В судебно-медицинской экспертной деятельности с регулярной частотой встречаются трупы людей, личность которых не установлена [1]. Проведение экспертиз неопознанных трупов — одна из наиболее сложных задач для эксперта. Такие случаи часто связаны с криминальными действиями, направленными на уничтожение идентификационных признаков личности у жертвы, а также возросшим в последнее время числом происшествий с массовыми человеческими жертвами [2].
Проблема идентификации личности остро стоит и в других странах. По данным статистических отчетов ФБР [3], в США ежегодно обнаруживают в среднем 799 неопознанных трупов, при этом личность погибших устанавливают в 76,2%. В Великобритании существует ежемесячно обновляемая база данных о 1000–1500 неопознанных трупах [4]. В настоящее время на сайте Бюро пропавших людей Великобритании размещены примерно 500 реставрированных изображений трупов. В России нет единой базы данных неопознанных трупов, а также о разыскиваемых и пропавших без вести лиц. В связи с этим существует проблема повышенного внимания к неопознанным трупам в ходе их судебно-медицинского исследования, равно как и необходимость систематического накопления научных знаний при проведении подобных экспертиз [5].
В нашей стране достаточно большую часть трупов хоронят неопознанными, поскольку на практике не всегда удается установить личность умершего. Среди причин могут быть отсутствие лиц, способных опознать покойного; отсутствие широко доступных единых баз данных неопознанных трупов и разыскиваемых лиц, сильно выраженное посмертное изменение трупа; проведение экспертиз по нескольким фрагментам и др. [6].
При работе с неопознанными трупами эксперту приходится прибегать к тем или иным методам идентификации личности: например, краниофациальной идентификации, анализу генетического материала или стоматологического статуса, а также современным методам лучевой и компьютерной диагностики [6—9]. Если в результате всех примененных методов личность не может быть установлена, то необходимо получить и зафиксировать как можно больше информации о трупе, поскольку в дальнейшем она может потребоваться при новых обращениях о пропавших. При этом необходимо учитывать, что после смерти тело человека подвергается трупным изменениям, в том числе разрушающим ткани [10]. Количество информации, получаемой при исследовании трупа, обратно пропорционально времени, прошедшему с момента смерти. Именно поэтому при судебно-медицинском исследовании немаловажную роль играют тщательное описание общих и частных признаков личности, максимально точное составление словесного портрета, а также применение дополнительных методов идентификации личности, для чего трупы или их останки направляют в медико-криминалистические отделения. Однако часто при экспертизе костных останков, зубов или фрагментов тел возможно получить представление только об общих признаках личности [9].
До настоящего времени, несмотря на актуальность проблемы неопознанных трупов, не проводился целенаправленный анализ подобных судебно-медицинских экспертиз для установления наиболее перспективных и эффективных подходов к исследованию неопознанных трупов.
Цель работы — дать эпидемиологическую характеристику неопознанных трупов по месту их обнаружения, полу, возрасту, причинам смерти и наличию этилового спирта в крови.
Материал и методы
Статистически обработали информацию о 2278 неопознанных трупах, поступивших в танатологические отделения Бюро СМЭ Москвы (далее Бюро) в период с 2012 по 2016 г. и оставшихся неопознанными на текущий момент. Для каждого года составили характеристику распределения трупов по полу, возрасту, причине смерти и наличию этанола в крови. В связи с тем, что большое количество экспертиз неопознанных трупов эксперты Бюро проводят по костным останкам и фрагментам тел, были изучены 1487 экспертиз медико-криминалистического отделения Бюро за этот же период.
Результаты и их обсуждение
Годовое распределение указанной категории трупов по полу, возрасту и этанолемии представлено в табл. 1. Выяснили, что бóльшую часть неопознанных трупов (1203, или 53%) обнаружили на улице, в том числе в лесу и лесопарковых зонах, подъездах и общественных местах; 105 (5%) трупов на железнодорожных вокзалах и путях, включая метро. Только 173 (8%) неопознанных тела нашли в квартирах. Обращает на себя внимание, что очень большая доля неопознанных трупов (536, или 24%) поступила в Бюро из медицинских учреждений Москвы: 5 трупов из приемных и 531 из клинических отделений стационаров, из них в 262 (49%) случаях была установлена насильственная причина смерти.
Общая доля погибших мужчин составила 82,2%, женщин 17,8%. В среднем в год в Бюро поступает 82,4% неопознанных мужчин и 17,6% женщин (σ=1,34%). В представленном материале пол и возраст 4 трупов установить не удалось.
В 47% случаев возраст трупов неопознанных лиц определили в диапазоне до 45 лет (молодой возраст в соответствии с классификацией ВОЗ), 38% — среднего возраста, 14% — пожилого и 1% — старческого возраста и долгожители (см. рисунок).
