Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Пиголкин Ю.И.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия

Золотенкова Г.В.

Кафедра судебной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова

Веленко П.С.

Кафедра судебной медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, Москва, Россия,119435

Изотов Б.Н.

Ассоциация специалистов и организаций лабораторной службы "Федерация лабораторной медицины"

Исследование аминокислотного состава зуба в целях судебно-медицинской идентификации личности

Авторы:

Пиголкин Ю.И., Золотенкова Г.В., Веленко П.С., Изотов Б.Н.

Подробнее об авторах

Просмотров: 438

Загрузок: 6


Как цитировать:

Пиголкин Ю.И., Золотенкова Г.В., Веленко П.С., Изотов Б.Н. Исследование аминокислотного состава зуба в целях судебно-медицинской идентификации личности. Судебно-медицинская экспертиза. 2017;60(1):42‑45.
Pigolkin YuI, Zolotenkova GV, Velenko PS, Izotov BN. The investigations into the amino acid composition of the tooth for the purpose of forensic medical personality identification. Forensic Medical Expertise. 2017;60(1):42‑45. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed201760142-45

Рекомендуем статьи по данной теме:
Прог­но­зи­ро­ва­ние воз­рас­та на ос­но­ва­нии изу­че­ния эле­мен­тно­го сос­та­ва кос­тной тка­ни с по­мощью энер­го­дис­пер­си­он­ной рен­тге­нов­ской спек­трос­ко­пии. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(4):52-57
Хро­ма­тог­ра­фи­чес­кий ана­лиз твер­дых тка­ней зу­ба в це­лях оп­ре­де­ле­ния воз­рас­та лич­нос­ти. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(4):58-61
Ис­сле­до­ва­ние за­ко­но­мер­нос­тей на­уч­но-прак­ти­чес­ко­го раз­ви­тия су­деб­но-ме­ди­цин­ской иден­ти­фи­ка­ции лич­нос­ти с ис­поль­зо­ва­ни­ем эле­мен­тов на­уко­мет­ри­чес­ко­го ана­ли­за. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(6):49-54

Установление личности граждан по неопознанным трупам является одним из востребованных направлений судебно-медицинской экспертной практики [1]. Особое значение проблема идентификации личности приобрела в последние десятилетия в связи со значительным увеличением количества обнаруживаемых неопознанных трупов с признаками сокрытия преступлений (расчленения, сожжения, утопления, захоронения и т. д.). Увеличению доли тяжких преступлений против личности способствуют изменение социально-экономической обстановки в России, резкое снижение благосостояния населения на фоне отсутствия целенаправленного реформирования правовой политики [2]. Ежегодно на территории РФ, по данным МВД, регистрируется более 20 000 неопознанных человеческих останков, из которых удается идентифицировать только 20—25% [3]. К концу 2005 г. на учете ОВД находилось 69 181 дело по неопознанным трупам. После проведения необходимых розыскных мероприятий не установлена личность более чем 33 000 трупов, т. е. неопознанным остался практически каждый второй труп [4].

Приведенные статистические данные убеждают в актуальности проблемы идентификации личности. В последнее время идентификационные исследования вновь становятся одной из первоочередных задач как у нас в стране [5], так и во всем мире в связи с участившимися случаями крупномасштабных катастроф, локальных военных конфликтов и террористических актов, которые приводят к гибели большого количества людей [6—8].

Как показывает экспертная практика, объектами идентификационных экспертиз по установлению личности человека преимущественно являются расчлененные и обугленные части трупов, костные останки, гнилостно-трансформированные и мумифицированные трупы. В подобных случаях отождествление личности проводят по стоматологическому статусу [3]. Зубы человека имеют большое количество практически неповторимых в своей совокупности признаков, индивидуализирующих личность. Эти признаки обладают значительной стойкостью к различным неблагоприятным физико-химическим факторам, температуре и гнилостной трансформации. Данное обстоятельство имеет решающее значение для судебно-медицинской экспертизы. В связи с этим стоматологические методы отождествления личности, помимо активного использования в экспертной работе, продолжают совершенствоваться.

