Индиаминов С.И.

Кафедра судебной медицины и патологической анатомии Самаркандского государственного медицинского института, Самарканд, Республика Узбекистан, 140100

Бойманов Ф.Х.

Кафедра судебной медицины и патологической анатомии Самаркандского государственного медицинского института, Самарканд, Республика Узбекистан, 140100

Современные судебно-медицинские аспекты колото-резаных повреждений

Авторы:

Индиаминов С.И., Бойманов Ф.Х.

Подробнее об авторах

Просмотров: 4882

Загрузок: 185


Как цитировать:

Индиаминов С.И., Бойманов Ф.Х. Современные судебно-медицинские аспекты колото-резаных повреждений. Судебно-медицинская экспертиза. 2018;61(2):3‑7.
Indianinov SI, Boimanov FKh. The modern-day forensic medical aspects of the stab and slash injuries. Forensic Medical Expertise. 2018;61(2):3‑7. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed20186123-7

Рекомендуем статьи по данной теме:
Мик­со­ма сер­дца: би­оло­ги­чес­кие осо­бен­нос­ти, мор­фо­ло­гия, диф­фе­рен­ци­аль­ная ди­аг­нос­ти­ка. Ар­хив па­то­ло­гии. 2024;(6):74-81
Оцен­ка эф­фек­тив­нос­ти ком­би­ни­ро­ван­но­го на­заль­но­го спрея, со­дер­жа­ще­го ги­алу­ро­но­вую кис­ло­ту и аль­фа-то­ко­фе­рол, в пос­ле­опе­ра­ци­он­ном пе­ри­оде пос­ле эн­до­на­заль­ных хи­рур­ги­чес­ких вме­ша­тельств. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2024;(4):283-295
Ска­ни­ру­ющая элек­трон­ная мик­рос­ко­пия в ге­ма­то­ло­гии. Ла­бо­ра­тор­ная служ­ба. 2025;(1):38-47

Основными задачами судебно-медицинской экспертизы колото-резаных повреждений являются определение механизма и условий их образования, а также идентификация орудия (оружия), причинившего указанные повреждения. Данный вид травмы до настоящего времени не потерял актуальности для изучения, поскольку категорический вывод о причастности клинка проверяемого ножа к ранению можно сделать по одной морфологической картине повреждений одежды и кожного покрова, в редких случаях, когда отображаются частные признаки орудия травмы [1—3].

Результаты современных исследований подтверждают известные данные, что динамика травмирующего воздействия колюще-режущих предметов формирует в ране определенные морфологические признаки, позволяющие идентифицировать травмирующий предмет. Из 53 исследований только в одном случае возможность нанесения колото-резаной раны грудной клетки представленным для исследования колюще-режущим предметом признана маловероятной [4].

Возможности трасологических исследований ограничиваются тем, что смертельные колото-резаные ранения лишь в 20% случаев сопровождаются повреждением реберных хрящей. Пригодные для данного исследования следы на них выявляются в 9,8% наблюдений, поэтому обнаруженные трассы удается использовать для установления конкретного экземпляра орудия в 2,2% от общего количества выполненных экспертиз [5]. В связи с этим исследователи обращают более пристальное внимание на изучение колото-резаных повреждений других биологических тканей и прежде всего кожи. Немаловажное значение приобретает также экспертная оценка повреждений одежды.

Свою проекцию и отражение в виде отдельных метрических параметров и определенных морфологических признаков кожного покрова имеют все детали клинка ножа: острие, зона острия, обух, скос лезвия, скос обуха, лезвие и основание клинка [6]. Продолжается изучение особенностей повреждений кожи и одежды с учетом влияния острия и пятки клинка на морфологические признаки колото-резаных ран одежды, кожи, хрящей, костей и внутренних органов. Подчеркивается, что тщательное изучение макро- и микроскопических признаков раны облегчает диагностику основных свойств колюще-режущего предмета [7].

