Тугоухость у детей - значимая проблема здравоохранения в развивающихся странах, в которых пациенты с нарушениями слуха составляют 2/
Одним из наиболее часто встречающихся заболеваний, которое может влиять на речевое развитие ребенка и сопровождаться негативными психоэмоциональными последствиями уже во взрослом периоде жизни, является острый средний отит, который в детстве переносят 68 из 279 млн человек [3]. Считается, что за счет своевременного лечения этих эпизодов можно было бы избежать до 50% глухоты и тугоухости. Наличие нарушений слуха жестко ограничивает образовательные возможности, что приводит к снижению качества жизни [4].
Потеря слуха у школьников является проблемой, наносящей значительный ущерб здоровью [4-6]. Выявить нарушения слуха на ранних стадиях очень сложно, поэтому проведение скрининга чрезвычайно важно для профилактики и коррекции нарушений слуха [7, 8]. Объединенный комитет по проблемам слуха у детей в США (JCIH) внес предложение обследовать всех детей в возрасте 1 мес, провести уточнение диагноза слуховых нарушений в 3 мес и обеспечить раннее вмешательство не позднее 6-месячного возраста [9, 10].
Негативное влияние тугоухости, возникшей в дошкольном возрасте, на процесс обучения требует проведения скринингового обследования слуха при поступлении в школу [11].
Во многих странах, таких как Объединенное Королевство [12], Австралия [13] и США [14], система исследования слуха при поступлении в школу хорошо развита. В развивающихся странах, в частности в Йемене - стране с невысоким уровнем жизни, ограничены возможности аудиологической помощи, отсутствует государственная программа активного выявления нарушений слуха.
Как показали многочисленные исследования в развитых странах, например в Финляндии и Дании, распространенность тугоухости у детей составляет 2,5 и 3,6% соответственно, в Кении - 5,6% [15]. В сельскохозяйственном районе Нигерии распространенность тугоухости у школьников достигает 13,6% [16], в Южной Индии - 11,9% [5], в Саудовской Аравии распространенность тугоухости выявлена путем анкетирования и составляет 13% [17]. Распространенность тугоухости среди школьников в Египте составляет 20,9% [18], при этом в Александрии этот показатель равен 5,3% [19], а в Исмаилии - 13,7% [20].
Одной из возможных причин существенных различий в распространенности тугоухости у детей в развитых и развивающихся странах может быть отсутствие программ скрининга заболеваний уха, обусловленное высоким уровнем бедности, плохим питанием, низким уровнем образования населения и недоступностью медицинской помощи. Вследствие недостаточности финансовых ресурсов главной задачей медицинской помощи в этих условиях являются иммунизация, усовершенствование пренатальной и постнатальной помощи [2].
Некоторые формы тугоухости и заболеваний уха можно предотвратить или минимизировать последствия путем ранней диагностики и последующего сопровождения. Отсутствие полноценной статистики затрудняет планирование требуемого объема помощи; именно поэтому выявление детей с потерей слуха является обязательным условием разработки лечебных и реабилитационных мероприятий [22].
Цель исследования - изучение распространенности нарушений слуха у школьников. В ходе углубленного исследования в столице Йемена Сана с ноября 2009 г. по апрель 2010 г. обследованы 2200 школьников 1-х, 2-х и 3-х классов начальной школы. Средний возраст детей составил 7,5 года. Обследование проводили в 12 начальных школах в 4 городах с различным социально-экономическим уровнем, которые были выбраны произвольно. В начале исследования проводили обязательный отоскопический осмотр, затем выполняли тональную аудиометрию с использованием аудиометра AD229b в скрининговом режиме. Всех детей осматривали в изолированном помещении внутри школы (например, в библиотеке). Каждый день проводили тональную аудиометрию. Оценивали наличие или отсутствие ответа каждого уха на 20 дБ на частотах 500, 1000, 2000 и 4000 Гц. Прохождение теста означал ответ с обеих сторон на всех частотах. Оценку «Тест не пройден» ставили при отсутствии ответа на одной или более частотах хотя бы на одном ухе. Дети с отсутствием ответа направлялись на тональную пороговую аудиометрию и исследование костной проводимости на клиническом аудиометре в звукоизолированной камере в условиях университетского госпиталя, а также на тимпанометрию. Эти исследования проводили не позднее чем через 3-4 нед после скрининга.
