В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее УК РФ) ответственность за добровольные сексуальные действия с лицом, не достигшим 16-летнего возраста, предусмотрена статьями 134 «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста» и 135 «Развратные действия». В науке действующая редакция указанных норм вызывает небезосновательную критику. Во-первых, название ст. 134 УК РФ не совпадает с ее фактическим содержанием [1]. Данная статья вопреки своему наименованию устанавливает ответственность только за половое сношение, мужеложство и лесбиянство, что вынуждает правоприменителей квалифицировать оставшиеся действия сексуального характера (например, анальный сексуальный контакт между лицами разных полов) как развратные действия по ст. 135 УК РФ. Во-вторых, нет определенности в содержании самих развратных действий [2]. Сегодня к таким действиям относятся как контактные, так и всевозможные бесконтактные формы сексуального воздействия на подростка. Наконец, существенные противоречия наблюдаются в дифференциации уголовной ответственности [3]. Создана ситуация, при которой строгость наказания за совершение ненасильственных действий сексуального характера с лицом в возрасте до 16 лет зависит не от тяжести содеянного и возможных последствий для несовершеннолетнего, а от пола партнеров и конкретного способа их сексуального контакта.
Так, при разнополости потерпевшего и виновного последнему грозит наказание до 4 лет лишения свободы только за совершение вагинального секса, который определяется как половое сношение и карается по части 1 ст. 134 УК Р.Ф. Участие виновного в любых других формах сексуальных действий с потерпевшим, в том числе сексуальных ласках, оральном или анальном сексе, а также сексе с использованием фаллозаменяющих приспособлений, расценивается как развратные действия по части 1 ст. 135 УК РФ, где максимальная санкция не превышает 3 лет лишения свободы.
Сексуальные действия совершеннолетнего мужчины с не достигшим 16-летнего возраста мальчиком, заключающиеся во введение полового члена одного из партнеров в анальное отверстие другого, необходимо квалифицировать по части 2 ст. 134 УК РФ как мужеложство, наказание за которое достигает 6 лет лишения свободы. В то же время сексуальные действия между теми же партнерами с введением фаллоимитатора в анальное отверстие мужеложства не образуют и как развратные действия наказываются максимально 3 годами лишения свободы. Такое же наказание грозит виновному за сексуальные ласки и оральный секс с несовершеннолетним, не достигшим 16 лет.
Наибольшее удивление вызывает предусмотренная ответственность за действия сексуального характера совершеннолетней женщины с девочкой моложе 16 лет. Любая форма сексуального контакта между ними, будь то сексуальные ласки, оральный секс или секс с использованием искусственных приспособлений, определяется как лесбиянство по части 2 ст. 134 УК РФ и наказывается лишением свободы до 6 лет.
Представляется, что решение изложенной проблемы должно проходить на законодательном уровне, а конструирование рассматриваемых статей должно объективно отражать степень общественной опасности ненасильственных действий сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста. Именно на поиск более рационального критерия дифференциации уголовной ответственности направлена настоящая работа.
Оценка сексуальных действий должна основываться в первую очередь на возможных негативных последствиях для несовершеннолетнего лица. Дифференциацию уголовной ответственности за ненасильственные действия сексуального характера правильнее проводить, основываясь на объективных признаках их возможных последствий.
В литературе возможным последствиям сексуальных действий уделяется мало внимания. Так, указывается, что последствиями сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних являются разрыв девственной плевы, венерическое заболевание, ВИЧ-инфекция [4], наличие у потерпевшей беременности, различные неврозы полового аппарата [5].
Для более подробного анализа последствий необходимо обратиться к медицинским источникам. В порядке организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, утвержденном приказом Минздравсоцразвития Р.Ф., возможные последствия называются применительно к конкретной форме сексуальных действий.
Так, сексуальные действия, не связанные с проникновением (трение полового члена о тело, мастурбация и др.), могут вызывать разнообразные повреждения на теле: кровоизлияния, ссадины и царапины в области лобка, наружных половых органов, промежности, на бедрах, плечах и других областях тела. Отек и гиперемия слизистых оболочек преддверья влагалища также могут стать следствием интенсивных сексуальных контактов.
Сексуальные действия с проникновением в естественные полости тела могут вызывать, помимо указанных, различные последствия органического и функционального характера, включая заражение венерическими заболеваниями и гемоконтактными гепатитами и ВИЧ-инфекцией, приводящими к стойкому расстройству здоровья, психическим заболеваниям, утрате способности к совокуплению и зачатию. Характерными признаками вагинального секса (половое сношение) являются зияние половой щели, воронкообразное углубление, атрофия и изменение цвета кожного покрова в области промежности, задней спайки и ладьевидной ямки. Анальный секс (в том числе мужеложство) может являться причиной повреждений в области заднепроходного отверстия и прямой кишки (кровоподтеки, ссадины, надрывы и разрывы слизистой оболочки и др.), желудочно-кишечных заболеваний, сопровождающихся запорами или поносами, а также выпадения прямой кишки [6].