Насильственная смерть установлена в 998 (44%) случаях, ненасильственная — в 984 (43%). Среди причин насильственной смерти преобладало отравление — 629 (63%) случаев от общего количества случаев насильственной смерти, в том числе 292 (46,4%) случая отравления этанолом; механическая травма и ее осложнения — 240 (24%) и механическая асфиксия — 86 (8%). Оставшиеся 43 (5%) случая — смерть в результате действия таких физических факторов, как крайние температуры и воздействие электричества. Доля случаев смерти у неопознанных лиц в результате внешних причин колебалась незначительно и составила 43,6% (σ=3,43%). Среди причин ненасильственной смерти преобладали диагнозы, указывающие на патологию сердца и сосудов — 535 (54%) случая, органов дыхания — 102 (10%). Болезни других органов и систем, в частности ЦНС, печени, почек, органов эндокринной системы и др., стали причиной смерти в 360 (36%) случаях. В 296 (13%) случаях причину смерти не установили.
Этиловый спирт в крови неопознанных трупов обнаружили в 496 (49,7%) случаях насильственной и 398 (40,4%) случаях ненасильственной смерти. Из табл. 1 видно, что в среднем ежегодно доля мужчин с наличием этанола в крови составила 44,8% (σ=7,85%) всех неопознанных трупов мужского пола, а доля женщин — 40% (σ=9,14%). При этом достоверной разницы в частоте наличия этилового спирта в крови мужчин и женщин не обнаружили (p=0,451).
Распределение 1487 экспертиз, выполненных за указанный период в медико-криминалистическом отделении Бюро, представлено в табл. 2. В 51,2% случаев главной целью экспертиз было установление личности тем или иным методом. В связи со значительными посмертными изменениями (скелетированные останки, обугленные, гнилостные, фрагментированные трупы) в 48,8% случаев экспертная задача состояла в установлении только общих признаков личности (пол, возраст, раса, рост), которые проводили в основном по костям (череп, таз, длинные трубчатые кости). Мужчины были идентифицированы в 75,4%, женщины — в 24,6% случаев (σ=3,6%). В 32% экспертиз установили молодой возраст неизвестных трупов, примерно в 24% — средний и в 16% — пожилой возраст. При этом погрешность при определении возраста умерших до 45 лет составила 5 лет, а у трупов среднего и пожилого возраста, а также долгожителей — 10 лет и более. Тем не менее при расчете t-критерия Стьюдента для сравнения средних величин достоверно доказано отсутствие различий среди половых (p=0,091) и возрастных (p=0,161) признаков.
Анализ применения экспертами медико-криминалистического отделения различных подготовительных методов свидетельствует о неуклонном увеличении их количества: в 2012 г. таких исследований было выполнено 22 547, а в 2016 г. — 28 063. Среди подготовительных методов преобладала препаровка (27,4%), высушивание (20,3%) и анатомическая реконструкция образцов (21,3%); измерение антропометрических и остеометрических показателей (9,4%) и стереомикроскопия (11,6%). В 30,5% случаев эксперты использовали аналитические методы.
Заключение
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что основную часть неопознанных трупов составляют мужчины молодого и среднего возраста. Отмечается также относительная стабильность возрастного состав таких трупов (см. рисунок). При этом стоит отметить, что определение возраста, например, у скелетированных или фрагментированных трупов, часто устанавливается с большой погрешностью.
Главная причина смерти неопознанных трупов обоих полов за последние 5 лет — отравление, в том числе этиловым спиртом. Отчасти это связано с тем, что чрезмерное употребление алкоголя широко распространено среди лиц, ведущих асоциальный образ жизни, не имеющих при себе документов, удостоверяющих личность. Значительную долю в структуре смертности неопознанных лиц занимают заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, а также механическая травма.
Установление возраста эксперты медико-криминалистического отделения Бюро выполняют по степени облитерации швов черепа, инволюционным изменениям его костей, рентгенографии распилов эпифизов трубчатых костей, а также путем совокупной оценки степени стертости зубов. Пол устанавливают по остеометрическим показателям черепа, таза, плечевой и бедренной костей. Расу определяют по краниометрическим, краниоскопическим и анатомо-морфологическим показателям костей черепа. Расчет длины тела производят по максимальной длине длинных трубчатых костей. Подобный подход связан с высокой сохранностью костной ткани и наличии достаточного количества устойчивых морфологических параметров. Достоверно показано, что применение нескольких методов на одном объекте существенно повышает точность определения признака [11, 12]. В связи с этим определение общих признаков личности, и особенно возраста, при проведении экспертиз неопознанных трупов осуществляется с помощью комплексного анализа различных объектов с подбором наиболее точных и достоверных методик [13—15].
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
1e-mail: bsme@zdrav.mos.ru; https://orcid.org/0000-0003-2219-5315;