Основная задача высшей школы - повышение эффективности учебного и воспитательного процесса, целью которого является высокое качество профессиональной подготовки выпускников вузов. В быстро меняющихся современных условиях обучения в высшей школе практически каждый преподаватель ощущает острые противоречия между умением, закрепившимся в ходе его профессиональной деятельности, и изменившимся в последнее время отношением обучающихся. Обучение и воспитание в сложившейся ситуации требует несколько иных подходов. Ранее основные отношения, бытовавшие в учебном заведении, были жестко регламентированы: педагог (передающий знания) - субъект педагогического процесса, а обучающийся (воспринимающий эти знания) - его объект. В настоящее время стало очевидно, что такой вариант отношений явно устарел. Обучение должно осуществляться не путем субъективно-объективных отношений, а как взаимообмен ценностями на уровне профессионального и личностного общения.
Цель работы - оптимизировать педагогический процесс на кафедре оториноларингологии на основе сложившегося опыта с внедрением основополагающих элементов менеджмента.
Известно, что во все времена возникновение потребностей профессионального роста зависело от реального состояния преподавания и уровня его профессионального развития. Многообразие педагогических ситуаций объективно стимулирует преподавателя к творчеству. В педагогической деятельности это диагностическое и методическое творчество, поиск и нахождение новых способов обучения студентов, сочетание методов обучения. В педагогическом общении - это коммуникативное творчество, т.е. креативность общения, нахождение новых средств мобилизации межличностного взаимодействия. В сфере личности - это самореализация преподавателя на основе осознания себя творческой индивидуальностью, определение индивидуальных путей своего профессионального развития. В процессе обучения в ряде случаев наблюдается неэффективность подачи информационного материала, необоснованное игнорирование стандартизированных обучающих методических подходов и общения. В связи с этим становится актуальным вопрос использования преподавателем в процессе обучения тех или иных педагогических технологий [1]. По мере повышения профессиональной квалификации обучаемых (ординаторы, аспиранты, повышающие квалификацию врачи и т.д.) они предъявляют все более высокие требования к преподавателю в сфере организации профессиональных взаимоотношений [2].
Исходя из сказанного, становится очевидным, что технологии в образовании предполагают определенный набор форм, методов, приемов обучения, средств и их последовательность в процессе преобразования исходной системы (комплекса знаний, умений, познавательной базы обучаемого) в конечную (приближенную к модели, определенной государственным стандартом). При этом должно быть обеспечено выполнение закона «Об образовании» в части адаптивности образования, а также оптимальным образом совмещены интересы личности, государства, заказчика. В этом смысле осознанно или неосознанно (особенно в высшей школе) преподаватели ориентируются на те или иные технологии и их элементы преподавания. Например, наиболее часто применяемый технологический прием «стимул-отклик», к сожалению, имеет самое распространенное применение по схеме «получил порцию знаний - выучил - ответил хорошо - оценка положительная, ответил плохо - оценка отрицательная, в следующий раз будешь учить лучше». Однако подобная стандартизация преподавателем и применение этого приема как единственного и основного, в отрыве от иных элементов технологии обучения, ведет к крайне низкой эффективности образовательного процесса [2]. Такой технологический подход в лучшем случае развивает лишь два основных качества - память и исполнительность. А это не соответствует или не полностью соответствует требованиям высшей школы [3].
В подобной ситуации формально, казалось бы, соблюдены все элементы (группы методов) обучения: организация учебно-познавательной деятельности, стимулирование этой деятельности, контроль ее эффективности. В то же время, как показывает объективная реальность, указанный способ стимулирования ведет к падению мотивации студентов к обучению [1, 3]. При этом часто предполагается, что все причины кроются в некачественном отборе абитуриентов и т.д. При детальном рассмотрении эти объяснения не представляются обоснованными. Конечно, и эти причины имеют место, однако не являются доминирующими. Практически все студенты понимают необходимость получения хорошего образования (а не просто диплома) для дальнейшей жизни, однако далеко не у всех хватает личностных качеств для достижения этой цели в условиях обозначенной технологии [2, 4].
Преподавателю (да и выпускающей кафедре тоже) необходимо осознать, что контроль знаний во время аттестации на сессиях, а тем более государственных экзаменах - это не только (и не столько) контроль того, как хорошо или плохо знает студент материал, а, скорее, контроль эффективности образовательного процесса [2]. Исходя из этого, необходимо найти такие формы обучения, которые позволили бы обеспечить высокий уровень мотивации студента в течение большей части периода обучения.
Неотъемлемым и важнейшим фактором успешности в периоде обучения должно являться активное участие самого обучаемого. Убедительным фактором является и то, что только когда сам студент станет не пассивным приемником информации, а будет заинтересован в получении знаний и умений, обучение может стать эффективным. Сформулировать такой подход к обучению можно следующим образом: расскажи мне, и я забуду; покажи мне, и я запомню; вовлеки меня, и я пойму.
