Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Кильдюшов Е.М.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Туманов Э.В.

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава России

Никишцев И.Н.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова»

Соколова З.Ю.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова»;
ФГКОУ ВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации»

К понятию «новорожденный» в судебной медицине

Авторы:

Кильдюшов Е.М., Туманов Э.В., Никишцев И.Н., Соколова З.Ю.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2346

Загрузок: 64


Как цитировать:

Кильдюшов Е.М., Туманов Э.В., Никишцев И.Н., Соколова З.Ю. К понятию «новорожденный» в судебной медицине. Судебно-медицинская экспертиза. 2022;65(6):56‑58.
Kildyushov EM, Tumanov ÉV, Tumanov EV, Sokolova ZYu. About the term «newborn» in forensic medicine. Forensic Medical Expertise. 2022;65(6):56‑58. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed20226506156

Рекомендуем статьи по данной теме:
За­бо­ле­ва­емость дет­ским це­реб­раль­ным па­ра­ли­чом в Ба­ку. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(1):143-146
Неб­ла­гоп­ри­ят­ные пе­ри­на­таль­ные ис­хо­ды при COVID-19. Ана­лиз се­рии кли­ни­чес­ких наб­лю­де­ний. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(2):86-90
Рас­простра­нен­ность и фак­то­ры рис­ка внут­ри­че­реп­но­го нет­рав­ма­ти­чес­ко­го кро­во­из­ли­яния у но­во­рож­ден­ных. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(8-2):26-30

К настоящему моменту в российской судебной медицине и экспертной практике накопилось достаточно много проблем, связанных с решением задач, касающихся исследования трупов новорожденных. Как показывает практика, зачастую эксперты заходят в тупик или затрудняются дать ответ на вопросы следствия либо суда об установления факта новорожденности. Это связано в большинстве случаев с противоречиями в определении как самого понятия «новорожденность», так и критериев новорожденности, изложенных в судебно-медицинской литературе. Можно констатировать, что дефиниция «новорожденный» не только недостаточно ясно и однозначно изложена в судебно-медицинской литературе, но и не отражена в экспертных нормативных документах и методических указаниях.

В пособиях и руководствах по судебной медицине определение «новорожденный» трактуется как «особенное» для этой отрасли медицины понятие, имеющее критерии, которые не совпадают с принятыми в общемедицинской науке и практике, в частности в педиатрии [1]. Это традиционно объясняется либо потребностями судебно-медицинской экспертной практики, либо опосредованными некими мифическими «требованиями» со стороны уголовного права. Например: «В акушерстве и микропедиатрии, с одной стороны, и в судебной медицине, с другой, в понятие новорожденности вкладывается разное содержание. В судебной медицине периодом новорожденности считают короткий промежуток времени (первые-вторые сутки после родов), в течение которого у ребенка еще имеются признаки, присущие плоду» [2]. «В судебной медицине продолжительность периода новорожденности определяется с учетом не только медицинских, но и правовых аспектов, ограничивая его первыми — началом вторых суток жизни ребенка» [3]. «С судебно-медицинской точки зрения, новорожденность — это короткий промежуток времени от момента рождения до конца первых суток» [4] и т.д.

Нет единого подхода и при ответе на вопрос о новорожденности младенца и у практикующих судебно-медицинских экспертов. Так, в одних субъектах Российской Федерации при экспертизе трупа младенца период новорожденности определяют как одни сутки, в других — 1—2 сут, а в ряде регионов — 28 сут.

Цель работы — показать необходимость приведения понятия «новорожденный» в судебной медицине к общепринятому; обозначить правомерность использования в судебной медицине понятия «признаки недавнего рождения»; продемонстрировать важность понимания определения «неонатальный период» для решения вопросов, возникающих в судебной медицинской науке и экспертной практике.

Суть вопроса заключается в том, что ни в одной отрасли науки, ремесла, искусства не может существовать более одного определения одного и того же понятия, применяемого в практической деятельности. Это определение, как правило, устанавливается ведущим руководящим отраслевым органом в соответствующих приказах, которые обязательны для использования в работе всех подчиненных подразделений и их штатных единиц. При этом, во избежание ошибок в результатах своей работы, ни одна из подчиненных отраслей не вправе использовать в своей практике какое-то свое, отличное от нормативно закрепленного, «понимание» термина.

Тем более странно, когда такая подмена в отдельной отрасли здравоохранения, а именно судебной-медицинской экспертизе, объясняется «удобством» или даже «необходимостью» достижения «взаимопонимания» с представителями других областей знаний и практики. Это общее правило в полной мере относится и к таким общемедицинским понятиям, как «новорожденный», «период новорожденности», «неонатальный период».

