Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Ковалев А.В.

Красноярский филиал ФГБУ «Гематологический научный центр» Минздрава России

Романенко Г.Х.

Кафедра судебной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова

Макаров И.Ю.

ФГБОУ ВО «Амурская государственная медицинская академия» Минздрава России, Благовещенск, Россия

Жаров В.В.

Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения Москвы

Березников А.В.

ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России, Москва, Россия, 125284

Профессиональные компетенции выпускника ординатуры по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза

Авторы:

Ковалев А.В., Романенко Г.Х., Макаров И.Ю., Жаров В.В., Березников А.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 969

Загрузок: 39


Как цитировать:

Ковалев А.В., Романенко Г.Х., Макаров И.Ю., Жаров В.В., Березников А.В. Профессиональные компетенции выпускника ординатуры по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза. Судебно-медицинская экспертиза. 2017;60(6):44‑53.
Kovalev AV, Romanenko GKh, Makarov IYu, Zharov VV, Bereznikov AV. Professional competence of the graduates of the clinical residency and internship in the speciality 31.08.10 «forensic medical expertise». Forensic Medical Expertise. 2017;60(6):44‑53. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed201760644-53

Рекомендуем статьи по данной теме:
Тре­нинг меж­ве­домствен­ной ком­му­ни­ка­ции вра­чей — су­деб­но-ме­ди­цин­ских эк­спер­тов. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(2):57-61
Воз­мож­нос­ти ре­али­за­ции об­ра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са и на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний с ис­поль­зо­ва­ни­ем ор­га­нов и тка­ней умер­ше­го. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(2):62-66

Принятые сокращения:

ЕЭС — Европейское экономическое сообщество

ФГОС ВО — федеральный государственный стандарт высшего образования

УК — универсальные компетенции

ПК — профессиональные компетенции

Тенденцией современного процесса подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре, в том числе по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза является выделение конкретных компетенций [1, 2] при получении знаний и умений.

В странах ЕЭС и в Российской Федерации наметилась четкая тенденция к описанию и оценке результатов учебного процесса высшего образования [3] с использованием понятия «компетентностный подход» [2, 4], предполагающий освоение обучающимися различного рода умений, позволяющий им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.

Цель работы — определение базовых профессиональных компетенций врача — выпускника Программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза.

Материал и методы

В работе были использованы в качестве материалов регламентирующие документы — приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 541н от 23.07.10 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» [5], приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 707н от 08.10.15 «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (с изменениями на 15.06.17) [6], приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1052 от 25.08.14 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза» (уровень подготовки кадров высшей квалификации) (ФГОС ВО) [7] и приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 346н от 12.05.10 «Об утверждении порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» [8], проанализированные с помощью методов теоретического исследования.

Результаты и обсуждение

Профессиональная подготовка врачей — судебно-медицинских экспертов осуществляется в ординатуре по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза в образовательных высших медицинских заведениях и научной организации — Российском центре судебно-медицинской экспертизы по уровню профессионального образования — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Медицинская биохимия», «Педиатрия» [6].

В соответствии с разделом «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» [5], в должностные обязанности врача-судебно-медицинского эксперта входит следующее (цитата): «…Участвует в проведении судебных экспертиз трупов, живых лиц, а также по материалам уголовных и гражданских дел» в государственных судебно-экспертных учреждениях, экспертных подразделениях системы здравоохранения по Порядку организации и производства судебно-медицинской экспертизы [8].

В рамках ФГОС ВО по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза [7] обучающиеся по программе ординатуры осуществляют профилактическую, диагностическую, психолого-педагогическую и организационно-управленческую профессиональную деятельности со сформированными конкретными задачами по каждому виду деятельности, что нашло свое отражение в разработанной и внедренной в Российском центре судебно-медицинской экспертизы Программе подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза (программа ординатуры) [9].

Освоение программы ординатуры направлено на формирование базовых универсальных (УК) и профессиональных (ПК) [7] компетенций (табл. 1).

Таблица 1. Базовые компетенции

Следует отметить, что готовность обучающихся в ординатуре к профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ВО [7], с квалификационными характеристиками должностей работников в сфере здравоохранения [6] и программой ординатуры [9], определяемая на основе компетентностного подхода, предполагает свободное владение своей специальностью, ориентацию в смежных областях медицинской науки, конкурентоспособность на рынке труда, а также профессиональный рост, социальную, профессиональную мобильность и способность к адаптации в изменяющихся внешних условиях [11].

Авторы данной статьи разработали Программу профессиональных знаний, умений и формируемых базовых компетенций по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза в рамках Программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре [9] в соответствии с учебно-тематическим планом Программы (табл. 2).

Таблица 2. Программа профессиональных знаний, умений и формируемых базовых компетенций по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза

Каждый судебно-медицинский эксперт должен обладать одинаковыми профессионально высокими знаниями и практическими навыками по всем модулям судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы и уметь на надлежащем уровне осуществлять на практике экспертное исследование любого объекта судебно-медицинской экспертизы [12].

С учетом вышеизложенного и в соответствии с Программой профессиональных знаний, умений и формируемых базовых компетенций по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза и Порядком организации и производства судебно-медицинской экспертизы [8] авторы предлагают примерный перечень базовых профессиональных компетенций врача судебно-медицинского эксперта, выпускника ординатуры (табл. 3).

Таблица 3. Примерный перечень базовых профессиональных компетенций выпускника программы ординатуры по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза

Заключение

Для формирования компетенций у конкурентноспособного и высококомпетентного врача — судебно-медицинского эксперта, выпускника ординатуры, практическая профессиональная подготовка является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Усиление практической составляющей Программы ординатуры по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза существенно повысит качество подготовки специалистов. Ответственность за качество подготовки врачей-ординаторов традиционно возложена на опытный высококвалифицированный состав экспертов и научных педагогических работников, экспертов-практиков производственных баз. Кроме того, знания, умения и качество освоения практических компетенций зависят от личностных характеристик обучающегося, его желания и стремления быть востребованным на рынке труда, заниматься активной, самостоятельной творческой познавательно-профессиональной деятельностью [13].

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.