Кохлеарная имплантация является наиболее эффективным методом реабилитации пациентов, страдающих сенсоневральной тугоухостью высокой степени или глухотой [1]. Смысл психолого-педагогической реабилитации после операции заключается в переходе ребенка с кохлеарным имплантом (КИ) на путь естественного развития, коммуникации и речи на изменившейся сенсорной основе. Накопленный в России и на Западе опыт применения метода кохлеарной имплантации в отношении детей показал, что операция кохлеарной имплантации обеспечивает предпосылки, но не гарантирует переход ребенка на путь естественного развития слухового восприятия и спонтанного развития речи. В процессе постоперационной помощи детям с КИ мы предлагаем выделить первоначальный, наиболее ответственный и по сути запускающий реабилитацию этап [2, 3].
Смысл данного этапа состоит в запуске естественного развития слухового восприятия и спонтанного развития речи в естественной коммуникации. Предлагаемая система работы сурдопедагога включает четыре сессии, в ходе которых воспроизводится логика нормального развития слышащего ребенка первого года жизни. На занятиях сурдопедагог работает с родителями и ребенком, перестраивая их взаимодействие на естественную сенсорную основу.
Цель исследования—представить разработанную в Институте коррекционной педагогики РАО систему работы сурдопедагога на запускающем этапе реабилитации с ребенком с КИ и его семьей.
Пациенты и методы
Предложенная система работы сурдопедагога с ребенком с КИ и его семьей проверялась на 90 детях раннего и дошкольного возраста, не владеющих речью. Всем детям кохлеарная имплантация была проведена в разном возрасте, и диапазон различий был достаточно велик: от проведения операции в 7 мес до операции в 6 лет 6 мес. В ходе эксперимента после проведения операции все участники были условно объединены в две группы. В 1-ю группу вошли 45 детей раннего возраста с врожденными или рано приобретенными тяжелыми нарушениями слуха (глухота, тугоухость, пограничная с глухотой, тугоухость IV степени), проживающих в соответствии с возрастом «доречевой период» и потому не владеющих словесной речью. Во 2-ю группу вошли 45 детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями слуха, проживающих «речевой период», но не овладевших развернутой словесной речью, несмотря на то, что большинство из них находились в условиях специального обучения и воспитания. Большинство детей обеих групп к началу запускающего этапа реабилитации использовали в общении со взрослыми преимущественно естественные жесты (указательный и изобразительные жесты), сопровождаемые голосовыми вокализациями.
В соответствии с предложенной системой работы сурдопедагога неотъемлемым и решающим условием успешной реабилитации ребенка с КИ является перестройка взаимодействия в семье, поэтому в исследовании приняли участие не только дети с КИ, но и их родители, а также родственники — всего 90 семей. В состав взрослых вошли 152 человека: родители (132), старшие братья и сестры (8), бабушки и дедушки (16), тетушки (1), няни (2), домашний сурдопедагог (1).
Метод наблюдения и оценка привычных способов взаимодействия родителей с ребенком позволили выявить наиболее типичные трудности во взаимодействии родителей с ребенком к началу проведения запускающего этапа реабилитации. Перестройка эмоционального взаимодействия родителей с ребенком в ходе проведения запускающего этапа реабилитации оценивалась по видеозаписям и дневникам родителей с опорой на выделенные показатели завершения каждой сессии, что подтверждается видеозаписями работы сурдопедагога.
Результаты и обсуждение
Предлагается выделить четыре сессии работы сурдопедагога на запускающем этапе реабилитации:
0. Ориентировочная.
1. Запуск эмоционального взаимодействия ребенка и его близких на полноценной сенсорной основе.
2. Запуск понимания речи.
3. Запуск спонтанного освоения речи в естественной коммуникации.
По отношению к каждой из них определены задачи, содержание, методы и приемы работы, показатели завершения каждой сессии как по отношению к ребенку с КИ, так и его семье.
