Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Винокурова Л.В.

ЦНИИ гастроэнтерологии Департамента здравоохранения Москвы

Дубцова Е.А.

ЦНИИ гастроэнтерологии Департамента здравоохранения Москвы

Яшина Н.И.

ФГБУ "Институт хирургии им. А.В. Вишневского" Минздрава России, Москва

Шулятьев И.С.

Московский клинический научно-практический центр, 111123 Москва, шоссе Энтузиастов, 86

Осипенко Ю.В.

Московский клинический научно-практический центр. ЦНИИ гастроэнтерологии Департамента здравоохранения Москвы

Синдром Швахмана-Даймонда

Авторы:

Винокурова Л.В., Дубцова Е.А., Яшина Н.И., Шулятьев И.С., Осипенко Ю.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Терапевтический архив. 2014;86(2): 72‑75

Просмотров: 15542

Загрузок: 802


Как цитировать:

Винокурова Л.В., Дубцова Е.А., Яшина Н.И., Шулятьев И.С., Осипенко Ю.В. Синдром Швахмана-Даймонда. Терапевтический архив. 2014;86(2):72‑75.
Vinokurova LV, Dubtsova EA, Iashina NI, Shulyatyev IS, Osipenko IuV. Shwachman-Diamond syndrome. Therapeutic Archive. 2014;86(2):72‑75. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пря­мое чрес­фис­туль­ное ультраз­ву­ко­вое ис­сле­до­ва­ние при ми­ни­маль­но ин­ва­зив­ном хи­рур­ги­чес­ком ле­че­нии па­ци­ен­тов с ин­фи­ци­ро­ван­ным пан­кре­онек­ро­зом. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(4):38-43
Ми­ни­маль­но ин­ва­зив­ное хи­рур­ги­чес­кое ле­че­ние при ос­трых нек­ро­ти­чес­ких скоп­ле­ни­ях с пре­об­ла­да­ни­ем тка­не­во­го ком­по­нен­та у па­ци­ен­тов с гной­но-нек­ро­ти­чес­ким па­ра­пан­кре­ати­том. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2024;(2):12-18
Син­хрон­ный пер­вич­но-мно­жес­твен­ный рак: дис­таль­ная хо­лан­ги­окар­ци­но­ма ин­тра­пан­кре­ати­чес­кой час­ти об­ще­го жел­чно­го про­то­ка и внут­рип­ро­то­ко­вая па­пил­ляр­ная му­ци­ноз­ная опу­холь в ас­со­ци­ации с про­то­ко­вой аде­но­кар­ци­но­мой хвос­та под­же­лу­доч­ной же­ле­зы. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(8):57-63
Ро­бот-ас­сис­ти­ро­ван­ная энук­ле­ация ин­су­ли­но­мы под­же­лу­доч­ной же­ле­зы. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(8):64-68
Со­лид­ная псев­до­па­пил­ляр­ная опу­холь под­же­лу­доч­ной же­ле­зы. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(5):50-53

Синдром Швахмана-Даймонда (СШД) впервые описан в 1964 г. [1] и характеризуется как наследуемое по аутосомно-рецессивному типу заболевание, проявляющееся недостаточностью экзокринной функции поджелудочной железы (ПЖ), нейтропенией, нарушением хемотаксиса нейтрофилов, апластической анемией, тромбоцитопенией, метафизарной дисплазией [2-4] и в 40-80% случаев - задержкой физического развития [5].

В последнее десятилетие выявлены ген SBDS (Shwachman-Bodian-Diamond syndrome-gene) на 7-й хромосоме 7q11 [6, 7] и несколько приводящих к развитию данного синдрома мутаций, из них наиболее часто встречающиеся 183-184 TA>CT и 258+2T>C, 292-295delAAAG, локализованные во 2-м экзоне 2-го интрона. У 20 % больных мутации не идентифицируются [8]. Белок, кодируемый этим геном, участвует во многих внутриклеточных процессах, имеются данные о его важной роли в функционировании рибосом [5, 6], скреплении микротубул и полимеризации белка актина [7, 9].

