Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Мащенко А.И.

1. Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования ФМБА России, Москва, Россия 117513;
2. Воронежская областная детская клиническая больница №1, Воронеж, Россия 394087

Еретнова Н.М.

Воронежская областная детская клиническая больница №1, Воронеж, Россия 394087

Полякова М.А.

Воронежская областная детская клиническая больница №1, Воронеж, Россия 394087

Петрова И.П.

1. Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования ФМБА России, Москва, Россия 117513;
2. Воронежская областная детская клиническая больница №1, Воронеж, Россия 394087

Таварткиладзе Г.А.

ФГУ "Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования"

Опыт работы регионального центра кохлеарной имплантации

Авторы:

Мащенко А.И., Еретнова Н.М., Полякова М.А., Петрова И.П., Таварткиладзе Г.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 353

Загрузок: 4


Как цитировать:

Мащенко А.И., Еретнова Н.М., Полякова М.А., Петрова И.П., Таварткиладзе Г.А. Опыт работы регионального центра кохлеарной имплантации. Вестник оториноларингологии. 2014;(2):29‑32.
Mashchenko AI, Eretnova NM, Poliakova MA, Petrova IP, Tavartkiladze GA. The experience of the work of a regional cochlear implantation centre. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2014;(2):29‑32. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ауто­им­мун­ная ту­го­ухость и ве­ро­ят­ность ее фор­ми­ро­ва­ния в дет­ском воз­рас­те: об­зор ли­те­ра­ту­ры и собствен­ные наб­лю­де­ния. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(1):77-84
Осо­бен­нос­ти нас­трой­ки про­цес­со­ра кох­ле­ар­но­го им­план­та­та у де­тей со слу­хо­вой (ауди­тор­ной) ней­ро­па­ти­ей. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(2):10-16
Хи­рур­ги­чес­кая так­ти­ка при кох­ле­ар­ной им­план­та­ции у па­ци­ен­тов с ин­тра­опе­ра­ци­он­ной лик­во­ре­ей. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(4):4-8
Пер­спек­ти­вы кох­ле­ар­ной им­план­та­ции у па­ци­ен­тов с дис­пла­зи­ей слу­хо­во­го нер­ва. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(4):66-72
Вре­мен­ной ин­тер­вал при пос­ле­до­ва­тель­ной би­на­ураль­ной кох­ле­ар­ной им­план­та­ции. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(5):19-22

В последние годы отмечается тенденция роста количества тугоухих больных. В настоящее время число детей и подростков с нарушениями слуха в России составляет около 1 млн. На 1000 новорожденных в России приходится 1-2 глухих ребенка, еще 1-2 теряют слух в течение первых лет жизни [1, 2]. Как причина первичной детской инвалидности в Российской Федерации нарушение слуха стабильно находится на 7-9-м ранговом месте среди других причин, составляя 3,5-4,5% от их общего числа.

В Воронежском областном детском сурдологическом кабинете на учете состоит около 1500 человек, а общее число детей с тугоухостью и глухотой в регионе превышает 2000 - это около 55,6 человека на 10 000 детского населения. Только в специальных учреждениях для глухих и слабослышащих обучаются около 400 детей.

В настоящее время одним из основных способов реабилитации больных с высокой степенью тугоухости и тотальной глухотой является кохлеарная имплантация (КИ). При условии проведения КИ в возрасте до 2 лет и при отсутствии у ребенка сопутствующих нарушений и адекватной реабилитации все исследователи отмечают очень хорошие результаты [1, 3-5]. На основании научного и практического опыта последних лет подтверждается высокая эффективность бинауральной КИ, проведенной симультанно у детей начиная с 6-месячного возраста [4-6]. Показания для проведения КИ за последние годы претерпели существенные изменения, и в настоящее время это вмешательство осуществляется и у больных с остаточным слухом [1, 5] а число пациентов с имплантами превышает 250 000.

Цель исследования - определение основных направлений развития регионального центра КИ и оценка эффективности реабилитации детей после КИ.