Таким образом, коммуникативная сторона общения в педагогическом процессе проявляется в обмене информацией. Преподаватель высшей школы по определению [4] - это личность, которая по содержанию своей профессиональной деятельности должна обладать совокупностью универсальных качеств.
Подтверждением тому является многообразие функциональных обязанностей профессорско-преподавательского состава высшей медицинской школы:
- подготовка учебных курсов, их методологическое и методическое обеспечение, выбор средств информационной (аудио-, видео-, мультимедийной, компьютерной, телекоммуникационной и т.п.) поддержки;
- создание обучающих, тренировочных и контролирующих, в том числе компьютерных программ;
- авторское участие в подготовке учебной литературы и учебно-методических пособий;
- чтение лекций, проведение лабораторных, семинарских и других практических занятий, включая конференции, ситуационное и ролевое участие в постановке диагноза, обследовании и лечении;
- организационно-методическое обеспечение и участие в самостоятельной работе студентов;
- поиск и разработка новых педагогических методов и образовательных технологий повышенной эффективности;
- консультационная и другая индивидуальная работа со студентами;
- поиск источников финансирования, в том числе спонсоров научных исследований и внедрений;
- планирование, организация и выполнение научных исследований и конкретных практических разработок;
- подготовка научных, научно-исследовательских и других материалов интеллектуального и обучающего характера;
- подготовка планируемых разработок, нормативных и других методических документов;
- реализация воспитательных функций в процессе индивидуальной и групповой работы со студентами, а также неформального общения с ними;
- непрерывное личностное и профессиональное развитие, повышение научной и педагогической компетентности и квалификации;
- владение в совершенстве разнообразными профессионально-необходимыми практическими навыками и т.д.
Этими функциями определяются три основные составляющие преподавательской деятельности: научно-предметная, учебно-педагогическая и культурно-просветительская. Большинство определяющих и многообразных способов выработки конкретных механизмов обучения для реализации возникающих проблем, связанных с оптимизацией подготовки медицинских кадров, предлагаются самими образовательными учреждениями. Это связано, прежде всего, с ускоренным развитием научно-технического прогресса в последние десятилетия, которое сопровождается необходимостью повышения учебной и педагогической нагрузки и в нашей Челябинской государственной медицинской академии, особенно на ее клинических кафедрах. Кроме того, такая необходимость была обусловлена слиянием института послевузовской подготовки и дополнительного высшего образования с медицинской академией, открытием новых факультетов, дополнительных кафедр и курсов. В связи с этим возникла необходимость в перестройке многих положений преподавания клинических дисциплин.
Система менеджмента и его организационная структура качества нашей академии основана на функционально-управленческом механизме основных направлений деятельности и необходимости выполнения требований стандартов качества. Академия имеет достаточно солидную историю и традиции. Ее управленческие механизмы и разработки позволяют, с одной стороны, поддерживать стабильность в повседневной работе, с другой - внедрять различные инновации. Оперативное регулирование функционирования системы менеджмента качества, а также реализация всех предписанных стандартами процедур, контроль выполнения корректирующих и предупреждающих действий осуществляется специальным подразделением - службой качества [4].
В создавшихся к настоящему времени условиях высшего образования кафедра оториноларингологии, как и большинство других кафедр академии, позиционирует себя как кафедра, готовящая конкурентноспособных специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием. В соответствии с планами развития академии она участвует в формировании и выпуске достойных врачей, закладке фундаментальных и методологических основ для внедрения и оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам, реализует программы формирования здорового образа жизни.
Основной целью сотрудников кафедры является достижение качества образовательной, научной и клинической деятельности на основе построения эффективных мотивирующих механизмов между студентами и сотрудниками, системой образования и здравоохранения, профессиональным сообществом и обществом в целом.
На кафедре оториноларингологии Челябинской медицинской академии проходят обучение студенты 4-х и 5-х курсов четырех факультетов: лечебного, педиатрического, стоматологического, медико-профилактического. Кроме того, проходят курс обучения по оториноларингологии студенты медицинского колледжа, врачи общей практики, интерны, ординаторы и аспиранты. Поэтому в таких достаточно напряженных условиях непрерывной системы подготовки специалистов на кафедре возникла необходимость оптимизации учебного процесса, изыскания способов более интенсивного усвоения знаний студентами, необходимости усовершенствования организации контроля качества знаний.
Неотъемлемой частью педагогического процесса на кафедре является прочтение курса лекций в начале семестра, так как это в значительной степени способствует процессу запоминания требуемого объема знаний по данной специальности. Практические, цикловые занятия начинаются по завершении курса лекций. Формирование такого регламента позволяет обеспечить адекватное восприятие практического материала и способствует эффективному и более демонстративному, на конкретных пациентах, изучению тем на практических занятиях, вырабатывает клиническое мышление и позволяет реально оценить уровень знаний.
