Научные исследования, посвященные определению ведущей руки, имеют более чем полувековую историю [1—4]. Установление ведущей руки в судебной медицине наиболее значимо при реконструкции событий преступления [5]. Ряд исследователей [1—4, 6—11] решают вопрос комплексно — с позиции индивидуального профиля асимметрии, функциональных асимметрий и генетического влияния на формирование мануальной асимметрии.
Под индивидуальным профилем асимметрии имеется в виду присущее только данному объекту сочетание моторных, сенсорных, психических асимметрий — симметрий. С этой позиции понимание слов «правша» или «левша» имеют значительно более широкий смысл, чем обозначение право- или леворукости: в него входят асимметрии — симметрии парных органов чувств, определяемые асимметрией мозга и особенностями психики [3].
По данным разных авторов [3, 4, 6, 12], большинство населения земного шара праворукие и только 5—12% леворукие. Кроме того, есть и амбидекстры (обоерукие) — люди, одинаково хорошо владеющие и правой, и левой рукой. В ХХ веке отчетливо прослеживалась тенденция к увеличению числа людей, владеющих левой рукой: в 1928 г. среди взрослых выявили 3,3% леворуких женщин и 4,7% леворуких мужчин, в 1973 г. — 8,8 и 10,4%, а в 1979—1988 гг. — 12,4 и 13,9% соответственно. Число левшей в разных странах сильно различается и составляет от 5 до 30%. Леворуких меньшинство, их становится еще меньше по мере взросления [4, 13, 14].
Мнения исследователей о причинах возникновения леворукости различны и противоречивы. Согласно большинству гипотез, происхождения асимметрии в широком смысле слова и предпочтения левой руки в более узком, можно выделить три основных фактора: 1) генетическая латеральность, или генезная наследственная основа; 2) патологическая латеральность, обусловленная в значительной мере пре- и перинатальными нарушениями развития мозга; 3) вынужденная латеральность. Возможны различные варианты сочетания этих факторов, что значительно осложняет выделение природы их происхождения и требует разработки специальных методов диагностики причин и степени предпочтения руки [1—4, 6, 15].
Из всех известных функциональных асимметрий парных органов мануальная наиболее изучена [6]. Рука — «самый полифункциональный орган двигательной активности» [3]. Обозначений асимметрии рук много; наиболее распространены: правша, левша, амбидекстр [3, 4, 12].
Описаны морфологические признаки неравенства рук. Правая длиннее и крупнее левой [1]. Размер кисти правой руки у 97% мужчин больше, чем левой (на ¼ размера перчаток), у женщин это различие выражено меньше. Венозная сеть на тыльной поверхности более развита на ведущей руке, больше и величина ногтевого ложа большого пальца. Масса мышц правой руки больше, чем левой, на 6% [3]. Различны кожные узоры (пальцевые и ладонные дерматоглифы) на правой и левой руках: они более вариабельны у левшей [12].
Функциональные асимметрии рук многообразны. У преобладающего большинства населения Земли правая рука превосходит левую по силе. Руки неравны по точности и скорости движений, совершаемых в различных направлениях. Так, точность движений правой руки уменьшается при перемещении тела вправо, левой — при перемещении тела влево. Движения ведущей руки дозируются, управляются, осознаются точнее. При одновременном представлении движений обеих рук больше внимания испытуемого концентрируется на движениях правой руки, если он правша. Движения ведущей руки полнее отражают эмоциональные и личностные особенности человека, отличаются большей степенью автоматизации, а движения указательного пальца этой руки точнее модулируются [3]. Количество изменений направлений движений у правой (ведущая) руки больше, чем у левой [16]. Диадохокинез более развит справа, маятникообразные движения при ходьбе больше у левой руки правшей, очень редко бывают выраженнее у правой руки левшей. Левая рука у правшей более вынослива к статичному усилию, чаще служит опорой, тогда как правая рука играет роль активного исполнителя [3].
Существует несколько способов определения «рукости» у живых людей: метод количественной оценки «рукости» с помощью опросников и отдельные тесты, традиционно используемые для определения леворукости (переплетение пальцев рук, «поза Наполеона», аплодирование [4].
