Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Нагорнов М.Н.

Кафедра судебной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова

Леонова Е.Н.

Кафедра судебной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова

Ломакин Ю.В.

Кафедра судебной медицины Первого Московского государственного университета им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва, Россия, 119021

Светлаков А.В.

Красноярский центр репродуктивной медицины

Емелин В.В.

Научно-организационный отдел Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава России, Москва, Россия, 125284

Кочоян А.Л.

Отдел судебно-медицинских экспертиз ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России, Москва, Россия, 125284

Классификация медико-криминалистических ситуационных экспертиз

Авторы:

Нагорнов М.Н., Леонова Е.Н., Ломакин Ю.В., Светлаков А.В., Емелин В.В., Кочоян А.Л.

Подробнее об авторах

Просмотров: 7767

Загрузок: 210


Как цитировать:

Нагорнов М.Н., Леонова Е.Н., Ломакин Ю.В., Светлаков А.В., Емелин В.В., Кочоян А.Л. Классификация медико-криминалистических ситуационных экспертиз. Судебно-медицинская экспертиза. 2019;62(3):4‑8.
Nagornov MN, Leonova EN, Lomakin YuV, Svetlakov AV, Emelin VV, Kochoyan AL. Classification of medical-criminalistic situational examinations. Forensic Medical Expertise. 2019;62(3):4‑8. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed2019620314

Рекомендуем статьи по данной теме:
Кли­ни­ко-рен­тге­но­ло­ги­чес­кая клас­си­фи­ка­ция отос­кле­ро­за. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(5):12-18

Вопросы судебно-следственных органов, направленные на «установление возможности образования исследуемых повреждений (следов) при конкретных обстоятельствах и условиях», в соответствии с п. 85.7. приказа Минздравсоцразвития России от 12.05.10 № 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз…», должны решаться в рамках проведения «судебно-медицинских исследований по реконструкции событий (ситуационных исследований)». С момента принятия приказа № 346н по настоящее время данный вид экспертизы все шире применяется в следственно-судебной и судебно-медицинской практике. Так, по данным медико-криминалистического отделения ОБУЗ «Бюро СМЭ» Курска, в 2008—2012 гг. отмечалось ежегодное увеличение ситуационных экспертиз: они составили 33—56% [1–7].

Классификация судебно-медицинских экспертиз, безусловно, играет важную роль в практической работе и научной деятельности. В прикладном отношении она позволяет следователю более точно сформулировать вопросы, определить вид и объем экспертизы, ее место в следственном процессе, состав экспертов и другие важные моменты. Знания, изложенные в классификации, помогают руководителю экспертного учреждения правильно организовать проведение экспертизы, а эксперту – спланировать выполнение работы, определиться с объемом исследования, оптимальным подбором методик, алгоритмом их применения и т. д. Разработка и использование классификаций дают ряд преимуществ при проведении научных изысканий: создается полная всесторонняя модель рассматриваемого явления, определяются сходства и различия классифицированных объектов, выявляются новые взаимосвязи и закономерности. Как правило, в начале любого научного исследования формируется «рабочий» вариант классификации, который при проведении изысканий является «остовом» и оказывает ориентирующую помощь в планировании и проведении работы, при трактовке полученных результатов. Классификации имеют большое значение в педагогической деятельности для повышения качества подготовки экспертов и сотрудников судебно-следственных органов. В большинстве случаев создаваемые классификации максимально охватывают все стороны рассматриваемого объекта; по мере накопления знаний они могут дополняться и изменяться [8, 9].

Цель исследования — разработка развернутой классификации медико-криминалистических ситуационных экспертиз.

Материалом для исследования послужила научная и специальная литература. Использовали общенаучные и специальные методы, в частности системно-структурный анализ, наблюдение, описание, метод формальной логики — анализ и синтез, индукцию и дедукцию, сравнение, аналогию, обобщение, гипотезу. Проанализировали теоретические положения судебной экспертизы, методологию и практику назначения и проведения медико-криминалистических ситуационных экспертиз.

