Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Попова О.П.

ГБОУ ВПО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова" Минздравсоцразвития России, Москва

Петрова М.С.

Кафедра акушерства и гинекологии Сибирского государственного медицинского университета Минздрава России, Томск, Россия

Борисова О.Ю.

Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия населения, Москва, Россия, 125212

Скирда Т.С.

ФБУН "Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Москва

Грачева Н.М.

ФБУН "Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Москва

Малышев Н.А.

ГБУЗ "Инфекционная клиническая больница №1 Департамента здравоохранения, Москва

Клинические особенности коклюша у взрослых

Авторы:

Попова О.П., Петрова М.С., Борисова О.Ю., Скирда Т.С., Грачева Н.М., Малышев Н.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Терапевтический архив. 2014;86(11): 78‑81

Просмотров: 10128

Загрузок: 711

Как цитировать:

Попова О.П., Петрова М.С., Борисова О.Ю., Скирда Т.С., Грачева Н.М., Малышев Н.А. Клинические особенности коклюша у взрослых. Терапевтический архив. 2014;86(11):78‑81.
Popova OP, Petrova MS, Borisova OYu, Skirda TS, Gracheva NM, Malyshev NA. Clinical features of pertussis in adults. Therapeutic Archive. 2014;86(11):78‑81. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ис­сле­до­ва­ние ан­ти­тел к окис­лен­ным ли­поп­ро­те­инам низ­кой плот­нос­ти у боль­ных си­фи­ли­сом. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(2):153-160
Срав­ни­тель­ная оцен­ка эф­фек­тив­нос­ти ме­то­дов дре­ни­ро­ва­ния при одон­то­ген­ных флег­мо­нах. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2023;(2):32-34
Сос­тав по­пу­ля­ций и сро­ки пер­сис­тен­ции бак­те­рий Bordetella pertussis у боль­ных кок­лю­шем и кон­так­тных лиц в се­мей­ных оча­гах. Мо­ле­ку­ляр­ная ге­не­ти­ка, мик­ро­би­оло­гия и ви­ру­со­ло­гия. 2023;(2):3-12

Коклюш остается важной проблемой инфекционной патологии. В современных условиях инфекция сохраняет основные эпидемиологические черты, характеризуясь очаговостью, сезонностью, периодическими подъемами заболеваемости. Имеются значительные различия по заболеваемости в разные периоды наблюдения на разных территориях, что определяется прежде всего состоянием клинико-лабораторной диагностики [1-4].

На протяжении последних лет существенных изменений в клинической картине этой инфекции не произошло. Коклюш остается тяжелым заболеванием для детей раннего возраста, среди которых могут регистрироваться летальные исходы [3, 5]. У детей старшего возраста в связи с преобладанием легких и стертых форм болезни диагностика вызывает затруднения. Не менее ⅓ заболевших не обращаются к врачу, расценивая кашель как симптом патологии верхних дыхательных путей. В то же время зачастую отрицательный результат бактериологического обследования длительно кашляющих больных необоснованно служит поводом для снятия клинического диагноза коклюша [6]. Как показал многолетний опыт наблюдения за больными коклюшем, особенные трудности представляет диагностика коклюша у взрослых. В нашей стране по-прежнему сохраняется отношение к коклюшу как к исключительно детской инфекции. Вместе с тем результаты собственных, а также проведенных в других странах исследований, показали, что взрослые могут болеть коклюшем и являться источником инфекции для детей [5, 7, 8].

Целью настоящей работы явилось изучение клинических особенностей коклюша у взрослых.

Материалы и методы

Изучение особенностей коклюша проведено среди матерей, больных коклюшем и госпитализированных в профильное отделение по уходу за детьми, а также акушерское отделение ГКУЗ ИКБ №1 ДЗ Москвы в период 2011-2013 гг. (гл. врач - д.м.н., проф. Н.А. Малышев). Объем клинических наблюдений составил 62 больных коклюшем. Диагноз коклюша устанавливали на основании клинико-эпидемиологических данных, результатов бактериологических и серологических исследований. Тяжесть коклюша оценивали согласно общепринятой классификации, которая предусматривает распределение заболевания по типу, тяжести клинических форм, наличию сопутствующих инфекций.