Ориентировочная сессияявляется по смыслу подготовительной для сурдопедагога. В начале сессии сурдопедагог устанавливает эмоциональный контакт с ребенком с КИ, оценивает его продолжительность, осуществляет пробы и определяет условия для сохранения контакта, наблюдает и оценивает наличие и качество взаимодействия ребенка с КИ с сурдопедагогом.
Во время ориентировочной сессии сурдопедагог определяет также особенности взаимодействия семьи со своим прооперированным ребенком, пробует включить родителей в нужное ему взаимодействие с ребенком и оценивает легкость этого включения, «чувствительность» родителей к инициативам и подсказкам сурдопедагога, их способность к эмоциональному заражению и подражанию действиям специалиста в ходе взаимодействия с ребенком.
Ориентировочная сессия считается завершенной по отношению к ребенку при условии сохранения эмоционального контакта сурдопедагога с ним на протяжении всего занятия; по отношению к семье — при выявлении готовности родителей к перестройке их взаимодействия со своим ребенком.
Сессия 1. Запуск эмоционального взаимодействия на полноценной сенсорной основе.
Ведущей задачей данной сессии является запуск эмоционального диалога близких с ребенком на полноценной сенсорной основе. Ориентиром для сурдопедагога служит нормальный ранний слуховой онтогенез, понимаемый в контексте становления эмоционального взаимодействия ребенка с окружающим миром [4].
В ходе сессии сурдопедагог вовлекает ребенка с КИ в эмоциональный диалог, характерный для слышащего ребенка первого года жизни. Использует интересующие его по возрасту, но непременно сенсорно привлекательные, и, как правило, звучащие предметы и предлагает играть с ними. Сурдопедагог вызывает отклик на «захватывающие» игровые действия, побуждает ребенка с имплантом к дифференцированному эмоциональному отклику, прежде всего в виде улыбки и ответных голосовых реакций. При этом речь сурдопедагога специфична и отличается особой мелодичностью, вокальной выразительностью, интонационным разнообразием, насыщена сменой певучих голосовых модуляций, охватывающих весь диапазон речевых частот. Такая речь помогает перестройке сенсорной основы эмоционального взаимодействия с привычной зрительно-слуховой на новую — преимущественно слухозрительную и слуховую [5, 6].
По отношению к родителям сурдопедагог решает другие задачи — прежде всего демонстрирует им успешный опыт эмоционального взаимодействия с их ребенком на полноценной сенсорной основе, вовлекает их в организованное взаимодействие, «передает» способы такого взаимодействия, добиваясь в итоге от родителей готовности инициировать и свободно вести дома эмоциональный диалог со своим ребенком на полноценной сенсорной основе.
Особенность становления эмоционального диалога ребенка с КИ со своими близкими состоит и в том, что комплекс оживления — начало эмоционального диалога — возникает на полноценной сенсорной основе впервые, но в другом паспортном возрасте.
Первая сессия «Запуск эмоционального взаимодействия» считается завершенной по отношению к ребенку, когда налажено и развивается эмоциональное взаимодействие с сурдопедагогом и с родителями на новой сенсорной основе. Проявлением служит явная активизация эмоциональных и голосовых реакций ребенка с КИ, понимание и использование им интонации в ее естественной смысло-различительной функции; по отношению к семье — когда родители на занятиях с сурдопедагогом не только участвуют в эмоциональном диалоге, но и активно инициируют его, начинают применять в обыденной жизни освоенные на занятиях способы эмоционального взаимодействия с ребенком на новой сенсорной основе.
Сессия 2. Запуск понимания речи на полноценной сенсорной основе.
