с правым бедром трупа обнаружена деформированная пуля ... Здесь же в 38 см от нее находится гильза ... На потолке в 6 см от стыка со стеной и в проекции 32 см от края кухонного уголка имеется конусовидное разрушение целостности штукатурки, вокруг него - множественные мелкие точечные и пылевидные брызги бурого цвета. Здесь же на стене в 8 см от стыка с потолком - аналогичное вытянуто-конусовидное поверхностное повреждение штукатурки ... При осмотре головы трупа гр. Н. на слизистых губ обнаружены кровоизлияния темно-красного цвета. Первый зуб на верхней челюсти слева отсутствует. Лунка отсутствующего зуба с темно-красными кровоизлияниями. В затылочной области волосистой части головы имеется зияющая рана, в просвете ее отломки костей свода черепа и кусочки ткани головного мозга. Затылочная область и правая половина волосистой части головы, прилежащая к полу, испачканы темной жидкой кровью...».
Согласно акту судебно-медицинского исследования трупа, «... Причина смерти гр. Н. - огнестрельное пулевое сквозное ранение головы с множественными переломами костей свода и основания черепа и обширными разрушениями ствола и полушарий головного мозга. Входная огнестрельная рана в задней части мягкого неба, выходная рана - в затылочной области. Раневой канал направлен спереди назад, снизу вверх и незначительно слева направо».
При исследовании фототаблиц к протоколу осмотра места происшествия выявили множественные следы крови, из которых были выделены: мазок крови на поверхности стола от пальцев кисти в виде полос длиной 15,5 см, шириной 1,5 см (рис. 1, на цв. вклейке); след в виде отпечатка окровавленных волос головы в нижней части кухонной двери длиной 16 см, шириной 10 см (рис. 2, на цв. вклейке); вертикальный мазок крови на стене кухни слева от дверного проема, расположенный на расстоянии 60 см от пола, длиной 22,5 см, шириной 7,5 см (рис. 3, на цв. вклейке).
С целью уточнения обстоятельств причинения травмы гр. Н. была проведена виртуальная реконструкция места происшествия. В трехмерное пространство кухни, созданное в компьютерной программе Autodesk 3ds Max, согласно метрическим характеристикам, была помещена трехмерная модель человека, построенная в среде Poser 8.0, с длиной тела, равной длине тела гр. Н. (рис. 4, на цв. вклейке).
В соответствии с направлением огнестрельного раневого канала в теле и огнестрельного повреждения на стене и потолке слева от входа установлено положение человека и его головы в момент причинения огнестрельной травмы. Далее определена доступность окружающей обстановки со следами крови для человека, получившего травму.
Мазок крови на поверхности кухонного стола мог образоваться от динамического контакта испачканной кровью левой кисти гр. Н. со столешницей после получения травмы. Следы крови на двери, ведущей в кухню, могли образоваться от статического контакта испачканных кровью волос головы гр. Н. при падении и ударе о дверь. Динамический вертикальный мазок крови на стене кухни слева от дверного проема, расположенный на расстоянии 60 см от пола, теоретически был доступен для человека, сидящего на полу на ягодицах или в положении на коленях вблизи дверного проема. В ходе моделирования выявили несоответствие в действиях человека после травмы (разрушение стволовых структур мозга исключает какую-либо возможность активных и целенаправленных действий):
- если потерпевший после ранения в падении касался стола левой рукой, то тело его должно было располагаться на расстоянии 1,5 м от дверного проема, перед кухонным гарнитуром;
- следы скольжения на двери указывают, что тело потерпевшего после ранения упало в направлении дверного проема; при этих обстоятельствах дотянуться до столешницы и оставить мазок крови невозможно без целенаправленного шага к двери;
- наконец, находясь в положении лежа лицом вниз в дверном проеме, невозможно дотянуться до верхнего края мазка (60 см от пола) на левой стене кухни.
В ходе проведения экспертизы сделан предварительный вывод, что на месте обнаружения трупа гр. Н. имеются следы крови, которые не могли образоваться от действий потерпевшего, поскольку после разрушения стволовых структур головного мозга смерть наступает мгновенно, а дальнейшие передвижения пострадавшего невозможны.
В последующем, в ходе проведения повторного осмотра места обнаружения трупа гр. Н., выявили следы крови, по морфологии соответствующие отпечатку подошвы обуви с крупным ребристым протектором (рис. 5, на цв. вклейке). Следы располагались за кухонным уголком и не соответствовали месту ранения и обнаружения трупа, а также процессу следообразования, поскольку при осмотре трупа на месте происшествия обувь на пострадавшем отсутствовала. Кроме того, обуви со следами крови на месте происшествия (в квартире) обнаружено не было. Таким образом, версия о самоубийстве гр. Н. полностью исключена экспертным путем.
Вывод
Таким образом, проведенный анализ программ Autodesk 3ds Max и MicroSmith Poser показал возможность их применения для создания трехмерных моделей при выполнении ситуационных экспертиз, высокую объективность, доказательность и наглядность применения. В приведенном примере дана комплексная оценка имеющихся доказательств: 1) место расположения и поза пострадавшего в момент выстрела устанавливались на основании сопоставления направления раневого канала с повреждениями потолка и стен; 2) движение тела и его частей после получения огнестрельной раны оценивали по характеру следов крови на окружающих предметах.