Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Приходько А.Н.

ГБУЗ Московской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы»

Лаврукова О.С.

ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»

Казакова Е.Л.

ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»

Сидорова Н.А.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России

Поляков А.Ю.

ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы»

Попов В.Л.

ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России

Об использовании трупов крупных млекопитающих в качестве модельных объектов при изучении постмортального периода

Авторы:

Приходько А.Н., Лаврукова О.С., Казакова Е.Л., Сидорова Н.А., Поляков А.Ю., Попов В.Л.

Подробнее об авторах

Просмотров: 482

Загрузок: 0


Как цитировать:

Приходько А.Н., Лаврукова О.С., Казакова Е.Л., Сидорова Н.А., Поляков А.Ю., Попов В.Л. Об использовании трупов крупных млекопитающих в качестве модельных объектов при изучении постмортального периода. Судебно-медицинская экспертиза. 2023;66(2):26‑29.
Prihodko AN, Lavrukova OS, Kazakova EL, Sidorova NA, Polyakov AYu, Popov VL. On using the corpses of large mammals as model objects for studying the postmortem period. Forensic Medical Expertise. 2023;66(2):26‑29. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed20236602126

Рекомендуем статьи по данной теме:
К воп­ро­су изу­че­ния ди­на­ми­ки пос­тмор­таль­ных из­ме­не­ний тка­ней по дан­ным им­пе­дан­со­мет­рии. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(6):24-27

В настоящее время неоспоримым является факт необходимости углублять и разнообразить морфологические исследования для целей судебно-медицинской экспертизы [1—3]. Применительно к экспериментам, проводимым с использованием трупов людей, важно учитывать, что мертвое тело является не только объектом научного поиска. В недавнем прошлом это живой человек, у которого остались близкие, переживающие его утрату. В том числе в связи с этим проведение целого ряда научных исследований на трупах людей невозможно по техническим и/или этическим причинам. Для научных исследований необходимо использовать модельные организмы — трупы отдельных животных, так как другие экспериментальные модели не могут имитировать сложный человеческий организм [4—7].

Моделирование — общенаучный метод исследования и один из способов познания. Он заключается в изучении какого-либо объекта на примере его модели, в каком-то отношении подобной самому объекту исследования, с последующей экстраполяцией на него полученных данных [8—10]. В настоящее время активно анализируются перспективы использования в научных экспериментах модельных организмов в надежде на то, что установленные таким образом закономерности окажутся свойственны и другим похожим организмам, в том числе человеку.

Свиньи в качестве биологической модели человеческого организма давно привлекают внимание специалистов [11] и используются для изучения разных болезней: сердечно-сосудистой системы, язвенной болезни желудка, алкоголизма, ожирения, последствий воздействия радиации и др. Успешно на таком модельном животном проводятся и иммунологические исследования [12—14].

В отечественной специальной литературе практически отсутствуют данные об использовании свиньи в качестве биологической модели для решения насущных проблем биологии и медицины, в том числе судебной медицины. Однако в ближайшем будущем такие биомодели должны занять достойное место в экспериментальной работе.

Цель исследования — изучение динамики постмортальных изменений и обоснование использования трупов свиней в качестве модельных объектов человеческого организма для определения давности наступления смерти.

Материал и методы

Для энтомологических исследований в качестве модельного объекта использовали 10 трупов домашних свиней (Sus scrofa domesticus L.) массой 45—100 кг. Изучение некрофильных насекомых проводили на севере европейской части России, в Карелии. Умерщвление животных производили на скотобойне без нарушения анатомической целостности кожных покровов. Туши были размещены на влажноразнотравных лугах и в ельниках черничных в разные сезоны года [15].

С целью защиты биообъекта от воздействия крупных животных (медведь, волк и т.п.), а также размещения энтомологического оборудования для полноценного и долговременного изучения комплекса некрофильных насекомых применяли разработанное коллективом авторов устройство [16]. Использование устройства позволяет защитить трупную приманку от крупных хищников, что дает возможность проследить весь процесс разложения, а также повысить эффективность отлова некрофильных насекомых с помощью двух видов ловушек (пирамидальной и почвенной). Методика постановки опытов описана в опубликованных ранее работах [15, 16].

При микробиологических исследованиях биотопа или участка среды обитания для доминантных представителей некробиома использовали трупы свиней массой 50—80 кг. Анализ сукцессии видов некробиома проводили на специально оборудованных площадках лесных зон и территории населенного пункта.

Микробиологические пробы (фрагменты трупа и его ложа) случайным образом отбирали с пяти пространственно удаленных площадок, в условиях асептики помещали в транспортную среду для последующего проведения работ в лабораторных условиях. Фенотипические признаки доминантных таксонов исследовали с использованием стандартных микробиологических методов, а генотипические — с помощью ПЦР-анализа, выполненного с применением метода секвенирования ДНК по Сэнгеру.

При биофизических исследованиях осуществляли сравнение временной динамики импеданса тканей трупов людей и свиней, находящихся в одинаковых условиях. Объектом исследования являлись показатели импеданса тканей четырех трупов домашней свиньи (месячных поросят массой около 5 кг) с известной датой смерти [17]. Трупы при исследовании постоянно находились в стандартизированных условиях холодильной камеры морга отдела судебно-медицинской экспертизы трупов (температура воздуха 4 °C, влажность 45%). Импеданс измеряли с помощью пробора Keysight U1731 на пяти частотах (100 и 120 Гц, 1, 10 и 100 кГц) в диапазоне от 1 до 80 сут с момента наступления смерти с периодичностью 1—2 сут в трех диагностических зонах (кожно-мышечный лоскут плеча, хрящевая часть III ребра и пяточное сухожилие).

