Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Нагорнов М.Н.

Кафедра судебной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова

Леонова Е.Н.

Кафедра судебной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова

Ломакин Ю.В.

Кафедра судебной медицины Первого Московского государственного университета им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва, Россия, 119021

Власюк И.В.

Кафедра судебной медицины Дальневосточного государственного медицинского университета, Хабаровск

Прохоренко А.С.

Кафедра судебной медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва, Россия, 119021

Куча А.С.

Кафедра судебной медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва, Россия, 119991

Анализ морфологии следов крови, образовавшихся при повреждении артерий

Авторы:

Нагорнов М.Н., Леонова Е.Н., Ломакин Ю.В., Власюк И.В., Прохоренко А.С., Куча А.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2234

Загрузок: 111


Как цитировать:

Нагорнов М.Н., Леонова Е.Н., Ломакин Ю.В., Власюк И.В., Прохоренко А.С., Куча А.С. Анализ морфологии следов крови, образовавшихся при повреждении артерий. Судебно-медицинская экспертиза. 2019;62(3):17‑20.
Nagornov MN, Leonova EN, Lomakin YuV, Vlasiuk IV, Prokhorenko AS, Kucha AS. Analysis of blood morphology in the case of arterial damage. Forensic Medical Expertise. 2019;62(3):17‑20. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed20196203117

Рекомендуем статьи по данной теме:
Осо­бен­нос­ти сле­да кап­ли кро­ви на по­вер­хнос­ти, пок­ры­той бы­то­вой пылью. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(4):30-33
Смер­тель­ное ра­не­ние шеи при вы­пол­не­нии мон­таж­ных ра­бот с ис­поль­зо­ва­ни­ем уг­ло­вой шли­фо­валь­ной ма­ши­ны. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(5):56-58

В судебной медицине и криминалистике анализ пятен крови имеет большое значение, так как помогает воспроизвести обстоятельства образования повреждений, выдвинуть следственные и экспертные версии произошедшего события, провести ситуационное исследование [1—11].

Если у пострадавшего имелось открытое повреждение крупных артерий, то на месте происшествия всегда встречаются характерные следы, образованные быстрым излитием большого количества крови в виде пульсирующей струи. В отечественной литературе такие кровяные пятна расценивают как «брызги от фонтанирования» [1—10]. В зарубежной литературе их называют «артериальная струя» [11].

По данным специальной литературы, следы, возникающие при кровотечении из пересеченной артерии, многообразны. Они могут быть большими лужами, обширными участками пропитывания тканей и пористых предметов, дугообразными и линейными полосовидными структурами, крупными и мелкими пятнами, расположенными в виде «дорожек», «цепочек» и т. д. [1—11]. Для практической деятельности представляет интерес изучение следов крови, возникших при артериальном кровотечении. Необходимо знать причины, условия и факторы образования таких следов. Это позволит выявить их характерные морфологические признаки и разработать судебно-медицинские диагностические критерии для установления механизма образования и решать трасологические и ситуационные задачи.

Одним из основных факторов морфогенеза следов крови при артериальном фонтанировании следует считать размер повреждения артериального сосуда, который определяет объем вытекающей крови в единицу времени.

Цель исследования — морфологический анализ следов, образовавшихся при артериальном кровотечении, в зависимости от размеров повреждения кровеносного сосуда.

Материал и методы

Изучили 21 судебно-медицинскую экспертизу из архива медико-криминалистического отделения Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения Москвы за период с 2005 по 2017 г. включительно. Экспертизы должны были установить механизм образования следов крови (трасологические исследования). Во всех случаях имело место повреждение структур артериальной системы, сопровождавшееся наружным кровотечением с формированием следов крови на поверхностях предметов окружающей обстановки. Кровотечение вызвали ранения левого желудочка сердца (2 наблюдения), восходящего отдела аорты (1), плечеголовного ствола (1), нескольких артерий шеи при рельсовой травме с полным отделением головы (1), общей сонной (3), наружной сонной (2), плечевой (4) и бедренной (3) артерий, а также других артерий (4). В исследовательской части экспертиз имелись сведения о характере, локализации, размерах повреждения артерии, из которой происходило истечение крови с образованием следов, а также фотоизображения пятен крови, позволяющие изучить их морфологические особенности. После визуальной оценки фотоизображений проводили их кадрирование и масштабирование с помощью программы Adobe Photoshop CS6 PC для более детального изучения каждого элемента следов артериальной струи. В 6 случаях использовали графические методы — схематическую зарисовку следов крови на миллиметровой бумаге в масштабе 1:10 с кодированием морфологических признаков. Это делали для наглядного воспроизведения взаимного расположения элементов струи и установления их отличительных признаков. Изучение и описание следов крови проводили по схеме, предложенной Н.П. Пырлиной [12].