Длина ран максимально соответствует ширине клинка от воздействий ножом без скоса обуха; при фронтальных воздействиях асимметричность М-образных обушковых концов более выражена у ран от ножа со скосом обуха. Длина ран больше при воздействии с упором на обух и особенно на лезвие по сравнению с воздействием по нормали и фронтальном. Извилистость ран проявляется в зонах действия острия и лезвия, участки ран, соответствующие обуху (его скосу), прямые [8]. Наиболее четко и полно особенности конструкции травмирующего орудия отражаются в повреждениях наружных слоев преграды. Все раны, образованные через слои преграды, становятся прямолинейными и меньшей длины; контуры обушковых концов ран сглаживаются при воздействиях через слои преграды. Форма раны и ее протяженность не зависят от формы концевой части клинка. Общая средняя длина ран на иссеченных нативных и восстановленных кожных препаратах при воздействии с упором на лезвие больше ширины клинков ножей [9]. Независимо от формы концевой части клинка, в ранах неприкрытой кожи в прикраевой зоне может формироваться каемчатое уплощение эпидермиса, а в обушковой части — осаднение: двустороннее при ударах под углом 90° с упором на лезвие и обух, одностороннее при ударе под фронтальным углом. С появлением преграды и увеличением ее слойности каемчатое уплощение эпидермиса и осаднение становятся ýже, не визуализируются при трехслойной преграде. Независимо от формы концевой части клинка только в ранах неприкрытой кожи при ударах под углом 90° с упором на лезвие и обух на границе обушковой и лезвийной частей определяется место вкола острия клинка [10, 11].

По результатам эксперимента установлена строгая зависимость морфологии обушкового конца колото-резаных ран от степени заточки режущей кромки ребер обуха клинка (острая, средней остроты, затупленная и тупая). Это позволяет с большой достоверностью дифференцировать раны по характерным признакам [12]. Морфологические признаки колото-резаных повреждений, причиненных ножом, имеющим зубчатый обух, отражают его конструкционные особенности в области тупого конца повреждения и обушковой части разреза. Выраженность выявленных специфических признаков повреждений позволяет установить особенности нанесения повреждений и наклон клинка в этот момент. На морфологические признаки обушкового разреза влияет биомеханика причинения повреждений (давление на обух или на боковую поверхность клинка) [13].

На основании морфологических особенностей колото-резаных ран кожи, сформированных клинками ножей с различными дефектами острия, разработан метод идентификации колюще-режущего следообразующего объекта по повреждениям кожного покрова путем исследования отображения дефектов острия [14, 15]. К разновидностям точек вкола относятся микроразрыв и микроразруб. Выделяют микроразрывы типов 1, 2 и 3, микроразрубы с динамическим следом и без такового, а также следы вкола, сочетающие одновременно признаки микроразрыва и микроразруба. В ряде случаев по характеру морфологических признаков можно четко определить — какая часть следа оставлена непосредственно острием, а какая зоной острия. Чем больше затуплена концевая часть клинка ножа, тем больше площадь первичного контакта ножа с кожей, а, следовательно, тем более заметный след остается на месте вкола [5].

Максимальное влияние на длину колото-резаной раны, кроме ширины клинка, количества лезвий у клинка, остроты лезвия, оказывает также угол ориентации длинника раны к линиям Лангера. От ударного погружения колющих объектов все раны веретенообразные, ориентированы по ходу линий Лангера, при «продавливании» раны извилисто веретенообразные, ориентация их длинников не имеет четкого соответствия направлению линий Лангера [16]. Фиксирующие растворы не вызывают изменений размеров препарата кожи относительно расположения линий Лангера [17]. Исследования морфологических и метрических свойств колото-резаных кожных ран выявили зависимость подвижности (смещение) кожного покрова от толщины кожи с подкожной основой в различных областях тела. Установлено, что кожный покров наиболее подвижен (смещаем) в области шеи. Далее по подвижности следует кожный покров в области груди, бедра, живота, спины. В связи с этим от одного ножа могут формироваться повреждения, имеющие различные метрические и морфологические признаки, имитирующие действие различных следообразующих объектов. По мнению исследователей [18], если длинник раны ориентирован перпендикулярно к ходу эластических и коллагеновых волокон кожи, то рана зияет, веретенообразная или серповидная, а если параллельно, то края раны сближены и она приобретает прямолинейную форму. Если при извлечении из тела плоскость клинка колюще-режущего предмета поворачивается, образуется дополнительный разрез, отходящий от края раны вблизи одного из ее концов.