Бактериологический метод применяли у всех больных в различные периоды заболевания коклюшем. Выделение и первичную идентификацию бордетелл из клинического материала осуществляли в бактериологической лаборатории филиала ФБУЗ ЦГиЭ в Москве в Северо-Западном административном округе (зав. В.Г. Скачкова, врач-бактериолог В.С. Савинкова), а также в лаборатории диагностики дифтерийной и коклюшной инфекций ФБУН МНИИЭМ им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора (руководитель - д.м.н. О.Ю. Борисова). В качестве сред для выделения коклюшного микроба использовали казеиново-угольный агар.

Серологическую диагностику коклюша проводили методом иммуноферментного анализа с использованием тест-системы Ridascreen Bordetella pertussis («R-biofarm AМG», Германия), позволяющей выявить антитела различных классов (IgM, IgG, IgA) к коклюшному токсину и филаментозному гемагглютинину. Пороговый уровень для антител класса IgM составлял 17 ед/мл, IgG - 18 ед/мл, IgA - 26 ед/мл. Серологические исследования проводила в лаборатории эпидемиологии кокковых инфекций ФБУН МНИИЭМ им. Г.Н. Габричевского Роспотребнадзора к.м.н. Т.А. Скирда.

Результаты и обсуждение

Результаты исследований, проведенных в семейных очагах коклюша, показали, что частота заболевания взрослых составляет 23,7%, в детских учреждениях - 10%. Почти в ⅓ случаев взрослые являются источником инфекции для детей раннего возраста, при этом в 72±5% случаях матери и в 27,7±3,9% случаях отцы. Так, в частности, при анализе эпидемиологического анамнеза у больных коклюшем детей, госпитализированных в стационар в 2012 г., установлено, что матери служили источниками инфекции у 21,7±1,8% и отцы - у 6,4±1,9% больных. Необходимо отметить, что во всех случаях диагноз коклюша у госпитализированных по уходу за детьми матерей выставлен в стационаре. Тщательный анализ анамнестических данных позволил установить, что у 89,1±4% матерей кашель отмечался в течение 3-4 нед, у 9,4±3,7% - больше 4 нед и у 1,5±1,5% - 2-3 нед. В результате бактериологических исследований лишь у 4,8±2,8% обследованных выделен возбудитель коклюша.

При оценке симптомокомплекса коклюша у больных за наблюдаемый период установлено, что 94±3% матерей переносили типичную форму коклюша: 72±5,7% легкую и 22±5,3% среднетяжелую. У 6±3% пациенток заболевание протекало в стертой форме. Изучение симптоматики в различные периоды заболевания коклюшем показало, что начало болезни было подострым, без нарушения самочувствия почти у всех больных (97,3±2,1% случаев). Повышение температуры тела до субфебрильной в продромальном периоде отмечалось у 10,4±3,9% обследованных. Катаральные явления выражены слабо и наблюдались у 7,8±3,4% пациентов. У 92,2±3,4% больных заболевание начиналось с сухого кашля. Тенденция к учащению кашля в ночное время в конце продромального периода отмечалась у 24,7±5,5% пациентов. В последующем кашель нарастал и через 10-12 дней приобретал приступообразный характер. Частота приступов кашля достигала 11-15 раз в сутки у 31,2±5,9%, 6-10 раз у 46,7±6,3% и 5 раз у 19,5±5% пациентов. Сила кашлевых приступов была умеренной. Рвота возникала значительно реже, чем у детей, лишь при отдельных приступах кашля (в 9,1±3,7% случаях). Репризы, рассматриваемые ранее как обязательный синдром типичного коклюша, наблюдались у 61±6,2% заболевших.