Степень снижения слуха оценивали в соответствии с международной классификацией: слабая степень (25-40 дБ), умеренная (41-55 дБ), средней тяжести (56-70 дБ), тяжелая (71-90 дБ) и глубокая (более 90 дБ). Сенсоневральная потеря слуха дифференцировалась в случаях, когда костно-воздушный интервал был менее 15 дБ, а кондуктивная - если костно-воздушный интервал превышал 15 дБ. Смешанный характер тугоухости оценивали при наличии костно-воздушного интервала более 15 дБ и порога костного звукопроведения более 15 дБ [24].
Результаты и обсуждение
255 (11,6%) учеников не прошли аудиометрический тест на 1-м этапе скрининга. После удаления серных масс из слуховых проходов у 21 человека число непрошедших тест составило 234 (10,6%).
Среди детей со сниженным слухом было 136 (58,1%) мальчиков и 98 (41,9%) девочек. В зависимости от года обучения значимых различий не получено: 80 (34,2%) из этих детей учились в 1-м классе начальной школы, 77 (32,9%) во 2-м и 77 (32,9%) в 3-м.
Как видно из табл. 1, 184 обследованных ученика принадлежали к среднему и низкому социально-экономическому классу - 40,2 и 31,6% соответственно.
Одностороннее снижение слуха выявлено у 149 школьников - 63,7%, двустороннее - у 85 (36,3%) при том, что распределение удельного веса одно- и двусторонней патологии по обращаемости отличается обратной закономерностью - родители детей с двусторонней тугоухостью обращаются за медицинской помощью чаще.
Распределение обследованных детей по степени снижения слуха представлено в табл. 2.
Из данных табл. 3 следует, что наиболее частой формой потери слуха было снижение слуха по кондуктивному типу. Наиболее частой причиной кондуктивной тугоухости был экссудативный отит (табл. 4).
Аудиологический скрининг при поступлении в школу, производимый во многих развивающихся странах, играет важную роль в ранней диагностике и лечении нарушений слуха и является залогом успешного обучения в школе [25]. В развивающихся странах, несмотря на значительную распространенность заболеваний уха и тугоухости, показатели которой значительно выше, чем в индустриальных странах, аудиологические исследования, к сожалению, не являются приоритетными [4]. Нередко
аудиологическое обеспечение очень ограничено или вообще отсутствует, а оборудования для рутинного скрининга тугоухости крайне недостаточно [26]. Тональный скрининг (PTS) является обоснованным «золотым стандартом» скрининговых программ исследования слуха у детей школьного возраста [27-29].
В Йемене до сих пор нет национальной программы скрининга слуха, поэтому возможности выявления снижения слуха и глухоты ограничены.
Высокий процент кондуктивной тугоухости у учащихся в Йемене объясняется низким социально-экономическим уровнем жизни в стране, плохим медицинским обеспечением, родственными браками.
Согласно полученным данным, самой частой причиной детской тугоухости является средний отит. При исследовании в начальной школе в Турции выявлено 10,4% тугоухих [30], в то время как в Кувейте - 31,3% [31]. Широкая распространенность экссудативного отита в Саудовской Аравии составляет 7,5% [32], что значительно ниже, чем в Западных странах - по данным исследования H. Rushton и соавт. [33]. У детей в Китае процент тугоухости ниже (1,3%).
Исследование слуха у школьников в развивающихся странах должно быть неотъемлемой частью национального здравоохранения. К сожалению, при рутинной диспансеризации школьников тугоухость выявляют редко, а органы здравоохранения уделяют недостаточно внимания исследованию слуха, что особенно важно в начальной школе. В таких условиях выявляются потери слуха уже в выраженной степени [34], т.е. тогда, когда родители начинают замечать ее последствия. H. Delage и L. Tuller [35] указывают, что небольшие проблемы с речью при слабой или умеренной тугоухости должны быть выявлены в раннем детстве, так как в юности качество речи может уже полностью не восстановиться.
Вывод
Высокая распространенность тугоухости в популяции школьников может быть выявлена путем обследования дошкольников. Введение ранней диагностики тугоухости на первом уровне медицинской помощи необходимо активно пропагандировать для создания системы аудиологического скрининга.