Пациенты и методы

С 2008 г. в БУЗ «Воронежская областная детская клиническая больница №1» (ВОДКБ №1) под руководством и при непосредственном участии специалистов ФГБУН «Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования ФМБА России» (РНПЦАиС) начата реализация программы по КИ у детей, а с 2010 г. на базе ВОДКБ №1 функционирует филиал РНПЦАиС. За прошедшие годы были прооперированы 138 детей, а всего наблюдается 161 ребенок с КИ. У 8 пациентов выполнена бинауральная КИ, из них у 7 были проведены последовательные операции с интервалом между вмешательствами от 1 года до 3 лет, а у 1 - симультанно. Среди оперированных пациентов 62 были из Воронежа и области, а 76 - из Центрального и Южного федеральных округов. 108 пациентам имплантированы системы Nucleus CI24 и Freedom фирмы «Cochlear», 30 детям - HiRes 90 K фирмы «Advansed Bionics».

Всем больным в предоперационном периоде проводились общеклиническое обследование, осмотр ЛОР-органов, отомикроскопия при 10-кратном увеличении, аудиометрия в обычном диапазоне частот (при возрастной возможности), акустическая импедансометрия, исследование задержанной вызванной отоакустической эмиссии и эмиссии на частоте продукта искажения, исследование КСВП и ASSR. Также использовалась компьютерная томография височных костей на томографе Aquilion Premium фирмы «Toshiba» (Япония) с толщиной среза 1 мм. Все пациенты обследовались с участием дефектолога и логопеда с целью определения уровня общего развития, слухо-речевого восприятия и развития речи. Использовались тесты CAP, LIP и SIR из Nottingham early assessment package [7], адаптированные к русской речи. Кроме того, в процессе обследования детей консультировали невролог и педиатр.

Результаты и обсуждение

Важным этапом в организации реабилитации тугоухих детей является организация и проведение универсального аудиологического скрининга.

За последние годы процент охвата новорожденных аудиологическим скринингом повысился от 75% в 2009 г. до 95% в 2011 и 2012 гг. Это стало возможным благодаря оснащению роддомов и поликлиник области приборами для проведения скринингового исследования слуха, а также активной работе с педиатрами и неонатологами на местах. Важно отметить преемственность между 1-м и 2-м этапами универсального скрининга, когда дети, не прошедшие первый этап, незамедлительно направляются на дальнейшее обследование в сурдоцентр. Как показали результаты последних лет, в рамках мероприятий по универсальному аудиологическому скринингу ежегодно выявляются от 19 до 45 детей раннего возраста с нарушением слуха разной степени (табл. 1).

Это позволяет после полного клинического и аудиологического обследования в сурдоцентре ВОДКБ №1 проводить раннее слухопротезирование и начинать реабилитационные мероприятия. Своевременно начатая реабилитация позволяет выбрать и подготовить к операции кандидатов на КИ в возрасте до 1 года.

Оперативное вмешательство проводилось по стандартной методике с учетом модификаций, разработанных специалистами РНПЦАиС. Интраоперационных осложнений не наблюдалось. В раннем послеоперационном периоде у одного ребенка отмечалась гематома заушной области, которая была ликвидирована при помощи пункции. У четырех пациентов через 5-6 мес после операции развился острый средний отит с явлениями мастоидита на имплантированном ухе. Воспалительные явления в среднем ухе у 3 пациентов удалось купировать консервативными методами. У 1 ребенка дополнительно потребовалось проведение миринготомии. В последующем импланты функционировали хорошо, осложнений не наблюдалось.

Во время вмешательства осуществлялась визуальная регистрация электрически вызванного рефлекса стременной мышцы и определение порогов потенциала действия слухового нерва. Эти данные использовались в последующем для определения комфортного уровня стимуляции при подключении речевого процессора. Подключение речевого процессора и последующие настройки проводились аудиологами и дефектологами на базе ВОДКБ №1 по схеме, разработанной специалистами РНПЦАиС. Это позволяло специалистам чаще наблюдать детей, а родителям - регулярно получать консультации по реабилитации.

Наибольший интерес представила группа из 56 долингвально оглохших детей в возрасте от 1 года до 12 лет со сроком наблюдения 2 года и более после подключения речевого процессора, среди них 31 (55%) мальчик и 25 (45%) девочек. Распределение по возрасту было следующим: 1-я группа - дети от 0 до 2 лет (22 человека), 2-я группа - от 3 до 4 лет (17 человек) и 3-я группа - 5 лет и старше (17 человек). Оценка эффективности реабилитации проводилась именно в этих возрастных группах.