Все эксперименты были проведены согласно международным этическим нормам и правовым документам.

Результаты и обсуждение

Свинья среди крупных млекопитающих является организмом, наиболее близким к человеку применительно к изучению условий постмортального периода с точки зрения следующих позиций:

1. Наружные кожные покровы свиньи и человека сходны. Толщина кожи свиньи может варьировать в пределах 1,5—3 мм (у человека — 2—5 мм), подкожный слой содержит жир. Отсутствие густого волосяного покрова обеспечивает непосредственный контакт кожи с окружающей средой.

2. Свинья сходна с человеком по своим размерным характеристикам (габаритам), а также по особенностям анатомии и физиологии многих систем органов: костно-мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной, кожи, органа зрения и других анализаторов [18—20].

3. Гомотипия человека и свиньи не сводится только к анатомии и физиологии систем органов. Имеется и близость целого ряда биохимических показателей [21]. У человека и свиньи развиваются похожие заболевания: в старости свиньи могут страдать от болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона, часто имеют ожирение.

4. В плане строения ДНК свинья также находится достаточно близко к человеку — некоторые виды белков очень схожи по составу. Именно поэтому поросят когда-то активно использовали для получения инсулина [22]. Необходимо, конечно, отметить, что трупы свиней отличаются от человеческих трупов в некоторых важных аспектах, но эти различия легко устранимы.

На основании вышеперечисленных данных было принято решение изучить исходное предположение о том, что свинья является наиболее близким к человеку организмом применительно к изучению условий постмортального периода. Для этого необходимо было провести сравнительное исследование характеристик их разложения с акцентами на близость вышеуказанных позиций.

При изучении деструкции трупов свиней в природных условиях прослеживали последовательную смену стадий разложения. На каждой стадии отмечали характерные изменения трупных тканей с соответствующим видовым составом некрофильных насекомых.

При сравнении стадий разложения и комплекса некрофильных насекомых трупов человека и использованных модельных объектов было установлено, что основными утилизаторами тканей в обоих случаях являются мухи. Ядро их комплекса составили каллифориды. Массовыми видами являлись Calliphora vicina, Lucilia caesar и Protophormia terraenovae, а последовательная смена состояния тканей при разложении объекта сопровождалась изменением видов мух, что позволило определить продолжительность постмортального периода. Однако, несмотря на общие закономерности жизнедеятельности данного комплекса, была выявлена и некоторая частная специфика, связанная как с особенностями объекта деструкции, так и с влиянием абиотических факторов.

В некробиоме трупов свиней установлены 24 рода Firmicutes и 14 родов Gracilicutes. Выделены 10 активных протеолитиков, доминирующими среди которых являлись бациллы (Bacillus mycoides и B. subtilis), клостридии (Clostridium sporogenes и C. putrificum) и псевдомонады (Pseudomonas spp.).

В результате исследования сукцессии эколого-трофических профилей некробиома свиней на протяжении 58 сут разложения установлены эколого-физиологические группы, принимающие активное участие в разложении мертвого вещества. На протяжении этого срока прототрофов сменяли протеолитики, затем — целлюлозолитики, азотфиксаторы и сульфатредукторы. Однако олигонитрофилы и олигокарбофилы обнаружены не были, что означает незавершенность процессов микробной минерализации органического вещества к концу исследуемого периода. Каждую группу микроорганизмов представляли виды, имеющие набор энзимов, активирующихся на определенной стадии деструкции мертвого вещества.

При сравнении некробиомов человека и использованных модельных объектов выявлено сходство разновидностей видов и динамики посмертных микробных сообществ, что дает основание считать труп свиньи адекватной моделью трупа человека и применять полученные данные в целях диагностики давности наступления смерти и установления условий нахождения трупа.

С целью обоснования использования трупов свиней в качестве модельных объектов для биофизических (импедансометрических) исследований проводили сравнение данных, полученных для трупов свиней и людей. Для анализа временной динамики показателей импеданса тканей использовали как абсолютные значения, так и относительные (коэффициенты k1 и k2), характеризующие дисперсию импеданса. Обнаружена схожая временна́я динамика коэффициентов k1 и k2 хрящевой ткани и кожно-мышечного лоскута плеча трупов свиней и человека в позднем постмортальном периоде.

Полученные данные свидетельствуют о возможности использовать хрящевую ткань и кожно-мышечный лоскут плеча трупа свиньи как адекватную модель соответствующих тканей трупа человека и позволяют планировать дальнейшие исследования: проведение измерений на трупах свиней разного возраста и с разной массой (с различной толщиной подкожного слоя); продолжение проведения измерений на трупах людей (по возможности).

Выводы

1. Среди крупных млекопитающих свинья является организмом, наиболее близким к человеку применительно к изучению процесса протекания постмортального периода.

2. При сравнительном исследовании характеристик разложения трупов свиней и человека установлено сходство в процессах, протекающих посмертно в данных организмах (стадии разложения и структура доминирования некрофильных организмов, заселяющих труп), выявлена схожая динамика относительных показателей импеданса хрящевой ткани и кожно-мышечного лоскута трупов свиней и человека.

3. Результаты исследования позволяют рекомендовать труп свиньи в качестве адекватной модели трупа человека как для научных исследований, так и для решения конкретных научно-практических вопросов, возникающих в практике судебно-медицинской экспертизы при определении давности наступления смерти и условий посмертного периода.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.