Медико-криминалистическая ситуационная экспертиза — это экспертное воспроизведение и оценка ситуации (события), имевшей место в момент причинения повреждений, для решения вопроса о возможности ее образования при различных вариантах обстоятельств дела на основании морфологических признаков и следов. В приказе № 346н данный вид экспертизы называется «судебно-медицинское исследование по реконструкции событий (ситуационное исследование)».

В отношении порядка назначения и проведения ситуационных экспертиз в практике следует отметить, что они, как правило, проводятся единолично в медико-криминалистическом отделении. Приказ № 346н дает более широкое представление о практическом выполнении медико-криминалистических ситуационных исследований, включающее «установление … условий образования» следов при производстве судебно-медицинских трасологических исследований (п. 85.3.1. приказа № 346н); определение последовательности выстрелов, положения и позы потерпевшего в момент причинения огнестрельных повреждений, условий возникновения повреждений тела и одежды при взрывной травме, которые выполняют при производстве судебно-медицинских баллистических исследований (п. 85.4.1.); установление факта переноса (внедрения) веществ и микрообъектов с орудия травмы на одежду и тело потерпевшего и, наоборот, при судебно-медицинских микрологических исследованиях (п. 85.6.2). Следовательно, приказ № 346н определяет возможность проведения медико-криминалистических трасологических, баллистических и микрологических экспертиз с ситуационным исследованием. Такой подход учитывает два важных аспекта. Первый: ситуационное исследование является неотъемлемой частью ранее проведенных медико-криминалистических экспертиз. Второй: трасологические, баллистические и микрологические экспертизы играют существенную роль в ходе реконструкции механизма образования вещной обстановки места происшествия, обеспечивая поэтапную идентификацию взаимодействовавших между собой объектов, которая часто имеет инверсионный характер.

В настоящее время при практическом назначении и выполнении ситуационных экспертиз наблюдается определенная тенденция: вопросы об установлении возможности образования повреждений (следов) при конкретных обстоятельствах все чаще рассматриваются в рамках комиссионной или комплексной экспертизы, в состав которой входит судмедэксперт медико-криминалистического отделения, непосредственно выполняющий поставленные ситуационные экспертные задачи. Данные специальных научно-практических публикаций по этому вопросу показывают, что такой подход в целом является наиболее эффективным [2—4, 10].

Классификацию медико-криминалистических ситуационных экспертиз (в соответствии с общей теорией судебной экспертизы) следует создавать в соответствии с организационно-процессуальными нормами и предметно-объектно-методным основанием [8, 11]. Данные показатели являются общими классифицирующими признаками. Вместе с тем при систематизации появляются разделы, связанные с индивидуальными узкими специфическими признаками, присущими только данному виду исследования.

Организационно-процессуальные основания проведения медико-криминалистических ситуационных экспертиз изложены в статьях и пунктах Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ), Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», общих положениях приказа № 346н.

В зависимости от последовательности проведения и характера решаемых вопросов экспертиза может быть первичной, дополнительной и повторной; по численности экспертов, проводящих экспертизу, — единоличной и комиссионной; по применению научных знаний из одной области или различных областей знания (также с использованием научных направлений в пределах одной области знания) – с комиссией экспертов одной специальности и с комиссией экспертов разных специальностей (комплексная). Следует иметь в виду, что на практике комплексные экспертизы могут проводиться как комиссией экспертов разных специальностей, так и единолично экспертом, владеющим знаниями в различных сферах. Медико-криминалистическая ситуационная экспертиза может проводиться в отделении государственного судебно-экспертного учреждения (ГСЭУ) либо с выполнением части исследования на месте происшествия, либо с выездом для проведения следственного эксперимента или иных следственных действий (ст. 194 УПК РФ «Проверка показаний на месте»). Наименее значимыми признаками организационно-процессуального деления являются время назначения: на стадии предварительного расследовании (ст. 195 УПК РФ), в ходе судебного разбирательства (ст. 283 УПК РФ); вид процесса: выполняемые по уголовному, гражданскому делу или по делу об административном правонарушении. Классификация медико-криминалистических ситуационных экспертиз на основании организационно-процессуальных показателей представлена в табл. 1.