Определяли зависимость морфологии следа артериальной струи от размера повреждения сосудистой стенки и соответственно от скорости истечения крови. Для этого все наблюдения разделили на три группы. В 1-ю группу включили 8 случаев с обильным артериальным кровотечением при наличии повреждений с полным пересечением наиболее крупных артериальных сосудов — общих сонных и бедренных артерий (диаметр более 0,6 см), при проникающих ранениях грудной и брюшной полостей и при грубых, обширных повреждениях туловища, сопровождавшихся сквозным повреждением стенки левого желудочка сердца, аорты, плечеголовного ствола, подключичных и подвздошных артерий. Во всех случаях длина раны артериальной стенки при сведенных краях составляла 1,5 см и более. Данный показатель примерно соответствовал полному (или более 2/3) пересечению сосуда диаметром более 0,6 см.

2-ю группу составили 11 случаев с повреждениями крупных артериальных структур, указанных в 1-й группе, с длиной повреждения сосуда от 0,5 до 1,5 см. В эту же группу включили случаи с полным пересечением плечевых артерий, артерий голеней и др. диаметром от 0,3 до 0,6 см. 3-я группа — 3 случая с кровотечением из небольших повреждений крупных артериальных сосудов длиной до 0,5 см или при полном пересечении артерий диаметром от 0,1 до 0,3 см. Следов крови в виде артериальной струи при повреждении мелких артерий кисти, пальцев, головы диаметром менее 0,1 см в архивных материалах не встретилось. Это, возможно, объясняется тем, что в указанных артериях давление составляет менее 40—60 мм рт.ст. и выброса крови на отдалении не происходит [13].

Разделение повреждений артерий на основании размера этих повреждений является условным, поэтому количественные показатели границ между группами ориентировочны, но предложенная модель позволила достичь цели исследования.

В каждой группе измеряли пятна, которые являлись элементами установленного следа артериальной струи, представленного «цепочками» и «дорожками». Мелкие побочные элементы от вторичного разбрызгивания не исследовали. У круглых элементов измеряли диаметр, у овальных — малую и большую оси. Измерения проводили штангенциркулем с цифровым индикатором (погрешность измерений ±0,01 мм). Для статистического анализа результатов пользовались программой Statistiсa: рассчитывали среднее значение (M), стандартную ошибку среднего (m) размера элементов артериальных струй в каждой группе и затем сравнивали значения групповых показателей.

Результаты и обсуждение

Артериальная струя (артериальное фонтанирование) — след крови, формирующийся в результате выбрасывания крови из раны со сквозным повреждением стенки крупной артерии и представленный пятнами с характерными морфологическими особенностями. В процессе истечения крови через повреждение сосуда энергия внутрисосудистого давления переходит в кинетическую энергию свободной струи жидкости. Далее в полете струя испытывает дробление при аэродинамическом взаимодействии с окружающим воздухом. Движущиеся капли крови падают на окружающие следовоспринимающие поверхности, образуя характерные пятна [1—11]. Если тело потерпевшего неподвижно, то след артериальной струи, как правило, имеет форму полосы либо его элементы располагаются на одной линии и/или вблизи от таковой. Движение тела и/или перемещение участка тела с источником кровотечения приводит к тому, что артериальная струя приобретает различные криволинейные формы в виде дуг, завитков, петель и др. Пульсовое изменение артериального давления (ритмичное колебание показателей в промежутке диастолического и систолического давлений) оказывает дополнительное влияние на форму следа в виде повторяющихся однотипных изменений; как правило, это регулярные волны. На морфологию артериальной струи влияют зияние повреждения сосуда и свободное сообщение с окружающей средой. В таких условиях происходят максимальный выброс крови и формирование манифестной картины следа. При наличии блокирующего действия на струю мягких тканей стенок раны, одежды, при сжатии раны рукой, повязкой и т. п. типичного фонтанирования в виде выброса струи не наблюдается. Отклонение направления выброса струи относительно поверхности тела (вверх, вниз, в стороны), ориентация поверхностей окружающих предметов (горизонтальная, вертикальная), степень впитываемости следовоспринимающей поверхности и другие факторы также влияют на различие в морфологии следа.