Распространенность СШД в мире в зависимости от региона составляет от 1:10 000 до 1:20 000 живых новорожденных [10]. Клиническая картина полиморфна обусловлена уменьшением количества ацинарных клеток в ПЖ и проявляется синдромом мальабсорбции уже в раннем детском возрасте. Дети плохо набирают массу тела, нарушено всасывание жиров и витаминов A, D, E, K. Однако при этом сохраняется нормальная секреция хлоридов, что используется в дифференциальной диагностике с муковисцидозом. Секреция трипсиногена снижена в возрасте до 3 лет, но затем часто нормализуется, а секреция изоамилазы снижена в любом возрасте. При ультразвуковом исследовании (УЗИ), компьютерной томографии (КТ) или магнитно-резонансной томографии (МРТ) ПЖ выявляются структурные ее изменения, которые представлены в основном жировой тканью [9]. При этом сохранена протоковая и островковая структура органа. Помимо ПЖ может поражаться печень [11]. Гепатомегалия выявляется примерно в 15% случаев, а у 50-75% пациентов уровни ферментов печени повышены в 2-3 раза [3, 6]. Гистологически выявляется жировая дистрофия с неспецифическим перипортальным и портальным воспалением различной степени, перипортальный и портальный фиброз [2, 12, 13]. Эти нарушения обычно возникают в раннем возрасте и нормализуются с течением времени без видимых долгосрочных последствий. Однако, несмотря на патологию желудочно-кишечного тракта, наиболее тяжелыми для пациентов являются гематологические осложнения: миелодистрофический синдром, или миелогенная лейкемия, которая появляется у 18,8% больных к 20 годам и у 36,1% - к 30 годам [11].

Диагноз СШД в основном базируется на клиническом фенотипе: патология ПЖ и дисфункции костного мозга. Требуется проведение дифференциального диагноза с муковисцидозом, синдромом Пирсона, синдромом Йохансона-Бизарда, анемией Фалькони, различными врожденными нейтропениями [9, 10].

Представляем случай СШД у больного К. 28 лет, который находился в отделении патологии поджелудочной железы ЦНИИ гастроэнтерологии с 11.07 по 27.07.12.

При поступлении предъявлял жалобы на метеоризм, урчание в животе, отрыжку воздухом, съеденной пищей, кашицеобразный стул после каждого приема пищи с частицами непереваренной пищи, быструю утомляемость. Беспокоили боли в коленных, локтевых суставах, шейном отделе позвоночника. Отмечал тревогу, страх при выходе на улицу, поездках в общественном транспорте, снижение настроения, апатию.

