Принятые сокращения:
ЕЭС — Европейское экономическое сообщество
ФГОС ВО — федеральный государственный стандарт высшего образования
УК — универсальные компетенции
ПК — профессиональные компетенции
Тенденцией современного процесса подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре, в том числе по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза является выделение конкретных компетенций [1, 2] при получении знаний и умений.
В странах ЕЭС и в Российской Федерации наметилась четкая тенденция к описанию и оценке результатов учебного процесса высшего образования [3] с использованием понятия «компетентностный подход» [2, 4], предполагающий освоение обучающимися различного рода умений, позволяющий им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.
Цель работы — определение базовых профессиональных компетенций врача — выпускника Программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза.
Материал и методы
В работе были использованы в качестве материалов регламентирующие документы — приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 541н от 23.07.10 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» [5], приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 707н от 08.10.15 «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (с изменениями на 15.06.17) [6], приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1052 от 25.08.14 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза» (уровень подготовки кадров высшей квалификации) (ФГОС ВО) [7] и приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 346н от 12.05.10 «Об утверждении порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» [8], проанализированные с помощью методов теоретического исследования.
Результаты и обсуждение
Профессиональная подготовка врачей — судебно-медицинских экспертов осуществляется в ординатуре по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза в образовательных высших медицинских заведениях и научной организации — Российском центре судебно-медицинской экспертизы по уровню профессионального образования — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Медицинская биохимия», «Педиатрия» [6].
В соответствии с разделом «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» [5], в должностные обязанности врача-судебно-медицинского эксперта входит следующее (цитата): «…Участвует в проведении судебных экспертиз трупов, живых лиц, а также по материалам уголовных и гражданских дел» в государственных судебно-экспертных учреждениях, экспертных подразделениях системы здравоохранения по Порядку организации и производства судебно-медицинской экспертизы [8].
В рамках ФГОС ВО по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза [7] обучающиеся по программе ординатуры осуществляют профилактическую, диагностическую, психолого-педагогическую и организационно-управленческую профессиональную деятельности со сформированными конкретными задачами по каждому виду деятельности, что нашло свое отражение в разработанной и внедренной в Российском центре судебно-медицинской экспертизы Программе подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза (программа ординатуры) [9].
Освоение программы ординатуры направлено на формирование базовых универсальных (УК) и профессиональных (ПК) [7] компетенций (табл. 1).
Следует отметить, что готовность обучающихся в ординатуре к профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ВО [7], с квалификационными характеристиками должностей работников в сфере здравоохранения [6] и программой ординатуры [9], определяемая на основе компетентностного подхода, предполагает свободное владение своей специальностью, ориентацию в смежных областях медицинской науки, конкурентоспособность на рынке труда, а также профессиональный рост, социальную, профессиональную мобильность и способность к адаптации в изменяющихся внешних условиях [11].
Авторы данной статьи разработали Программу профессиональных знаний, умений и формируемых базовых компетенций по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза в рамках Программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре [9] в соответствии с учебно-тематическим планом Программы (табл. 2).
Каждый судебно-медицинский эксперт должен обладать одинаковыми профессионально высокими знаниями и практическими навыками по всем модулям судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы и уметь на надлежащем уровне осуществлять на практике экспертное исследование любого объекта судебно-медицинской экспертизы [12].
С учетом вышеизложенного и в соответствии с Программой профессиональных знаний, умений и формируемых базовых компетенций по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза и Порядком организации и производства судебно-медицинской экспертизы [8] авторы предлагают примерный перечень базовых профессиональных компетенций врача судебно-медицинского эксперта, выпускника ординатуры (табл. 3).
Заключение
Для формирования компетенций у конкурентноспособного и высококомпетентного врача — судебно-медицинского эксперта, выпускника ординатуры, практическая профессиональная подготовка является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Усиление практической составляющей Программы ординатуры по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза существенно повысит качество подготовки специалистов. Ответственность за качество подготовки врачей-ординаторов традиционно возложена на опытный высококвалифицированный состав экспертов и научных педагогических работников, экспертов-практиков производственных баз. Кроме того, знания, умения и качество освоения практических компетенций зависят от личностных характеристик обучающегося, его желания и стремления быть востребованным на рынке труда, заниматься активной, самостоятельной творческой познавательно-профессиональной деятельностью [13].
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.