Как показывает практика проведения повторных экспертиз, эксперты разных регионов России не только по-разному трактуют понятие «новорожденность», но и нередко вообще не отмечают каких-либо противоречий между определением, обязательным для всех врачей всех специальностей, и критериями, используемыми в судебной медицине. Подменяя принятые во всем здравоохранении нормативные определения «узкоотраслевыми», судебно-медицинские эксперты попадают по меньшей мере в двусмысленное положение. Так, нередки ситуации, когда в уголовном процессе на требование сторон дать судебно-медицинское нормативное определение понятия «новорожденный» следует экспертный ответ о том, что определение продолжительности периода новорожденности в судебной медицине «отлично от общемедицинского» и исчисляется первыми 1—2 сут жизни, и что это является «традиционным», «принятым в судебной медицине». Конечно же, такая позиция, как и ее аргументация, вызывают недоумение.

Данная ситуация привела к достаточно длительному существованию реальной проблемы, что и было освещено в ряде научных публикаций [5, 6]. Сложность во многом заключается в том, что судебно-медицинское сообщество по настоящее время недостаточно знакомо с общепринятой как в российской, так и мировой медицинской науке и практике дефиницией «неонатальный период» (период новорожденности), которое дано Всемирной организацией здравоохранения [7].

Согласно этому определению, неонатальным периодом считаются первые 28 дней жизни ребенка. При этом выделяются ранний неонатальный период (первые 7 дней после рождения) и поздний неонатальный период (с 7 до 28 полных дней). Первый день жизни (24 ч после рождения) в клинической практике обычно определяется как «день 1», а при обследованиях новорожденных и регистрации естественного движения населения — как «день 0».

Данное положение является исчерпывающим и закреплено в Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (далее — МКБ-10) [8]. Действие МКБ-10 как единого нормативного документа для формирования системы учета и отчетности в системе здравоохранения было введено с 1 января 1999 г. приказом Минздрава России от 27 мая 1997 г. №170 «О переходе органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации на Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем X пересмотра» и является обязательным на всей территории РФ [9].

Для более полного понимания дефиниции «период новорожденности (неонатальный период)» следует также знать четкое определение понятия «момент рождения». В соответствии с ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [10] моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов. Данная правовая норма нашла свое отражение также и в приказе Минздравсоцразвития РФ от 27 декабря 2011 г. №1687н «О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи» [11].

Резюмируя вышеизложенное, следует констатировать, что судебно-медицинский эксперт, отвечая на вопрос о том, являлся ли младенец новорожденным, должен руководствоваться общемедицинским определением неонатального периода. Это правило не добавляет абсолютно никаких трудностей ни к практике исследования трупов новорожденных, ни к формулировке экспертных выводов, если принять во внимание, что вопрос о новорожденности решается, как правило, в случаях рассмотрения уголовных дел в рамках статьи 106 УК РФ (убийство матерью своего новорожденного ребенка).

В такой ситуации давно выработанные судебно-медицинской наукой признаки, сохраняющиеся у новорожденного в течение первых суток после рождения и частично переходящие на вторые сутки жизни, по-прежнему остаются актуальными и не вызывающими сомнений в их правильной трактовке.

Другое дело, что называть эти признаки «критериями новорожденности» было бы неправильно. В последние несколько лет ряд авторов [12, 13] предлагают именовать этот комплекс критериев «признаками недавнего рождения», и такой выход из положения представляется вполне оправданным. Это обусловлено тем, что данное определение более правильно отражает суть указанного комплекса признаков, что делает его не только удобным для формулировки экспертных выводов, но и вполне понятным следствию и суду. Ведь так или иначе, период после рождения продолжительностью как в одни сутки, так и в двое суток включен в неонатальный период продолжительностью в 28 дней.

Важным является также и определение нижней границы периода новорожденности. Во-первых, это значимо для правильного понимания смысла фразы статьи 106 УК РФ об убийстве новорожденного матерью «во время или сразу же после родов». Очевидно, что такое лишение жизни своего младенца мать может совершить исключительно в третьем периоде родов, когда, согласно определению, «рождение» уже произошло, а роды еще не закончились. Во-вторых, при проведении судебно-медицинских экспертиз нижняя граница неонатального периода указывает эксперту, с какого именно момента он может применять в отношении объекта или субъекта своей экспертизы те или иные нормативные акты и приказы. Так например, с учетом того, что правоспособность граждан и уголовно-правовая охрана их жизни и здоровья возникают только начиная с момента рождения, то к еще не родившимся нельзя применять медицинские критерии степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека.

Заключение

В судебно-медицинской науке и практике следует пользоваться общепринятыми как в мировой, так и в российской медицине критериями продолжительности неонатального периода, в соответствии с которыми новорожденным считается младенец от момента рождения до достижения 28-го дня жизни.

Принятые на настоящий момент в судебной медицине «признаки новорожденности» следует заменить понятием «признаки недавнего рождения». При наличии отмеченных признаков, отвечая на вопрос о том, являлся ли младенец новорожденным, целесообразно указывать, что обнаруженные при исследовании трупа признаки называемого недавнего рождения указывают на то, что младенец является новорожденным.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.