Следует отметить асимметрию костей конечностей. Изучение захоронений I—II тысячелетий н.э. показало, что комбинация большей правой руки с большей левой ногой является наиболее частой и характерна для «типичных правшей»; реже встречалось сочетание большей левой руки с большей правой ногой, характерное для «типичных левшей» [17].
О влиянии генотипа на формирование асимметрии свидетельствуют разные факты, начиная от различий в особенностях пальцевых узоров людей, пишущих левой или правой рукой, и кончая исследованиями мануальной асимметрии приемных детей и их родителей (биологических и усыновителей) [6, 12].
Из генетики развития известно, что относительно позднее проявление признака не означает его средовую обусловленность. По современным представлениям, каждая стадия развития в онтогенезе наступает в результате актуализации различных участков генотипа, причем различные стадии контролируются разными генами. В результате взаимодействия генов и их продуктов на каждом новом этапе развития формируются структурные и функциональные особенности организма [6].
Семейные исследования мануальной асимметрии дают немало оснований утверждать, что в определении ведущей руки решающую роль играют факторы генотипа. Например, при изучении «рукости» приемных детей, усыновленных в младенчестве, установили, что приемные родители (в отличие от биологических) оказывают мало влияния на установление ведущей руки у детей. Тем не менее по эмпирическим данным невозможно определить генетические основы и закономерности трансмиссии мануальной асимметрии [6].
Теоретическим основанием к решению этой проблемы является разработка конкретных генетических моделей, объясняющих возможность передачи «рукости» от поколения к поколению [6]. Экспериментальные данные для построения генетических моделей получают в основном при семейных исследованиях «рукости», в том числе и при изучении приемных детей, а также близнецовых исследованиях [2, 7—11].
В настоящее время все модели мануальной асимметрии не учитывают других аспектов латерализации функций. Между тем все парные органы человека имеют ту или иную степень функциональной асимметрии, хотя наблюдению доступны только некоторые из них: в двигательной сфере (ведущие рука и нога) и сенсорной (ведущие глаз, ухо, ноздря). Из существующих генетических моделей, описывающих возможные варианты наследования ведущей руки, ни одна не является общепризнанной [6].
Проблемы установления ведущей руки решают и в судебной медицине: при идентификации личности и реконструкции событий происшествий [5]. Лидирующие позиции в решении вопроса определения ведущей руки занимает дерматоглифика (изучение узоров гребневой кожи). Уже к 13-й неделе внутриутробного развития организма закладываются узоры гребневой кожи, которые в будущем никогда не изменятся. Известно, что кожный покров происходит из тех же самых эмбриональных зачатков, что и нервная система. В связи с этим дерматоглифические признаки можно считать оригинальным маркером морфологической организации центральной нервной системы (ЦНС). Неизменность кожных узоров с течением жизни является бесценным достоинством, поскольку позволяет оценить исходный морфологический тип как базу возникновения и развития левшества [12].
Круг вопросов, которые могут быть решены в ходе судебно-медицинской (медико-криминалистической) экспертизы папиллярного рисунка, довольно широк: определение происхождения; расовая, половая принадлежность неизвестного человека; возраст и длина тела; правша или левша; наличие каких-либо заболеваний, травм, признаков привычной деятельности у неизвестного и др. [17].
Перечень различий кожных узоров на правой и левой руках очень длинный [3]. Например, у леворуких в целом на пальцах больше дуг и радиальных петель, но меньше завитков [12, 19, 20]. Узоры большей сложности у левшей располагаются на левых, а не на правых руках (на отдельных пальцах эти различия могут быть диаметрально противоположными) [20]. Для левшей характерна более высокая частота встречаемости узора на второй межпальцевой подушечке левых рук [12], и вообще число узоров на ладонных полях больше [20]. Главные ладонные линии леворуких оканчиваются более дистально (ближе к пальцам) на левых, а не на правых руках, общепальцевый гребневый счет выше слева, а не справа [12].