Пациент родился в 1984 г. от первой беременности, резус-отрицательной матери в срок. Роды протекали со стимуляцией. Масса тела при рождении 3300 г, рост 54 см. С рождения отмечался жирный стул. Получал грудное вскармливание до 2 мес, но в связи с наличием жидкого стула, повышенного газообразования переведен на каши (геркулесовая, манная). В массе тела и росте прибавлял плохо. Зубы появились своевременно, но стали «крошиться». Отмечалось некоторое отставание в психомоторном развитии. В 1986 г. установлен диагноз муковисцидоза на основании повышения уровня натрия в кале и ногтях. При обследовании в 1987 г. в НИИ педиатрии и детской хирургии диагноз трактовался как первичная недостаточность панкреатической липазы, так как уровень хлоридов в поту был нормальным и отсутствовали изменения в органах дыхания. При рентгенологическом исследовании кистей констатирован остеопороз (ОП). Наблюдался в НИИ педиатрии. В 1989 г. впервые выявлены снижение уровня гемоглобина до 112 г/л, нейтропения, тромбоцитопения без геморрагического синдрома. В 2001 г. в ДГКБ им. Н.Ф. Филатова впервые диагностирован СШД. С 2007 г. наблюдалась персистенция хламидийной инфекции, цитомегаловирусной, герпетической, вируса Эпштейн-Барр. Проводилась терапия макролидами, полиоксидонием, противовирусными препаратами с положительным эффектом. При динамическом наблюдении в крови отмечалось максимальное количество лейкоцитов 3,1 тыс., минимальное 2,0 тыс. В Эндокринологическом научном центре обследовался и наблюдается по поводу остеопении, начального ОП, конституциональной низкорослости. Получал препараты кальция, D3. В 2003 г. выявлено повышение уровня антител к основному антигену В-клеток ПЖ (АТ-GAD) - 9,1 ед/мл (при норме 1 ед/мл). Антитела к В-клеткам ПЖ не выявлены. Уровень инсулина и С-пептида в пределах референсных значений. Выявлен низкий уровень эластазы кала - 27 мкг/г. Принимает панкреатин до 100 тыс. ед. липазы в сутки. В январе 2011 г. отмечалось ухудшение состояния в виде нарастания слабости, головокружения, снижения артериального давления. По данным МРТ головного мозга патологии не выявлено. По результатам эхокардиографии, пролапс трикуспидального клапана I степени, пролапс митрального клапана с регургитацией I степени, дополнительная трабекула. Рентгенография шейного отдела позвоночника: межпозвонковый хондроз, нестабильность сегментов. В июне 2011 г. находился на лечении в Клинике неврозов с диагнозом: органическое тревожное расстройство в связи со смешанным заболеванием. Направлен в ЦНИИГ для уточнения диагноза.

Состояние при поступлении удовлетворительное. Индекс массы тела 18,7. Кожные покровы и видимые слизистые оболочки чистые, обычной окраски. Периферические лимфатические узлы не увеличены. Грудная клетка узкая, низкорослость. Щитовидная железа не увеличена. Перкуторные границы сердца в пределах нормы. Тоны сердца ясные, ритмичные. Частота сердечных сокращений 76 уд/мин. Артериальное давление 90 и 60 мм рт.ст. В легких дыхание везикулярное, побочные дыхательные шумы не выслушиваются. При сравнительной перкуссии ясный легочный звук. Число дыханий 17 в 1 мин. Язык влажный, у корня обложен белым налетом. Живот правильной конфигурации, участвует в акте дыхания, болезненный в эпигастральной, околопупочной области. Печень и селезенка не увеличены. В клиническом анализе крови выявлена лейкопения 2,2·109/л, тромбоцитопения 125·109/л, Hb 121 г/л, эр. 3,87·1012/л, п. 4%, с. 21%, э. 3%, лимф. 64%, мон. 8%; СОЭ 9 мм/ч. Биохимические показатели крови в пределах нормы. УЗИ брюшной полости: билиарный сладж, нормальная сократительная функция желчного пузыря. Хронический панкреатит. Утолщение стенок главного протока ПЖ. Конкременты почек. Эзофагогастродуоденоскопия: хронический гастродуоденит. КТ брюшной полости: жировая дистрофия ПЖ (см. рисунок, а-в).

Рисунок 1. Данные КТ больного К., 28 лет. а - ПЖ диффузно увеличена, участки мягкотканой плотности, соответствующей ткани железы, не определяются, вся железа состоит из жировой ткани, на фоне которой просматриваются мелкие сосуды; б - мультипланарная реконструкция: на фоне жировой дистрофии ПЖ виден нерасширенный панкреатический проток; в - фронтальная проекция: в корне брыжейки тонкой кишки выявляются множественные увеличенные лимфатические узлы.
КТ позвоночника: сколиотическая деформация позвоночного столба. Локальный ОП отдельных позвонков (см. рисунок, г на цв. вклейке, д).
Рисунок 1. Данные КТ больного К., 28 лет. г - 3D-реконструкция: сколиотическая деформация позвоночного столба; д - сагиттальный срез: определяется локальный остеопороз тел поясничных позвонков.
Денситометрия: масса костной ткани поясничного позвоночника (LI-LIV) на 11% ниже нормы (Т=1,1). Риск перелома позвоночника в 2,3 раза выше. Масса костной ткани бедренной кости на 11% ниже нормы (Т=1,1). Риск перелома в 2,6 раза выше. Исследование активности ферментов тонкой кишки: глюкоамилаза 84 ед. (норма 495±143 ед.), мальтаза 21 ед. (норма 811±130 ед.), сахараза 25 ед. (норма 123±38 ед.), лактаза 4 ед. (норма 48±17 ед). Гликемический профиль: 4,5 - 10,07 - 5,86 - 8,6 ммоль/л. Эластаза кала: 25 мкг/г.

