Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Носков С.М.

ГБОУ "Ярославская государственная медицинская академия" Минздравсоцразвития России

Заводчиков А.А.

ГОУ ВПО "Ярославская государственная медицинская академия" Минздрава РФ

Евгеньева А.В.

ГБОУ ВПО ЯГМУ, Ярославль, Россия

Лаврухина А.А.

ГБОУ ВПО ЯГМУ, Ярославль, Россия

Чаморовский А.Н.

МУЗ "Клиническая больница №9", Ярославль

Прокопенко О.Н.

МУЗ "Клиническая больница №9", Ярославль

Полетаева В.С.

МУЗ "Клиническая больница №8", Ярославль

Зависимость показателей субклинического атеросклероза от толерантности к физической нагрузке у больных ишемической болезнью сердца

Авторы:

Носков С.М., Заводчиков А.А., Евгеньева А.В., Лаврухина А.А., Чаморовский А.Н., Прокопенко О.Н., Полетаева В.С.

Подробнее об авторах

Журнал: Терапевтический архив. 2013;85(1): 20‑24

Просмотров: 2038

Загрузок: 307


Как цитировать:

Носков С.М., Заводчиков А.А., Евгеньева А.В., Лаврухина А.А., Чаморовский А.Н., Прокопенко О.Н., Полетаева В.С. Зависимость показателей субклинического атеросклероза от толерантности к физической нагрузке у больных ишемической болезнью сердца. Терапевтический архив. 2013;85(1):20‑24.
Noskov SM, Zavodchikov AA, Evgenyeva AV, Lavruhina AA, Chamorovskiĭ AN, Prokopenko ON, Poletaeva VS. Relationship of subclinical atherosclerosis indicators to exercise tolerance in patients with coronary heart disease. Therapeutic Archive. 2013;85(1):20‑24. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Связь суб­кли­ни­чес­ко­го ате­рос­кле­ро­за с до­пол­ни­тель­ны­ми фак­то­ра­ми рис­ка хро­ни­чес­ких не­ин­фек­ци­он­ных за­бо­ле­ва­ний. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(12):151-155
Ди­на­ми­ка по­ка­за­те­лей жес­ткос­ти ар­те­рий на фо­не ан­ти­ги­пер­тен­зив­ной те­ра­пии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(2):74-79
Ас­со­ци­ации суб­кли­ни­чес­ко­го ате­рос­кле­ро­за с со­ма­ти­чес­ки­ми за­бо­ле­ва­ни­ями. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(2):109-113

%АКМ — процент активной клеточной массы

%БЖМ — процент безжировой массы

АГ — артериальная гипертония

ВЭМ — велоэргометрия

ДЭ — дисфункция эндотелия

ЗЭВД — зависимая от эндотелия вазодилатация

ИБС — ишемическая болезнь сердца

КФИ — каротидно-феморальный индекс

ЛПВП — липопротеиды высокой плотности

ЛПНП — липопротеиды низкой плотности

МЕТ — метаболический эквивалент

ОХС — общий холестерин

СРПВ — скорость распространения пульсовой волны

ТГ — триглицериды

ТИМ — толщина комплекса интима—медиа

ТФН — толерантность к физическим нагрузкам

ФК — функциональный класс

ХС — холестерин

ХСН — хроническая сердечная недостаточность

Атеросклерозу как заболеванию с медленно прогрессирующим течением свойствен длительный бессимптомный период. В настоящее время показателями, применяемыми для диагностики и оценки субклинического атеросклероза, считаются увеличение толщины комплекса интима—медиа (ТИМ) и наличие бляшек сонных артерий, признаки поражения сосудов нижних конечностей (снижение лодыжечно-плечевого индекса), снижение скорости распространения пульсовой волны (СРПВ) как интегральный показатель повышения жесткости сосудистой стенки и дисфункция эндотелия (ДЭ). Все эти параметры являются независимыми прогностическими факторами и могут выступать в качестве косвенных критериев оценки («суррогатных точек») эффективности профилактики и терапии сердечно-сосудистых заболеваний.