Исследовать левшество необходимо в рамках «целостного подхода»: надо анализировать полный дерматоглифический тип индивидуума. Исследования кожного узора людей, пишущих левой рукой, показали, что имеются основания говорить о свойственном им определенном дерматоглифическом типе. Выявленный тип характеризуется преобладанием узоров большей сложности (главным образом завитков) на пальцах левой руки, особенно на указательном и в меньшей степени большом или среднем (это достаточно редкие признаки в популяции). Для безымянного пальца и мизинца такой асимметрии не выявили; напротив, скорее характерны обратные тенденции. Еще одна обнаруженная особенность — интенсивная узорность гипотенара (по типу радиальных петель) и частая встречаемость высоких осевых трирадиусов, а также высоких двойных петель с толстыми кожными гребешками на пальцах [12]. Пальцевые узоры более высокой сложности располагаются, как правило, не на левой, а на правой, у большинства людей ведущей, руке (по крайней мере в европейской цивилизации) [21]. Эти особенности распределения кожных узоров отражают специфические черты организации ЦНС, которые являются морфологической базой правшества. Следует иметь в виду, что выявленная «зеркальность» в отношении правшей распространяется только на пальцы радиальной области, причем зона локализации на указательном пальце, возможно, является в этом случае наиболее существенной [12].
В условиях сложившейся обстановки, характеризующейся локальными военными конфликтами, терроризмом, железнодорожными и авиакатастрофами, приводящими к массовой гибели людей, существующие в настоящее время методы отождествления личности иногда теряют свою достоверность или становятся не совсем пригодными. В таких ситуациях актуальна судебная стоматология [22, 23]. Объектами изучения в судебной стоматологии являются части лицевого скелета, зубы, зубные протезы, органы и ткани полости рта, медицинская документация, отражающая состояние зубочелюстного аппарата, и др. Именно в области судебной стоматологии проведено большое количество научных исследований, которые помогают проведению идентификационных мероприятий с целью установления личности. По стоматологическому статусу могут быть использованы методы фотосовмещения, сравнительное исследование передней группы зубов по прижизненной фотографии лица и черепа, методы сравнения прижизненной и посмертной рентгенограмм челюстно-лицевой области, изучения следов и отпечатков зубов, анатомо-морфологических особенностей зубочелюстной системы, рельефа спинки языка, твердого неба, индивидуальных особенностей рисунка слизистой оболочки губ. Изучены этнотерриториальные, половые и внутрипопуляционные особенности морфологии зубных дуг человека [24—31]. Многообещающе выглядят исследования аминокислотного состава твердых тканей зубов в целях судебно-медицинской идентификации личности [32].
Сведений о возможности определения ведущей руки по стоматологическому статусу в судебной медицине нам не встретилось. Имеются отдельные работы, косвенно касающиеся изучаемого вопроса. В частности, А.В. Машков и соавт. [33] проводили исследование по определению преимущественной стороны жевания в связи с функциональной активностью полушарий большого мозга, т. е. определяли биометрические характеристики окклюзионных поверхностей боковых зубов в зависимости от функционально-доминирующей стороны жевания и сравнивались результаты с пробами на определение активности полушарий мозга. В итоге исследователи пришли к выводу, что у лиц с правой преобладающей рукой функционально-доминирующей (преимущественной) стороной жевания является левая, что подтверждается изучением биометрических характеристик окклюзионных поверхностей боковых зубов и результатами «холостой» пробы. П.Э. Ершов [34] изучал влияние возрастного фактора и функционально-доминирующей стороны жевания на локализацию и площадь фасеток стирания боковых зубов. Результаты исследования показали, что в процессе жевания чаще используется правая (63%), чем левая (37%), сторона. Площадь фасеток стирания увеличивается с возрастом как у мужчин, так и у женщин; их площадь больше на преимущественной стороне жевания.
Критериями, определяющими ценность научных исследований, являются их новизна и достоверность [35]. Разработка и внедрение в практику методов определения ведущей руки человека должно сузить круг отождествляемых лиц и существенно увеличить возможность идентификации личности в судебной медицине, так как только у 8—15% населения левая рука является ведущей [5]. Ранее, при проведении собственных исследований по определению ведущей руки, нами получены предварительные данные, свидетельствующие о перспективности установления данного признака по состоянию твердых тканей зубов [36, 37].
Данные литературы по анализируемому вопросу противоречивы. Считаем необходимым проведение дополнительных исследований с целью выявления достоверных признаков, позволяющих повысить точность экспертного заключения.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.