СШД подтвержден результатами молекулярно-генетического исследования в лаборатории наследственных болезней и обмена веществ «Медико-генетического научного центра» РАМН, где проведен полный анализ гена SBDS. Методом прямого секвенирования проанализированы все экзоны данного гена. Выявлены следующие изменения нуклеотидной последовательности: с 183-184 ТА-СТ, с 258+2 Т-С, которые, по данным литературы, являются патогенными.

С 29.11 по 14.12.12 больной обследован в Гематологическом научном центре Министерства здравоохранения РФ, где 06.12 проводилась трепанобиопсия. В немногочисленных костномозговых полостях содержится жировой костный мозг и очаги резко гипопластической кроветворной ткани. Среди ее клеток преобладают эритрокариоциты, единичные из которых с признаками дисплазии. Зрелые клетки гранулоцитопоэза - единичные. Обнаружен один мегакариоцит с гипосегментарным ядром. В строме выявлены очаги кровоизлияний. Миелограмма: пунктат костного мозга умеренно клеточный. Мегакариоциты в небольшом количестве. Небольшой дисэритропоэз. Морфоцитохимический анализ крови: морфологические признаки дисгранулоцитопоэза: анизоцитоз клеток, частичная гипогрануляция и гипосегментация, отдельные псевдопельгеровские формы. Цитохимическое исследование: активность щелочной фосфатазы нейтрофилов периферической крови на верхней границе нормы - 84 ед. Клеплоу (норма 8-80 ед. Клеплоу). Активность миелопероксидазы нейтрофилов периферической крови составила 100% положительных клеток, средний цитохимический коэффициент (СЦК) - 2 (норма 100% положительных клеток, СЦК - ±0,03).

Установлен диагноз: СШД. Липоматоз ПЖ. Внешнесекреторная недостаточность ПЖ тяжелой степени. Наследственная нейтропения с гипоплазией костного мозга. Нарушение толерантности к глюкозе. Вторичная остеопения. Дисахаридазная недостаточность. Мочекаменная болезнь. Малые аномалии развития сердца - пролапс митрального клапана I степени, пролапс трикуспидального клапана I степени. Клинический диагноз подтвержден результатами молекулярно-генетического исследования.

Данное заболевание относится к редким наследственным мультисистемным заболеваниям с преимущественным поражением органов желудочно-кишечного тракта (прежде всего ПЖ) и органов кроветворения. У больного синдром проявился на 1-м месяце жизни и характеризовался диареей после приема пищи, лабораторными изменениями в виде нейтропении, нормохромной анемии, тромбоцитопении без геморрагического синдрома. На фоне нейтропении наблюдались часто рецидивирующие тяжелые бактериальные и вирусные инфекции, требующие стационарного лечения. Внешнесекреторная недостаточность ПЖ в настоящее время корригируется заместительной ферментной терапией с использованием современных высокоэффективных препаратов. В настоящее время основную проблему, по результатам обследования больного в Гематологическом научном центре, представляет гипоплазия костного мозга и, как следствие, нейтропения в крови. В связи с этим больной наблюдается гематологом и гастроэнтерологом.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.