Таблица 1. Классификация медико-криминалистических ситуационных экспертиз по основным организационно-процессуальным показателям

Объектом ситуационной экспертизы в научном отношении является определенная ситуация (событие), которую детально и всесторонне изучает эксперт по обстановке места происшествия, обнаруженным следам, показаниям свидетелей, потерпевшего, обвиняемого. В самом событии изучают характер действий и их последовательность. В связи с этим ситуационную экспертизу по объекту исследования можно назвать экспертизой события. Предметом медико-криминалистической ситуационной экспертизы с научных позиций следует считать комплекс элементов и деталей события, который позволяет выдвинуть экспертную версию о механизме образования различных повреждений и в последующем установить или исключить возможность образования последних при конкретных обстоятельствах [8, 11, 12]. Объект и предмет исследования считаются основными показателями, определяющими вид экспертизы. В связи с этим классифицирование конкретного вида экспертизы по данным показателям исследования не проводится.

В практической деятельности ситуационные медико-криминалистические экспертизы можно разделить в зависимости от конкретных объектов, представленных на экспертизу. Во всех случаях таковыми являются материалы дел, содержащие ранее проведенные судебно-медицинские, криминалистические и другие виды экспертиз, в которых имеются сведения о характере повреждений и следов, механизме их образования. Конкретными объектами данного вида экспертизы может быть следующее:

— проведенные (до назначения ситуационной экспертизы) следственные эксперименты по версии, представленной следователем;

— объекты предыдущих экспертиз (одежда потерпевшего, орудие травмы, кожные и костные препараты, предметы со следами-наложениями, огнестрельное оружие, транспортное средство, предметы вещной обстановки места происшествия и т. д.);

— живые лица (участники события, статисты);

— подлинное место происшествия или «место происшествия», воспроизведенное максимально точно (п. 85.7 приказа № 346н).

В зависимости от характера травмы, анализируемой при проведении экспертизы, ситуационное исследование может проводиться в отношении повреждений, причиненных острым или тупым предметом, выстрелом из огнестрельного оружия, в условиях транспортной травмы, падения с высоты и т. д.

Поставленные задачи вместе с конкретными объектами, представленными на экспертизу и полученными в ходе ее проведения, определяют объем проводимой медико-криминалистической экспертизы:

— только по материалам дела без проведения следственного эксперимента;

— с использованием данных следственного эксперимента, выполненного до назначения экспертизы;

— с организацией и проведением следственного эксперимента в процессе выполнения экспертизы;

— с дополнительным изучением объектов ранее проведенных экспертиз;

— с обследованием участников изучаемых событий и статистов;

— с повторным (или дополнительным) осмотром места происшествия;

— с выполнением экспертных экспериментов.

При проведении ситуационной экспертизы важным является использование следственного эксперимента. Этот вид следственных действий повышает информативность исходных данных. Следственный эксперимент необходим в случаях, когда ситуационные задачи не удается решить в ходе экспертных экспериментов. В отдельных случаях возможно проведение ситуационной экспертизы без следственного эксперимента, только на основании материалов дела, в котором имеются оконченные судебно-медицинские, криминалистические и комплексные экспертные исследования. В отличие от следственных экспериментов, которые проводятся не всегда, экспертные эксперименты являются обязательными для установления механизма образования следов (повреждений) и механизма происшествия в целом. Они могут быть выполнены в лаборатории ГСЭУ, при выезде на место, с использованием объектов исследования или их аналогов, с помощью натурного или компьютерного моделирования и т. д.

С научных позиций основным методом медико-криминалистической ситуационной экспертизы является реконструкция события преступления по вещно-следовой обстановке на месте происшествия на основе моделирования и приемов системного анализа [11, 12]. В практическом отношении методики исследования, технические приемы и последовательность проведения медико-криминалистических ситуационных экспертиз по реконструкции события в каждом случае индивидуальны и определяются экспертом. Основные из них приведены в приказе Минздравсоцразвития России от 12.05.10 № 346н (п.п. 85.8.—85.14, 85.19, 85.20). Самостоятельное разделение медико-криминалистических ситуационных экспертиз по методам исследования проводить нецелесообразно, так как набор методик в каждом случае определяется в соответствии с объемом исследования, классифицированным в изложенных ранее разделах.