В 1-й группе следы артериального фонтанирования на горизонтальной поверхности представлены крупными округлыми пятнами диаметром от 1,2 до 7,8 см (M±m=3,83±0,39) — 18 элементов и овальными размером от 1,1×1,7 до 6,2×9,1 см [M±m=(2,47±0,29)×(4,37±0,39)] — 23 элемента.

Пятна располагаются группами в виде «дорожек» и полосовидных структур, которые на большей площади сливаются, образуя лужи. Элементы струи имеют зубчатые края с шиповидными выступами за счет вторичного разбрызгивания (рис. 1).

Рис. 1. Следы артериального фонтанирования при полном отделении головы (рельсовая травма). Следы трех струй (отмечены пунктирными линиями) представлены крупными пятнами, свидетельствующими о выбросе значительных объемов крови. Прямолинейная форма струй 1 и 2 указывает на неподвижность туловища в момент их образования, а дугообразная струя 3 — на то, что при ее образовании верхняя часть туловища перемещалась.

Такая картина из крупных пятен, расположенных в виде прямолинейных и дугообразных сливающихся «дорожек» и полос, наблюдалась в 2 случаях; фотоизображения следов были представлены только на горизонтальных поверхностях. В 4 случаях следы крови, характерные для артериального фонтанирования, отсутствовали из-за наличия больших луж, скрывающих изучаемые объекты (3), и обширных участков пропитывания тканей одежды и постельного белья, прилежащих к области раны (1). В 2 наблюдениях с проникающими колото-резаными ранами груди со сквозным ранением стенки левого желудочка следов фонтанирования на фотографиях не просматривалось. Скорее всего, это объясняется блокирующим действием слоев мягких тканей, смещенных после ранения.

Во 2-й группе морфология артериального струйного истечения была представлена на горизонтальной поверхности:

1) округлыми пятнами диаметром от 0,8 до 4,5 см (M±m=1,77±0,13) — 42 элемента и овальными диаметром от 0,6×1,7 до 3,2×5,1 см [M±m=(0,71±0,09)×(2,93±0,15)] — 28 элементов, расположенными в виде «цепочек», «дорожек», местами сливающимися друг с другом;

2) прямолинейными и криволинейными (дуговые, петлевые, зигзагообразные) полосами шириной 2,2—3,7 см, образованными преимущественно в результате частичного или полного слияния указанных пятен;

3) небольшими лужами за счет слияния указанных элементов.

Следы артериальных струй на вертикальной невпитывающей поверхности истечения представлены множественными параллельными потеками. Если через верхние концы потеков провести условную кривую, то видно, что они расположены на дугообразной или волнообразной линии (рис. 2, 3).

Рис. 3. Следы при кровотечении из колото-резаной раны левой поверхности шеи с повреждением общей сонной артерии (размер раны ٠,٩×٠,٥ см). На полу – сливающиеся крупные пятна, на некоторых участках они в виде «дорожек» (1). На передней и боковой поверхностях стиральной машины (2) – множественные параллельные потеки, верхние концы которых расположены на уровне волнообразной линии (показано зеленой кривой линией). Направление стекания крови указано широкой белой стрелкой.
Рис. 2. Следы при кровотечении из колото-резаной раны внутренней поверхности правого плеча на границе верхней и средней третей с полным пересечением плечевой артерии. На полу: 1 — крупные пятна в виде «цепочек» и «дорожек», местами сливающиеся друг с другом; 2 — прямолинейные полосы; 3 — криволинейные (дуговые, петлевые, зигзагообразные) полосы. На стене (справа): 4 — множественные параллельные потеки. Направление стекания указано широкой белой стрелкой.