Во всех учебных аудиториях оборудованы рабочие места, содержащие необходимый набор стерильных инструментов, где все студенты овладевают техникой эндоскопического исследования ЛОР-органов друг на друге. На последующих практических занятиях каждому студенту предоставляется возможность самостоятельно провести обследование тематического больного, который по предварительному согласованию приглашается из палаты заблаговременно. По возможности проводятся дополнительные методы исследования пациентов: электронистагмография, калорические и камертональные пробы, исследование слуха (речевая, тональная аудиометрия) и т.д. На кафедре в настоящее время имеется возможность проводить демонстрацию видеоматериалов, накопленных сотрудниками кафедры во время посещений научно-практических конференций и съездов, а также сделанные самими ассистентами и руководителем кафедры видеозаписи оперативных вмешательств на ЛОР-органах.
Планомерное развитие кафедры в данном направлении предусматривает создание и функционирование эффективной системы менеджмента качества, которая реализуется на основе следующих принципов:
- цели и задачи кафедры оториноларингологии в отношении системы менеджмента качества на всех уровнях тесным образом связаны с реализацией соответствующих программ академии;
- деятельность кафедры осуществляется в рамках функционирования системы взаимодействующих между собой основных и вспомогательных процессов (преподавание в лечебном учреждении, у постели больного и т.д.), оценка которых основывается на сформулированных и постоянно актуализируемых показателях;
- достижение главной цели образовательного процесса на кафедре - подготовка специалиста, владеющего профессиональными компетенциями по специальности, с всесторонним анализом удовлетворенности качеством обучения студентов;
- постоянным улучшением качества преподавания и клинической деятельности сотрудников кафедры. В этом контексте, например, студент, изучив анамнез заболевания и проведя осмотр ЛОР-органов пациента, просмотрев видеоматериалы и проведя дополнительные методы исследования, оформляет формализованную историю болезни по схемам, разработанным на кафедре. Все это в конечном итоге позволяет сэкономить рабочее время для дальнейшего обуждения и анализа данного случая и развивает клиническое мышление.
В разборе медицинской карты стационарного больного участвует вся группа студентов, где каждый должен продемонстрировать умение применять на практике теоретические знания. При невозможности по определенным причинам подбора тематических больных к отдельным практическим занятиям, обучение студентов проводится по ситуационным задачам, разработанным сотрудниками кафедры, наглядным пособиям и видеоматериалам, которые также, несомненно, развивают творческие способности студентов.
По нашему мнению, применение в учебном процессе таких активных методов обучения способствует формированию у студентов клинического мышления, умению применять знания в конкретных условиях, ориентирует студентов на творческий процесс и систематизацию изучаемого материала, что обеспечивает необходимую степень подготовки и сдачи экзамена.
Большинство студентов в процессе обучения изъявляют желание присутствовать на операциях, проводимых руководителем, ассистентами кафедры и врачами отделения. По мере возможности сотрудники кафедры стараются удовлетворить такие требования студентов. Ни для кого не секрет, что в настоящее время, при отсутствии Положения о клинической базе академии во многих клиниках хирургического профиля возникают определенные трудности с демонстрацией студентам оперативных вмешательств и т.д. Кроме того, большинство операций на ЛОР-органах из-за анатомических особенностей малодемонстративны. В плане достижения требуемой компетентности практических врачей на кафедре регулярно проводится планирование и проведение циклов и курсов повышения квалификации. Заведующим кафедрой, для большей заинтересованности сотрудников в повышении качества и результативности своей деятельности, создается и постоянно совершенствуется конкурентная среда. Отражаются рейтинговые системы оценок. В результате анализа оценок успеваемости врачей, обучающихся на ФУВе, и студентов всех факультетов (лечебный, педиатрический, медико-профилактический, стоматологический, фармацевтический) назначаются стимулирующие части заработной платы, решаются вопросы поощрения лучших преподавателей и т.д.
На кафедре разрабатываются новые рабочие программы, ведется поиск дополнительных методов совершенствования самостоятельной подготовки студентов, т.е. проводится работа, направленная на разработку и внедрение в образовательную деятельность системы менеджмента качества.
Мы раскрыли лишь некоторую часть проблемы педагогически значимых детерминант профессиональных ожиданий обучающихся (студентов, ординаторов, аспирантов, курсантов и т.д.). Однако и они, по нашему мнению, позволяют сделать определенные выводы о возможностях стандартизации и прогнозирования в системе высшего образования. С практической точки зрения получаемые в ходе обучения объективные результаты могут использоваться для разработки методических рекомендаций, адресованных в первую очередь преподавательскому составу, кураторам групп, ответственным за работу со студентами при деканатах факультетов, администрации деканатов и т.д.