Однако достаточно широкая распространенность данных показателей среди относительно здорового населения и зачастую отсутствие их у пациентов с клиническими проявлениями атеросклероза (цереброваскулярная болезнь, ишемическая болезнь сердца — ИБС, перемежающаяся хромота) заставляют предполагать дополнительные значения этих параметров [1, 2]. По-видимому, следует учитывать вероятную роль в происхождении и развитии атеросклероза именно недостаточной физической активности, которая сама может стать причиной избыточной массы тела, гиперлипидемии, артериальной гипертонии (АГ).

Целью настоящего исследования были изучение распространенности ряда субклинических показателей атеросклероза среди пациентов с хроническими формами ИБС (далее ИБС) и определение характера их зависимости от функционального состояния и объема мышечной массы.

Материалы и методы

Объектом исследования послужили 20 пациентов (11 мужчин и 9 женщин) с ИБС в возрасте 54,5±8,5 года. Длительность заболевания составила 6,4±2,3 года. У 10 (50%) обследованных в анамнезе был перенесенный инфаркт миокарда, другие 10 (50%) страдали стабильной стенокардией напряжения I—III функционального класса (ФК), верифицированной при велоэргометрии (ВЭМ). Хроническая сердечная недостаточность (ХСН) имелась у 19 (95%) пациентов, однако у всех была сохранена систолическая функция левого желудочка (по данным эхокардиоскопии); ФК ХСН определяли по критериям NYHA. У 20% пациентов была ХСН I ФК, у 80% — ХСН II и III ФК. Из сопутствующих заболеваний чаще встречались АГ (90%), сахарный диабет (СД) 2-го типа в стадии компенсации (10%), избыточная масса тела (50%) и ожирение I степени (35%). Все пациенты получали статины, антиагреганты, ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента, β-адреноблокаторы.

Контрольную группу составили 20 человек (7 мужчин и 13 женщин) в возрасте 51,6±9,8 года, страдающих АГ I—II стадии, без клинических проявлений атеросклероза: отсутствие сосудистых осложнений в анамнезе, клинической картины ИБС, цереброваскулярной болезни, перемежающейся хромоты, характерных изменений на ЭКГ, в том числе при ВЭМ (с достижением субмаксимальной либо близкой к субмаксимальной частоты сердечных сокращений), отсутствие атеросклеротических бляшек при ультразвуковом исследовании общих сонных артерий (ТИМ <1,3 мм). Диагноз ХСН был выставлен у 75% человек. У 45% имелся I ФК и у 55% II ФК по критериям NYHA. По данным эхокардиоскопии у всех лиц с ХСН была сохранена систолическая функция левого желудочка. Контрольная группа была сопоставима с группой больных ИБС по сопутствующей патологии: СД 2-го типа в стадии компенсации (5%), избыток массы тела (40%), ожирение I степени (50%), ожирение II степени (10%).

О жесткости сосудистой стенки судили по СРПВ по сосудам эластического типа с вычислением каротидно-феморального индекса (КФИ) на аппарате Поли-Спектр-СРПВ («Нейрософт», Россия). Функцию эндотелия оценивали по зависимой от эндотелия вазодилатации (ЗЭВД) в пробе с реактивной гиперемией на ультразвуковом аппарате Nemio Toshiba XG. Для оценки ТИМ сонных артерий использовали ультразвуковое сканирование общей сонной артерии. Всем пациентам проводили ВЭМ, толерантность к физическим нагрузкам (ТФН) определяли по количеству потребляемого кислорода, при вычислении метаболического эквивалента (МЕТ). Для оценки объема мышечной массы использовали биоимпедансный анализатор внутренних сред организма Диамант — АИСТ-мини (Россия). В качестве основных показателей, свидетельствующих об объеме мышечной массы организма, были использованы процент активной клеточной массы (%АКМ) и процент безжировой массы (%БЖМ) от общей массы тела.

У всех обследуемых определяли уровень общего холестерина (ОХС), холестерина (ХС) липопротеидов высокой плотности (ЛПВП), ХС липопротеидов низкой плотности (ЛПНП), триглицеридов (ТГ) на биохимическом анализаторе Clima MC-15 (Spain, European community).

