Сопоставление показателей микробиоценоза полости носа с особенностями течения воспалительного заболевания показало, что тяжесть патологического процесса зависит от степени негативных изменений микробиологических показателей [1]. Дисбиоз можно рассматривать как фактор этиологии либо как фактор, предрасполагающий к развитию патологического процесса. Однако без одного невозможно и другое [2, 3]. По мнению различных исследователей, бактериальный фактор остается одной из ведущих причин развития патологических процессов в околоносовых пазухах. Взаимосвязь между макроорганизмом и микрофлорой настолько велика, что часто трудно установить, что является первопричиной развития патологического состояния: изменения в организме хозяина или сдвиги в составе микрофлоры [4—6].
Микробиоценоз представляет собой целостную экологическую систему, которая сохраняется за счет постоянного динамического равновесия между микрофлорой и макроорганизмом. Характер симбиоза между «безобидными» микробами и человеком может изменяться в зависимости от состояния здоровья хозяина или видового состава ценозов. В экстремальных условиях непатогенные обитатели биологических областей ведут себя как патогенные бактерии, т. е. вызывают тяжелые заболевания. Существует точка зрения о том, что активизация аутофлоры происходит при разнообразных повреждающих факторах на организм человека. Угнетение факторов естественного иммунитета вызывает глубокие нарушения сложившихся ассоциативных связей в микробиоценозе, что в конечном итоге приводит к дисбактериозу и изменению биологических свойств микробов аутофлоры [7—10].
Цель исследования — изучение особенностей микробиоценоза слизистой оболочки носа при остром бактериальном риносинусите.
Пациенты и методы
Обследованы 86 больных с острым бактериальным риносинуситом (ОБРС) в возрасте от 18 до 64 лет. Группу контроля составили 156 здоровых доноров крови Красноярского краевого центра крови № 1, сопоставимых по полу и возрасту с пациентами основной группы. Диагностика ОБРС основывалась на комплексном обследовании больных оториноларингологом. При постановке диагноза бактериального риносинусита использованы стандартные общеклинические методы.
Для оценки микрофлоры слизистой оболочки носа проводили посев микроорганизмов на питательные дифференциально-диагностические среды (КА, ЖСА, Эндо, энтерококк-агар). Для взятия образцов патологического материала со слизистой оболочки носа и транспортировки для дальнейших исследований использовались стерильные тумферы с коммерческой транспортной средой Эймса. Посев проводили секторным методом. Инкубировали в термостате при температуре 37 °C в течение 24 ч. Подсчет микроорганизмов проводили по расчетной таблице.
Для видового определения бактерий рода Streptococcus использовали тест на наличие каталазной активности. Каталазоотрицательные грамположительные кокки с КА пересевали на селективный бульон для стрептококков. Для идентификации стрептококков использовали тест-систему slidexstrepto-kit («Биомерье», Франция). Для видовой идентификации бактерий семейства Enterobacteriaceae использовали агар Эндо. Колонии микроскопировали и грамотрицательные палочки пересевали на скошенный агар Олькеницкого штрихом и уколом. Для определения видов использовали системы для биохимической идентификации энтеробактерий. Определение энтерококков осуществляли при посеве на коммерческий агар энтерококкагар. Для идентификации выделенных стафилококков определяли каталазную активность (отсутствует у бактерий рода Micrococcus), коагулазную активность в отношении плазмы кролика, образование кислот из маннита, мальтозы, сахарозы, лактозы и ферментацию глюкозы в анаэробных условиях, наличие уреазы и образование ацетилметилкарбинола — ацетоина. У стафилококков определяли патогенные (гемолиз, липаза, лецитиназа, фибринолизин, коагулаза, коллагеназа) и персистентные свойства (антилизоцимную и антиинтерферонную активность).
Статистическую обработку результатов осуществляли с помощью пакета прикладных программ Statistica 7.0 («StatSoft, Inc.», 2004). Описание выборки производили с помощью подсчета медианы (Ме) и интерквартильного размаха в виде 25-го и 75-го перцентилей (С25 и С75). Достоверность различий между показателями независимых выборок оценивали по непараметрическому критерию Манна—Уитни. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимался равным 0,05.
Результаты и обсуждение
При исследовании количественного состава микрофлоры слизистой оболочки носа при ОБРС было обнаружено значительное преобладание микроорганизмов, принадлежащих к родам Staphylococcus и Streptococcus, а также к семейству Enterobacteriaceae, относительно контрольной группы (см. таблицу). Также в группе больных с ОБРС обнаружено повышение КОЕ S. pneumonia. При этом концентрация S. haemolyticus, M. catarrhalis и H. influenzae была значительно выше нормы (≤103). При определении видовой принадлежности микроорганизмов, относящихся к роду Staphylococcus, было установлено увеличение общей численности штаммов S. aureus, относящихся к коагулазопозитивным стафилококкам. При этом частота встречаемости и количество коагулазонегативных стафилококков также возрастало. Выявлено большое разнообразие данных микроорганизмов.