Смысл этой сессии заключается в помощи ребенку с КИ в освоении понимания звучащей речи в контексте эмоционального взаимодействия с близкими. В этой сессии сурдопедагог развивает эмоциональный диалог, побуждая ребенка к инициативным действиям при помощи речи. Понимание речи сурдопедагога становится условием продолжения интересного для ребенка эмоционального насыщенного взаимодействия. При этом сурдопедагог приветствует любую доступную ребенку ответную реакцию, соответствующую смыслу взаимодействия, не требуя обязательного речевого отклика, поскольку задачей данной сессии является запуск понимания речи на новой сенсорной основе.
По отношению к родителям сурдопедагог решает другие задачи — прежде всего демонстрирует им успешный опыт эмоционального взаимодействия с их ребенком на основе понимания звучащей речи и «передает» им эти способы взаимодействия, специально организовывая его на занятиях и стимулируя использование этих способов дома в реальных жизненных ситуациях.
Вторая сессия считается завершенной по отношению к ребенку, когда он способен к эмоциональному взаимодействию на основе понимания звучащей речи с опорой на ситуацию, как это происходит у слышащего малыша, сам проявляет инициативу во взаимодействии с сурдопедагогом и близкими, появляется лепет; по отношению к семье, когда родители способны вести эмоционально насыщенный диалог со своим ребенком, используя речь как средство взаимодействия и развивая у ребенка понимание звучащей речи в бытовых и игровых ситуациях.
Сессия 3. Запуск освоения самостоятельной речи на полноценной сенсорной основе.
Суть работы сурдопедагога в этой сессии состоит в запуске спонтанного освоения речи в ходе естественной коммуникации, как это происходит в норме у слышащего ребенка первого года жизни.
В 3-й сессии сурдопедагог создает на занятиях условия, при которых высказывание ребенка в любой доступной ему форме обязательно для продолжения интересного ему эмоционально насыщенного взаимодействия со взрослым. Сурдопедагог приветствует любые ответные реакции ребенка, но теперь уже прежде всего — вербальный ответ. В ходе взаимодействия сурдопедагог сам переводит все ответные инициативные реакции ребенка (изобразительные жесты, вокализации, лепет, протослова и др.) в более сложную, но доступную ему речевую форму, как это происходит в норме при взаимодействии со слышащим ребенком раннего возраста. Так создаются условия для закономерного перехода ребенка с КИ от лепета к первым протословам, что соответствует логике нормального раннего речевого онтогенеза.
В третьей сессии сурдопедагог демонстрирует родителям успешный опыт уже доступной ребенку вербальной коммуникации в эмоционально насыщенном диалоге, организует аналогичное взаимодействие родителей с ним. Сурдопедагог «передает» родителям новые для них способы взаимодействия с ребенком, стимулируя их использование в жизненных ситуациях. Так создаются условия для перехода родителей к максимально возможному для ребенка пониманию и использованию вербальных средств в ситуациях эмоционально насыщенного общения.
Показатели завершения запускающего этапа реабилитации ребенка с КИ:
— естественное поведение, характерное для слышащего ребенка раннего возраста, — живой интерес к звукам, желание и стремление экспериментировать с ними; активизация голосовых реакций; способность самостоятельно искать и находить источник звука в естественных бытовых условиях — дома, на улице, в транспорте, в магазине, поликлинике. Ребенок начинает самостоятельно искать источник звука и, обнаружив его, ведет себя адекватно услышанному;
— естественная коммуникация, характерная для слышащего ребенка раннего возраста, — эмоциональная включенность ребенка в коммуникацию; способность использовать интонацию в ее смыслоразличительной функции, способность инициировать контакты с окружающими слышащими людьми, используя как невербальные, так и доступные ему вербальные средства; общаться, не обязательно глядя на собеседника, воспринимать доступные вопросы и словесные инструкции и адекватно реагировать на них в ситуации и вне ситуации наглядного выбора и т. д.;
— способность спонтанно осваивать речь в естественной коммуникации, как это происходит у нормально слышащего ребенка раннего возраста.