При нанесении колото-резаного повреждения через различные слои и комбинации материалов одежды, при увеличении толщины тканей и количества слоев одежды на кожном покрове формируются более выраженные изменения морфологических признаков. Отмечаются изменение формы тупого конца, выраженность и протяженность осаднения, неровность краев и стенок повреждения [8]. При изучении экспериментальных повреждений выявили, что вне зависимости от метрических свойств колюще-режущего предмета при увеличении количества и толщины слоев одежды на кожном покрове формируются более грубые повреждения, характерные для действия тупых предметов [19].

Большая сила приложения, множественность воздействий в короткий промежуток времени на ограниченный участок поверхности тела с повреждением подлежащих ребер, их хрящей или грудины могут приводить к существенному превышению глубины раневых каналов над длиной клинка ножа [20]. Колото-резаные раны, полученные в результате падения человека на фиксированный нож, кроме характерных для данного вида травмы особенностей, имеют отличительные признаки. Так, в области входной раны могут формироваться повреждения, свойственные полному погружению клинка, а именно ссадины от действия деталей клинка или рукоятки. Кроме того, глубина раневого канала, если по его ходу не встречаются костные структуры, превышает длину клинка травмирующего предмета на 4 см и более; в области входной раны могут формироваться прямые переломы ребер [21, 22]. Основные характеристики раневых каналов нередко зависят от типа телосложения у пострадавших со смертельными колото-резаными проникающими ранениями грудной клетки. Это установлено в результате антропометрических исследований 164 трупов мужчин и женщин первого и второго периодов зрелого возраста с проникающими колото-резаными ранениями груди [23, 24].

Морфологические исследования [25–27] показали, что ретракция повреждений на пристеночной плевре, сердечной сорочке, эпикарде и мышце сердца значительно меньше ретракции ран кожи. Они более точно отображают ширину отобразившейся части клинка ножа; кроме того, на этих тканях достаточно полно отображаются конструктивные особенности обуха и лезвия клинков ножей, поэтому их можно использовать для групповой идентификации травмирующего орудия. По своей идентификационной значимости повреждения этих органов сопоставимы с повреждениями кожи. Морфологическая оценка повреждений на межреберных мышцах, эндокарде в силу особенностей строения в большинстве случаев неинформативна. Хирургическое вмешательство в ходе первичной обработки повреждений, как правило, не приводит к грубому изменению всей раны. После вычленения возможных, привнесенных хирургической обработкой изменений, сохраняется достаточно информативных признаков, которые могут быть использованы для дальнейшей идентификации орудия [28].

Необычные и отличительные виды лезвий имеют характерные черты раны. Ножи с пониженной линией обуха создают на хряще аналогичные борозды, как и ножи с прямым обухом, за исключением того, что борозды не параллельные, а скорее веерообразные, сходящиеся к выходу раны. Веерообразная полосчатость, характерная для этих ножей, объясняется начальным боковым движением ножа через хрящ, обусловленным наличием пониженной линии обуха. По-видимому, микронеровности, производящие индивидуализирующие характеристики в незазубренных лезвиях с пониженной линией обуха, при условии, что они расположены на кончике, противоположной точке падения, также должны иметь веерообразный рисунок, указывающий на лезвие с пониженным обухом [29]. Зубчатые ножи могут быть с рисунком на левой или правой стороне лезвия, и эта характеристика класса идентифицируется со стенок раневой дорожки на хряще. На ней зубчатая поверхность лезвия производит широкие выступы и узкие бороздки с обратным изображением на противоположной стенке раны. Зазубренное лезвие с острием создает дополнительный наклонный след, точно отражающий форму кончика лезвия [30].