При изучении микрофлоры, полученной со слизистой оболочки носа, было выявлено 786 культур микроорганизмов в группе больных с ОБРС, а в группе контроля выявлено 174 культуры. Среди изолятов установлено 8 родов и 14 видов бактерий у больных ОБРС и 6 родов и 8 видов в группе контроля. Анализ частоты встречаемости микроорганизмов, принадлежащих к разным родам, показал, что в группе больных с ОБРС значительно чаще, чем в группе контроля, встречались микроорганизмы, принадлежавшие к родам Staphylococcus, Streptococcus и семейству Neisseria.
При исследовании частоты встречаемости условно-патогенных бактерий на слизистой оболочке носовых ходов у больных с ОБРС выявлен наиболее высокий процент их встречаемости и определены виды, которые чаще выявлялись у больных — H. influenzae и M. catarrhalis. Результаты достоверно различаются с группой контроля. Анализ частоты встречаемости бактерий, относящихся к роду Staphylococcus, выделенных со слизистой оболочки носа, показал высокий процент обнаружения как коагулазоположительных стафилококков, к которым относится золотистый стафилококк, так и коагулазоотрицательных, таких как S. epidermidis и S. haemolyticus.
Сравнительное изучение микробного пейзажа показало, что только в 50% при ОБРС были выделены монокультуры стафилококков (S. aureus), в остальных случаях микроорганизмы формировали ассоциации. Установлены поликомпонентные ассоциации (от 2 до 5), с преобладанием 2- и 3-компонентных — 21% (S. aureus, S. epidermidis) и 15% (S. epidermidis, S. haemolyticus, S. hominis). Анализ распределения видов внутри ассоциаций показал, что ведущими являлись S. aureus, S. epidermidis, S. haemolyticus и S. hominis. Обнаружение других стафилококков (S. xylosus, S. cohnii, S. capitis, S. hyicus) находилось в зависимости от соотношения основных видов.
К факторам патогенности и персистенции стафилококков относят продуцируемые ими ферменты и токсины. При исследовании патогенных свойств у 35% коагулазопозитивных стафилококков в группе больных с ОБРС и 20% в контрольной группе фибринолизин был выявлен у 72% штаммов S. aureus в группе с ОБРС. В контрольной группе штаммы, способные продуцировать ФЛ, выявлялись в 9%, гемолитическая и лецитиназная активности встречались в равных соотношениях (30 и 34%), в контрольной группе — 12 и 18%. При этом диаметр зоны лизиса эритроцитов составил 8,6±1,8 мм, в группе контроля — 3,4±0,4 мм. Диаметр зоны действия фермента лецитиназы составлял 3,8±0,8 мм, в контроле — 1,4±0,1 мм. Частота встречаемости фермента липазы у штаммов стафилококков выявлена в 44,4% случаев, в контроле — в 15% штаммов стафилококков. Диаметр зоны липазной активности составил 7,1±1,3 мм, в группе контроля — 2,4±0,2 мм. Высокую протеолитическую активность проявили стафилококки — в 51% случаев в контрольной группе процент стафилококков, способных разжижать желатин, соответствовал 27%. Изучение персистентных свойств у больных с ОБРС выявило 18% антилизоцимной и 25% антиинтерфероновой активности стафилококков, выделенных со слизистой оболочки носа.
В результате исследования обнаружено нарушение микробиоценоза у больных с ОБРС. Выявлено увеличение общей микробной численности микроорганизмов, относящихся к условно-патогенным [11]. Как известно, микробный пейзаж слизистой оболочки носа беднее, чем слизистой оболочки зева, поэтому любые, даже минимальные, отклонения могут быть индикаторами дисбиотических нарушений [12].
При ОБРС было установлено увеличение общей численности коагулазопозитивного — золотистого стафилококка, а также коагулазонегативных — эпидермального и гемолитического стафилококков. Известно, что токсины, продуцируемые золотистым и эпидермальным стафилококками, угнетают двигательную активность мерцательного эпителия и транспорт носового секрета [13].
Обращает на себя внимание, что количественный состав грамотрицательной микрофлоры слизистой оболочки носа в исследуемой группе имеет тенденцию к увеличению. Не совсем обычная локализация этих бактерий может приводить к развитию воспалительного процесса. Кроме этого, согласно данным литературы, эти бактерии обладают выраженной сенсибилизирующей активностью [14].
При исследовании патогенных и персистентных свойств штаммов стафилококков, выделенных со слизистой оболочки носа у больных ОБРС, было обнаружено, что практически все виды, которые предположительно являются этиологическими агентами, способны продуцировать ферменты патогенности и персистенции.
Перенаселение слизистой оболочки носа микрофлорой способствует тому, что часть микроорганизмов может спускаться из верхних отделов дыхательных путей в нижние — не свойственные для них места персистенции. Формирование новых микробных сообществ может изменять среду обитания и характер взаимоотношений между ассоциантами. Многие исследователи считают, что в таких условиях происходит отбор микропопуляций аутофлоры с повышенными вирулентными свойствами.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.