Статистическую обработку данных проводили с помощью программы Statistica версия 7.0. Вычисляли средние, стандартные отклонения и их различия по Стьюденту. Из непараметрических методов использовали критерий z. За уровень статистической значимости принимали p<0,05.

Результаты

По ТФН, определяемой по МЕТ при ВЭМ, все пациенты были разделены на 2 группы: низкой ТФН и средней/выше средней ТФН. Распределение пациентов на группы по уровню ТФН представлено в табл. 1.

Прогностически значимое увеличение КФИ >12 м/с выявлено у 20% пациентов с ИБС и не зависело от длительности заболевания, наличия либо отсутствия инфаркта миокарда в анамнезе, ТИМ. В контрольной группе КФИ >12 м/с выявлено у 10% пациентов. Различия по распространенности патологического изменения СРПВ между группами больных ИБС и контрольной группы были недостоверными (z=0,17; p=0,87). Следует отметить, что все пациенты с КФИ >12 м/с были из группы низкой ТФН.

Вазомоторная ДЭ (ЗЭВД <10%) определена у 65% пациентов с ИБС и у 50% пациентов контрольной группы (z=0,74; p=0,46), причем большинство пациентов с ДЭ приходились на группы низкой ТФН (85 и 90% соответственно).

ТИМ>0,9 мм выявлено у 55% пациентов с ИБС и у 15% пациентов контрольной группы (z=2,3; p=0,02). При этом только 65% больных ИБС и 70% пациентов контрольной группы с увеличением ТИМ были из групп низкой ТФН. Данные о жесткости сосудистой стенки, ЗЭВД, ТИМ и объему мышечной массы представлены в табл. 2.

Выявлена зависимость субклинических показателей атеросклероза от объема мышечной массы. В частности, у пациентов с ИБС наблюдалась достоверная обратная корреляция КФИ с %АКМ и %БЖМ в группе низкой ТФН (r= –0,32; p<0,05 и r= –0,36; p<0,05 соответственно), ЗЭВД с %АКМ и %БЖМ в группе низкой ТФН (r=0,47; p<0,05 и r=0,5; p<0,05 соответственно), КФИ с ЗЭВД в группе низкой ТФН (r= –0,3; p<0,05). У пациентов контрольной группы с низкой ТФН также выявлены корреляции ЗЭВД, %АКМ и %БЖМ (r=0,72; p<0,05 и r=0,7; p<0,05 соответственно). У всех пациентов как с ИБС, так и контрольной группы выявлена прямая корреляция %АКМ и %БЖМ с МЕТ (r=0,49; p<0,05 и r=0,55; p<0,05 соответственно; r=0,34; p<0,05 и r=0,31; p<0,05 соответственно).

Показатели липидного состава крови у обследуемых групп представлены в табл. 3.

При сохраненном уровне физической работоспособности существенных различий по уровню ХС и ТГ между ИБС и контрольной группой не выявлено. У лиц с низкой работоспособностью различия между сравниваемыми группами касались ОХС (–19,6%; p<0,05) и ХС ЛПНП (–20,5%; p<0,05).

У пациентов с ИБС зависимость липидного состава крови от ТФН проявлялась тем, что при низкой ТФН отмечалось более низкое содержание ОХС (–30,5%; p<0,05) в основном за счет снижения уровня ХС ЛПВП (–26%; p<0,05). В контрольной группе у лиц с низкой ТФН существенно ниже был лишь уровень ХС ЛПНП (–28,7%; p<0,05).

Как у пациентов с ИБС, так и в контрольной группе выявлена достоверная корреляция ТИМ с некоторыми показателями липидного состава крови. Так, ТИМ у пациентов с ИБС и низкой ТФН коррелировала с уровнем ОХС и ТГ (r=0,65; p<0,05, и r=0,9; p<0,05 соответственно). В контрольной группе ТИМ достоверно коррелировала с уровнем ХС ЛПВП (r= –0,68; p<0,05).