При смертельном ранении с использованием зубчатого ножа следы орудия в виде бороздок могут присутствовать в некоторых нехрящевых тканях человека. Для их выявления стенки ран следует обнажить, сфотографировать и отлить с помощью слепочного материала. Бороздки могут быть идентифицированы невооруженным глазом в печени, сердце и аорте [31], а также в коже [32]. Полоса бороздок в коже, отражающая характеристики зазубренного лезвия, такая же как и в хряще, но определяется менее четко. Фиксация образца раствором Carnoy наилучшим образом сохраняет видимые бороздки, фиксация формальдегидом после окрашивания 5% нейтральным красным также дает удовлетворительные результаты. Отливка с помощью виниловых полисилоксановых оттискных материалов значительно облегчает фотодокументацию [33].

Исследования колото-резаных повреждений сопровождаются предложением новых современных методов [34, 35]. Экспериментально и математически изучено усилие, необходимое для ранения кожи с применением различных острых инструментов и на различных скоростях, т. е. изучены переменные, влияющие на силу удара [36]. Созданы колющие устройства со сменным держателем ножа для моделирования колотых состояний [37]. Предпринимаются совместные исследования в области судебной патологии и биомеханики для исследования гиперупругих свойств кожи человека, определения силы, необходимой для резкого проникновения орудия в кожу, а также для разработки модели, отражающей механизмы проникновения острого орудия [15, 38].

Современные требования диктуют необходимость поиска и выявления идентификационной информации по повреждениям от воздействия различных типов ножей. Изучены групповые и индивидуальные свойства пластиковых ножей. Приведены критерии идентификации повреждений кожи человека и текстильной ткани такими ножами, в том числе с многолезвийными клинками [39]. Исследования ножей с тремя и четырьмя лезвиями показало, что в соответствии с теорией резания материалов формирование колото-резаного повреждения является блокированным типом резания, при котором каждое острое ребро резца работает как режущая кромка. Следовательно, данные ножи при формировании повреждений работают как колюще-режущие следообразующие объекты [40, 41].

В последние годы заметно возрос интерес к изучению повреждений, причиненных из оружия специального назначения. Одним из видов такого оружия является нож разведчика специальный (НРС и НРС-2) — образец комбинированного оружия, в конструкции которого объединены элементы как холодного, так и огнестрельного оружия. Морфологическими признаками повреждений текстильных материалов и кожного покрова, нанесенных ножами с конструкционными особенностями обуха (НРС, НРС-2, штык-нож) и ножами с серрейторной заточкой лезвия, являются отклонение обушкового разреза и асимметричность обушкового конца повреждения, соответствующие скосу пилы на обухе; наличие краевых разрезов и характерные осаднения тупого конца повреждения. Дискриминантный анализ позволил установить наиболее информативные признаки повреждений, нанесенных ножами данного вида. Ими в порядке убывания их значимости являются выраженность травматизации центральной части основного разреза, тип следа вкола, количество привнесенного железа в зону обушкового конца, степень отклонения обушкового конца, площадь осаднения в области обушкового конца, форма обушкового конца, особенность края обушкового конца. Наименее информативным оказался признак «направление краевых разрезов» [42, 43].

Анализ данных литературы [44] свидетельствует, что накопленные данные позволяют с большой долей вероятности выявлять групповые и узкогрупповые признаки различных видов ножей. Большое разнообразие видов ножей диктует необходимость проводить дальнейшие исследования. В связи с этим до настоящего времени не ослабевает интерес исследователей к изучению механизмов образования и морфологической картине колото-резаных ран. Одной из таких проблем является определение особенностей морфологических и метрических признаков колото-резаных ран, причиненных национальными узбекскими ножами «пичак», от воздействия которых в различных регионах Республики Узбекистан встречаются несмертельные и смертельные повреждения. Для идентификации повреждений, нанесенных такими ножами, необходимо проведение специальных морфологических и метрических исследований колото-резаных ран. В связи с этим одно из направлений дальнейшего исследования видится в применении имеющихся данных для выявления идентификационных признаков, отличающих конструктивные особенности национальных узбекских ножей.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.