В 12,1±4,2% случаев больные испытывали утомление после приступа кашля. В 75,3±5,5% случаев приступы кашля возникали в ночное время и уменьшались на свежем воздухе. Они могли провоцироваться физической и эмоциональной нагрузкой, приемом пищи. Приближение приступов кашля, испытывая при этом ощущение першения в глотке, чувствовали 53,2±6,3% больных матерей. Небольшая отечность лица у взрослых больных коклюшем обнаруживалась согласно наблюдениям в последние годы у 33,8±6%. При объективном осмотре у 72,7±5,7% больных отмечались явлениями вздутия легких, хрипы не выслушивались. Рентгенографические исследования выявляли обогащение бронхососудистого рисунка в медиальных отделах у значительного числа больных. Длительность периода спазматического кашля не превышала 21 дня у 18,9±5% пациентов, достигала до 21-50 дней и более 51 дня - у 74,3±5,5 и 6,8±3,2% соответственно.

Бронхолегочные осложнения у взрослых, больных коклюшем, развивались, как и у детей, при сочетанном течении с острыми респираторными вирусными инфекциями. Геморрагический синдром наблюдался у 5,2±2,8% больных, характеризовался, как правило, наличием примеси прожилок крови в мокроте.

При оценке гематологических показателей, характерных для коклюша, изменений (лейко-, лимфоцитоза) нам не удалось выявить, что можно объяснить, видимо, преобладанием легких форм коклюша и поздними сроками поступления в стационар.

В наших исследованиях имеются наблюдения коклюша у беременных. Под наблюдением находились 5 больных в возрасте от 29 лет до 31 года, госпитализированных в акушерское отделение с жалобами на длительный кашель. Диагноз коклюша во всех случаях основывался на клинико-эпидемиологических данных и результатах серологического обследования, выявивших специфические антитела IgА и IgG, превышающие пороговый уровень. При бактериологическом исследовании результаты были отрицательные у всех пациенток. По срокам заболевания коклюшем больные распределились следующим образом: 3 женщины госпитализированы на 4-5-й и 2 - на 2-3-й неделях болезни. На основании клинической симптоматики у 3 пациенток установлена среднетяжелая форма коклюша и у 2 - легкая. При сборе эпидемиологического анамнеза выявлено, что у 4 пациенток в семье кашляли дети, но лишь в одном случае установлен диагноз коклюша. Следовательно, наряду с тем что взрослые могут часто являться источниками инфекции для детей раннего возраста, так и дети различных возрастных групп могут заразить своих родителей коклюшем.

Клиническим примером может служить история болезни пациентки Я., 31 год, которая находилась на стационарном лечении в акушерском отделении ИКБ №1 с 21.10 по 08.11.11 с диагнозом: коклюш, среднетяжелая форма. Острый трахеобронхит. Своевременные оперативные роды в головном предлежании. Гестоз средней тяжести на фоне вегетососудистой дистонии по гипертоническому типу. Госпитализирована в экстренном порядке в связи с излитием околоплодных вод. При сборе анамнеза установлено, что 11.10 у больной появились кашель без повышения температуры тела, небольшой насморк. Принимала сок редьки с медом, но кашель с 14.10 участился, стал принимать приступообразный характер. Обратилась к терапевту, диагностирован острый трахеобронхит, назначены амоксиклав по 625 тыс. 3 раза в сутки, мукалтин по 2 таблетки 3 раза в сутки, растирание грудной клетки барсучьим жиром. На фоне терапии кашель сохранял приступообразный характер, со слов больной, «удушливый», больше в ночное время. 18.10 вновь обратилась к терапевту, при аускультации хрипы не выслушивались. Лечение было дополнено горчичниками, физиотерапией. В 18 ч 21.10 на фоне приступа кашля произошло излитие околоплодных вод. Машиной скорой помощи доставлена в роддом Зеленограда, откуда переведена в ИКБ №1. При поступлении диагностирована частичная отслойка нормально расположенной плаценты, начавшаяся острая внутриутробная гипоксия плода, в связи с чем проведено родоразрешение путем операции кесарево сечение.