Следы артериального кровотечения в 3-й группе представлены «цепочками», «дорожками» круглых элементов диаметром от 0,2 до 1,1 см (M±m=0,83±0,04) — 18 элементов и овальными размером от 0,1×0,2 до 0,8×2,5 см [M±m=(0,37±0,04)×(1,37±0,06)] — 42 элемента. Большинство из них заострено соответственно направлению полета и падения на поверхность. В одном наблюдении отметили несколько дугообразных «цепочек» пятен, при этом «цепочки» располагались параллельно друг другу (рис. 4, 5).

Рис. 5. Следы при кровотечении из резаной раны левой боковой поверхности шеи с повреждением наружной сонной артерии (рана длиной 0,4 см на наружной стенке артерии и 0,3 см на внутренней). На потолке автомобиля – «дорожка» пятен в форме дуги (справа), переходящая в прямолинейную полосу (центр и слева). Направление полета брызг указано широкой белой стрелкой. Потерпевший располагался в положении сидя на месте пассажира позади водителя.
Рис. 4. Следы при кровотечении из колото-резаной раны левой подвздошной области, проникающей в брюшную полость с полным пересечением глубокой нижней эпигастральной артерии (диаметр 0,3 см). Имеется несколько дугообразных «цепочек» элементов крови (1–3), расположенных параллельно друг другу. Овальные элементы заострены соответственно направлению полета (указано широкими белыми стрелками). Следы сформировались на впитывающей поверхности (бумажные обои), поэтому потеки практически отсутствуют.

При сравнении размеров элементов артериальных струй в каждой группе с данными в соседних группах с использованием двустороннего t-критерия Стьюдента различия между соседними группами были статистически достоверны (р<0,01) [14]. Это доказывает, что одним из факторов, определяющих морфологию следов артериального фонтанирования, является размер открытой раны стенки артерии. Этот размер обусловливает объем вытекающей крови за единицу времени (объемный расход крови) и соответственно размер и характер элементов струи.

Следует отметить, что в судебной медицине и криминалистике при изучении следов крови существует следующий прикладной алгоритм: при наличии у потерпевшего (труп, живое лицо) раны со сквозным повреждением стенки артериального сосуда следует дополнительно обследовать поверхности окружающих предметов на наличие следов «артериальной струи». И наоборот, при обнаружении пятен, имеющих признаки, характерные для «артериальной струи», при осмотре места происшествия необходимо на теле потерпевшего целенаправленно вести поиск раны с пересеченным артериальном сосудом [4, 11]. Указанный алгоритм может быть дополнен результатами данного исследования: размер раны артерии следует сопоставлять со значением параметров элементов струи и их морфологическими особенностями.

Таким образом, следы, образовавшиеся при истечении крови из поврежденных артерий, имеют травматический субстрат (сквозное повреждение стенки крупной артерии), механизм формирования (выбрасывание крови наружу) и морфологические особенности: множественные пятна, расположенные в виде «цепочки», «дорожки»; дугообразные, волнообразные, петлевидные или зигзагообразные полосы; отсутствие первичных мелких элементов (менее 0,1 см); распространение (полет) жидких элементов из одной области и др. В связи с этим в судебной медицине и криминалистике артериальную струю наряду с каплями, брызгами, лужами и другими пятнами следует рассматривать как самостоятельный вид следов крови.

Выводы

1. Повреждение артериального сосуда, как правило, сопровождается образованием следа крови в виде артериальной струи, имеющей характерные морфологические признаки.

2. Один из основных факторов, определяющих морфологию следа крови при артериальном фонтанировании, — это размер повреждения стенки артерии, который обусловливает объемный расход крови и соответственно размер и характер элементов струи.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

1e-mail: nagornovm@mail.ru; https://orcid.org/0000-0001-5077-2090

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.