По нашему мнению, следует выделять наиболее распространенные версии, которые часто анализируются в судебно-медицинской практике при проведении ситуационных экспертиз. Например, во время ссоры один человек нанес другому удар клинком ножа в грудь и причинил колото-резаную рану, проникающую в грудную полость. Вместе с тем можно столкнуться с редко встречающимися версиями при проведении ситуационного исследования: например, самонатыкание на колюще-режущий предмет при падении. Пострадавший свидетельствует, что во время бега запнулся, упал ничком и при падении произошло натыкание на клинок ножа, который находился во внутреннем кармане куртки. При травмировании образовалась колото-резаная рана на передней поверхности груди. В свою очередь версии, проверяемые при проведении медико-криминалистических ситуационных экспертиз, могут быть как следственными, так и версиями защиты подозреваемого (обвиняемого), свидетеля и т. д.

Можно выделить ситуационные экспертизы, при проведении которых выдвигается и рассматривается одна версия события, и экспертизы с двумя и более версиями. При сравнении элементов ситуации с данными о механизме образования повреждений, способами причинения могут рассматриваться одно травматическое воздействие (простая экспертная версия), два травматических воздействия и более, сочетанные повреждения, различные по этиологическому фактору и/или механизму образования (сложная, многокомпонентная экспертная версия).

Выводы ситуационных экспертиз имеют свои отличительные характеристики, связанные с предметно-объектным основанием и использованными методами [13]. Особенностью данного вида экспертиз является то, что они не могут формировать объем информации, достаточный для категорического положительного вывода. Вывод ситуационного исследования может быть категорическим отрицательным или вероятным (положительным или отрицательным). В категорическом отрицательном выводе эксперт полностью исключает возможность образования повреждений в предполагаемой ситуации. Вероятный вывод показывает невозможность категоричного подтверждения ситуации; он допускает возможность образования повреждений при предполагаемом варианте события, но не исключает иного варианта.

Современные подходы при проведении ситуационных экспертиз в некоторых случаях позволяют рассчитать вероятность события [2]. В ряде случаев при проведении ситуационного исследования делается категорический вывод о невозможности оценить ситуацию ввиду недостаточности признаков, подтверждающих ту или иную версию, или двойственности полученных результатов. Классификация ситуационных экспертиз по предметно-объектно-методным признакам представлена в табл. 2.

Таблица 2. Классификация медико-криминалистических ситуационных экспертиз по предметно-объектно-методным показателям

Изложенная классификация медико-криминалистических ситуационных экспертиз является естественной, так как использованы существенные признаки, которые всесторонне и закономерно отражают все взаимосвязи при назначении и проведении исследования (процессуальные, предметные, объектные, методы выполнения). С практической точки зрения наряду с данным разделением целесообразно создание искусственной классификации на основании нескольких простых легко применяемых признаков. Такая классификация должна быть удобной в использовании и представлять последовательный перечень всех существующих вариантов ситуационных медико-криминалистических экспертиз по разделам судебной медицины с указанием решаемых вопросов, объектов и методов исследования, возможностей при интерпретации результатов и формулировании выводов. По нашему мнению, она окажет существенную помощь следователям и экспертам при назначении и проведении экспертиз.

В предложенной классификации рассмотрено разделение медико-криминалистических ситуационных экспертиз по организационно-процессуальному и предметно-объектно-методному основаниям, представлена систематизация этих экспертиз по индивидуальным показателям, присущим только данному исследованию. В дальнейшем по мере накопления знаний, появления новых методов исследования, изменений в процессуальных законах приведенная классификация будет дополняться и совершенствоваться, опираясь на общепринятые базовые принципы организации и проведения судебно-медицинских экспертиз.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

1e-mail: nagornovm@mail.ru; https://orcid.org/0000-0001-5077-2090

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.