К сожалению, указанные признаки ввиду определенной специфики данного документа характеризуют далеко не все последствия совершения сексуальных действий. Картину возможных последствий дополняют результаты анкетирования работников учреждений здравоохранения. Анкетирование проводили с апреля по июнь 2014 г. в Москве и Республике Калмыкия. В опросе принял участие 101 медицинский работник: врачи детской поликлиники, женской консультации, городской больницы, станции скорой медицинской помощи, республиканского психоневрологического диспансера.
Так, среди возможных последствий для несовершеннолетнего от совершения с ним сексуальных действий без проникновения во влагалище, задний проход или полость рта медицинские работники называют личностные расстройства (цинизм, чувство вины, эгоцентризм, сексуальная зависимость, депрессия, инфантилизм, раздражительность, неконтролируемый гнев, агрессия — последствие восприятия секса как грубой энергии), замкнутость, неспособность к контакту с живым человеком, фобия половой близости, отвращение к сексу, отсутствие или недостаточность социальных навыков, расстройство сексуального возбуждения, навязчивый поиск партнера реального секса, дисморфофобия и др., физические повреждения (травмы, кровоподтеки, ссадины), физиологические нарушения (раннее половое созревание, сексуальная дисфункция), в редких случаях — венерические заболевания.
Последствия сексуальных действий с проникновением в естественные полости тела, по мнению медиков, могут быть те же, что характерны для сексуальных действий без проникновения, а также подростковая беременность и такие серьезные нарушения, как гормональный сбой, проблемы с формированием организма, аноргазмия, гипоактивное расстройство сексуального желания, хронические боли в области таза, преждевременное семяизвержение, эрозии, анальные трещины, воспаления, различные травмы, ссадины, кровоподтеки, атония и слабость сфинктера, гипертрофия клитора и малых половых губ, диспареуния, кондиломы, язвы, гипер- или гиполибидемия, психические расстройства различной этиологии, инфекционные и венерические заболевания, ВИЧ-инфекция, онкологические заболевания.
Перечисленные последствия не исчерпывают всего круга возможных последствий сексуальных действий с несовершеннолетними; очевидно их достаточно, однако, чтобы сделать вывод: сексуальные действия с проникновением в полости тела представляют большую опасность для несовершеннолетнего, чем сексуальные действия без проникновения.
Такой же вывод следует из результатов опроса правоприменителей (анкетирование проводили с января по июнь 2014 г. среди федеральных судей, следователей Следственного комитета России и работников прокуратуры). На просьбу расставить сексуальные действия по возрастанию степени общественной опасности от наименее тяжкого к наиболее тяжкому большинство опрошенных ответили в следующей последовательности: сексуальные ласки (наименее тяжкое) — взаимная мастурбация — оральный секс — лесбиянство — гетеросексуальный анальный коитус — половое сношение — мужеложство (наиболее тяжкое).
Представляется, что данный вывод должен быть положен в основу дифференциации уголовной ответственности за совершение действий сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста. Установление одной ответственности за половое сношение, другой за мужеложство и лесбиянство и третьей за все остальные формы сексуальных действий не отражает характера и степени общественной опасности этих действий.
Кроме того, перечисление в законе отдельных форм сексуальных контактов (половое сношение, мужеложство, лесбиянство, развратные действия) запутывает правоприменителя и создает трудности в квалификации. В связи с этим в ст. 134 УК РФ предлагается отойти от перечневого способа изложения сексуальных действий и заменить указания на различные формы сексуального контакта общим понятием — «действия сексуального характера».
Действия сексуального характера, совершаемые с проникновением в тело как объективно более опасные для здоровья несовершеннолетнего должны наказываться строже, чем действия, совершаемые без проникновения. В части 1 ст. 134 УК РФ следует зафиксировать ответственность за «действия сексуального характера без проникновения в тело», а в части 2 этой же статьи необходимо предусмотреть квалифицирующий (отягчающий наказание) признак «проникновение в тело». Такое решение позволит выровнять ответственность за все формы сексуальных действий, совершенных с проникновением в естественные полости тела (вагинальный, анальный и оральный секс). Вагинальный секс (половое сношение) характеризуется возможностью дефлорации и опасной для организма несовершеннолетней преждевременной беременности. Сексуальные контакты через анальное отверстие являются чрезвычайно травматичными, а орогенитальные контакты, как правило, совершаются без применения средств контрацепции, что приводит к частым случаям заражения венерическими заболеваниями.
Таким образом, учитывая, что именно вред здоровью несовершеннолетнего должен быть критерием дифференциации уголовной ответственности за совершение с ним ненасильственных половых преступлений, ст. 134 УК РФ можно изложить в следующей редакции:
«Статья 134. Действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста.
1. Действия сексуального характера без проникновения в тело с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, – наказываются…
2. То же деяние, совершенное с проникновением в тело, — наказывается…».
Конфликт интересов отсутствует
1Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и науки в рамках проектной части государственного задания на выполнение НИР по проекту 1503.