В объективном статусе больной при поступлении обращали внимание отеки голеней и стоп, в зеве - умеренная гиперемия, миндалины увеличены до 2-й степени.

В легких слева выслушивались единичные влажные хрипы на фоне ослабленного дыхания. Отмечался малопродуктивный приступообразный кашель, чаще в ночное время. С 26.10 наблюдался подъем температуры тела до 37,7 °С, в связи с чем назначен ципрофлоксацин по 400 мг 2 раза в сутки, однако сохранялись субфебрильная лихорадка, частый приступообразный кашель. В последующем с учетом чувствительности выделенной в мокроте флоры больная получала азитромицин по 500 мг в течение 5 дней. На основании клинического наблюдения в динамике, приступообразного характера кашля, данных эпидемиологического анамнеза (у сына 4 лет, отмечался затяжной кашель без повышения температуры тела) у больной установлен диагноз: коклюш. После коррекции симптоматической терапии (назначения микстуры с эуфиллином и йодистым калием, сонапакса) кашель стал значительно реже, со скудной светлой мокротой, с 03.10 нормализовалась температура тела.

При серологическом исследовании на коклюш методом иммуноферментного анализа выявлены Ig А 140 ед/мл и IgG 300 ед/мл, IgM не обнаружены. Результаты серологического исследования на микоплазменную инфекцию, а также мазков из носоглотки методом реакция иммунофлюоресценции на парагрипп, РС-вирус и микоплазму отрицательные. Результат бактериологического обследования на коклюш от 31.10 отрицательный.

Общий анализ крови при поступлении от 21.10.: л. 11,0 (сегм. 77; лимф. 17; мон. 5; э. 1), эр. 2,9, Hb 90 г/л, тр. 234, СОЭ 42 мм/ч; при выписке от 07.12: л. 7,0 (сегм. 61; лимф. 29; мон. 5; баз. 1; э. 4), эр. 3,98, Hb 108 г/л, тр. 422, СОЭ 28 мм/ч. Общие анализы мочи в динамике без патологии.

При рентгенографии органов грудной клетки в динамике (21.10 и 28.10) выявлено обогащение бронхососудистого рисунка в прикорневых отделах. Корни легких структурны, умеренно расширены, «тяжистые». Диафрагма четкая, синусы свободные. Сердце и аорта не расширены.

Приведенная история болезни демонстрирует заболевание коклюшем, среднетяжелой формой у беременной. Недооценка эпидемиологической ситуации в семье (контакт с длительно кашляющим сыном 4 лет), особенностей анамнеза заболевания (подострое начало болезни с появлением кашля на фоне нормальной температуры тела с тенденцией к усилению, приобретением приступообразного характера, больше в ночное время, с «удушьем», что следует расценивать, очевидно, как репризы) привели к поздней диагностике коклюша. В данной ситуации имелось осложненное течение коклюшной инфекции, с явлениями трахеобронхита.

Родившиеся дети от наблюдаемых нами беременных коклюшем не заболели, чему способствовали своевременно проведенные противоэпидемические мероприятия. При серологическом обследования новорожденных на 7-10-й день жизни у всех обнаружены антитела IgG к коклюшному токсину, превышающие пороговый уровень, в пределах от 18 до 300 ед/мл.

Заключение

Таким образом, коклюшная инфекция в настоящее время остается одним из актуальных инфекционных заболеваний не только для детского, но и для взрослого населения. При коклюше у взрослых сохраняются основные типичные клинические черты, характерные для этой инфекции, с преобладанием легких форм болезни, что затрудняет диагностику. Беременные могут относиться к группе риска заболевания коклюшем, в связи с чем необходимо более широкое обследование их для выявления коклюшной инфекции в случаях заболеваний, протекающих с длительным кашлем. При этом отрицательный результат бактериологического обследования не может быть поводом для снятия клинического диагноза коклюша. Высокую диагностическую ценность для верификации коклюша у взрослых в современных условиях имеет серологический метод (иммуноферментный анализ).

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.