В результате применения предложенной системы работы сурдопедагога на запускающем этапе реабилитации итоговый показатель завершения запускающего этапа реабилитации ребенка с КИ — его переход к естественному для слышащего поведению в социуме и к естественному развитию коммуникации и речи — был достигнут во всех 90 наблюдениях.
Все дети стали получать удовольствие от общения со взрослым (радоваться, улыбаться, смеяться) на полноценной сенсорной основе. Стали инициировать общение с близкими, с радостью поддерживали его на протяжении довольно длительного времени.
У всех детей с КИ появилось естественное поведение, характерное для слышащего ребенка первого года жизни: стали проявлять интерес к звукам окружающего мира, появились яркие эмоциональные реакции не только на громкие, но и на тихие звуки, источник которых находился на дальнем расстоянии и вне поля зрения. Появилось стремление к экспериментированию со звуками, которое стало доставлять детям видимое удовольствие. Дети научились различать смысл схожих по звучанию источников звука (звонок в дверь, звонок маминого и папиного мобильных телефонов, городского телефона). Все дети стали естественным для слышащего ребенка образом реагировать на звуки окружающего мира (останавливаться, услышав гудок машины, подбегать к взрослому, услышав свое имя, выделять голоса близких в шумной обстановке).
Все дети начали с первого раза понимать обращенную к ним развернутую устную речь взрослого, самостоятельно и адекватно реагировать, как это делает слышащий ребенок раннего возраста.
К концу запускающего этапа реабилитации у всех детей появились первые спонтанно освоенные на естественной сенсорной основе слова, количество которых быстро увеличивалось.
Принципиально важно, что в процессе проведения запускающего этапа все родители усвоили предложенные модели эмоционального взаимодействия, удалось перестроить их взаимодействие с ребенком, и в результате они перешли к естественному взаимодействию со своими детьми на полноценной сенсорной основе
Анализ результатов исследования подтвердил эффективность разработанной системы работы сурдопедагога с детьми после операции кохлеарной имплантации. Важно подчеркнуть, что во всех случаях удалось добиться и перехода детей с КИ на путь естественного развития коммуникации и речи вне зависимости от тяжести и характера нарушения слуха, от времени потери слуха, от сенсорной основы, на которой была сформирована коммуникация до операции кохлеарной имплантации.
При этом продолжительность запускающего этапа реабилитации была различной. В 1-й группе — от 9 мес до 1 года 6 мес; во 2-й группе — от 9 мес до 2 лет.
Закономерно, что изменения в становлении эмоционального взаимодействия, в развитии слуха, понимания речи и активизации самостоятельной речи детей с КИ в процессе реабилитации происходили в логике нормального раннего речевого онтогенеза, что подтверждается зафиксированными в дневниках наблюдениями родителей за развитием своих детей.
Выводы
1. Разработанная в Институте коррекционной педагогики РАО система работы сурдопедагога с детьми после операции кохлеарной имплантации включает четыре сессии работы сурдопедагога на запускающем этапе реабилитации: ориентировочную сессию, запуск эмоционального взаимодействия ребенка и его близких на полноценной сенсорной основе, запуск понимания речи, запуск спонтанного освоения речи в естественной коммуникации.
2. По отношению к каждой сессии определены задачи, содержание, методы и приемы работы, показатели завершения каждой сессии как по отношению к ребенку с кохлеарным имплантом, так и к его семье.
3. В качестве итогового показателя завершения запускающего этапа реабилитации рассматривается переход ребенка к естественному поведению в социуме и развитию коммуникации и речи, как это происходит у слышащего ребенка в раннем возрасте.
4. Эффективность работы предложенной системы подтверждена в ходе экспериментального исследования на выборке, включающей 90 семей (90 детей раннего и дошкольного возраста, до операции не овладевших словесной речью, и 132 взрослых).
Конфликт интересов отсутствует.
1Работа выполнена в рамках Государственного задания № 2016/Р12 Минобрнауки РФ.