Обсуждение

Наблюдаемые пациенты с ИБС и лица контрольной группы были сопоставимы по ТФН, несмотря на то что в группе ИБС были пациенты, перенесшие ИМ, а критерием прекращения пробы на велоэргометре служили характерные изменения на ЭКГ, в то время как у пациентов контрольной группы проба прекращалась по субъективным ощущениям усталости и невозможности дальнейшего выполнения нагрузки. Причинами низкой ТФН у лиц контрольной группы могут быть как низкая тренированность, так и наличие ХСН, одним из основных показателей тяжести и прогноза которой является снижение физической работоспособности, что ассоциируется в основном с периферическими нарушениями [3—5].

Ряд исследований свидетельствуют о высокой распространенности субклинического атеросклероза среди взрослого населения, колеблющейся от 35 до 41% [6—8]. Логично предположить, что при атеросклерозе и на стадии клинических проявлений его субклинические показатели должны также присутствовать. В нашем исследовании повышенная жесткость сосудистой стенки имелась лишь у 1/5 пациентов с хроническими формами ИБС и почти у стольких же в контрольной группе.

Распространенность ДЭ в обеих обследованных группах была практически одинаковой. Лишь увеличение ТИМ значимо превалировало в группе пациентов с ИБС.

Считается, что жесткость артерий служит интегральным фактором риска развития сердечно-сосудистых заболеваний и отражает воздействие на организм таких отрицательных факторов в течение жизни человека, как повышенное артериальное давление [9], курение [10], гиперхолестеринемия [11, 12], ожирение [13, 14] и др. В настоящем исследовании повышение жесткости артерий наблюдалось в основном у пациентов с низкой ТФН как в группе ИБС, так и в контрольной группе. Это согласуется с данными других авторов, указывающих на зависимость жесткости сосудистой стенки от уровня физической активности и улучшение эластических свойств на фоне различных тренировочных программ [15—18].

Одна из основных задач эндотелия как нейроэндокринного органа связана с обеспечением дилатации сосудистого русла, соответствующей потребности периферической мускулатуры и внутренних органов в адекватном физическим нагрузкам кровоснабжении. Выявленная ДЭ именно в группе низкой ТФН, как у пациентов с клинически проявляющимся атеросклерозом, так и без него, свидетельствует о том, что нарушение вазодилатирующей способности сосудистого эндотелия наряду со СРПВ является отражением снижения уровня физической активности и дезадаптации функционального состояния пациента, в большей степени, чем явного атеросклероза.

Подтверждением данной гипотезы может служить выявленная в ходе настоящего исследования достоверная корреляция ЗЭВД и КФИ с объемом мышечной массы пациента. Объем мышечной массы определяет возможность к экстракции и утилизации кислорода, соответственно ТФН.

У пациентов контрольной группы с низкой ТФН уровень ОХС и ХС ЛПНП был достоверно выше, чем у пациентов с ИБС. Причиной этого, по-видимому, является прием больными ИБС статинов. На первый взгляд противоречивыми кажутся данные о более высоком уровне ОХС у пациентов с ИБС и сохраненной ТФН по сравнению с низкой. Это, возможно, связано с более высокой мотивированностью и приверженностью к приему статинов пациентов с низкой ТФН. Кроме того, возможно, в условиях ограниченного кровотока у больных с низкой ТФН страдает синтетическая функция печени. Весьма ожидаемо достоверно более высокий уровень ЛПВП у пациентов с ИБС и сохраненной ТФН, соответственно с более высоким уровнем физической активности.

Из исследуемых нами показателей субклинического атеросклероза лишь ТИМ достоверно коррелировала с уровнем ОХС, ТГ и ЛПВП; остальные показатели не зависели от липидного состава крови.

Заключение

Наиболее часто применяемые в клинической практике показатели субклинического атеросклероза являются весьма лабильными, зависящими как от воздействия различных факторов (уровень АД, курение и т.д.) [9, 10], так и от лекарственных препаратов, применяемых при лечении ИБС [19, 20]. Наши данные свидетельствуют о том, что некоторые из этих показателей, частности ЗЭВД и СРПВ, у больных ИБС определяются в основном уровнем физической работоспособности и состоянием периферической мускулатуры.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.