Классы аудиторной характеристики (CAP) оценивались от 0 до 7 в зависимости от возможности ребенка распознавать и понимать звуки. Перед оперативным вмешательством средние значения CAP были: в 1-й группе - 0,4, во 2-й группе - 0,3 и в 3-й группе - 1. После двух лет реабилитации средние классы CAP составили: в 1-й группе - 4,5; во 2-й группе - 4,6; в 3-й группе - 4,4. Таким образом, более выраженная динамика наблюдалась в 1-й и 2-й группах детей по сравнению с пациентами более старшего возраста (p<0,01).

Понятность речи (SIR) оценивалась по 5 категориям в зависимости от типа коммуникации и возможности ребенка общаться. До операции средние значения SIR отмечены в следующих диапазонах: в 1-й группе - 1, во 2-й группе - 1, в 3-й группе - 2,23. Через два года реабилитации средние значения SIR повысились: в 1-й группе - 3,32, во 2-й группе - 3,5, в 3-й группе - 3,7. Несмотря на то что показатели SIR во 2-й и 3-й группах были выше, чем в 1-й группе, динамика роста категорий SIR была достоверно выше в 1-й группе (p<0,01).

Тесты оценки распознавания звуков (LIP) используются у детей раннего возраста, когда возможность проведения речевой аудиометрии сомнительна. Нами применялась модификация LIP с учетом особенностей русской речи. Батарея тестов включает 12 уровней. Отсутствие признака фиксировалось как 0, периодическое наличие - как 1, постоянное присутствие - как 2. Тест оценивали по количеству баллов от 44 до 0.

Среднее стартовое значение LIP в группах было следующим: в 1-й группе - 3,4, во 2-й группе - 2,88 и в 3-й группе - 11,16. Средние сроки достижения максимального уровня LIP в 1-й группе были значительно меньше -

17 мес по сравнению со 2-й и 3-й группами: соответственно 24 и 19,3 мес (p<0,01) (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика показателей LIP у пациентов разных возрастных групп.
Это свидетельствует о высоком реабилитационном потенциале детей раннего возраста, связанном с сохранением пластичности слуховой коры.

В рамках настроечных сессий проводились сеансы дистанционных настроек речевых процессоров КИ «Cochlear» с использованием программного обеспечения фирмы «Auric» (Германия). Отработка методов дистанционного программирования и консультирования позволила решить трудные вопросы по настройке речевых процессоров без приезда пациентов с родителями в Москву и упростила саму процедуру настройки.

Важным показателем реабилитации пациентов, на наш взгляд, является возможность последующего обучения и интеграции в социальную среду. Среди детей, оперированных до 2 лет, основная часть обучаются среди слышащих детей: 12 из них посещают массовый детский сад, 2 - массовую школу, 4 находятся дома и индивидуально занимаются с дефектологом, 2 занимаются в интегрированной группе в детском саду, и лишь 2 ребенка обучаются в специализированном детском саду. Во 2-й группе реабилитационный потенциал пациентов несколько слабее, однако большая часть имеет возможность и навыки обучения среди слышащих: 7 детей в массовом детском саду, 3 - в массовой школе и 4 - в интегрированных группах. Лишь 2 пациента учатся в специализированной школе и один - в специализированном детском саду.

Пациенты 3-й группы продемонстрировали более скромные результаты: 7 детей учатся в массовой школе и 1 ребенок - в массовом детском саду, 7 детей посещают специализированную школу для слабослышащих и 2 - специализированный детский сад (табл. 2).

Таким образом, даже предварительная оценка показала, что пациенты, которым КИ была выполнена в первые годы жизни, достигли значительно больших результатов в реабилитации. Это стало возможным при тщательном соблюдений всех условий организации реабилитационного процесса в регионе.

Важным разделом работы, на наш взгляд, является проведение семинаров для сурдопедагогов и информационная поддержка родителей детей, использующих системы КИ.

Предлагаемая структура и модель функционирования регионального центра реабилитации пациентов методом КИ представлена на рис. 2.

Рисунок 2. Структура регионального центра КИ.
Как показали результаты анализа, такая модель взаимодействия РНПЦАиС и регионального сурдологического центра позволяет эффективно использовать местный кадровый потенциал и увеличивает эффективность реабилитационного процесса.

Выводы

Перенос основной части этапов КИ в регионы значительно сокращает расходы на реабилитацию и приближает высокотехнологичную помощь к пациенту.

Отработка и внедрение системы дистанционного программирования речевых процессоров в работу региональных центров реабилитации позволит значительно повысить эффективность реабилитационного процесса на местах.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.