В судебно-медицинской литературе приводятся сведения о возможности использования достаточно широкого спектра анатомо-морфологических признаков, рентгенографического изображения зубов и челюстей, фотографий, слепков и моделей зубов для идентификации личности [3, 9]. В экспертной практике используют прижизненные дентальные рентгенограммы, ортопантомограммы, так как формы и относительные размеры рентгеновского изображения зубов, а также их корней, наличие кариозных полостей, пломб, протезов и других приобретенных особенностей индивидуальны [10—12]. Однако использование анатомо-морфологических особенностей строения зубов при идентификации личности зачастую крайне ограничено, так как полностью зубные ряды сохраняются достаточно редко, что приводит к потере способности идентифицировать личность с их помощью. По отдельным зубам тем не менее можно определить большинство общих признаков личности, в том числе возраст. Зубы, как и кости, в процессе жизни человека подвержены не только заболеваниям, но и инволюционным изменениям, благодаря которым их можно использовать в качестве материала для установления биологического возраста. Одним из многообещающих подходов к определению возраста является исследование аминокислотного состава твердых тканей зуба.

Зуб образован твердыми (эмаль, дентин, цемент) и мягкими (пульпа) тканями [13]. Большая часть зуба состоит из дентина — вещества, непрерывно продуцирующегося в течение всей жизни человека и представленного дентиновыми трубочками с отростками одонтобластов и основным веществом, которое состоит из коллагена и минеральных солей. В области корня дентин покрыт цементом, напоминающим грубоволокнистую соединительную ткань из волокон коллагена и солей кальция, а в области коронки — эмалью. Эмаль зуба состоит из эмалевых призм, скрепленных основным веществом. Гомогенность и высокая степень минерализации делают эмаль одной из наиболее прочных тканей человека.

Доля органических веществ в зрелой эмали около 1,5—3%, а в дентине составляет 28—30%. В твердых тканях зуба представлены белки, липиды и полисахариды. По аминокислотному составу белки эмали напоминают строение кератинов и содержат серин, оксипролин, глицин, лизин. Белки дентина имеют строение, типичное для коллагена: большое количество глицина, пролина и оксипролина и отсутствие серосодержащих аминокислот [13].

В тканях зуба, как и во всем организме, аминокислоты белков имеют исключительно L-форму. Поддерживающаяся в полости рта температура около 37 °C способствует постепенному переходу некоторых аминокислот в D-изомер, т. е. процессу рацемизации. Установлено, что при указанной температуре скорость этой реакции составляет примерно 0,1% в год [14, 15]. В настоящее время данный факт нашел широкое применение в археологии и антропологии [16—19] для определения возраста костных останков и окаменелостей: вычисляют содержащееся в них соотношение D- и L-изомеров аминокислот. Основоположниками данного метода принято считать сотрудника института океанографии Стриппса в Сан-Диего J. Bada [14, 15], а также P. Hare, R. Mitterer и P. Abelson [20—22], которые в 1967—1969 гг. опубликовали ряд статей по изучению аминокислотного состава в окаменелых раковинах морских существ.

В судебной медицине данный метод используется для определения возраста неизвестного человека по твердым тканям зуба [23—25]. В 1975 г. P. Helfman и J. Bada [15] показали прямую зависимость между температурой и степенью рацемизации белков эмали зуба и предположили возможность применения полученных данных для установления возраста личности. R. Griffin и соавт. [26] исследовали 31 здоровый зуб и 13 кариозно-измененных зубов, взятых у людей известного возраста. Авторы установили возраст каждого человека, который отличался от реального на 6,2—8,7 года. Такую большую погрешность результатов они объяснили гетерогенностью белков эмали, а также различным количеством эмали на разных зубах, хотя есть исследования [27—29], показывающие, что степень рацемизации аминокислот зависит и от типа зуба. Среднее значение содержания D-аспарагиновой кислоты в зависимости от типа зубов уменьшается в следующем порядке: первый моляр > второй моляр > второй премоляр > первый премоляр > клыки > центральные резцы > боковые резцы [27].

Низкая точность определения возраста по аминокислотному составу эмали зуба вызвана и рядом других причин. С возрастом эмаль стирается, изнашивается, иногда подвергается значительным кариозным изменениям. Помимо этого, эмаль сильнее всего подвергается значительным температурным перепадам в полости рта, поэтому отличие рассчитанного возраста от реального может достигать 11 лет [30].

В отличие от эмали дентин зуба меньше подвергается возрастным и кариозным изменениям, а также температурным воздействиям. В связи с этим ряд зарубежных авторов [12, 22, 25, 28, 29] рекомендуют использовать для исследования именно дентин. Рацемизация аспарагиновой кислоты в дентине дает более точное и адекватное представление о возрасте зуба. J. Bada и P. Helfman [14] исследовали образцы дентина. Так, в 1976 г., измерив D/L — соотношение аспарагиновых кислот в 20 образцах зубов доноров от 11 до 75 лет, авторы пришли к выводу, что по сравнению с эмалью аминокислотный состав дентина является более надежным индикатором возраста. Позже были опубликованы предложения по модификации данной методики [24, 27, 31, 32]. A. Teivens и соавт. [33] исследовали 51 зуб от доноров 3—86 лет. Точность определения возраста человека, несмотря на сильную корреляцию между возрастом зуба и количеством D-аспарагиновой кислоты (0,97), составила ± 12 лет.

V. Carolan и соавт. [24] показали сильную корреляцию возраста зуба со степенью рацемизации в дентине глутаминовой и аспарагиновой кислот и серина. Они отметили, что скорость реакции глутаминовой кислоты несколько ниже, чем других аминокислот, что приводит к некоторым погрешностям в результатах. Авторы собрали большую коллекцию зубов людей известного возраста, провели их исследование и получили высокую достоверность результатов. Помимо зубов современных людей, они изучили 8 образцов дентина от останков XVIII—XIX веков; рассчитанный возраст отличался от реального на 12 лет. S. Ohtani [34] изучал рацемизацию аспарагиновой кислоты в дентине, используя его поперечные и продольные срезы. В итоге корреляция D/L-соотношение содержания изомеров и возраста оказалась несколько выше в продольных срезах дентина (r=0,995), чем в поперечных (r=0,984—0,987). Установили, что в дентине зубов от более молодых доноров степень рацемизации аминокислот выше в коронке зуба и на верхушках корней. С возрастом эта разница исчезает. Ввиду такого различия автор рекомендует использовать продольные срезы.

А. Sacuma и соавт. [35] рекомендуют исследовать зуб целиком, поскольку в этом случае методика подготовки образцов значительно упрощается. Исследовали 12 пар клыков нижней челюсти от доноров известного возраста, при этом в каждой паре для определения степени рацемизации аминокислот один зуб готовили в целом виде, а из второго выделяли дентин. Метод исследования зуба целиком менее точен (погрешность составила ±7,4 года), однако простая процедура анализа может быть использована для стандартизации изучения аминокислотного состава в тканях зуба.

Проведенный нами аналитический обзор источников литературы доказывает, что степень рацемизации аспарагиновой кислоты в дентине дает достаточно точное и адекватное представление о возрасте зуба. Выявлены основные проблемы существующих методик: отсутствие стандартизации, а также трудоемкая процедура подготовки образцов. Необходимо искать оптимальное сочетание точности метода с простотой его исполнения.

Таким образом, исследования в направлении изучения возможности использования рацемизации аспарагиновой кислоты в дентине зуба в комплексе с другими методами для установления возрастного интервала при проведении судебно-медицинских идентификационных экспертиз являются, на наш взгляд, перспективными. Применение данного метода обеспечит системный подход и учет всей информации, которая могла бы в конечном счете повысить точность экспертного заключения. В настоящее время решение основных идентификационных задач невозможно без широкого и комплексного использования достижений различных отраслей наук, так как лучшие прикладные результаты достигаются на стыке пограничных научных дисциплин. В процессе идентификации личностей неопознанных трупов необходимо строго дифференцировать место и значение различных методов исследования, определить их последовательность, оценить достоверность полученных результатов, выявить вопросы, требующие дополнительной научной разработки.

Конфликт интересов : авторы статьи подтвердили отсутствие финансовой поддержки/конфликта интересов, о которых необходимо сообщить.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.